|
||||
|
ГЛАВА 3. С чего начинаем свое дело? 3.1. Как найти свою «нишу» на рынке? Выбор правильной стратегии развития Как только человек решился стать предпринимателем, перед ним встает несколько основных проблем. Чтобы начать любой бизнес, необходимы ресурсы, т. е. основные средства производства, капитал и работники. А самое главное, нужна идея – как, что, в каком количестве и для кого производить, кто будет потреблять вашу услугу или товар, чем ваш товар будет уникален. Все это и называется «занять свою нишу». В наше время повышения конкурентности во всех областях бизнеса именно поиск своего места на рынке становится целью номер один: найти, в чем ты сильнее остальных, что ты и твои близкие могут делать лучше всего, наконец, к чему именно вас тянет, что вам нравится и получается делать. Как это часто бывает в бизнесе, точнее всех оказались американцы, определившие в своем толковом словаре значение термина «ниша» следующим образом: ниша рынка – это «ситуация или вид деятельности, специально предназначенные для чьих-то индивидуальных способностей и характера». В переводе с латинского слово ниша («nidus») означает гнездо, свое маленькое поле для серьезной и успешной игры, для преуспевающего бизнеса. Для чего нужна своя ниша рынка начинающему предпринимателю? Чтобы добиться в бизнесе успеха, ваша фирма и производимый вами товар должны стать узнаваемыми. У вашей услуги, товара должен быть свой устойчивый постоянный круг покупателей или клиентов. Для этого компания должна обрести свое, отличное от многочисленных конкурентов, лицо, найти то свое место на рынке, которое еще свободно или где вы сможете работать успешнее, чем ваши соседи-предприниматели. Только тогда у предприятия появится та стабильность и устойчивость, которая поможет ему активно развиваться и приносить постоянную прибыль. В конечном итоге результат любой коммерческой деятельности – именно получаемая прибыль. При этом приносимый деятельностью доход должен быть больше, чем проценты с вложенных в том же объеме денежных средств на банковский депозит. В противном случае бизнес убыточен, и если показатели не улучшаются со временем, то стоит задуматься над смыслом занятия этим бизнесом в принципе. Именно так развалились у нас множество фермерских хозяйств, так и не найдя выгодных источников сбыта, сопоставимых с производимыми затратами. В тех же хозяйствах, где производитель смог применить техники маркетинга и выйти на покупателя напрямую, минуя посредников, фермерские хозяйства развиваются до сих пор. Вот несколько примеров. Одно частное хозяйство начало очистку и фасовку корнеплодов на манер импортных, закупив специальное оборудование для фасовки. Свою нишу они нашли в ряде супермаркетов, ориентированы они на ту часть населения, которая покупает продукты в круглосуточных супермаркетах и предпочитает хороший сервис и качественный продукт. При этом цена на тот же картофель в супермаркете на порядок выше стоимости обычного картофеля у сельских продавцов на рынке. Постепенно ниша расширилась за счет переориентировавшихся ресторанов и столовых города, которые тоже предпочли дополнительный сервис цене на продукт. Поэтому даже в таком порой кажущемся безнадежным секторе нашей экономики, как сельское хозяйство, хорошие коммерческие идеи приносят неплохой доход, особенно если учесть, что цены на продукты у нас постоянно растут. Ниша рынка по определению не может быть большой, круг покупателей в ней достаточно ограничен, но со своими ярко выраженными устойчивыми потребностями. Именно на удовлетворении этих специфических потребностей и строится малый бизнес. Возьмем обычный пример – сейчас все больше появляется дизайнерских фирм по производству небольших коллекций одежды на определенный тип фигуры с собственной разработкой лекал. Такова уже ставшая известной марка Glance, которая специализируется на производстве модной одежды на российскую женскую фигуру с тонким торсом и покатыми плечами и более тяжелой нижней частью. Именно разница в размере между талией и бедрами не позволяла многим женщинам одеваться на рынке, в магазинах иностранной одежды, у других отечественных швейных фабрик. Торговая марка Glance учла эту особенность и прочно заняла свое место на рынке, найдя свою нишу. Ниша рынка обладает рядом важных характеристик, которые необходимо знать. Это всегда небольшая, но с определенными устойчивыми рамками часть рынка. У постоянных покупателей сложились свои, свойственные только этой группе потребности, которые можно удовлетворить предоставляемым комплексом услуг. Как правило, если вы нашли нишу раньше остальных и успели ее занять, то в ней нет места «опоздавшим» конкурентам, так как для того, чтобы догнать конкурентов, потребуется слишком много времени и денег. Когда мы решили начать выпускать новую кадровую газету, то, проанализировав существующий рынок, пришли к выводу, что за убежавшими далеко вперед газетами («Работа для вас» и ряд других) нам не угнаться. Поэтому переориентировались с газеты, направленной на выпуск вакансий, на газету, посвященную рассказу о самих предприятиях с особенностями их корпоративной культуры, чтобы восполнить информационный вакуум на местном кадровом рынке потенциальных работодателей. По большому счету весь бизнес сводится к продаже товара, услуги или информации. В науке о рынке или маркетинге, если говорить научной терминологией, известно 4 основных способа выделения своей части рынка. Вы можете воспользоваться одним из них, поэтому приведем их все. 1. Целевой маркетинг. Данный подход отличается тем, что в первую очередь вы обращаете внимание на ту часть рынка, которая не охвачена серьезными гигантами отечественной и иностранной промышленности, эта область может быть настолько мала, что не интересна крупным компаниям, но востребована у определенной части клиентов. Например, изготовление визиток требует оперативности, креативности, а количество их всегда небольшое. Заказывать их на полиграфическом комбинате или в крупной типографии невозможно – вот вам и идея для создания салона оперативной полиграфии, где продукция готовится в присутствии заказчика за считанные минуты. Если вам удастся найти среди родственников креативного дизайнера, а ему – угадать вкус и потребности потребителей, то успех вам обеспечен. Неплохой способ при данном подходе вписаться в рынок – интуитивно почуять новые веяния, предсказать появления новых потребностей, которых не было раньше. Так, например, наши победы в хоккее и разрекламированные шоу по фигурному катанию привели к резко возросшей потребности в прокате катков и коньков, к которой оказался не готов наш рынок. И если у вас есть коммерческая жилка, то этой зимой вы могли бы открыть и неплохо развить сервисный центр по аренде и заточке коньков, если уж на ремонт старого заброшенного стадиона у вас не нашлось бы денег. На сегодняшний день можно воспользоваться стремлением россиян к экологически чистым, «домашним» продуктам питания, к чистому воздуху, к тишине и спокойствию в выходной день. Эта ниша у нас совершенно не занята, а потребность день ото дня растет. 2. Второй способ называется вертикальным маркетингом. Вы можете начать выпуск одного или нескольких продуктов собственного производства, например выпуск той же газеты, и постоянно расширять круг своих клиентов в своем или другом сегменте рынка. При этом вы не расширяете ассортимент выпускаемой продукции или оказываемых услуг, а несколько видоизменяете ее за счет меняющихся потребностей рынка, подстраиваетесь под него. Возьмем, например, железнодорожные услуги. Сегодня вы можете выбрать два варианта поездки в купейном вагоне – бизнес-класс и эконом-класс, где цена билета зависит только от спектра оказываемых услуг, а вагоны предоставляются те же самые. Также и с любым товаром. Вы можете начать свой бизнес, взяв обычные ежедневники, которые являются товаром массового производства, и начать переплетать их в натуральную кожу, вот вам и новое изделие со своим потребителем. 3. При выборе стратегии горизонтального маркетинга на рынок выводится любой товар или услуга, который расширяется затем за счет расширения спектра оказываемых клиентам услуг. Например, кадровые агентства зачастую начинают издавать газету с вакансиями, и наоборот. В пример я могу привести наш сегодняшний бизнес. Успешный опыт работы в качестве кадрового центра, с одной стороны, и острая необходимость на рынке в появлении информации о кадровой политике предприятий города, с другой, подвели нас к идее выпуска своей собственной газеты, посвященной актуальным вопросам трудоустройства: где повысить свое образование, какую компанию выбрать, как правильно пройти собеседование. При выборе горизонтальной ниши надо быть готовым к тому, что вам прийдется все время расширять выпуск продукции или предоставлять все больший спектр оказываемых услуг. Например, взять огромные супермаркеты, которые торгуют в одном торговом зале и продовольственными, и промышленными товарами, или мини-пекарню, присоединившую к своему производству хлебобулочных изделий кондитерский цех. Если вы выбрали горизонтальную нишу, то вам прийдется постоянно искать новые ниши, менять их, формировать свой «куст ниш» для повышения выживаемости и устойчивости предприятия. Ниша может исчерпать себя, тогда можно переключиться на другие освоенные и занятые ниши. Пример – все та же маленькая типография моего знакомого. Он начинал с производства различных малотиражных брошюр и бланков