• 6.1. Очертите круг конкурентов (классификация конкурентов)
  • 6.2. Шпионаж, шантаж или прямое вмешательство? (Методы исследования деятельности конкурентов)
  • 6.3. Идти по следам или бежать впереди? (Лидерство в бизнесе)
  • 6.4. О чем можно договориться с конкурентом? (Договорные отношения с конкурентами)
  • Глава 6. Ваши конкуренты

    6.1. Очертите круг конкурентов (классификация конкурентов)

    Тысячи названий фирм мелькают на страницах газет, на экранах телевизоров. На улице размещается множество магазинов и предприятий. И это – лишь небольшая часть рынка товаров и услуг, непосредственно предстающая перед обывателем. Среднестатистический потребитель даже представить себе не может весь спектр фирм, который на самом деле окружает его. Конечно, ему это и не нужно, потому что из множества товаров и услуг потребитель выбирает лишь те, которые способны удовлетворить его потребности. Действительно, существующие сейчас фирмы поражают не только своим количеством, но и разнообразием. Есть маленькие и большие предприятия; те, которые сами производят продукцию, и те, которые являются посредниками. Бывают фирмы, предлагающие услуги или товары, может быть то и другое сразу. Рыночная экономика привнесла разнообразие форм собственности. Но какова бы ни была фирма по своей организации и месту на рынке, в основе ее функционирования лежит желание предпринимателей получить прибыль, и чем больше, тем лучше. Это естественно, поскольку никто не желает работать себе в убыток, а по размеру прибыли судят о рентабельности предприятия и его перспективах функционирования. Берясь что-либо производить или продавать, предприниматель должен ответить на три самых главных вопроса экономики: что, как и для кого? Необходимо найти потребителя, который в чем-то нуждается и готов это приобрести, т. е. предъявляет платежеспособный спрос. Организовать производство и продажу этого чего-то, т. е. создать предложение на товар или услугу. Так работает механизм рынка. Все без исключения предприятия вынуждены подчиняться этому механизму.

    Может случиться так, что несколько фирм одновременно выбрали для своей деятельности производство одинаковых, или однородных, товаров или услуг и претендуют на определенную категорию потребителей. Тогда у потребителя возникает выбор, а между производителями – конкуренция.

    Конкуренция – действия равнозначных фирм, направленные на завоевание как можно большей доли рынка.

    Конкуренция – это то, что рождает прогресс и является движением к совершенству. Это очень просто объяснить. Когда на рынке существует лишь один продавец, то возникает так называемая рыночная болезнь – монополия (от гр. monos – «один» и poleo – «продаю»). В этом случае фирма-монополист может диктовать свои условия другим участникам рынка. Как правило, так и происходит: цены становятся баснословно завышенными, а о стремлении угодить потребителю говорить и не приходится. Тогда становится понятно желание не очень крупных фирм к объединению. Можно лишь ошибочно подумать, что в конкуренции заинтересован только один покупатель. Грамотный продавец и производитель должны понимать, что если им и удастся добиться монополии, то скорее всего ненадолго. Но при этом может сильно упасть качество товара и обслуживания, остановится технический прогресс, поскольку необходимость быть лидером отпадает. А это в конечном итоге создаст условия для возникновения конкурентов.

    Конкуренции нужно не бояться, а исследовать ее. Точнее, изучать деятельность фирм, которые могут составить конкуренцию.

    Конкурентом может считаться только тот, кто осуществляет свою деятельность приблизительно в равных условиях. Это означает, что маленькая частная пекарня, к примеру, никогда не составит конкуренции огромному хлебобулочному комбинату. Из этого не следует, что владелец пекарни никогда не получит желаемой прибыли, просто тягаться с крупным гигантом бессмысленно, можно только перенимать опыт.

    Конкурента необходимо знать в лицо. Зачем это нужно? Есть несколько причин для того, чтобы поинтересоваться деятельностью конкурентов и, возможно, узнать подробности ведения бизнеса.

    Во-первых, необходимо четко представлять себе обширность деятельности фирмы. Сюда входит не только круг потенциальных клиентов, но и количество фирм, желающих поделить этот круг. Это даст возможность оценить положение вашей фирмы на рынке.

    Во-вторых, после того как положение фирмы на рынке определено, то руководство компании может предпринимать шаги по его улучшению.

    В-третьих, у более удачливых конкурентов можно позаимствовать некоторые идеи или просто поделиться с ними опытом ведения дел между компаниями.

    Конкурентное преимущество на рынке – это то, что стремится приобрести любая фирма. Информация о конкурентах может обеспечить столь необходимое преимущество. С этой целью анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, доля занимаемого ими рынка, реакция потребителей на маркетинговые акции конкурентов. Изучение конкурентов осуществляется с двумя основными целями:

    1) раздела сфер влияния на рынке;

    2) ослабления конкурентной борьбы, т. е. в конечном итоге изучение конкурентов имеет своей целью сотрудничество, а не соперничество.

    Это приводит к тому, что фирма за короткие сроки находит свою нишу, круг своих клиентов.

    Если на конкурентов не обращать никакого внимания, то все вышеперечисленное будет невозможно осуществить. Руководство компании будет находиться в глубоком неведении относительно положения дел в фирме, что в конечном итоге приведет к разорению.

    Исследование конкурентов осуществляется в следующей последовательности:

    1) выявление и классификация конкурентов. Результатом подобных мероприятий является банк конкурентов с точной информацией о них;

    2) анализ деятельности конкурентов на основе полученной информации. В результате выявляются их сильные и слабые стороны.

    Выявленные фирмы-конкуренты классифицируются, как правило, на основе одного из двух походов[43]

    1) по товарному принципу;

    2) по типу стратегии, используемой конкурентами.

