|
||||
|
8 Воспитание и начальная дрессировка
Процесс обучения – это подтягивание собаки до определенного интеллектуального уровня, выше которого ей не позволят подняться психофизиологические ограничения. Но даже в доступных рамках собака может демонстрировать блестящие результаты воспитания и дрессировки. Стратегия обучения собаки должна строиться на знании ключевых моментов ее жизни. Чтобы вырастить умную и послушную собаку, нужно много времени уделять ее воспитанию и дрессировке Это положение основано на опыте в области воспитания и дрессировки. Если щенка слишком рано забрать от матери, он перестанет воспринимать других собак как своих сородичей и будет конфликтовать с ними, так как сам слишком привыкнет к людям и перестанет ощущать себя собакой. И наоборот – щенки, слишком долго пробывшие в питомнике, с трудом привыкают к людям и не могут адаптироваться к жизни рядом с ними.
Чтобы вырастить умную и уверенную в себе собаку, необходимо развивать у щенка природное стремление к самостоятельному принятию решений, ставя перед ним интересные задачи и постепенно их усложняя. Некоторые породы универсальны, и их можно выдрессировать для любой работы: сторожевой, охранной, разыскной и др. Но на практике чаще случается так, что характер собаки делает ее пригодной только к какой-либо одной работе. Начинать воспитание и дрессировку нужно пока щенок мал и легко обучается. Многие основные нормы и команды осваиваются малышом в процессе кормления и во время прогулок. Возрастные периоды в жизни собаки Щенок в период своего взросления проходит несколько этапов развития, которые у собак разных пород наступают в разное время. Каждый этап характеризуется определенными особенностями поведения щенка, что следует учитывать при его обучении и воспитании. Период новорожденности В первые 2 нед жизни потребности щенка – физиологические: ему нужны тепло, еда и сон. Малыш может только поднимать голову и ползать по кругу, добираясь до тела матери – источника тепла и пищи. Щенку свойственен инстинкт сосания, и когда он ест, то ритмично нажимает передними лапами возле соска суки, одновременно отталкиваясь задними лапами. Таким образом малыш как бы массирует сосок, что способствует выработке молока. Эти рефлекторные движения называют молочным шагом, и впоследствии щенок именно на основе этого рефлекса подает лапу хозяину, демонстрируя свою покорность и дружелюбие. Биотонус щенка, то есть его жизненную силу, определяют по тому, насколько быстро он находит материнский сосок, с какой силой держится за него и как быстро сосет. Обоняние малыша также зависит от его биотонуса. Щенки начинают видеть на 10–12-й день после рождения, и постепенно у них ослабевает потребность в телесном контакте с матерью. Первые 2 нед также необходимо следить, как щенок прибавляет в весе. Очень часто малыши, более крупные при рождении, в дальнейшем начинают отставать от своих собратьев. Переходный период На 3-ей нед жизни щенки начинают видеть и слышать. Сначала малыш реагирует на шум только подергиванием, так как эта функция организма пока еще проявляется не в полную силу. В этом возрасте щенок контактирует только с матерью, а не со своими братьями и сестрами. К концу недели он уже может стоять и ходить и его можно начинать кормить кашицеобразной пищей. В переходный период главным другом и наставником щенка является мать Период запечатления Этот период начинается с достижения щенком возраста 4 нед и продолжается до 7 нед. В это время малыш осознает себя собакой и учится быть ею, к тому же он начинает постигать окружающую реальность.
В этом возрасте щенки начинают играть с матерью и друг с другом, учатся кусаться, соблюдать дисциплину, кобели осознают свой пол. В помете выделяется лидер и устанавливается иерархия. Сложившиеся отношения с другими щенками станут в дальнейшем базой для взаимоотношений со взрослыми собаками, а затем основой отношений в системе «человек – собака – группа собак». В этот период можно начинать обучение малыша, так как у него формируются рефлексы, а чувствительность уже достаточно высока. На период запечатления приходится время адаптации щенка. Он учится следовать за матерью, приспосабливается к ней, вырабатывая условный рефлекс, который впоследствии переносится на человека. Если не уделять в это время малышу достаточно внимания, то он не сможет в должной степени адаптироваться и это отрицательно скажется на его будущих взаимоотношениях с окружающей действительностью. Так как адаптация щенка происходит через органы чувств, очень важно, чтобы малыш находился в тесном контакте с людьми и чтобы человек стал для него собратом. Питомцу необходимо видеть, обонять и чувствовать людей, находиться с ними в контакте настолько долго, насколько позволяет его общительность.
Щенку предстоит постоянно находиться в человеческом обществе на протяжении всей его жизни, поэтому в период запечатления он должен общаться с большим количеством людей, чтобы как следует адаптироваться. Щенок не боится человека до 8-й нед жизни, каждый контакт доставляет ему радость. Если в это время ограничивать подобное общение, то позднее посторонние люди могут вызывать у питомца страх и желание спрятаться. В этот период у щенка закладывается основа успешной дрессировки – удовольствие от контакта с человеком. Приучать малыша к кличке нужно именно в этом возрасте. Период социализации Этап социализации щенка – это период его активного знакомства с окружающим миром. Приходится он на период от 8 до 12 нед – как раз то время, когда щенок появляется в доме. В этом возрасте щенки очень подвижны и любопытны: малыши с упорством исследуют и испытывают на прочность все предметы новой для себя обстановки. Щенка очень интересуют различные звуки: голоса, доносящиеся из телевизора или радиоприемника, шум, возникающий при работе бытовых приборов, телефонные звонки и другие звуки. Питомец в этот период знакомится со множеством новых явлений и вещей: это мебель в квартире, цветы и деревья на улице, птицы за окном, возможно, какие-то животные, которые есть в доме (кошки, хомяки). Период социализации считается наиболее подходящим для освоения азов дрессировки. В это время уже следует приступать к обучению щенка общим командам и активно приучать его к дисциплине. В это время малыш должен успешно выполнять такие команды хозяина, как «Место!» и «Ко мне!», а позднее осваивать уже более сложные задания – команды «Лежать!», «Сидеть!», «Фу!». В период социализации щенок активно исследует окружающий мир К другим живым существам щенки обычно относятся с дружелюбным любопытством. Они обнюхивают своих новых знакомых, а их громкий лай – всего лишь обычная реакция на незнакомый предмет. В возрасте 8–12 нед щенок отличается повышенной возбудимостью, его психика неустойчива. В этот период ему просто необходимо внимательное, чуткое и бережное отношение. Надо помнить, что стрессы у щенка могут возникнуть не только в результате переутомления, но и, например, при проведении лечебно-профилактических манипуляций, вакцинации у ветеринара и т. п. Поэтому, собираясь в ветеринарную клинику, следует захватить с собой какое-нибудь лакомство, чтобы отвлечь внимание питомца от пугающих его процедур. Очень важно с первых дней общения со щенком дать ему понять, что он всегда должен подчиняться хозяину. Этот навык необходимо вырабатывать у него даже во время игры. Очаровательная внешность щенка и его добродушный характер часто становятся причиной того, что собаку с детства слишком балуют. Наказание в этом случае не доставляет щенку особого огорчения, и он может стать капризным и своевольным.
Следует сказать об агрессивности, которая все-таки может присутствовать в поведении маленького щенка и которую часто не принимают всерьез, что в корне неправильно. Щенку надо с самого начала решительно показать, что существует субординация в отношениях с человеком. Часто же бывает так, что хозяева только смеются, если щенок рычит или пытается укусить, например, в ответ на попытку поправить ему уши во время еды. Поэтому бывает сложно у взрослой собаки отличить врожденную агрессивность от неправильного воспитания. У некоторых пород собак встречается склонность к перееданию, явно превосходящая потребности организма собаки. Поэтому самый тяжкий труд для хозяина – держать свою собаку в хорошей форме, не перекармливать ее, иначе питомец станет толстым, вялым и малоактивным. Лучше всего начинать воспитывать щенка с момента первого кормления. Молодые собаки постоянно испытывают чувство голода. Их обоняние хорошо развито, что позволяет животным в точности определить, какие блюда подаются на стол хозяина. Тактика щенка достаточно проста. Он садится на пол в поле зрения хозяина и в течение нескольких минут внимательно наблюдает за тем, как тот ест. Обычно этого бывает достаточно. Человек, глядя на несчастного, голодного щенка, поддается чувству жалости и дает ему кусочек со стола. Не стоит этого делать. Хоть раз уступив собаке, в дальнейшем уже невозможно будет настоять на своем. Щенок так и будет попрошайничать, уверенный, что хозяин ему не откажет. Допустив подобное, можно не только потерять контроль над его рационом, но и поставить под сомнение качество обучения питомца.
Предъявляя к щенку какие-либо требования, в дальнейшем следует строго их придерживаться Конечно, сложно спокойно сидеть за столом и есть вкусную пищу, если собака сидит рядом, не отводя просящего взгляда. Однако, если проявить необходимую твердость, животное скоро поймет тщетность своих усилий и вернется к собственной миске. Данная черта характера щенка требует особой внимательности и на прогулках. К сожалению, отучить его подбирать и активно разыскивать что-либо съедобное на улице – задача практически невыполнимая. Что же можно сделать, желая наказать щенка за непослушание или излишнее упрямство? Бить его ни в коем случае нельзя: это приведет к негативным последствиям и отразится на дальнейшем формировании характера собаки. Наиболее эффективными способами психологического воздействия на щенков считаются следующие: взять питомца за загривок и слегка прижать его к полу или, наоборот, приподнять вверх и встряхнуть; шею щенка слегка сдавить одной рукой, а другую наложить на его морду сверху и сжать буквально на секунду. Это действие вызывает у щенка крайне неприятные и болезненные ощущения, а в сочетании с командой «Фу!» наказание оказывается для малыша весьма эффективным.
В этом возрасте щенок обязательно должен общаться со сверстниками и обучаться ровному и спокойному поведению с ними. Без такого общения он может вырасти агрессивным и трусливым, что станет большой проблемой в будущем. Период определения иерархии Период доминирования в жизни щенков приходится примерно на 12–16-ю нед жизни, когда между собаками-сверстниками начинается борьба за лидерство. Главное, что должно произойти в этот период в психике щенка, – это признание своего хозяина доминирующей личностью. Другие члены семьи также должны быть выше по рангу, иначе собака будет претендовать на роль вожака, которым должен быть хозяин. Практика показывает, что возможны 3 вида взаимоотношений между хозяином и собакой, которые активно формируются, когда щенок достигает 3–4-месячного возраста. В первом случае лидерство принадлежит человеку, во втором – щенку, в третьем же между ними устанавливается определенное равноправие. При желании воспитать собаку по всем правилам приемлемым вариантом должно быть только личное лидерство человека. Поэтому во время игр и прогулок нужно всегда уделять особое внимание поведению собаки по отношению к хозяину, сдерживать любознательность и эмоциональность питомца, не позволяя ему тянуть то в одну, то в другую сторону. Для этого применяют команды «Нельзя!» и «Фу!», слегка хлопая собаку по бедру; со временем она усвоит, что с хозяином недопустимо вести себя, как вздумается.