для местного полиграфического рынка. Когда конкуренция на этом рынке стала слишком сильной и его конкуренты стали попросту демпинговать, он перешел в заблаговременно освоенную им нишу по производству книг в твердом переплете, это производство оказалось пока не «по зубам» его коллегам, и он снова прочно занимает устойчивую рыночную позицию. При этом те партнеры, которые делают у него свои книги, порой отдают ему на изготовление весь спектр полиграфической продукции, несмотря на то, что у конкурентов цена ниже. При выборе горизонтальной ниши нужно помнить, что вашей стратегией поведения на рынке станет производство огромного спектра различных изделий для достаточного небольшого количества потребителей. Именно в диверсификации производства и заключается смысл горизонтальной ниши. При поиске своего места на рынке один из главных залогов успеха – умение определять потребность потребителей, при этом она должна быть достаточно созревшей, востребованной, выросшей. После того как эта потребность осознанна, вы можете предложить потребителю свой уникальный способ ее удовлетворения, решения проблем потребителя. Например, раньше кадровое агентство просто подыскивало персонал работодателю, направляя к нему незанятую часть населения. Сегодня многие кадровые центры предлагают психологическое тестирование персонала, обучение, коучинг, ищут свои нетрадиционные методы поиска и подбора персонала, так как простое направление незанятых людей не способно удовлетворить потребность работодателя в квалифицированных и лояльных сотрудниках. И чем быстрее справляется агентство с этим подбором, чем качественней оказанная услуга, тем более успешно оно сможет работать в новых рыночных условиях с жесткой конкуренцией и получать большую прибыль. Пучковый маркетинг строится на удовлетворении всех нужд постоянных клиентов и расширении спектра оказываемых услуг при появлении новых потребностей у этих же клиентов. Так, например, в полиграфии теперь зачастую оказывают услуги по верстке книг, по реализации готового тиража, изготавливают вместе с крупным тиражом дополнительную малотиражную продукцию (подарочные экземпляры с лессе и в суперобложках, рекламные листовки, календари, плакаты). Вашим ноу-хау вполне может стать любая комбинация из трех компонентов: изделие, информация, услуга. Важно правильно определиться в оценке рыночного потенциала вашей бизнес-идеи, чтобы бизнес приносил достаточно прибыли. При организации собственного бизнеса важно помнить – дело обязательно должно приносить прибыль, иначе это можно назвать хобби, делом для души или как-то иначе, но не бизнесом. И прибыль должна быть в размере большем, чем стоимость денег на рынке. Только тогда ваш бизнес можно назвать успешным, иначе вы могли бы положить деньги в банк и спокойно жить на дивиденды с вложений. Итак, первым делом определите, какой из пяти маркетинговых подходов к поиску ниши рынка наиболее соответствует вашим конкурентным преимуществам. Чтобы правильно найти свою нишу, соберите семейный совет, проанализируйте, какие уникальные знания, навыки, умения есть у вас и ваших родных. Вполне возможно, что у вашей дочери уникальный дизайнерский талант, а жена неплохо шьет – тогда вы вполне можете открыть салон свадебной или молодежной моды. А может, у одного из ваших родственников уникальный дар готовить экзотические блюда, например столь популярные сегодня суши-ролы, и вы можете открыть небольшой японский ресторанчик. Проанализируйте, каким образом вы можете совместить эти таланты с выбранным вами подходом к поиску ниши рынка. Третье – посмотрите на конкурентов в выбранном вами сегменте и потенциальных покупателей, чтобы предсказать их возможное поведение на рынке при вашем появлении. Определите потенциальную емкость в выбранной нише рынка и сопоставьте ее с точкой безубыточности вашего бизнеса (о том, как ее рассчитать, речь пойдет в главе «Бизнес-план»). Вполне возможно, что в вашем районе живет 30 000 человек, но только 1/10 из них является молодежью. И весьма вероятно, что они просто не смогут заказать вам необходимое количество, например, свадебных платьев, чтобы вы удержались на плаву. Итак, для правильного определения вашего места на рынке проведите анализ современного состояния рынка и его изменений, проследите за конкуренцией, ее ростом или ослаблением. Выявите свои сильные стороны, которые и станут вашими конкурентными преимуществами, и хорошо просчитайте потребность рынка в вашем продукте или услуге, чтобы не производить заведомо никому не нужный товар. Вторым необходимым ресурсом для создания собственного бизнеса являются работники или, как принято сейчас говорить, «human resources» Если вы открываете семейный бизнес, во многом для вас этот вопрос решен – вы привлекаете близких родственников и в крайнем случае дальних родственников и хороших знакомых. При этом трудоустройство идет по знакомству, но в любом случае поиск работников для вас перестает быть проблемой. 3.2. Где взять бизнесмену «стартовый капитал»? Современные формы кредитования и инвестирования бизнеса И наконец, третья проблема, наиболее серьезная для сегодняшнего начинающего предпринимателя, – это поиск стартового капитала. Хотим ли мы открыть свой магазин, ателье, типографию, желаем ли шить, торговать, печатать, в любом деле важны финансы, без денег не откроешь никакого, даже самого малого бизнеса. Нужно снять офис, купить необходимую оргтехнику (хотя бы самые обычные факс, компьютер, ксерокс). Если вы открываете производство, нужны станки, машинки, нужно платить наемному персоналу. Недавно у моих знакомых возникла идея организовать свою небольшую типографию, и мы посчитали, сколько для открытия нужно денег. На две простейшие печатные машины, которые им отдавали опять же знакомые по «нерыночно» низкой цене, на отделочное оборудование, резак, съем производственного помещения требовалось больше 100 000 рублей. А через месяц – еще не менее 50 000 рублей, которые в первый месяц они просто не смогли бы заработать. Итого, на момент начала своего дела моим знакомым требовалось не менее 150 000 рублей. Как показывает статистика, эта сумма разнится по регионам. Стандартная потребность средней московской фирмы колеблется в пределах от 190 до 300 тыс. рублей. При этом деньги нужны быстро, на достаточно короткий (до года) срок, без лишней волокиты и проволочек, выматывающих нервы и убивающих энтузиазм будущих владельцев своего дела. Согласитесь, далеко не у каждой семьи лежит в запасе такая сумма. Остается – брать в долг. Попробовать можно с лизинга – так на финансовом языке называют получение в аренду оборудования, инвентаря, автотранспорта. К сожалению, достаточно длительное время лизинг предоставлялся только фирмам, просуществовавшим на рынке более 6 месяцев, или под значительные гарантии. Но сейчас, с развитием различных вариантов кредитования, лизинг может взять и начинающее предприятие. Для получения оборудования в лизинг необходимо заплатить первоначальный взнос – 30 % от его стоимости. Остальные суммы вы начинаете выплачивать уже со следующего месяца, но при этом арендодатель прекрасно понимает, что если вы берете промышленное оборудование под производство колбасы, то деньги у вас пойдут не через месяц, а не раньше чем через квартал. Сегодня компании, предоставляющие услуги лизинга, идут на предоставления отсрочек по первым платежам, особенно при предоставлении дополнительных гарантий в виде переуступок прав на аренду, поручительств сторонних организаций или залога. Главное отличие лизинга от кредита в банке – ориентирование на будущий доход арендатора, а не на настоящую платежеспособность. В крайнем случае, если производство продукта у вас так не получится, собственник оборудования может его передать в пользование другому арендатору или сдать в дилерские компании при производителях оборудования для реализации машин на вторичном рынке. Именно такая система складывалась не одно десятилетие на западе, что позволило сделать лизинг одним из активно используемых источников финансирования start-up компаний. В лизинг можно брать любое оборудование – от компьютеров и факсов до целых производственных комплексов. При этом лизинг может быть как краткосрочным (на период до 1,5 лет), так и длительным по времени (до 3 лет), как с передачей права собственности после полного выкупа оборудования (при финансовом лизинге), так и без этого права (при оперативном). На сегодняшний день правила предоставления лизинга примерно следующие – 15 дней рассматривается заявка, запрашивается стандартный 30 %-ный задаток от стоимости оборудования и определенные учредительные документы для рассмотрения. Удобнее и выгоднее всего воспользоваться лизингом, если оборудование вам нужно на время, например у вас сезонный бизнес (вы занимаетесь продажей дешевых автобусных туров к морю с июня по сентябрь, именно так вы подписали контракт с несколькими черноморскими базами отдыха). Тогда к чему вам закупать компьютер, факс, ксерокс и другую оргтехнику – гораздо дешевле их взять в лизинг, тем более что компьютеры устаревают со скоростью света, и на следующий год для работы обычного процессора со встроенным модемом будет явно недостаточно, понадобится усовершенствованный вариант со скоростным выходом в интернет. Часто именно по такому принципу берутся в краткосрочный лизинг автобусы или другой транспорт теми же туристическими фирмами, это оказывается гораздо выгоднее, чем держать собственный парк машин. Самым популярным источником финансирования бизнеса по-прежнему остаются коммерческие банки. В любом городе их сейчас великое множество, как местных, небольших, так и федеральных, открывающих свои филиалы по всей стране. Всего, если верить прессе, на сегодняшний день в стране действует более 1100 различных банков. Но и при этом великом множестве различных банков достаточно трудно бывает порой найти тот самый, который согласится-таки кредитовать частный малый бизнес. Одни ориентированы исключительно на своего «внутреннего потребителя», другие имеют дело только с «середнячками» и «крупняками». Оставшиеся розничные банки, ориентированные на расширение своей клиентской базы, и являются основным источником получения денег на открытие и развитие малого, или семейного, бизнеса. Правда, и эти банки больше любят потребительские кредиты и менее охотно кредитуют предпринимателей. И на финансирование потребностей частных фирм идут подчас те деньги, которые остаются после кредитования покупок квартир, дач, автомобилей, видеотехники и развлечений. Надо заметить, что за последние два года многое изменилось во взаимоотношениях банков и предпринимателей. Сегодня банки стали гораздо лояльнее, мягче и доверительней относиться к малому и среднему бизнесу, сильно сократили сроки рассмотрения заявок, уменьшили число подаваемых документов, стали выдавать ссуды без залога, под поручительство. И все же необходимое требование для получения кредита – фирма уже должна существовать какое-то время на рынке. А если деньги нужны именно под открытие бизнеса? Тогда прийдется оформлять кредит на частное лицо под залог машины, второй квартиры или другой недвижимости. Отрадно, что в последнее время наше правительство начало хоть какую-то поддержку развития малого и среднего бизнеса, а именно таковым, по преимуществу, и является бизнес семейный. В этом случае можно воспользоваться фондами поддержки малого бизнеса. Но они развиты в основном в Москве и Санкт-Петербурге. В этих городах в рамках проектов поддержки малого предпринимательства можно получить кредиты под поручительство фондов. Следующее, что можно посоветовать начинающему предпринимателю – поискать региональный бизнес-инкубатор. Он организовывается при реализации программы поддержки мелкого и среднего бизнеса местными властями и создан для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности (предприятие должно работать не более года). Зачастую он предоставляет в аренду нежилые помещения с полным спектром офисных услуг. Таким образом, можно решить основную проблему – где и на что начать работать. Правда, если вы решили начать свой бизнес с открытия производства, то такой инкубатор вряд ли вам сильно поможет. Среди открывающих свое дело предпринимателей по-прежнему популярным остается старый способ – попросить денег у тех же родственников и знакомых, желательно под небольшой процент. В России, по данным статистики, до 90 % начинающих свое дело компаний и до 75 % индивидуальных предпринимателей берут в долг у близких, знакомых и друзей. Ростовщичество, как и в старые добрые времена, в нашей стране по-прежнему живо. Если вы обладаете изрядной долей настойчивости и даром убеждения, то можно попробовать открыть дело и без стартового капитала, например в области торговли. Как я не раз подчеркивала и буду еще не единожды упоминать, главное при строительстве своего бизнеса (большого или маленького) – это формирование взаимного доверия и с вашим персоналом, и с партнерами, и с клиентами, и с поставщиками. В идеале даже конкуренцию можно превратить в доверительные кооперационные отношения, если, разумеется, вы не производите совершенно аналогичную продукцию, что бывает не столь часто. Правильное определение своей ниши и именно своего клиента поможет создать базу для формирования доверия и партнерских отношений даже с теми, кто на первый взгляд казался вам конкурентом. Предположим, у вас с конкурентами два одинаковых ателье по пошиву театральных костюмов. Вы с ним бьетесь за одних и тех же клиентов, но поддерживаете добрососедские отношения. И вдруг в городе случается городской карнавальный фестиваль. Клиенты обрушиваются на одного из вас, но он добровольно передает часть клиентов конкуренту, прекрасно понимая, что сам не может справиться собственными силами в срок. В прибыли остаетесь вы оба, нет недовольных клиентов, которым сорвали сроки, поэтому они могут стать вашим постоянным партнерами. Второе ателье в свою очередь окажет вам подобную услугу в другой раз, когда ситуация сложится в его пользу, а у него не хватит ресурсов справиться с резко возросшим спросом. По крайней мере, это принято в том издательском и полиграфическом бизнесе, в котором работала я, и в проигрыше от таких добрососедских отношений никто не оставался. Взаимообмен товарами и потенциальными покупателями, оказание поддержки друг другу денежными средствами – востребованная потребность сегодняшнего рынка, когда помощь государства столь мала, а налоги и иностранная конкуренция настолько сильны, что порой единственный шанс сегодняшнего мелкого предпринимателя выжить – это кооперирование в различные фонды и ассоциации со столь же мелкими предпринимателями. Скооперировшись, вы можете претендовать на скидки, снизить транспортные расходы, даже преодолеть мздоимство чиновников. И если вам удастся построить доверительные отношения, считайте, что львиная доля успеха вам обеспечена. Итак, финансовый механизм, позволяющий это сделать, носит название коммерческого, или товарного, кредита. Рассмотрим, что это такое. Вы открываете магазин или мини-пекарню, а ликвидности, т. е. попросту говоря, наличных денег, не хватает. Можно взять товар в долг. При этом при благонадежности вашего бизнеса, при правильно построенных переговорах с поставщиками они вполне могут отпустить вам товар или расходные материалы для производства в долг, под «честное слово», под расписку, под вексель. Это и есть товарный, или коммерческий, кредит. В первых двух случаях, как правило, товар вам обходится без дополнительных процентов за предоставление отсрочки платежа. В третьем случае – и срок предоставления отсрочки дольше, и ваши затраты на привлечение и пользование чужими денежными средствами выше. При выдаче векселя вы оговариваете, какой процент за отсрочку платежа вы платите. В любом случае вексельная программа выгоднее, чем любой банковский кредит, и требует гораздо меньше усилий и времени от предпринимателя, что очень ценно в бизнесе, где время – деньги. Воспользоваться им могут все (от крупного предприятия до маленького магазинчика). Главное – не затягивать отсрочку платежа до бесконечности. Иначе и доброе имя потеряете, что в наших условиях взаимных договоренностей, бартера и отсрочки оплаты по принципу «поверю на слово» – конец для вашего небольшого бизнеса или по крайней мере приличные убытки. Тогда как вовремя отданные деньги дадут вам возможность дополнительных товарных кредитов, упрочат вашу репутацию на рыке как солидного партнера. В следующий раз вам предоставят кредит на более длительный срок и без дополнительных процентов за отсрочку платежа по товару. В свое время, когда мы организовывали свой первый семейный бизнес (торговую сеть продуктовых магазинов), мы постоянно пользовались подобным коммерческим кредитом. При этом мы использовали товарный кредит и официально – с дополнительным процентом за отсрочку в 10 дней, это в торговой терминологии называлось «отдать на консигнацию». Отдавали нам товар и под «честное слово», тогда кредит варьировался от 2 до 4 дней, иногда нам предоставляли свою продукцию на полную реализацию: многие фирмы, закрепляющие свои позиции на местном рынке, охотно шли на это, а за первый год работы создалась репутация пусть мелкого, но надежного партнера. Подобное лавирование позволило нам создать достаточно широкий ассортимент в нашем магазине и быстро поднять выручку, не стало острой проблемы с нехваткой наличных денег. В сегодняшней нашей фирме мы также прибегаем к такой форме финансирования, получая с отсрочкой необходимые нам канцелярские материалы, рекламу в газетах и на телевидении. Мы широко используем товарный кредит и ценим его за доступность, гибкость, быстроту получения, простоту оформления и небольшие проценты, но очень важно постоянно помнить, что злоупотребление этим источником может привести к падению рейтинга кредитного доверия к фирме и в дальнейшем послужить поводом к продаже товаров фирме по повышенным ценам. Поэтому, используя этот вид финансирования, мы со всей тщательностью относимся к своим обязательствам по погашению задолженности в срок. Очень удобной формой кредитования для малого и среднего бизнеса, как существующих на рынке, так и начинающих, является вексель, на котором хотелось бы остановиться подробнее. Вексель был в широком ходу в дореволюционной России, но сейчас незаслуженно забыт. Итак, что такое вексель, когда он выдается? Как известно, честное слово хорошо, но официальная бумага лучше. Самоубийств из-за карточного долга у нас после 1917 года практически не случалось, да и девиз купечества «выгода превыше всего, но превыше ее честь» тоже оказался утраченным и забытым. Поэтому бумагу мы все же ценим порой больше и часто открытому счету, а именно такое название в экономической науке получил товарный кредит без документального оформления, предпочитаем более надежное письменное обязательство. Вексель – долговое обязательство, в котором должник обещает погасить взятую в долг сумму через определенный, прописанный в векселе срок. При этом часто в векселе указывается и процент, который должен заплатить должник за предоставленный кредит. Оформляются векселя на специальной бумаге. Векселя могут быть двух видов – простыми, выписываемыми самим должником, и переводными, выписываемыми кредитором. Вексель в дальнейшем может передаваться от одной фирмы к другой посредством передаточной надписи. Такая ценная долговая бумага остается и на сегодняшний день одной из самых удобных и быстрых форм финансирования. Мы до недавнего прошлого широко применяли векселя, хотя определенные трудности и нюансы есть и при использовании этого источника финансирования. Дело в том, что их очень часто подделывают, а проверить подлинность подписей на этих ценных бумагах бывает достаточно трудно. Подложные векселя стали довольно широким рыночным «инструментом» на современном рынке. Такие бумаги получили почетное название «бронзовых векселей» и послужили причиной того, что удобный финансовый инструмент сошел сегодня практически на нет. Но, повторяю, использовать его при сформированных отношениях с партерами можно. Еще одно, что ограничивало нас в использовании векселей – они оформляются на специальных бланках, а их надо специально закупать. И все же гораздо проще выписать вексель, чем получить ссуду или займ. Поэтому, если у вас острая необходимость в денежных средствах, вы вполне можете воспользоваться этим средством платежа. В любой момент держатель векселя может перепродать его третьему лицу и получить деньги с определенным процентом, так что векселя при всем их удобстве являются высоколиквидным денежным средством. Финансовым источником развития нашего бизнеса долгое время служила наша собственная чистая прибыль, а также «пивные деньги» нашего представительства. После многолетнего опыта я могу сказать: если вы хотите добиться развития бизнеса, его роста, любыми способами ищите «дешевые деньги», так как проценты наших «частных инвесторов» порой нас просто «убивали», и мы старались как можно быстрее отдать не только проценты, но и сами занятые суммы. А альтернативой таким «доброжелателям» на сегодняшний день могут стать как фонды поддержки малого бизнеса, так и коммерческие банки. Правда есть еще один вариант, и однажды мы тоже им воспользовались – привлечь в совладельцы состоятельного, заработавшего на Севере или в Сибири определенные деньги человека, назначить его управляющим в какой-либо торговой точке и попросить за вход в бизнес «финансового вливания» на пользу делу, под будущие, так сказать, проценты с прибыли. Но это опасно частичной утратой семейного контроля над своим бизнесом. Таким образом, у любого финансового источника есть своя цена, которую вы должны знать, прежде чем остановить свой выбор на том или ином виде финансирования своего дела. Успешные бизнесмены нередко делились со мной рецептами своего преуспевания. Владелец одной небольшой, но активно развивающейся типографии на мой вопрос, как удалось ему так быстро (за три года) оснастить свой производственный цех всем необходимым оборудованием и даже закупить новую печатную машину, стоившую больше миллиона, ответил «А я брал кредиты. Под квартиру, гараж, машину, закладывал все, что мог – и покупал оборудование. За полгода его окупал, только трудиться приходилось без выходных, сам был и продажником, и печатником, жена – бухгалтером, брат – наладчиком. Но мы поднялись. За год отдавали кредит и брали новый – докупали все необходимое. А начал я со стареньких машин – теперь-то я их уже продал, и не без выгоды, а одна вон осталась, и как память, да и послужит еще». «И неужели ты вот так не боялся все заложить. А вдруг бы все потерял, прогорел, остался без крыши на головой?» – удивилась я. «Удача смелых любит. Чтобы чего-то добиться, надо рискнуть, порой даже всем, что есть». И я полностью согласилась с ним – передо мной был результат в виде готовой, полностью оборудованной типографии. Но далеко не каждый из нас может поступать так авантюрно, полагаясь только на собственное трудолюбие и удачливость. Таким образом, резюмируем. Мы можем выбрать следующие источники получения стартового капитала: коммерческие банки, некоммерческие фонды поддержки бизнеса, частные «инвесторы» или местные ростовщики, те же родственники, привлечение соучредителей или совладельцев, получение товара в кредит, на полную или частичную реализацию. Какой из способов лучше – решать надо в каждом конкретном случае индивидуально, просчитав стоимость привлекаемого капитала для выбора наиболее оптимального варианта. И наконец, мы подошли к самому интересному и самому молодому источнику финансирования стартового бизнеса – венчурному, или по-русски рискованному, кредитованию. Этот способ возник в недалеком прошлом, в 70-х гг. прошлого столетия, в Америке, первооткрывательнице очень многих бизнес-идей. Первые венчурные российские фонды были созданы еще в 1994 году, но полноценное венчурное финансирование начало развиваться при поддержке российского и столичного правительства совсем недавно – с 2006 года. При этом подчеркивается, что получить инвестирование из созданного фонда смогут не только созданные и развивающиеся предприятия, но и «нулевые» или только что созданные. Что такое венчурное финансирование, в чем его привлекательность для семейного бизнеса? Прежде всего, для получения инвестиций в венчурном фонде достаточно бизнес-идеи, а по большому счету у начинающего предприятия больше ничего и нет, активы еще не накоплены, прибыли нет, в залог зачастую отдавать нечего, а получить поручительство хлопотно и не всегда возможно. Тогда на помощь и приходят так называемые «бизнес-ангелы», или инвесторы, у которых есть дополнительные деньги, которые они вкладывают в новые высокотехнологичные предприятия, обладающие научно-техническим потенциалом, запатентованными научными разработками или уникальными открытиями, высоким потенциалом роста и развития. Венчурное финансирование всегда в достаточной степени рискованное и осуществляется новым акционером на свой страх и риск, без каких-либо гарантий возврата средств. В этом его принципиальное отличие от банковского капитала. Т. е. ваш стратегический партнер вкладывает в ваш бизнес определенную часть денег, но при этом не выкупает контрольного пакета и зачастую совершенно не участвует и не настаивает на участии в управлении предприятием, оставляя это полностью в руках собственника бизнеса. В этом его безопасность для хозяина бизнеса. Но так как риск невозврата денег в данном случае велик, то и отдача бизнеса должна быть весомой – не менее 30–40 % годовых. Шанс получить подобное инвестирование увеличивается при правильно составленном бизнес-плане и проведенных переговорах с будущими инвесторами. При этом финансирование происходит только после завершения строгого отбора, который выявляет наиболее перспективных в плане развития партнеров. В дальнейшем инвесторы, напрямую не касаясь управления бизнесом, всячески помогают советами и консультациями, так как не менее собственников заинтересованы в высокой отдаче на вложенные инвестиции. Это еще одно преимущество венчурного финансирования перед банковским кредитом. И наконец, здесь нет процентов, нет обязательного остатка на счетах, инвесторы участвуют вместе с вами в вашем деле, и если дело разваливается, то вы не оказываетесь должны венчурному инвестору. Правда, если выигрываете, то достойно вознаграждаете источник финансирования, это определяется долей предоставленных венчурным фондом финансовых средств в капитале фирмы. Срок кредитования длится от 3 до 7 лет. Еще одно неоспоримое преимущество венчурного кредитования – как правило, инвесторы, заинтересованные в быстром развитии бизнеса, не требуют ежегодной выплаты дивидендов, а всю прибыль реинвестируют в производство. Что может позволить компании успешно выиграть конкурс на венчурное финансирование. Запомните несколько правил отбора. Учтите, что если вы и ваш бизнес соответствуют следующим пяти характеристикам, то ваш шанс на успех увеличивается в несколько раз: – ваш новый бизнес, безусловно, обладает высоким потенциалом роста; – у вас есть сложившийся коллектив, готовый отдать все свои силы на достижение цели любого предприятия – роста его прибыльности; – вы способны убедить инвесторов в вашей заинтересованности и полной готовности начать свой бизнес и победить в конкурентной борьбе; – вы прекрасно позиционируете себя на рынке, зная сильные и слабые места своих потенциальных конкурентов; – вы умеете договариваться с людьми и находить с ними точки соприкосновения. Помните, что инвестор – тот, кто участвует в вашем рискованном предприятии своими деньгами с вами на равных. Поэтому доверие и вера в успех здесь просто необходимы. Начинающий бизнес – самый рискованный, поэтому и деньги в него вкладывают только под самые убедительные бизнес-проекты с большим потенциалом роста. Как правило, венчурное кредитование получают научно-производственные объединения, нацеленные на выпуск нового продукта, высоко востребованного на рынке. Таким образом, в данной главе мы рассмотрели главные предпосылки успешного начинания дела – от определения своего места на современном рынке и до нахождения источника финансирования. Но любая идея требует конкретизации и реализации. Именно эту задачу и решает бизнес-план, которому будет посвящена следующая глава пособия. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|