• 5.1. Место и содержание отраслевого и конкурентного анализа
  • 5.2. Определение доминирующих в отрасли экономических характеристик
  • 5.3. Основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли
  • 5.4. Анализ конкурентных сил, действующих на фирму
  • 5.5. Оценка конкурентных позиций и возможных действий соперничающих компаний
  • 5.6. Определение ключевых факторов конкурентного успеха
  • 5.7. Обобщение отраслевого и конкурентного анализа
  • 5. Отраслевой и конкурентный анализ

    5.1. Место и содержание отраслевого и конкурентного анализа

    Целью ситуационного анализа является выявление тех черт внутренней и внешней сред компании, которые наиболее выпукло влияют на стратегическое видение и возможности компании. Внимание при этом концентрируется на получении четких ответов на хорошо определенный ряд вопросов по стратегии. Затем эти ответы используются для формирования четкой картины стратегической ситуации компании и определения альтернатив ее стратегических действий.

    Методы стратегического ситуационного анализа компании одиночного бизнеса в дальнейшем во многом используются и для анализа стратегии диверсифицированной компании.

    Отраслевой и конкурентный анализ обычно используется для анализа внешней ситуации (макроокружения) компании одиночного бизнеса. Ситуационный анализ касается ближайшего окружения фирмы (микроокружения). На рис. 8 представлена структура стратегического анализа для компании одиночного бизнеса. Логическим выходом стратегического анализа компании является оценка альтернатив для выбора стратегии. Таким образом, этот анализ — отправная точка процесса формирования стратегического плана.

    Рис. 8. От ситуационного анализа к стратегическому выбору

    Отрасли сильно различаются между собою, и методика анализа должна это учитывать (подробнее в книге Шевчук Д. А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006). Конструкция отраслевого и конкурентного анализа должна позволить получить ответы на следующие вопросы:

    — Какие экономические характеристики имеют главное значение для отрасли?

    — Что является движущей силой изменений в отрасли и какое влияние они имеют?

    — Какие конкурентные силы действуют в отрасли и насколько они сильны?

    — Какие компании занимают сильные/слабые конкурентные позиции?

    — Кто будет действовать в дальнейшем в конкуренции сходным образом?

    — Какие ключевые факторы будут определять конкурентный успех или поражение?

    — Насколько привлекательна отрасль в перспективе получения прибыли выше средней?

    5.2. Определение доминирующих в отрасли экономических характеристик

    Обычно к ним относят:

    — размеры рынка;

    — области конкурентного соперничества (локальная, региональная, национальная, глобальная);

    — скорость роста рынка и стадия жизненного цикла отрасли;

    — число соперников и их относительные размеры, степень концентрации;

    — число покупателей и их относительные размеры;

    — превалирование передней или задней интеграции;

    — легкость входа и выхода;

    — степень дифференциации продуктов/услуг соперничающих фирм;

    — уровень технологических изменений в процессе производства и в новых продуктах;

    — влияние экономики на масштабы производства, транспортировку, маркетинг;

    — является ли степень использования производственных мощностей критичной в достижении низкоценовой эффективности производства;

    — наблюдается ли в отрасли сильная зависимость стоимости единицы продукции от кумулятивной величины объема производства;

    — требования к капиталу;

    — прибыльность в отрасли выше или ниже средней в экономике.

    Целесообразно составить «портрет» отрасли по этим характеристикам и затем его проанализировать. Для этого в табл.5.1. приведены данные по стратегической важности отдельных экономических характеристик.

    Таблица 5.1 Стратегическая важность ключевых экономических характеристик отрасли

    5.3. Основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли

    Обычно к их числу относят:

    1. Изменения в долговременной скорости роста (оно сильно влияет на решения об инвестициях, степень притягательности для новых фирм. Сдвиги в скорости роста нарушают баланс между отраслями поставляющими и покупающими, входом и выходом).

    2. Изменения в том, кто покупает товары и как они используются (эти сдвиги создают новые возможности, которые не должны быть упущены, но и требуют перестройки фирм — например создания служб сервиса и т. д.).

    3. Инновации в продуктах.

    4. Технологические изменения.

    5. Маркетинговые инновации (новые методы продаж, дифференциация продуктов, стоимостная дифференциация).

    6. Вход или выход главных фирм в отрасли.

    7. Увеличение глобализации в отрасли.

    8. Изменения в стоимости и эффективности.

    9. Переход потребителей к дифференцированным товарам от стандартных.

    10. Влияние законодательных изменений.

    11. Изменение социальной, демографической обстановки и стиля жизни.

    12. Снижение неопределенности и риска в бизнесе.

    5.4. Анализ конкурентных сил, действующих на фирму

    Этот анализ делается с целью идентифицировать благоприятные возможности и опасности, с которыми может встретиться фирма в отрасли.

    Портер предложил для этого модель пяти сил (рис. 9). Он аргументировал эту модель тем, что чем выше давление этих сил, тем меньше у существующих компаний возможности увеличивать цены и прибыль. Ослабление сил создает благоприятные возможности для компании. Компания, изменив свою стратегию, может воздействовать на эти силы в свою пользу.

    Риск входа потенциальных конкурентов (первая сила Портера) создает опасность прибыльности компании. С другой стороны, если этот риск мал, компания может повышать цену и увеличивать доходы. Конкурентная сила этого фактора сильно зависит от высоты барьеров входа (стоимости входа в отрасль). Имеется три основных источника таких барьеров:

    — лояльность к торговой марке покупателей (входящие компании должны перекрыть это значительными инвестициями);

    — абсолютное преимущества по издержкам (более низкие издержки производства обеспечивают существующим компаниям существенные преимущества, которые трудно достичь новым компаниям);

    — экономия на масштабе (это преимущество ассоциируется с большими компаниями). Она связана со снижением издержек при массовом производстве стандартизированной продукции, скидками при больших закупках сырья, материалов и комплектующих, снижением удельных расходов на рекламу и т. д. Все это создает значительные трудности для компаний, начинающих производство.

    Второй конкурентной силой по Портеру является соперничество существующих в отрасли компаний. Здесь следует выявить влияние трех факторов:

    — структуру отраслевой конкуренции,

    — условия спроса,

    — высоту барьеров выхода в отрасли.

    Рис. 9. Модель «пяти сил» Портера

    Структура отраслевой конкуренции зависит от степени консолидации в отрасли (фрагментарная ли она, имеются условия олигополии или монополии). Фрагментарная отрасль представляет потенциально больше угроз, чем благоприятных возможностей, т. к вход в такие отрасли сравнительно легок.

    В консолидированных отраслях компании, как правило, большие и независимые. Таким образом, конкурентные действия одной компании прямо воздействуют на рыночную долю конкурентов, вызывая их ответные действия и раскручивая спираль конкуренции. Возможности таких компаний вести ценовую войну представляют главную конкурентную угрозу. В этом случае компании стремятся конкурировать по качественным отличительным преимуществам, т. е. конкурентная война ведется с позиций лояльности к торговой марке и минимизации вероятности ценовой войны. Успех такой тактики зависит от возможностей в отрасли дифференциации продукции.

    Рост спроса в отрасли ведет к умеренной конкуренции при обеспечении больших возможностей для экспансии. Спрос растет вместе с рынком, компании могут увеличить скорость возврата инвестиций, и это делает компанию более привлекательной. Наоборот, снижение роста вызывает большую конкуренцию, компании могут отобрать рынки сбыта только у других компаний. Таким образом, уменьшение спроса — главная опасность увеличения конкуренции.

    Барьеры выхода являются серьезной опасностью, когда спрос в отрасли падает. Барьеры выхода являются экономическими и эмоциональными факторами, которые удерживают компанию, даже если доходы малы. В результате появляются излишние производственные мощности, что ведет к интенсификации ценовой конкуренции, т. к. компании сбрасывают цены, пытаясь использовать простаивающие мощности.

    Обычно барьеры выхода включают следующие обстоятельства: — инвестиции в оборудование не имеют альтернатив их использования и, если компания оставит отрасль, их надо списывать; — высокая фиксированная стоимость выхода из-за выплат увольняемым рабочим; — эмоциональное тяготения к отрасли; — стратегические взаимоотношения между СЗХ, например, соображения синергизма или интеграции между ними; — экономическая зависимость от отрасли: например если компания недиверсифицирована, она вынуждена остаться в отрасли.

    Между отдельными факторами конкуренции существует определенная взаимосвязь (табл.5.2).

    Таблица 5.2 Спрос и барьеры выхода как аргументы благоприятных возможностей и угроз в консолидированной отрасли

    Силы конкуренции, действующие на фирму в отрасли, эволюционируют в течение жизненного цикла отрасли. Быстрый рост отрасли ослабляет конкурентные силы. На этой стадии имеются благоприятные возможности для экспансии и захвата рыночных сфер. Угроза конкуренции, особенно ценовой, возрастает в период замедления роста. В стадии зрелости угрозы конкуренции спадают и имеется возможность ограничить ценовую конкуренцию за счет согласия ценовых лидеров. Поэтому в этой стадии наблюдается относительно высокая прибыльность. Неценовая конкуренция может играть большую роль на этой стадии и она важна для компаний, использующих преимущества дифференциации продукции. Ситуация меняется в стадии спада. Конкуренция особенно растет, если высоки барьеры выхода, прибыль падает и существенна опасность ценовой войны.

    Третьей портеровской силой является возможность покупателей «торговаться». Она представляет угрозу давления на цены из-за потребностей в лучших качестве или сервисе. Слабые покупатели, наоборот, допускают рост цен и повышение прибыли. Покупатели наиболее сильны в следующих ситуациях: — когда поставляющая отрасль состоит из многих малых компаний, а покупателей мало и они большие, — когда покупатели делают закупки в больших количествах, — когда отрасль зависит от покупателей в большей части своей деятельности, — когда покупатели могут выбирать между снабжающими отраслями по критерию минимума цен, что увеличивает ценовую конкуренцию в отрасли, — когда экономически для покупателей приобретения у разных компаний рассматриваются как единое целое, — когда покупатели используют угрозу реализации своего снабжения путем вертикальной интеграции.

    Четвертой конкурентной силой выступает давление со стороны поставщиков. Оно заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая компании снизить количество поставляемой продукции, а следовательно, и прибыль. Альтернативно — слабые поставщики дают возможность снизить цены на их продукцию и требовать более высокого качества. Наиболее мощным является давление со стороны поставщиков в следующих случаях:

    — когда поставляемый продукт имеет мало заменителей и он важен для компании;

    — когда компании отрасли неважны для снабжающих фирм;

    — когда поставщики поставляют такие продукты, что для компаний дорого переключаться с одного вида на другой;

    — когда поставщики используют угрозу вертикальной интеграции вперед;

    — когда покупающие компании неспособны использовать угрозу своей вертикальной интеграции назад.

    Пятой конкурентной силой является угроза появления заменяющих продуктов. Существование полностью заменяющих продуктов составляет серьезную конкурентную угрозу, ограничивающую цены компании и ее прибыльность. Однако, если продукты компании имеют немного полных заменителей, то компании имеют возможность повысить цены и получить дополнительную прибыль, и их стратегии должны использовать этот факт.

    5.5. Оценка конкурентных позиций и возможных действий соперничающих компаний

    Для изучения относительных конкурентных позиций фирм, действующих в отрасли, используются процедуры графической стратегической группировки.

    Компании в одной стратегической группе могут объединяться по разным признакам: широте диапазона продуктов, методам использования каналов товародвижения, идентичным технологическим подходам, степени вертикальной интеграции, характеру сервиса и технологического обслуживания, предназначению аналогичных продуктов для аналогичных покупателей, качеству продуктов, ценообразованию. Отрасль может содержать одну стратегическую группу с идентичным стратегическими подходами к рынку. Другим пределом является наличие в отрасли многих стратегических групп.

    Процедура конструирования карты стратегической группировки и отнесения фирм к той или иной стратегической группе состоит в следующем:

    1. Идентифицируются конкурентные характеристики, которые дифференцируют фирмы отрасли (цены, качество, география деятельности, степень вертикальной интеграции, диапазон продуктов и т. д.).

    2. Положение фирм наносится на двухкоординатный график (по парам выбранных характеристик).

    3. Отмечаются фирмы, попадающие в одну стратегическую область.

    4. Отличается доля каждой группы в полном объеме продаж отрасли.

    Таким образом, строится двумерная карта стратегической группировки отрасли (рис. 10).

    Рис. 10. Карта стратегических групп в пивоваренной промышленности США

    При построении карт стратегической группировки надо соблюдать следующие правила:

    — основные переменные по осям координат не должны коррелировать между собою,

    — эти переменные должны отражать существенные отличия конкурентов,

    — эти переменные должны носить дискретный характер,

    — площади обозначений фирм должны отражать их относительную долю продаж в отрасли,

    — если существенных переменных больше двух, целесообразно построить несколько карт.

    Чем ближе расположены различные стратегические группы, тем сильнее их конкурентное соперничество. Хотя фирмы в одних и тех же стратегических группах — ближайшие соперники, следующие ближайшие по рангу соперники — в ближайших группах. Существенным является изучение поведения ближайших конкурентов. Ошибочно ожидать внешних проявлений конкурентных действий соперников без знания их стратегии и предположений о следующих их ходах. Что делают и что собираются делать конкуренты — лучший ориентир для стратегических действий собственной компании, иначе она принуждена все время находиться в защитной позиции.

    Идентификация стратегий конкурентов проводится с помощью табл.5.3. Обобщение сведений о целях и стратегии конкурентов с помощью этой таблицы и карт стратегической группировки обычно достаточно для оценки серьезности конкурентных угроз в конкретной конкурентной позиции.

    Таблица 5.3 Составляющие целей и стратегий конкурентов

    Для того, чтобы оценить будущие позиции фирм в конкуренции, надо сконцентрировать внимание на их потенциальных возможностях улучшить свое положение на рынке. Агрессивные конкуренты являются источниками новых стратегических инициатив. Удовлетворенные соперники продолжают свою нынешнюю стратегию с небольшой точной подстройкой. Беспокойные и бедствующие соперники могут перейти к свежим стратегическим действиям нападающего или защитного плана. В этой связи полезно представить себя на месте менеджеров этих компаний и предположить их возможные действия.

    5.6. Определение ключевых факторов конкурентного успеха

    Ключевые факторы успеха (КФУ) — главные определители финансового и конкурентного успеха в данной отрасли. Их идентификация — один из главных приоритетов разработки стратегии. Они могут служить краеугольными камнями построения стратегии, однако они могут меняться от отрасли к отрасли. Обычно для отрасли характерны три-четыре таких фактора, а из них один-два наиболее важны, и задачей анализа является их выделение.

    Ниже перечислены типы КФУ и их составляющие.

    1. Факторы, связанные с технологией:

    — компетентность в научных исследованиях (особенно в наукоемких отраслях);

    — способность к инновациям в производственных процессах;

    — способность к инновациям в продукции;

    — роль экспертов в данной технологии.

    2. Факторы, связанные с производством:

    — эффективность низкозатратного производства (экономия на масштабе производства, эффект накопления опыта);

    — качество производства;

    — высокая фондоотдача;

    — размещение производства, гарантирующее низкие издержки;

    — обеспечение адекватной квалифицированной рабсилой;

    — высокая производительность труда (особенно в трудоемких производствах);

    — дешевое проектирование и техническое обеспечение;

    — гибкость производства при изменении моделей и размеров.

    3. Факторы, связанные с распределением:

    — мощная сеть дистрибьюторов /дилеров;

    — возможность доходов в розничной торговле;

    — собственная торговая сеть компании;

    — быстрая доставка.

    4. Факторы, связанные с маркетингом:

    — хорошо испытанный, проверенный способ продаж;

    — удобный, доступный сервис и техобслуживание;

    — точное удовлетворение покупательских запросов;

    — широта диапазона товаров;

    — коммерческое искусство;

    — притягательные дизайн и упаковка;

    — гарантии покупателям.

    5. Факторы, связанные с квалификацией:

    — выдающиеся таланты;

    — «ноу-хау» в контроле качества;

    — эксперты в области проектирования;

    — эксперты в области технологии;

    — способность к точной ясной рекламе;

    — способность получить в результате разработки новые продукты в фазе НИОКР и быстро вывести их на рынок.

    6. Факторы, связанные с возможностями организации:

    — первоклассные информационные системы;

    — способность быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия;

    — компетентность в управлении и наличие управляющих «ноу-хау».

    7. Другие типы КФУ:

    — благоприятный имидж и репутация;

    — осознание себя, как лидера;

    — удобное расположение;

    — приятное, вежливое обслуживание;

    — доступ к финансовому капиталу;

    — патентная защита;

    — общие низкие издержки.

    Кроме того, следует сделать общую оценку привлекательности отрасли.

    5.7. Обобщение отраслевого и конкурентного анализа

    Такое обобщение делается с помощью формы табл.5.4.

    Следует отметить, что анализ не является алгоритмом, который можно применять бездумно. И подстановка исходных данных, и толкования результатов требуют творческого осмысления. Такой анализ не является также единичной процедурой, а требует периодического повторения с учетом реальных изменений и результатов практики его применения.

    Таблица 5.4 Обобщающая форма отраслевого и конкурентного анализа








     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх