|
||||
|
ГЛАВА 10. Реалии современного семейного бизнеса 10.1. Проверяющие органы Сегодня успешному развивающемуся предприятию недостаточно только производить конкурентоспособную продукцию и развивать внутреннюю корпоративную культуру. Любая производственная или торгующая фирма давно перестала быть замкнутой системой, а открытые условия существования диктуют свои собственные законы. От грамотно выстроенной работы с окружающей средой зависит, насколько успешным сможет быть не только развитие, но и само существование предприятия. И если о работе с конкурентами, клиентами и поставщиками говорилось в предыдущих главах, то сейчас самое время остановиться на построении прочных взаимоотношений с одними из самых значительных и влиятельных источников внешнего воздействия – государственно-административной системой и массовыми средствами информации. Первые отвечают за безопасность вашего бизнеса, а вторые формирует его общественное лицо. Именно от того, каким предстанет ваш бизнес в глазах деловой общественности, насколько сможет грамотно выстроить свои отношения с чиновниками и проверяющими органами, настолько легко или трудно вам будет привлечь дополнительные инвестиции, выигрывать или проигрывать тендеры на государственные заказы, привлекать или нет дополнительные необходимые вам ресурсы с рынком материалов, капитала, рабочей силы, сможете ли вы найти силы и защиту, если понадобится защитить ваше дело. В нашей стране административно-государственный аппарат остается одной из основных угроз бизнеса. Бесконечные проверки, многочисленные административные штрафы, коррумпированность чиновников, которая проявляется во всей красе, как только вам нужно продлить ваше право на торговлю, аренду, лицензию, могут свести на нет деятельность практически любого предприятия. При этом практически невозможно выполнять сегодня все предписанные различными инструкциями и постановлениями правила, нарушения все равно, как правило, находятся, и штрафа зачастую не избежать. Поэтому сегодня многие растущие фирмы обеспечивают себе безопасность самыми разными способами – кто-то заводит штатную должность юриста, кто-то создает службу безопасности и ставит во главе ее выходца из рядов МВД, обязательно с умением договариваться со «своими», наличием связей в нужных кругах. Но что делать начинающему предпринимателю, у которого попросту нет доходов на обзаведение такой роскошью, как личный внутрифирменный юрист? А проверять предпринимателя может несколько десятков разного рода инстанций (от налоговой инспекции, до соответствующих органов милиции, не говоря уже о пожарниках или санэпиднадзоре). Когда я пришла в наше первое семейное предприятие, а это было еще до 2001 года, проверкам не было конца. Каждая неделя, проведенная без очередного визита одного из отделов милиции, считалась маленькой удачей. А раз уж проверка пришла, то, как объясняли сами проверяющие, ничего не найти мы не можем, нас просто свои не поймут. Поэтому уж не обессудьте, давайте, чтобы мы у вас тут не копались, скажите сразу, что не так, мы напишем протокол, заплатите минимальный штраф, и вам спокойно, и нас не трогают. Первое время мы исправно платили, и тогда проверки стали приходить все чаще (два раза в неделю, а один раз – три разных отдела три дня подряд). Вот тогда терпению настал конец. Сначала мы пробовали «надавить на совесть», нас только вчера проверяли. На что нам резонно отвечали, что количество проверок не регламентировано, могут хоть по два раза на день приходить, на что имеют полное право. Вот тогда нам и пришлось самим начать изучение наших законов, потому что только юридические знания позволяли нам законно отстоять свои права и не дать задавить себя штрафами. Со временем методом проб и ошибок у нас выработалась своя тактика проведения переговоров с проверяющими, нас стали уважать и посещать гораздо реже, а проверки проводить не так тотально. Поэтому я на своем собственном опыте поняла, что в современном деловом мире необходимо быть хорошим специалистом в области юриспруденции, иметь у себя под рукой несколько основных кодексов, уметь грамотно проводить деловые переговоры с проверяющими органами. Истерия, страх и ссоры с проверяющими органами приводили к более негативным последствиям, чем тактичное указание на свои права, улыбка на лице и уважительное обращения по имени отчеству. Сегодня, к счастью, количество проверок ограничено принятым Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», согласно которому плановая проверка не может проводиться чаще 1 раза в 2 года. При этом, что самое отрадное, плановые проверки не проводятся во вновь открывшихся фирмах первые три года их существования. Но данный закон имеет ограничения и не распространяется на проведение налоговых проверок или лицензионного контроля. Для проведения внеплановой проверки предприятия должны быть основательные причины, например жалоба какого-либо человека или организации о нарушении их потребительских прав. При этом обращение не может быть анонимным. Проверка проводится также при обоснованных подозрениях об угрозе со стороны предприятия жизни и здоровью людей или экологии района. Чем грозит проверка? Как правило, это финансовые потери, причем как в виде штрафа, который можно попытаться оспорить в суде, так и потерянных рабочих часов в результате вынужденного простоя, возможная конфискация документов и имущества (например, проб продаваемого вами товара), психологическое напряжение и испорченное настроение. Помню, после ряда проведенных проверок у продавцов порой сдавали нервы, они еще целый день приходили в себя, поэтому о доброжелательной работе с покупателями приходилось только говорить. При проверке важно знать, какие документы должны иметь при себе проверяющие для начала проверки, какие документы, помещения, товары они могут проверит у вас, какие документы должны составить по факту проверки, какие у вас есть права, если действия проверяющих вам покажутся незаконными, а постановления – необоснованными. Первое, что вы должны знать: если вы работаете в сфере обслуживания населения, то у вас должен быть оформлен уголок потребителя, или уголок покупателя, на котором в обязательном порядке вывешиваются следующие данные: Свидетельство о государственной регистрации предприятия или индивидуального предпринимателя; – актуальное издание Федерального закона «О защите прав потребителей»; – копии лицензий, если ваша деятельность входит в перечень обязательно лицензируемых; – адреса и телефоны проверяющих органов и обществ по защите прав потребителей. Наличие такого уголка, во-первых, избавит вас от штрафа со стороны Роспотребнадзора, а во-вторых, снимет вопросы покупателей о правомерности осуществляемой вами деятельности. Если у вас торговая точка, то список обязательных документов, которые должны находиться в месте обслуживания покупателей, заметно расширяется: – ИНН индивидуального предпринимателя или юридического лица; – договор об аренде, если помещение не в собственности; – кассовый аппарат (ККМ) или (если это не противоречит перечню товаров, продаваемых без выдачи кассового чека) бланки строгой отчетности, называемые товарным чеком; – если есть ККМ, то контрольно-кассовый журнал с вложенной в него карточкой регистрации вашей машины; – медицинская книжка работника, если он работает с пищевыми продуктами, его трудовой договор и паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; – сертификаты и гигиенические заключения на продаваемую продукцию. При этом вместо сертификата может быть заверенная копия или указание на место его хранения в накладной на товар; – накладная; – санитарный паспорт; – журнал учета проведения плановых проверок. Это необходимо в интересах самого предпринимателя. Дело в том, что количество плановых проверок каждой торговой точки теперь ограничено, поэтому в том случае, если к вам снова придут проверяющие, у вас будет полное право объяснить им, что проверка проводилась, и показать журнал. В том случае, если у проверяющих на руках будет предписание на проведение именно плановой проверки, они не смогут нарушать закон, и будут вынуждены удалиться. Основными проверяющими органами на сегодняшний день являются: налоговая инспекция, милиция, Роспотребнадзор, торговая инспекция, санэпиднадзор, противопожарная служба, трудовая инспекция, общество по защите прав потребителей и некоторые другие. На моем опыте и опыте моих знакомых могу сказать, что самыми частыми гостями у малого предпринимательства бывает милиция. При этом чуть ли не все ее подразделения. Однажды в течение недели к нам пожаловали ОБЭП, паспортно-визовая служба и розыскной отдел. И все, на удивление, искали просроченную продукцию, проверяли правильность заполнения сертификатов, наличие документов на алкогольную продукцию. Как правило, милиция любила брать «на страх». Все равно найдем нарушение, давайте сократим неприятную процедуру до минимума. При проведении проверки милицией важно соблюдать корректное поведение, ни в коем случае не хамить и не грубить. Ругательство и оскорбление может стоить вашему предприятию несколько тысяч рублей, это особенно оскорбительно для наших правоохранительных органов, и они начинают «закручивать» гайки». При этом в ход могут пойти совершенно уж мошеннические действия, такие как отклеенная акцизная марка, пропавшая накладная с ценами, исчезнувший сертификат. Не знаю, изменились ли действия предприимчивых проверяющих за последние четыре года, но в 2004 году такие способы были в ходу. На грубость часто в ответ получаешь не меньшую грубость, как следствие – накаленную атмосферу и стрессовую ситуацию. Поэтому первое правило – встретить проверяющих приветливо. Конечно, можно не бросаться в крайности и чай с кофе не предлагать, но, как минимум, пригласить в кабинет. Как правило, это если и не помогает договориться, то уж точно разряжает обстановку. Второе, что вы выигрываете: проверяющие, «растаяв», начинают опускать некоторые обязательные процедуры, делающие саму проверку и ее результаты недействительными. Так, например, при заборе образцов и составлении акта могут не пригласить понятых, могут не предупредить вас об ответственности, могут не дать вам копию протокола или не выписать его вообще. Ваша задача – заметить все эти упущения, и тогда, если дело дойдет до штрафа, вы сможете опротестовать решение и выиграть дело в суде. Если штраф будет существенным, дело того стоит, а за вами дополнительно закрепиться имидж юридически подкованного предприятия, что не преминут заметить и сами проверяющие. У нас после некоторых таких юридических нюансов количество проверок снизилось в разы, более того, сама милиция стала предлагать свою помощь в разрешении дел о недостаче. Первое, что стоит проверить – это наличие предписания. Оно должно быть выдано на проверку по конкретному адресу и с указанием конкретных причин этой проверки. Например, такая стандартная ситуация. У вас в пределах одного квартала две торговые точки, например «Тульская, 21» и «Тульская, 40». Предписание выдано на ТОЧКУ «Тульская, 21». А проверяющие заодно решили проверить и вторую точку. Тогда проверка второй точки осуществляется незаконно, и протокол юридической силы иметь не будет, даже если будут обнаружены правонарушения. Проверять милиция может почти все – сертификаты, патенты, свидетельства о государственной регистрации, лицензии, кассовый журнал, снимать кассовый остаток, могут заинтересоваться накладными. При этом они могут изъять ряд документов, касающихся материальных ценностей, денег или кассы, но сделать это по определенной процедуре, и только если именно эти документы являются объектом выявленного нарушения. Например, не совпадают транспортно-товарные накладные на спиртные напитки с количеством находящейся продукции на складе, что говорит о продаже неучтенной алкогольной продукции. Единственное, что не могут проверить милиционеры – это медицинские книжки ваших сотрудников, так как эту прерогативу оставил за собой Роспотребнадзор, который их и выдает. При составлении протокола со своей стороны проявите максимум внимания, обязательно возьмите копию протокола или проставьте во всех свободных графах прочерки, иначе можете затем столкнуться с тем, что там вписано много вам незнакомого. Протокол лучше всего подписать, при этом, если вы не согласны, то так и пишите, что не согласны, обязательно поставьте число и подпись. Затем с копией протокола обязательно сходите к юристу – он подскажет, на что можно обратить внимание для признания протокола недействительным. Налоговая инспекция имеет право на проверку только по предъявлении постановления о проведении выездной проверки. По своему опыту могу сказать, что именно проверки налоговой инспекцией были самыми безобидными. Их действительно интересовал вопрос, не нарушаем ли мы контрольно-кассовый режим, правильно ли указаны цены на товар, не торгуем ли спиртным без соответствующих разрешений. Ни медицинских книг, ни сертификатов на продукцию, ни контрольного взвешивания они не проводили, и если не находили правонарушений, то делали запись к журнале проверок и уходили. Как видно, плана по обязательному привлечению предпринимателей за правонарушения у них не было. Если налоговая инспекция хочет сделать проверку бухгалтерской отчетности вашего предприятия, обычно ей для этого совершенно не обязательно выезжать к вам на предприятие. Она может запросить нужные документы к себе. При этом вам доставят уведомление о необходимости предоставить документы, и в пятидневный срок вы обязаны предъявить копии документов. Можете не отвозить их, а отправить по почте с описью вложения. День предоставления при этом определяется по почтовому штемпелю. Пожалуй, налоговую можно отнести к достаточно лояльно настроенной проверяющей инстанции, ей главное – чтобы вы налоги уплачивали в полном объеме и в срок. При этом штрафы для индивидуальных предпринимателей за неправильно составленные отчеты достаточно невелики – в среднем от 100 до 300 рублей, за не-пробитый чек и торговлю без соответствующих документов уже больше, на физическое лицо – от 1500 до 2000 рублей, на должностное лицо – от 3000 до 4000 рублей. Правда, это при лояльном подходе к организации. Если штраф будет наложен в отношении самой организации, то суммы значительно возрастут – до 30 000-40 000 рублей, что уже ставит под угрозу сам факт существования небольшой торговой точки или магазина. Налоговой инспекции, как правило, закрытие магазина ни к чему – снизятся поступления в бюджет, поэтому, как правило, при правильно построенных взаимоотношениях штрафы накладываются на продавца. Теперь несколько слов о Роспотребнадзоре. В отличие