|
||||
|
ИГРЫ КОМПЬЮТЕРНЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ Хакеры и махеры В наше время чтобы прослыть специалистом, достаточно знать на десяток терминов больше, чем ваш собеседник. Источник этих знаний я вам тоже подскажу – это интернет. Там вы можете прочитать пару популярных статей по интересующей вас тематике и производить впечатление на неискушенных людей. Еще легче стать специалистом в области компьютерной техники, или, как сейчас модно говорить, «хай-тека». Для этого нужно всего лишь твердо усвоить, что все проблемы в компьютере проистекают от двух причин – вирусов и хакеров. Добавьте к этому несколько жаргонных выражений типа «сканировать порты» и «форматнуть диск» – и слава крутого компьютерщика вам обеспечена. Конечно, с таким багажом знаний в настоящую компьютерную фирму вас не возьмут. Но умный человек самостоятельно может обеспечить себе фронт работ или хотя бы подработку на трудное время. …У Лазаря Ч. сломался компьютер. То есть не совсем сломался, но почему-то отказывался выходить в интернет. И хотя основная работа Лазаря не была непосредственно связана со Всемирной Паутиной (он служил охранником в одном из крупных южных каньонов), интернет был для него отдушиной, без которой он просто не представлял своего существования. Лазарь сунулся было в пару фирм по ремонту компьютеров, но там все предлагали привезти машину к ним, а это значит, самому отключить (ну, выдернуть штекеры нетрудно), на такси отвезти тяжелый блок, а после ремонта самостоятельно подключить (а вот это уже не так просто). А если что-то не будет работать? Проделать всю процедуру в обратном порядке? От одного из знакомых Лазарь услышал, что существуют техники, ремонтирующие компьютеры прямо на дому. То есть: пришел, увидел, починил. В каньоне, который Лазарь сторожил, раскидывалось, подобно большевистским листовкам, много бесплатной рекламной прессы, и лишившийся интернета наш герой стал подбирать ее целыми пачками. Буквально сразу же он наткнулся на объявление: «Ремонт компьютеров на дому». Рядом стояли два номера телефона, причем один стационарный, безековский (жулики редко указывают безековский номер телефона). Кроме того, безековский номер указывал на то, что техник находится в одном городе с пострадавшим компьютером, а значит, не затребует слишком много на дорожные расходы. Лазарь позвонил компьютерному технику, который оказался русскоязычным – еще один плюс, поскольку ивритская компьютерная терминология настолько сложна и запутана, что даже в ивритской версии «Виндоуз» некоторые кнопки оставлены для изъяснения системы с вами на языке Шекспира. Что поделать – наш родной язык слишком древний, чтобы с легкостью говорить на нем о новейших технологиях. Техник представился Алексом, сказал, что берет за визит 100 шекелей в час, и этого вполне хватает, чтобы починить компьютер. За детали, естественно, придется платить дополнительно. Лазарь согласился, и в тот же вечер Алекс с отверткой и пачкой компьютерных дисков был у него. Включили компьютер, попробовали зайти в интернет – глухо. Алекс посидел за компьютером, пощелкал какими-то кнопками, вышел в ДОС и написал в командной строке пару слов (прием, принимаемый «чайниками» за высшее мастерство), после чего сказал: – Все ясно. Какой-то хакер переключил ваши порты на себя. – Что? – удивился Лазарь. Конечно, он не был новичком в интернете и каждое из этих слов по отдельности слышал. Но все вместе они производили на него такое же впечатление, как мясной борщ со сметаной на ортодоксального еврея: все компоненты хорошие, но смесь неудобоварима. Алекс для разъяснения произнес целую речь, в которой фигурировали вирусы системы «троянский конь», американские хакеры, порты и «дыры безопасности» в операционной системе «Виндоуз». Как оказалось, в беде Лазаря виноват в первую очередь Билл Гейтс – хозяин концерна «Майкрософт», который производит такую дырявую операционную систему, а во-вторых, неизвестный хакер, надежно отрубивший компьютер Лазаря от интернета. Зачем это кому-то могло понадобиться, Лазарь себе не представлял. Он не работал ни на какую разведку, коммерческих тайн никаких не знал (разве что хозяин ближайшего «русского» магазина иногда делился с ним информацией, какова реальная стоимость сбываемых им продуктов). «Каковы причины, что какой-то крупный компьютерный специалист мог потратить свое дорогостоящее время на выведение из строя именно моего компьютера?» – это был первый вопрос, который задал себе Лазарь. Второй же он озвучил вслух: – И что теперь делать? – Поделать ничего нельзя. Лучше всего выкинуть этот компьютер и купить новый. Можно попробовать отформатировать диск – то есть стереть все, что там есть, и записать заново. Легко сказать – стереть всё! А адреса друзей в электронной почте? А контакты в «аське» – переговорном устройстве? А записи любимых песен? – Я подумаю, – мрачно сказал Лазарь. – Хорошо, если что – подумайте. С вас сто шекелей. Получив требуемую мзду, Алекс удалился. А Лазарь остался в тяжких размышлениях о вещах, которые он понимал очень слабо. Думать о таких вещах, скажу вам прямо, вообще тяжело для мозга. Наконец Лазарь решил позвонить одному своему старому знакомому. Когда-то они учились вместе в ульпане и очень сдружились. Но Дэн (Денис на самом деле), быстро переделавший свое имя в Дан, отлично знал английский язык и кое-что понимал в компьютерах, которые в то время еще были для Лазаря всего лишь экзотическим английским словом. Дан нашел свое место в «хай-теке», начав с самых низов, а теперь руководил целым отделом большой компьютерной фирмы. От прежней дружбы остались лишь редкие звонки, когда Лазарю нужно было проконсультироваться по какому-то вопросу. Разумеется, наш герой никогда бы не рискнул беспокоить Дана с такой мелочью, как неработающий компьютер (это все равно что показывать кардиохирургу мировой известности чирей на ноге), но раз уж дело зашло о покупке нового (на который денег у Лазаря все равно не было), можно было рискнуть. «В крайнем случае пошлет меня подальше», – грустно подумал Лазарь и позвонил. Дан молча выслушал симптомы, потом задал несколько наводящих вопросов. Подумал еще секунду и сказал: – Что за ерунду сказал твой техник! Это обычный спай-вэар «ньюнет. дот. ком». Что-то типа вируса, только гораздо проще, а подцепляешь ты его при заходе на сайт. Чинится за две секунды. Правда, у тебя сейчас доступа к интернету нет, но мы сделаем так… Я пошлю тебе антивирус на электронную почту. Ты зайди в ближайшее интернет-кафе, там его сохрани на дискету. А потом запусти у себя на компьютере. В общем, Дан если ошибся, то не сильно. Починка заняла не две секунды, а двадцать от силы, после чего компьютер заработал, как прежде. Козни неведомого хакера рассеялись, как дым… Да и то сказать – какой хакер может заинтересоваться компьютером скромного охранника? Примерно через месяц Лазарь болтал по «аське» со своим знакомым. Заговорили о поломках компьютера. Как оказалось, знакомый тоже вызывал Алекса, который, естественно, ничего не починил, но зато рассказал красивую историю о хакерах и вирусах, сжигающих компьютер, как из огнемета… Взял сто шекелей за визит и уехал. Постепенно путем розыска на форумах нашлись и другие клиенты Алекса. Как оказалось, «компьютерный техник» компьютеров вообще не чинил. Видимо, просто не умел. Зато мастерски сочинял истории о неуловимых хакерах и на чем свет стоит ругал «Майкрософт». Сто шекелей за час несложной трепотни – оплата в общем неплохая. Учитывая, что те, кто хорошо понимает в компьютерах, чинят их сами. Несколько клиентов отказались платить Алексу, но он все равно вырвал у них двадцать шекелей «на проезд», так что убытка никакого не нёс, кроме потерянного на лохов времени. Нашим читателям, которым придется вызывать специалиста на дом для починки сложной бытовой техники, позволю себе дать несколько советов. Совет первый. Вызывая техника домой, договаривайтесь всегда «на результат». Предупредите, что оплата будет произведена только после того, как техника (компьютер, например) заработает в нужном вам режиме. Без этого ваш гость не получит ни копейки – даже «за проезд». Этим вы сразу исключите немалое количество «специалистов», которых в Израиле полно – они ездят из дома в дом, собирая «за визит» и объясняя, почему то или иное устройство не работает. Часто в доме перебывают двое или трое таких, прежде чем удастся привести нужный агрегат в рабочий режим. Совет второй. Заранее решите, с кем вы посоветуетесь о ценах и режиме ремонта. Это не обязательно должен быть крупный специалист – достаточно, если человек сам пережил подобный ремонт. Ну и, наконец, выучите побольше умных слов, относящихся хотя бы к компьютеру, например. Конечно, настоящий специалист будет над вами про себя смеяться (но что вам от его смеха? Лишь бы работу сделал!), а липовых мастеров, пришедших получить «за визит», они отпугнут. «Троянцы» и греки Что меня больше всего удивило в раздутом недавно скандале о вирусах-«троянцах», которые крупные фирмы засылали в компьютеры конкурентов, так это искреннее изумление ивритской прессы. «Троянцы» придуманы давным-давно и активно используются в интернете года этак с 88-го. Мало того, я смело могу сказать, что «троянцев» полным-полно на любом компьютере, подключенном к сети (разве что рачительный хозяин проверяет его ежедневно). Многие из моих читателей помнят мою статью о мошенничествах в области спутникового телевидения. Отосланный в редакцию файл я назвал «sattelite TV» (спутниковое ТВ) – ну, чтобы редактор его не потерял… В тот же день я начал получать на свой почтовый адрес спам (навязчивую рекламу) с предложением разного рода услуг в области спутникового телевидения. «Ага, – сообразил я, – в компьютере завелся троян…» Открыв специальную программу, я моментально его вычислил и удалил с компьютера. «Троянец» был простой, его задача – отслеживать выходящие с электронного почтового ящика письма и посылать информацию в центр на сортировку. А там уже подбирают (опять же автоматически, по ключевым словам) рекламу, соответствующую вкусам и интересам отправителя… При этом, обратите внимание, речь идет о самых невинных видах «троянских коней»! Что уже говорить о тех, которые создаются по заказу богатых фирм!.. Или, наоборот, пишутся компьютерными гениями… Подразделение по борьбе с компьютерной преступностью было создано в израильской полиции относительно недавно. Не исключаю, что вначале в нем работали люди, с трудом отличающие компьютер от телевизора… Однако сегодня это одно из самых эффективных подразделений – собственно, распутанное его сотрудниками грандиозное дело о промышленном шпионаже наглядно демонстрирует его эффективность. Но были дела и более мелкие, но не менее важные – ведь для конкретного человека его личные сто шекелей значат гораздо больше, чем неведомые миллионы крупной компании… А началось это дело с того, что в полицию посыпались жалобы от владельцев кредитных карточек – дескать, с них незаконно начали снимать деньги… Суммы были относительно небольшими, но в нескольких случаях доходили и до тысячи долларов – а по нашим масштабам это вещь серьезная! Собственно, таких случаев в Израиле происходит множество, и каждое дело расследуется по отдельности. Но тут у всех дел было кое-что общее – когда начали выяснять, куда делись деньги, выяснилось, что все потерпевшие проиграли их в онлайновых казино. Надо сказать, что в интернете сейчас казино больше, чем в Лас-Вегасе и Монако, вместе взятых. Но почему-то они у израильтян особым успехом не пользуются – видно, нашим гражданам важна еще и атмосфера азарта… А какая тут атмосфера, если сидишь у домашнего компьютера в семейных трусах… Хотя кое в чем онлайновое казино похлеще реального будет. В реальном человек играет на имеющиеся в наличии деньги, более того – на фишки. И когда они кончаются, всегда есть возможность одуматься перед очередным обменом. В онлайновом же казино игрок вводит в компьютер данные своей кредитной карточки – и тут играй сколько влезет, пока банк ее не заблокирует. А контролировать «виртуального крупье» еще труднее, чем реального. Все потерпевшие в один голос утверждали, что ни в каких онлайновых казино не играли и даже не знают, как это делается. Приняв версию, что кредитными карточками воспользовался мошенник, полиция сразу намотала на ус, что ей придется иметь дело с человеком, имеющим железные нервы. Сами посудите – хотя неведомый жулик играл на чужие деньги, он ни разу не зарвался, ни разу не обнулил карточку (из-за этого многие заявления поступили в полицию очень не сразу)… В полиции сразу же была принята версия, что мошенник имеет доступ к банку данных, в котором хранится информация о кредитках. Это может быть банк данных какой-то страховой компании, интернет-провайдера, турфирмы… Казалось бы, нужно найти точки пересечения между всеми потерпевшими (скажем, они все страховались в одной фирме) – и круг поисков сузится. Но не тут-то было! Как ни бились полицейские, никакой связи между потерпевшими не находилось. Откуда же у неведомого посетителя онлайновых казино столько данных о карточках никак не связанных между собой людей? Стали работать отдельно по каждому случаю, выявляя, где жертвы могли «засветить» свою кредитку. И в результате