|
||||
|
ГЛАВА 2. Как стать предпринимателем? 2.1. Психологические особенности предпринимательской деятельности Когда мы выбираем свою профессию, например врача или экономиста, то понимаем – прежде всего необходимо получить соответствующее образование. Перед тем как сделать свой выбор в пользу того или иного учебного заведения, той или иной профессии, мы зачастую анализируем, какие предметы из школьной программы нам нравились больше, а какие меньше, что получалось, а что никак не выходило. Мы уясняем для себя самих, сможем ли мы в силу своего характера и психики заниматься тем делом, которое выбираем для себя на всю жизнь. Если мы зачитывались Тургеневым и сострадали героям Достоевского, если увлеченно погружались в мир истории и, забывая обо всем, пускались по всем странам с учебником географии, если нам не свойственна усидчивость, внимательность, но мы любим путешествовать, общаться, познавать все новое – то вряд ли нас привлечет карьера программиста или архивариуса. Мы все прекрасно понимаем: чтобы стать хорошим специалистом, нужно не только выучиться, но и совершенствовать свои навыки, а главное, искренне любить свою профессию. Скорее всего, мы свяжем свою жизнь с рекламой, туризмом или журналистикой. В конце концов, мы прекрасно осознаем – чтобы добиться действительно больших высот в профессии, нужно обладать немалым талантом в этой области, умением видеть ситуацию, прогнозировать и предлагать наилучшее решение. Совершенно по-другому обстоит у нас дело с предпринимательством. Вряд ли кто назовет это профессией – ни в одном квалификационном справочнике вы не сможете ее найти. Вузы и техникумы могут преподать азы управления собственным бизнесом, но стать настоящим предпринимателем вас не может научить ни одно из российских учебных заведений. Очень часто мы открываем дело под давлением ситуации, из-за стремления скорее разбогатеть, прокормить семью, получить прибыль и потратить ее. На моей памяти около 20 моих знакомых начали свое дело. Из них ни один не задумался, а готов ли он стать предпринимателем, может ли он им быть, любит ли он свое дело. На мои вопросы, почему они решили открыть фирму, чаще всего отвечали: «а надоело работать на чужого дядю, буду работать на себя, что, я не справлюсь, что ли» или «хочу рискнуть, вдруг выгорит, разбогатею». И последнее, что мне отвечали чаще всего – «надо же как-то зарабатывать деньги, а больше я все равно ничего не умею, пойду торговать». В начале 90-х годов в стране сложилась ситуация, когда люди начинали открывать свое дело потому, что потеряли работу, заводы закрывались, заработная плата выплачивалась с большими задержками, сильно урезанная галопирующей инфляцией. И они бросали НИИ и заводы, уходили в «челноки» и «торгаши», чтобы прокормить семью и раздобыть живые деньги, а не обещания золотых гор через годы. Часть созданных предприятий очень быстро закрылась, как только люди нашли себе постоянный источник заработка на предприятии, как только миновал кризис в нашей экономике. Другие, вкусив свободы и почувствовав в себе коммерческую жилку, остались в бизнесе навсегда и сегодня сменили свои первые «ракушки» на рынке на приличные магазины, а стоящие дома ксероксы и компьютеры – на производственные помещения. Третьи, узнав потребности рынка, стали производить востребованные товары, вроде сувениров, посуды ручной работы, открывать при производстве свои небольшие магазины, заключать договоры на поставку товаров в другие регионы, сегодня они успешно функционируют уже в виде мини-фабрик, при этом оставаясь полностью семейными предприятиями, так как весь капитал – в руках супружеской пары, которая продолжает управлять предприятием. А четвертые сохранили свой бизнес как хобби, занятие для души, зарабатывая свои основные деньги на предприятии, по выходным они подрабатывают в своем домашнем СТО, ремонтируя машины знакомых, или налаживают компьютеры, устанавливают антенны, выпускают журнал для души или выращивают птицу на своем приусадебном участке. Что же позволяет именовать какое-либо занятие бизнесом, а человека, занимающегося этим делом, – бизнесменом или предпринимателем, и как это оформляется документально, или юридически. Согласно принятому в мировом менеджменте определению, предпринимательство – самостоятельный вид деятельности, осуществляемой человеком на свой страх и риск с целью получения систематической прибыли. При этом прибыль может получаться как от пользования имуществом, так и от продажи товаров, предоставления услуг или выполнения любого вида работ. Предприниматель должен обязательно пройти регистрацию согласно действующему законодательству страны и соблюдать в своей предпринимательской деятельности действующие гражданский и налоговый кодексы. С юридической точки зрения стать предпринимателем может любой дееспособный гражданин страны или иностранец, постоянно проживающий на ее территории, если при этом он не является военнослужащим, милиционером, и не занимает государственную должность, не совместимую с ведением предпринимательской деятельности. Кроме того, предпринимательством в течение определенного срока не могут заниматься люди, осужденные за незаконное предпринимательство в области торговли. В определенных областях деятельности для занятия предпринимательством требуется определенная профессиональная квалификация, подтвержденная лицензией или патентом, дипломом. Например, для создания учебных курсов необходимо обязательное лицензирование деятельности с подтверждением квалификации обучающего персонала, для осуществления охранной деятельности также необходимо наличие специальной лицензии. Еще больше ограничений для успешного занятия предпринимательской деятельностью с психологической точки зрения. Не секрет, что далеко не каждый в силу своих индивидуальных психологических особенностей способен стать успешным предпринимателем. К сожалению, в России, и это ее главное отличие от мирового малого бизнеса, многие открывают свое дело «по наитию», без обучения и предварительного планирования, просто потому, что сегодня взбрела такая идея в голову или сложились определенные обстоятельства. Может, именно поэтому у нас так велик процент закрывающихся фирм и фирм-призраков, которые официально не закрываются, но фактически не осуществляют свою деятельность. Поторговав несколько месяцев, человек понимает, что бизнес создан совершенно не для него, у него с трудом налаживается контакт с незнакомыми людьми, ему не нравится состязательность и конкуренция, его совершенно не устраивает ненормированный рабочий день и полная самостоятельность, ему тяжело действовать в условиях неопределенности и трудно постоянно принимать самостоятельные решения. И он либо вовремя закрывает свое дело, либо тянет лямку предпринимательства, пока дело не закроется само собой, оставив после себя горе и разочарование в душе человека, рискнувшего заняться бизнесом, и множество непогашенных долгов. К большому сожалению, я не раз становилась невольным свидетелем подобных ситуаций, далеко за примерами даже ходить не надо – достаточно вспомнить закрывшиеся ларьки и булочные у нас по соседству, перекупленные более удачливыми предпринимателями помещения под новое дело, вдруг исчезнувшие с прилавка свежеиспеченный местной пекарней «Дока-хлеб» и различная выпечка, закрывшиеся кондитерские или мини-ателье. Чтобы вас не постигла эта учесть, можно пройти весьма простой тест на тему, способны ли вы стать предпринимателем. В нем приведены 15 ключевых для бизнесмена компетенций, и, честно найдя у себя хотя бы половину из них (2/3 из них это 10 положительных ответов) вы можете по психологическим особенностям своего характера попробовать стать бизнесменом. Если таковых компетенций у вас наберется меньше – вряд ли занятие бизнесом принесет вам успех или удовлетворение. Тест 1. Знаете ли Вы, что у Вас получается лучше всего, какую услугу Вы можете оказывать за вознаграждение? 2. Востребована ли эта услуга среди населения? 3. Считаете ли Вы конкуренцию необходимой составляющей современного рынка? 4. Определились ли Вы, как будете выходить из ситуации в случае банкротства? 5. Обладаете ли Вы недюжинной настойчивостью и умением довести дело до конца, чего бы это ни стоило? 6. Есть ли среди Ваших коллег и партнеров люди, которым Вы доверяете на все 100 %? 7. Способны ли Ваши партнеры развивать Ваш бизнес в случае, если Вам прийдется отойти от дел? 8. Ваша деятельность полностью законна? 9. Если Вам предложат невероятно прибыльное дело с доходом до 200–300 % в год, будете ли Вы раздумывать над столь выгодным предложением? 10. Задумываетесь ли Вы над информацией, которую приносят Вам? 11. Предпочтете ли Вы вложить Вашу прибыль в дело, а не потратить ее на свои насущные потребности? 12. Есть ли у Вас союзники среди родных? 13. Сохраняете ли добрые отношения с Вашими партнерами? 14. Можете ли Вы утаивать информацию о получаемых доходах? 15. Способны ли Вы к работе без выходных по 15 часов в сутки? Итак, резюмируем: для осуществления успешной предпринимательской деятельности нужно обладать определенной самостоятельностью, видением общей ситуации на рынке, а значит, развитыми аналитическими способностями. При этом совершенно необходимо уметь завоевывать доверие людей и самому доверять незнакомым людям, обладать настойчивостью, умением контролировать свои потребности и капризы, огромной работоспособностью. Ко всему прочему, предприниматель должен уметь рисковать и знать последствия своего риска, уметь работать в постоянной обстановке нестабильности и неустойчивости, обладать повышенной стрессоустойчивостью и железными нервами. И если вы можете похвастаться всеми этими редко сочетающимися в одном человеке качествами, то смело можете начинать свое дело, по крайней мере есть некая гарантия, что вы не бросите заниматься им после первых двух лет, а значит, сможете и преуспеть. Интересно отметить, что американцы прекрасно понимают: чтобы стать предпринимателем, одного желания или вынужденного решения мало, необходимы определенные психологические способности человека, данные ему от рождения, определенный склад характера, и при поступлении во всемирно известную Гарвардскую бизнес-школу необходимо пройти специальный тест Мейерма-Бриггса на наличие предпринимательских способностей. Благодаря такому «творческому» конкурсу, более 80 % выпускников остаются в бизнесе и преуспевают в нем. Согласно той же американской статистике, среди желающих открыть свое дело, но не прошедших этот тест, в бизнесе остаются только около 30 %. Разница впечатляет, поэтому лучше уяснить для себя на самом старте, способны ли вы стать коммерсантом, принесет ли вам это занятие радость и удовлетворение, позволит ли самореализоваться, как личности. Как подметили и не раз рассказывали российские психологи, успешным может стать только счастливый человек. Поэтому прежде чем открыть свое дело, трижды подумайте – стоит ли начинать, и дело даже не столько в том, есть ли у вас определенные навыки в каком-либо ремесле, умеете ли вы что-то производить. Гораздо важнее – есть ли у вас коммерческие способности, сможете ли вы продать свои услуги, заинтересовать в них, порадует ли вас состязательных дух, постоянный спортивный спринт, конкуренция, без которой невозможен бизнес. Если нет – у вас остается шанс преуспеть, но вам совершенно необходимо скооперироваться с человеком из своего окружения, который обладает ярко выраженными способностями предпринимателя. Итак, вы решили стать предпринимателем и организовать собственное дело, но теперь уже совершенно точно понимаете, что в бизнесе в одиночку вы преуспеть не сможете (не тот склад характера). Тогда необходима кооперация, или объединение с компаньоном. Для успешного дела необходимо, чтобы компаньон по своим качествам и деловым характеристикам мог вас дополнять. Например, вы – уникальный специалист в определенной области, обладаете недюжинными аналитическими способностями и терпением в достижении цели, но совершенно не знаете, как договариваться с нужными людьми. Тогда ваш компаньон в обязательном порядке должен обладать коммерческим талантом, находить нужные связи и уметь представить товар в нужном для людей свете. При этом обладать активным амбициозным характером, любить спорт и конкуренцию, обладать выдержкой хорошего бегуна на длинные дистанции, чтобы не только удачно стартовать, но и к финалу оказаться не последним. Именно таким успешным примером создания семейного бизнеса может послужить Лаборатория Касперского, где созданные мужем-программистом Евгением Касперским разработки его супруга-менеджер смогла успешно вывести на рынок и сделать известными на всю страну. В нескольких достаточно крупных издательствах по выпуску детской литературы мужья занимаются продажей книг, а жены – работой с авторами, художниками и художественной редактурой текста, отвечая за содержание книги. А так как матери как никто другой знает потребности и вкусы своих детей, это позволило создать преуспевающее предприятие с миллионными оборотами, и это в издательском бизнесе, где обрести свое лицо и найти свою нишу не так-то легко. При этом интересно отметить, что главным художественным редактором долгое время выступал младший сын семьи и его друзья, за которыми оставалось последнее слово в одобрении макета книги. 2.2. Особенности построения семейного бизнеса В малом и среднем бизнесе проще начинать с семейной компании. Но при открытии общесемейного дела необходимо понимать все достоинства и недостатки подобной семейной организации, знать все поджидающие вас подводные камни, чтобы уметь вовремя их обойти. Как известно, весь бизнес строится на доверии. Вполне возможно, что именно в этом кроется причина преобладания в малом бизнесе семейных фирм. Доверие к родственникам заведомо выше, чем к приятелям и знакомым. В то же время каждый член семьи прекрасно знает характер своего родственника-коллеги, его мотивацию и способности, знает, как лучше использовать способности друг друга во имя общего дела. Настоящая семья с крепкими родственными связями чаще всего является кланом единомышленников, и если все приходят к мнению о начале нового общего дела, то и работать каждый будет «не за страх, а за совесть». Второе неоспоримое преимущество семейной фирмы перед компаньонской – все родственники могут на первых порах, что очень важно для мелкого бизнеса, работать бесплатно или за символическое вознаграждение. При этом все знают, что капитал и прибыль пойдут в семейный общий бюджет и составят семейный капитал, который перейдет их общим наследникам. Правда, по мере разрастания семейной фирмы начинают расти и семейные проблемы, которые усугубляются при передаче фирмы по наследству. По статистике, только пяти процентам семейных фирм удается не только сохранить свой семейный бизнес, но и продолжать развивать его при третьей смене поколений собственников. Но именно пример этих немногих предприятий подтверждает тот факт, что умело выстроенные деловые взаимоотношения в семейной фирме обязательно приводят фирму к успеху, тем более что по общим показателям в целом семейные фирмы успешнее развивают свой бизнес, чем предприятия несемейного типа. Главная проблема семейного бизнеса проистекает из той же причины, что и ее преимущества – сложности семейных взаимоотношений. Пожалуй, главное, от чего зависит шаткое положение семейной фирмы – зачастую бизнес перемешивается с семейными взаимоотношениями, конфликтами, разбирательствами, обидами. Родственные чувства приводят к появлению любимчиков и не позволяют вовремя заметить промахи и ошибки, недостаточную квалификацию родственника, а излишне снисходительное «родственное отношение» и попустительство приводит к ряду неудачных операций и в целом сильно вредит делу фирмы. Если деловые собрания и планерки превращаются в склоки и обвинения друг друга в некомпетенции и растранжиривании средств – до закрытия и дележа такого бизнеса недалеко. Поэтому при создании семейной фирмы нужно обязательно не только помнить, но и придерживаться определенных принципов. Прежде всего при открытии бизнеса необходимо понять, что дело делом, но личная жизнь человека священна, оставьте нерешенные проблемы в офисе и не переносите деловые конфликты в семью. Это приведет к четкому разграничению бизнеса и семейных отношений, отчего ваше дело только выиграет. Разработайте график проведения планерок и старайтесь разрешить все рабочие ситуации, в том числе возникшие разногласия, в рамках этих планерок. Это позволит наладить дисциплину в кампании (залог успеха) и избежать ненужных склок и пересудов. Обязательно разработайте штатное расписание компании и пропишите должностные инструкции всех родственников – тогда вас никто не сможет обвинить в предвзятом отношении и фаворитизме. При этом необходимо обязательно установить «вертикаль власти», т. е. структуру должностного подчинения сотрудников. Это позволит не превращать разрешение рядовых проблем в долгие посиделки кумов и кумушек, а конструктивно решать проблемы теми людьми, за которыми закреплена ответственность за их принятие. Решение же серьезных проблем может проходить и совместно во время еженедельных собраний. Разработайте систему поощрений согласно вкладу каждого сотрудника, так как обеспечить справедливость вознаграждения – залог долгого развития семейного бизнеса и комфортных взаимоотношений в коллективе. Принимая или назначая на новую должность очередного родственника, проверьте его знания и умения, соответствие его компетенции новой должности, иначе вы можете натолкнуться на весьма неприятные последствия необдуманных решений. При этом помните, что родственные отношения вовсе не дают вам права срываться на ваших подчиненных, выплескивать на них свое плохое настроение. Ни к чему хорошему подобные выходки не приведут, на работе необходимо соблюдать деловой этикет, даже если у вас в подчинении ваш младший брат или дочь. Время от времени обращайтесь за советом к вашим партнерам по бизнесу или независимым консультантам, так как семья – всегда несколько закрытый клан, поэтому новые идеи порой приходится черпать извне. Одна из главных проблем современной семейной фирмы, наиболее остро стоящая в российском семейном бизнесе, – процедура передачи фирмы по наследству, правильная подготовка наследника. Не секрет, что зачастую весьма успешная фирма не переживает даже первого этапа наследования, т. е. перехода от отца к сыну. Некоторые рекомендуют готовить своих детей к семейному бизнесу как можно раньше, с малых лет приводя его в кабинет на работу, поручая некоторые этапы ведения дела. Именно так поступает хозяйка семейного издательского дела, в котором работаю я. Дочь у нее служит обычным рядовым корреспондентом, но с привилегиями хозяйской дочери. При этом она в точности копирует деловую манеру матери в ведении переговоров, деловом этикете, а впоследствии переймет и саму манеру ведения бизнеса. С одной стороны, девочка не понаслышке знакома с делом, знает его до тонкости, но, с другой стороны, она никогда не сможет посмотреть на бизнес со стороны и привнести в него что-то принципиально новое, свежее, позаимствованное извне. Поэтому мне ближе мировой опыт американских предпринимателей, которые берут своих наследников в свой бизнес только тогда, когда они уже хорошо зарекомендовали себя либо в других кампаниях, либо открыли и успешно развили свое собственное дело. Это позволит преемникам правильнее оценить перспективы развития вашего бизнеса и не повторять ваших ошибок. Еще одна ярко выраженная проблема российского семейного бизнеса – непрочность и нестабильность супружеского варианта ведения дела. Не секрет, что семья уже давно перестала у нас быть социальной и общественною ценностью, а начало совместного бизнеса и вовсе зачастую приводит к краху и брака, и бизнеса. Возникает главная проблема – кто в доме главный, кто больше пользы принес делу, а с началом подобных склок и скандалов в бизнесе наступает конец успешному развитию. Надо сказать, что супружеские фирмы в той же Америке весьма стабильны за счет четкого разделения ролей и явно выраженных партнерских уважительных отношений как в бизнесе, так и в семье. Супруги четко разграничивают рамки своей персональной ответственности, на начальном этапе делят сферы своего влияния. Пуританский прагматизм в семейных отношениях и бизнесе только способствует успеху в отличие от нашей эмоциональности и душевности, которая приводит порой к излишней уступчивости, взрывам ярости, скандалам. Поэтому, начиная с женой бизнес, помните, что брак может и распасться, но это не должно отражаться на общем семейном бизнесе. Собственное дело, своя фирма создается вовсе не для выяснения собственных семейных отношений или вопроса, кто же в семье сильней, а ради передачи созданного дела своим общим потомкам. Тут в пример снова можно привести семью Касперских, которые и после расставания продолжают вместе осуществлять общий бизнес. Впрочем, иногда именно общее дело может сплотить партнеров и найти взаимопонимание и уважение. Таким образом, при развитии семейного бизнеса необходимо четко разграничивать сферу семейного и делового общения, закрепить обязанности членов семьи документально, выстроить систему подчинения и придерживаться ее. Необходимо постоянно придерживаться делового этикета и не допускать обращений типа «мам», «братик» или «дочурка». К сожалению, за свою долгую работу в частном семейном бизнесе я видела немало примеров попустительства и слишком мягкого родственного отношения к своим детям со стороны многих предпринимателей. Прежде всего, это всегда видно в общении: если вы слышите в диалоге между директором и подчиненным «лапушка» и т. п., то говорить о надлежащем выполнении последним в полном объеме своих обязанностей не приходится. В результате это приводило к срыву сроков перед заказчиками, невыполнению договоренностей, в конечном итоге к недополучению денег. Недостаточность делового воспитания, бизнес-обучения приводит к тому, что семейные взаимоотношения нередко ставятся во главу угла и при ведении бизнеса, что не только не позволяет его развить в полной мере, но и зачастую является причиной того, что бизнес закрывается вместе с уходом из него его создателя. Дети, не прошедшие должной школы, оказываются не способными продолжить начинания своих родителей. Примеров таких великое множество, вот один из них. У моих знакомых была небольшая, состоявшая из 20 человек в штате, производственная кампания по изготовлению жалюзи. Кампания преуспевала, расширяла географию своих заказчиков и наращивала обороты. Но глава семьи за 10 лет вывода фирмы на рынок физически и морально сильно устал и решил отойти от дела. Свой бизнес он оставил двоим взрослым сыновьям, каждому по равной доле. Фирма, прекрасно существовавшая на рынке более 10 лет, прекратила свое существование уже через полгода. И на сегодняшний день я работаю в очередной семейной кампании и вижу проблему воспитания наследников своими глазами. К сожалению, на сегодняшний момент это самый острый вопрос семейного бизнеса. Многие из наших предпринимателей не относятся серьезно к передаче фирмы своим преемникам, не готовят их к управлению фирмой, и в результате бизнес закрывается в считанные месяцы. Далеко не всегда это удручает даже самого создателя. Обеспечив детей квартирами и деньгами, он считает выполненной свою миссию, но тогда вряд ли мы можем говорить о психологии семейного предпринимателя, так как главной идеей семейного бизнеса остается сохранение семейного дела не одно поколение, преумножение капитала. 2.3. Основные черты лидера семейного бизнеса Очевидно, чтобы возглавить семейную фирму и вывести ее к успеху, главе фирмы мало быть грамотным руководителем, наделенным определенными полномочиями и ответственностью, ему совершенно необходимо обладать ярко выраженными лидерскими качествами, т. е. способностью влиять на людей и сподвигнуть их на работу во имя общего дела. Это возможно только в том случае, если в фирме удастся создать атмосферу доверия. Чтобы стать успешным лидером в семейной фирме, какого бы размера она не была, необходимо твердо придерживаться в руководстве принципа мерократии: должность занимается не согласно родственным связям и степени родства, а только благодаря деловой компетенции. Второе, что необходимо помнить любому руководителю собственного бизнеса: доверие создается постепенно, открытым, порядочным и последовательным поведением. Чтобы стать настоящим главой семейного дела, достаточно придерживаться нескольких правил. Правильно используйте сильные, а не слабые стороны человека, только это поспособствует общему успеху дела. Вряд ли приведет к успеху назначение талантливого дизайнера в качестве повышения на должность главного инженера. Самолюбию это сначала польстит, но неопытность и некомпетентность приведут к неумолимым ошибкам и насмешкам над «слишком высоко взлетевшей птицей». Если человек талантливо организовывает дело, не делайте из него экономиста-аналитика, а из грамотного пиарщика – усидчивого маркетолога. К успеху это не приведет. Соотносите должность с психическими особенностями личности. Как это грамотно сделать – читайте в главе, посвященной подбору персонала. Продолжайте доверять людям, даже если это кажется вам слишком рискованным шагом, доверяйте, несмотря на ошибки. Только доверие позволит вам расширить и укрепить бизнес. Иначе ваш удел – работать в одиночку. К сожалению, существует много примеров, когда развитие семейного бизнеса останавливалось именно из-за этого. Побоявшись привлечь сотрудников и капитал извне, многие ставили крест на дальнейшем развитии бизнеса, так и оставив его в колыбели. Обратите внимание – как часто частный извозчик так и остается несколько лет частным извозчиком, не превратившись в логистическую компанию, а торговцы в ракушке на рынке так и не смогли стать владельцами магазина. Буквально на днях я спросила одну молодую предпринимательницу, организовавшую свое небольшое дело, почему ее процветающая фирма по продаже аквалангов и снаряжения для подводного плавания вдруг закрылась. Ответ не удивил оригинальностью: «Я устала работать без отдыха, когда и продаю сама, и закупаю сама, и отчеты сдаю сама». На мой вопрос, почему она не наняла сотрудников и не переложила ответственность на них, она ответила: «Кто же лучше меня справится, пока их обучишь, проще закрыться. Да и как доверять чужим!». Но до сих пор она жалеет, что закрыла дело, так как оно действительно получалось и приносило ей настоящую радость. Доверие создается постепенно, для этого говорите людям всегда правду, выражайте вашу уверенность в их силах и не пеняйте за неудачи, а дайте еще один шанс. Часто мы слишком злимся на ошибки сотрудников, будь они наши родственники или нет. И предпочитаем все делать сами – сами перезваниваем за них заказчикам, сами доделываем срывающиеся сделки, сами дописываем отчеты и сдаем их. Неудача и отстранение от работы расхолаживает сотрудника, и он теряет мотивировку к труду. В бизнесе порой как в спорте – если упал, надо подняться и тут же попробовать еще раз, иначе не сможешь потом. Поэтому, если у вашего сотрудника вдруг сорвались переговоры, обсудите ситуацию вместе с ним, разберите причины провала и дайте ему шанс все исправить. Во-первых, после этого обретается потерянная уверенность в собственных силах, а во-вторых, успех дела всегда создает плацдарм для будущих еще больших успехов. Высота обязательно должна браться – тогда планку можно будет повышать. Всегда говорите, почему приняли то или иное решение, иначе пересуды за вашей спиной быстро убьют созданное доверие. По моему опыту, распоряжение, не прокомментированное и не разъясненное, оставалось не выполненным, а авторитет руководителя неизменно понижался. Ответственность, предоставленная сотрудникам, всегда должна быть им по плечу, но не меньше той, на которую они рассчитывают и готовы вынести, иначе они сделают вывод, что вы им не доверяете. Простой пример: вы знаете, что готовы успешно осуществить проект и взять на себя за него ответственность. Но над вами назначают руководителя, который должен вас подстраховать. В результате вы полностью утрачиваете инициативу и самостоятельность, предпочитая четко следовать инструкции начальника, даже если знаете, что ваше решение было бы успешнее. Из-за соблюдения этого принципа я никогда не навязываю своим подчиненным моего решения проблемы, предпочитая дать им попробовать свое, довести его до конца. И всегда помните: пока люди доверяют вам – они ваши единомышленники и союзники, но с утратой доверия вы перестаете для них быть лидером и становитесь помехой на их пути. Лучшее, что может случиться при этом – ваши родственники покинут ваш бизнес. Худшее – они постараются его подорвать. Лидерские качества в определенной степени закладываются при рождении, воспитываются в детстве, но развиваются на протяжении всей жизни человека. Поэтому при открытии своего бизнеса всегда помните – развивать в себе лидерские качества необходимо постоянными тренировками, контролем над своими поступками, мимикой, жестами, поведением. В нашей российской действительности успешному семейному предпринимателю, кроме выраженных лидерских качеств, необходимо обладать определенными чисто российскими специфическими деловыми способностями, чтобы бизнес рос, развивался и был жизнеспособен не одно поколение. В наших отечественных реалиях они несколько отличаются от качеств, необходимых в западном или американском мире, так как отличается сама наша социальная действительность. Пуританская мораль с ее уважением к труду, терпению, постепенному накоплению богатства и бережному его сохранению из поколения в поколение привела к тому, что в мировой практике сложился определенный тип преуспевающего бизнесмена. Это уважаемый обществом семьянин, рациональный, с полученным бизнес-образованием, подтверждающим высокий интеллект бизнесмена. Как правило, это новатор со стратегическим видением развития собственного бизнеса на несколько лет вперед. Он прекрасно ориентируется в реалиях современного мирового рынка, знает экономические закономерности подъема и спада спроса и предложения на товар, умеет оперировать финансовыми показателями деятельности, знает основы бухгалтерского и финансового учета, умеет планировать деятельность предприятия на несколько лет вперед. В психологическом плане это спокойный выдержанный человек, не позволяющий поддаваться перепадам своего настроения, самостоятельный и независимый в своих суждениях, энергичный, активный и ответственный. При этом это добросовестный член общества, умеющий держать данное обещание, любое его слово смело можно приравнивать к печатному документу. А кроме этого, европейский бизнесмен активно занимается спортом, постоянно заботится о своем имидже, обладает непререкаемым авторитетом и без сомнения способен повлиять на других людей. Как правило, предприниматель отличается огромной самодисциплиной, верой в свои силы, он готов держать любой удар, не пасовать перед трудностями. Любой преуспевающий бизнесмен удостоен в западном, а особенно американском обществе социального одобрения и уважения, полон желания передать свое преуспевающее дело и свое социальное положение в обществе своим наследникам, которых специально готовит к этой миссии. При всем этом он обладает несомненной законопослушностью и уважению к своему закону и государственным устоям и придерживается семи основных правил: уважает власть, частную собственность, любит и уважает своего ближнего, всегда верен своему слову, придерживается принципов честности и правдивости, стремится всегда жить по средствам и двигаться к выбранной цели. К сожалению, наша социальная действительность предъявляет к предпринимателям, желающим стать успешными лидерами семейного бизнеса, несколько иные требования. Прежде всего, успешный российский бизнесмен должен обладать умением находить нужные связи в административных и правоохранительных кругах. Не секрет, что наше малое предпринимательство находится под пристальным вниманием различных проверяющих органов, желающих получить свой кусок пирога. Налоговая инспекция зорко следит, чтобы все налоги предприниматель уплатил в максимальном объеме и в самый короткий срок, чтобы не утаил части прибыли на развитие собственного дела, милиция охраняет честных граждан от всевозможных злоупотреблений бизнесмена и для охраны правопорядка наведывается к предпринимателям не реже раза в неделю. К сожалению, только в нашей стране стала возможной ситуация, когда государственно-административные учреждения и чиновники относятся к потенциальным угрозам существования бизнеса наряду с конкурентами, и открывать сегодня свой малый семейный бизнес, а особенно развивать его и укрупнять попросту небезопасно, если у вас нет связей в определенных государственных учреждениях. Поэтому, начиная свое дело, постарайтесь заручиться необходимой поддержкой в нужных кругах, иначе бесконечные визиты «гостей» вам обеспечены. Когда я впервые пошла работать в семейную торговую компанию своего брата, то нередко замечала, как отвозились сумки с подарками в различные инстанции – от администрации до санитарно-эпидимеологической станции, по простому – СЭС, о подарках для налоговой или милиции и говорить не приходилось – они дарились к любой торжественной дате или празднику. При этом связь поддерживалась и обычными телефонными разговорами «по душам» с нужными людьми, и посильной помощью милиции в предоставлении автотранспорта для их личных нужд, и поставкой бумаги и других необходимых канцтоваров. После этого я работала на достаточно крупном предприятии полиграфической промышленности, но «дружба» с нужными органами наблюдалась и там, только в виде спонсорской помощи и совершенно на другие суммы. Перейдя снова в частный бизнес и поговорив с рядом предпринимателей, я убедилась, что за четыре года ничего не изменилось, и дружба с «органами» сегодня так же необходима, как и четыре года назад. Поэтому, открывая издание новой газеты, наш директор взяла в долю человека с нужными связями, дабы обезопасить наш малый бизнес, а когда нас просят подобрать персонал на должность руководителя службы безопасности, необходимыми условиями ставят непременный стаж работы более четырех лет в органах и наличие у человека нужных связей. Второе необходимое качество успешного российского бизнесмена – изворотливость ума, комбинаторский дар не хуже, чем у Остапа Бендера, гибкость характера. Умение договориться с партнером, поставщиком, клиентом – совершенно необходимое качество русского бизнесмена в силу явной недостаточности оборотного капитала и ликвидности у предприятия, если проще – постоянный недостаток денежной наличности. У нас отсутствует сколь-нибудь значимая поддержка предпринимательства со стороны государства, русские бизнесмены оказываются один на один со своими проблемами и пытаются решить их сообща с помощью взаимной поддержки и взаимовыручки. Поэтому от коммуникативных способностей и гибкости в проведении переговоров так много зависит в сфере малого предпринимательства. Когда я работала в крупном производстве и общалась как с книготорговцами, так и с издателями, они не раз рассказывали мне, на какие чудеса взаимовыручки им порой приходится идти. Малые издательства объединяются для продажи тиражей, магазины договариваются с издателями на годовые отсрочки платежей или полную реализацию товара, даже типографии порой производят продукцию в долг, предоставляя своим партнерам рассрочку платежей на несколько месяцев вперед. Товарный или коммерческий кредит стал реалией нашей деловой действительности, и от умения предпринимателя договориться во многом зависит, насколько успешно будет развиваться его бизнес, насколько будут скоординированы притоки и оттоки денежных средств. Российская действительность предъявляет еще одно, свойственное только нашей стране качество, требуемое успешному предпринимателю, – способность игнорировать общественное мнение и хладнокровно идти собственным путем, несмотря на осуждающие взгляды соседей и «шушуканье» за спиной. В нашей стране быть предпринимателем, а особенно успешным предпринимателем – значит, осудить себя на нелюбовь окружающего социума. Не секрет, что в нашей стране не любят богатых и преуспевающих людей. До сих пор зачастую можно услышать в разговорах: «ясно, как он добыл эти деньги, наворовал, бандитом был, ограбил». Один из социологических опросов на тему «Как получили бизнесмены свой капитал?» показал следующие результаты: почти половина респондентов (45 %) ответили, что «путем махинаций или воровства», еще 10 % были убеждены, что «за счет взяток», и только 7 % предположили, что «благодаря удачливости и предприимчивости». О подобном настрое своих сограждан знают и сами бизнесмены, половина опрошенных предпринимателей на вопрос «как вы думаете, что думают о вас окружающие» ответили, что «их считают жуликами и мошенниками». Зависть к чужой удаче и счастью людей на протяжении десятилетий воспитывалась советской моралью «всем поровну», заработанное богатство четко ассоциировалось с неправедно нажитым добром. Несколько в другой форме это было и в дореволюционной России, где купеческий класс предпринимателей подвергался как осуждению дворянства, так и русской интеллигенции. Возможно, именно привитому обществом чувству вины за свое богатство мы и обязаны за небывалый расцвет меценатства русского купечества, его помощь стране во время военных действий, огромные суммы на благотворительность. Воспитанное нашей религией и советским укладом жизни отношение к торговле как делу мало почтительному, в чем-то даже грязному, вряд ли могло измениться за 20 лет, хотя отношение к предпринимательству все же достаточно сильно меняется за последнее время в положительную сторону. Таким образом, в нашей стране, чтобы стать успешным предпринимателем, необходимо обладать умением вести практически партизанскую жизнь и лишний раз не маячить перед глазами государственных структур, уметь договариваться с людьми совершенно разных уровней – от грузчиков, которых необходимо порой попросить отработать без зарплаты, до министров, которые не хотят подписывать очередной патент или лицензию. При этом необходимо научиться не только держать удар противника, но и уметь проявлять необходимую гибкость в разговоре. И наконец, обладать ярко выраженной способностью к риску и оптимизмом. При всем этом лидер семейного бизнеса должен обладать выдержанным характером, не поддаваться на манипуляции близких родственников, уметь брать на себя ответственность и принимать абсолютно самостоятельные решения. Именно это дается нашим предпринимателям труднее всего. Мы не умеем, как правило, делать три вещи – правильно планировать, принимать рациональные и взвешенные решения и отвечать за свои поступки. Этому способствует наша правовая неграмотность, неуверенность в завтрашнем дне, постоянная нестабильность. И все же, если вы хотите преуспеть, то первое, что вы должны научиться делать – планировать свою собственную деятельность, поэтапно выстраивать план производства и продаж и придерживаться его как можно точнее. Только так можно не просто сохранить фирму, но и стать по-настоящему преуспевающим бизнесменом. Недостаток планирования приводит к определенным казусам и накладкам в работе. За примером далеко ходить не надо. Однажды мне позвонил директор детского издательства, выпускающего картонные книги для малышей, и обратился с довольно странной просьбой – посодействовать хранению на нашем складе только что выпущенных тиражей. Я удивилась – новый тираж согласно выбранной тактике данного издательства всегда поступал в продажу, и они торопили нас с изготовлением именно новых книг, а не повторов предыдущих. В этот раз он просил придержать три месяца именно такой новый тираж. На мое недоумение он признался, что заказал данный тираж нам и другой типографии, а два тиража одновременно совершенно не помещались на его небольшом по величине складе. Недостаток элементарного планирования привел к замораживанию средств в товарных запасах более чем на полгода, а сумма для издательства была немалая – около 100 000 руб., при том, что оборотных средств у заказчика часто недоставало, и на счету был каждый рубль. Кроме всего остального, ему пришлось дополнительно заплатить нам за хранение книг, т. е. он понес очевидные и достаточно ощутимые для среднего по величине издательства убытки. К таким результатам может привести наше чисто российское нежелание планировать и документировать свою деятельность. И наконец, главное, чему должен научиться по-настоящему успешный владелец семейного бизнеса – любить свое дело и гордиться тем, что оно высокорентабельно, перестать считать прибыль чем-то второстепенным. В предпринимательской среде риск – это плата за прибыльность бизнеса. Чем выше риск – тем большая денежная отдача должна приходиться на каждый вложенный рубль. Поэтому для любого успешного предпринимателя получение денег – главный критерий оценки успешности бизнеса, только научившись уважать себя и свое дело, человек сможет стать настоящим лидером своей кампании и занять первые места в своей отрасли. Нашим предпринимателям для успеха чаще всего не хватает скорее веры в себя и амбициозности, чем умений и капитала. И необходимо помнить, что постоянное развитие и повышение своего кругозора и знаний позволяет не только совершенствовать свои руководящие качества, но и увидеть новые перспективы развития своего бизнеса. Не жалейте сил и денег на самое престижное бизнес-образование для себя и членов вашей семьи, потому что знания часто помогают обрести уверенность в себе. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|