|
||||
|
*** В этой главе мы рассмотрим, какие шаги необходимо предпринять, чтобы завязать знакомство. Глава не случайно называется «УРОК» — это аббревиатура составляющих процесса общения: У — установление визуального контакта, Р — рукопожатие, О — обмен визитными карточками, К — коммуникация, ведение диалога. Казалось бы, все просто. Тем не менее люди совершают все время одни и те же ошибки. К примеру, вас представляют кому-то, кто, рассеянно пожимая вам руку, ищет при этом глазами более важную персону, забывая о визуальном контакте с вами. В такие минуты хочется воскликнуть: «Простите, я вам не мешаю?» Или вот еще похожая ситуация: человек тянется через весь стол с целью передать свою визитку именно мужу, не удостоив его жену и мимолетным взглядом. Встречают по одежке, а провожают… Настоящие мастера networking никогда не судят о человеке по его внешнему облику. Как только вы вешаете на кого-либо ярлык, вы закрываете двери перед новыми возможностями. Однажды мне посчастливилось присутствовать на европейской конференции, участниками которой были всемирно известные люди. Все, соответствуя дресс-коду мероприятия, были в смокингах. И тут в толпе я заметил молодого человека в сандалиях и с дрэдами на голове. Как оказалось, это был Жарон Ланье[20] — да-да, основатель той самой «виртуальной реальности». А ведь он не только специалист в области теории систем вычислительных машин, но и музыкант, художник, писатель. Встреча с этим необыкновенным парнем стала для меня одним из самых ярких событий на конференции. Жаклин Кеннеди Некоторые люди наделены обаянием от рождения. Когда Жаклин Кеннеди разговаривала с кем-либо, этот человек чувствовал свою значимость: для нее в тот момент как будто не существовал никто другой на свете. Все свое внимание она отдавала тому, с кем в тот момент разговаривала, всегда смотрела в глаза собеседнику и доверительным голосом, почти шепотом, отвечала ему. Визуальный контакт Первый и очень важный шаг на пути установления отношений — визуальный контакт. В западной культуре человек, не смотрящий в глаза собеседнику, производит плохое впечатление, его могут счесть грубым и невоспитанным. Когда вы смотрите человеку в глаза, вы показываете, что заинтересованы им. И тем самым заставляете собеседника заинтересоваться вами. А это необходимо как точка опоры для дальнейшего диалога. Все внимание — собеседнику С вами когда-нибудь такое случалось: вы разговариваете с кем-то и чувствуете, что собеседник невнимателен к вам, слушает вполуха? Это классический пример негативного networking: когда человек кивает вам в ответ, якобы весь внимание, а сам в это время ищет глазами кого-нибудь поважнее, надеясь, что вы не заметите. Как бы не так. Люди всегда замечают такие вещи. Возьмите за правило: уделяйте собеседнику сто процентов своего внимания, как это делала Жаклин Кеннеди. Улыбайтесь Позитивный networking начинается с улыбки. Вы улыбаетесь кому-то, вам улыбаются в ответ. Это происходит автоматически в результате сложных нейросенсорных реакций в мозге, и вы не властны над этим. Приведу один пример. Однажды рано утром Джуди и ее подруга Кэрол из Австралии прогуливались вдоль морского побережья в Стэнли-парке в Ванкувере. Прохожие вокруг были сплошь хмурые, погруженные в свои мысли. «Да-а, не очень-то они тут дружелюбные, — заметила Кэрол, — надо что-то делать. У меня идея!» И весело, с австралийским акцентом Кэрол начала приветствовать прохожих: «Доброе утро», «Здравствуйте», «Как поживаете?» Вскоре Джуди и Кэрол просто купались в улыбках прохожих, и со всех сторон доносилось в ответ «доброе утро». Попробуйте как-нибудь сами. Результат превзойдет все ваши ожидания. Рукопожатие Когда вам улыбаются, смотрят в глаза и протягивают руку — следует крепко (но в меру) пожать ее. В западной культуре любое другое рукопожатие может охарактеризовать человека с отрицательной стороны. Есть слабое рукопожатие — холодной, безжизненной рукой, — про такого человека говорят: «ни рыба ни мясо». Или еще вариант — легкое пожатие кончиков пальцев. В чем же дело? Неужели кто-то боится крепких рукопожатий?
Тренировка и еще раз тренировка Потные ладони — в большинстве случаев поправимая проблема. Как правило, это результат нервного перенапряжения. Решение: чем больше вы общаетесь, заводите новых знакомств, тем комфортнее вы себя чувствуете с незнакомыми людьми. И ладони будут оставаться сухими. А пока могу посоветовать носить с собой платок и вытирать руки по мере необходимости. Микробы, передающиеся при рукопожатии Так как рукопожатие является важной частью установления контакта, на своих курсах по networking я советую слушателям всегда иметь при себе небольшую упаковку влажных салфеток. Это особенно важно в ситуациях, когда во время фуршета некоторые блюда нужно брать рукой или когда за стол приглашают сразу же после приема. Я бы не сказал, что страдаю микробофобией, но надо признать, что во время рукопожатия от одного человека другому передаются микробы. К слову, когда я устраиваю деловой ужин, предваряемый целым раундом рукопожатий, я прошу официантов положить на столы полотенца.
Целовать или нет? Мне часто задают вопрос: целовать ли близкого друга при деловой встрече? Мое мнение таково: если при обычных встречах вы обнимаетесь или целуетесь, то и в этой ситуации поступайте так же. Хотя, конечно, стоит воздержаться от медвежьих объятий и поцелуев в губы. Другой популярной формой приветствия является поцелуй в обе щеки. Но и тут возможны казусы. К вашей щеке наклонились, воздушный поцелуй в левую щеку, затем в правую… О боже, они опять тянутся к левой! И вам кажется, это будет длиться до бесконечности. Расслабьтесь. Именно такой способ приветствия принят у европейцев. А большинство североамериканских жителей поступают следующим образом: сначала касаются левой щеки, потом правой. Когда вы сомневаетесь, просто делайте то же, что и приветствующий вас человек. В тридевятом царстве Масштабы личного пространства не везде одинаковы. В некоторых странах при общении люди стоят настолько близко друг к другу, что могут чувствовать дыхание собеседника. Даже если вам это неприятно, не следует отступать от собеседника: вы можете оскорбить его. Лучше всего перед поездкой в другую страну ознакомиться с ее культурой и бизнес-этикетом. Информацию можно найти в Интернете или в туристических брошюрах. Обмен визитными карточками Итак, давайте вспомним УРОК. Установление визуального контакта. Рукопожатие. Обмен визитками: вы достаете свою карточку и представляетесь. Вроде бы все в порядке. Ан нет. Вы замечали, как небрежно люди достают свои визитки, словно это фантики от жевательной резинки? Или, получив вашу визитку, кладут ее в карман, даже не взглянув на нее? Конечно, они делают это не нарочно. Но тем не менее это невежливо. Уделите внимание каждой новой визитной карточке: посмотрите на нее, прочтите, что там написано. Прекрасно, если вы вдобавок сделаете небольшой комментарий к ее содержанию. В некоторых странах обмен визитными карточками — это целый ритуал. И везде обмен визитками является важной частью делового этикета. Не забывайте о последней составляющей УРОКа — Коммуникации. Визитница Визитница — это достаточно удобное приспособление для хранения собственных визитных карточек. Но на деловых встречах визитки должны быть под рукой, вы не должны выуживать их из визитницы, нервничая из-за неловкой паузы и заставляя ждать собеседника. Вот почему я считаю, что, когда вы идете на бизнес-встречу или деловой ужин, визитки необходимо положить в карман пиджака. А бизнес-леди, которые не всегда носят деловые костюмы, могу только посоветовать непосредственно перед встречей вынуть визитки из сумочки и держать их в руке.
Конфуз в Японии Раньше я носил визитки, как большинство мужчин, в левом внутреннем кармане пиджака. Но в Японии, во время важной встречи с чиновниками, со мной произошла одна история. Решив сделать фото на память, мы встали поближе, наклонились друг к другу, и тут меня дернуло потянуться за стопкой визиток в левом кармане. Я сделал эффектный жест рукой — и визитки рассыпались по всей комнате. Мое поведение повергло японцев в шок. Обмен визитными карточками считается важнейшей церемонией встречи, пожалуй, второй по значимости после древней церемонии чаепития. Такое поведение явно противоречило протоколу встречи. А японцы строго придерживаются древних традиций и церемоний. Так что будьте предусмотрительны в своих действиях. Networking по-японски Бизнес в Японии, как и в любой другой стране, строится на отношениях с новыми партнерами. Но в Японии существует строгая вертикальная иерархия. Там никому даже в голову не придет зайти в офис и с порога залепить: «Ну что, ребята, может, займемся бизнесом?» Чаще всего японцы ищут знакомого, который бы представил их нужному человеку, и так далее по цепочке. Японцы придают большое значение networking. В январе и в сентябре Торговая палата организовывает специальные встречи. В них принимают участие сотни предпринимателей. После нескольких выступлений участники переходят к знакомству друг с другом. Самым важным инструментом встречи является визитная карточка — «мейши». В ней указывается название компании, занимаемая должность. Не владея этими важнейшими сведениями, не следует обращаться ни к кому, так как можно совершить непоправимую ошибку, проявив бестактность по отношению к лицу, находящемуся на более высокой иерархической ступени. В древности высокое положение собеседника легко можно было вычислить по внешнему виду (кольчуга, дорогие доспехи), сопровождению (слуги с внушительного вида мечами) и элементарно по тому обстоятельству, что вы находитесь в его замке. В наше время вы едва ли встретите предпринимателя в доспехах, хотя было бы забавно на это посмотреть. Поэтому «мейши» — визитка — это самый главный атрибут современного бизнесмена. На каждом углу в Японии продаются брошюры-путеводители. Помимо прочей информации в них можно прочитать и правила делового этикета. К примеру, как следует принимать визитку: что-то вроде «наклонитесь вперед на 40 градусов, возьмите визитную карточку обеими руками, внимательно ознакомьтесь с ее содержанием, прежде чем положить в визитницу. Затем, также держа обеими руками, предложите свою визитную карточку собеседнику, заранее убедившись, что подаете ее лицевой стороной, так, чтобы сразу можно было прочитать ее». И конечно же, не забудьте отведать суши и саке — поездка запомнится надолго.
Еще раз напомню о том, что «мейши» является олицетворением человека и организации, которую он представляет. Так что не стоит выхватывать ее из рук собеседника и тут же небрежно совать себе в карман. Посмотрите на нее, скажите комплимент. Вручая свою визитку, также делайте это с уважением к себе и своей организации. И не разбрасывайтесь визитками — вы же не гусей кормите! Обмен визитками: где и когда? На бизнес-встречах и официальных мероприятиях смело обменивайтесь визитками с окружающими. Любая встреча при любых обстоятельствах несет в себе много возможностей, любое новое знакомство имеет ценность. Люди знакомятся, налаживают связи на свадьбах, пикниках, да просто в очереди за билетами в кино. Вспомните пример Джона Хантера. А что в данных ситуациях самое главное? Иметь при себе визитную карточку, чтобы новые знакомые смогли в дальнейшем с вами связаться. Подтолкните окружающих к обмену визитками Иногда людей нужно подтолкнуть к обмену визитками. Начав работать в своей организации, я заметил, что за столом многие представлялись только сидящим рядом с ними, иногда они обменивались визитками, иногда — нет. Теперь (уверяю вас, это правда) во время всех наших мероприятий мы говорим всем присутствующим: «У нас есть традиция — обмен визитками между всеми участниками собрания». Каждый присутствующий достает свою визитную карточку, представляется. И когда все участники встречи начинают обмениваться визитками, комната наполняется гулом голосов. Естественно, после этого невозможно вернуть внимание слушающих. Поэтому обычно мы объявляем о нашем ритуале непосредственно перед обедом. Безусловно, эффективность такой встречи повышается в несколько раз. Имя Во время диалога необходимо задавать собеседнику вопросы, проявляя заинтересованность и внимание. Но как не потерять интерес к завязавшейся беседе?
Раскрою вам один секрет. Самое приятное слово, которое люди готовы слушать бесконечно, — это их имя. Почаще называйте собеседника по имени. К тому же так вы наверняка запомните имя нового знакомого, да и окружающим поможете. Ну и опять-таки, как я уже сказал, человеку очень приятно слышать свое имя. Ему льстит, что он вас заинтересовал и вы запомнили, как его зовут. А теперь коснемся существенного нюанса: человек представился, но вы либо не расслышали его имя, либо не можете его выговорить (что нередко случается с иностранными партнерами). Не стесняйтесь. Попросите собеседника повторить свое имя. К примеру, китайцы сначала называют свою фамилию, затем имена. Обычно их два. Они могут быть разделены дефисом. В странах Западной Европы принято сначала называть свое имя, а потом фамилию.
Когда имя вылетело из головы Каждый из нас хотя бы раз в жизни попадал в такую ситуацию: вы видите человека и знаете, что знакомы с ним, но вот имя… имя просто вылетело из головы. Он приветствует вас, вы болтаете о том о сем, избегая ситуаций, когда надо обращаться к собеседнику по имени, надеясь тем временем, что кто-нибудь другой окликнет его. Но не тут-то было. И ваше беспокойство возрастает с каждой минутой. Что же делать в подобных ситуациях? Самый простой вариант — честно признаться, что иногда вы страдаете провалами памяти, и спросить собеседника, как его зовут. Лучше сделать это до того, как вы оба окажетесь захвачены диалогом. Но бывают ситуации посложнее: вы забыли имя человека, при этом он вас прекрасно помнит, и подразумевается, что вы (как же иначе?!) тоже отлично помните его. Едва ли смогу подсказать вам красивый выход из сложившейся ситуации. Тут лучше всего ограничиться парой общих фраз, не втягиваясь в диалог, извиниться и поскорее уносить ноги, пока не пришлось представлять собеседника другим гостям. Возможно, во время приема вы еще вспомните имя этого человека. Или найдете того, кто его знает и даст вам подсказку. Вылетело из головы — с кем не бывает. Правило трех повторов поможет вам легче запомнить имя нового знакомого. Нужно назвать собеседника по имени как минимум три раза. Сначала повторите имя при знакомстве, а потом еще дважды постарайтесь назвать собеседника по имени во время беседы. Нужна ваша помощь Если вы видите, что человек, с которым вы уже встречались раньше, пытается вспомнить ваше имя, помогите ему. Протяните руку для рукопожатия и при этом скажите что-нибудь в таком духе: «О, рад вас видеть. Я — Дарси Резак, мы с вами уже встречались».
Бейдж При проведении бизнес-встреч и общественных мероприятий важную роль играют бейджи. Если вы устраиваете прием, подготовьте бейдж для каждого гостя. К примеру, в нашей организации мы изготавливаем бейдж с фирменным логотипом для каждого сотрудника, а разными цветами бейджей различаем гостей и сотрудников компании. К оформлению бейджа стоит отнестись так же ответственно, как и к оформлению визитной карточки. Имя напечатайте крупным шрифтом, чтобы его легко было прочитать. Если места немного, то фамилию и название организации можно напечатать шрифтом поменьше. Иногда в начале встречи гостям предлагают от руки написать на бейджах свои имена. Некоторые творения напоминают рецепты докторов: без дешифровки не обойдешься.
Где бейджу самое место Когда на семинарах по networking я задаю вопрос, куда лучше поместить бейдж, слушатели начинают хихикать и отпускать шуточки. Напрасно. Это важный момент, его не стоит обходить вниманием. Бейдж следует прикреплять на груди справа, достаточно высоко, чтобы он не болтался на уровне живота. Когда вы будете протягивать правую руку, здороваясь с другим человеком, ваша карточка непременно попадет в поле его зрения. А вот если вы поместите бейдж слева, собеседнику придется специально искать его глазами, и на какое-то время вы потеряете с ним визуальный контакт. Если на встрече вам предложат бейдж на шнурке, отрегулируйте его длину так, чтобы карточка не болталась где-нибудь в районе пупка. Ваше имя должно быть на виду.
С чего начать диалог? Мы уже упоминали, что необходимо как можно чаще называть собеседника по имени во время диалога. Теперь давайте обсудим, с чего вообще лучше начать разговор. Как правило, люди начинают обсуждать общие темы. Можно начать с реплики про погоду — классический вариант. А можно, не теряя времени, сразу поинтересоваться у собеседника, чем он занимается, в какой сфере работает. Тем самым вы даете возможность человеку сделать мини-презентацию своей компании. Презентация Мини-презентация позволяет за короткое время рассказать о своей компании: чем она интересна, в чем ее уникальность. Презентация должна быть лаконичной. Постарайтесь уложиться в 21 секунду, не больше. Заинтригуйте слушателей, пусть у них возникнет желание задать вам дополнительные вопросы. Вы не должны бормотать: «Я занимаюсь кофейным бизнесом. Я работаю в компании Bin World. Мы продаем кофе в магазины, кафе, рестораны…». Ваша речь должна быть зажигательной: «Я работаю директором по персоналу в компании Bin World — одной из старейших в Северной Америке, занимающейся продажей кофе. Вот прямо здесь, на этой улице, мы обжариваем кофейные зерна. Да Говард Шульц[21] еще пешком под стол ходил, когда мы уже вовсю продавали кофе!» Собеседники не останутся равнодушными к такому рассказу. Как минимум им станет интересно, кто такой Говард Шульц. Представление участников по кругу Часто участникам мероприятия предлагают представиться по очереди (к примеру, если встреча проходит за столом). И пока люди лаконично, уверенным тоном один за другим представляют свои компании, вас по мере приближения вашей очереди охватывает все большее волнение. Мини-презентация может оказаться настоящим испытанием для новичка в networking. Вы ограничены строгим временным регламентом, к тому же рядом сидят люди, достаточно известные в своей сфере. Вы должны произвести на них хорошее впечатление. Мой совет: подготовьтесь заранее. Порепетируйте. Ведь недаром говорят: лучший экспромт — тщательно спланированный экспромт.
Легенды о компаниях Некоторые истории о компаниях бывают настолько удачными, что их начинают передавать из уст в уста, и постепенно они превращаются в легенды. Вот, к примеру, одна из них. Bata Shoe Company является одним из ведущих мировых производителей обуви. В 50-х годах, когда Том и Соня Бата расширяли свою компанию, они послали в Африку своих представителей с целью провести там маркетинговые исследования. Один отправился в восточную часть Африки, другой — в западную. Оба общались с центральным офисом компании только через факсовые послания. Один из них написал: «Ничего не выйдет. Здесь никто не носит обувь», а другой сообщил: «Здесь куча возможностей — ни у кого из местных нет обуви!» Эта история стала легендой компании. Я лично спросил Соню Бата, правда ли все это, и получил утвердительный ответ. Почему бы и вам не продумать, как поинтереснее представить свою компанию. Посовещайтесь с коллегами, у каждой компании есть своя предыстория, своя «изюминка», наверняка и вам найдется что рассказать. А если вы безработный? Что делать, если вас уволили с прежнего места работы и в настоящий момент вы ищете новую? Не стоит чистосердечно признаваться потенциальному работодателю: «Из меня выжали все соки, вытрепали мне все нервы», — даже если эти слова вертятся у вас на языке. Лучше скажите: «О, я проработал целых пять лет IT-специалистом в „Квак-технолоджис“. Для меня это был потрясающий опыт, я многому научился. Теперь мне очень хотелось бы узнать что-то новое и применить приобретенные там знания». Работодатель обязательно запомнит такую презентацию, и вполне возможно, скоро вы получите желаемую работу. Будьте в курсе событий Итак, вы представились друг другу, поговорили о погоде, о других незначительных вещах. Настала пора перейти к обсуждению более серьезных вопросов. Для того чтобы быть интересным собеседником, посвящайте как минимум сорок минут в день обзору прессы: местного и международного масштаба. Будьте в курсе всех событий. Через Интернет вы сможете иметь доступ к любым мировым новостям. Читайте ведущие деловые газеты. Будьте в курсе последних событий в вашем регионе, чтобы иметь возможность поздравить встретившегося вам знакомого с его недавним награждением, назначением на должность, продвижением по служебной лестнице и т. д. Если при знакомстве вы заметите: «Да, я уже не раз слышал о вашей компании», — собеседник будет польщен и наверняка запомнит вас. Запретные темы Во время большинства приемов люди останавливаются лишь на пару минут, чтобы познакомиться, обменяться парой фраз, и идут общаться дальше. Но если вы сидите на мероприятии в течение нескольких часов, разговор с сидящим рядом с вами человеком так или иначе состоится. Сделайте его интересным и информативным. Не обязательно сразу же пускаться в обсуждение деловых вопросов. Дайте человеку возможность на несколько минут забыть о работе и просто насладиться царящей вокруг атмосферой приема. Но при выборе темы для разговора все же будьте внимательны. Будьте особенно осторожны с обсуждением следующих тем:
Будьте эрудированным, интересным собеседником, внимательным слушателем — и наверняка эта встреча окажется в будущем полезной для вас и для вашего нового знакомого.
Таким образом, подводя итоги УРОКа, к уже известным правилам о визуальном контакте, рукопожатии и т. д. я хочу добавить еще одно: относитесь ко всем окружающим как к равным. Произнесите слово «УРРОК» с раскатистым «р» — мы добавили туда «равенство». Резюме • Устанавливайте визуальный контакт. Улыбайтесь. • Концентрируйтесь на собеседнике. • Будьте активны. Первым протягивайте руку для рукопожатия при знакомстве. Выработайте твердое, уверенное рукопожатие. • Всегда держите под рукой бумажные или влажные салфетки. • Первым давайте свою визитную карточку. • Обменивайтесь визитными карточками со всеми членами группы. • Если люди не спешат давать свою визитную карточку, не стесняйтесь попросить их об этом. • При обмене визитками проявляйте уважительное отношение к собеседнику. • Держите свои и чужие визитки в разных карманах. • На приемах держите свои визитные карточки в левой руке. • Если вы организуете прием, поощряйте гостей обмениваться визитками. • Не забывайте о различии делового этикета в разных культурах. • Не расслышав имя представившегося вам человека, попросите повторить его еще раз. • Если вам кажется, что ваш знакомый вас не помнит, протяните руку и произнесите свое имя. • Если вы забыли имя собеседника, признайтесь в этом сразу. • Во время разговора как можно чаще называйте собеседника по имени. • Бейдж прикрепляйте на уровне груди с правой стороны пиджака. • Заранее подготовьте мини-презентацию своей организации. • Дайте краткий комментарий по поводу только что полученной визитной карточки, задайте вопросы ее владельцу. Будьте внимательным слушателем. • Ежедневно уделяйте сорок минут своего времени обзору прессы. • Начинайте диалог с обсуждения новостей спорта, погоды и т. п. Примечания:2 John Naisbitt, «Megatrends». 20 Жарон Ланье впервые ввел в употребление термин «виртуальная реальность» в 1984 г., он же начал производство различных устройств, необходимых для ее создания. 21 Основатель всемирно известной корпорации Starbucks, занимающейся продажей кофе по всему миру. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|