|
||||
|
1. Предмет и задачи курса 1.1. Сущность стратегического менеджмента
Менеджмент заключается в определении: — «где мы находимся?», — цели нашей деятельности («куда мы идем?»), — возможных путей ее достижения («как идти?»), — критериев выбора оптимального пути, — конечного результата («куда пришли?»), — разницы целей и результатов для использования этой информации в дальнейших циклах управления. Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании. Содержанием стратегического менеджмента являются: — определение назначения и главных целей бизнеса фирмы, — анализ внешней среды фирмы, — анализ ее внутренней обстановки, — выбор и разработка стратегии на уровне СЗХ, фирмы, — анализ портфеля диверсифицированной фирмы, — проектирование ее организационной структуры, — выбор степени интеграции и систем управления, — управление комплексом «стратегия — структура — контроль», — определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности, — обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании, — совершенствование стратегии, структуры, управления.
Все это отражено на рис. 1. Рис. 1. Содержание стратегического менеджмента1.2. Основные требования к стратегическому менеджеру Для того, чтобы конкурировать в сложной и быстроизменяющейся сегодняшней обстановке, фирма должна определиться с теми, кто управляет разработкой стратегии — стратегическими менеджерами. Их задача — обеспечение деятельности всей организации по определенному направлению (часто их называют комплексными менеджерами). Они отличаются от функциональных менеджеров, которые обеспечивают реализацию отдельных функций бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет) и занимают уникальное положение в компании, управляя всей организацией в стратегическом смысле. По мнению Дениса Шевчука (www.deniskredit.ru), наиболее удачливые стратегические менеджеры должны обладать следующими качествами: — быть хорошо информированы, — уметь управлять своими временем и энергией, — быть хорошими политиками (создателями консенсуса), — они не должны быть, как эксперты, «зациклены», — способностью продвигать программу в частных направлениях. Хорошая информированность предусматривает возможность принятия широкого диапазона управленческих решений на разных уровнях управления. Менеджеры должны создать сеть источников информации в различных частях организации, что даст им возможность оставаться в пределах оперативных реальностей. Они должны уметь распределять свое время и энергию среди различных дел, решений или проблем. Они должны знать, когда надо делегировать ответственность, а когда надо включаться в частное решение. Хороший политик должен обладать искусством достижения консенсуса на основе своих идей, а не давить своим авторитетом для их продвижения. Он должен действовать как член или лидер коалиции, а не как диктатор. Изменяющийся мир требует от стратегического менеджера определенной гибкости. Он должен быть готовым к маневру и адаптации к складывающийся обстановке. Это не означает, что фирма должна действовать без определенных целей, но надо быть готовым к их корректировке. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|