|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Новоюлианский календарь Материалы светских интернет-СМИ Астронет: Часто задаваемые вопросы о Христианском календаре Термин «христианский календарь» традиционно используется для обозначения наиболее распространенного в настоящее время календаря, хотя его связь с христианством довольно спорна. Год в христианском календаре продолжается 365 или 366 дней. Он разделен на 12 месяцев, не связанных с движением Луны. Независимо от этого деления, дни подразделяются на группы из семи дней, которые называются неделей. В недавнем прошлом существовали два варианта христианского календаря: юлианский и григорианский. Различие между ними заключается в том, как они аппроксимируют длину тропического года и в правилах вычисления Пасхи. 1. Что такое юлианский календарь? Юлианский календарь был введен Юлием Цезарем в 45 г. до н.э. Он повсеместно использовался до 1500–х годов, когда многие страны начали переходить на григорианский календарь (см. раздел 2). Однако некоторые страны (например, Россия и Греция) использовали его до 1900–х годов, а православная церковь в России и некоторые другие православные церкви до сих пор используют его. В юлианском календаре длина тропического года принята равной 365 1/4 дня = 365.25 дня. Это дает ошибку в 1 день примерно через 128 лет. Приближение 365 1/4 достигается введением одного високосного года на каждые 4 года. 1.1. Какие годы являются високосными? В юлианском календаре каждый четвертый год является високосным: Каждый год, номер которого делится на 4 без остатка — високосный. Однако это правило не соблюдалось в первые годы после введения юлианского календаря в 45 г. до н.э. В первые годы существования этого календаря из–за ошибок в расчетах каждый третий год был високосным. Високосными были: 45 г. до н.э.1, и следующие годы — 42, 39, 36, 33, 30, 27, 24, 21, 18, 15, 12, 9 до н.э.; 8, 12 г. н.э. и каждый четвертый год после этого. Между 9 г. до н.э. и 8 г. н.э. (или, согласно некоторым источникам, между 12 г. до н.э. и 4 г. н.э.) високосных годов не было. Этот период без високосных лет был установлен декретом императора Августа, чтобы исправить влияние избытка високосных лет в предыдущий период. Благодаря этому он был увековечен в календаре, так как восьмой месяц был назван его именем. Любопытный факт: хотя метод счета лет от (официального) года рождения Христа не применялся до 6–го века, благодаря удачному совпадению юлианские високосные годы совпали с годами после рождества Христова, кратным четырем. 1.2. Какие последствия имело использование юлианского календаря? В юлианском календаре ошибка в один день накапливалась за 128 лет. Поэтому каждые 128 лет тропический год сдвигался на один день назад относительно календаря. Более того, метод вычисления даты Пасхи был неточным и требовал улучшения. Чтобы исправить это, необходимо было сделать следующее: 1) Юлианский календарь необходимо было заменить на более адекватный. 2) Лишние дни, которые вставил юлианский календарь, должны быть пропущены. Решением проблемы 1) был григорианский календарь, описанный в разделе 2. Решение проблемы 2) зависело от того факта, что 21 марта считалось подходящим днем для весеннего равноденствия (потому что весеннее равноденствие приходилось на 21 марта во время Никейского собора в 325 г.) Таким образом, в григорианском календаре этот день должен был стать днем весеннего равноденствия. К 1582 году весеннее равноденствие сдвинулось на (1582–325)/128 дней = примерно на 10 дней назад. Таким образом, необходимо было исключить 10 дней. 2. Что такое григорианский календарь? Григорианский календарь — это наиболее распространенный в настоящее время календарь. Он был предложен Алоизиусом Лилиусом, врачом из Неаполя, и принят папой Григорием XIII в соответствии с рекомендациями Трентского собора (1545–1563 гг.), чтобы исправить ошибки старого юлианского календаря. Он был введен папой Григорием XIII папской буллой от 24 февраля 1582 г. Эта булла называется «Inter Gravissimas» по ее первым словам. В григорианском календаре длина тропического года аппроксимирована числом 365 97/400 суток = 365.2425 суток. Таким образом, тропический год сдвинется относительно григорианского календаря на один день через 3300 лет. Приближение 365 97/400 достигается введением 97 високосных лет на каждые 400 лет. 2.1. Какие годы являются високосными? В григорианском календаре на каждые 400 лет приходится 97 високосных лет: Каждый год, номер которого кратен 4 — високосный. Однако, каждый год кратный 100 — не високосный. Однако, каждый год кратный 400 все же високосный. Таким образом, 1700, 1800, 1900, 2100 и 2200 — не високосные годы. Однако 1600, 2000 и 2400 — високосные годы. (Опровержение мифа: не существует двойных високосных годов, то есть годов с 367 днями. Однако, смотрите заметку о Швеции в разделе 2.4.) 2.2. Существует ли правило 4000 лет? Было высказано предложение (наряду с другими и астрономом Джоном Гершелем (1792–1871)), что лучшим приближением продолжительности тропического года будет 365 969/4000 дней = 365.24225 дня. Для этого необходимо на каждые 4000 лет ввести 969 високосных лет, вместо 970 согласно григорианскому календарю. Этого можно достичь исключением одного високосного года за каждые 4000 лет, сделав годы, кратные 4000 не високосными. Это правило, однако, официально не принято. 2.3. Не делают ли это по другому в Греции? Когда греческая православная церковь все–таки решила перейти на григорианский календарь в 1920–х годах, она попыталась усовершенствовать григорианские правила високосных годов, заменив правило «кратный 400» на следующее: Каждый год, который, будучи поделенным на 900, даст в остатке 200 или 600 — високосный. По этому правилу 1900, 2100, 2200, 2300, 2500, 2600, 2700, 2800 — не високосные, а 2000, 2400 и 2900 — високосные годы. До 2800 года это не приведет к противоречию с остальным миром. Согласно этому правилу на 900 лет приходится 218 високосных лет, и для средней длины года получим 365 218/900 дней = 365.24222 дней, что, конечно, точнее официального григорианского числа 365.2425 дней. Однако, это правило не является официальным в Греции. 2.4. Когда страна X перешла от юлианского к григорианскому календарю? Папская булла от февраля 1582 года постановила, что 10 дней должны быть исключены из октября 1582 г., таким образом за 4 октября следует 15 октября и далее необходимо использовать новый календарь. Это было соблюдено в Италии, Польше, Португалии и Испании. Вскоре последовали и другие католические страны. Однако протестантские страны не спешили осуществить переход, а страны с греческой православной церковью не перешли на новый календарь до начала 1900–х годов. Для перехода в 1500–х гг. нужно было исключить 10 дней. Для перехода в 1600–х гг. нужно было исключить 10 дней. Для перехода в 1700–х гг. нужно было исключить 11 дней. Для перехода в 1800–х гг. нужно было исключить 12 дней. Для перехода в 1900–х гг. нужно было исключить 13 дней. (Упражнение для читателя: почему в 1600–х ошибка была такой же, как в 1500–х?) В следующем списке представлены даты перехода в некоторых странах. Очень странно, но во многих случаях существуют разногласия относительного точной даты. В некоторых случаях разные источники дают сильно различающиеся даты. Этот список не включает всех разных мнений о том, когда произошел переход. Албания: декабрь 1912 Австрия: Даты различаются в разных областях Бриксен, Зальцбург и Тироль: за 5 октября 1583 следовало 16 октября 1583 Каринтия и Штирия: за 14 декабря 1583 следовало 25 декабря 1583 Смотрите также разделы Чехословакия и Венгрия Бельгия: Смотрите раздел Нидерланды Болгария: за 31 марта 1916 следовало 14 апреля 1916 Канада: В различных областях переход произошел в разное время. Ньюфаундленд и побережье Гудзонова залива: за 2 сентября 1752 следовало 14 сентября 1752 материковая Новая Шотландия: григорианский календарь с 1605 по 13 октября 1710 юлианский календарь с 2 октября 1710 по 2 сентября 1752 григорианский календарь после 14 сентября 1752 Остальные части Канады: григорианский календарь со времени первых европейский поселений Китай: григорианский календарь заменил китайский календарь в 1912, однако григорианский календарь не использовался по всей стране до коммунистической революции 1949 г. Чехословакия (Богемия и Моравия): за 6 января 1584 следовало 17 января 1584 Дания (включая Норвегию): за 18 февраля 1700 следовало 1 марта 1700 Египет: 1875 г. Эстония: за 31 января 1918 следовало 14 февраля 1918 Финляндия: В то время часть Швеции. (Однако позднее Финляндия стала частью России, в которой еще использовался юлианский календарь. Григорианский календарь оставался официальным в Финляндии, но в некоторых случаях использовался и юлианский календарь.) Франция: за 9 декабря 1582 следовало 20 декабря 1582 Эльзас: за 5 февраля 1682 следовало 16 февраля 1682 Лоррейн: за 16 февраля 1760 следовало 28 февраля 1760 Страсбург: февраль 1682 Германия: Даты различаются в разных государствах: Католические государства — различные даты в 1583–1585 Пруссия: за 22 августа 1610 следовало 2 сентября 1610 Протестантские государства: за 18 февраля 1700 следовало 1 марта 1700 (Много местных вариантов) Великобритания и доминионы: за 2 сентября 1752 следовало 14 сентября 1752 Греция: за 9 марта 1924 следовало 23 марта 1924 (согласно некоторым источникам, в 1916 и 1920) Венгрия: за 21 октября 1587 следовало 1 ноября 1587 Ирландия: смотри Великобритания Италия: за 4 октября 1582 следовало 15 октября 1582 Япония: григорианский календарь был введен 1 января 1873 и дополнял традиционный японский календарь Латвия: во время немецкой оккупации с 1915 по 1918 Литва: 1915 Люксембург: за 14 декабря 1582 следовало 25 декабря 1582 Нидерланды (включая Бельгию): Зеландия, Брабант и «Генеральные Штаты»: за 14 декабря 1582 следовало 25 декабря 1582 Голландия: за 1 января 1583 следовало 12 января 1583 Лимбург и южные провинции (в настоящее время Бельгия): за 20 декабря 1582 следовало 31 декабря 1582 или за 21 декабря 1582 следовало 1 января 1583 Гронинген: за 10 февраля 1583 следовало 21 февраля 1583 снова перешел на юлианский летом 1594 за 31 декабря 1700 следовало 12 января 1701 Гелдерланд: за 30 июня 1700 следовало 12 июля 1700 Утрехт и Оверюссель: за 30 ноября 1700 следовало 12 декабря 1700 Фрисланд: за 31 декабря 1700 следовало 12 января 1701 Дрент: за 30 апреля 1701 следовало 12 мая 1701 Норвегия: в то время часть Дании Польша: за 4 октября 1582 следовало 15 октября 1582 Португалия: за 4 октября 1582 следовало 15 октября 1582 Румыния: за 31 марта 1919 следовало 14 апреля 1919 (части страны с греческой православной церковью, возможно, перешли позднее) Россия: за 31 января 1918 следовало 14 февраля 1918 (в восточных частях страны переход, возможно, не произошел до 1920) Шотландия: Относительно перехода Шотландии много неясного. Различные источники расходятся во мнениях, некоторые считают что переход произошел вместе со всей Великобританией, другие — что раньше. Испания: за 4 октября 1582 следовало 15 октября 1582 Швеция (включая Финляндию): за 17 февраля 1753 следовало 1 марта 1753 (см. ниже) Швейцария: Католические кантоны: 1583, 1584 или 1597 Протестантские кантоны: за 31 декабря 1700 следовало 12 января 1701 (Много местных вариантов) Турция: григорианский календарь введен 1 января 1927 США: Различные области перешли в разное время. Вдоль восточного побережья: с Великобританией в 1752. Долина Миссисипи: с Францией в 1582. Техас, Флорида, Калифорния, Невада, Аризона, Нью Мексико: с Испанией в 1582. Вашингтон, Орегон: с Великобританией в 1752. Аляска: в октябре 1867, когда Аляска стала частью США. Уэльс: см. Великобритания Югославия: 1919 В Швеции переход происходил очень любопытно. Швеция решила постепенно перейти от юлианского к григорианскому календарю, не вводя високосных годов с 1700 по 1740–й гг. Таким образом 11 лишних дней должны были быть исключены, и 1 марта 1740 переход на григорианский календарь должен был быть завершен. (Однако в этот промежуток календарь в Швеции не совпадал бы ни с одним календарем!) Таким образом, 1700 год (который в юлианском календаре был високосным) в Швеции не был високосным. Однако, по ошибке 1704 и 1708 стали високосными годами. Это привело к потере синхронизации как с юлианским, так и с григорианским календарями, и было решено вернуться к юлианскому календарю. Для этого в 1712 году был добавлен лишний день, и этот год стал двойным високосным годом! Таким образом, в 1712 году в Швеции в феврале было 30 дней. Позднее, в 1753 г., Швеция перешла на григорианский календарь, пропустив 11 дней, как и другие страны. 3. Какой день является високосным? Это 24 февраля! Странно? Да! Объяснение связано с римским календарем, вы найдете его в разделе 7.1. Если рассматривать числа, то конечно, дополнительный день — это 29 февраля. Однако если рассматривать праздничные дни, то традиционно используется следующее соотношение между днями високосных и не високосных годов:
Например, день святого Леандра отмечается 27 февраля в обычные годы и 28 февраля в високосные годы. Во многих странах високосный день постепенно переносится с 24 на 29 число. Это влияет на такие страны, как Швеция и Австрия, в которых отмечаются «именные дни» (т.е. каждый день связан с именем). 4. Что такое солнечный цикл? В юлианском календаре соотношение между днями недели и датами повторяется с циклом в 28 лет. В григорианском календаре это верно для периодов, в которые не входят годы с номерами, кратными 100 но не кратными 400. Период в 28 лет называется солнечным циклом. Солнечное число (SN) года с номером Year можно найти так: SN = (Year + 8) mod 28 + 1В юлианском календаре существует однозначное соответствие между солнечным числом и днем недели, на который приходится определенная дата. (Цикл високосных лет в григорианском календаре — 400 лет, что составляет 146097 дней, это число, как ни удивительно, кратно 7. Поэтому в григорианском календаре эквивалент «солнечного цикла» — это 400 лет, а не 7 x 400 = 2800 =лет, как можно подумать.) 5. Каким днем недели было 2 августа 1953 г.? Чтобы вычислить, на какой день недели приходится некоторая дата, можно использовать следующий алгоритм (все деления целочисленные, остаток не учитывается; номер года — Year, месяца — Month, дня — Day):
Значения d — 0 для воскресенья, 1 для понедельника, и т.д. Упражнение : в какой день недели родился автор? Мой день рождения — 2 августа 1953 г. (разумеется, по григорианскому календарю). a = 14–8/12 = 0 y = 1953 – 0 = 1953 m = 8 + 12x0 – 2 = 6 d = (2+1953+1953/4–1953/100+1953/400+31x6/12) mod 7 = (2+1953+488–19+4+15) mod 7 = 2443 mod 7 = 0 Я родился в воскресенье. 6. Когда я смогу снова использовать мой календарь на 1992 год? Давайте предположим, что нас интересует только, какие даты приходятся на определенные дни недели; нас не интересуют даты Пасхи и других перемещающихся праздников. Также ограничимся интервалом 1901–2099 гг. С этими ограничениями ответ таков: • Если год Х является високосным, календарь можно вновь использовать в году Х+28. • Если год Х — первый после високосного, календарь можно вновь использовать в годах Х+6, X+17 и X+28. • Если год X — второй после високосного, календарь можно вновь использовать в годах Х+11, X+17 и X+28. • Если год X — третий после високосного, календарь можно вновь использовать в годах Х+11, X+22 и X+28. Отметим, что выражение Х+28 встречается во всех четырех случаях. Поэтому вы всегда сможете вновь использовать календарь через 28 лет. Но если вы хотите, чтобы в календаре повторились также даты Пасхи и других христианских праздников, то правила вычислений будут слишком сложными, чтобы представить их одной простой формулой. Иногда календарь можно вновь использовать всего через шесть лет. Например, календари для 1981 и 1987 гг. идентичны, даже относительно даты Пасхи. Но иногда календарь можно снова использовать очень не скоро; если у вас окажется календарь на 1940 год, то вы не сможете использовать его до 5280 года! 7. Что такое римский календарь? До того, как Юлий Цезарь ввел юлианский календарь в 45 г. до н.э., римский календарь был в беспорядке, и большая часть так называемых «знаний» о нем — не больше чем догадки. Первоначально год начинался 1 марта и состоял всего из 304 дней или 10 месяцев (март, апрель, май, июнь, квинтилий, секстилий, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь). За этими 304 днями следовал не названный и не пронумерованный зимний период. Римский царь Нума Помпилий (около 715–673 гг. до н.э., хотя имеются сомнения в его историчности), как утверждают, ввел февраль и январь (в таком порядке) между декабрем и мартом, увеличив длину года до 354 или 355 дней. В 450 г. до н.э. февраль был помещен на свое теперешнее место между январем и мартом. Чтобы восполнить недостаток дней в году, в некоторые годы вводился дополнительный месяц, интеркаларий или мерцедоний (в котором было 22 или 23 дня, хотя в ряде источников это оспаривается). В течение восьмилетнего периода продолжительность годов составляла: 1: 12 месяцев или 355 дней 2: 13 месяцев или 377 дней 3: 12 месяцев или 355 дней 4: 13 месяцев или 378 дней 5: 12 месяцев или 355 дней 6: 13 месяцев или 377 дней 7: 12 месяцев или 355 дней 8: 13 месяцев или 378 дней Общее число 2930 дней соответствует продолжительности года 366 1/4 дней. Обнаружилось, что такой год слишком длинный, и поэтому в дальнейшем из 8–го года было исключено 7 дней, что дало 365.375 дней в году. Но это все теория. На практике слежение за календарем было обязанностью жрецов, с которой они часто не справлялись — частично из–за невежества, а частично из–за того, что им давали взятки, чтобы сделать определенные годы длиннее, а другие короче. Более того, високосные годы считались несчастливыми, и их избегали во времена кризисов, таких как Вторая Пуническая война. Чтобы покончить с этим беспорядком, Юлий Цезарь осуществил свою знаменитую реформу календаря в 45 г. до н.э. Мы можем сделать обоснованную догадку о длине месяцев в 47 и 46 годах до н.э.:
После 45 г. до н.э. продолжительность месяцев была такой же, как и сейчас. Иногда можно прочитать следующую историю: «Юлий Цезарь установил длину всех нечетных месяцев в 31 день, а четных — в 30 дней (в феврале в не високосные годы было 29 дней). В 44 г. до н.э. квинтилий был назван июлем в честь Юлия Цезаря, а в 8 г. до н.э. секстилий стал августом в честь императора Августа. Август захотел, чтобы месяц, названный в его честь, имел длину в 31 день, поэтому он уменьшил февраль на один день и сдвинул длины других месяцев, чтобы в августе был 31 день.» Эта история, однако, не основана на реальных фактах. Скорее всего она была сфабрикована в 14–м веке. 7.1. Как римляне нумеровали дни? Римляне не нумеровали дни последовательно, начиная с 1. Вместо этого, в каждом месяце существовали три фиксированные точки: «Календы» — первый день месяца. «Иды» — 13–й день в январе, феврале, апреле, июне, августе, сентябре, ноябре и декабре, или 15–й день в марте, мае, июле и октябре «Ноны» — 9–й день перед Идами (считая сами Иды как первый день). Дни между календами и нонами назывались «пятый день перед нонами», «четвертый день перед нонами», «третий день перед нонами» и «день перед нонами». (Не было «второго дня перед нонами». Причина — включительный метод счета, используемый римлянами: для них сами ноны были первым днем, поэтому «второй день перед нонами» и «день перед нонами» означает одно и то же.) Аналогично, дни между нонами и идами назывались «X–ый день перед идами», а дни после ид назывались «X–ый день перед календами (следующего месяца)». Юлий Цезарь постановил, что в високосные годы «шестой день перед мартовскими календами» должен удваиваться. Таким образом, в отличие от нашей теперешней системы, в которой вводится дополнительная дата (29 февраля), римляне в високосные годы считали одну и ту же дату дважды. Слово bissextile (високосный) произошло от удвоение 6–го дня перед мартовскими календами. Если мы составим список соответствия между римскими днями и современными днями февраля в високосный год, то получим следующее:
Видно, что дополнительный 6–й день (отсчитывая назад) соответствует теперешнему 24 февраля. Поэтому 24 февраля все еще считается «дополнительным днем» в високосные годы (см. раздел 3). Однако, иногда високосным днем считался второй 6–й день (25 февраля). Почему Цезарь решил удваивать 6–й день перед мартовскими календами? По–видимому, високосный месяц интеркаларий/мерцедоний дореформенного календаря помещался не после февраля, а внутри его, и именно между 7–м и 6–м днями перед мартовскими календами. Поэтому было естественным поместить в это место високосный день. 8. Что такое предваряющий календарь? Юлианский календарь был введен в 45 г. до н.э., но когда историки датируют события, происходившие ранее, они обычно продлевают назад во времени юлианский календарь. Этот продленный календарь известен как «юлианский предваряющий календарь». Аналогично можно продлить григорианский календарь во время до 1582 года. Однако такой «григорианский предваряющий календарь» редко используется. Если кто–то приводит дату, например, 15 марта 429 г. до н.э., то он скорее всего использует юлианский предваряющий календарь. В юлианском предваряющем календаре год Х високосный, если Х–1 кратно 4. Это естественное продолжение юлианского правила високосных лет. 9. Всегда ли год начинался с 1 января? Для человека с улицы, да. Когда Юлий Цезарь ввел свой календарь в 45 г. до н.э., он сделал 1 января началом года, и это всегда было датой, когда увеличивалось Солнечное число и Золотое число (см. раздел 12.3). Однако церкви не нравились бурные празднования, которыми отмечалось начало нового года, и в 567 г. собор в Туре объявил, что начало нового года 1 января — это древняя ошибка, которую необходимо исправить. В средние века использовались различные даты для Нового года. Если в древнем документе указан год X, то это могут быть 7 различных промежутков времени в принятой сейчас системе: • c 1 марта X до 28/29 февраля X+1 • с 1 января X до 31 декабря X • с 1 января X–1 до 31 декабря X–1 • с 25 марта X–1 до 24 марта X • с 25 марта X до 24 марта X+1 • с субботы перед Пасхой X до пятницы перед Пасхой X+1 • с 25 декабря X–1 до 24 декабря X Очень трудно установить правильную интерпретацию номера года, к тому же в одной стране различные системы могли использоваться для религиозных и гражданских целей. В Византийской империи год начинался 1 сентября, однако они считали годы не с рождества Христа, а от сотворения мира, для которого была принята дата 1 сентября 5509 г. до н.э. После 1600 г. в большинстве стран 1 января было первым днем года. Однако в Англии и Италии 1 января стало официальным началом года только около 1750 г. В Англии (но не в Шотландии) использовались три различных года: • Исторический год, который начинался 1 января. • Литургический год, который начинался в первое воскресенье рождественского поста. • Гражданский год, который с 7–го по 12–й века начинался 25 декабря, с 12–го века по 1751 г. начинался 25 марта, с 1752 г. начинался 1 января. 10. Что же тогда можно сказать о високосных годах? Если год начинался, например, 1 марта, на два месяца позже чем сейчас, то когда вставлялся високосный день? [Истинность последующей информации основана на лучших сведениях, доступных мне. Если кто–нибудь может подтвердить или опровергнуть ее, пожалуйста сообщите мне.] Когда необходимо выбрать високосный год, всегда использовался год, начинающийся 1 января. Таким образом, в стране, где год начинался 1 марта, 1439 г. был високосным, так как их февраль 1439 г. соответствует февралю 1440 г. в счислении, основанном на начале года 1 января, а 1440 кратно 4–м. 11. Каково происхождение названий месяцев? Во многих языках, включая английский и русский, названия месяцев имеют латинскую основу. Их значение приведено ниже. Однако в некоторых языках (например, в польском и чешском) используются совершенно отличные названия. Январь Латинское: Januarius. Назван в честь бога Януса. Февраль Латинское: Februarius. Назван в честь праздника очищения Фебруа. Март Латинское: Martius. Назван в честь бога Марса. Апрель Латинское: Aprilis. Назван в честь богини Афродиты или от латинского слова aperire — открывать. Май Латинское: Maius. Возможно, назван в честь богини Майи. Июнь Латинское: Junius. Возможно, назван в честь богини Юны. Июль Латинское: Julius. Назван в честь Юлия Цезаря в 44 г. до н.э. Ранее назывался квинтилий от слова quintus — пятый, потому что это был 5–й месяц старого римского календаря. Август Латинское: Augustus. Назван в честь императора Августа в 8 г. до н.э. Ранее назывался секстилий от слова sextus — шестой, потому что это был 6–й месяц старого римского календаря. Сентябрь Латинское: September. От слова septem — семь, потому что это был 7–й месяц старого римского календаря. Октябрь Латинское: October. От слова octo — восемь, потому что это был 8–й месяц старого римского календаря. Ноябрь Латинское: November. От слова novem — девять, потому что это был 9–й месяц старого римского календаря. Декабрь Латинское: December. От слова decem — десять, потому что это был 10–й месяц старого римского календаря. 12. Что такое Пасха? В христианском мире Пасха (и дни непосредственно перед ней) - это празднование смерти и воскрешения Иисуса Христа в (примерно) 30–м году. 12.1. Когда наступает Пасха? (короткий ответ) Пасхальное воскресенье — это первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. 12.2. Когда наступает Пасха? (подробный ответ) Вычисления Пасхи сложны, потому что она связана с еврейским календарем (его неточным вариантом). Иисус был распят непосредственно перед еврейской Пасхой — празднованием Исхода из Египта при Моисее. Празднование Пасхи начиналось в 14–й или 15–й день весеннего месяца нисан. Еврейские месяца начинаются с новолуния, поэтому 14–й или 15–й день должен непосредственно следовать за полнолунием. Поэтому было решено сделать пасхальным воскресеньем первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Или, точнее, пасхальное воскресенье — это первое воскресенье после «официального» полнолуния во время или после «официального» весеннего равноденствия. Официальное весеннее равноденствие всегда приходится на 21 марта. Официальное полнолуние может отличаться от действительного полнолуния на один–два дня. (Отметим, однако, что в некоторых странах в некоторые периоды истории для вычисления Пасхи использовалось действительное (астрономическое) полнолуние. Так было, например, в немецких протестантских государствах, которые использовали астрономическое полнолуние в 1700–1776 годах. Так же поступали в Швеции в 1740–1844 годах и в Дании в 1700–х годах.) Предшествующее Пасхе полнолуние называется Пасхальным полнолунием. Два понятия играют важную роль при вычислении Пасхального полнолуния: Золотое число и эпакта. Они описаны в последующих разделах. В следующих разделах дается подробное описание вычисления даты Пасхи. Однако необходимо отметить, что когда использовался юлианский календарь, для определения даты Пасхи обычно использовались таблицы, а не расчеты. Вычисление Пасхи в юлианском календаре описано в следующих разделах, однако читатель должен понимать, что это — попытка выразить формулами то, что первоначально было выражено в таблицах. Эти формулы должны достаточно хорошо определить даты празднования Пасхи западной церковью начиная примерно с 6–го века. 12.3. Что такое золотое число? Каждому году соответствует золотое число. Так как соотношение между фазами Луны и датами в году повторяется каждые 19 лет (как описано в разделе 1), естественно каждому году приписать число от 1 до 19. Это число называется золотым числом. Его можно вычислить так (золотое число = GN; номер года = Year): GN = (Year mod 19) + 1В годы с одинаковым золотым числом новолуния приходятся на (примерно) одинаковые даты. 12.4. Как же тогда вычислять Пасху? В юлианском календаре метод был простым. Если вы знаете Золотое число года, вы найдете дату пасхального полнолуния в этой таблице:
Пасхальное воскресенье — это первое воскресенье после указанной выше даты полнолуния. Если полнолуние падает на воскресенье, то пасхальным воскресеньем будет следующее воскресенье. Но в григорианском календаре все значительно сложнее. Одним из изменений, внесенных в календарь григорианской реформой, было изменение метода вычисления Пасхи. Для этого были две причины. Во–первых, 19–ти летний цикл фаз Луны (Метонов цикл), как известно, не совершенно точен. Во–вторых, Метонов цикл согласовывался с григорианским календарным годом еще хуже, чем с юлианским. Поэтому было решено вычислять дату Пасхи на основании так называемой Эпакты. 12.5. Что такое эпакта? Каждому году соответствует эпакта. Эпакта — это возраст Луны (то есть число дней, прошедших после «официального» новолуния) в определенную дату. В юлианском календаре 8+ эпакта — это возраст Луны в начале года. В григорианском календаре эпакта — это возраст Луны в начале года. Эпакта связана с золотым числом следующим образом: В юлианском календаре 19 лет считаются точно равными целому числу синодических месяцев, и существует следующая связь между золотым числом и эпактой: Epact = (11 x (GN – 1)) mod 30Если эта формула дает нуль, эпакта по договоренности часто обозначается символом * и говорится, что ее значение равно 30. Странно? Возможно, но в прежние времена люди не любили число нуль. Так как существует только 19 возможных золотых чисел, эпакта может принимать только 19 различных значений: 1, 3, 4, 6, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20, 22, 23, 25, 26, 28 и 30. Юлианская система вычисления полнолуний была неточной, и в григорианском календаре простая связь между золотым числом и эпактой была модифицирована. В григорианском календаре эпакта вычисляется таким образом (все деления целочисленные, остаток отбрасывается) 1. Использовать юлианскую формулу: Epact = (11 x (GN – 1)) mod 302. Уточните эпакту, принимая во внимание то, что в 3–х из 4–х столетий число високосных лет на один меньше, чем в юлианском столетии (номер столетия — Cent): Epact = Epact — (3 x Cent) / 4(При этих расчетах Cent = 20 используется для годов от 1900 до 1999, и аналогично для остальных веков, хотя это противоречит правилам в разделе 13.3). 3. Уточните эпакту, принимая во внимание то, что 19 лет не составляют точно целое число синодических месяцев: Epact = Epact + (8 x Cent + 5) / 25(При этом эпакта увеличивается на единицу 8 раз за каждые 2500 лет.) 4. Прибавьте к эпакте 8, чтобы она была равна возрасту Луны на 1 января: Epact = Epact +85. Прибавляйте или вычитайте 30, пока значение эпакты не окажется в интервале от 1 до 30. В григорианском календаре эпакта может принимать любое значение от 1 до 30. Пример: чему равнялась эпакта для 1992 г.? GN = 1992 mod 19 + 1 =171. Epact = (11 x (17 — 1)) mod 30 = 26 2. Epact = 26 – (3 x 20) / 4 = 11 3. Epact = 11 + (8 x 20 + 5) / 25 = 17 4. Epact = 17 + 8 = 25 5. Epact = 25 Эпакта для 1992 г. была равна 25. 12.6. Как же тогда вычислять Григорианскую Пасху? Чтобы найти дату Пасхи, используется следующий алгоритм: 1. Вычислить эпакту, как описано в предыдущем разделе. 2. Для юлианского календаря: прибавить к эпакте 8. (Для григорианского календаря это уже было сделано на четвертом шаге вычисления эпакты). Вычесть 30, если сумма превышает 30. 3. Найти значение эпакты (возможно, измененное на 2–м шаге) в этой таблице и определить дату Пасхального полнолуния:
4. Пасхальное воскресенье — это первое воскресенье после приведенной выше датой полнолуния. Если полнолуние приходится на воскресенье, пасхальное воскресенье — это следующее воскресенье. Случай, когда эпакта равна 25, необходимо рассмотреть особо, так как в приведенной таблице ему соответствуют две даты. Есть два равнозначных метода выбора правильной даты полнолуния: A) Выберите 18 апреля, если в текущем столетии нет годов с эпактой, равной 24, в противном случае выберите 17 апреля. B) Если золотое число >11, выберите 17 апреля, если нет — выберите 18 апреля. Доказать эквивалентность этих утверждений предлагается читателю в качестве упражнения. (Те, кому это не удастся, могут обратиться ко мне за доказательством.) Пример: когда была Пасха в 1992 г.? В предыдущем разделе мы определили, что в 1992 году золотое число было равно 17, а эпакта — 25. В таблице мы найдем, что пасхальное полнолуние было 17 или 18 апреля. По правилу B мы выберем 17 апреля, так как золотое число больше 11. 17 апреля 1992 г. было пятницей. Поэтому пасхальное воскресенье будет 19 апреля. 12.7. Нет ли более простого метода вычисления Пасхи? Вот попытка объединить информацию, содержащуюся в предыдущих разделах (все деления целочисленные, остатки отбрасываются, Easter Month–номер месяца Пасхи, Easter Day — день Пасхи): G=Year mod 19Для юлианского календаря: I=(19G+15) mod 30 J=(Year + Year/4 + I) mod 7 Для григорианского календаря: C=Year/100 H=(C – C/4 – 8C+13/25 + 19G + 15 ) mod 30 I=H – H/28(1 – 29(21–G)/11 (H+1)) J=(Year + Year/4 + I + 2 – C + C/4) mod 7 Затем, для обеих календарей: L= I – J Easter Month=3 + L+40/44 Easter Day= L + 28 – 31*Easter Month/4 Этот алгоритм частично основан на алгоритме Оудина (1940), приведенном в «Пояснительном приложении к астрономическому альманаху» под редакцией П.Кеннета Сейдельмана. Для тех, кто хочет разобраться в работе этого алгоритма, интересно будет знать, что G это золотое число — 1 H это 23 — эпакта (по модулю 30) I это число дней от 21 марта до пасхального полнолуния J это день недели пасхального полнолуния (0 — воскресенье, 1 — понедельник и т.д.) L это число дней от 21 марта до воскресенья, которое приходится на пасхальное полнолуние или наступает до него (число от–6 до 28) 12.8. Нет ли еще более простого метода вычисления? 12.9. Есть ли простое соотношение между двумя следующими друг за другом Пасхами? Предположим, мы знаем дату Пасхи в текущем году, сможем ли мы легко определить дату Пасхи для следующего года? Нет, но мы можем сделать обоснованное предположение. Если пасхальное воскресенье в текущем году приходится на день Х и следующий год не високосный, пасхальное воскресенье в следующем году придется на один из следующих дней: Х–15, Х–8, Х+13 (редко) или Х+20. Если пасхальное воскресенье в текущем году приходится на день Х и следующий год високосный, в следующем году пасхальное воскресенье придется на один из следующих дней: Х–16, Х–9, Х+12 (очень редко) или Х+19 (случай Х+12 за период 1800–2200 произойдет только один раз, при переходе от 2075 к 2076 г.) Если объединить эти условия с тем, что пасхальное воскресенье никогда не наступает до 22 марта и после 25 апреля, можно оставить для рассмотрения только две или три даты. 12.10. Как часто повторяются даты Пасхи? Последовательность дат Пасхи в юлианском календаре повторяется через 532 года. Число 532 — это произведение следующих чисел: 19 (Метонов цикл, или цикл золотых чисел) 28. (Солнечный цикл, см. раздел 4) В григорианском календаре последовательность дат Пасхи повторяется через 5700000 лет. Вычислить это не так просто, как для юлианского календаря, но число 5700000 является произведением следующих чисел: 19 (Метонов цикл, или цикл золотых чисел) 400. (григорианский эквивалент солнечного цикла, см. раздел 4) 25. (цикл, используемый на третьем шаге вычисления эпакты) 30. (число различных значений эпакты) 12.11. А как насчет греческой Пасхи? Греческая православная церковь не всегда празднует Пасху в те же дни, что католические и протестантские страны. Причина этого в том, что православная церковь использует для вычисления Пасхи юлианский календарь. Так делают даже те церкви, которые для других целей используют григорианский календарь. Когда Греческая православная церковь решила в 1923 г. перейти на григорианский календарь (скорее, на измененный юлианский календарь), было решено использовать для вычисления Пасхи астрономическое полнолуние, а не «официальное» полнолуние, описанное в предыдущих разделах. И они выбрали меридиан Иерусалима для определения начала воскресенья. Однако эта система не была принята на практике и использовалась только несколько раз в 1920–х годах. 12.12. Изменятся ли даты Пасхи после 2001 года? Нет. На соборе в Алеппо, Сирия (5–10 марта 1997 г.), организованном Всемирным советом церквей и Советом церквей Ближнего Востока, представители нескольких церквей и всемирных христианских объединений предложили, что расхождения в вычислении Пасхи между западными и восточными церквями могут быть устранены, если принять точные астрономические вычисления весеннего равноденствия и полнолуния, вместо алгоритмов, рассмотренных в разделе 12.6. Для астрономических вычислений должен был использоваться меридиан Иерусалима. Новый метод вычисления Пасхи должен был начать применяться с 2001 года. В этом году даты григорианской и юлианской Пасхи совпадают (15 апреля григорианского/2 апреля юлианского), таким образом, это подходящий начальный момент для новой системы. Однако восточные церкви (в особенности Русская православная церковь) не собираются осуществить переход, однажды уже осуществив раскол по поводу календаря. Поэтому в ближайшем будущем никаких перемен не произойдет. Если бы новая система была введена, использующие григорианский календарь церкви практически не заметили бы разницы. Только один раз в период с 2001 по 2025 годы была бы отмечена разница: в 2019 г. по григорианскому методу дата Пасхи 21 апреля, а по предлагаемому новому методу — 24 марта. Заметим, что новый метод делает возможной дату Пасхи 21 марта. Эта дата была невозможна по юлианскому и григорианскому алгоритмам. (По новому методу Пасха придется на 21 марта в 2877 году. Вы все приглашаетесь в мой дом отпраздновать эту дату!). 13. Как принято считать годы? Около 523 г. н.э. папский канцлер Бонифатий попросил монаха по имени Дионисий Малый разработать способ применения правил собора в Нисе (так называемые «Александринские правила») для всеобщего использования. Дионисий Малый был монахом из Скитии, каноником римской курии, и его заданием было подготавливать вычисления дат Пасхи. В то время было принято считать годы от правления императора Диоклетиана; однако в своих вычислениях Дионисий предпочел считать годы от рождества Христа, вместо того чтобы воздавать почести гонителю Диоклетиану. Дионисий (ошибочно) установил время рождения Христа относительно правления Диоклетиана так, что оно пришлось на 25 декабря 753 года AUC (ab urbe condita — от основания Рима), так что новая эра начиналась с 1 января 754 г. от основания Рима, когда начался 1 г.н.э. Неизвестно, как Дионисий установил год рождения Христа (в разделе 13.1 приведено несколько теорий). Иисус родился при правлении царя Ирода Великого, который умер в 750 г. AUC; значит, Иисус не мог родиться позднее этого года. Вычисления Дионисия сразу были поставлены под сомнение. Когда люди начали нумеровать годы до 754 г. AUC используя выражение «до Христа», первый год до Рождества Христа или до н.э. непосредственно предшествовал 1–му году н.э., между ними не было нулевого года. Заметим однако, что астрономы часто используют другой способ нумерации годов до н.э. Вместо 1г.до н.э. они используют 0, вместо 2 г.до н.э. — -1, вместо 3 г. до н.э. — -2 и т.д. Смотрите также раздел 13.2 Часто утверждают, что преподобный Беде (673–735) ввел нумерацию годов до н.э. Хотя Беде, по–видимому, использовал такую нумерацию по крайней мере один раз, общее мнение состоит в том, что даты до н.э. не использовались до середины 17–го века. В этом разделе я принял, что 1 г.н.э. = 754 г. от основания Рима. Это наиболее вероятное соотношение между двумя системами. Однако, некоторые утверждают, что 1 г.н.э. = 753 или 755 г. от основания Рима. Это различие мнений существует давно, видимо, даже сами римляне сомневались в том, как следует считать годы от основания Рима. 13.1. Как Дионисий датировал рождение Христа? Об этом существует несколько теорий. Многие из теорий преподносятся так, будто они являются неоспоримым историческим фактом. Вот две теории, которые лично я считаю наиболее вероятными: 1. Согласно Евангелию от Луки (3:1 и 3:23) Иисусу было «около тридцати лет» вскоре после «пятнадцатого года правления императора Тиберия». Тиберий стал императором в 14 г.н.э. Если вы сравните эти числа, то получите год рождения Иисуса, поразительно близкий к началу нашего отсчета годов. Возможно, это было основой для вычислений Дионисия. 2. Первоначальной задачей Дионисия было вычисление пасхальных таблиц. В юлианском календаре даты Пасхи повторяются через 532 года (см. раздел 12.10). Первым годом в пасхальных таблицах Дионисия был 532–й. Совпадение ли это, что число 532 встречается здесь два раза? Или Дионисий так зафиксировал год рождения Иисуса, чтобы его собственные пасхальные таблицы начались точно в начале второго пасхального цикла после рождения Иисуса? 13.2. Родился ли Иисус в год 0? Нет. Для этого есть две причины: • Не было года 0. • Иисус родился до 4 г.до н.э. Понятие о «нулевом годе» — это современный миф (но очень популярный). В римских цифрах нет обозначения для нуля, и в 6–м веке, когда наша современная система счета годов была предложена Дионисием Малым (см. раздел 13), нуль не могли рассматривать как равноправное число. Согласно Дионисию, 1–й год н.э. начался через неделю после того дня, который он считал днем рождения Иисуса. Поэтому 1 г.н.э. следует непосредственно после 1 г. до н.э., и между ними нет нулевого года. Так, если человек родился в 10 г. до н.э. и умер в 10 г. н.э., то он умер в возрасте 19 лет, а не 20. Более того, вычисления Дионисия были неверны. В Евангелии от Матфея говорится, что Иисус родился при правлении царя Ирода Великого, который умер в 4 г. до н.э. Вероятно, Иисус в действительности родился около 7 г. до н.э. Дата рождения неизвестна; возможно, это 25 декабря, а может быть и нет. 13.3. Когда началось третье тысячелетие? Первое тысячелетие началось в 1 г.н.э., поэтому тысячелетия считаются таким образом:
Таким образом, третье тысячелетие и, аналогично, 21–й век начались 1–го января 2001 года. Это является предметом горячих споров, в особенности потому, что во многих словарях и энциклопедиях написано, что столетия начинаются с годов, номера которых оканчиваются на 00. Более того, переход от 1999 к 2000 году гораздо более впечатляющий, чем от 2000 к 2001–му. Я могу предложить следующие компромиссные решения: Каждые 100 лет — это век. Таким образом, период с 23 июня 2002 года до 22 июня 2102 года — это век. Так что отмечайте начало нового века в любой день, который вам понравится! Хотя 20–й век начался в 1901 году, 1900–е годы начались в 1900 г. Аналогично, 21–й век начался в 2001 г., но 2000–е годы начались в 2000 г. 13.4. Что означают аббревиатуры AD, BC, CE и BCE? Годы до рождения Христа в английском языке обычно обозначаются аббревиатурой BC («Before Christ» — «До Христа»). Годы после рождения Христа традиционно обозначаются латинской аббревиатурой AD («Anno Domini» — «в год Господа нашего»). Некоторые люди, желающие обойтись без упоминания Христа, присутствующего в этих обозначениях, предпочитают аббревиатуры BCE («Before the Common Era» или «Before the Christian Era» — «До нашей эры» или «До христианской эры») и CE («Common Era» или «Christian Era» — «Наша эра», «Христианская эра»). 14. Что такое индиктион? Индиктион использовался в средние века, чтобы определить место года в 15–летнем цикле налогообложения. Он был введен императором Константином Великим 1 сентября 312 г. и перестал использоваться в 1806 г. Индиктион можно вычислить так: Indicton = (Year + 2) mod 15 + 1Индиктион не имеет астрономического значения. Индиктион не всегда следовал за календарным годом. Различают три различных индиктиона: 1. Папский или Римский индиктион, который начинался в день Нового года (который мог приходиться на 25 декабря, 1 января или 25 марта). 2. Греческий или Константинопольский индиктион, который начинался 1 сентября. 3. Императорский индиктион или индиктион Константина, который начинался 24 сентября. 15. Что такое Юлианский период? Юлианский период (и номер юлианского дня) не следует путать с юлианским календарем. Французский ученый Иозеф Юстус Скалигер (1540–1609) захотел присвоить положительный номер каждому году, чтобы не путаться с обозначениями BC/AD. Он изобрел то, что сейчас называют Юлианским периодом. Возможно, юлианский период получил свое название от юлианского календаря, хотя некоторые утверждают, что он был назван в честь отца Скалигера, итальянского ученого Юлия Цезаря Скалигера (1484–1558). Юлианский период Скалигера начинается 1 января 4713 г. до н.э. (по юлианскому календарю) и продолжается 7980 лет. 2001 год — это 6714 год юлианского периода. После 7980 лет нумерация снова начинается с 1. Почему 4713 г. до н.э. и почему 7980 лет? В 4713 г. до н.э. индиктион (см. раздел 14), золотое число (см. раздел 12.3) и солнечное число (см. раздел 4) все были равны 1. Следующий раз это произойдет через 15 x 19 x 28 = 7980 лет, в 3268 году. Астрономы использовали юлианский период, чтобы присвоить единственный номер каждому дню, начиная с 1 января 4713 г. до н.э. Это так называемая Юлианская дата (JD). JD 0 — это 24 часа от полудня Всемирного времени 1 января 4713 г. до н.э. до полудня 2 января того же года. Это означает, что в полдень по Всемирному времени 1 января 2000 года начался JD 2451545. Это можно вычислить таким образом: От 4713 г. до н.э. до 2000 г. прошло 6712 лет. В юлианском календаре год составляет 365.25 дней, поэтому 6712 лет соответствуют 6712 x 365.25 = 2451558 дней. Вычтем из этого 13 дней, на которые григорианский календарь опережает юлианский, и мы получим 2451545. Часто используются доли юлианской даты. Например, момент 15:00 Всемирного времени 1 января 2000 г. можно записать как JD 2451545.125. Заметим, что некоторые используют термин «юлианская дата» для обозначения любой нумерации дней. Например, НАСА использует этот термин для обозначения числа дней, прошедших с 1 января текущего года. 15.1. Есть ли формула для вычисления юлианской даты? Попробуйте эту (все деления целочисленные, остатки отбрасываются, год — Year, месяц — Month, день — Day): a = 14–Monh/12 y = Year + 4800 – a m = Month + 12a – 3Для даты григорианского календаря: JD = Day + 153m + 2/5 + 365y + y/4 – y/100 + y/400 – 32045Для даты юлианского календаря: JD = Day + 153m + 2/5 + 365y + y/4 – 32083JD — это номер юлианского дня, который начинается в полдень числа, для которого производятся вычисления. Алгоритм хорошо работает для дат в нашей эре. Если вы хотите использовать его для дат до нашей эры, необходимо перевести год до н.э. в отрицательный год (например, 10 г. до н.э. = -9). Алгоритм правильно работает для всех дат после 4800 г. до н.э., то есть по крайней мере для всех положительных юлианских дат. Для обратного перевода (т.е. чтобы перевести юлианскую дату в день, месяц и год) можно использовать эти формулы (здесь также все деления целочисленные, год — Year, месяц — Month, день — Day): Для григорианского календаря: a = JD + 32044 b = 4a+3/146097 c = a – 146097b/4Для юлианского календаря: b=0 c=JD + 32082Затем для любого календаря: d = 4c+3/1461 e = c – 1461d/4 m = 5e+2/153 Day = e – 153m+2/5 + 1 Month = m + 3 – 12 x m/10 Year = 100b + d – 4800 + m/1015.2. Что такое модифицированная юлианская дата? Иногда используется модифицированная юлианская дата (MJD), которая на 2400000.5 меньше юлианской даты. Тогда числа переходят в диапазон, где с ними легче обращаться, и дата изменяется в полночь по Всемирному времени, а не в полдень. MJD 0 начался 17 ноября 1858 года в 00:00:00 UTC. 15.3. Что такое Лилианская дата? Лилианская дата — это аналог юлианской даты, только лилианский день 1 начался в полночь первого дня григорианского календаря — 15 октября 1582 г. Лилианская дата названа именем Алоизия Лилиуса, который упоминается в разделе 2. 16. Как правильно записывать даты? Ответ на этот вопрос зависит от того, что вы имеете в виду, говоря «правильно». В различных странах обычаи различаются. Большинство стран использует формат день–месяц–год, например: 25.12.1998 25/12/1998 25/12–1998 25.XII.1998 В США наиболее распространен формат месяц–день–год: 12/25/1998 12–25–1998 Международный стандарт ISO–8601 предписывает формат год–месяц–день, а именно 1998–12–25 или 19981225. Этот формат приобретает популярность в некоторых странах. При любой системе записи первые два знака в номере года часто опускаются: 25.12.98 12/25/98 98–12–25 Это может приводить к неправильному пониманию. Что означает 02–03–04? Для большинства это 2 марта 2004 г.; для американца это 3 февраля 2004 г.; а для человека, использующего международный стандарт, это будет 4 марта 2002 г. Если вы хотите быть уверены, что вас поймут правильно, я рекомендую: • записывайте месяц буквами вместо цифр и • пишите все 4 знака в номере года. Источник: Астронет Википедия Юлианский календарь Юлианский календарь — календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введённый Юлием Цезарем в 45 году до н.э.. Юлианский календарь реформировал устаревший римский календарь и основывался на культуре летосчисления Древнего Египта. В Древней Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга» и «Великого индиктиона». Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 год до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию). Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что больше на 11 минут продолжительности тропического года. 365,24 = 365 + 0,25 = 365 + 1/4Юлианский календарь в России обычно называют старым стилем. Ежемесячные праздники в римском календареКалендарь основывался на статических ежемесячных праздниках. Первым праздником, с которого начинался месяц, были календы. Следующим праздником, попадавшим на 7 число (в марте, мае, июле и октябре) и на 5 число остальных месяцев, были ноны. Третьим праздником, попадавшим на 15 число (в марте, мае, июле и октябре) и 13 число остальных месяцев, были иды. МесяцыСуществует мнемоническое правило запоминания количества дней в месяце: руки складывают в кулаки и, идя слева направо от косточки мизинца левой руки к указательному пальцу, поочерёдно касаясь косточек и ямок, перечисляют: «январь, февраль, март…». Февраль придётся запомнить отдельно. После июля (косточка указательного пальца левой руки) надо перейти на косточку указательного пальца правой руки и продолжить счёт к мизинцу, начиная с августа. На косточках — 31, между — 30 (в случае февраля — 28 или 29). Вытеснение григорианским календарёмДекрет о введении григорианского календаря в России от 26 января 1918 года. Точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигалось в сторону весны. Наиболее заметна разница весной и осенью вблизи дней равноденствия, когда скорость изменения продолжительности суток и положения солнца максимальна. Во многих храмах, по замыслу создателей в день весеннего равноденствия солнце должно попасть в определённое место, например в Соборе святого Петра в Риме это мозаика. Не только астрономы, но и высшее духовенство во главе с Папой могли удостовериться, что Пасха, уже не попадает на прежнее место. После долгого обсуждения этой проблемы в 1582 году юлианский календарь в католических странах постановлением папы Григория XIII был заменён на более точный календарь. При этом следующий день после 4 октября был объявлен 15 октября. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII—XVIII веков; последними были Великобритания (1752 год) и Швеция. В России григорианский календарь был введён декретом Совнаркома, принятым 24 января 1918 года; в православной Греции — в 1923 году. Григорианский календарь часто называют новым стилем. Юлианский календарь в православииВ настоящее время юлианский календарь используют лишь некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Украинская. Кроме того, его придерживаются некоторые монастыри и приходы и в других странах Европы, а также в США, монастыри и иные учреждения Афона (Константинопольский патриархат), греческие старостильники (в расколе) и иные старостильники-раскольники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви и других церквах в 1920-е годы; а также ряд монофизитских церквей, в том числе в Эфиопии. Однако все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской церкви, по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи, по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю. Различие между юлианским и григорианским календарямиРазница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается из-за разных правил определения високосных годов: в юлианском календаре високосными являются все годы, кратные 4, тогда как в григорианском календаре год является високосным, если он кратен 400, либо кратен 4 и при этом не кратен 100. Скачок происходит в завершающий год века (см. Високосный год). Разница между григорианским и юлианским календарями (даты даны по григорианскому календарю; 15 октября 1582 года соответствует 5 октября по юлианскому календарю; прочие даты начала периодов соответствуют юлианскому 29 февраля, даты окончания — 28 февраля). Разница дат юлианского и григорианского календарей:
Не следует смешивать перевод (пересчёт) реальных исторических дат (событий в истории) на другой календарный стиль с пересчётом (для удобства пользования) на другой стиль юлианского церковного месяцеслова, в котором все дни празднований (памяти святых и другое) фиксированы как юлианские — безотносительно к тому, какой григорианской дате соответствовал конкретный праздничный или памятный день. В связи с нарастающим изменением разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX—XXI веках, а 8 января (в переводе на новый стиль), а, например, с 9997 года Рождество будет праздноваться уже 8 марта (по новому стилю), хотя в их литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю). Кроме того, следует иметь в виду, что в ряде стран, где до начала XX века был в ходу юлианский календарь (например в Греции) даты исторических событий, произошедших до перехода на новый стиль, продолжают отмечать в те же числа (номинально), в которые они произошли по юлианскому календарю (что, среди прочего, отражено в практике греческого раздела Википедии). Григорианский календарь Григориа?нский календа?рь в католических странах был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. В григорианском календаре длительность года принимается равной 365,2425 суток. Длительность невисокосного года — 365 суток, високосного — 366. 365,2425 = 365 + 0,25 — 0,01 + 0,0025 = 365 + 1/4 — 1/100 + 1/400Отсюда следует распределение високосных годов: • год, номер которого кратен 400 — високосный; • остальные годы — год, номер которого кратен 100 — не високосный; • остальные годы — год, номер которого кратен 4 —високосный. Ошибка в одни сутки по сравнению с годом равноденствий в григорианском календаре накопится примерно за 10 000 лет (в юлианском — примерно за 128 лет). Часто встречающаяся оценка, приводящая к величине порядка 3000 лет, получающаяся при сравнении длины года в григорианском календаре со средней текущей астрономической длиной тропического года, связана с неверным определением последней как интервала между соседними равноденствиями и является устоявшимся заблуждением. МесяцыСогласно григорианскому календарю год делится на 12 месяцев, продолжительностью от 28 до 31 дня: ИсторияПоводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи, и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. До Григория XIII проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио (он же Алоизий Лилий). Результаты их труда были зафиксированы в папской булле, названной по первой строке лат. Inter gravissimas («Среди важнейших»). • Во-первых, новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату из-за накопившихся ошибок. • Во-вторых, в нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе. Год високосен, то есть содержит 366 дней, если: 1. номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400); 2. остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (…1892, 1896, 1904, 1908…). • В-третьих, модифицировались правила расчета христианской пасхи. Таким образом, с течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё более: на 1 сутки в столетие, если номер предыдущего столетия не делится на 4. Григорианский календарь намного точнее юлианского календаря. Он даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году. В 1583 году Григорий XIII направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи. В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля. С 1923 года большинство поместных православных церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь, совпадающий с ним до 2800 года. Он также был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Русской православной церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя и было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в Церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в РПЦ только 24 дня. В 1948 году на Московском совещании Православных церквей постановлено, что Пасха, также как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие по тому календарю, по которому живёт Поместная церковь. Финляндская православная церковь празднует Пасху по григорианскому календарю. Разница юлианского и григорианского календарейРазница дат юлианского и григорианского календарей:
До 5 (15) октября 1582 года был только один календарь — юлианский. Пересчитывать задним числом можно согласно таблице. Например, 14 (23) июля 1471 года. Даты перехода стран на григорианский календарь
Декрет о введении григорианского календаря в России от 26 января 1918 года. Из этого списка следует, что в ряде стран, например в России, в 1900 году был день 29 февраля, тогда как в большинстве стран его не было. В некоторых странах, перешедших на григорианский календарь, впоследствии возобновлялось юлианское летоисчисление в результате их присоединения к другим государствам. В XVI веке перешла на григорианский календарь только католическая часть Швейцарии, протестантские кантоны перешли в 1753 году, а последний, Гризон, — в 1811 году. В ряде случаев переход на григорианский календарь сопровождался серьёзными беспорядками. Например, когда польский король Стефан Баторий ввёл в Риге новый календарь (1584 год), местные купцы подняли мятеж, заявив, что сдвиг на 10 дней срывает их сроки поставок и приводит к значительным убыткам. Мятежники разгромили рижскую церковь и убили несколько муниципальных служащих. Справиться с «календарными беспорядками» и повесить его руководителей удалось только летом 1589 года. В связи с разновременным переходом стран на григорианский календарь могут возникать фактические ошибки восприятия: например, известно, что Мигель де Сервантес и Уильям Шекспир умерли 23 апреля 1616 года. На самом деле эти события произошли с разницей в 10 дней, так как в католической Испании новый стиль действовал с самого введения его папой, а Великобритания перешла на новый календарь только в 1752 году. Необычным был переход на григорианский календарь на Аляске, так как там он сочетался с переносом линии перемены даты. Поэтому после пятницы 5 октября 1867 года по старому стилю следовала еще одна пятница 18 октября 1867 года по новому стилю. Православный календарь Православный календарь — неофициальный, разговорный термин, под которым обычно подразумевают либо счисление времени, принятое в данной поместной православной Церкви, либо годовой богослужебный круг, изложенный в формате месяцеслова. Также название печатных изданий разного типа, содержащих (помимо общего календарного функционала) приспособленные к конкретному году элементы месяцеслова и другие материалы богослужебно-менологического характера. Старостильные церквиРусская православная церковь (а также старообрядцы) в литургической жизни используют юлианский календарь (так называемый старый стиль). Вопрос о календаре обсуждался на Всероссийском Поместном Соборе в конце января 1918 года, после введения большевиками григорианского календаря в Российской республике; после дискуссии в соединенном собрании Отдела о богослужении и Отдела о правовом положении Церкви в государстве было принято решение, что «в течение 1918 года Церковь в своем обиходе будет руководствоваться старым стилем». 15 марта 1918 года в заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме было принято следующее решение: «1) ввиду важности вопроса о реформе календаря и невозможности, с церковно-канонической точки зрения, скорого самостоятельного решения его русскою Церковию, без предварительного сношения по сему вопросу с представителями всех автокефальных Церквей, оставить в Русской православной церкви Юлианский календарь во всей его полноте <…> » Начало церковного года (индикта) — 1 сентября по юлианскому календарю; но фактический литургический год начинается с Недели Пасхи. Счисление лет ведётся от предполагаемого года рождения Спасителя, что совпадает с общепринятым летосчислением. Было введено Петром Великим: 19 декабря 7208 года от сотворения мира царь Петр I подписал указ «О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». До XVIII века в Московском государстве было принято летосчисление «от сотворения мира», введённое в Византии в VI (сотворение мира относилось к 5 508 году до н. э.), что не надо смешивать с еврейским счётом лет, идущим от 3 761 года до новой эры. Так, 2010-й год соответствует 2010 + 5508 + 1 = 7519-у году «от сотворения мира». Наряду с юлианским календарём для определения так называемых переходящих праздников используется исчисление по дате Пасхи, сделанное на основании лунного календаря. Дата Пасхи может находиться в пределах с 4 апреля (22 марта) по 8 мая (25 апреля). Аналогичный календарь принят в Иерусалимской Церкви, Грузинской Церкви и Сербской Церкви. Новостильные церкви23 марта 1924 Константинопольская Патриархия приняла к использованию Григорианский календарь (Новоюлианский календарь); за нею последовали многие иные поместные Церкви, в том числе и Патриаршая Церковь в СССР, но была вынуждена вскоре отказаться ввиду массового неприятия верующими. В результате, 10 из 15 автокефальных православных церквей используют новоюлианский календарь, совпадающий в настоящее время с григорианским. Однако, на Афоне, находящемся в юрисдикции Константинопольского Патриархата, используется исключительно Юлианский календарь, в том числе в административных документах. Автономная Финская православная церковь является единственной, которая не только приняла григорианский календарь, но и празднует Пасху в один день с западными христианами. Новоюлианский календарь Новоюлианский календарь — модификация юлианского календаря, разработанная сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем. Ошибка в одни сутки по сравнению с годом равноденствий в григорианском календаре накопится примерно за 10 000 лет (в юлианском — примерно за 128 лет). Часто встречающаяся оценка, приводящая к величине порядка 3000 лет, получающаяся при сравнении длины года в григорианском календаре со средней текущей астрономической длиной тропического года, связана с неверным определением последней как интервала между соседними равноденствиями и является устоявшимся заблуждением. Новоюлианский календарь основан на более сложном, 900-летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 из 9 вековых високосов. За високосные принимаются те вековые годы, при делении порядкового номера которых на 900 в остатке остаётся 200 или 600. Начиная с 2000 года таковыми будут: сам 2000, 2400, 2900, 3300, 3800 и т. д. Таким образом, год считается високосным, если: • а) его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или • б) его номер делится на 900 с остатком 200 или 600. Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском — 303 простых и 97 високосных годов). Григорианский год: 365,2425=365+0,25-0,01+0,0025 Новоюлианский год: 365,242222=365+0,25-0,01+0,0025-0,000278 Средняя продолжительность года в новоюлианском календаре составляет 365,242222 суток. Это больше истинной продолжительности тропического года (365,2421988 суток) всего на 0,000023 суток или менее чем на 2 секунды. Расхождение в одни сутки набегает примерно за 43 500 лет. Однако точность новоюлианского календаря выше, чем григорианского, только если считать тропический год в атомном или эфемеридном времени, не привязываясь к вращению Земли. Но в любом реальном году число суток от восхода до восхода - целое, и отдельные секунды не являются решающими (важны только отдельные сутки). Также период осевого вращения Земли изменяется, продолжительность тропического года (определяющего времена года), выраженная в солнечных сутках (а не в сутках СИ, равных 86400 атомным секундам), в настоящее время ближе к 365,2424; эта величина в течение нескольких тысячелетий колеблется между 365,2423 и 365,2424; и, вероятно, следующие несколько тысяч лет будет вести себя подобным образом. Средняя продолжительность календарного года в григорианском календаре равна 365,2425 суток. К тому же мировое время периодически корректируется, - к нему добавляют секунду, что на практике уничтожает всё отличие новоюлианского календаря. Григорианский и новоюлианский календари идут впереди старого юлианского на 13 дней (в XX—XXI вв.) и полностью будут совпадать до 2800 года. Новоюлианский календарь используется Элладской и рядом поместных православных церквей (кроме Русской, Иерусалимской, Сербской, Грузинской и Афона). При этом везде, кроме Финской церкви, Пасхалия исчисляется по Юлианскому календарю (Александрийская пасхалия). Новоюлианский календарь, по настоянию органов ГПУ, был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Патриаршей Церкви 15 октября 1923 года — обновленцы перешли на него ещё раньше. Однако это нововведение, хотя было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в РПЦ только 24 дня. Таблица соответствия календарейГрафа «век» означает период времени с 1 марта последнего года предшествующего века по последний день февраля (28 или 29) последнего года указанного века. Остальные три графы означают разницу (в днях) между новоюлианским и юлианским, григорианским и юлианским, новоюлианским и григорианским календарями, соответственно.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|