кропотливой работы выяснилось, все потерпевшие хотя бы однажды за последнее время да посылали данные кредитной карточки по интернету. Посылали в самые разные места, и получатели божились, что информацию сразу же после использования моментально стерли (так поступают во всех нормальных фирмах). Но у полиции уже появилась идея: – Во всем виноват интернет! Ну а дальше уже за дело взялись специалисты. Среди пострадавших был один доброволец «мишмар эзрахи» – гражданских помощников полиции. Он-то и предоставил для тщательного анализа жесткий диск своего компьютера. На компьютере был обнаружен вирус системы «троянский конь». Этот «троянец» делал совсем незаметную вещь – пересылал копии всех писем, отправленных с компьютера, на определенный электронный почтовый ящик. Такие же вирусы были обнаружены на дисках остальных потерпевших. Конечно, вы думаете, что полиция тут же отправилась домой к негодяю и арестовала его… Черта с два! Вся почта переправлялась в анонимный почтовый ящик, сервер которого расположен за рубежом. То есть даже залезть и посмотреть, с какого компьютера залазят в этот почтовый ящик, было не так просто… Начался продолжительный этап переписки с Америкой, где находился главный сервер, и закончилось все победой израильского правосудия. То есть в Израиль был прислан список ай-пи (электронных адресов), из которых заходили проверять этот ящик… И тут, вы думаете, полиция пошла и арестовала хакера? Вы плохо думаете об израильских мошенниках! Все эти адреса находились в различных интернет-кафе!!! Правда, зацепку удалось-таки найти… Одно из интернет-кафе хакер посещал чаще, чем другие. Там и установили засаду, применив новую компьютерную «примочку» – при заходе на определенный почтовый ящик на центральный сервер интернет-кафе подается сигнал (подробностей рассказывать не буду, так как они секретны). В общем, через три дня хакер был схвачен на месте с поличным – как раз в тот момент, когда он просматривал свой почтовый ящик в поисках новой информации. Запираться мошенник не стал, и перед детективами раскрылась изящная картина аферы. Первое, что сделал мошенник – это создал новый вирус, который, как уже говорилось выше, переправляет всю отсылаемую вами почту по определенному адресу. Создать такой вирус несложно (для специалиста) – существуют его аналоги, и новый делается относительно простым изменением кодов. Но как же такой вирус закинуть на ваш компьютер? И хакер применил еще недюжинное знание психологии – он направил по рассылке предложение: «Путешествие по Греческим островам. Дешево». К письму прилагался файл с подробностями, который надо было открыть… Понятно, что исполняемые файлы (типа. exe) уже давно никто не открывает, кроме самоубийц. Многочисленные поломки научили компьютерных «чайников», что рассылаемые бесплатно «хранители экрана» (scr) также могут стать причиной несчастного случая с вашим электронным другом. На самом деле исполняемых файлов гораздо больше, и даже я вам их всех не перечислю. В общем, открыв файл с заведомо ложной информацией, жертвы заносили на свои компьютеры «троянца». А мошеннику оставалось только просматривать исходящую почту и ждать, пока среди гор мусора попадется что-то ценное… Но почему же, чёрт побери, получив номера кредиток, хакер не стал покупать что-то ценное? Тогда, по крайней мере, хотя бы часть средств потерпевшим можно было бы вернуть! Что за дурной вкус – проигрывать в казино чужие деньги? Оказывается, хакер не просто играл, а обкатывал свою новую программу. С помощью «троянцев», посылаемых на серверы онлайновых казино, он рассчитывал выиграть крупную сумму, после чего обналичить ее с чужой кредитной карточки – и поминай как звали. Но выиграть ему так ни разу и не удалось. Потому что, невзирая на виртуозное владение языками программирования, он не усвоил простейшее правило – казино никогда не бывает в проигрыше. Пока суд да дело (а до суда дело еще не дошло, поэтому я не называю имен участников этой аферы), я позволю себе дать вам пару советов. Первое. Если вы получили письмо с неизвестного адреса, к которому «прицеплен» файл – лучше всего сотрите его сразу. Создатели вирусов всегда идут на один шаг впереди антивирусных программ – так же, как сначала появляются болезни, а потом – лекарства к ним. Второе. Не экономьте на антивирусных программах. Поверьте, самая дорогая антивирусная программа окажется дешевле того ущерба, который может нанести хакер, забравшийся в ваш компьютер (особенно если вы храните на нем свою финансовую информацию). Ну, и третье – никогда не играйте в онлайновых казино. Впрочем, если вы этого сами не поняли, то мои советы вам не помогут. Виртуальный наряд короля Занятия профессионального мошенника – это такой же труд, как и все остальные виды профессиональной деятельности. Для того чтобы провернуть удачную аферу, нужно долго и тщательно готовиться и уделять этому не меньше времени, чем обычной работе. Да что говорить – аферист зачастую работает даже больше обычных восьми часов в сутки, рабочий день у него ненормированный! К сожалению (для нас – к счастью), большинство израильских жуликов этого не понимает. Они рассчитывают на нашу лоховитость, на плохое знание израильских законов и иврита – но среднестатистический обыватель им обычно не по зубам. То ли дело в моей родной Одессе – там могли обвести вокруг пальца кого угодно! Правда, и к работе своей аферисты относились гораздо серьезнее, чем здесь. Впрочем, не все еще потеряно. Скажем, несколько лет назад в Израиле построили «пирамиду», которая стоит до сих пор, и вряд ли даже язык повернется назвать ее мошенничеством… Фирма под условным названием «Джойнт ахшав» продавала пространство на сервере – место, где вы можете разместить свой сайт. Продавала по демпинговым ценам – дешевле минимальной цены… Казалось бы, в чем здесь прибыль? Наверное, так можно зарабатывать только в том случае, если торговать краденым, – но как украсть виртуальное пространство? А ответ прост – он состоит в вопросе: «А кому продавать?» Если вы будете продавать место для сайтов профессионалам дешевле рыночной цены, то вряд ли разбогатеете. Гораздо выгоднее продавать это место лохам, убедив их в том, что с помощью своего собственного интернет-сайта они разбогатеют! К дешевому виртуальному пространству в объеме полсотни мегабайт прилагались дешевенькие же курсы по построению сайтов, на которых клиентам в основном рассказывали о том, как умные люди разбогатели на интернете. После этого клиенты строили сайты с содержанием типа: «Здравствуйте, я тетя Маня из Бердичева, а это моя кошка Пуся» – и садились у компьютера ждать обещанных миллиардов. На сайт уходил максимум один мегабайт (если кошка и тетя Маня были толстыми). А остальные сорок девять мегабайт можно было продавать снова… Нет, с помощью интернет-сайта, даже простенького, действительно можно разбогатеть. Или, по крайней мере, заработать какие-то деньги. Например, мой знакомый писатель-фантаст Лео Каганов сделал совсем простенькую интернет-страничку с надписью: «…». Да, тем самым знаменитым словом из трех букв. К тексту шло пояснение, выполненное в виде технической инструкции: «Здесь расположено официальное представительство… в интернете. Сюда посылают» (можете сходить и сами – http://www.lleo.aha.ru/na/). Всего к настоящему моменту на сайт сходило выше полутора миллионов человек, и Каганов уже получил серьезные предложения о том, чтобы поместить рекламу на сайте… То есть фирма поняла: дело вовсе не в том, чтобы продавать место на сервере (таких торговых точек в интернете есть сотни), а в том, чтобы впаривать его полным лохам, которые это место все равно не смогут использовать! Изящно! К сожалению, сегодня эта фирма перешла на менее элегантные способы объегоривания, так что мне даже неинтересно про нее писать (хотя не исключено, что к этой теме я еще вернусь). А сейчас на арене появляется главный герой нашего сегодняшнего представления – Нафтали Б. Он прославился тем, что несколько лет торговал воздухом на электронном аукционе «иБэй» – а там, казалось бы, это невозможно… Время от времени на этом аукционе, где выставлены в интернете десятки миллионов лотов и оборот достигает сотен тысяч, если не миллионов долларов в день, появляются какие-то мошенники. Они выставляют фиктивный лот на продажу, дожидаются, пока кто-то не уплатит им деньги, после чего неожиданно смываются. Естественно, счет их на аукционе аннулируется, а часто блокируется и тот электронный адрес, с которого они выходили в интернет. Мало того – серьезный покупатель, видя, что за продавцом какой-то мало-мальски денежной сделки нет совершенных трансакций (проще говоря, человек продает какую-то дорогую вещицу первый раз если не в жизни, то хотя бы на аукционе), не станет иметь с ним дело. Да и все зависит от процентного соотношения. Если, например, ваш покупатель не получил первую же заказанную им вещь, хозяева электронного аукциона отнесутся к вам сурово. Другое дело, если вы продали уже пару сотен лотов, а кто-то не получил свой товар, – ну, мало ли какие проблемы бывают на почте… Поэтому Нафтали решил в первую очередь создать имидж «солидного продавца». А как это сделать, если у вас нечем торговать? Очень просто – надо создать «солидных покупателей»! Каждый день Нафтали регистрировался на электронном аукционе под десятками различных имен, аккуратно занося их в реестр. После чего оставлял в «книге отзывов» у своих виртуалов замечания о сделанных покупках и отличном сервисе (на самом деле операция была немного сложнее, но мне не хотелось бы служить учителем по аферизму). После того как была изготовлена первая сотня серьезных, солидных «виртуальных покупателей», Нафтали приступил ко второму этапу – начал выставлять лоты от имени «основного продавца». Все эти лоты успешно уходили… виртуальным покупателям, и они же оставляли замечательные отзывы о качестве товаров и великолепном сервисе. «Торговал» Нафтали исключительно модной одеждой. Правда, в действительности из модной одежды у самого продавца не имелось ничего. Даже на теле. И только потом, когда пошли первые доходы, он позволил себе прикупить модные джинсы. Фотографии же модных рубах, смокингов и жилеток брались из интернета. Вскоре сеть виртуальной торговли достаточно расширилась, число отзывов превысило какую-то критическую отметку, за которой следует безоговорочное доверие покупателей, и у Нафтали появились реальные клиенты. Надо сказать, что ни один реальный покупатель заказанных товаров так и не получил. Покрой виртуального платья короля мало изменился со времен Андерсена. Естественно, недовольные покупатели стали оставлять в разделе отзывов у Нафтали недовольные замечания… Но надо сказать, что наш клиент был действительно серьезным мошенником. Он каждый день проводил за компьютером не менее десяти часов, создавая все новых и новых виртуалов. Поэтому положительные отзывы на его «торговлю» исчислялись сотнями, отрицательных же было – два-три на каждую сотню, что вполне можно было списать на недостатки почтового сообщения. Под конец деятельности на его счету уже было около 20 000 отзывов! Из них абсолютное большинство – положительные, характеризующие Нафтали как честного, респектабельного торговца (сам же Нафтали их и составлял – но учтите, каждый отзыв шел с другого счета!). И только около трехсот человек жаловались, что оплаченного товара так и не получили… Чтобы добиться таких результатов, надо было приложить немало труда! В последнее время жалобы в руководство электронным аукционом шли ежедневно, и там решили все-таки проверить, почему почта так часто подводит уважаемого торговца. Проверили адрес и выяснили, что продавец находится в Израиле. Запросили полицию… Определить реальный адрес из электронного оказалось делом несложным. К Нафтали пришли домой и попросили показать, каким модным платьем он торгует… К слову, по израильским законам такое занятие называется «незаконным предпринимательством». Конечно, купить или продать какую-то вещь на электронном аукционе вы можете без проблем. Не страшно, если их будет две или три. Но вот если вы хотите торговать десятками тысяч единиц товара, как это декларировал Нафтали – вам придется открыть дело в налоговой инспекции. И хотя Нафтали ничем реальным не торговал, не продал ни единой рубашки, в каталоге электронного аукциона тысячи вещей значатся как проданные. И теперь полиция ломает голову, за что же судить афериста – за мошенничество или за незаконное предпринимательство… Теперь позволю себе дать вам пару советов о том, как покупать вещи на электронном аукционе. Да, иногда это бывает дешево и выгодно. Но вначале посмотрите: сколько уже вещей успел продать хозяин лота? Если мало (десяток, к примеру) – решайте сами, но покупать дорогую вещь у такого человека я бы поостерегся. Второе – прочитайте отзывы, даже если их много. У серьезного торговца не может быть огромного количества отрицательных отзывов. Если их два-три – действуйте на свой страх и риск. Если число жалоб на «неполученный товар» подходит к сотне, а то и переваливает через нее – однозначно перед вами мошенник. И торгует он все тем же старым королевским платьем, которое было новым разве что во времена великого датского сказочника. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|