Любые команды и правила щенок лучше всего усваивает во время игр с хозяином Щенку в период доминирования уже необходимы систематические тренировки, в ходе которых владелец отрабатывает с ним команды «Ко мне!», «Стоять!», «Сидеть!», «Лежать!». Физическая и психическая нагрузка в этом возрасте может постепенно возрастать. Правильно воспитанная собака никогда не будет лаять на хозяина, тем более скалить зубы и рычать на него во время игры. Таким образом, на этапе доминирования устанавливается более тесный психологический контакт между собакой и ее хозяином. Уже 3-месячный щенок при правильном воспитании полностью признает права своего хозяина. Необходимо учесть, что к 16–18-недельному возрасту у собак многих пород (особенно у кобелей) заканчивается формирование эмоционального восприятия окружающего мира, и потому определенные навыки и полученные от хозяина к этому времени установки останутся у собаки на всю жизнь. Период упорядоченности взаимоотношений Этап проявления независимости может продолжаться с 4-месячного до 8-месячного возраста. Это как раз тот период, когда питомец, в целом признавая лидерство хозяина, может позволять себе некоторые вольности, пытаясь продемонстрировать человеку свою независимость и тем самым проявляя индивидуальность и реализуя желание самоутвердиться (оно свойственно не только людям, но и собакам). В чем же может выражаться такая самостоятельность щенка, которую он не преминет доказать при первой же возможности? Вероятно, предстоит с разочарованием наблюдать за тем, как любимая собака, еще вчера превосходно выполнявшая ту или иную команду, сегодня как будто бы совсем не слышит ее и делает совсем не то, что от нее требуется. Демонстрируя подобное поведение, щенок пытается отвоевать для себя право поступать так, как желает он, что, конечно же, совершенно неприемлемо. В такой ситуации нельзя расслабляться и давать питомцу шанс стать хозяином положения хотя бы на время. Если щенок своевольничает, настойчиво игнорируя задания, нельзя идти у него на поводу, необходимо упорно требовать послушания и полного подчинения. В противном случае у питомца появится неискоренимая привычка поступать так, как вздумается ему. В то же время не стоит обрушивать на него свой гнев и, применив грубую силу, угрожающим тоном повторять команду, желая во что бы то ни стало добиться правильного выполнения. Хозяин, потакающий прихотям и капризам своего питомца, рискует в будущем получить неуправляемое и агрессивное животное, громким лаем провожающее каждую проезжающую мимо автомашину или случайных прохожих. Проявив твердость и настойчивость в обращении со своим подопечным, можно успешно преодолеть период независимости и выработать у енго неизменную привычку четко выполнять все команды.
В период упорядоченности взаимоотношений щенок должен хорошо знать несколько основных команд Питомец должен окончательно усвоить команды «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!», «Ко мне!», так как пришло время усложнить дрессировку и начать проводить регулярные занятия. В этот период у кобелей повышается сексуальная активность, проявляющаяся в наскакивании на ногу хозяина, на других щенков во время прогулок и т. д. Не стоит наказывать питомца за это, нужно постараться отвлечь его игрой, иначе может быть погашен половой инстинкт. Особенно важно деликатное отношение к щенку в этот период, если предполагается использовать его в племенном разведении. Подростковый период С 6 мес и до полового созревания щенок пытается самоутвердиться и проявляет повышенную самостоятельность. Он начинает проявлять непослушание в тех случаях, в которых раньше с удовольствием подчинялся. Нельзя позволять ему так себя вести, чтобы это не перешло в привычку своевольничать. Нужно стараться не создавать ситуации, требующие необходимости наказать щенка: если нет уверенности в его реакции на команды, во время прогулки лучше не спускать питомца с поводка. В будущем щенок станет собакой, которая должна безоговорочно повиноваться и быть полностью управляемой.
С наступлением половой зрелости заканчивается этот сложный период. У сук стабилизация наступает примерно в 7–8 мес, к моменту первой течки. Кобель в это время начинает помечать свою территорию. Его поведение может быть неровным: пес еще какое-то время будет проявлять щенячьи привычки, забывая, что он уже взрослый. Инстинкт охраны и защиты проявляется именно в это время, а у кобеля происходит окончательное формирование характера: если он проявит себя как вожак, то останется таким до конца. В этот период придется проявить максимальную строгость к питомцу, чтобы окончательно закрепить в его сознании, что хозяин лидер. Недопустимо давать ему победить в попытках отстоять свои права. Также нельзя позволять собаке установить главенство над кем-либо из членов вашей семьи. Период страха Период преодоления страха может продолжаться в течение 1–2 мес. Он наступает, в зависимости от индивидуальных особенностей развития собаки, в возрасте от 6 до 14 мес. Этот этап характерен тем, что питомец внезапно, без особых причин испытывает страх перед различными предметами, которые уже хорошо знакомы ему и раньше не вызывали никаких негативных эмоций. Вместе с тем отмечается и боязнь новых, незнакомых объектов. Когда у питомца начнется период страха, хозяин должен быть всегда рядом
Оказать помощь в преодолении страхов подобного рода собаке должен хозяин. Следует приказать щенку стоять или сидеть, затем приблизиться к тому предмету, который вызывает беспричинный страх у четвероногого друга, и дотронуться рукой до пугающей его вещи. После этого, скомандовав: «Ко мне!», – следует дождаться, пока любимец тоже не подойдет к предмету, который ничуть не страшен (и это уже наглядно продемонстрировано), и сам не убедится, что данная вещь не представляет никакой опасности. Переходный возраст Этап переходного возраста начинается по достижении собакой годовалого возраста и продолжается в течение еще 3 лет. В это время собака, как и в период независимости, может предпринимать попытки навязать хозяину свою волю и занять доминирующее положение в семье, а также среди своих сородичей. Собака может вести себя неадекватно даже с теми, к кому ранее относилась весьма дружелюбно и спокойно. Например, она способна совершенно неожиданно для своего владельца напасть на живущего по соседству пса и подраться с ним, несмотря на то что прежде обе собаки были очень дружны между собой и даже играли вместе. Пришедшие гости также могут быть встречены грозным рычанием или заливистым лаем прямо на пороге, хотя раньше пес относился к тем же самым визитерам вполне приветливо. Хозяину следует быть готовым к подобным выходкам своего питомца.
Завоевание лидерства – дело непростое, и вполне вероятно, что собака будет неоднократно пытаться изменить свое положение на иерархической лестнице, стремясь подняться на ступень выше человека. Занятия дрессировкой должны обязательно оставаться регулярными, не нужно давать собаке возможность предъявлять хозяину свои собственные требования по поводу ее прав. В ситуации, когда в гости пришли знакомые, к визитам которых питомец давно привык, но в последнее время явно не демонстрирует им своего радушия, не стоит изолировать собаку от пришедших людей, запирая ее в другой комнате. Рекомендуется скомандовать щенку: «Место!» – и дать ему возможность оставаться среди прибывших гостей и ощущать себя полноправным членом этой компании. Вместе с тем необходимо предупредить друзей о том, чтобы они сами не стремились к общению с собакой: пусть она проявит свой интерес к пришедшим первой. Таким образом нужно продемонстрировать питомцу свою полную солидарность с гостями, которые требуют уважения в не меньшей степени, чем сам хозяин. Переходный возраст собаки – это еще и период достижения ею половой зрелости. Однако это вовсе не означает, что процесс физического и психического развития щенка уже завершен. Существует ряд врожденных и приобретенных качеств, которые окончательно формируются лишь к 3-летнему возрасту (как правило, это инстинкты, связанные со способностью собаки защищать своего хозяина и его имущество).
При неправильном воспитании из щенка может вырасти неуправляемая и капризная собака Чем моложе щенок, тем короче должно быть время занятий с ним, кроме того, не стоит слишком сильно давить на малыша, нужно стараться учить его во время игр, чтобы при этом не возникало негативного отношения к воспитательным мероприятиям. Большинству людей понятны строгость и твердость при воспитании дога, ротвейлера, но они ошибочно полагают, что для щенков мелких пород это совсем не обязательно. Любая подрастающая собака пытается определить свое место в иерархии семьи, стремясь занять ступень повыше. У карликовых пород это может проявляться в виде многочисленных капризов, стремления вызвать неуместную жалость хозяев и других подобных уловок. Легкомысленный подход к воспитанию друга не только портит его характер, зачастую банальное непослушание приводит к трагическим последствиям. Щенки, как и человеческие дети, должны всему учиться и по возможности скорее постигать различные жизненные ситуации, но желательно что-то одно за 1 раз. Главное – соблюдать принцип постепенности. Беспомощному и неумелому щенку, которого принесли в дом в возрасте 1,5–2 мес, предстоит долго учиться, прежде чем он сможет овладеть всеми необходимыми ему навыками. Следует стать для своего любимца добрым, но требовательным другом.
Обучение основным командам Дрессировка начинается с первых дней пребывания собаки в доме. Первым этапом воспитания является приучение щенка к рукам хозяина. Он должен спокойно разрешать брать себя на руки, осматривать, проводить любые необходимые манипуляции. Этого можно достичь, обращаясь со щенком ласково, не причиняя ему боли и не пугая его. Когда питомец научится доверять хозяину, он не будет сопротивляться даже во время таких неприятных процедур, как купание или расчесывание. Следующим этапом должно стать приучение щенка к голосу хозяина и кличке. Существует несколько важных рекомендаций, касающихся клички: • она должна быть короткой, звонкой и не очень распространенной; • неэтично называть собак именами людей; • приучать щенка к кличке можно на прогулках и во время игр с ним, при каждом подзыве щенку следует давать лакомство или гладить; • кличка собаки всегда должна произноситься в призывной интонации, ее нельзя искажать или заменять ласковыми прозвищами. Команда «Место!» Как правило, в первые же дни место для щенка бывает определено и он знает, куда ему следует направляться. Обучение этой команде следует начинать с простого приема: увидев, что щенок спит или лежит не на месте, нужно отнести его туда, похлопать рукой по его подстилке и сказать: «Место!». При произнесении команды голос должен быть твердым, однако не следует кричать на щенка. Для того чтобы команда лучше закрепилась, можно положить на подстилку мозговую кость, дать команду и подтолкнуть щенка к подстилке. В первые же дни в доме щенок должен твердо усвоить, где находится его место Если проявить терпение, то через несколько недель щенок будет сам возвращаться на место по команде. Команда «Ко мне!» После того как щенок выучит команду «Место!», начинается его обучение команде «Ко мне!». Произнося ее, нужно постучать по полу миской для кормления. У собаки быстро выработается условный рефлекс, и в дальнейшем она будет подбегать, услышав команду.
Начинают обучение щенка команде «Ко мне!» через 5–10 мин после выхода на прогулку. К этому времени он уже справит свои естественные потребности и захочет поиграть. Команду «Ко мне!» обязательно нужно произносить спокойным негромким голосом. Отрабатывая ее, обязательно нужно поощрять животное лакомством и похвалой. Если любимец исполняет команду вяло, без энтузиазма, повторяют ее еще раз, но более резко. Эта команда очень хорошо запоминается щенком во время кормления. Малыш очень чутко реагирует на стук своей миски, он может услышать его даже во сне, проснуться и прибежать. Нужно позвать его и постучать миской. Сначала команда должна произноситься вместе с кличкой, через некоторое время можно будет обходиться только командой, произнесенной ласковым тоном.
Во время обучения ни в коем случае не рекомендуется подзывать щенка к себе для того, чтобы наказать его или надеть ошейник, поскольку это выработает у малыша нежелательный рефлекс. Каждый раз, услышав зов, он будет считать, что хозяин собирается прервать прогулку и отвести его домой. Это приведет к тому, что щенок начнет отказываться выполнять команду. Отработка команды «Ко мне!» Для отработки команды «Ко мне!» рекомендуется предпринять следующие действия. 1. Встать рядом с питомцем и взять в руку лакомство. Дать собаке его понюхать, а затем поднять так, чтобы оно оказалось вне пределов досягаемости собаки.
2. Если внимание собаки привлечено, медленно отступить на шаг, водя лакомством из стороны в сторону. При этом несколько раз произнести команду «Ко мне!». Когда щенок приблизится, дать ему лакомство и приласкать. 3. Взять выполнившего команду щенка за ошейник и отвести немного в сторону. 4. Вновь угостить щенка лакомым кусочком. Это приучит собаку к тому, что сразу после подзывания хозяин отводит ее в другое место.
Следует имейть в виду, что в возрасте 5–8 мес щенки часто проявляют непослушание. Они отказываются выполнять команды и могут выказывать агрессию не только по отношению к другим домашним питомцам, но и к хозяину. На протяжении всего этого периода необходимо сохранять терпение. Если щенок не спешит выполнять команду, можно сопроводить ее громким хлопком в ладоши или принудить питомца сесть, опустив ему на крестец ладонь и слегка надавив. Если щенок, прекрасно понимая требование хозяина, все же отказывается выполнять команду, не стоит наказывать его. Однако и поощрять такое поведение нельзя. Даже если просто проигнорировать непослушание животного и сделать вид, что ничего не произошло, будет нанесен непоправимый вред воспитательному процессу. Щенок решит, что его поведение вполне допустимо, и будет продолжать отказываться выполнять команды, понимая, что никакого наказания за этим не последует. Единственным правильным выходом из сложившегося положения для хозяина будет сделать вид, что он больше не обращает никакого внимания на своего любимца, и начать двигаться в противоположную от него сторону. Увидев, что хозяин уходит, щенок побежит следом. Когда он приблизится, не следует ругать его, ведь питомец в конечном итоге выполнил команду. Нужно угостить его лакомством и приласкать. Если собака правильно выполнила команду «ко мне!», ее можно поощрить лакомством При дальнейшем обучении команду «Ко мне!» необходимо соединить с жестом: правая рука опускается к бедру ладонью вниз без хлопка. Затем усложняют команду при дрессировке на улице: питомец должен обойти со спины, справа налево, и сесть у левой ноги хозяина. Для этого возьмите в правую руку лакомство и поманите щенка, добиваясь, чтобы он сделал то, что нужно, и сразу дайте команду «Сидеть!». Последнее усложнение потребуется, когда питомец будет проходить курс общей дрессировки. Команда «Дай лапу!» Этой команде щенки обучаются очень легко, так как она основана на инстинктивном младенческом движении – молочном шаге. Неделя – это максимальное количество времени, которое потребуется питомцу, чтобы научиться подавать лапу. Повторять команду «Дай лапу!» следует ласковым тоном и поощрять ее выполнение лакомством. Команды «Голос!» и «Молчать!» Обучение этим командам происходит достаточно просто, хотя они и не являются основными. Когда питомец что-то яростно облаивает, следует похвалить его и произнести: «Молодец! Голос!». Чтобы обучить щенка команде «Молчать!», нужно зажать руками его пасть и отдать команду строгим голосом, а затем поощрить лакомством и похвалить. Одним из важных этапов воспитания щенка должно быть запрещение бестолкового лая. Нужно обязательно приучить его не быть надоедливым. Команда «Гулять!» Это самая простая команда. Как только на улице отстегнут поводок и сказано «Гулять!», щенок прекрасно все понимает. Но произносить команду нужно раньше, чем отпускать малыша, чтобы закрепилась реакция не на освобождение, а на голосовую команду. Отработка команды «Голос!» Команда «Сидеть!» С 2–2,5 мес можно приучать щенка к выполнению команды «Сидеть!».
Сделать это можно следующим образом: взять кусочек лакомства в правую руку, поднять его немного выше морды щенка, чтобы ему пришлось запрокинуть голову, и, надавив ему на круп, усадить, произнеся команду и не давая щенку прыгать. Как только малыш сядет, надо сказать: «Сидеть!», – похвалить, его и сразу же дать лакомство. Если щенок не садится, следует слегка подтолкнуть его. Большинство собак быстро привыкают к выполнению этой команды и садятся, даже если в руке хозяина нет лакомства. Однако в первые месяцы все же рекомендуется каждый раз, когда щенок выполнит команду, давать ему что-нибудь вкусное. Отработка команды «Сидеть!» Обучать этой команде щенка можно в то время, когда ему готовят еду. Малыш в ожидании кормления может мешать, путаясь под ногами. Как только питомец научится ждать еду сидя, можно давать команду в других местах. Отработка команды «Лежать!» Когда щенок научится исполнять эту команду, находясь рядом, нужно ее усложнить: посадить своего питомца, отступить, не выпуская поводка из рук, и скомандовать: «Сидеть!». Потом проделать то же самое еще раз, но уже выпустив поводок. Нужно отойти еще дальше, чтобы щенок посидел один. Это очень хороший способ для развития выдержки. Команда «Лежать!» После того как щенком будет хорошо усвоена команда «Сидеть!», можно учить его команде «Лежать!». Не стоит стараться научить питомца сразу двум командам, так как он будет постоянно путаться и научится воспринимать приказы гораздо позже. К этой команде щенка нужно приучать из положения и сидя, и стоя. Отрабатывая команду на улице, пропускают поводок малыша под левой ногой и надавливают ему на холку, одновременно натягивая поводок. Как только щенок займет нужное положение, следует сразу же его поощрить.
Для обучения щенка команде «Лежать!» нужно подозвать его и, держа в руке кусочек лакомства, опустить руку вниз. Щенка в этот момент нужно придерживать за ошейник, стараясь заставить его лечь. Когда он ляжет, следует дать ему лакомство, сказать: «Хорошо» – и снова повторить команду. Такие тренировки проводят ежедневно, пока щенок не станет ложиться без лакомства. Команду «Лежать!» после закрепления можно дополнить жестом: правая рука поднимается ладонью вниз до уровня плеча и опускается к бедру. Команда «Рядом!» Сначала необходимо приучить питомца к ошейнику и поводку. Щенок легко привыкнет к ошейнику и даже полюбит его, если надевать его на малыша перед тем, как отпустить погулять. Затем наступит черед поводка. Чтобы щенок не проникся к нему неприязнью с первых же дней, нужно сначала прикрепить поводок к ошейнику и дать малышу свободно побегать, только потом показать, что его свобода теперь будет ограничиваться. Для отработки команды нужно усадить питомца около левой ноги так, чтобы его плечо оказалось на уровне колена, затем начать двигаться энергичным шагом, одновременно дав команду «Рядом!». Щенок не должен расслабляться и отвлекаться. Если он пытается отойти в сторону, рывком поводка необходимо возвращать его на место, повторяя строгим тоном: «Рядом!».
а б Отработка команды «Рядом!»: А – правильное положение собаки во время остановки; Б – неправильное положение собаки Во время остановки щенок должен сразу же сесть рядом с ногой хозяина и занять максимально близкое к ней положение. Если он садится далеко или неправильно, проводят тренировку, двигаясь вдоль ограды. Это помогает добиться правильного поведения без принуждения. Тренировка не должна длиться больше 10 мин, чтобы щенок не устал. Нужно чаще хвалить его, занятия должны доставлять малышу удовольствие. Не стоит ждать от щенка немедленных результатов, переутомлять его, нужно варьировать продолжительность занятий в зависимости от погоды и самочувствия малыша. Если во время движения питомец забегает вперед, нужно резко повернуться в его сторону и выставить колено, о которое щенок ударится плечом или головой. Таким образом он быстро осознает, что идти нужно так, как требуется. Отработав команду «Рядом!» с поводком, можно усложнить ее, меняя скорость движения, делая повороты и останавливаясь. Далее нужно будет отработать со щенком эту же команду, но уже без поводка. Сначала нужно часто повторять команду «Рядом!» и корректировать движение питомца, держа его за ошейник.
Выполнение этой команды нужно поощрять поглаживанием и лакомством, чтобы у питомца не закрепилась реакция именно на физическое воздействие. Когда щенок научится самостоятельно садиться по команде, нужно добавить к упражнению жест: поднять согнутую в локте правую руку, направив ладонь в сторону щенка. Упражнение нужно повторять 4–5 раз каждый день. Команды «Фу!», «Нельзя!», «Плюнь!» Эти 3 команды взаимосвязаны. Первая отрабатывается в случае любого проявления щенком неповиновения или неправильного поведения. Команда «Фу!» потребуется в том случае, если щенок будет делать что-либо непозволительное – портить вещи, подбирать мусор с земли на прогулке и т. п. Увидев, что щенок взял что-то ненужное, следует сразу же отнять это у него и четко произнести: «Фу!», – но стараться не переходить на крик. Если щенок опять схватит отнятую у него вещь, нужно вновь забрать ее и повторить команду более строгим голосом; при этом можно слегка хлопнуть его по морде отнятым у него предметом. Не стоит злоупотреблять командой «Фу!», иначе щенок перестанет воспринимать ее и не будет подчиняться.
Закрепляя эту команду, следует попросить кого-либо из знакомых протянуть щенку корм. Несмотря на команду «Фу!», малыш все равно схватит подачку. В это время человек должен этой же рукой щелкнуть щенка по носу или ущипнуть. Обиженный пес сразу возмущенно бросит подачку. В этот момент его следует похвалить. Команда «Нельзя!» осваивается одновременно с отучением малыша подбирать на улице пищу. Как правило, эта команда отрабатывается с помощью незначительного болевого воздействия. По пути следования раскладывают кусочки корма, а когда щенок притрагивается к ним, дергают его за поводок, командуя: «Нельзя!». Команду «Плюнь!» можно не отрабатывать, так как она является нестандартной и практически аналогична команде «Фу!», с той лишь разницей, что применяется в ситуации, связанной с отказом от корма, даваемого посторонними. Команда «Стоять!» Эта команда является одной из самых важных. Отработать ее необходимо для того, чтобы можно было управлять собакой на расстоянии. Гулять без поводка она должна только тогда, когда есть полная уверенность в четкости выполнения этой команды. Всегда перед тем, как перейти дорогу, необходимо подзывать собаку и брать ее на поводок. Постойте немного, дав команду «Стоять!» и натянув поводок. Только после этого можно начинать движение. Достаточно скоро собака привыкнет самостоятельно пристраиваться рядом с левой ногой перед тем, как перейти дорогу. Отработка команды «Стоять!» Эта команда отрабатывается с 3 мес из положения сидя или лежа. Нужно сделать шаг вперед, одновременно потянув щенка за поводок вперед и вверх, произнести: «Стоять!» – и остановиться. Если отрабатывают команду из положения лежа, то, произнося команду, одновременно подталкивают малыша рукой под живот, чтобы он встал.
Чтобы отработать управление щенком на расстоянии, лучше воспользоваться тихим безлюдным местом, где его ничто не будет отвлекать. Нужно прикрепить к ошейнику щенка длинный поводок и, когда он его натянет, потянуть поводок на себя, скомандовав: «Стоять!», – требовательным, резким тоном. Если малыш остановится хотя бы на секунду, следует сразу же похвалить его и дать лакомство. Через несколько минут повторяют упражнение. Эта команда легко усваивается щенком, если тренировка сопровождается поощрением. В дополнение к команде можно приучить малыша к следующему жесту: слегка согнутая в локте правая рука поднимается к плечу и опускается к бедру. Нельзя выпускать питомца на улицу одного, даже если стоит ненастная погода, а щенок просится в неурочное время. Собака может потеряться или ее, возможно из благих побуждений, уведут чужие люди. Команда «Покажи зубы!» К 4 мес щенка желательно обучить этой команде. Ее выполнение будет очень полезно при осмотре зубов собаки и проведении различных гигиенических процедур. Если собака не обучена этому приему, она будет сопротивляться осмотру пасти, который очень важен для оценки формирования прикуса, чистки зубов, лечения и т.п. Для приучения щенка к этой команде усаживают его рядом с собой, командуют: «Покажи зубы!» – и, придерживая обеими руками верхнюю и нижнюю челюсти, осторожно раскрывают ему пасть. После этого обязательно дают собаке лакомство, гладят ее и хвалят. Команда «Апорт!» Обучать этой команде можно, когда щенок начнет играть с игрушками. Нужно сначала поиграть с питомцем, затем взять игрушку и бросить перед ним, скомандовав: «Апорт!». Как только малыш возьмет ее, произнести: «Ко мне!». Подбежавшего щенка следует похвалить и по команде «Дай!» аккуратно забрать игрушку, не причиняя малышу боли, и дать ему лакомство. Сразу же повторяют упражнение. Такую же тренировку можно проводить на улице, в тихом месте, где никто не будет отвлекать питомца. Отработка команды «Апорт!» Команда «Ползи!» Навык умения ползать в паре с человеком необходим собаке при несении некоторых специальных служб, например, разведывательной. При отработке команды используются нажим рукой на холку, легкие рывки поводка (если собака пытается встать для того, чтобы начать движение, нажим повторяется вкупе с командой). После правильного выполнения команды необходимо поощрение. Отрабатывать выполнение этой команды можно после того, как животное освоило команды «Лежать!» и «Сидеть!». Занятия лучше всего начинать на ровной поверхности. Почва должна быть сухой, без камней и сучков, способных травмировать питомца. Отрабатывая переползание, дрессировщик ложится на землю и укладывает собаку рядом с собой слева. Ее голова при этом находится на уровне его плеча, поводок короткий, но не слишком. Держа поводок в правой руке, человек кладет ладонь левой на холку собаки и, повторяя команду «Ползи!», начинает движение вперед. Во время движения осуществляются короткие легкие рывки поводка, вызванные тем, что дрессировщик опирается на локоть правой руки. Эти рывки побуждают собаку к движению. Первоначально переползание не должно вестись на расстояние более 2 м, но по мере выработки основных навыков дрессировка усложняется: собака ползет с отпущенным поводком. Если она начинает отставать, команда «Ползи!» отдается ей угрожающим тоном. Со временем расстояние переползаний увеличивают до 15 м, усложняется и рельеф местности.
При отработке команды нельзя допускать резких рывков поводка и слишком длинных расстояний в начале обучения собаки. Также негативно сказывается на закреплении навыка работа на мокрой и грязной почве, на полигоне, покрытом колючей травой, камнями, торчащими из земли корнями растений и сучками. Команда «Вперед!» в случае лазания по лестнице Данная команда отдается так же, как и приказ двигаться по ровной местности: дрессировщик выбрасывает правую руку ладонью вниз перед собой в сторону лестницы и отдает команду голосом. Вырабатывать этот навык можно параллельно отработке команды «Барьер!», но только после того, как собака освоит движение вперед на ровной местности по приказу хозяина. В процессе обучения собаки дрессировщик ведет ее на коротком поводке у левой ноги. В нескольких шагах от лестницы отдается команда «Рядом!», а затем – основная команда упражнения. На начальных этапах необходимо подниматься и спускаться по лестнице вместе с собакой.
Отработка команды «Барьер!» Отработка спуска во время изучения команды «Вперед!» Обычно собаки легко осваивают подъем, намного сложнее им дается спуск. При отработке спуска дрессировщик идет чуть впереди животного, готовясь в случае необходимости предотвратить падение. Ни в коем случае нельзя давать питомцу упасть, следует поддерживать его, если он оступится. Нельзя натягивать при спуске поводок, чтобы в случае падения собака не начала задыхаться. Негативные впечатления во время отработки команды могут раз и навсегда привить животному страх перед лестницами.
Собаку, обученную проходить лестницу вместе с дрессировщиком, приучают выполнять команду самостоятельно. Для этого ведущий собаку человек сперва отстает от нее на лестнице, а спустя некоторое время остается на земле, давая посыл рукой и голосовую команду. Когда животное поднимется на верхнюю площадку, дрессировщик переходит на другую сторону и подзывает его, побуждая к спуску. Постепенно задача усложняется за счет перевода собаки на более сложную лестницу с узкими перекладинами и большим расстоянием между ними. Также используются посторонние отвлекающие звуки и различные стойки на верхней площадке. Собаководы считают данную команду полностью отработанной, если животное может по первой команде самостоятельно и быстро подняться по лестнице, выдержать там 2-минутную стойку, дожидаясь команды «Ко мне!», а затем спуститься и встать у левой ноги хозяина.
Отрабатывая навык подъема и спуска по лестнице, необходимо помнить, что опущенный поводок может зацепиться за ступени или конструкции лестницы и задушить собаку, поэтому нужно не забывать отстегивать поводок от ошейника. Типичные ошибки при обучении основным командам Отрабатывая со щенком команды «Сидеть!», «Стоять!» и «Лежать!», многие владельцы допускают одни и те же ошибки: • команда дается после физического воздействия; • сильный рывок поводка и грубый нажим; • команда дается из одной и той же позы и в одинаковых обстоятельствах; • команда и жест отсутствуют; • слишком продолжительные тренировки. При обучении команде «Апорт!» типичны следующие ошибки: • щенок держит игрушку в пасти слишком долго; • игрушка отбирается с причинением боли; • лакомство показывается щенку раньше, чем он подбежит; • команда «Апорт!» неправильно заменяется командой «Дай!»; • щенку разрешается играть со специальным предметом для апортирования. Общие замечания Тренировать щенка таким образом следует ежедневно. Приучение к ошейнику следует начинать с 1,5-2-месячного возраста, предварительно дав собаке обнюхать новый предмет, чтобы она не испугалась этой процедуры. Первый раз следует надеть ошейник на щенка за несколько минут до кормления, желательно в процессе игры, незаметно. Во время кормления щенок занят пищей и меньше реагирует на ошейник. После кормления желательно вынести щенка на улицу на руках и отпустить побегать в подходящем для этого месте. Приучать щенка к ошейнику следует с 1,5 мес
После возвращения домой следует снять ошейник и надеть вновь перед следующим кормлением. После неоднократного повторения этой процедуры (обычно к 3–4 мес) ошейник будет ассоциироваться с кормлением и прогулками. Для приучения к поводку выбирают длинный поводок, кожаный или из прочной тесьмы, дают щенку понюхать его и незаметно пристегивают к ошейнику. Затем надо отбежать от щенка, чтобы он кинулся вдогонку с волочащимся поводком. После продолжительной игры отстегивают поводок, а через некоторое время пристегивают вновь. Через несколько дней щенок привыкнет к поводку и не будет его бояться. Дрессировать щенка можно ежедневно, только нужно следить за тем, чтобы он не переутомлялся Поводок постепенно укорачивают и, давая щенку лакомство, выгуливают питомца на поводке, не допуская, чтобы малыш кусал его или тянул. Ни в коем случае нельзя использовать поводок для наказания щенка. Даже дисциплинированные собаки могут проявить свой горячий нрав во время прогулки, особенно это касается кобелей. Надо отметить, что мужские особи многих пород собак уже в раннем возрасте проявляют высокую половую активность и, играя, могут энергично наскакивать на своих сородичей или на ногу хозяина. Подобные забавы говорят лишь о проявлении природного полового инстинкта собак, поэтому не стоит слишком сурово относиться к подобным моментам в поведении щенка. Лучше занять питомца активными играми на лужайке или в парке, чтобы он смог полностью переключить свое внимание на что-то другое. Во время дрессировки ни в коем случае нельзя бить собаку, шлепать ее. Причиненная питомцу боль наносит ему огромный вред, который впоследствии вернется рикошетом. Запуганная собака часто совершает неадекватные поступки: кусается, царапается и портит вещи. Чрезвычайно мягкое наказание, в свою очередь, не произведет должного впечатления на провинившегося щенка.
Как бы ни была умна собака, она не в силах с первого раза выучить команду. Для достижения желаемого результата щенка нужно дрессировать долгое время. Нельзя терять терпения, даже если собака ведет себя совершенно не так, как нужно, убегает или отказывается подчиняться уже знакомым командам. Если животное наказывают, но его поведение не изменилось в лучшую сторону, необходимо понаблюдать за ним: вероятно, наказывали не за тот проступок. Если собака ведет себя в соответствии с требованиями и послушно выполняет команды, нужно обязательно поощрить ее. Это увеличит вероятность того, что животное и дальше будет совершать только те действия, которые вызвали одобрение хозяина. В качестве поощрения можно использовать кусочки пищи или похвалу. Лакомство, предлагаемое питомцу, не должно быть одним и тем же, так как повторяющаяся награда постепенно перестает казаться желанной. Меняя ее, можно сделать дрессировку более приятной и интересной. Не стоит забывать, что игра является важнейшим моментом в развитии и воспитании щенков всех пород. Исторически сложилось так, что все травоядные, вне зависимости от их размеров и комплекции, постоянно вынуждены были спасаться от охотившихся на них хищников. Соответственно, времени и сил на игры у них не оставалось. Плотоядные животные, напротив, не чувствуя угрозы со стороны других, даже более крупных, животных, могли позволить себе время от времени отвлечься на игру, во время которой молодые особи учились охотиться и сражаться с соперниками.
Приступать к дрессировке лучше всего не раньше чем через 1 ч после того, как собака поест В настоящее время подавляющему большинству породистых собак не приходится добывать себе пищу на охоте, тем не менее игра по-прежнему остается важной частью их жизни.
Лишение щенка возможности проявить себя в шутливых схватках оказывает серьезное влияние на его поведение. Подросший пес не будет проявлять интереса к активным движениям, и вполне вероятно, что у него понизится способность к воспроизведению потомства. Нельзя заниматься обучением щенка, когда он голоден или только что поел. В первом случае он будет невнимателен, а лакомства воспримет просто как еду, а не как поощрение. Во втором случае малыш будет вялым. Начинать обучение щенка командам нужно с помощью лакомств, а с 3-месячного возраста следует переходить на метод механического воздействия, так как рефлекс, выработанный с помощью угощения, менее стоек, чем полученный с помощью воздействия руки. В будущем нужно сочетать эти методы, добавляя к механическим воздействиям лакомство в том случае, когда это необходимо. Для закрепления каждой из команд требуется не менее 12 повторов с использованием разнообразных ситуаций. Естественно, что такой большой нагрузке нельзя подвергать щенка в 1 день. При дрессировке питомца следует соблюдать баланс между строгостью и поощрением. Излишняя суровость вредна при обучении, но если избаловать щенка, то придется обращаться к опытному дрессировщику для коррекции поведения собаки. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|