|
||||
|
ЧТО «НАДО» И ЧЕГО «НЕ НАДО» 1. Вырабатывая у щенков те или иные навыки, предъявляйте посильные для их возраста требования, соблюдайте принцип «от простого к сложному». Не стремитесь добиваться от молодых животных четкости в выполнении команд, не повторяйте команды многократно: щенки не в состоянии их все выполнить и могут переутомиться. Как только в поведении щенка отметите вялость, незаинтересованность в работе, сделайте перерыв на четыре-пять минут, представьте ему возможность погулять, побегать, а при значительном общем переутомлении вообще прекратите занятие. 2. Собакам подаются лишь те команды, жесты, которые предусмотрены в действующих руководствах по собаководству. Подавать щенкам другие команды или произносить их неправильно, с искажением, нельзя. Нелепо также при невыполнении щенком команды прибегать к уговорам и другим «воспитательным» приемам, вроде: «Я же тебе говорил (говорила)» и т. д., так как смысла слов собака не понимает. 3. Если щенку команда знакома и на нее уже выработан начальный условный рефлекс, спокойно, но настойчиво добивайтесь ее выполнения. Если команда не выполнена — повторите ее громче, более повелительным тоном и в случае необходимости прибегайте к механическим воздействиям (надавливание рукой, легкое воздействие поводком), но обязательно добейтесь выполнения команды, пусть даже не очень четко. Иначе щенок и выросшая из него взрослая собака усвоят, что команды необязательны для выполнения. Такие недисциплинированные по вине хозяев собаки зачастую не реагируют и на повторные команды и воздействия рукой или поводком, нередко проявляют агрессию (злобность на хозяина вплоть до покусов), то есть становятся неуправляемыми и небезопасными для хозяев и членов их семей. Поэтому со щенячьего возраста терпеливо и настойчиво добивайтесь полного и беспрекословного подчинения животного. 4. Поощрение лакомством необходимо лишь в начальной стадии воспитания, а в дальнейшем используется лишь изредка для сохранения заинтересованности у щенка в работе с хозяином-дрессировщиком. Поощрение восклицанием «хорошо!» и поглаживанием применяйте по-прежнему. В качестве поощрения предоставляйте также щенку на четыре-пять минут после выполнения им нескольких команд возможность свободно погулять. В это время со щенком поиграйте, побегайте. 5. Помните, в выработке послушания огромна роль интонации, которая меняется в зависимости от команды. Команда «Ко мне!» должна даваться более медленно, протяжно, чем короткое, обрывистое «Сидеть!». Команду «Лежать!» лучше подавать низким и твердым голосом. Похожа на нее резкая отрывистая команда «Фу!». «Место!» — почти такой же решительный приказ. «Гуляй», «Хорошо» — приятные для собаки команды — подаются веселым голосом, негромко и ласково. 6. Если во время дрессировки вы будете каждый раз придерживаться одной и той же последовательности в выработке навыков, то у щенка может возникнуть привычка повторять все упражнения уже без команды в той же последовательности. Так, если после команды «Сидеть!» вы всегда требовали «Лежать!», то собака после первой команды будет ложиться самостоятельно. Отсюда вывод — надо разнообразить, менять последовательность команд. 7. Надо в период начальной дрессировки вырабатывать у щенка необходимую выдержку. Это делается уже после того, как щенок усвоит несколько команд. Посадите или положите щенка, подайте команду «Сидеть!» или «Лежать!» и отойдите от него на два-три шага. Если он попытается идти за вами, немедленно повторите команду и заставьте выполнить ее. Если щенок сидит спокойно и ожидает вас, подзовите его к себе и поощрите лакомством. Постепенно увеличивайте время выдержки, а также расстояние отхода от щенка. Причем отходите не только перед ним, но и за его спиной, затем отходите кругом, приучая щенка спокойно находиться в одном положении и на одном месте. 8. Надо заниматься со щенком понемногу, но каждый день. Разные породы дрессируются по-разному, неправда, что все одинаковы. К каждой собаке нужно подходить, учитывая ее индивидуальность, ее характер. И помните, собаке не все равно, кто находится на другом конце поводка. 9. Не надо кричать на собаку. Слух у нее отличный. А крик может вывести ее из равновесия, заставит нервничать. Пресечь нежелательные действия можно угрожающей интонацией, рывком поводка или (в крайних случаях) легким ударом сложенной газетой или прутом. Нельзя бить собаку рукой или поводком, они должны быть символом ласки и доверия. Наказывайте собаку лишь во время совершения проступка. После наказание бесполезно и вредно. Оно не будет щенком понято и может только вызвать боязнь хозяина. 10. Не надо позволять собаке удирать после наказания — с ее точки зрения стычка в этом случае окончилась в ее пользу, на худой конец, вничью. Заставьте ее подождать, пока вы сами ее не отпустите. Но помните: поощрять собаку надо чаще, чем наказывать. 11. Не надо собаку бить в процессе дрессировки. Грубейшую ошибку делает тот, кто пытается учить друга с помощью угроз. Воспитаете раба. Неприятно смотреть, когда собака жмется, боится дрессировщика. 12. Не надо обманывать собаку. Собака это понимает. Обманувшись раз, больше уже не поддастся на обман, ее не проведешь. 13. Не надо разрешать собаке бросаться с разбегу на дверь, когда зазвонил звонок. Маленький щенок, возможно, выглядит забавно, но взрослая собака может и покусать. При звонке в дверь заставьте собаку идти рядом с вами и сидеть, пока вы открываете дверь. Если все в порядке, пусть собака радостно встречает вашего гостя. Если же вы испугались, собака это почувствует и будет готова защищать вас. 14. Не надо разрешать собаке царапаться в дверь, чтобы ее открыть. Если она продолжает это делать, оставьте дверь незапертой и пристройте сверху банку с сушеным горохом. Как только собака толкнет дверь, горох посыплется, барабаня по полу. Пережитый страх обычно навсегда решает эту проблему. 15. Не надо позволять щенку подлезать под низкую мебель, например, под диваны, — могут неправильно сформироваться конечности и «провиснет» спина. 16. Не надо допускать, чтобы щенок прыгал на людей. Грязные коготки рвут и пачкают одежду. Научите щенка принимать ласку «на своем уровне». Если он начнет прыгать, встретьте его движение, точно попав коленом в грудь, как только он прыгнет на вас, и лучше всего — молча. Повторить этот жест придется всего 2—3 раза, и собака все поймет. Можно отучить собаку от привычки прыгать на вас и другим способом: не сильно наступите ногой на ее заднюю лапу. 17. Не надо позволять вашему любимцу метаться в транспорте. Команды «Лежать!» и «Место!» должны заставить его лежать, где вы прикажете. 18. Надо приучить щенка не брать корм из чужих рук или с земли. Для этого вам потребуется помощник, с которым щенок не был знаком. Во-первых, сначала приучите щенка к тому, чтобы он недоверчиво относился к чужим и не подбегал дружелюбно к каждому незнакомому человеку. Попросите одного из ваших знакомых привлечь внимание щенка во время прогулки. И когда щенок подбежит, чтобы «познакомиться», ваш друг должен закричать на щенка, или облить водой, или даже легонько стукнуть ремешком, в общем, сделать что-нибудь неприятное. Тогда щенок запомнит, что к незнакомым людям лучше не подбегать. На следующем этапе обучения пусть ваш знакомый предложит щенку лакомство. И когда щенок схватит его, ударьте его легонько, сказав при этом «Фу!». Повторите это несколько раз. А теперь можно переходить к следующему этапу. На прогулке, когда щенок отвлечется, оставьте его одного и скройтесь. В это время пусть ваш помощник даст щенку вкусно пахнущее лакомство, сильно приправленное перцем. Если щенок не берет его, немедленно поощрите собаку. Если же возьмет, то сразу почувствует резкий вкус во рту и одновременно возглас хозяина «Фу!». Так же можно приучить щенка не брать корм, найденный им на земле. 19. Надо с самого раннего возраста приучать щенка к тому, чтобы он не лаял, когда ему вздумается, как бы ни были трогательны урчание и пискливый лай вашего подопечного. Самое простое средство — строго сказать «Фу!» в момент, когда щенок начнет лаять или только соберется это сделать. Если это не помогает, прибегните к более сильным воздействиям: бросьте в него легким предметом, хлопните газетой или даже ударьте — легонько тонким ремешком, сказав обязательно «Фу!». Постепенно щенок будет слушаться одного слова. Если вы хотите приучить его молчать во время вашего отсутствия, прибегните к такой хитрости: наденьте на щенка ошейник с небольшими шипами, привяжите к нему длинную веревку, а затем уйдите из комнаты и притаитесь. Как только щенок, оставленный в одиночестве, начнет свой «концерт», дерните легонько за веревку. Если повторить эту процедуру несколько раз, щенок запомнит, что, когда он залает или заскулит, последует боль. Этот способ хорош тем, что щенок не поймет, от кого она исходит. ЧТОБЫ ВАША СОБАКА НЕ ТЕРЯЛАСЬ а) не выводите собаку без поводка; б) не привязывайте собаку у магазинов, когда идете за покупками, рано или поздно это кончится трагедией; в) ежегодно регистрируйте собаку в районной ветлечебнице и в клубе (обществе) собаководства, прикрепите регистрационный номер к ошейнику собаки, желательно также прикрепить пластинку с номером телефона и вашим адресом. ЕСЛИ СОБАКА ВСЕ ЖЕ ПОТЕРЯЛАСЬ а) дайте объявление в Горсправку с описанием (или фотографией) собаки; б) предупредите руководство и ловцов Спецавтобазы по уборке города; в) сообщите о потере собаки в ООЛС, клуб служебного собаководства ДОСААФ или кинологу областного общества охотников и рыболовов; г) дайте объявление в «Рекламный вестник». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|