• 10.1. Как завоевать рынок, или Лицо твоего товара (Формирование товарной марки и товарного знака)
  • 10.2. Надо ли строить короткую цепочку ценностей? (Цена товара)
  • 10.3. Полчаса рекламы заменят полгода работы без нее (Реклама товара)
  • 10.4. Как продать свой товар? (Методы сбыта)
  • 10.5. Как увеличить продажу своего товара? (Стимулирование сбыта)
  • 10.6. Способы манипуляции «чужими» товарами (Реклама, цена, маркировка, упаковка)
  • Глава 10. Манипуляция своими и чужими товарами

    10.1. Как завоевать рынок, или Лицо твоего товара (Формирование товарной марки и товарного знака)

    Телевизор и радио то и дело сообщают нам о появлении чего-то нового. Иногда название этого чего-то просто заставит улыбаться, иногда навеет какие-либо воспоминания. Очень часто потребитель моет голову шампунем, пьет кофе и носит одежду определенной марки, но он не может назвать фирму-производителя. Так часто происходит с предприятиями, предлагающими потребительские товары, которые можно непосредственно использовать: продукты питания (напитки, молочные продукты, чай, макароны и т. д.), косметику, средства гигиены и бытовой химии.

    То, что может назвать потребитель, называется торговой маркой. Именно ее рекламируют, на нее может повышаться или понижаться спрос, именно она может устаревать – торговая марка, но не фирма.

    Для того чтобы вникнуть в систему управления торговыми марками, необходимо обладать определенным понятийным аппаратом. Знание терминов поможет ориентироваться в решении методических и практических задач управления торговой маркой и корпоративным имиджем. Эффективное управление процессом продаж возможно только при изучении терминологии. На тему торговых марок, знаков, логотипов существуют целые теории.

    Термины определяются посредством выделения различий между ними, т. е. необходимо определить, имеются ли различия между терминами «товарный знак», «марка, бренд». И если имеются, то какие.

    В переводе термины trade mark и brand могут трактоваться по-разному. Обычно brand определяется как торговая марка, под которой понимаются имя, знак, символ или их сочетание, используемые для того, чтобы отличить товары или услуги, производимые одной фирмой, от аналогичных товаров других фирм. В ряде книг переводчики используют термин «торговая марка» (П. Диксон, Ф. Котлер, Дж. Энджел), в других – «товарная марка» (Дж. Эванс, Б. Берман). Ж. – Ж. Ламбен использует термин просто «марка», хотя в тексте иногда встречается термин «торговая марка».

    Товарный знак (trade mark) определяется однозначно как зарегистрированная и юридически защищенная марка или ее часть Б. Берман, Дж. Веркман, Ф. Котлер.

    Но существуют и другие определения. Вот одно из них: «торговая марка представляет собой не что иное, как заместитель большого объема информации и способ более простого и эффективного обращения с ней. … Посредством ассоциации с товаром или услугой она сообщает потребителю информацию о товаре, будь то качество, надежность, мастерство изготовления, стиль, статус или потребительская ценность».

    Известный российский маркетолог П. С. Завьялов дает следующее определение: «Товарный знак (торговая марка) – зарегистрированное в установленном порядке обозначение, присвоенное товару для его отличия от других и указания на его производителя. Он представляет собой рисунок, символ, знак, определенное сочетание букв, цифр. Понимаемый как средство индивидуализации производителя товарный знак рассматривается как торговая марка или фирменный знак».

    Пытаясь развести связанные с маркой понятия, Е. П. Голубков дает такое определение: «Марка – это название, термин, знак, символ, рисунок или их комбинация, предназначенные для того, чтобы идентифицировать продукт и дифференцировать его от продукта конкурентов. Марка включает в свой состав марочное имя, марочный знак и товарный знак. Марочное имя представляет собой часть марки в виде букв, слов и их комбинаций, которые могут быть произнесены.

    Марочный знак – часть марки, которая является узнаваемой, но не произносимой. Он представляет собой символ, рисунок, отличительный цвет или шрифтовое оформление. Под товарным знаком понимаются марка или ее часть, защищенные юридически».

    Всем известно, что товарный знак нужно зарегистрировать. И вот что об этом говорится в законодательстве.

    По Закону Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», товарный знак (ТЗ) – обозначение, способное отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные или другие обозначения и их комбинации.

    Логотип может графически отображать товарный знак. Зарегистрированный в установленном порядке товарный знак (логотип) становится законодательно защищенным активом компании, а его владелец застрахован от подделок или недобросовестного использования обозначений, отличающих его товар или услугу. Товарный знак может быть и не зарегистрирован в силу различных обстоятельств, но выполнять при этом все функции товарного знака.

    Товарный знак выполняет три основные функции:

    1) идентификационную. Позволяет выделить товар среди аналогичных, указывает происхождение этого товара. Покупатель, приходя в магазин и покупая товар с предпочитаемым им товарным знаком, тем самым выбирает конкретного производителя среди конкурентов;

    2) информирующую потребителя о качестве продукта. Кроме того, потребитель, привыкая к тому, что продукты, маркированные определенным товарным знаком, удовлетворяют его по качеству и цене, часто готов покупать и другие товары, снабженные тем же товарным знаком;

    3) рекламную. Товарный знак сам по себе может быть выполнен в виде этикетки товара или присутствовать на этикетке, проставляться на упаковке. С учетом этого обстоятельства упаковка товара становится четко выделяемой среди других.

    Вопрос формирования политики продвижения своей торговой марки волнует производителей в разной степени. Чем выше конкуренция на данном сегменте рынка, тем более организована политика управления торговыми марками. Зарубежные производители, активно используя концепцию брендинга, создают устойчивые конкурентные преимущества своих торговых марок в сознании отечественных потребителей (Coca Cola, Kodak, Mars, Sony и т. д.).

    На современном рынке идет борьба торговых марок и их рекламных образов за место в сознании покупателей. В результате потребитель может совершить покупку, руководствуясь эмоциональными мотивами, которые часто преобладают над рациональными. Вследствие этого факторы успеха потребительских товаров и услуг основываются не на объективных преимуществах товаров и услуг, а на индивидуально воспринимаемых потребителями. Эти преимущества заключаются в уникальности торговых марок, способности покупателей идентифицировать марки при совершении покупок. Чисто функциональная ценность изделия может при этом перемещаться на второй план. Марка выступает в этом случае как фактор превосходства. Определенная марка может дать человеку ощущение избранности.

    Немарочные товары уступают свои позиции в самых разных товарных группах, причем марочные названия создаются производителем и принимаются потребителями среди товаров, традиционных не являвшихся в России марочными: это соки, макароны, крупы и т. д. Среди потребителей большинства товарных групп увеличивается количество покупателей, готовых платить за качество марочных товаров.

    Жизнь товарной марки является основной заботой любой компании. Необходимо поддерживать ее имидж, а соответственно – и интерес к ней потребителей. Фирма стремится к известности торговой марки, которая оказывает влияние на окружение. Это обеспечит достижение устойчивого и продолжительного делового успеха.

    Конечно, торговая марка является важным инструментом конкуренции, поскольку служит некоторым гарантом качества, что в свою очередь обеспечивает защищенность товара от атак конкурентов и укрепляет позиции относительно аналогичных товаров.

    Известность торговой марки неминуемо влечет за собой известность фирмы. Известность вызывает доверие партнеров, облегчает доступ фирмы к финансовым, информационным, человеческим и иным ресурсам.

    Формируется приверженность покупателей в отношении марочных товаров, которая может снижать их чувствительность к цене, затруднять проникновение на рынок конкурирующих товаров, тем самым придавать фирме дополнительную рыночную силу.

    Но в выигрыше остаются не только продавцы и производители товара. Покупателям торговые марки облегчают выбор и позволяют легко соотносить такие понятия, как цена и качество совершаемой ими покупки. Приобретая товар уже известной фирмы, потребитель может рассчитывать на определенное качество. По причине своего особого положения, особых предпочтений покупателей марочные товары менее подвержены колебаниям рынка.

    Классическим примером торговой марки является Coca Cola, которая ассоциируется у человека с рядом образов и эмоций. Реклама данной марки строится исключительно на человеческих эмоциях. Это торговая марка обладает определенными характеристиками. Но на самом деле характеристики имеет продукт. В сознании потребителей они приписываются самой торговой марке. Coca Cola – это марка хорошего настроения, праздника, а не прохладительного напитка.

    Торговая марка является важным нематериальным активом фирмы, который имеет рыночную стоимость и может быть внесен в бухгалтерский баланс. Этим активом необходимо грамотно управлять, как и всеми другими активами фирмы.

    Признавая важность управления торговыми марками, некоторые западные компании предлагают должность управляющего маркой (brand manager). Считается, что система brand management родилась в фирмах Procter & Gamble и General Food. После Второй мировой войны branding (brandbuilding) как наука и искусство создания и продвижения марки с целью формирования долгосрочного предпочтения к ней становятся одной из важнейших частей маркетинга. Особенно характерно это для североамериканской школы маркетинга.

    Марочный принцип управления состоит в том, что отдельные бренды выделяются в самостоятельные объекты маркетинга.

    Тем не менее торговая марка и сам товар – это вовсе не одно и то же.

    Торговая марка не является физической сущностью, за исключением того, что покупатель думает, чувствует и отчетливо представляет себе, видя символ или наименование марки

    Марка – это обещание продавца постоянно предоставлять потребителю специфический набор качества, ценностей и услуг. В этом качестве она является рыночным инструментом воздействия на сознание потребителей, на покупательский выбор. Величина воздействия, конечно, может подвергаться действию внешних факторов.

    10.2. Надо ли строить короткую цепочку ценностей? (Цена товара)

    Цена в теории и практике конкуренции рассматривается как решающий инструмент маркетинга. Цена в широком смысле слова объединяет все объективные и субъективные затраты, связанные с приобретением продукта. Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. В бедных странах среди неимущих групп населения выбор продуктов питания делается на основе ценового фактора. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться неценовые факторы, такие как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов, сервисное обслуживание.

    Каждая фирма индивидуально решает проблему ценообразования. В мелких компаниях цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений. Но и здесь высшее руководство регламентирует общие установки и цели политики цен. Некоторые руководители предоставляют разрабатывать вопросы ценообразования своим сотрудникам соответствующего профиля, однако оставляя за собой право решающего голоса. В некоторых отраслях деятельности факторы ценообразования играют решающую роль (в аэрокосмической промышленности, на железных дорогах, в нефтяных компаниях). Поэтому фирмы учреждают у себя отделы цен, которые либо сами разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям. Управляющие службой сбыта, заведующим производством, управляющие службой финансов, бухгалтеры имеют огромное влияние на формирование цен.

    Установление цены на товар – это процесс, состоящий из шести этапов:

    1) фирма тщательно определяет цель или цели своего маркетинга, такие как обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка или качества товара;

    2) фирма выводит для себя кривую спроса, которая говорит о вероятных количествах товара, которые удастся продать на рынке в течение конкретного отрезка времени по ценам разного уровня. Чем неэластичнее спрос, тем выше может быть цена, назначенная фирмой;

    3) фирма рассчитывает, как меняется сумма ее издержек при различных уровнях производства;

    4) фирма изучает цены конкурентов для использования их в качестве основы при ценовом позиционировании собственного товара;

    5) фирма выбирает для себя один из следующих методов ценообразования: «средние издержки плюс прибыль»; анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли и т. д.;

    6) фирма устанавливает окончательную цену на товар с учетом ее наиболее полного психологического восприятия и с обязательной проверкой, что эта цена соответствует ценовой политике фирмы.

    Затраты, поведение потребителей, влияние конкурентов также формируют решение о ценах, поэтому стратегии ценообразования могут быть ориентированы на один из этих показателей:

    1) установление низких цен (затраты плюс нормальная прибыль);

    2) стратегия исчерпания («снятия сливок»);

    3) стратегия приспособления к рыночной цене (следование за лидером).

    Процесс формирования рыночных цен включает такие этапы, как:

    1) постановка задач ценообразования;

    2) определение спроса;

    3) оценка издержек производства;

    4) проведение анализа цен и товаров конкурентов;

    5) выбор метода установления цен;

    6) определение конечной цены.

    Причины установления той или иной цены зависит от целей, которая преследует компания. К примеру, если есть стремление вытеснить конкурентов с рынка, то цены будут искусственно занижены. В случае, если компания желает максимизировать свою прибыль и конъюнктура это позволяет, цены будут на точно такой же товар высоки. Основные подходы к проблеме ценообразования:

    1) установление цен на новый товар;

    2) ценообразование в рамках товарной номенклатуры;

    3) установление цен со скидками и зачетами;

    4) установление цен для стимулирования сбыта;

    5) установление дискриминационных цен.

    10.3. Полчаса рекламы заменят полгода работы без нее (Реклама товара)

    Чуть ли не с рождения каждому человеку известен исторический слоган: «Реклама – двигатель торговли». Реклама (от лат. reklamare – «выкрикивать») – коммерческая, т. е. обслуживающая рынок, пропаганда свойств продукции и услуг, полезных, необходимых и важных для потребителя. Реклама представляет собой один из основных, базовых элементов маркетинга.

    Психология восприятия рекламы

    Почему один рекламный ролик большинство смотрит с нескрываемым удовольствием, а о другом и слышать ничего не хочет? Цель рекламы – привлекать, обращать внимание. Но кого?

    Прежде всего реклама должна привлечь внимание потенциального потребителя. Далее реклама должна пробудить интерес потребителя, воздействуя на его интеллект или эмоции. И здесь создатели рекламы стараются выложиться по полной программе. То привлекательных девушек покажут в ролике, то известного человека привлекут, то устроят сравнительные тестирования товара с огромным количеством восторженных зрителей. Сначала реклама привлекает внимание своей эмоциональной стороной. Затем она должна заинтересовать его своим содержанием, вызвать ту или иную реакцию, стимулировать определенное эмоциональное состояние. Воздействие рекламы зависит не только от эмоционального воздействия, но и от содержащейся в ней оценки рекламируемой продукции, и от аргументации в ее пользу. Эти посылы обращены к логике потребителя. Если такой оценки и аргументации потребитель не обнаруживает, то и влияние рекламы значительно ослабевает. Аргументы можно подразделить на объективные, логически раскрывающие сущность рекламируемой продукции, ее отличительные особенности, и на вызывающие определенных эмоций и ассоциаций.

    Необходимо, чтобы реклама произвела очень большое впечатление на потребителя и запомнилась ему. Иначе ожидаемого результата не получится. Обычно рекламную информацию подразделяют на три вида.

    К первому относят информацию, которую потребитель хочет получить и более того – даже ищет ее. Она легко воспринимается и быстро запоминается. Второй вид – случайная в данный момент для человека информация. Она либо не запоминается вообще, либо запоминается с большим трудом.

    Третий вид – вообще не нужная человеку информация. На такую рекламу потребитель не обращает внимания, а в отдельных случаях она может и раздражать его (например, когда ею прерывается показ интересующей его передачи и т. д.). Следовательно, как только человек осознает, что рекламируемая продукция или услуга – это именно то, что ему нужно, он принимает решение, за которым следует действие.

    Задач рекламы в продвижении товара

    Воздействие рекламы представляет собой процесс, развернутый во времени. Начальным пунктом этого процесса будет появление того товара, который необходимо продать, а следовательно, и прорекламировать. Конечный результат – это покупка потенциальным потребителем данного товара.

    Следовательно, первая задача рекламы – проинформировать неосведомленных покупателей о появлении нового товара.

    Вторая – рассказать более подробно о назначении и свойствах этого товара. Таким образом достигается ситуация, когда определенный процент группы, составляющей по численности основную часть потенциальных покупателей, будет знать не только о существовании товара, но и представлять себе способы его применения.

    Третья задача – убедить будущих покупателей, рассказав им о его ценности, пользе и выгоде от приобретения.

    Предпоследняя задача – мероприятия, способствующие возникновению желания приобрести товар. Желание возникает из убеждения. Разница между убеждением и желанием заключается в большей мотивирующей силе желания – источника энергии для действий. Наконец, последняя задача рекламы – достижение уровня действий, т. е. покупка рекламируемой продукции или услуги.

    Р. Ривс, известный автор популярных рекламных девизов (слоганов), на основе изучения тысяч рекламных объявлений пришел к следующему выводу: «Потребитель склонен запоминать из рекламного объявления только нечто одно: либо один сильный довод, либо одну сильную мысль». Следовательно, каждое рекламное объявление должно сделать потребителю какое-то уникальное торговое предложение. Оно должно говорить каждому отдельному читателю: «Купи именно эту продукцию, и получишь именно эту специфическую выгоду». Предложение должно быть таким, какого конкурент либо не может дать, либо просто не выдвигает. Оно должно быть уникальным. Его уникальность возможна в двух случаях:

    1) при уникальности продукцию;

    2) при утверждении, которого еще не делали в данной сфере рекламы.

    Очень важно показывать свой товар с положительной стороны, усиливая его качества. При этом не следует забывать об очень важном законе рекламы: Реклама стимулирует сбыт хорошей продукции и ускоряет провал плохой. Среднестатистическому потребителю должны быть понятны все рекламные посылы, иначе рекламную кампанию ждет провал. Не следует забывать, что реклама – лишь один из маркетинговых инструментов, оказывающих воздействие на сбыт товара, и, следовательно, при снижении уровня продаж предметами анализа, помимо рекламы, должны стать сам товар и цена на него, маршрут распространения и места продажи товара, особенности людей, имеющих к этому отношение.

    Выделяют определенные виды рекламы:

    1) информативная реклама – ее основной задачей является донести до потребителей информацию о товаре, услуге, предприятии и их характеристиках, достоинствах, нововведениях. Преобладает в основном на этапе выведения товара на рынок, когда стоит задача создания первичного спроса;

    2) увещевательная реклама – наиболее агрессивный вид рекламы, основной задачей которого является убеждение покупателя купить именно данный конкретный товар (услугу), а не товары (услуги) конкурентов. Приобретает особую значимость на этапе роста, когда перед фирмой встает задача формирования избирательного спроса;

    3) сравнительная реклама – разновидность увещевательной рекламы, основанной на сравнении рекламируемого товара (услуги) с товарами (услугами) конкурентов;

    4) напоминающая реклама – ее основной задачей является напоминание потенциальным потребителям о существовании определенного товара (фирмы) на рынке и о его характеристиках. Этот вид рекламы чрезвычайно важен на этапе зрелости для того, чтобы заставить потребителей вспомнить о товаре;

    5) подкрепляющая реклама – разновидность напоминающей рекламы. Призвана поддержать потребителей, уже купивших товар, убедить их в правильности сделанного ими выбора в надежде на повторные покупки этого товара с их стороны.

    В зависимости от используемых рекламой средств распространения информации различают:

    1) рекламные обращения в прессе.

    Преимущества: гибкость, своевременность, хороший охват местного рынка, широкое признание и принятие. Недостатки: кратковременность существования;

    2) рекламно-коммерческую литературу (справочники, каталоги, буклеты).

    Преимущества: высокая географическая и демографическая избирательность, достоверность и престижность, высокое качество воспроизведения, длительность существования, значительное число «вторичных» читателей. Недостатки: наличие бесполезного тиража;

    3) телевизионную рекламу.

    Преимущества: сочетание изображения, звука и движения, чувственное воздействие, высокая степень привлечения внимания, широта охвата. Недостатки: высокая абсолютная стоимость, перегруженность рекламой, мимолетность рекламного контакта;

    4) радиорекламу.

    Преимущества: массовость использования, высокая географическая и демографическая избирательность, относительно низкая стоимость. Недостатки: представление только звуковыми средствами, степень привлечения внимания ниже, чем у телевидения, мимолетность рекламного контакта;

    5) наружные экспозиции (щиты, плакаты, вывески).

    Преимущества: гибкость, высокая частота повторных контактов, относительно невысокая стоимость. Недостатки: отсутствие избирательности аудитории, ограничения творческого характера;

    6) рекламу на транспортных средствах и транспортных сооружениях.

    Преимущества: гибкость, высокая частота повторных контактов, относительно невысокая стоимость. Недостатки: отсутствие избирательности аудитории, ограничения творческого характера;

    7) прямую почтовую рекламу (direct mail).

    Преимущества: избирательность аудитории, отсутствие рекламы конкурентов в отправлении, личностный характер. Недостатки: относительно высокая стоимость.

    Польза рекламы очевидна. Однако это очень дорогой инструмент маркетинга. Поскольку расходы на рекламу включаются в себестоимость товара, они либо увеличивают его цену, либо снижают прибыльность коммерческой работы. Поэтому необходимо выработать оптимальное количество вложений в рекламные акции. Важно, максимально увеличивая число рекламных контактов с потенциальными покупателями, снижать до минимума расходы на каждый такой контакт. Чтобы рационально выбрать канал распространения рекламных посланий, проводят специальную работу, анализируют каналы массовой информации по следующим критериям:

    1) по охвату, т. е. до какого возможного числа адресатов удастся донести послание при обычных средних условиях;

    2) по доступности, иными словами, сможет ли предприятие воспользоваться данными каналами в любой нужный момент, а если нет, то в какой степени возникшие ограничения снизят эффективность рекламы;

    3) по стоимости – определяют общие расходы на одну публикацию (передачу) данного рекламного послания, скидки на многократность, стоимость одного рекламного контакта с учетом тиража (числа зрителей, слушателей);

    4) по управляемости, т. е. получит ли предприятие возможность передавать по этому каналу сообщения именно той целевой группе воздействия, которая необходима;

    5) по авторитетности, т. е. насколько данный канал пользуется уважением со стороны потенциальных и действующих покупателей;

    6) по сервисности, т. е. надо ли представлять рекламное послание в абсолютно готовом виде для печати (передачи) или можно рассчитывать на то, что профессионалы выполнят подготовку текста, фотосъемку, создадут клипы и т. д.

    По каждому критерию тому или иному каналу ставят оценку предпочтительности. В результате появляется возможность выбрать более удобный канал. Необходимо учитывать, что в различных регионах тарифы за публикацию (передачу) рекламы существенно различаются. Поэтому предприятие может принять решение обратиться к консультанту, имеющему опыт рекламной работы на данном рынке и владеющему определенными статистическими и стоимостными данными (не стоит прибегать только к решениям, основанным лишь на мнениях руководящих лиц предприятия).

    Конечно, предприятие стремится минимизировать затраты на рекламу. Выбор оптимального канала зависит от вида товара. По отношению к товарам производственного назначения и продающимся через посредников товарам индивидуального потребления каналы массовой информации располагаются следующим образом: direct mail; реклама в журналах для специалистов в определенной области; реклама в журналах для бизнесменов и менеджеров. С позиции минимизации расходов на рекламу массовых товаров индивидуального потребления, направленную непосредственно на покупателей (потребителей), расположение каналов информации несколько меняется: аудио – и визуальная, в основном теле – и радиореклама; наружная реклама (рекламные щиты, бегущая волна, плакаты и т. п.): реклама на транспорте.

    10.4. Как продать свой товар? (Методы сбыта)

    Для решения о покупке товара иногда достаточно несколько секунд. Но, чтобы сделка совершилась, должно быть не только желание потребителя, но и возможность продавца предоставить интересующий продукт. Можно привести очень простой пример. Была дана реклама нового йогурта. У покупателя возникло желание его приобрести. Он заходит в один магазин – такого йогурта нет, в другой – тоже нет. Через некоторое время йогурт будет куплен у конкурентов. Чтобы такого не произошло, компания должна уделять достаточное внимание системе сбыта товара.

    Система сбыта товаров – ключевое звено маркетинга и своего рода последнее мероприятие во всей деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до потребителя.

    В конечном итоге положительный результат определяется фактом продажи. А продажа прямым образом связана с организацией сбыта.

    В понятие «сбыт» следует включать ряд определенных функций:

    1) транспортировку;

    2) складирование;

    3) хранение;

    4) доработку;

    5) продвижение оптовым и розничным торговым звеньям, предпродажную подготовку и собственно продажу товара.

    Основными элементами системы сбыта в условиях рыночной экономики являются: канал сбыта, оптовик, розничный торговец, брокер, комиссионер, оптовый агент, консигнатор, торговый агент, дилер.

    На первый взгляд большое количество участников торгового процесса только осложняет продвижение товара и приводит к излишней, неоправданной накрутке на цену. Но можно посмотреть на это с другой стороны.

    Владелец фирмы стремится уменьшить сбытовые издержки, но необходимо, чтобы обеспечивалось удобство потребителя. Все разнообразие и значительная численность всякого рода торговых посредников как раз и отражают специфику товара, рынка, самой фирмы, а также обеспечивают необходимый уровень комфорта тому, кто покупает.

    Особое внимание в политике сбыта необходимо обратить на формирование канала сбыта, который будет являться в данный момент оптимальным. Канал сбыта (распределения) товара – это организация либо человек, занимающиеся продвижением и обменом конкретного товара (нескольких групп товаров) на рынке.

    Методы сбыта товаров

    Неслучайно выше было рассмотрено понятие канала сбыта продукции. Возвращаясь к терминологии, необходимо рассмотреть понятия протяженности и ширины канала сбыта.

    Протяженность канала сбыта – это число участников сбытового процесса, т. е. число посредников во всей сбытовой цепочке. Различают несколько уровней протяженности, простейшие из которых следующие: производитель – розничный продавец – потребитель и производитель – оптовый продавец – розничный продавец – потребитель. Сюда включается понятие оптового метода сбыта.

    Ширина канала сбыта – это количество независимых объектов сбытового процесса в определенной его стадии, например количество оптовых продавцов товара.

    Оптовый метод сбыта товара

    Оптовая торговля является началом движения торгового процесса. Это касается как средств производства, так и предметов потребления. При оптовой торговле товар закупается крупными партиями. Закупки оптом осуществляют посреднические организации с целью последующей перепродажи низовым оптовым организациям, предприятиям розничной торговли. Посредством оптовой торговли производитель сбывает товар очень крупными партиями, исключая контакт с индивидуальным потребителем. На товарном рынке оптовая торговля представляет собой активную часть сферы обращения.

    Оптовая торговля – это форма отношений между предприятиями, организациями, при которой хозяйственные связи по поставкам продукции формируются сторонами самостоятельно.

    Понятно, что оптовой торговлей занимаются посреднические организации. Их целью является не потребление товара, а доведение его до конечного потребителя. Оптовая торговля отражает экономические связи между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров в стране, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда, достигается пропорциональность в развитии регионов. Для рационального распределения торговой конъюнктуры оптовая торговля должна владеть конкретными данными о настоящем состоянии и перспективных изменениях ситуаций на региональных и отраслевых рынках.

    Основными задачами оптовой торговли являются:

    1) маркетинговое изучение рынка, спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и народного потребления;

    2) производство товаров в необходимых потребителю ассортименте, количестве и с соответствующим качеством;

    3) своевременное, полное и ритмичное обеспечение товарами в широком ассортименте посреднических, розничных предприятий, потребителей;

    4) организация хранения товарных запасов;

    5) организация планомерного и ритмичного завоза и вывоза товаров;

    6) обеспечение приоритета потребителя, усиление его экономического воздействия на поставщика в зависимости от надежности хозяйственных связей, качества поставляемой продукции;

    7) обеспечение стабильности партнерских отношений в хозяйственных связях, увязывание по всем временным категориям (долгосрочным, среднесрочным, текущим, оперативным);

    8) организация планомерного завоза товаров из регионов производства в район потребления;

    9) широкое применение экономических методов регулирования всей системы взаимоотношений между поставщиками, посредниками, потребителями; снижение совокупных издержек, связанных с продвижением товаров от изготовителей к потребителям.

    Оптовую торговлю осуществляют брокер, комиссионер, дилер, торговый агент. Оптовый метод распространения товара широко распространен во многих странах мира, а по межстрановой торговле является, конечно, единственным. Из всего вышесказанного об оптовой торговле можно сделать вывод о принадлежности ее к косвенному методу сбыта, методу, при котором производители для достижения потребителей используют услуги различных посредников.

    Розничная торговля

    Взаимодействие товара с конечным потребителем обеспечивает розничная торговля. При розничной торговле материальные ресурсы, которые представлены в виде товаров или услуг, переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т. е. становятся собственностью потребителей. Происходит процесс купли-продажи, поскольку потребители приобретают нужные им товары в обмен на свои денежные средства. Здесь создаются стартовые возможности для нового цикла производства и обращения, так как товар превращается в деньги.

    Розничная торговля обеспечивает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям – для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Торговля ведется в специально организованных для этого местах (магазинах, рынках), но может осуществляться и на производственных складах предприятий-изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных пунктов, мастерских, ателье и т. д.

    Розничная торговля осуществляет ряд функций:

    1) исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;

    2) определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;

    3) осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;

    4) проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;

    5) осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков;

    6) проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;

    7) оказывает поставщикам, потребителям транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.

    Розничная торговля с учетом специфики обслуживания потребителей подразделяется на стационарную, передвижную, посылочную.

    Стационарная торговая сеть состоит из крупных, современных, технически оборудованных магазинов, а также и ларьков, палаток, киосков, торговых автоматов. При этом различают магазины самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам. Такая сеть наиболее распространена. Разновидностью стационарной торговли являются также магазины типа «магазин-склад». Товары в них не выкладываются на витрины, полки. Такой подход значительно снижает расходы по погрузке, разгрузке, укладке продукции, поэтому продажа в них осуществляется по более низким ценам. Такие магазины осуществляют свою деятельность, как правило, на окраинах крупных городов.

    В современном ритме жизни очень удобна торговля по каталогам. Подобная торговля основана на предварительном отборе товара. Каталоги могут быть выданы потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или разосланы им по почте. Покупатель, изучив каталоги, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин почтой (или по телетайпу, телефону). Такой подход значительно экономит время покупателя. Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю. При наличии в магазине демонстрационного зала покупатель может сделать заочный заказ по каталогу либо посетить магазин и лично выбрать необходимый ему товар.

    Сейчас появился новый вид продажи товаров – через торговые автоматы. Они удобны тем, что могут работать круглосуточно, без торгового персонала. Устанавливаются автоматы внутри магазина или вне его. Предметом торговли обычно бывает определенный круг товаров повседневного спроса (напитки, бутерброды, жевательная резинка, сигареты, канцелярские принадлежности, почтовые конверты, открытки и др.). На данный момент проблемой является поддержание автомата на высоком техническом уровне.

    Передвижная торговая сеть приближает продавца к потребителю. Эта торговля может быть развозной с использованием автоматов, вагонолавок, а также разносной с применением лотков и других несложных устройств. Разновидностью данного вида торговли является прямая продажа на дому. При этом торговые агенты изготовителей сбытовых, посреднических и торговых предприятий поставляют и реализуют продукцию непосредственно покупателю. Правда, только ограниченный круг товаров может продвигаться таким способом. Ограничения возникают из-за веса товара.

    Посылочная торговля занимается обеспечением населения, предприятий, организаций книжной продукцией, канцтоварами, аудио – и видеозаписями, радио – и телеаппаратурой, лекарственными средствами. С помощью такой формы торговли потребители могут получать и некоторую продукцию производственно-технического назначения (запасные части, инструмент, резинотехнические изделия и др.).

    В структуре розничной торговли должен учитываться ассортимент. Товары обычно объединяются в соответствующие группы (подгруппы) по признаку производственного происхождения или потребительского назначения. В розничной торговле в связи с этим функционируют различные виды магазинов.

    Специализированные магазины занимаются реализацией товаров одной конкретная группы (мебели, радиотоваров, электротоваров, обуви, тканей, одежды, молока и др.).

    Узкоспециализированные магазины продают товары, составляющие часть товарной группы (подгруппы) (мужскую одежду, рабочую одежду, шелковые ткани и др.).

    Комбинированные магазины осуществляют реализацию товаров нескольких групп (подгрупп), отражающих общность спроса или удовлетворяющих соответствующий круг потребителей (таких как культтовары, книги и др.).

    Универсальные магазины продают товары многих товарных групп в специализированных секциях.

    Смешанные магазины занимаются реализацией товаров различных групп: как продовольственных, так и непродовольственных, не образуя специализированных секций.

    Высокоэффективная сбытовая сеть компании является очень сильным конкурентным преимуществом, которое поможет выстоять в конкурентной борьбе. Особое внимание компания должна обратить на мобильность и приспособляемость данной сети.

    Маркетинговое продвижение товара

    Маркетинговое продвижение – совокупность различных видов деятельности по доведению информации о достоинствах продукта до потенциальных потребителей и стимулированию возникновения у них желания его купить.

    В любой компании должен существовать отдел или хотя бы один специалист по формированию маркетинговой компании. Современные организации используют сложные коммуникационные системы для поддержания контактов с посредниками, клиентами, с различными общественными организациями и слоями.

    Продвижение продукта осуществляется путем использования в определенной пропорции рекламы, методов стимулирования сбыта (продаж), персональной продажи и методов связи с общественностью.

    10.5. Как увеличить продажу своего товара? (Стимулирование сбыта)

    Ни в коем случае нельзя пускать процесс продаж на самотек. Им можно эффективно управлять, что на языке теории маркетинга называется стимулированием сбыта.

    Стимулирование сбыта – это ключевой элемент маркетинговых кампаний. Он заключается в применении разнообразных (в основном краткосрочных) побудительных средств, призванных ускорить или увеличить продажи отдельных товаров или услуг потребителям или торговым предприятиям. Можно сказать, что реклама и стимулирование сбыта «работают в паре». В то время как реклама предлагает основание для покупки товара, стимулирование сбыта поощряет ее.

    Стимулирование сбыта составляют следующие средства стимулирования потребителей:

    1) распространение образцов, купонов, предложения компенсации;

    2) снижение цен, премии, призы, вознаграждение клиентов;

    3) бесплатные пробы;

    4) гарантии, продажа на определенных условиях;

    5) перекрестное (совместное) стимулирование;

    6) демонстрации в местах продажи.

    Стимулирование торговли включает в себя снижение цен, рекламные и демонстрационные скидки, бесплатные товары.

    Стимулирование деловых партнеров и персонала торговой службы осуществляется посредством следующих мероприятий:

    1) торговых выставок и конференций;

    2) соревнований торговых представителей;

    3) специальной рекламы.


    Таблица 10.1. Основные средства стимулирования сбыта

    Выбор средства стимулирования сбыта зависит от целей.

    Цели стимулирования сбыта

    Главная цель маркетинга – удовлетворить по максимуму запросы потребителя.

    Цели стимулирования потребителей сводятся к следующему:

    1) увеличить число покупателей;

    2) увеличить число товаров, купленных одним и тем же покупателем.

    Но заинтересовать нужно не только потребителя, но и продавца, так как от его способностей и умения продать товар зависит успех предприятия. Цель стимулирования продавца – превратить инертного и безразличного к товару потребителя в энтузиаста, так как с потребителем контактирует именно продавец.

    Торговый посредник, являясь звеном между производителем и потребителем, представляет собой специфический объект стимулирования, выполняющий регулирующие функции.

    При этом цели стимулирования могут быть различными:

    1) придать товару определенный имидж, чтобы сделать его легко узнаваемым;

    2) увеличить количество товара, поступающего в торговую сеть;

    3) повысить заинтересованность посредника в активном сбыте той или иной марки товара.

    Когда вы приступаете к стимулированию сбыта, следует помнить, что:

    1) стимулирование эффективно в том случае, когда его применение увязывается с жизненным циклом товара и согласуется с четко определенными целями;

    2) более эффективным является относительно непродолжительное стимулирование сбыта. Кратковременность мероприятия побуждает потребителя быстро среагировать на уникальное предложение. Товар, приобретаемый один раз в год, нуждается в краткосрочном стимулировании (4 – 6 недель) в момент, когда покупка наиболее вероятна;

    3) меры по стимулированию и товар должны быть тесно увязаны между собой. Стимулирование необходимо сделать составной частью либо самого товара, либо его ближайшего окружения (магазина или группы товаров одной с ним марки).

    Чтобы не нанести ущерба имиджу товара необдуманным стимулированием, следует всегда помнить о соответствии мер по стимулированию и сбыта товара.


    Таблица 10.2. Объекты стимулирования

    Стимулированием сбыта достигается упрощением процесса продажи, т. е. товар и потребитель легче находят друг друга. Но прежде чем дойти до предполагаемого адресата, он должен быть принят и хорошо представлен торговой сетью. Это предполагает внедрение стимулирующих мероприятий на всех ветвях торговой сети. Приемы операций «стимулирование – торговый посредник» можно разделить на две группы:

    1) финансовые льготы;

    2) льготы в натуральном выражении.

    Стимулирование собственного торгового персонала предприятием-изготовителем также ведет к повышению эффективности сбыта.

    При разработке комплексной программы стимулирования необходимо определить:

    1) интенсивность воздействия стимулирующих программ;

    2) длительность программы;

    3) стоимость стимулирующей программы.

    По возможности все используемые средства стимулирования сбыта следует предварительно протестировать и убедиться, что они подходят и обеспечивают необходимые стимулы. Контроль за стимулированием должен осуществляться до, во время и после его проведения. При оценке результатов программы стимулирования сбыта надо сравнивать факторы, которые отличаются стабильностью и постоянством. При этом идеальным было бы сопоставление с группой магазинов, находящихся в зоне, свободной от стимулирования. Следует также принимать во внимание действия конкурентов во время проведения стимулирования.

    10.6. Способы манипуляции «чужими» товарами (Реклама, цена, маркировка, упаковка)

    Реклама является связующим элементом рынка. Для совершения актов купли-продажи потенциальным продавцам и покупателям необходимо обозревать рынок, что позволяет располагать определенным минимумом сведений о движении спроса и предложения. Такую информацию может дать реклама, тем самым она участвует в формировании товарного предложения, а значит – и спроса с точки зрения его конкретной направленности. Таким образом, реклама, являясь одной из форм информационной деятельности, обеспечивает связь между производством и потреблением.

    Влияние конкурентов друг на друга не стоит недооценивать. Хотя максимальная цена может определяться спросом, а минимальная – издержками, при установлении цены фирма в любом случае будет ориентироваться на конкурентов. Фирма должна знать цены и качество товаров своих конкурентов. Добиться этого можно несколькими способами.

    Фирма может произвести сравнительные покупки, чтобы сопоставить цены и сами товары между собой. Она может заполучить прейскуранты конкурентов, закупить их оборудование и разобрать его. Очень многие компании используют этот метод, хотя и стараются не афишировать данный факт.

    Анкетирование является более честным, но очень уж субъективным методом. Компания может также попросить покупателей высказаться по поводу того, как они воспринимают цены и качество товаров конкурентов. Для получения более или менее точной картины положения вещей необходимо большое количество опрошенных.

    Полученные данные компания может использовать в разных направлениях. Знаниями о ценах и качестве товаров конкурентов фирма может воспользоваться с целью создания собственной ценовой политики. Если товар фирмы аналогичен товарам основного конкурента, она вынуждена будет назначать цену, близкую к цене товара этого конкурента. В противном случае она может потерять долю рынка. Если товар ниже по качеству, фирма не сможет запросить за него цену такую же, как и у конкурентов. Запросить больше, чем конкурент, фирма может тогда, когда ее товар лучшего качества. По существу, фирма пользуется ценой для позиционирования своего предположения относительно предположений конкурентов.

    А как же можно использовать упаковку товара для продвижения товара? В первую очередь она должна быть удобной и красивой. Это является ценностью, а соответственно – и преимуществом в глазах потребителей. А значит, это выгодно и производителю. Именно по этой причине для разработки упаковки прикладывают столько усилий.

    Концепция упаковки определяет, чем упаковка должна являться по отношению к товару. И, соответственно, разработчики задают себе вопрос: для чего нужна эта упаковка? Будет ли основной функцией (функциями) упаковки совершенная защита товара, новаторский метод дозировки, информация об использовании товара?

    Корпорация General Foods разработала новый корм для собак в виде брикетиков мясного фарша. Руководство корпорации пришло к выводу, что необычный и аппетитный вид брикетиков требует максимальной обзорности товара. Именно обзорность положили в основу концепции упаковки, и именно с этих позиций рассматривались ее возможные варианты. В конце концов остановились на лоточке, затянутом сверху прозрачной пленкой.

    При определении концепции упаковки не следует забывать о ее дополнительных характеристиках – размере, форме, материалах, цвете, тексте и торговой марке. Принимаются решения о содержании текста, применении целлофана или других прозрачных пленок, наличии пластмассового или ламинированного поддона и т. д. В случаях, когда требуется обеспечить защиту товара, в упаковку добавляются элементы, препятствующие вскрытию. Огромное значение имеют дизайн, форма. Различные элементы упаковки должны гармонично сочетаться. Размер влияет на материалы, цвет и т. д. Элементы упаковки не должны вступать в противоречие с ценой продукта, рекламой и другими составляющими маркетинга.

    После разработки конструкции упаковки ее следует подвергнуть серии испытаний. Технические испытания должны удостоверить, что упаковка отвечает требованиям условий нормальной эксплуатации. Испытания на обзорность и внешний вид должны выявить, читается ли текст, согласуются ли между собой цвета; дилерские испытания должны установить, нравится ли упаковка дилерам, считают ли они ее удобной при грузообработке. И, наконец, испытания на потребителях должны показать, насколько благоприятно воспринимают они новинку.

    Но, тем не менее, время от времени в конструкции упаковки обнаруживается тот или иной серьезный изъян.

    В ходе рыночных испытаний было установлено, что соусу «Сиз-зи-спрей», предложенному фирмой «Хьюблнн», грозит потенциальный провал из-за его аэрозольной упаковки. «Нам казалось, что у нас получилась хорошая банка, но, слава богу, мы все же решили испытать товар на пробных рынках в магазинах Техаса и Калифорнии. И тут выяснилось, что при нагревании банки вдруг начинали лопаться. Поскольку мы еще не приступили к общенациональному распределению товара, убытки составили не несколько миллионов, а всего 150 тыс. долл.».

    Создание эффективной упаковки для нового товара может обойтись фирме в несколько сотен тысяч долларов и растянуться от нескольких месяцев до года. Значение упаковки, принимая во внимание ее функции по привлечению и удовлетворению покупателей, невозможно преувеличить. Тем не менее компании должны обратить внимание на растущее значение технологичности и безопасности упаковок.

    Вопрос экологии волнует все большее количество людей. Многие упаковки превращаются в разбитые стеклянные бутылки и смятые алюминиевые баночки, засоряющие улицы и места отдыха. Современные компании переходят на «зеленые» (экологически чистые) упаковки: компания S. C. Johnson поменяла упаковку шампуня «Agree Plus» на мешочек с подставкой, что позволяет сократить расход пластмассы на 80 %, а «Procter & Gamble» отказалась от наружной картонной упаковки дезодорантов «Secret and Sure», что экономит 800 т картона в год. Это также является определенным маркетинговым ходом, который позволит привлечь «зеленых» потребителей, сражающихся за чистоту окружающей среды. Компании должны принимать решения, отвечающие не только интересам производителя или непосредственного потребителя, но и интересам общества.

    Помимо всего прочего, продавцы создают для своих товаров этикетки и ярлыки, т. е. средства маркировки, которые могут предстать в виде незамысловатой бирки, прикрепленной к товару, или тщательно продуманной сложной графической композиции, являющейся неотъемлемой частью упаковки. На этикетке может быть либо одно марочное название товара, либо большой объем информации о нем. Если упаковка – плод фантазии производителя, то этикетка должна удовлетворять не только представления дизайнеров, но и законодательные требования (содержать некоторые сведения). Этикетки выполняют несколько функций, и от продавца зависит, какие именно.

    1. Идентификация товара или марки (например, этикетка Sunkist на апельсинах).

    2. Указание сорта товара. Так, в США сортность консервированных персиков обозначается на этикетках буквами А, В и С.

    3. Описание товара – указываются производитель, страна-производитель, срок годности, ингредиенты, инструкция по применению, меры безопасности.

    4. Привлекательное графическое решение этикетки (способствует продвижению товара).

    Относительно этикеток уже давно существует целый ряд проблем правового характера. Маркировка этикетки может дезинформировать потребителя, то есть в описании могут быть опущены сведения о каких-то важных компонентах товара, или недостаточно полно изложить предостережения относительно безопасного пользования товаром. Перед выводом новых товаров на рынок продавцы должны удостовериться, что на этикетках новинок представлена вся необходимая информация.

    Решение о качестве марочного товара

    При разработке марочного товара производитель должен принять решение о том, чем его марка будет отличатся от других аналогичных, на какую целевую аудиторию рассчитана. От этого зависят уровень качества, цена и прочие отличительные черты, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целевом рынке. Одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его товара.

    Качество может трактоваться очень индивидуально, но все-таки его можно оценить и с объективных позиций. В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в соответствии с требованиями, предъявляемыми покупателем.

    Некоторые фирмы уже откликаются на этот растущий интерес к качеству, однако в этом направлении можно сделать еще очень много.

    Товар – первый и самый важный элемент комплекса маркетинга. Товарная политика требует принятия согласующихся между собой решений, касающихся отдельных товарных единиц, товарного ассортимента и товарной номенклатуры.

    Каждую отдельную товарную единицу, предлагаемую потребителям, можно рассматривать с точки зрения трех уровней:

    1) товар по замыслу – это та основная услуга, которую в действительности приобретает покупатель;

    2) товар в реальном исполнении – это предлагаемый на продажу товар с определенным набором свойств, внешним оформлением, уровнем качества, марочным названием и упаковкой;

    3) товар с подкреплением – это товар в реальном исполнении вкупе с сопровождающими его услугами, такими как гарантия, установка или монтаж, профилактическое обслуживание и бесплатная доставка.

    Предлагается несколько методик классификации товаров. Например, товары можно классифицировать по степени присущей им долговечности (товары кратковременного пользования, товары длительного пользования и услуги). Товары широкого потребления обычно классифицируют на основе покупательских привычек потребителей (товары повседневного спроса, товары предварительного выбора, товары особого спроса и товары пассивного спроса). Товары промышленного назначения классифицируют по степени участия их в процессе производства (материалы и детали, капитальное имущество, вспомогательные материалы и услуги).

    Фирма должна разработать товарно-марочную политику, положениями которой она будет руководствоваться применительно к товарным единицам, входящим в состав ее товарного ассортимента. Она должна решить, надо ли вообще прибегать к использованию товарных марок, следует ли пользоваться марками производителя или частными марками, какие качества нужно закладывать в марочный товар, нужно ли иметь ли коллективные марочные названия для товарных семейств или индивидуальные марочные названия, стоит ли расширять границы марочного названия, распространяя его на новые товары, целесообразно ли предлагать несколько марочных товаров, составляющих конкуренцию друг другу.

    Материальные товары требуют принятия решений об их упаковке, которая должна обеспечить защиту товара, экономию средств, удобство пользования товаром и его пропаганду. Кроме того, материальные товары нуждаются в маркировке, которая идентифицирует товар, возможно, указывает его сортность, описывает свойства и содействует стимулированию его сбыта.

    Фирма должна разработать комплекс услуг, которые потребители хотели бы иметь и которые были бы эффективным орудием в борьбе с конкурентами.

    Фирме предстоит решить, какие именно наиболее важные услуги следует предложить, каким должен быть качественный уровень каждой из предлагаемых услуг и в каких формах эти услуги будут предлагаться. Деятельность по предоставлению комплекса услуг может координироваться отделом сервисного обслуживания клиентов, который работает с жалобами и замечаниями, занимается вопросами кредитования, материально-технического обеспечения, технического обслуживания и информации, предназначенной для распространения среди клиентов.

    Большинство фирм выпускают не один какой-то товар, а производят определенный товарный ассортимент. Товарный ассортимент – это группа товаров, схожих по своим функциям, характеру потребительских нужд, для удовлетворения которых их покупают, или по характеру каналов их распределения. Каждый товарный ассортимент требует собственной стратегии маркетинга.

    Проблема наращивания товарного ассортимента требует принятия решений относительно того, должно ли это быть наращивание вниз, вверх или в обоих направлениях. Проблема насыщения ассортимента требует принятия решений о целесообразности добавления новых изделий. Требует решения и вопрос о том, какие именно товары должны представлять весь ассортимент в мероприятиях по стимулированию сбыта.

    Под товарной номенклатурой понимается совокупность ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателю конкретным продавцом. Товарную номенклатуру можно описать с точки зрения ее широты, насыщенности, глубины и гармоничности. Эти четыре параметра, характеризующие товарную номенклатуру, являются орудиями в процессе разработки фирмой своей товарной политики.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх