|
||||
|
Глава 9. Ваши отношения с государственными органами 9.1. Нужна ли вам регистрация? (регистрация организации) Теперь, когда основополагающие вопросы с клиентами, поставщиками и конкурентами решены, можно познакомиться с правовым отражением организационных моментов, с которыми вам предстоит столкнуться при воплощении вашей мечты в жизнь. Основным законодательными актами, определяющими правовое положение участников гражданского оборота, являются Гражданский кодекс РФ (далее ГК РФ), действующий с 1 марта 1996 г., а также принимаемые в соответствии с ним иные федеральные законы. Участниками гражданского оборота могут выступать граждане (физические лица), юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской федерации и муниципальные образования. Создавая организацию, вы создаете юридическое лицо, целью деятельности которого является конечно же получение прибыли. В соответствии с ч. 1. п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном управлении или оперативном ведении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо обязательно должно иметь собственный баланс или собственную смету, а также печать. Каждое юридическое лицо обладает специальной правоспособностью, которая предполагает наличие у него лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Момент создания юридического лица приурочен к его государственной регистрации. У вас может возникнуть вопрос: «Может, моей организации регистрация не нужна, т. е. можно работать без нее?». Ответ на вопрос находим в ч. 1 ст. 51 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо подлежит обязательной государственной регистрации в органах юстиции. В соответствии с ч. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации. Следовательно, с момента регистрации юридическое лицо становится полностью правоспособным, организации не обойтись без государственной регистрации. С 1 июля 2002 г. введен в действие Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон № 129-ФЗ). Закон № 129-ФЗ содержит правила, специально регулирующие порядок регистрации юридических лиц при их создании, порядок регистрации изменений в учредительных документах юридического лица, порядок внесения изменений в сведения государственного реестра, порядок регистрации ликвидации юридического лица. В соответствии со ст. 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц – это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – государственный реестр) сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с указанным Законом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 г. N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» установлено, что органом исполнительной власти, ведущим с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, является Министерство по налогам и сборам России. Таким образом, с 1 июля 2002 г. регистрацию юридических лиц осуществляют налоговые органы. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.33 Налогового Кодекса РФ за государственную регистрацию юридического лица взимается государственная пошлина в размере 2 000 руб. В соответствии со ст.8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется по местонахождению постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации, а в случае отсутствия такого исполнительного органа – по местонахождению иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно либо направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Если документы направляются по почте, то на конверте рекомендуется сделать пометку «Регистрация». Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее – заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного документа, удостоверяющего личность, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица: 1) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; 2) учредитель (учредители) юридического лица при его создании; 3) руководитель юридического лица, выступающий учредителем регистрируемого юридического лица; 4) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; 5) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, либо актом специально уполномоченного на то государственного органа, либо актом органа местного самоуправления. В соответствии со ст. 12 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: 1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, а также иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях вопросы создания юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; 2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ; 3) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 4) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения, иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя; 5) документ об уплате государственной пошлины. Документы принимаются регистрирующим органом под расписку, которая выдается (направляется) заявителю в день получения документов. С этой даты и начинается отсчет срока регистрации. В соответствии со ст. 11 Закона № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы. Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и ведется МНС России и его территориальными органами. Содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме. В соответствии с пп. 4 и 5 Постановления № 439 от 19 июня 2002 г. «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, являются Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г. Таким образом, после того, как вы получили документы, подтверждающие факт внесения записи о вашей организации в Единый государственный реестр юридических лиц, ваше предприятие считается созданным. Чтобы вам начать плодотворно работать, необходимо получить печать и открыть счет в банке. 9.2. Заплати налоги и живи спокойно. Еще один налоговый период (взаимоотношения с налоговыми органами) Созданной вами организации особенно тесно придется взаимодействовать с налоговыми органами. В таких взаимоотношениях следует руководствоваться Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ), вступившим в действие с 1 января 1999 г. В соответствии со ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также его территориальные органы. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, по месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. За нарушение срока постановки на учет в налоговом органе статьей 15.3. Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации в течение пяти дней со дня представления ими всех необходимых документов и в тот же срок выдать им установленной формы уведомления о постановке на учет в налоговом органе. Налоговый орган, осуществивший постановку на учет организации, обязан выдать ей установленной формы свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. В целях выполнения возложенных на них законом функций, налоговые органы вправе: 1) требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; 2) проводить налоговые проверки; 3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика; 4) на основании письменного уведомления в налоговые органы вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов, либо в связи с налоговой проверкой; 5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков; 6) осматривать (обследовать) любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества; 7) на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды) расчетным путем; 8) требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, контролировать выполнение указанных требований; 9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени; 10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам; 11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов и пени; 12) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; 13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля; 14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности; 15) создавать налоговые посты; 16) предъявлять иски в суды общей юрисдикции или арбитражные суды. Помимо прав, налоговые органы наделены и обязанностями. Налоговые органы обязаны: 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах; 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; 4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности, разъяснять порядок их заполнения; 5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней; 6) соблюдать налоговую тайну; 7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан законно уплатить установленные налоги и сборы, в том числе и организации. Обязанность организации уплачивать налоги и сборы закреплена также и Налоговым кодексом РФ. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именн о: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Следует иметь в виду, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. В этих случаях налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении должны быть указаны: размер налога, подлежащего уплате; расчет налоговой базы; срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных, документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению, либо связанных с налогообложением. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога, либо в ином порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком в установленные сроки. Как правило, организации производят уплату налогов в безналичной форме. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ. вам следует внимательно относится к налогам и сборам, так как порой пени за их неправильное исчисление и несвоевременную уплату в десятки раз превышает сам налог и сбор. Во взаимоотношениях между организацией и налоговыми органами возникает очень много конфликтных и спорных ситуаций, в том числе и по размерам пени. В таких случаях следует обращаться в судебные органы и иметь в виду, что ст. 35 НК РФ предусмотрена ответственность налоговых органов и их должностных лиц за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. 9.3. Для чего нужны лицензии (лицензирование) Любое предприятие создается для осуществления какой-либо деятельности и ваше не является исключением. Поэтому вам следует познакомиться с законодательством РФ о лицензировании и выяснить, следует ли вам получать лицензию. Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон № 128-ФЗ). Следует иметь в виду, что при решении вопросов, связанных с лицензированием, вам придется вступать во взаимоотношения с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензируется такой вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий. Статья 17 Закона № 128-ФЗ содержит перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Вот лишь некоторые из них, которыми, возможно, предполагаете заниматься вы: производство пиротехнических изделий; деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с национальным стандартом; деятельность по предупреждению и тушению пожаров; производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); геодезическая деятельность; картографическая деятельность; фармацевтическая деятельность; производство лекарственных средств; производство медицинской техники; изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан; перевозки морским транспортом грузов и пассажиров; перевозки внутренним водным транспортом грузов и пассажиров; перевозки воздушным транспортом грузов и пассажиров; перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек; перевозки грузов, пассажиров и багажа железнодорожным транспортом; деятельность по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса; деятельность казино; оценочная деятельность; частная охранная и сыскная деятельность; заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов; деятельность, связанная с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ; деятельность по разведению племенных животных; воспроизведение аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей; аудиторская деятельность; деятельность инвестиционных фондов; деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами; деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; деятельность по производству элитных семян (семян элиты); деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений; осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, в том числе рыб, а также других водных животных и растений; медицинская деятельность; деятельность по продаже электрической энергии гражданам; туроператорская и турагентская деятельность; проектирование и строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. Ha каждый вид вышеуказанной деятельности предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которой предоставлена лицензия, может выполняться только организацией, получившей лицензию. Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет, но по истечении он может быть продлен по заявлению лицензиата. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Для получения лицензии вам необходимо направить или представить в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются: 1) полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида той деятельности, которую намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, – для юридического лица; 2) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке на учет в налоговом органе; 3) лицензируемый вид деятельности, который вы намерены осуществлять. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются: 1) копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) – для юридического лица; 2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; 3) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности, которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии и возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются по описи в день поступления в лицензирующий орган, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии. Лицензирующий орган после проведения проверки полноты и достоверности указанных вами в заявлении сведений, а также проверки возможности выполнения вашей организацией лицензионных требований и условий принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Лицензирующий орган обязан в указанный срок в письменной форме уведомить Вас о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии должно содержать причины отказа. Основанием отказа в предоставлении лицензии является: 1) наличие в документах, представленных соискателем, лицензии, недостоверной или искаженной информации; 2) несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов, лицензионным требованиям и условиям. Вы, как соискатель лицензии, имеете право обжаловать в установленном законодательством РФ порядке отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие. Следует учесть, что Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ предусмотрена административная ответственность в виде штрафов за осуществление деятельности без лицензии (в случаях, если такое разрешение необходимо), за нарушение и грубое нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных лицензией. 9.4. Храните деньги в банке (сотрудничество с банками) Еще одной организацией, с которой вам придется тесно сотрудничать в процессе деятельности вашей организации, является банк. Основными законодательными актами, регулирующими деятельность банков являются: Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ; Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-I. Банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Основным законодательным актом, регламентирующим ваши отношения с вышеназванной организацией, является Гражданский Кодекс РФ (далее – ГК РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 861 ГК РФ основной формой расчетов между юридическими лицами является безналичная форма расчетов. В настоящее время на территории РФ действует Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации», которое регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте РФ и на территории РФ в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также устанавливает правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России счетам межфилиальных расчетов. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации и Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета). В соответствии с ч. 1 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять денежные средства, поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. Права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов (предусмотренных законом), установленных банковскими правилами и договором банковского счета. Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами, с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом. Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное. Банк обязан зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета. Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета. Клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете, в случаях, предусмотренных договором банковского счета. Если иное не предусмотрено договором банковского счета, за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, банк уплачивает проценты, сумма которых зачисляется на счет. Сумма процентов зачисляется на счет в сроки, предусмотренные договором, а в случае, когда такие сроки договором не предусмотрены, по истечении каждого квартала. Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, кроме того, в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. В соответствии со ст. 856 ГК РФ банк несет перед клиентом ответственность за ненадлежащее совершение операций по счету в следующих случаях: 1) при несвоевременном зачислении на счет поступивших клиенту денежных средств, либо их необоснованного списания банком со счета; 2) при невыполнении указаний клиента о перечислении денежных средств со счета, либо об их выдаче со счета. Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. Договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время. Следует отметить, что если ваши финансовые дела будут обстоять настолько плохо, что на счету вашей организации в течение двух лет не будет денежных средств и операций по этому счету, то банк вправе отказаться от исполнения договора банковского счета, предупредив в письменной форме об этом клиента. Договор банковского счета считается расторгнутым по истечении двух месяцев со дня направления банком такого предупреждения, если на счет клиента в течение этого срока не поступили денежные средства. Банк может потребовать расторжения договора банковского счета в судебном порядке в следующих случаях: 1) когда сумма денежных средств, хранящихся на счету вашей организации, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом; 2) при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором. Расторжение договора банковского счета является основанием закрытия счета клиента. Возможно, у Вас уже есть достаточный капитал для осуществления намеченных целей. Если нет, то вы можете взять в банке кредит, заключив с банком кредитный договор. В настоящее время широкое распространение получила система кредитования. Банки дают кредиты практически на все. Понятие кредитного договора содержится в ст. 819 ГК РФ. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Кредитный договор обязательно заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора. Такой договор считается ничтожным. Однако при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная вам сумма не будет возвращена в срок, банк имеет право отказать вам в предоставлении от предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично. Вы также можете отказаться от получения кредита полностью или частично, уведомив об этом банк до истечения установленного договором срока его предоставления. В случае нарушения с вашей стороны предусмотренной кредитным договором обязанности целевого использования кредита банк вправе также отказаться от дальнейшего кредитования по договору. Время ненадежных банков прошло. В настоящее время банки предлагают клиентам разнообразный спектр услуг, так как они заинтересованы в клиентах, а вы заинтересованы в том, чтобы ваши денежные средства находились под надежной защитой. Следовательно, с банками лучше развивать тесное сотрудничество. 9.5. Таможня дает добро (взаимоотношения с таможенными органами) Вы решили выйти на мировой рынок? Тогда вам придется вступать во взаимоотношения с таможенными органами и познакомиться с таможенным законодательством. Таможенное законодательство РФ регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей. Таможенное законодательство РФ составляют: Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (далее – ТК РФ); принятые в соответствии с ним федеральные законы; указы Президента РФ; Постановления и распоряжения Правительства РФ. В соответствии с ч. 1. ст. 402 ТК РФ таможенными органами являются: 1) федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты. Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральной службой, по согласованию с федеральным министерством. В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела для обеспечения деятельности таможенных органов. Таможенные органы выполняют определенные функции, для реализации которых о ни обладают следующими правомочиями: 1) принимать меры, предусмотренные ТК РФ, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ; 2) требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии ТК РФ; 3) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность; 4) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела; 5) осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания, по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности; 6) осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; 7) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях; 8) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям, для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством РФ; 9) задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел РФ лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством РФ; 10) производить документирование, видео – и аудиозапись, кино – и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых операций; 11) получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций; 12) выносить руководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства РФ и контролировать выполнение указанных требований; 13) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления: а) о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов; б) об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов. 14) устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля. Таможенные органы осуществляют свои функции как самостоятельно, так и во взаимодействии с иными государственными органами. Во взаимоотношениях с таможенными органами вам следует иметь в виду, что вы вправе обжаловать противоправные действия или бездействие должностных лиц таможенных органов. За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|