|
||||
|
Глава 2. Ваш консалтинг 2.1. Информация, опасности недостатка или переизбытка Что означает термин «информация»? До середины ХХ в. под информацией (от лат. informatio – «разъяснение», «изложение») понимались сведения, передаваемые друг другу. На данный момент точного определения понятия «информация» не существует. В тех или иных книгах можно встретить разные определения информации, но все они опираются на такие понятия, как «сведения», «данные», которые являются синонимами определяемого понятия. Информация – это сведения об окружающем нас мире, о протекающих в нем процессах, которые воспринимают живые организмы, управляющие машины и другие информационные системы. Различают следующие формы существования информации. Статическая, или неподвижная, информация – это книги, рисунки, записи, фото и т. п.·Динамическая, или изменяющаяся, информация – это процессы передачи информации. Информацию можно разделить на такие два вида, как: 1) биологическая информация, которая обеспечивает жизнедеятельность отдельно взятого живого организма (например, генетическая информация); 2) социальная информация, которая неразрывно связана с практической деятельностью человека (например, научная, техническая, финансовая, специальная, массовая и другая информация). Информация по отношению к окружающей среде бывает трех типов. 1. Входная информация – информация, которую система воспринимает от окружающей среды. 2. Выходная информация – информация, которую система выдает в окружающую среду. 3. Внутренняя, внутрисистемная информация – информация, которая хранится, перерабатывается, используется только внутри системы. Пример. Вы воспринимаете, анализируете, обрабатываете входную информацию, скажем данные по биржевым прогнозам, и формируете соответствующую выходную реакцию – как вам поступить с акциями, покупать их или продавать. Информация по отношению к конечному результату проблемы бывает исходной – начальной, промежуточной – полученной, используемой в процессе актуализации информации и результирующей – полученной после завершения ее актуализации. Например, при изначальном ознакомлении с определенной ситуацией вы получаете начальную информацию, от которой будете отталкиваться в своем поведении в дальнейшем. Затем, когда вы уже освоили ситуацию, у вас складывается другое ощущение относительно ситуации – это промежуточная информация. И, наконец, результирующая информация – вы завершаете ситуацию с каким-либо окончательным результатом. Информация постоянно изменяется, в связи с чем выделяют такие ее виды, как: 1) постоянная информация – это информация, которая никогда не изменяется при ее обновлении; 2) переменная информация – это информация, которая изменяется при ее обновлении; 3)·смешанная информация – это условно-постоянная или условно-переменная информация. По степени доступности информация бывает: 1) открытой, или общедоступной; 2) закрытой, или конфиденциальной, ориентированной на определенный узкий круг лиц или на одного человека; 3) смешанной. Информация должна обладать определенными свойствами. Она должна быть полной, т. е. содержать максимально возможное количество информации об определенном объекте. Информация должна быть структурированной, т. е. иметь возможность выделения информации из получаемых сигналов. Она должна быть понятной, ясной, доступной получателю, т. е. иметь возможность определения цели, назначения и смысла информации. Достоверность, надежность, отсутствие искажений информации – одно из главных свойств информации. Ценность информации определяется ее необходимостью, полезностью, влиянием на поведение ее получателя. Информация должна быть актуальной и значимой, т. е. быть необходимой именно в данный момент. Каждое предприятие действует в условиях риска, так как нельзя заранее знать исход того или иного дела. На ту или иную ситуацию действует великое множество факторов. Просчитать каждый фактор и определить степень влияния на исход события просто нереально. При функционировании вашей организации принятие решений может происходить в различных условиях, где главную роль играет та или иная степень владения информацией. Вы можете полностью владеть необходимой информацией, тогда решение будет приниматься в условиях полной определенности. Говоря другими словами, решение принимается в условиях определенности тогда, когда вы можете достаточно точно определить результат каждого альтернативного решения, возможного в данной ситуации. По данным статистики мало организационных или персональных решений принимается в условиях определенности. Но такие решения имеют место в хозяйственной жизни организации. Кроме того, если брать во внимание сложные крупные решения, то их элементы можно рассматривать как определенные. К тому же существует такое понятие, как уровень определенности, который зависит от внешней среды. Если в стране, где действует хозяйствующий субъект, существует твердая правовая база, которая ограничивает количество альтернатив и снижающий уровень риска, то уровень определенности значительно выше. Основная масса решений принимается в условиях риска. К таким решениям относятся решения, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого возможного результата которых можно определить. Эту вероятность можно установить с помощью определенных математических вычислений, она определяется в промежутке от 0 до 1 и представляет собой степень возможности совершения данного события. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна 1. При принятии решений уровень риска может быть различным. Различают несколько типов риска: страховой, валютный, кредитный и т. д. В зависимости от конкретного виды риска его вероятность определяется методами: 1) математическими; 2) статистическими. Наиболее желательный способ определения вероятности – объективность. Вероятность объективна, если она может быть определена математическими методами или путем статистического анализа накопленного опыта. Вероятность может быть объективно определена, если поступит достаточно релевантной информации для того, чтобы прогноз оказался статистически достоверным. Практически во всех ситуациях ваша организация не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности. В этом случае при принятии решения вы можете использовать суждения о возможности совершения альтернатив с той или иной субъективной или предполагаемой вероятностью. Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Такая ситуация складывается тогда, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что невозможно получить достаточно информации, которая позволит объективно оценить вероятность, либо имеющаяся ситуация не подчиняется известным закономерностям. В связи с этим вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности. Если решения принимаются в быстро меняющихся условиях, то они неопределенны. Если вы столкнулись с неопределенностью, то можете использовать две основные возможности: 1) попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. За счет этого вам удастся уменьшить новизну и сложность проблемы и при этом объединить эту информацию с накопленным опытом, способностью к суждению или интуицией. Таким образом, ряд результатов получит субъективную или предполагаемую вероятность; 2) действовать на основании вашего прошлого опыта, суждений и интуиции и на основании этого сделать предположение о вероятности событий. Это можно использовать тогда, когда у вас нет времени на сбор дополнительной информации. Исходя из условий определенности, неопределенности и риска, выделяют еще несколько видов информации, таких как: 1) избыточная информация. Количество фактов превышает ее необходимое количество. Это может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние при принятии определенного решения. Нередко множество информации не позволяет трезво оценивать ситуацию, постоянно отвлекая на ненужные мелочи. В результате вы можете не увидеть правильного решения за тысячей мелочей; 2) достаточная, имеющаяся информация. Актуальна и включает в себя все необходимые сведения об объекте. Наиболее приемлемый вариант при принятии решения; 3) недостаточная информация. Имеет ограниченное количество сведений об объекте или, другими словами, не все необходимые. Принятое решение в этой ситуации имеет большую вероятность провала, вы не можете объективно оценить ситуацию, так как информации недостаточно. Исходя из вышеизложенного, необходимо сделать следующие выводы: существует проблема ограниченности информации, которую организации пытаются свести к минимуму. Это им не всегда удается. Недостаток или переизбыток тех или иных сведений могут привести к принятию неправильного решения, которое в свою очередь может повлечь за собой финансовые потери. Этого необходимо избегать, искать как легальные, так и нелегальные пути получения информации. Только при достаточном владении информацией вы можете заставить ситуацию работать на себя. 2.2. Где взять информацию? Консалтинговая фирма или очумелые ручки? Все знают, что за информацию нужно платить – халявы нет, и если хочешь получать достоверную и своевременную информацию, то платить нужно много. И даже в этом случае нельзя быть уверенным на 100 % в объективности полученной информации. Зачем платить за то, что можно получить бесплатно? Если кто-то, например в Интернете, предоставляет услуги по получению бесплатной информации, значит, ему это выгодно. Если звезды зажигают… И если вам интересны бесплатные сервисы в сети, то можно воспользоваться поисковыми системами, например «free real-time quotes» в «Alta-Vista». Многие пользователи рекомендует использовать для поиска систему «Yahoo!». Если вы любите консервативный дизайн, то используйте сайты www nasdaq-amex com и http://cnnfn marketguide com/MGI/Home html. Второй сайт, кроме всего прочего, включает в себя информацию для инвестора. Если вы хотите получать professional research и realtime news, надо платить. Еще совет: необходимо тщательно проверять информацию, полученную из Интернета. В самом широком смысле консультирование как форма предоставления независимых советов в обыденной практике существует длительное время, но как вид профессиональной деятельности возникло совсем недавно. До некоторых времен компании активно не занимались поиском информации, что в современных условиях просто недопустимо. В последнее время на рынке есть большое количество консалтинговых фирм, которые предоставляют свои услуги тем, кто в этом нуждается. И эти компании могут предоставить любую информацию. Но часто руководители компаний затрудняются ответить на вопрос, действительно ли им нужна какая-либо консалтинговая фирма (или несколько таких фирм), чтобы получать определенную информацию. Практика свидетельствует о том, что при определении сложностей, которые возникают в процессе деятельности, часть компаний ограничивается лишь поверхностным анализом. Одни компании во всех своих неудачах винят внешнюю среду: несовершенство законодательной базы, нестабильность экономической ситуации, высокие налоги, рост неплатежей и т. п., другие – внутреннюю среду предприятия: нехватку специалистов, неумение продавать, сложившиеся взаимоотношения в коллективе, нехватку оборотных средств и т. п. И при поиске причин неудач вы практически никогда не видите своих ошибок или плохой перспективы для вас, а это: плохое знание рынка, клиентов и их потребностей, неудовлетворительный сервис, слабое взаимодействие структурных подразделений предприятия и т. д. Необходимо четко понимать стоящие перед компанией проблемы, т. е. обладать причинным видением. К таким проблемам относятся: 1) отсутствие долгосрочной стратегии развития предприятия; 2) противоречащая организационной структуре выбранная стратегия; 3) недостаток информации при обеспечении ею своего бизнеса; 4) отсутствие структурированности бизнес-процессов, наличие разрывов или дублирование; 5) низкая корпоративная культура; 6) плохие условия для развития персонала или их отсутствие. Для того чтобы понять проблему не поверхностно, а проникнуть вглубь нее, нужно применять новые подходы к: 1) выявлению; 2) анализу; 3) устранению проблем. Руководителю приходится самому решать эту проблему, так как он часто оказывается в одиночестве (подчиненные не в состоянии дать объективную и независимую оценку). Здесь у него возникает потребность в независимой и профессиональной экспертизе, психологической поддержке, обучении, решении конкретных задач с требуемым результатом. Ваши действия в этом случае направлены на: 1) сбор и анализ информации; 2) прогноз развития событий; 3) устранение функционального или технологического несовершенства; 4) подготовку и внедрение инноваций и изменений. На этом этапе вам необходимо решить, хотите ли вы сами решать эти проблемы или воспользуетесь консультированием. Если у вас большая компания, то вы можете создать отдел по маркетинговым исследованиям, который будет снабжать вас всей необходимой информацией. Придется сделать приличные вложения в новое подразделение, но в конечном итоге это окупит себя. Если у вас небольшая фирма, то вам выгоднее прибегнуть к услугам консалтинговой компании. Вы получите грамотных специалистов, которые помогут вам найти и правильно использовать необходимую информацию. Тут существуют определенные опасения, которые касаются добросовестности консалтинговых компаний и достоверности информации, которую вы получите. На рынке существует много таких компаний, и вы без труда найдете ту, которая имеет устойчивую репутацию и зарекомендовала себя как добросовестный партнер. Консультирование может быть разным, все зависит от проблем, с которыми вы сталкиваетесь. Существует следующие виды консультирования: 1) экспертное: а) экспресс-анализ ситуации, определение направлений вмешательства; б) углубленный анализ ситуации, выявление глубинных причин трудностей; в) структурирование задач, поиск решений, анализ альтернатив, разработка рекомендаций, экспертные оценки и заключения; 2) процессное: а) организация процесса поиска решений и анализа альтернатив специалистами предприятия; б) организация различных форм групповой и индивидуальной работы специалистами предприятия; в) надзор за внедрением рекомендаций; г) участие во внедрении; 3) обучающее: а) предоставление как теоретической, так и практической информации по соответствующей проблематике в форме лекций, семинаров, тренингов, деловых игр, разработка «кейсов», передача приемов и способов решения задач; 4) комплексное: а) предварительный экспресс-анализ проблематики; б) предварительное структурирование задач; в) предварительное решение управленческих и маркетинговых задач; г) совместное решение задач, мини-проектирование. В чем же заключается преимущества консультирования? Оно использует внутреннюю документацию, что позволяет проанализировать положение дел в фирме. Консультанты при обработке данных, полученных в ходе сбора информации, используют различные аналитические методы: классификацию данных, сравнительный анализ и т. д. Для большей определенности в целях получения наиболее полной информации консультант использует метод индивидуального интервью. Этот метод выявляет новые факты, знакомит исследователя с мнениями об исследуемых явлениях и процессах. Он представлен в виде структурированной анкеты. Метод фасилитейтинга заключается в том, что собирается группа, которая обсуждает сложившуюся ситуацию, генерируя необходимую информацию, предлагая потенциальные решения и выбор альтернатив, что способствует решению проблемы. С целью выявления тенденций и оценки альтернатив применяются диагностические методы. Консультирование в том или ином виде нужно организациям, но консультанты нужны далеко не всегда и не всем. С консультированием могут возникнуть следующие сложности. Консультанты не смогут вам помочь, если: 1) вы не хотите признавать ни самого факта существования проблемы, ни наличия трудностей с ее разрешением; 2) вы не готовы к изменениям; 3) вы не хотите предоставлять консультанту необходимую информацию об истинном положении дел или о своих истинных целях; 4) вы не готовы вместе с консультантом работать над решением проблемы, потому что в итоге не консультант, а именно вы управляете бизнесом и от вашего желания зависит учитывать или не учитывать рекомендации консультанта. 2.3. Бизнес-планирование Россия не так давно (по историческим меркам) сменила директивную экономику с ее вечными Госпланами, госзаказами и системой распределения на свободную рыночную. Якобы рынок позволяет предпринимателям свободно осуществлять свою деятельность, ни от кого не зависеть и руководствоваться рыночным саморегулированием. С этим утверждением, конечно, можно поспорить. И на поверку может оказаться, что свобода-то жестко контролируется законами спроса и предложения, как минимум. С зарождением рыночной экономики моментально начали образовываться тысячи фирм. Им было не до изучения каких-то там рыночных механизмов и законов, все стремились урвать кусок пирога, т. е. долю потребителя, побольше. У кого-то это очень хорошо получилось, а кто-то прогорел и остался ни с чем. Тем не менее к сегодняшнему моменту развитие экономики привело предпринимателей к необходимости изучения различных рыночных ситуаций и соответственно возможных исходов. Сегодня никто не любит рисковать просто так, поддавшись спонтанному чувству азарта. Все хотят не только сохранить, но и приумножить свои капиталы, поэтому вкладывают их с особой осторожностью, желая заранее предсказать результат. Для экономических предсказаний вовсе не обязательно уметь гадать на картах или высчитывать благоприятные периоды по звездам. В экономической теории и практике существует масса методов, позволяющих с определенной точностью вывести конечный результат того или иного предприятия. Бизнес-планирование и является одним из таких методов. Определением стратегий развития компании, моделированием потребительского спроса, ситуаций на рынке, прогнозированием действий на любой случай (даже на случай банкротства) занимается огромное количество специалистов. И надо сказать, что это приносит свои плоды. Теперь руководители предприятий могут подкреплять свои действия не только интуицией, а реальными расчетами и примерами. Для того чтобы руководить компанией, необходимо ее создать. Конечно, обладая определенной базой знаний, спрогнозировать тот факт, будет проект иметь успех или нет, можно дома, сидя на кухне или в любимом кресле. Но вряд ли ваши словесные доводы и каракули на мятом листе бумаги удовлетворят предполагаемых инвесторов. Поэтому придется оформить ваши гениальные мысли в надлежащей форме. Как раз такой формой является бизнес-план. В мировой практике он является комплексным документом, отражающим основные цели и содержание стратегического планирования развития компании и обеспечивающим максимальную эффективность принимаемых решений. При формировании бизнес-плана первостепенную роль играет сам процесс его разработки, в ходе которого решаются вопросы управления, финансирования, маркетинга, распределения обязанностей и многие другие, происходит регулярная корректировка решений, оформленных в виде плановых показателей, осуществляется пересмотр системы мер по выполнению плана на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности компании. Умение предприятия быстро реагировать на изменяющиеся внешние и внутренние условия – одно из главных конкурентных преимуществ на сегодняшний день. Это становится возможным, когда выполняется несколько условий: 1) реальная оценка финансового положения предприятия и места его на рынке относительно конкурентов; 2) определение и существование целей для дальнейшего развития предприятия; 3) существование и исполнение системы планирования целей; 4) высококвалифицированное руководство. Цель разработки бизнес-плана – планировать успех производственно-экономической деятельности компании на ближайший и отдаленный периоды. При этом необходимо учитывать потребности рынка и соотносить их с ограниченностью используемых ресурсов. Бизнес-план направлен на решение следующих задач: 1) определение конкретных направлений деятельности компании, целевых рынков и места компании на этих рынках; 2) формирование долгосрочных и среднесрочных целей компании, стратегии и тактики их достижения; 3) определение лиц, ответственных за все проводимые мероприятия и реализуемые стратегии; 4) определение состава маркетинговых мероприятий компании по изучению спроса, ценообразованию, рекламе и пр.; 5) оценка материального и финансового положения компании и соответствия материальных и финансовых ресурсов достижению поставленных задач; 6) предопределение и возможности устранения обстоятельств, способных отрицательно сказаться на выполнении бизнес-плана. Цели для составления бизнес-плана могут быть внутренними и внешними. Внешние цели, для которых составляется бизнес-план, – обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств. Для этого демонстрируются имеющиеся у фирмы возможности. Что приводит к привлечению внимания со стороны инвесторов и банка. Бизнес-план должен убедительно показывать эффективность инвестиционного проекта и высокий уровень менеджмента предприятия. Каждого инвестора интересует выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и реальная возможность отдачи от проекта. Немаловажное значение имеет и рискованность вложений. Лучший способ это оценить – изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта. Бизнес-план представляет проект и является его визитной карточкой. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективным при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений, сделанных разработчиком инвестиционного проекта. Обязательным условием получения банковского кредита является предоставленный банку грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Не рекомендуется претендовать на кредит без бизнес-плана. Объяснения этому очень простые. Если у заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне администрации предприятия. Кроме того, поленившись сделать план сейчас, вы автоматически попадаете в «черный» список. В будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию (даже при предоставлении бизнес-плана) как более высокорисковую операцию, что обязательно повлияет на срок и величину выдаваемого кредита в сторону уменьшения. Возможные направления использования бизнес-плана во внешней среде следующие: 1) бизнес-план может решить проблему внешнего финансирования, показывая потенциальному кредитору или инвестору (банку, инвестиционной компании и др.) привлекательные возможности деятельности компании; 2) бизнес-план может помочь в работе с регулирующим органом как документ, обосновывающий политику ценообразования; 3) бизнес-план способствует установлению или расширению взаимоотношений с различными партнерами; 4) на основе бизнес-планов могут разрабатываться проспекты эмиссии ценных бумаг, предложения по государственной поддержке, другие документы, в которых требуется отразить состояние и перспективы развития компании; 5) бизнес-план может использоваться и как рекламный документ, представляющий компанию и ее руководителей; 6) при необходимости могут составляться сокращенные варианты бизнес-плана, ориентированные на лиц, в контактах с которыми заинтересована компания. Кроме задачи привлечения инвесторов, бизнес-план может решить и внутренние проблемы предприятия. Внутренние цели – проверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Важным фактором осуществления бизнес-плана является достижение взаимопонимания между руководством компании и инвесторами. Таким образом, составив бизнес-план, вы сделаете предприятие более эффективным и управляемым, сможете с более высокой точностью прогнозировать ситуацию на будущее. Следует отметить, что бизнес-план – документ перспективный, и составлять его рекомендуется на 2 – 3 года, т. е. именно на период реализации стратегического проекта. При этом для первого года основные показатели рекомендуется представлять в помесячной разбивке, для второго – в квартальной, и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями. В зависимости от степени проработки исходного материала различают: 1) экспресс-бизнес-план; 2) технико-экономическое обоснование проекта; 3) рабочий бизнес-план; 4) бизнес-план как инвестиционная заявка. Бизнес-план должен отвечать на ряд вопросов. Первый из них, который стоит перед составителем, какой товар или услугу производить и почему. Ответом на этот вопрос должна быть совокупность четырех характеристик. Это качества самого товара, его цена, поощрение спроса на данный продукт и место его реализации. В бизнес-плане необходимо показать, что такая совокупность обеспечит компании конкурентные преимущества. По своей сути бизнес-план должен отвечать на вопрос, какую группу потребителей удовлетворяет товар и насколько этот сегмент рынка перспективен в развитии. Второй вопрос состоит в том, сколько просить денег на реализацию проекта. Естественно сумма должна быть подкреплена расчетами на производственные затраты. В бизнес-плане должна быть возможность минимизации производственных затрат. Чтобы добыть нужную сумму, придется привести не только стоимость и наименование финансовых затрат, но все финансовые показатели, которые касаются данной фирмы и области ее деятельности. Возможно, придется расстаться с некоторой частью коммерческой тайны. Существует три группы финансовых показателей, которые позволяют оценить жизнеспособность предприятия: 1) прогноз доходов и расходов на первые 2 года; 2) прогноз денежной наличности за тот же период; 3) балансовый отчет фирмы на текущий момент и прогноз состояния активов и пассивов фирмы на год вперед (балансовый план). Прогноз расходов и доходов предприятий строится на основе данных об ожидаемом объеме спроса. Прогноз денежной наличности должен показать способность фирмы своевременно оплачивать свои счета. В нем должны быть оценены начальная денежная наличность, ожидаемые поступления и платежи с указанием объемов и сроков. Балансовый отчет характеризует финансовую ситуацию фирмы на конкретный момент. Он отражает активы (то, чем предприятие владеет), пассивы (его долг) и средства, вложенные владельцем фирмы и его партнерами. Информация о балансовом отчете возможна только для действующих фирм. Вышеперечисленная информация непосредственно отражается в бизнес-плане. Бизнес-план как документ включает в себя следующие пункты: 1) титульный лист; 2) резюме; 3) описание вида деятельности, продукции (работы или услуги); 4) план маркетинга; 5) производственный план; 6) организационный план; 7) страхование рисков; 8) финансовый план; 9) приложения. 1. Титульный лист предоставляет информацию о разработчиках проекта, сроках реализации, области деятельности. Конечно, он содержит название проекта, возможно, информацию о необходимом количестве заемных средств. 2. Резюме, несмотря на начальное положение в бизнес-плане, пишется в конце его составления. Оно содержит цели проекта, преимущества для общества от проведения проекта, возможности решения социальных проблем и потребностей, объяснение успеха данного проекта. Резюме должно размещаться не более чем на 2 – 3 страницах. 3. Третий пункт отвечает на вопрос, какой товар будет производиться и почему. Это очень важный раздел. Он определяет деятельность фирмы на ближайшие 5 лет. 4. План маркетинга включает подробное описание движения товара на рынок сбыта. 5. Производственный план ответит на вопросы об особенностях производственного процесса. 6. Организационный план укажет, как именно будут внедряться намеченные мероприятия по объекту, кто будет нести ответственность за них. 7. Название раздела «Страхование рисков» говорит само за себя. В нем содержится информация, которая укажет возможные трудности и способы их решения. 8. Финансовый план отразит в стоимостном выражении информацию предыдущих пунктов. 9. В приложении к бизнес-плану приводятся документы, не являющиеся частью основного текста, но на которые есть ссылка в бизнес-плане. На первый взгляд, информацию, которую необходимо указать в документе, невозможно обработать и грамотно подать. Так кажется только неспециалисту. Бизнес-план в процессе подготовки составляется в нескольких вариантах, а потом выбирается лучший. Ниже приведен макет бизнес-плана[1], который предлагает структурированное размещение необходимой информации. Следует помнить, что данный макет – это пример того, как может быть составлен бизнес-план. Его можно, конечно, корректировать по своему усмотрению. 1. Титульный лист 1.1. Фамилия, имя, отчество руководителя проекта 1.2. Адрес: (организации, частной фирмы) 1.3. Телефон: 1.4. Кем разработан 1.5. Сфера бизнеса 1.6. Основные виды деятельности 1.7. Срок начала деятельности 1.8. На какой период рассчитан бизнес-план 2. Резюме 2.1. Цели проекта: экономические, социальные, научно-технические, политические: 2.2. Описание главных видов деятельности проекта и основных преимуществ продукции (услуг): 2.3. Инвестиционная сумма, в том числе собственные средства, заемные и средства государственной поддержки: 2.4. Возможные рынки сбыта вашей продукции (услуг): (местный, российский, товарный рынок, др.); возможные потребители; торговые предприятия, реализующие вашу продукцию, посредники: 2.5. Каковы потенциальные возможности вашего бизнеса по этапам запланированного периода (укажите объемы, структуру продаж или производства, качественные характеристики, которые вы хотите достичь в целом или по видам продукции, видам деятельности): 2.6. Срок окупаемости проекта и срок возврата заемных средств: 2.7. Возможные инвесторы и ваши обязательства перед ними: 3. Описание вида деятельности (продукции или услуги) 3.1. Анализ вашего бизнеса на текущий момент. Особенности его истории, характеристика отрасли промышленности, к которой относится проект: 3.2. Оценка стадии развития вашей фирмы – становление, расширение действующего бизнеса, слияние с другой фирмой или выделение из состава более крупного предприятия: 3.3. Особенности организации и технологии предлагаемых бизнес-процессов в настоящее время и в будущем: 3.4. Какие и где появились аналоги продукта (услуги) за последние 3 года: 3.5. Каковы сильные и слабые стороны вашего бизнеса в настоящее время и причины их возникновения: 4. План маркетинга 4.1. «Изюминка» вашего продукта (услуги). Приведите детали патентов, лицензий на свою продукцию: 4.2. Разрабатываете ли вы новые изделия, услуги 4.11. Какие твердые заказы у вас есть на этот период: 4.12. Ваши конкуренты и их доля на рынке: 4.13. Цена на ваш продукт. Объясните, как вы будете ее устанавливать: 4.14. Сравнительная характеристика цен на ваш продукт и продукцию конкурентов: 4.15. Как вы собираетесь продавать свой продукт (по почте, с помощью агентов, рекламы): 5. Производственный план 5.1. Специфические требования к организации производства: 5.2. Состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, лизинг, покупка), стоимость: 5.3. Сырье и материалы: поставщики (название, условия поставок) и ориентировочные цены: 5.4. Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами: 5.5. Форма амортизации (простая, ускоренная). Нормы амортизационных отчислений. Основание для применения норм ускоренной амортизации: 5.6. Себестоимость намечаемой к производству продукции. Калькуляции себестоимости: 5.7. Структура капитальных вложений, предусмотренная в проектной документации и сметно-финансовом расчете, в том числе строительно-монтажные работы, затраты на оборудование, прочие затраты. Ввод и освоение производственных мощностей: 5.8. Обеспечение экологической и технической безопасности: 5.9. Месторасположение фирмы (центральный офис, помещение для производственного процесса, складские и торговые помещения). Укажите, будете ли вы арендовать помещения или покупать: 5.10. Обеспечение потребности в транспортных средствах: 5.11. Производственная кооперация – с кем и на каких условиях: 6. Организационный план 6.1. Организационно-правовая форма вашей фирмы (индивидуальное предприятие без образования юридического лица, товарищество, АО), условия создания и состав учредителей: 6.2. Штатный состав сотрудников и динамика его изменения в течение реализации проекта: 6.3. Сведения о предполагаемых сотрудниках (работающих): Ф.И.О. сотрудника Возраст Адрес Сегодняшняя или предполагаемая его роль в бизнесе Заработная плата: сегодня в будущем Дипломы и сертификаты о квалификации Опыт и навыки работы (что умеет делать) 6.4. Какие дополнительные условия (льготы, надбавки, путевки и пр.) планируются для управленческой команды: 6.5. Определите узкие (слабые) звенья в управлении командой (возможные или те, что существуют, и как вы будете с ними работать): 6.6. «Ключик», который откроет «ларчик» эффективного управления персоналом: 7. Страхование рисков 7.1. Ассортимент возможных рисков: Таблица 2.1. Страхование рисков 7.2. Варианты стратегии поведения в рискованных ситуациях: организационные меры профилактики: программа страхования рисков: 8. Финансовый план 8.1. Объем финансирования по источникам и периода 8.2. Прогноз доходов и расходов по годам и в месячной разбивке по 1-ому году (табл.1, раздел 2) 8.3. Финансовый план, содержащий движение денежных потоков по кварталам и годам реализации проекта (табл. 2, раздел 2) 8.4. Расчет окупаемости проекта. Рис. 2.1. Финансовый план 9. Приложения 9.1. Технические данные по продукции. 9.2. Копии гарантированных писем, договоров, контрактов, протоколов о намерениях с потенциальными поставщиками, потребителями, посредниками. 9.3. Копии лицензий, сертификатов, подробности патентных документов, подтверждающие конкурентные преимущества продукции (услуги). 9.4. Сведения о порядке и методе проведения опросов и исследований. 9.5. Бухгалтерская документация. 9.6. Другая нормативная и правовая документация, гарантирующая достоверность информации, изложенной в разделах бизнес-плана. Сейчас огромное количество фирм предлагает свои услуги по составлению бизнес-планов. Совет руководителям: обращайтесь в эти фирмы только с целью консультирования, а не создания такого важного документа, как бизнес-план. Причин для такого поведения множество. Во-первых, никто не знает возможности и особенности фирмы лучше, чем ее собственный руководитель. Во-вторых, некоторая информация, необходимая для указания в бизнес-плане, может являться коммерческой тайной или быть нежелательной для разглашения. В-третьих, не секрет, что некоторые инвесторы даже не читают бизнес-планы, узнав, что они составлены сторонними от фирмы людьми. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|