    Первый подход группирует конкурирующие фирмы в соответствии с теми потребностями, которые удовлетворяет их товар. При этом отправной точкой является тот товар, которой производится самой фирмой-исследователем. Далее выявляются фирмы, которые производят и продают похожие товар или услугу. В результате появляется следующая классификация:

    1) фирмы, производящие и реализующие абсолютно аналогичный товар;

    2) фирмы, предлагающие аналогичный товар, но других сортов, марок;

    3) фирмы, выпускающие товары-заменители.

    Можно привести очень простой пример. Фирме-производителю стиральных машин-автоматов «Candy» необходимо задуматься над работой следующих групп конкурентов:

    1) фирм-производителей машин-автоматов «Candy»;

    2) фирм-производителей машин-автоматов других марок;

    3) фирм-производителей машин-полуавтоматов, ультразвуковых аппаратов для стирки, стиральных досок.

    Классификация конкурентов на основе их группировки по типу стратегии широко применяется фирмами, производящими продукцию производственного назначения. По мнению многих исследователей, такой подход целесообразен, так как для большинства фирм переход от одного типа стратегии к другому весьма затруднен.

    Например, специализированная фирма, производящая электротехническое оборудование для потребителей узкого сегмента рынка и использующая стратегию дифференциации (а соответственно, их продукция не будет дешевой), вряд ли в короткий период времени преобразуется в фирму, применяющую стратегию низких издержек. При этом подходе конкуренты делятся на тех, кто:

    1) работает в рамках стратегии низких издержек производства, а значит, осуществляет экспансию на рынках и имеет потенциальную возможность проводить гибкую ценовую политику;

    2) использует стратегию дифференциации и, следовательно, может вытеснить на рынке старые товары новыми, улучшенными, более полно удовлетворяющими потребности покупателей;

    3) использует стратегию диверсификации своей деятельности, поэтому способен на демпинг.

    Огромное значение для успешного анализа конкурентной среды играет временной фактор, поскольку данная среда достаточно динамична. Существуют прямые конкуренты и потенциальные.

    Прямые конкуренты – это предприятия, которые в прошлом и настоящем выступали как таковые.

    Потенциальные конкуренты подразделяются на две группы:

    1) В данный момент предприятия уже существуют, но проводят активную политику расширения, производства, круга услуг, ассортимента товара. В результате такой политики потенциальные конкуренты становятся прямыми.

    2) новые фирмы, которые только начали конкурентную борьбу.

    Прямые конкуренты скорее всего будут действовать в рамках стратегии низких издержек, или диверсификации. Потенциальные выберут стратегию дифференциации. Возможны исключения, это зависит от области деятельности.

    Прежде чем очертить круг своих конкурентов и делать из этого какие-либо выводы, совсем нелишним будет трезво оценить показатели своей фирмы. Принципиально важным в этом случае является дата образования фирмы.

    Если фирма уже функционирует какое-то время на рынке, есть возможность оценить собственные показатели хозяйственной деятельности и сравнить их с конкурирующими компаниями.

    Если фирма только образована, то анализировать особенно и нечего. В этом случае волнуют совсем другие вопросы, главным из которых является возможность начать деятельность.

    Существует понятие барьера входа в отрасль, высоту которого следует учитывать как организациям, находящимся внутри отрасли (для них чем выше барьер, тем лучше), так и организациям, которые предполагают осуществить выход в новую отрасль (для них чем он ниже, тем лучше). Высота барьера определяется следующими факторами[44]:

    1) экономикой масштабов. Обычно организации, впервые появившиеся на рынке, начинают деятельность по сбыту нового продукта в масштабах существенно меньших, нежели его традиционные производители. Поэтому их производственно-сбытовые издержки выше, что обуславливает при примерном равенстве рыночных цен получение этими организациями меньшей прибыли, а может быть, и убытки. Готова ли организация ради освоения нового бизнеса пойти на это;

    2) привычностью марки товара. Потребители конкретных товаров ориентированы на приобретение товаров определенных марок. Новым производителям необходимо сделать свою марку популярной среди новых потребителей. Нередко это очень сложная задача. Так, всемирно известный мировой лидер в области производства джинсовой одежды фирма «Ливайс» несколько лет назад решила освоить выпуск такой нетрадиционной для нее продукции, как строгие мужские костюмы-тройка. Понятно, что с технологической и производственной точек зрения решение такой новой задачи для фирмы не представляло существенных трудностей. Однако «Ливайсу», несмотря на громадные усилия по продвижению нового продукта, не удалось преодолеть стереотипов отношений потребителей, которые связывали данную фирму только с одеждой из джинсовой ткани, в то время как существовали традиционные производители строгих мужских костюмов. Фирма «Ливайс» со своим новым проектом не имела коммерческого успеха;

    3) фиксированными затратами, связанными со входом в новую отрасль (следованием новым стандартам, требованиями дизайна и др.);

    4) затратами на новые основные фонды, которые во многих случаях требуется создавать для выпуска нового продукта;

    5) доступом к системе товаропродвижения данной отрасли, который может создать барьеры для новых производителей на пути их проникновения в функционирующие сбытовые сети. В этом случае новым товаропроизводителям придется создавать свои каналы сбыта, что требует высоких затрат;

    6) доступом к отраслевой системе снабжения. В данной области существуют те же барьеры, что и в случае с системой товаропродвижения;

    7) отсутствием опыта производства данного вида продукции, вследствие чего его себестоимость в общем случае выше, чем у традиционных производителей данной отрасли;

    8) возможными ответными действиями предприятий отрасли, направленными в защиту своих интересов, например отказом в продаже необходимых патентов, лоббированием в правительстве и местных структурах власти своих интересов, в результате чего традиционные производители могут иметь налоговые и другие льготы, а доступ на рынок новых товаропроизводителей будет затруднен.

    В любом случае без анализа конкурентов не обойтись.

    6.2. Шпионаж, шантаж или прямое вмешательство? (Методы исследования деятельности конкурентов)

    Практически все выдающиеся маркетинговые успехи фирм основываются на концепции собственных побед, когда лучшие силы организации выявляли слабые места конкурентов и после этого с легкостью одерживали победу. Сделать это удается лишь при хорошо налаженной системе исследований. Для того чтобы классифицировать своих конкурентов и на основе этой классификации сделать выводы о занимаемой ими на рынке позиции, стратегии ведения бизнеса, необходимо обладать обширной и достоверной информацией.

    Проблема сбора информации о конкурентах достаточна широка. Это связано с тем, что далеко не все интересующие подробности можно получить из официальных источников. Хотя бухгалтерские отчеты, прессу, телевидение, анкетирование потребителей и поставщиков не стоит игнорировать. Может также возникнуть ситуация, когда конкурент дает в неофициальные источники заведомо ложную информацию (например, рекламу).

    В связи с этими вопросами возникло такое понятие, как конкурентная разведка.

    Фактически конкурентная разведка – это служба, обеспечивающая руководство предприятия (под предприятием следует понимать любую организацию, от индивидуального частного предпринимательства до государства или межнациональной корпорации включительно) информацией, необходимой для принятия решений. Это не только сбор информации, но и ее классификация (по значимости, степени достоверности и др.), и анализ, и прогноз развития ситуации, и подготовка рекомендаций руководству.

    Служба конкурентной разведки может состоять из одного штатного сотрудника (а то и меньше, когда эти обязанности возложены на кого-либо из руководства по совместительству), а может и быть большим и разветвленным подразделением – все зависит от масштабов предприятия. При этом реально в процесс конкурентной разведки вовлекается множество сотрудников, не имеющих прямой административной связи с этим подразделением.

    Если руководство фирмы владеет инструментами конкурентной разведки, это замечательно. Но необходимо четко знать, какая информация должна интересовать в первую очередь, а какая не представляет практически никакой ценности. Это очень важно, так как конкурентная разведка подразделяется на два основных метода исследования конкурентов. Это так называемая корпоративная разведка (или легальный промышленный шпионаж) и непосредственно промышленный шпионаж, т. е. нелегальный. Много интересующей информации можно добыть, не нарушая законодательства. Вопрос о важности и необходимости той или иной информации позволит руководству компании решить, ограничиться разведкой или прибегнуть к шпионажу.

    Как правило, узнать хотят у конкурентов то, что пытаются скрыть сами.

    Всю информацию можно разделить на такие две группы, как:

    1) количественная, или формальная, информация;

    2) качественная информация.

    Количественная информация является объективной и отражает фактические данные о деятельности конкурентов.

    Качественная информация представляет собой область субъективных оценок, поскольку включает в себя многие неформализуемые параметры. Она может быть дополнена отзывами клиентов, специалистов, экспертов.

    Вот те показатели, которыми оценивается количественная информация:

    1) организационно-правовая форма;

    2) численность персонала;

    3) активы;

    4) доступ к другим источникам средств;

    5) доля рынка;

    6) рентабельность;

    7) руководители фирмы;

    8) наличие и размеры филиальной сети;

    9) перечень основных видов услуг;

    10) другие количественные данные (например, стоимость услуг, расходы на рекламу и т. д.).

    Качественная информация о деятельности конкурентов:

    1) репутация конкурентов;

    2) известность, престиж;

    3) опыт руководства и сотрудников;

    4) частота трудовых конфликтов;

    5) приоритеты;

    6) гибкость маркетинговой стратегии;

    7) эффективность продуктовой стратегии;

    8) работа в области внедрения на рынок новых продуктов;

    9) ценовая стратегия;

    10) сбытовая стратегия.

    Служба конкурентной разведки различает два вида работ:

    1) оперативную конкурентную разведку (ОКР);

    2) стратегическую конкурентную разведку (СКР).

    СКР близка по смыслу к стратегическому планированию и маркетингу. Она занимается выяснением структуры и динамики той сферы деятельности, где работает организация, определяет всех конкурентов, условия входа в отрасль.

    ОКР решает острые задачи негативного взаимодействия с конкретным конкурентом и часто действует на грани юридически? и юридически приемлемых норм и средств. СКР исследует общие вопросы конкуренции на рынке, а ОКР интересуется подробностями ведения бизнеса определенным конкурентом.

    Предметом интереса СКР являются:

    1) законодательство (та его часть, которая регламентирует деятельность предприятия);

    2) конкуренты (настоящие и потенциальные);

    3) рынки (существующие и потенциально возможные);

    4) новые технологии;

    5) ресурсы (при намерении предприятия расширить свои сбытовые или производственные возможности);

    6) вопросы интеллектуальной собственности.

    Предметы интереса ОКР сильно отличаются. Это:

    1) история фирмы-конкурента;

    2) сведения о ее руководящих кадрах;

    3) структура фирмы-конкурента, особенности организации ее производства;

    4) маркетинговая стратегия фирмы-конкурента;

    5) перспективные планы фирмы-конкурента;

    6) связи с властными структурами, лоббирование;

    7) кадровая политика фирмы-конкурента.

    Все вышеперечисленные задачи ставятся с целью найти слабое место конкурента.

    Важными источниками информации о конкурентах для СКР являются выпускаемые ими самими отчеты, проспекты, каталоги, рекламные объявления, материалы выставок и ярмарок. Однако работать с такой информацией следует осторожно, поскольку часть данных может не соответствовать действительности.

    Помимо опубликованных данных, исследование деятельности конкурентов может опираться на информацию, полученную от потребителей, а также от посредников, реализующих товары различных фирм и хорошо знающих сравнительную реакцию покупателей. Основным методом выявления таких сведений является анкетирование потребителей и посредников.

    Наконец, в последнее десятилетие распространенным направлением изучения конкурентов стало конструирование наоборот. Так, компания «Форд» покупает изделия конкурентов и разбирает их, все съемные детали откручиваются, сварочные швы даже вскрываются. Затем составляется подробная опись всех деталей, анализируются особенности производственного процесса. В конечном итоге осуществляется оценка уровня издержек производства.

    Источником информации для ОКР являются люди, а способом добывания информации – межличностное общение.

    Надо сказать, что конкурентная разведка – вполне легальные сбор и анализ внешней информации, способной повлиять на планы и решения компании. Услуги такого рода разрешены законодательством и вписываются в рамки обычного консалтинга.

    Получив конкретное (или не очень конкретное) задание от руководства предприятия, служба конкурентной разведки прежде всего должна сформулировать для себя и согласовать с заказчиком следующие вопросы:

    1) что нужно знать;

    2) где можно получить необходимую информацию;

    3) кто будет собирать эти данные;

    4) как будут собираться данные;

    5) кто будет систематизировать, анализировать и интерпретировать данные;

    6) как лучше хранить полученную информацию;

    7) как распределять полученную информацию;

    8) как предохранить систему от утечек информацию и саботажа.

    Таким образом, решение конкретной задачи конкурентной разведки можно представить в виде трехстадийного процесса, изображенного в таблице.


    Таблица 6.1. Структура конкурентной разведки в виде трехстадийного процесса.

    Такова структура конкурентной разведки.

    Промышленный шпионаж имеет под собой вовсе не законодательную основу. По большому счету он нелегален. Задачей промышленного шпионажа является получение информации о конкуренте, которая классифицируется как коммерческая тайна. Под коммерческой тайной предприятия (фирмы) следует понимать сведения, не являющиеся государственными секретами, но связанные с производством, технологией, НИОКР, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам. Защищаемые сведения дают определенные преимущества в конкурентной борьбе. Коммерческой тайной предприятия не может быть информация, сокрытие которой способно нанести ущерб обществу.

    Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия. Предприятие имеет право не предоставлять информацию, содержащую коммерческую тайну.

    Законом предусматривается, что порядок, организация защиты коммерческой тайны с учетом действующего законодательства устанавливается руководителем предприятия (фирмы).

    Ниже приведены методы, которые можно классифицировать, как нелегальные методы исследования конкурентов.

    1. Вопросы, осторожно задаваемые специалистам конкурента на специальных конгрессах.

    2. Непосредственное тайное наблюдение.

    3. Притворное предложение работы служащим конкурента без намерения брать их на работу с целью выведать у них информацию.

    4. Притворные переговоры с конкурентом якобы для приобретения лицензии на один из патентов.

    5. Использование профессиональных шпионов для получения информации.

    6. Сманивание с работы служащих конкурента для получения информации.

    7. Посягательство на собственность конкурента.

    8. Подкуп сотрудников закупочного отдела конкурента.

    9. Засылка агентов к служащим или специалистам конкурента.

    10. Подслушивание телефонных и прочих разговоров.

    11. Похищение документов, чертежей, технических образцов.

    12. Шантаж и различные способы давления.

    Конечно, руководители фирм используют вышеприведенные методы в своей работе, но очень часто из этого выходят весьма некрасивые истории, которые ложатся темным пятном на репутацию компании. На данный момент огромное количество информации заключено в официальных источниках. Стоит ли получаемая нелегальным образом информация потери доверия?

    Следующая история привлекла внимание деловой общественности к явлению, которое именуют разгребанием мусора, или мусорной археологией. Многие компании охотно пользуются таким способом сбора информации о конкурентах, хоть порой и не слишком афишируют это. Однако разгребание мусора далеко не всегда считается противозаконным действием. В разных штатах США, например, законы, касающиеся корпоративной разведки, различаются. В некоторых штатах мусорные корзины причисляются к брошенному имуществу, и свободный доступ к их содержимому не возбраняется.

    В апреле 1999 г. председатель совета директоров «Procter & Gamble» Джон Пеппер, выступая перед Обществом профессиональных конкурентных разведчиков (SCIP), во всеуслышание заявил, что едва ли может вспомнить, когда еще в корпоративной истории «компетентность, навыки, знания и умения сотрудников конкурентной разведки» были настолько востребованы бизнесом.

    Два года спустя разгорелся конфликт между «P&G» и «Unilever» – ее главным конкурентом на рынке средств личной гигиены. «Unilever» пришла к заключению, что корпоративная разведка «P&G» вышла за рамки допустимого. Частные сыщики, нанятые «P&G», прочесывали мусорные корзины неподалеку от офиса «Unilever», выискивая неосторожно выброшенные документы, содержащие информацию о последних стратегических планах компании на рынке шампуней.

    Кроме того, по мнению представителей «Unilever», агенты втирались в доверие к сотрудникам компании, представляясь аналитиками-маркетологами, и таким путем выведывали нужную информацию. «P&G» отрицала этот факт, однако признавала, что действия, не вполне согласующиеся с ее собственными этическими принципами, в самом деле имели место. «Досадный инцидент» (по выражению Дж. Пеппера) завершился в сентябре 2001 г. мировым соглашением, детали которого компании не разглашали. Однако, по оценкам экспертов, его сумма могла достигать десятков миллионов долларов.

    6.3. Идти по следам или бежать впереди? (Лидерство в бизнесе)

    Сведения о конкурентах добыть нелегко. Если же вы все-таки сделали это, то не спешите радоваться, поскольку эта информация является всего лишь ворохом бумаг, таблиц и графиков. Вы трудились не ради систематизации знаний о ваших конкурентах – вы хотели сделать выводы о сильных и слабых сторонах ваших конкурентов. Ведь для того чтобы гениально применить формулу успеха («Свои сильные стороны против слабых мест противника»), необходимо четко обозначить эти самые слабые стороны. С этой задачей вы легко справитесь, если проделаете анализ полученной информации. Кроме того, сделанные выводы дадут четкую и ясную картину о том, на какой сегмент рынка может претендовать фирма. В соответствии с этим можно принять решение о стратегии ведения бизнеса.

    Как же делать выводы из полученной информации? Можно попросту все свалить на службу конкурентной разведки, а там специалисты сделают свое дело: и информацию достанут, и анализ проведут, и еще рекомендации дадут. А если фирма небольшая и такой службы не существует? Услуги со стороны могут вызывать недоверие. Тогда руководитель вынужден сам отвечать на интересующие его вопросы.

    Вопросы, связанные со слежением за конкуренцией, можно подразделить на четыре основных вида:

    1) каковы основные цели конкурентов;

    2) каковы текущие стратегии достижения этих целей;

    3) какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии;

    4) каковы их вероятные будущие стратегии.

    Ответы на первые три группы вопросов должны обеспечить исходные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную картину действий конкурентов.

    По сути дела, разговор идет о сборе и анализе информации о потенциале организаций-конкурентов и уровне его использования. Имеются в виду такие составляющие потенциала, как финансово-экономическая, производственная, научно-техническая, кадровая, организационно-лоббистская, маркетинговая.

    С точки зрения результативности деятельности организаций-конкурентов на рынке и завоевания ими там сильных позиций можно выделить следующие основные факторы, требующие изучения:

    1) имидж фирмы;

    2) концепцию продукта, на которой базируется деятельность фирмы;

    3) качество продуктов, уровень их соответствия мировому уровню (обычно определяется путем опросов, сравнительных тестов или расчетов);

    4) уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятельности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры продуктов;

    5) суммарную рыночную долю главных видов бизнеса;

    6) мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, характеризующей возможности по разработке новых продуктов (размер бюджета НИОКР, число сотрудников, оснащенность предметами и средствами труда, эффективность НИОКР);

    7) мощность производственной базы, характеризующей возможности перестраиваться на выпуск новых продуктов и наращивать объемы выпуска освоенных продуктов (число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура издержек, в том числе использование фактора экономии в зависимости от объема и освоенности выпуска);

    8) стабильность финансово-экономического положения;

    9) финансы (как собственные, так и привлекаемые со стороны);

    10) рыночную цену с учетом возможных скидок или наценок;

    11) частоту и глубину проводимых маркетинговых исследований, их бюджет;

    12) предпродажную подготовку, которая свидетельствует о способности организаций привлекать и удерживать потребителей за счет более глубокого удовлетворения их потребностей;

    13) эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения;

    14) уровень симулирования сбыта (работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителей);

    15) уровень рекламной деятельности;

    16) уровень послепродажного обслуживания;

    17) политику организаций во внешней предпринимательской среде, характеризующую способность организаций управлять в позитивном плане своими отношениями с государственными и местными властями, общественными организациями, прессой, населением и т. п.

    В данном вопроснике указаны только важнейшие направления исследования деятельности организаций-конкурентов. Перечень вопросов можно детализировать и дополнить за счет вопросов по изучению конкурентоспособности и эффективности маркетинговой деятельности. Оценка возможности организации позволяет построить многоугольник конкурентоспособности.

    По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (в многоугольнике оценка проводилась только по восьми факторам) используется определенный масштаб измерений (очень часто в виде балльных оценок).


    Рис. 6.1. Многоугольник конкурентоспособности


    Изображая на данном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных организаций, мы можем легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. Очевидно, что построение многоугольника конкурентоспособности возможно также для продуктов-конкурентов и маркетинговой деятельности организаций-конкурентов в целом.

    Недостатком такого подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная организация-конкурент в состоянии улучшить свою деятельность.

    Можно предложить еще один способ оценки деятельности конкурентов – построение конкурентной карты рынка.

    Как правило, это является заключительным этапом маркетинговых исследований.

    Конкурентная карта рынка представляет собой классификацию конкурентов по занимаемой ими позиции на рынке.

    Она может быть построена с использованием двух показателей:

    1) занимаемой рыночной доли;

    2) динамики рыночной доли.

    Распределение рыночной доли позволяет выделить ряд стандартных положений предприятий на рынке:

    1) лидеров рынка;

    2) предприятия с сильной конкурентной позицией;

    3) предприятия со слабой конкурентной позицией;

    4) аутсайдеров рынка.

    При всей важности показателей рыночной доли необходимо иметь в виду, что они представляет собой статистическую оценку на определенный момент времени. В связи с тем что ситуация на рынке достаточно динамична, необходимо знать тенденции изменения данного показателя и связанное с ними изменение конкурентной позиции предприятия. Указанные тенденции можно оценить с помощью величины темпа роста рыночной доли.

    Для определения степени изменения конкурентной позиции целесообразно выделить типичные состояния предприятия по динамике его рыночной доли.

    1. Предприятия с быстро улучшающейся конкурентной позицией.

    2. Предприятия с улучшающейся конкурентной позицией.

    3. Предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией.

    4. Предприятия с быстро ухудшающейся конкурентной позицией.

    Конкурентная карта рынка строится исходя из перекрестной классификации размера и динамики рыночной доли предприятий, отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурентов. Наиболее значимым положением обладают предприятия 1-й группы (лидеры рынка с быстро улучшающейся конкурентной позицией), наиболее слабым – аутсайдеры рынка с быстро ухудшающейся конкурентной позицией (16-я группа).


    Таблица 6.2. Матрица формирования конкурентной карты рынка

    При равенстве рыночных долей для ранжирования предприятий используется показатель стабильности их рыночных долей. Он характеризует степень приверженности клиентов услугам фирмы и показывает, какую часть в общем объеме продаж составляют продажи постоянным потребителям. Применение показателя стабильности рыночной доли как уточняющего коэффициента позволяет однозначно распределить предприятия внутри каждой классификационной группы.

    Оценка конкурентного статуса дает возможность решить ряд взаимосвязанных задач:

    1) определить особенности развития конкурентной ситуации;

    2) выявить степень доминирования предприятий на рынке;

    3) установить ближайших конкурентов;

    4) выделить относительную позицию предприятия среди участников рынка.

    Все это в комплексе позволит более обоснованно подойти к вопросам разработки стратегии с целью достижения конкурентных преимуществ, учитывающих конкурентный статус предприятия и особенности его рыночного окружения.

    Теперь, когда отрасль и участники рынка достаточно прозрачны, настало время выбрать стратегию развития. Из вышеприведенной карты следует, что фирмы можно подразделить на 16 групп. Естественно, что на каком бы этапе развития ни находилась фирма на данный момент, руководители стремятся сделать ее лидером рынка, используя для этого все средства.

    На самом деле отношение к одной из групп может лишь определить цели и задачи. Конечно, у лидера рынка и у аутсайдера они будут несколько отличаться. Но способ достижения целей остается один – это достижение конкурентного преимущества.

    Конкурентные преимущества делятся на два основных вида: дифференциация продуктов-товаров и более низкие издержки на создание и реализацию товаров.

    Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими, чем у конкурентов, затратами.

    Дифференциация – это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.

    Любое новшество, дающее организации реальное приращение ее успеха на рынке, – это конкурентное преимущество.

    Организации добиваются конкурентного преимущества, находя новые способы конкуренции в своей отрасли и выходя с ними на рынок, что можно назвать нововведением.

    Нововведение в широком смысле этого слова включает в себя и улучшение технологии, и совершенствование способов и методов ведения дел. Нововведение может выражаться в изменении продукта-товара или производственного процесса, новых подходах к маркетингу, новых путях распространения товара, новых концепциях сферы конкуренции и т. д.

    К наиболее типичным источникам получения конкурентных преимуществ относятся:

    1) новые технологии;

    2) изменения структуры и стоимости отдельных элементов в технологической цепочке производства и реализации товара;

    3) новые запросы потребителей;

    4) появление нового сегмента рынка;

    5) изменения правил игры на рынке.

    В реальном бизнесе практикуют следующие три стратегии сохранения конкурентного преимущества.

    1.Стратегия дифференциации. Целью стратегии является придание продукту-товару отличительных свойств, которые важны для покупателя и отличают данный товар от предложений конкурентов.

    Дифференциация, как и лидерство по издержкам, защищает организацию от конкурентных сил, но совершенно иным способом. Несмотря на то что наличие отличительных качеств требует, как правило, более высоких издержек, успешная дифференциация позволяет коммерческой организации добиться большей рентабельности за счет того, что рынок готов принять более высокую цену.

    2.Стратегия лидерства по издержкам. В центре внимания всей стратегии – низкие по сравнению с конкурентами издержки.

    3.Стратегия фокусирования (по М. Портеру), т. е. специализация на нуждах одного сегмента или конкретной группы покупателей без стремления охватить весь рынок. Цель ее – удовлетворить потребности выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. Такая стратегия может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по издержкам, но только в рамках целевого сегмента. В результате стратегия фокусирования разбивается на следующие две базовые конкурентные стратегии:

    1) фокусированное лидерство по издержкам;

    2) фокусированную дифференциацию.

    В ситуации практического выбора конкретной стратегии по каждому конкретному продукту любая конкретная организация должна четко решить для себя: какой тип конкурентного преимущества она хочет получить и в какой сфере это реально возможно.

    Одна из самых больших стратегических ошибок организации – это стремление использовать несколько базовых конкурентных стратегий одновременно, так как по существу указанные стратегии являются альтернативными.

    6.4. О чем можно договориться с конкурентом? (Договорные отношения с конкурентами)

    В условиях рыночной экономики у предпринимателей возникает объективная потребность во взаимодействии с другими субъектами хозяйственного оборота: поставщиками, потребителями, партнерами, кредитными организациями, посредниками, страховщиками и т. д. Это взаимодействие осуществляется, как правило, в форме сделок. В сделках могут содержаться угрозы предпринимательской деятельности, в связи с чем они требуют тщательной подготовительной работы.

    Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей. Каждый участник сделки принимает на себя определенные обязательства и получает определенные права. Эти права и обязательства предпринимателя закрепляются в договоре. Договор есть соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В договоре закрепляются предмет договоренности, взаимные права и обязанности лиц, последствия нарушения договора.

    Российское законодательство предусматривает весьма разнообразные типы договоров – в Гражданском кодексе их содержится более 40, хотя и не все из них прямо связаны с предпринимательской деятельностью. Все многообразие предпринимательских договоров можно распределить на несколько групп.

    Все вышеперечисленное является юридической формой соглашений, которые достигаются в результате делового и межличностного общения. Но достигать каких-либо согласий с конкурентом многим кажется абсурдным. Хотя практика показывает обратное.

    В вопросе достижения согласия очень трудно давать какие-либо рекомендации, подкрепленные теоретическими выкладками. Каждая ситуация, складывающаяся на рынке, очень индивидуальна. Здесь можно только изучать опыт других компаний. Известно, что история спиралевидна и, возможно, какая-либо компания уже оказывалась в ситуации, которая волнует сейчас вашу компанию. Ситуация конкурентной борьбы возникает между двумя конкретными фирмами в данное время, вокруг складываются определенные конъюнктурные условия. Совокупность данных факторов поможет принять решение: вести войну или подписать мирный договор.

    Возможно, что конкурентная борьба будет являться для вашей компании единственным возможным способом взаимодействия с конкурентом.

    Часто компании сталкиваются с тем, что конкурент предпринимает довольно агрессивные шаги в каком-то направлении: снижает цену, проводит активную рекламную кампанию или промо-акцию в нетрадиционное время. Хорошо, если компания заранее узнала о подобных планах соперника и подготовилась к ответному ходу. Если же это является полной неожиданностью для фирмы, то необходимо прежде всего разобраться, что подтолкнуло конкурента к подобному ходу и что произойдет, если вы ввяжетесь в конкурентную борьбу.

    Снижение цены может спровоцировать ценовую войну, но в то же время, это хороший метод завоевания дополнительного сектора рынка. Потеря небольшой доли рынка не грозит разорением, а вот ценовой войны вы можете не выдержать. Ведь снижение конечной цены – довольно опасная вещь, к которой нужно прибегать в последний момент.

    Эффективным может стать выпуск нового продукта с меньшей стоимостью, нежели у конкурирующего, и с позиционированием, которое будет помогать уводить потребителей у соперников. Чтобы перевести конкуренцию с вашего основного бренда в плоскость борьбы с дополнительным брендом, специалисты советуют сделать следующее:

    1) создать свою копию конкурирующего бренда;

    2) нацелиться точно на аудиторию продукта конкурента;

    3) проводить активную массированную поддержку новой марки, чтобы переключить внимание конкурента на дополнительный бренд.

    В последнее время стало очень популярным проведение различных промо-акций. «Купите одну газовую плиту и вы получите три другие в подарок, а также коробку спичек с 50%-ной скидкой». Потребители обожают такие акции и с удовольствием участвуют в них. Но то, что является радостью для одних, может оказаться головной болью для других. И, как правило, оказывается. Существуют два противоположных подхода к тому, как вообще следует реагировать на промо-акцию конкурента. Первый: если конкуренты проводят промо-кампанию, нужно переждать время после ее окончания и затем проводить свою акцию. Такая точка зрения мотивируется тем, что потребитель не может одновременно принимать участие в двух акциях. Другой подход: если конкуренты проводят промо-акцию, то нужно обязательно ее блокировать своей кампанией, чтобы не допустить увеличения продаж соперника. На мой взгляд, второй подход более логичен, так как сегодня практически не бывает ситуаций, когда проходит только одна промо-акция. Даже если всего один конкурент в вашей товарной категории проводит свое мероприятие, то параллельно, как правило, проходит еще несколько акций производителей из других товарных категорий. Так что потребитель теперь откликается на промо-кампанию с более привлекательным призом.

    Можно воспользоваться сведениями конкурентной разведки и ухитриться провести свою акцию раньше, чем конкурент. Например, при покупке шампуня в подарок дается второй. Можно практически со стопроцентной уверенностью утверждать, что следом проведенная акция конкурентов провалится.

    Но если придерживаться восточных постулатов, то победа в сражении заключается в том, чтобы его избежать. Видимо из этих соображений и была разработана теория сотрудничества.

    В 1996 г. профессора Барри Нейлбафф и Адам Бранденбургер из Гарвардской школы бизнеса выдвинули теорию сотрудничества конкурентов, которая связала конкуренцию и сотрудничество. Развивая теорию игр, они нашли полезную точку зрения на эти два вида деятельности.

    1.Сотрудничество – это то, как мы создаем материальные ценности: как мы печем пирог.

    2.Конкуренция – это то, как мы получаем материальные ценности: как мы отрезаем свой кусок пирога.

    Развивая теорию игр, Барри Нейлбафф и Адам Бранденбургер говорят, что бизнес – это игра, где для создания материальных ценностей компании нужно вступить в отношения с другими игроками. К обычным категориям потребителей, поставщиков и конкурентов они относят комплементоров – не замеченных ранее участников процесса, дополняющих конкурентов.

    Комплементорами являются компании «Microsoft» и «Intel». Сложные программные пакеты «Microsoft» требуют все более мощных чипов, производимых компанией «Intel». В свою очередь чипы делают программы практичными и экономически выгодными. Иногда комплементорами являются непосредственные конкуренты, если, например, они привлекают больше покупателей к своей продукции. Как мы увидим позже, для всех сетей (включая телекоммуникационные, транспортные системы или Интернет) увеличение интенсивности движения означает огромные прибыли. Отсюда следует, что действия прямых конкурентов, если они ведут к увеличению рынка, фактически приносят пользу всем остальным конкурентам.

    Барри Нейлбафф и Адам Бранденбургер изобрели мнемонический код, PARTS, помогающий применить теорию игр к бизнесу. PARTS – это аббревиатура английских слов player (игроки), additional cost (добавленная стоимость), rules (правила), tactics and limits (тактика и границы).

    Игроки. Определите состав игроков и разделите их на потребителей, поставщиков, конкурентов и комплементоров. Конкурент становится комплементором, если потребители начинают ценить вашу продукцию больше, после того как получает продукцию другого игрока. Если, получив продукцию другого игрока, они начинают ценить вашу продукцию меньше, тогда другой игрок является конкурентом. Тот же принцип применим и к вашим поставщикам, если они для вас очень важны. Если поставщику больше нравится снабжать вас на виду у другого игрока, то он ваш комплементор. Но если вы оба вынуждены бороться за редкие поставки, то вы являетесь конкурентами.

    Добавленная стоимость. Барри Нейлбафф и Адам Бранденбургер изобрели остроумный способ определения стоимости, которую вы включаете в игру. Высчитайте общую стоимость, созданную всеми игроками. Разница в том, что вы включите сами; часто эта доля оказывается довольно незначительной.

    От вашей стратегии, в частности от того, будете ли вы привлекать людей к сотрудничеству или отталкивать их, может зависеть, сколько всего стоимости содержится в системе. Барри Дж. Нейлбафф и Адам М. Бранденбургер не говорят, что сотрудничать всегда лучше. Они указывают на разительный контраст между конкурентной стратегией видеоигр «Nintendo» и конкурентной стратегией IBM на рынке персональных компьютеров.

    Стратегия «Nintendo» заключается в обеспечении захвата львиной доли стоимости в сети видеоигр. Компания ограничила число игр, выпускаемых ее разработчиками, до пяти единиц в год, чтобы качество превалировало над количеством. Она тщательно контролировала поставки главным розничным торговцам, чтобы спрос никогда не удовлетворялся полностью и продавцам игры нужны были больше, чем «Nintendo» – торговое пространство. Она частично урезала размеры своего рынка и выпекла пирог несколько меньшего размера, чем могла, но позаботилась о том, чтобы ее пирог оказался высокоприбыльным и большая его часть принадлежала ей. Через пять лет после прихода на рынок США рыночная стоимость «Nintendo» оказалась выше стоимости «Nissan» и «Sony» вместе взятых.

    Что касается IBM, то она пригласила «Intel» и «Microsoft» к участию в разработке своего ПК. Открытая архитектура и сотрудничество привели к ускорению разработки и расширению рынка. Но когда другие компании занялись копированием компьютера IBM, то «Intel» и «Microsoft» потребовали свою долю. IBM должна была заставить «Intel» и «Microsoft» платить за участие в игре или настоять на совместном участии в акционерном капитале. IBM решила привлечь к участию других и получила меньше всех.

    Правила. Правила – это важная часть игры, часто их можно слегка изменить в вашу пользу. Но у творческого игрока, который вносит в игровой фонд значительную лепту, всегда есть возможность переписать правила. Вспомним дело рекламного агентства «Cordiant», Мориса Саатчи и компании «British Airways» (ВА). ВА была крупным клиентом «Cordiant». М. Саатчи являлся основателем агентства, но его выжили. Он забрал с собой ключевых работников, ведающих счетами ВА. Компания «Cordiant» была уверена, что сможет удержать бизнес ВА, потому что в контрактах ушедших работников имелся пункт о запрете конкуренции: они не могли конкурировать с бывшим нанимателем в борьбе за клиентов. Как же поступил М. Саатчи? Он отправился в ВА, вооружившись фотографиями работников. «Какая жалость, – сказал он, – что эти парни не могут работать на вас из-за пресловутого пункта о запрете конкуренции».

    В результате ВА обратилась в «Cordiant» с просьбой снять запрет. «Cordiant» согласилась, рассудив, что она все равно теряет клиента, и стремясь предотвратить возможные конфликты в будущем. С пунктами о запрете на конкуренцию было покончено одним рывком. Как тут не вспомнить о том, что на протяжении нескольких предыдущих десятилетий они исправно работали во многих сферах профессиональных услуг.

    Тактика. Бизнес, заявляют Нейлбафф и Бранденбургер, часто ведется в тумане, где реальность разглядеть просто невозможно и все идет по наитию. Теория игр способна подсказать вам, можно ли развеять этот туман и каким образом это сделать. Если ваша новая продукция в самом деле лучше, вам следует как можно громче объявить об этом. Когда фирма «Gillette» запустила в производство лезвия «Sensor», она была настолько убеждена в их превосходстве, что потратила 100 млн долларов на рекламу, чтобы рассеять туман. Видя такую уверенность, потребители почувствовали, что попробовать явно стоит, и общий объем продаж «Gillette» вырос на 70 %.

    Но подчас туман полезен для компаний и позволяет им получить больший кусок пирога. Хорошим примером являются невероятно сложные тарифные сетки авиакомпаний. Ошибочная попытка рассеять туман была предпринята в 1992 г. компанией «American Airways», которая ввела программу корректировки цен в соответствии с затратами и упростила тарифную сетку до четырех категорий. Остальные авиакомпании ответили ударом на удар, и система цен рухнула. Авиалинии США потеряли в тот год больше 5 млрд долларов.

    Границы. Заглянем за границы игрового поля. Ни один бизнес не является островом в океане. Люди, играющие в одну игру, одновременно играют и в другие. Старайтесь предугадывать и предотвращать или по крайней мере задержать подобные вторжения. В 1980 г. парфюмерный концерн «Minnetonka» запустил в производство элитарное жидкое мыло «Softsoap». Мыло было превосходное, но непатентоспособное. Как можно было помешать другим крупным игрокам парфюмерной индустрии разорвать бан»? Один способ – это закупить всю продукцию двух единственных производителей дозаторов на год вперед. Прежде чем остальные гранды успели вступить в игру, мыло «Softsoap» получило признание в своей категории. В конечном итоге право на торговую марку было продано компании «Colgate-Palmolive» за 61 млн долларов.

    Сумма PARTS определяется путем анализа отношений между всеми игроками в системе. Кто кому нужен больше? Кто получит больше выгоды от укрепления взаимоотношений? Кого можно считать фактическим или потенциальным комплементором? Где сотрудничество может привести к выпечке большего пирога? Даже там, где конкуренция принесет корпорации больше выгоды, чем сотрудничество, тактика соперничества может в конечном итоге больше отнять, чем дать.

    Подводя итоги, можно сказать, что сотрудничество с конкурентами может дать следующие выгоды:

    1) обмен опытом (на семинарах, отраслевых конференциях);

    2) деньги (если вы решили поделиться собственным опытом с конкурентами, которые активно этого хотят);

    3) доверительные отношения с конкурентами (упрощает их исследование и приводит к относительной прозрачности рынка).

    Особенно хотелось бы остановиться на платных обучающих курсах и семинарах, которые компания может проводить для своих конкурентов. Это очень прогрессивная стратегия ведения бизнеса, хотя появилась и начала развиваться она недавно. К сожалению, ее могут позволить себе лишь те компании, которые имеют в своей структуре отдел тренингов. Деньги в этом занятии, лишь приятный побочный эффект. Проводя такие занятия, вы позиционируете свою компанию как успешную, у менеджеров компании повышается самооценка. Прогрессивность этой стратегии заключается в том, что вы отдаете конкурентам те знания и информацию, которую уже переработали и использовали. Сами же получаете возможность трудиться над новыми разработками. Это ведет к уменьшению срока возврата инвестиций. А ваша компания достигает доминирования в отрасли.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх