|
||||
|
5. Государственные внебюджетные фонды 5.1. Пенсионный фонд Российской Федерации Государственные внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общегосударственных финансов. Государственные внебюджетные фонды создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. К государственным внебюджетным фондам относятся созданные во многих странах фонды социального страхования, которые предназначены для социальной поддержки определенных групп населения. В РФ это – Пенсионный фонд РФ, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). Средства фондов формируются в основном за счет единого социального налога, взимаемого с работодателей и работников; доходов от инвестирования временно свободных денежных средств. Пенсионный фонд РФ (ПФР) – самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ. Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Признание ПФР федеральной государственной собственностью является одной из особенностей российской пенсионной системы. В большинстве стран с солидарно-распределительными системами подобные фонды рассматриваются как собственность самих застрахованных лиц и работодателей. Основные задачи Пенсионного фонда РФ: u финансирование расходов на выплату пенсий и пособий гражданам в соответствии с действующим законодательством; u организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; u капитализация (вложение) средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц; u контроль совместно с налоговыми органами за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств; u организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР; u межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; u разъяснительная работа среди населения и юридических лиц. Для решения поставленных задач сформирована трехуровневая структура управления ПФР. На федеральном уровне управление пенсионной системой осуществляется Правлением ПФР и его исполнительным органом – Исполнительной дирекцией. В состав правления входят представители государственных и общественных организаций, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов, детей. В дальнейшем предполагается создать орган управления фондом из лиц наемного труда, представителей независимых профсоюзов и государства. К основным функциям центрального аппарата ПФР относятся: – формирование и оперативная корректировка бюджета ПФР; – прогнозирование и аналитические исследования движения денежных средств ПФР; – перераспределение финансовых ресурсов между территориями; – экономический анализ и актуарное прогнозирование развития пенсионной системы. На региональном уровне управление осуществляется отделениями ПФР, которые являются юридическими лицами. Действует 88 региональных отделений ПФР. Управление на территориальном уровне осуществляется районными и городскими отделами ПФР, которых насчитывается около 3,5 тысяч. Бюджет ПФР состоит из бюджета Федерального ПФР и бюджетов территориальных отделений. Бюджет ПФР формируется за счет единого социального налога, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных денежных средств, других источников. Временно свободные денежные средства ПФР размещены: – в облигации государственных нерыночных займов в валюте РФ и иностранной валюте; – в ценные бумаги кредитных организаций, принятые в счет погашения просроченной задолженности по страховым взносам в фонд, образовавшийся до 01.01.2001 г. Накопительная составляющая бюджета ПФР формируется нарастающим итогом с 01.01.2002 г. Часть пенсионных накоплений передана в доверительное управление управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам. Средства ПФР расходуются на: – финансирование базовой части трудовой пенсии; – финансирование страховой части трудовой пенсии; – выплату пособий на погребение пенсионеров, не работавших на день смерти; – выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ; – компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами; – расходы на доставку пенсий; – расходы на дополнительное пенсионное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работников ядерного оружейного комплекса РФ за счет средств целевого бюджетного фонда Минатома России; – расходы на дополнительное пенсионное обеспечение государственных служащих за счет средств федерального бюджета; – выплату пенсий, назначенных досрочно безработным гражданам за счет средств федерального бюджета; – обеспечение текущей деятельности фонда; – оказание социальной помощи. 5.2. Фонд государственного социального страхования Фонд государственного социального страхования (ФСС) – централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, созданный в целях обеспечения государственными гарантиями в системе социального страхования. Средства фонда направляются на: u выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение; u санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством; u создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях; u обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда; u проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда; u осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда. 5.3. Фонды обязательного медицинского страхования Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского обслуживания. Обязательное медицинское страхование – составная часть государственного социального страхования, обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Для реализации политики в области медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для: u выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования; u финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; u осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования, создаваемые представительной властью субъектов федерации, осуществляют: u финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии и заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным по душевым нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда; u финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования; u выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования; u предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств; u накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования; u контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|