от всех остальных проверяющих они имеют право приходить и проверять ваши помещения без всякого предписания. При этом могут забрать образцы продукции для проведения анализа, брать соскобы, проверять, выполняются ли иные предписания, есть ли запас дезинфицирующих средств, правильно ли составлены хлорирующие растворы, есть ли в полном наличии необходимые для санитарной обработки инструменты. Кроме этого, эти органы проверяют наличие и правильность оформления гигиенических сертификатов, доброкачественность продуктов, наличие и правильность заполнения медицинских книжек, соблюдение температурных режимом хранения продуктов. Роспотребнадзор, как правило, беспокоят вопросы соблюдения санитарного законодательства, они всегда готовы консультировать, проводить дополнительные занятия. Если вы хотя бы минимально выполняете санитарные нормы и правила, штрафы с этой стороны вам не грозят. Главное – ежедневная уборка и содержание рабочего инвентаря и рабочей одежды в чистоте. Достаточно большие штрафы, до 10 000 рублей, грозят организации за нарушение требований пожарной безопасности, например за отсутствие или нерабочее состояние пожарной сигнализации, отсутствие должного количества огнетушителей, нарушения в проведении плановых замеров электропроводки. Если остальные проверки должны проходить в дневное время суток и при обязательном присутствии руководителя организации, то пожарник может проверить ваше предприятие и в ночную смену, в выходной, если есть подозрение в нарушении правил пожарной безопасности. И если факт нарушения подтвердиться, в отдельных случаях возможно полное прекращение эксплуатации производственного или торгового помещения. Пожарники, как правило, сначала выдают предписания (с указанием необходимых ваших действий), выполнить их вы должны в десятидневный срок. Затем в любой момент может пройти контрольная проверка, и если предписание не выполнено, то вам грозит штраф. Кроме перечисленных организаций, самыми частыми гостями у нас были представители общества по защите прав потребителей. Они любили проверять все: от сертификатов, в которых, как правило, мало что понимали, так как были студентами-волонтерами, до пробития чека и правил хранения продуктов питания. Особенных прав на проверку у этих обществ не больше, чем у обычных покупателей, штрафы и протоколы они выписывать не могут, поэтому после двух вежливых переговоров с ними о неэтичном и порой противозаконном поведении представителей организации визиты их прекратились. Как правило, они должны приходить с обязательным направлением на проверку и служебным удостоверением. Проверяют они только соблюдение прав потребителей, в этом у них ничуть не больше прав, чем у обычного покупателя – могут попросить вас перевзвесить товар, показать накладную или сертификат на продукт, но заходить за прилавок и обследовать содержимое ваших складов права не имеют. И наконец, раз в два года вас может посетить торговая инспекция или Роспотребнадзор. Проверяют они, как правило, одно и то же – работу с ККМ, наличие сертификатов, соблюдение ценовой политики, могут взять товары на проведение исследований их качества. Судя по моему опыту, они действительно действуют грамотно, не преступая закон и не пытаясь найти правонарушение там, где его нет. Но если у вас есть просроченный товар, вы торгуете с нарушением (без соответствующего качественного удостоверения, ваш товар недоброкачественен), штрафа вам избежать не удастся. Как уже говорилось, практически все проверки должны проходить по предъявлении соответствующего распоряжения. В нем должны быть заполнены определенные данные, без которых распоряжение считается недействительным: – распоряжение должно иметь номер и дату составления; на бланке должно присутствовать наименование органа, выдавшего данное распоряжение; – название организации или физического лица, у которого предполагается проведение проверки; – ФИО и должность лица, которое будет эту проверку осуществлять; – цели и задачи проведения проверки. Именно это чаще всего опускается; – основания проведения проверки; – вид проводимой проверки (плановая или внеплановая). При проведении внеплановой проверки обоснования ее проведения; – дата начала и окончания мероприятия; – объект проверки. Само распоряжение обязательно должно быть подписано руководителем или его замом, и если направления нет или оно неправильно составлено, это дает шанс признать данную проверку недействительной или вообще ее не проводить. При проведении проверки должны быть составлены следующие документы – акт проверки, протокол об административном правонарушении, объяснения предпринимателя (составляются только по его желанию), при изъятии образцов – акт изъятия вещей и документов. При этом необходимо помнить, что любые конфискованные вещи должны быть после проведения исследования возвращены владельцу на реализацию или конфискованы и уничтожены. Они не могут просто так раствориться в воздухе или потеряться. А это на практике часто случается. У нас в магазине на экспертизу ушли три бутылки марочного вина, основанием для изъятия послужило якобы выпадение осадка, что, впрочем, совершенно допустимо по ГОСТу. Забрал, как всегда, районный ОБЭП, было это накануне ноябрьских праздников. Больше мы не видели и не слышали о нашем товаре ничего, ни возврата, ни результата экспертизы. Правда, с тех пор мы откровенно заявили, что до возвращения тех бутылок, изъятых с полным нарушением процедуры, без оставления акта изъятия, без понятых, а только с указанием в акте проверки об изъятых бутылках, на экспертизу мы ничего предоставлять не будем. А при насильственном заборе опротестуем и этот случай, и прошлый, с предъявлением соответствующих документов. Больше у нас товара не забирали. При этом вы поняли слабое место нашей милиции – полное пренебрежение законностью своих действий, процессуальные нарушения, постоянно допускаемые ими. Именно они, а не предприниматель, являются главными нарушителями, за что, согласно своим внутренним законам, могут достаточно сильно поплатиться. Поэтому, если вы обнаружите знание закона о милиции, рамках должностных полномочий, они, как правило, с этим не спорят, особенно если у вас в руках такой солидный аргумент, как сам «Закон о милиции», а перед ними стоит не трясущийся от страха продавец, а вооруженный знаниями юрист. Акт проверки должен содержать следующие данные: – дату, время и место составления документа, название органа, его составившего; – ФИО и должность лица, проводившего проверку, ФИО представителя организации, в которой поверку проводили; – результат проверки; – подписи сторон. Если в ходе проверки выявлены административные правонарушения, то на месте составляется протокол об административном правонарушении, который затем рассматривается соответствующим проверяющим органом. Если в ходе проведения проверки или составления протокола были допущены нарушения, то сама проверка и ее итог могут быть признаны недействительными. Главное – вовремя заметить и предъявить свои доказательства в арбитражном суде, по крайней мере прецеденты по выигрыванию таких дел есть. Самые частые правонарушения проверяющих: – не вручается копия протокола; – дело рассматривается без присутствия правонарушителя, и он не извещается о времени и месте рассмотрения; – протокол не составляется на месте, между совершением правонарушения и составлением протокола проходит достаточное количество времени, больше недели; – неправильно называется правонарушение и соответствующая статья; – протокол не составляется вообще или составляется без соответствующих данных о месте составления, ФИО и должности составляющего, личности нарушителя, ответственности за совершенное правонарушение; – протокол составляется в отсутствие должностного лица, подписывается продавцом. Любое такое правонарушение в составлении соответствующего документа увеличивают ваш шанс выиграть дело в суде по признанию протокола и проведения проверки недействительными. Для этого юридические лица обращаются в арбитражный суд с иском, а физические – в государственный с соответствующей жалобой. 10.2. Работа с чиновниками и администрацией Одной из основных больных тем современного малого и среднего бизнеса остается система взаимоотношения предпринимательства и государственных чиновников. Ни для кого уже не является тайной, что для того, чтобы начать свой бизнес в России, мало иметь желания, бизнес-план, инвесторов. Если хочешь начать серьезное дело, надо уметь давать взятки или иметь солидное родство, своего рода «крышу». Так как родиться в нужной семье и вырасти с нужными знакомыми дано не каждому, то процветает у нас искусство взятки. Не знаю, смешно это или грустно, но иностранные предприниматели, чтобы начать свое дело в нашей стране, подробно изучают это самое мастерство мздоимства. В ближайшей нашей соседке (Финляндии) выходят целые пособия, которые выдерживают несколько переизданий. В книге подробно говориться, где, как и кому следует давать денежное вознаграждение за определенные услуги. Русским подобные пособия не нужны, наше умение в этой области отразилось в сомом верном индикаторе – народном творчестве, достаточно вспомнить хотя бы «не подмажешь, не поедешь». Проблема взяточничества является нашей исторической бедой. Чиновники воровали, а предприниматели давали взятки еще во времена Петра Первого, мздоимство продолжало процветать в 19 веке, и все сегодняшние попытки правительства свести или минимизировать эту проблему приводят к кратковременным победам, на местах, в глубинке взятка остается одной из форм неофициальной надбавки к официальной зарплате. И если уж ни ссылки, ни лишение должности не помогало избавиться от этой болезни русского чиновничества в прошлом, тем более не помогут достаточно либеральные законы сегодняшнего дня. Когда я работала в торговле, мы на своем примере открытия магазина столкнулись с проблемой мздоимства нашей администрации. За право начать торговлю в определенном районе нужно внести на благотворительный фонд по благоустройству района определенную сумму денег. Это вполне официально. Затем заплатить за право получить ежеквартальное разрешение. Суммы, как правило, были небольшие – от 300 до 500 рублей. Поэтому платили, не возмущались. Сложнее оказалось с выдачей лицензии на торговлю водкой. Оказывается, каждая такая бумага должна была стоить нам 5000 рублей. Это за разрешение только администрации торговать вино-водочной продукций в подведомственном районе. Если предприниматель предполагал открыть точку в запрещенном законом месте (напротив школы, например), взятка удваивалась, утраивалась, но вопрос решался положительно. Следующий этап взятки был уже в самой лицензионной палате. За дополнительную плату в лицензии писали такое, чего в законе о лицензировании совершенно не было. Так, на обратной стороне нашей лицензии красовалось: разрешена торговля в ночное время и в розлив. Когда проверяющие видели подобную лицензию, они только глаза потирали. А мы за деньги получали конкурентное преимущество перед остальными магазинами. К сожалению, в нашей стране совершенно не стоит вопрос, давать взятки или не давать, встает только вопрос – «через кого» она будет меньше, какие дополнительные преференции можно за нее получить. Например, за дополнительные деньги нас информировали об изменениях в налогообложении, лицензировании, административных изменениях. Правильно «выстроенные» отношения с проверяющей налоговой, подкрепляемые подарками к праздникам, ограждали от штрафов по итогам бухгалтерских проверок или сводили на нет сами проверки. Взятка – это способ избежать штрафа или максимально снизить его, выиграть тендер, получить квоту или дополнительные льготы на торговлю, ускорить согласование документов. Например, мы в свое время арендовали помещение, решили сделать там перепланировку, прорубить дополнительную дверь, сделать пару перегородок. Для этого требовалось получить согласование Комитета по архитектуре и градостроительству города. Сначала решили сделать все официально, так как ни знакомых, ни родственников в данной структуре у нас не было. Нам ответили, что проект будет готов и согласован месяца через полтора. Прежде всего требовалось заказать сам чертеж перепланировки, причем не где-нибудь на стороне, а в самом учреждении. И стоило это все в полтора раза дороже среднерыночных цен на подобную услугу. Поэтому главной нашей задачей стал поиск нужного человека, так как иначе дело чересчур затягивалось, магазин надо было открывать как можно быстрее, чтобы аренда не поглощала доход от других торговых точек. Через нужного человека нам согласовали наш проект и выдали документы в течение трех дней вместо обещанных полутора месяцев. Так что наш план получить документы официальным способом успеха не принес. Еще одна разновидность официального побора – различного рода спонсорская помощь, или «благотворительность». По звонку из администрации мы приходили за квитанциями, переводили деньги по ним на специальный счет и в следующий раз легко и без проволочек получали соответствующие подписи или разрешения. Решить проблемы можно и по-другому – родственные связи здесь, как нигде, могут пригодиться. Поэтому, если не хотите проблем с бизнесом, в вашей семье обязательно должен быть влиятельный чиновник или его родственник, на худой конец – хороший знакомый. Это еще один вариант «крышевания» бизнеса, наряду с существованием службы безопасности. Вторая составляющая взаимоотношений предпринимателей и государства – это печально известные всем предпринимателям схемы ухода от налогов. В отношении с индивидуальными предпринимателями это достаточно решенный вопрос, и сегодня любой ИП трижды подумает, не легче ли заплатить 13 % НДФЛ, чем скрывать свои доходы, рискуя потерять на недостачах львиную долю своего имущества. Хуже дело обстоит с юридическими лицами. Для них либо «упрощенка» – и тогда прощай возвращенный НДС, либо обычная схема налообложения – и тогда плати 24 % с прибыли, что, например, мой брат называл «бесплатным прокормом государства». Поэтому главной задачей сегодняшнего главного бухгалтера является так называемая оптимизация налогообложения, укрытие прибыли любыми способами, чаще незаконными. При этом, чтобы налоговую инспекцию не удивляли убыточные балансы, практикуется та же система «благодарности». Расчеты со знакомыми происходят часто «черным налом», зарплата сотрудникам выдается в конвертах. К такому выводу приходят даже те, кто с самого начала позиционировал себя как законопослушного налогоплательщика. К концу первого года он прекрасно понимает, что иначе в нашем бизнесе просто не выжить. Покупается фирмой, например, имущество, но на баланс не ставится, чтобы не платить налог на имущество. Выданная в конвертах зарплата позволяет сэкономить на социальном налоге. Таким уходом от налогов бизнес в определенной степени компенсирует себе необходимость давать взятки, так как нет ни одного предпринимателя, или почти нет, который основывал бы свое дело и работал не ради прибыли, а ради меценатства и благотворительности. Конечно, почетная грамота приятна, у нас таких висело несколько на стене за оказание спонсорской помощи детскому спортивному клубу, но отдавать всю прибыль на благотворительность никто из наших учредителей не собирался, нужно было закупать новое оборудование, открывать новые торговые точки. И все-таки можно попробовать выстроить иной вариант взаимоотношений с государством и чиновниками. Он совершенно не принят среди российских предпринимателей, может быть, из-за дороговизны самого способа. Гораздо чаще к нему прибегают иностранные бизнесмены, и нельзя сказать, что этот способ не работает. Недаром говорят, что СМИ являются еще четвертой властью в стране. Общественное мнение всегда было сильным воздействующим фактором в России, как и наша приверженность семейным устоям, поэтому именно у семейных предприятий есть в этом отношении определенные преимущества. Да, в нашей стране не любят богатых и успешных, но любят обиженных и попираемых. Поэтому грамотно выстроенная компания в СМИ, рассказывающая о проблемах маленькой фирмы с теплым семейным коллективом, которую со всех сторон заедают непомерные взятки, может стать настоящей бомбой провинциальной жизни. Грамотно построенный имидж предприятия позволит вам привлечь к себе внимание не только широкой общественности, но и определенных государственных структур, фондов поддержки малого бизнеса. У вас есть два неоспоримых преимущества для привлечения к себе внимания. Прежде всего вы – представитель малого бизнеса, а о приоритетности его развития свидетельствуют несколько принятых президентом указов и постановлений. И второй ваш плюс в том, что вы – семейное предприятие. Именно семейные ценности уже не первый год считаются приоритетными. Сыграть на этом – ваша задача. Грамотно выстроенный имидж семейного предприятия как основы благосостояния и развития общества поможет не только разрешить возникшие проблемы с получением определенных документов, но и найти новые источники финансирования, выиграть правительственные гранды, претендовать на получение льгот в налогообложении. 10.3. Правильный PR. Создание имиджа предприятия в СМИ Понятие PR-акций как приема создания имиджа предприятия пришло к нам с началом 90-х, когда рыночная экономика стала требовать, чтобы у фирмы появилось «свое лицо», своя история, свой образ. В ряде компаний, особенно с иностранным капиталом или российских гигантов, существуют целые отделы по созданию позитивного имиджа предприятия. Но далеко не все (даже крупные) фирмы до сих пор представляют, что же это такое, общественные связи, пиар, для чего он нужен, чем способен помочь фирме. Когда я четыре года проработала на крупном предприятии советского типа, у нас, естественно, тоже не было и понятия о формировании имиджа. К чему это привело? В глазах рядового издательства один из гигантов полиграфической промышленности представлялся мелкой областной типографией, которой и тиражи отдавать страшно, и далеко находится, и не факт, а просуществует ли еще год-два. Я поразилась однажды, когда постоянный заказчик очень удивился моему замечанию о том, что предприятие очень крупное, поэтому для нас максимально важна плановость производства. Он искренне удивился, почему о таком крупном комбинате он так ничего и не слышал все эти пять лет существования издательства на рынке. Именно наша неизвестность, отсутствие известности зачастую приводили к потере крупных заказчиков, которые просто не могли себе позволить рисковать. И только после настойчивых уговоров приехать, после осмотра мощностей и удивления, как такой промышленный комплекс мог так долго оставаться неизвестным, нам отдавали серьезные заказы. При этом мы всегда были на выставке, всегда размещались в специализированных выставочных каталогах, в последнее время даже завели свой сайт. И тем не менее отсутствие грамотной политики по поддержанию «своего лица» очень долго служило сдерживающим фактором для развития и наращивания предприятия, получения выгодных заказов. Правильно выстроенные взаимоотношения со СМИ позволяют не только повысить спрос на продукцию или вашу услугу, но и защитить ваши интересы в противостоянии с коррупцией. Вот простой пример. Известной шведской фирме IKEA удалось именно широкомасштабной акцией в прессе отстоять свое право на получение документов на строительство гипермаркета без дачи взяток. Думается, успешный опыт стоит начать перенимать и нам, стоит только преодолеть свой страх перед известностью. Что дает предприятию правильно созданный имидж? Прежде всего, он делает вашу фирму узнаваемой и любимой. Рассказ, как вы и ваша семья начинали дело с нуля, как строили первый магазин или цех, как преодолевали трудности, вызовет в людях симпатию. Здесь главное – правильно выбрать СМИ. Конечно, сегодня нельзя обойти вниманием Интернет-сайты, именно их чаще посещает молодежь, и если именно они – ваш потребитель, то основное размещение материалов о фирме должны быть представлены там. Затем – специализированные сборники, выставки, каталоги, из всех СМИ выберите те, которые пропагандируют семейные ценности и будут, соответственно, поддерживать ваш имидж семейного предприятия, а также те, которые ориентированы на вашего потенциального потребителя. Но нельзя забывать, что в прессе должны появляться материалы не только о развитии вашего бизнеса, вы прежде всего должны подчеркивать именно семейственный характер вашего дела. Для чего нужен узнаваемый образ вашего предприятия? Во-первых, грамотно построенный имидж предприятия приведет к появлению у вас своего постоянного покупателя, имидж поддерживает ваше продвижение товара, а реклама должна в свою очередь поддерживать ваш имидж. Всегда приятно идти в знакомую компанию, а размещенные имиджевые статьи сделают вас понятными и знакомыми вашим потенциальным покупателям. Рассказ о вашей корпоративной культуре, вашем коллективе, истории становления и развития, общей атмосфере фирмы придаст вам «свое лицо» в многоликом рыночном пространстве, расскажет о вашей роли и миссии, о стиле работы и руководства фирмой. Основное внимание при создании внешнего имиджа предприятия стоит уделить персоне руководителя и вашим самым важным клиентам. Как говориться, «скажи мне, кто твой друг – и я скажу, кто ты». Зачастую те, с кем мы дружим, говорят гораздо больше он нас, чем перечисление наших последних достижений, инноваций и завоеваний. Они как бы становятся шлейфом компании, ее ореолом и формируют определенное окружение. Важное внимание нужно уделить формированию вашего предприятия как семейно-ориентированного, созданного не для того, чтобы приносить прибыль, а как воплощенная идея семейного совместного труда и единства мыслей и устремлений. Создаваемый позитивный облик предприятия позволяет использовать любые благотворительные акции, любые пожертвования на благо фирмы, для формирования ее позитивного облика. Помогли вашей бедной родственнице – пусть она расскажет об этом, оказали помощь талантливой однокласснице вашей дочери поступить в училище – пусть дочь мимоходом упомянет об этом в очередной статье, рассказывающей о вашем бизнесе. Сегодня мало делами доказывать свою любовь к родному краю и окружающим вас людям – об этом надо постоянно говорить. И тогда, случись на вашем предприятии проблемы, или если захотят ваши конкуренты сыграть нечестно против вас – у вас на руках будет мощная карта сформированного народного доверия и любви, которая в самом экстремальном случае и от действий чиновников, и от грязных статей конкурентов защитить сможет. Только сегодня главное помнить – просто словами никого не удивишь, люди верят только конкретным делам, поступкам. Итак, какие же лучше выбрать СМИ? Глянцевые журналы, которых сейчас выпускается великое множество, наш народ читает мало. Высокое качество полиграфии сочетается и с высокой ценой. Покупают их обеспеченные домохозяйки и молодые девушки-студентки из достаточно обеспеченных семей. Среди журналов стоит выбрать только те, которые попадают на стол к чиновникам и прочитываются ими. Конечно, участие в благотворительных базарах, помощь, оказанная районам в трудную минуту, придадут вашему предприятию дополнительный имидж социально-ответственной фирмы, обеспокоенной благоустройством своего родного города. Отреставрированные памятники, посаженые деревья, подаренный школе компьютер – такое люди помнят долго, если, конечно, узнают об этом. Недаром именно наши политики первыми занялись формированием своего положительного облика, им доверие людей нужно, как ничто другое. Поэтому их выступления транслируются по основным каналам, показываются в новостях. Из всех СМИ самой большой аудиторией обладает, разумеется, телевидение, и самая большая отдача – у местных новостей. Поэтому, если хотите запомниться – закажите сюжет, журналисты сами найдут способ, как правильно показать ваши деяния. Из любимых народных газет можно отметить постоянно высокие тиражи центральных газет с советской историей («Комсомольская правда» или «Известия»). Конечно, реклама и создание собственного имиджа – дело не минутное и далеко не дешевое, и начинаться оно должно постепенно, на каждом этапе развития увеличиваясь в размерах и вырастая в содержательности. Но без этого современному предприятию не преуспеть, не стать узнаваемым и любимым, не стать частью общероссийской системы. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|