• Какую работу вы можете мне предложить?
  • Вопросы, требующие письменных ответов
  • Как подготовить описание цели
  • Восемь главных правил поиска работы
  • Шаг 1. Правильно ставим цели

    Какую работу вы можете мне предложить?

    Почти каждому, кто в последние годы стал профессионально заниматься оказанием услуг по поиску и подбору персонала, время от времени приходится встречаться с просьбами об оказании помощи в трудоустройстве. Такие просьбы часто поступают от близких или знакомых людей, отказать которым прямо иногда оказывается неудобным.

    Профессиональная этика специалиста по подбору персонала требует, чтобы при оценке и отборе кандидатов обеспечивался безусловный приоритет интересов заказчика и исключался какой-либо протекционизм. Поэтому на просьбы о содействии в трудоустройстве иногда приходится давать условно-положительный и компромиссный ответ: «Конечно, я ничего не могу обещать. Мы работаем на заказчика. Но я готов встретиться с тем, кого вы рекомендуете, и, как минимум, проконсультировать». Обычно такое предложение принимается. И вот в двери вашего кабинета входит человек, в трудоустройстве которого вы согласились принять участие (точнее, вы, как правило, собираетесь ограничиться собеседованием и советами). Человек садится, показывает свое резюме или анкету (если приготовил), рассказывает о себе, отвечает на вопросы. И когда очередь доходит до вопроса о том, какую работу человек хотел бы получить, очень часто возникают серьезные затруднения с ответом.

    Иногда следует встречный вопрос: «А какая работа у вас есть?» или «А что вы можете мне предложить?» Иногда следует честное заявление: «Я сам не знаю, какая работа мне нужна». Такие ответы обычно воспринимаются негативно, создают впечатление, в лучшем случае, о профессиональной незрелости кандидата.

    Многочисленные наблюдения показывают, что специалисты, обладающие высокой конкурентоспособностью на рынке труда, обычно неплохо знают, что им требуется. Вы хотите производить впечатление хорошего работника, представляющего ценность для работодателя? Тогда будьте готовы к четкому ответу на вопрос о ваших целях в поиске работы.

    Кроме того, имея четкие цели и требования к искомой работе, вы можете рационально организовать поиск работы и, конечно, более эффективно использовать свое время и силы.

    Вы — единственный человек, который знает, какая работа нужна именно вам

    Никто и ничего «на блюдечке с голубой каемочкой» вам не принесет. Главное понять, что никто и не обязан бегать за вами с этим блюдечком. Пора полностью отказаться от подобных иждивенческих привычек. Даже Незнайка получил волшебную палочку в подарок за три хороших бескорыстных поступка подряд. Попробуйте совершить три хороших бескорыстных поступка подряд — и вы обнаружите, что это не более реально, чем получение волшебной палочки. Кстати, а готовы ли вы четко сформулировать свои желания, если бы вдруг чудом получили такую палочку?

    Если вы еще не поняли, чего вы хотите, то начинать следует именно с определения своих профессиональных склонностей и способностей.

    Необходимо ли абсолютно точно знать заранее, какую именно работу искать? Отнюдь. Но что необходимо знать абсолютно точно, так это критерии выбора.

    Кроме склонностей и способностей, навыков и умений, необходимо учитывать оплату данного труда, его рыночную стоимость, что вынуждает порой отказаться от весьма подходящей вам по вашим личностным качествам работы. Решение можно найти путем разумного компромисса между тем, к чему лежит душа, и тем, за что платят деньги. Ключ к успеху состоит в знании того, что вы хотите, и понимании того, как этого добиться. Ошибки в выборе сферы деятельности и даже в правильном определении своего места в иерархической структуре чреваты загубленными годами, если не целой испорченной жизнью. Плохо оказаться и на слишком высокой для вас должности, с которой вы не сможете справиться, и на слишком низкой, где ваши способности останутся не полностью востребованными.

    Каждая профессия требует определенных способностей и личностных качеств, которые необходимы или весьма желательны для успешной деятельности. Даже абсолютное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными для данной профессии еще не делает вас готовым специалистом, так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, т. е. профессиональной квалификации.

    Может ли быть хорошим работником человек, которому не интересна его работа? Это маловероятно. А если работа не соответствует вашему типу личности, характеру и темпераменту, то можно с уверенностью сказать, что к хорошим результатам такая работа не приведет. «Наступать на горло собственной песне» — это не подвиг, а преступление. И перед собой, и перед обществом. Общество может быть гармоничным только тогда, когда оно состоит из счастливых людей, а удовлетворение от работы — один из основных компонентов, составляющих радость полнокровной жизни. Тем более, что работа, как правило, занимает очень большую часть нашей жизни.

    Один из ведущих американских специалистов, глава крупной частной фирмы по подбору персонала Р. О. Снеллинг писал: «Не ищите славы или удачи. Ищите такое дело, заниматься которым будет для вас счастьем, остальное приложится. Успех сопутствует тем, кто счастлив своей работой».

    А чтобы не казалось, что все приводимые советы — какая-то «забугорная» выдумка, совершенно чуждая россиянам, то напомним замечательные строки А. Твардовского:

    Что нужно, чтобы жить с умом?
    Понять свою планиду:
    Найти себя в себе самом
    И не терять из виду.
    И труд свой пристально любя,
    Он всех основ основа,
    Сурово спрашивать с себя,
    С других не столь сурово.
    Хоть про сейчас, хоть про запас,
    Но делать так работу,
    Чтоб жить да жить, но каждый час
    Готовым быть к отлету.

    Попробуйте письменно ответить на ряд вопросов, связанных с выбором работы. Письменная форма позволит вам быть более объективными. К этому списку можно будет возвращаться для изменений по мере уяснения своей позиции.

    Вопросы, требующие письменных ответов

    Проводя самоанализ и самооценку, вы можете воспользоваться вопросами, предложенными Р. Нельсоном, автором опубликованного в США практического руководства «Охота за работой».

    1. От каких из своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовольствие?

    2. Каковы ваши основные интересы и любимое времяпровождение?

    3. Какие предметы были у вас любимыми в учебном заведении, которое вы закончили?

    4. Перечислите то, что вы считаете своим позитивным опытом, и постарайтесь объяснить, почему вы его таковым считаете.

    5. О какой работе вы мечтаете? Чем вы будете заниматься через 10 лет?

    6. Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее, как можно подробнее. Представьте себя на этой работе. С кем вы работаете? Как проводите время?

    7. Каковы ваши критерии выбора работы? (Обязательные и желательные.)

    8. Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

    9. Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить работу, которая вам кажется идеальной?

    10. Если работа, которая вам кажется идеальной, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы делать сейчас, чтобы продвигаться в избранном направлении?

    11. С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную информацию для планирования карьеры?

    12. Каковы ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры?

    Письменная форма подготовки материалов, связанных с поиском работы, в высшей степени полезна и необходима. К этому методу вам придется обращаться постоянно.

    Наверняка, вы не раз замечали, что необходимость изложить свою точку зрения на бумаге вызывает у многих серьезные затруднения. Причина, как правило, в том, что письменная форма вынуждает человека к четкому представлению своих оценок и взглядов. Если ваши мысли приведены в порядок, записать их на бумаге не так уж и сложно. Оборотная сторона той же медали: чтобы изложить свои мысли в письменной форме, вы должны привести их в порядок.

    Рекомендуемая вам письменная форма самоанализа и самоопределения имеет еще один очень важный положительный эффект. Эта работа фактически является тренингом, помогающим подготовиться к ответам на вопросы, которые с большой степенью вероятности могут быть вам заданы на собеседовании при поступлении на работу.

    Как подготовить описание цели

    Процесс подготовки определения и описания целей может быть разделен на несколько стадий приближения. (Вторая и третья стадии оформляются аналогично первой.)

    Первая стадия. Запишите ваши представления о себе.

    Я считаю своими основными умениями________________________________

    Мои умения и навыки относятся, скорее, к работе________________________

    (с людьми, с предметами, с информацией).

    Пожалуй, я хотел(а) бы развить такие качества и сильные стороны, как__________

    Мои интересы лежат в сфере____________________________________________

    Пожалуй, я хотел(а) бы развивать свои интересы в области ____________________

    Я понял(а), что для того, чтобы испытывать чувство удовлетворения и быть счастливым(ой), мне нужно_________________________________________________________________

    Я понял(а), что основным мотивом моей деятельности является________________

    Вторая стадия. Запишите ваши представления о желаемой работе.

    Выберите роль, которую вы хотели бы играть на предполагаемой работе (например, директор, продавец, координатор, менеджер, консультант).

    Перечислите качества и свойства личности, которые нужны для исполнения выбранной вами роли.

    Уточните род организации, который вас привлекает (крупная, мелкая, коммерческая, общественная и т. п.).

    Выберите предмет деятельности (например, финансы, экология, трудовые отношения, торговля, компьютерные технологии и т. п.)

    Конкретизируйте предмет (например, создание электронных таблиц, преподавание, разработка программ обучения, дизайн помещений и т. п.)

    Третья стадия. Суммируйте подготовленную информацию в форме краткого описания своей цели.

    Применение этих рекомендаций мы рассмотрим на нескольких конкретных примерах в конце этого шага. Вообще, в этой книге читатель найдет большое количество примеров, в основу которых положены реальные сведения о людях, с которыми авторам доводилось встречаться и работать. Но, по очевидным причинам, авторы изменили имена, адреса и отдельные биографические детали.

    Как при определении цели учесть положение на рынке труда?

    Насколько нам представляется, наш читатель вряд ли сумеет найти где-либо достоверный и детализированный прогноз изменения ситуации на рынке труда в России. Но если исходить из того, что формирование и развитие рыночных отношений будет продолжаться, то можно сделать ряд предположений.

    К таким общим прогнозам можно отнести, например то, что рыночной экономике необходима мощная банковско-финансовая инфраструктура. Поэтому можно ожидать постоянную потребность в высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых специалистах банковского дела, финансов, страхования, бухгалтерского учета и налогообложения. Интенсивное развитие информационных технологий будет увеличивать спрос на хороших специалистов по компьютерам и телекоммуникациям. Если рассчитывать на дальнейшую интеграцию России в мировой рынок, то потребуются специалисты по внешнеэкономической деятельности, а также владеющие иностранными языками специалисты для предприятий с участием иностранного капитала. Кроме того, будут постоянно расширяться возможности для работы наших специалистов за рубежом. Формирование слоя «богатых» людей (10–15 % населения) будет сопровождаться развитием сферы услуг, предназначенных для удовлетворения их потребностей (медицинские услуги, образование, туризм и др.). А это означает, что на предприятиях и в учреждениях этого сектора сферы услуг хорошим специалистам будет предлагаться высокооплачиваемая и довольно престижная работа.

    Но этих общих предположений недостаточно для того, чтобы ориентироваться в рыночной конъюнктуре именно там, где вы предполагаете жить и работать. Поэтому вам не обойтись без необходимости проводить самостоятельный анализ. Чтобы правильно и реально определить свои цели в поиске работы, вам необходимо знать, на каких специалистов есть хороший спрос, какие к ним предъявляются требования, какая оплата труда предполагается. Читайте местную и центральную прессу, смотрите передачи телевидения и слушайте радио, анализируйте объявления и расспрашивайте знакомых. Не стесняйтесь позвонить по объявлению с целью разведки. Представьте себя тем, кого ждут по данному объявлению, и сыграйте роль. Кстати, это еще и прекрасная тренировка для собеседования по телефону.

    Короче говоря, поступайте в соответствии со своими склонностями и вкусами, возможностями и устремлениями, но постарайтесь тем или иным способом раздобыть нужную информацию. Без учета реальной конъюнктуры практически невозможно правильно определить цель в поиске работы.

    Восемь главных правил поиска работы

    Советуем вам принять на вооружение восемь главных правил, определяющих философию поиска новой работы. Шесть из них взяты из хорошо иллюстрированного, очень подробного и ежегодно переиздающегося в США пособия Р. Боллза «Какого цвета ваш парашют?». Наш опыт показывает, что эти правила полностью применимы к российским условиям. Еще два правила (о времени, затрачиваемом на поиск работы, и о готовности к неудачам) особенно актуальны для россиян на нынешнем рынке труда. Часто приходится сталкиваться с ужасающей пассивностью тех, кто остался без работы. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, имея много свободного времени, безработные зачастую делают для получения новой работы намного меньше того, что могли бы сделать. Оказавшись в такой ситуации, возьмите себе за правило планировать и учитывать (это очень важно!) время, посвященное поиску новой работы. У того, кто ищет работу 40 и более часов в неделю, больше шансов на успех.

    Если американец проходит десятки собеседований и не получает приглашения на работу, он воспринимает это как вполне нормальное явление. Обращения к работодателям и собеседования, не завершающиеся получением работы, являются нормой. Иное — редкой удачей.

    Если человек с детства видит такой процесс вокруг себя, он приобретает определенный иммунитет к отрицательным психологическим последствиям неудачных попыток. Хотя, разумеется, и в странах с развитой рыночной экономикой много людей, не выдерживающих стресса безработицы и конкуренции на рынке труда.

    Ситуация «без работы» является непривычной для человека, выросшего в социалистическом обществе с гарантированной занятостью практически для всех. Иллюзия благополучия создавалась за счет содержания излишних рабочих мест и неизбежно вытекающего из этого уравнительного подхода к оплате труда. Неквалифицированный разнорабочий мог получать столько же, сколько квалифицированный бухгалтер или инженер (а иногда и больше).

    Сейчас же картина изменилась. Почти в любом городе есть малооплачиваемая или непрестижная работа, на которую мало охотников. И есть хорошая работа, для получения которой надо соревноваться с другими претендентами. Нужно быть психологически готовым к неизбежным неудачам, получая очередной отказ, настойчиво предпринимать новые и новые попытки. Если вы способны к этому, то надолго без работы вы не останетесь.

    Великий изобретатель Эдисон провел около 600 экспериментов с различными материалами для того, чтобы создать нить накаливания для электрических ламп. Представьте себя на его месте. Неудача, неудача и опять неудача. И так сотни раз! Но Эдисон мог правильно воспринимать неудачные результаты экспериментов и имел достаточный запас психологической прочности для новых и новых попыток. В результате Эдисон стал известным и богатым человеком.

    Стойко воспринимайте свои неудачи, извлекайте из них уроки, запаситесь бесконечным терпением и настойчивостью — и вы обязательно добьетесь успеха!

    Итак, восемь главных правил.

    Правило первое. Никто вам ничего не должен, в том числе и работу, за получение работы нужно бороться.

    Правило второе. Разница между везунчиком и неудачником определяется тем, как они сами ведут свои дела, а не какими-то внешними факторами, вроде кризиса на рынке труда.

    Правило третье. Чем больше времени вы потратите на определение того, чем вы выделяетесь из девятнадцати других людей, которые могли бы выполнять ту же работу, тем выше ваши шансы.

    Правило четвертое. Ни в коем случае не принимайте решений, исходя из того, что есть в наличии (что доступно). Со всей настойчивостью стремитесь именно к той работе, которую вы больше всего хотите.

    Правило пятое. Если вы определили для себя, какую работу вы ищете, объясните это всем вокруг. Чем больше глаз и ушей помогает вам, тем лучше.

    Правило шестое. Организации стремятся нанимать победителей: преподносите себя, как подарок судьбы их фирме. Упаси вас Бог выглядеть жалким попрошайкой!

    Правило седьмое. Оставшись без работы, занимайтесь поиском нового места 40 и более часов в неделю. Хорошую работу имеет тот, кто способен ее упорно искать.

    Правило восьмое. Настройтесь на то, что вы можете получить сотни отказов. Это нормально. При правильном настрое очередной отказ не будет выбивать вас из колеи, и в какой-то из следующих попыток вы добьетесь успеха.

    Выработав правильное отношение к поиску работы, вы должны также знать и уметь делать множество практических вещей, речь о которых пойдет в описании следующих шагов.

    Примеры из жизни

    Мы привели шесть примеров ситуаций, с которыми столкнулись люди на рынке труда. Выбирая эти ситуации, мы намеренно не концентрировали внимание на довольно частых случаях, когда человек, имеющий неплохую работу, намерен ее оставить в пользу чего-то более интересного или выгодного. Методы и приемы получения новой работы в основном одни и те же как для людей, столкнувшихся с опасностью остаться без работы, так и для людей, заинтересованных в карьерном росте. И у тех, и у других есть свои проблемы и трудности.

    При этом нельзя сказать, что кому-то из них существенно легче или труднее. Сложность получения новой работы зависит не столько от ситуации, в которой оказался человек, сколько от реальности целей, которые он ставит, и соответствия этих целей личным качествам и объективным возможностям.

    Проводя занятия для безработных в московских учебных центрах «Новая профессия» и «Восток — Запад», получая много вопросов через газету «Работа для вас», встречаясь со специалистами, ищущими работу через кадровые агентства, мы видели и огромное разнообразие конкретных ситуаций, в которых оказываются люди. Рассмотреть и малую их часть невозможно даже в самой толстой книге. Но в методах разрешения разных ситуаций всегда оказывается много общего. Надеемся, что выбранные нами варианты помогут проиллюстрировать довольно широкий спектр методов и приемов получения новой работы.

    В этой книге мы покажем, как развивались приведенные ниже ситуации, с какими затруднениями сталкивались наши герои и как они их преодолевали. За ситуацией А-1 последуют, соответственно, А-2, А-3 и т. д.

    Ситуация А-1: филолог Алла Разумихина определяет, какую работу ей следует искать

    Алла Разумихина, 29 лет, замужем, имеет трехлетнего сына, окончила романо-германское отделение филологического факультета МГУ. Основной язык — французский, тема диплома — какие-то тонкие особенности средневековой французской лирики, английский язык знает неплохо, но хуже французского. После окончания университета работала учительницей и переводчицей. Жизнерадостна, контактна. Последние три года числилась работающей в ООО «Витязь», но фактически была дома с ребенком. В связи с тем, что ее мама выходит на пенсию и готова заботы о малыше взять на себя, перед Аллой встала задача определения своих планов в области выбора работы и успешной их реализации.

    Итак, она взяла лист бумаги и начала следовать предложенной выше схеме. Вот что у нее получилось.

    Первая стадия. Я считаю своими основными умениями знание иностранных языков (устный и письменный перевод), а также быстрое установление контакта с самыми разными людьми, в чем я могла убедиться, работая гидом-переводчиком во время летних каникул три последних года обучения в университете. Мои умения и навыки имеют отношение и к работе с людьми, и к работе с информацией.

    Пожалуй, я хотела бы развить навыки эффективного общения, а также освежить свои знания английского языка.

    Мне нравится изучать иностранные языки, но возможности я готова заняться еще и немецким. Мне нравится ощущать себя сильной, энергичной, самостоятельной. В идеале я, конечно же, хотела бы занимать руководящий пост в растущей, перспективной организации.

    Пожалуй, я хотела бы получить дополнительные знания в области экономики и бизнеса, а также по проблемам межличностного общения. Я готова много работать, но считаю необходимым для себя получать соответствующее вознаграждение за свой труд. Именно эта причина заставляет меня отказаться от научной работы в области средневековой французской поэзии и от преподавания в государственных образовательных учреждениях.

    Я поняла, что для того чтобы чувствовать себя счастливой, мне нужно вызывать восхищение и уважение окружающих, поэтому я склонна посвятить себя организационной работе, желательно с использованием моей языковой квалификации.

    Я поняла, особенно за последние три года, в течение которых я испытывала недостаток общения, что основным мотивом моей деятельности является общественное признание.

    Вторая стадия. Я хотела бы стать руководителем подразделения в процветающей туристической компании или в фирме, занимающейся организацией престижного обучения за рубежом.

    Я считаю, что у меня есть необходимые качества: деловая хватка, желание и умение общаться с людьми, знание иностранных языков. Мне необходимо приобрести знания в конкретной области и общеэкономические знания. Мне следует выработать навыки руководства людьми и проявления требовательности к ним.

    Поскольку у меня пока нет конкретного опыта работы, мне необходимо параллельно с получением нужных знаний начинать новую работу на более скромных должностях: переводчика, гида-переводчика, учебного менеджера и т. п.

    Третья стадия. Я хочу получить работу в перспективной фирме, занимающейся международным туризмом или обучением за рубежом. Моя цель — занять один из руководящих постов и вести самостоятельное направление. Но я понимаю, что начать придется с более скромной должности на избранном поприще.

    Комментарий к ситуации А-1. Как видите, Алла провела самоанализ, оценила свои возможности и выбрала свою цель. Но это не означает, что все другие работы ей не подходят. Во-первых, наверное, никто не имеет реального представления обо всех существующих профессиях (их только согласно официальному реестру более семи тысяч). Во-вторых, появляются новые специальности, которых просто раньше не существовало и их невозможно было принять в расчет при определении цели. В-третьих, жизнь может преподнести сюрприз в виде неожиданного предложения, порой даже кажущегося почти невозможным. Ассоль из «Алых парусов» ждала принца, у нее была цель, и она была готова к встрече, поэтому она нашла свое счастье с капитаном Греем.

    Постановка цели нужна для того, чтобы можно было, рационально организовать поиск работы, но цель — «не догма, а руководство к действию». Ничто не мешает человеку изменить свои целевые установки под влиянием личных обстоятельств, изменений конъюнктуры рынка труда и по любым другим причинам. Если вы, например, дали объявление и вам предложили неожиданный серьезный вариант, не торопитесь его отметать. Обдумайте внимательно, насколько он соответствует вашему характеру и представляет ли для вас интерес. Например, вполне можно ожидать, что Разумихиной предложат работу помощника руководителя серьезной инофирмы. У нее есть для этого много данных: коммуникабельность, знание языков, навыки работы на персональном компьютере. Однако ее стремление к самостоятельности, независимости, социальному признанию дают основания предположить, что такая работа может стать для нее всего лишь каким-то этапом на ее пути.

    Приведем совершенно реальный практический пример, изменив лишь имя. Светлана Васнецова тоже преподавала в школе. Английский язык. Целых восемь лет. Немецкий изучала в институте как второй и знала хуже. Потом решила найти себе работу в коммерческой фирме. Агентством «Метрополис» была представлена на должность секретаря руководителя одного из известных торговых домов. Ее взяли на эту должность при отсутствии опыта секретарской работы, исходя из наличия основных знаний, навыков и личных качеств, требуемых работодателем. Имеется в виду знание иностранных языков, навыки работы на персональном компьютере и умение быстро печатать, сообразительность, коммуникабельность, собранность, трудолюбие. Светлана быстро освоилась на новой работе, завоевала отличную репутацию, значительно расширила круг своих деловых знакомств. Через год она перешла работать менеджером в отдел внешнеэкономической деятельности этого же торгового дома. В беседе с руководителем агентства «Метрополис» Светлана отметила, что очень довольна тем, как сложилась ее карьера.

    Ситуация Б-1: капитан 2 ранга Борис Тонких выходит в отставку

    Борис Тонких, 42 года, капитан 2 ранга, планирующий в ближайшее время уйти в запас. Глава дружной семьи, состоящей из работающей жены и двух дочерей (студентки второго курса и школьницы-выпускницы). Не мыслит своей жизни без работы и прекрасно понимает, что на одну пенсию не проживешь. В течение многих лет служил на кораблях Военно-Морского Флота, отвечая за техническое обслуживание силовых установок. Затем был переведен в центральный аппарат Министерства обороны, где в течение шести лет занимался подготовкой, оформлением, финансированием и сопровождением заказов на поставки техники и вооружения для флота. Когда Борису было предложено перечислить, какими качествами он обладает и что ценного есть в его квалификации и опыте, он затруднился с ответами. Может быть из ложной скромности и отсутствия опыта в представлении самого себя. А может быть, еще и из-за того, что он до этого просто не задавался вопросом о своих достоинствах. Пришлось буквально «вытягивать» из него эту информацию. И самое интересное, что свой опыт договорно-финансовой работы он вообще не упомянул в числе достоинств. Хотя с точки зрения получения новой работы «на гражданке» именно этот опыт очень важен.

    Ситуация В-1: молодой специалист Вера Воробьева решает сменить профессию

    Вера Воробьева окончила в своем родном Санкт-Петербурге кораблестроительный институт и получила на руки диплом и совет искать работу самостоятельно. Трезво оценив перспективы молодого инженера в условиях сворачивания отрасли и будучи человеком решительным, энергичным и настроенным на перспективную и престижную работу с хорошей оплатой, Вера Воробьева выбрала следующий путь. Видя, сколь привлекательна работа в банке, но не имея соответствующего образования, она решила попробовать обходной маневр. Обошла ряд курсов секретарей-референтов, обещающих помощь в трудоустройстве, выяснила, что неподалеку от ее дома расположены достаточно респектабельные курсы, располагающие деловыми связями с крупными банками, которым рекомендуют своих лучших выпускниц. Вера определила свою ближайшую цель: пройти обучение на этих курсах, закончить их с отличием, получить рекомендацию и направление на собеседование и подготовиться к собеседованию так, чтобы не упустить свой шанс. Перспективная цель Вере тоже ясна: зарекомендовать себя на работе с лучшей стороны, по возможности, получить дополнительное образование, но уже с очень четкой специализацией, определить которую предстоит, разобравшись с ситуацией «изнутри». Далее следует пробиваться к намеченной цели, повышая свой профессиональный уровень и оттачивая коммуникативные качества, которыми Вера обладает в значительной мере и на которые возлагает большие надежды.

    Ситуация Г-1: юрист Геннадий Александров планирует свою карьеру

    Геннадий Александров, 31 год, юрист с университетским образованием и свободным владением двумя языками (английским и французским), специализируется в области трудового права. После окончания МГУ три года стажировался в Канаде, где защитил диссертацию.

    После возвращения в Россию занялся преподавательской деятельностью и добился в ней успехов. Совмещает преподавательскую работу с выполнением отдельных работ по договорам с предприятиями. Хотел бы получить интересную работу, которая бы обеспечила более высокий и стабильный заработок. Вот как выглядят основные представления о себе и своих целях в области карьеры, кратко сформулированные Геннадием Александровым.

    Первая стадия. Я считаю своими сильными качествами как хорошие знания в области трудового права, так и трехлетний опыт работы в органах государственной власти по юридическому обеспечению международных договоров, а также свободное владение двумя иностранными языками.

    Вторая стадия. Мне нравится работать с людьми, я с готовностью вникаю в их проблемы и стараюсь помочь в пределах своих возможностей. Мне, как правило, удается расположить к себе людей и убедить их принять предлагаемые мною меры.

    Третья стадия. Я знаю, что мне необходим достаточно высокий уровень дохода и общественного признания для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Я считаю, что в силу своей профессиональной квалификации вполне могу претендовать на соответствующую работу как в нашей стране, так и за рубежом. Однако работу за рубежом рассматриваю только как временную меру и намерен оставаться гражданином России.

    Ситуация Д-1: конструктор Дмитрий Оболенский остается без работы

    Дмитрий Оболенский, 33 года, инженер-конструктор авиационной фирмы, работавшей на оборону, в связи с трудностями, переживаемыми фирмой, был уволен по сокращению штатов и направлен за счет службы занятости на обучение по курсу «Управление собственностью и финансами». Вскоре он случайно встретил в метро друга, с которым вместе ходил в горы несколько лет назад.

    В разговоре выяснилось, что жена друга работает в Облкомимуществе. Друг обещал поговорить с женой и выяснить, нужны ли там сейчас новые специалисты. Раньше Дмитрий не задумывался конкретно о том, каким он видит свое ближайшее будущее, поскольку все эти перемены были для него достаточно внезапны, но в силу открытости своего характера делился возникшей проблемой работы практически со всеми, что, как видите, и дало положительный результат. Когда появился конкретный вариант, он достаточно серьезно задумался.

    Применив предложенную выше схему письменного обоснования цели поиска работы, Дмитрий сформулировал результат своих размышлений.

    Первая стадия. Я считаю своими основными умениями навыки системного подхода к решению задач, сильную математическую подготовку и свободное владение расчетными компьютерными программами, навыки аналитической работы и склонность структурировать свою деятельность (вплоть до бытового уровня). Пожалуй, я хотел бы глубже изучить ряд экономических дисциплин, общее понятие о которых дается на курсах.

    Мне нравится организовывать работу группы людей, мне доставляет радость конструктивное общение в процессе совместной работы над реализацией проекта.

    Вторая стадия. Я хотел бы поработать некоторое время в государственном учреждении, занимающемся управлением собственностью, особенно в одной команде с опытными специалистами, поскольку для меня всегда особенно эффективно было обучение в процессе трудовой деятельности.

    Я считаю, что у меня есть необходимые качества: умение общаться с людьми и организовывать работу небольшого коллектива, аналитические способности, базовые экономические знания, приобретенные на курсах.

    Поскольку у меня пока нет опыта работы в этой новой для меня области, то я понимаю, что начинать придется на более скромных должностях и что на государственной службе оплата труда в настоящее время достаточно низка. Я готов к этому, но предполагаю, что в дальнейшем эта область деятельности может оказаться очень перспективной.

    Третья стадия. Я хочу получить работу в области управления имуществом и финансами. Желательно начать с государственной службы как более стабильной (и располагающей специалистами в данной области, у которых я мог бы учиться. Поскольку оплата труда на госслужбе жестко фиксирована, можно попытаться получить некоторые другие формы компенсаций: направление на курсы повышения квалификации, например, с получением аттестата Минфина. Переговоры об изучении языка, если не удастся за счет организации, то, по крайней мере, в рабочее время. Таким образом, ближайшая цель — получение работы и обучения одновременно для того, чтобы стать специалистом в новой для меня области.

    Ситуация Е-1: инженер Елена Петрова решила стать бухгалтером

    Елена Петрова, 43 года, инженер-связист, работала долгое время инженером-программистом в одном из НИИ. Потом по рекомендации знакомых перешла в коммерческую структуру, где оплата была значительно выше, но работа на компьютере значительно менее квалифицированная, практически на уровне оператора. Спустя полтора года оказалось, что финансовые дела фирмы плохи, дело идет к закрытию, и сотрудников увольняют. Когда начальник пригласил Елену, чтобы предупредить, как положено, об увольнении через два месяца, она попросила отправить ее за счет фирмы на переобучение, поскольку опасалась, что по своей инженерной специальности не сможет найти работу. Поскольку руководители, уговорившие ее перейти на эту работу, чувствовали определенные моральные обязательства, они согласились оплатить ее обучение.

    Так Елена оказалась на бухгалтерских курсах. Елену сильно смущало, что в ее возрасте не так легко усваивать новые знания. К тому же она опасалась, что и для поиска работы возраст станет серьезной помехой. Однажды ей попался в газетном киоске номер газеты «Работа для вас» со статьей-консультацией «Новая работа: когда, для чего, где и как ее искать». Публикация ее сильно заинтересовала, да и само издание понравилось. Елена стала покупать эту газету регулярно. Материалы, которые она там находила, помогли ей обрести большую уверенность в себе, она узнала много нового и полезного. Она также увидела, как много объявлений о поиске бухгалтеров публикуют компании и агентства, какая зарплата предлагается, какие требования к кандидатам предъявляют работодатели.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх