|
||||
|
3. Общие сведения о драпировке Многие люди, сделав ремонт в квартире и обставив ее новой мебелью, все равно чувствуют себя в ней неуютно, поскольку она кажется им пустой и холодной. Дизайнеры советуют в этом случае использовать драпировки на окна, стены или двери. Понятие «драпировка» включает в себя занавеси на дверях, окнах, стенах из разноцветных тканей, украшенных бахромой и другими декоративными отделками. Вообще драпировка – это уникальная часть интерьера дома, способная в корне изменить ощущения человека, пребывающего в нем. С помощью различных драпировок квартиру, обставленную современной мебелью, можно сделать теплой и уютной. Кроме того, используя драпировки, можно создать в доме ощущение того времени года, который больше всего по душе хозяину и членам его семьи. С помощью драпировок можно устранить даже некоторые недостатки в архитектуре квартиры, например, создать иллюзию больших окон. Драпировка в интерьере В общей площади помещения потолок, окна и стены занимают более половины пространства и поэтому при декорировании требуют отдельного подхода. С возрождением в последние годы моды на стили изысканной буржуазности – ар нуво и ар деко – дизайнеры стали уделять пристальное внимание текстилю. Разумеется, для отделки потолка и стен вполне можно использовать текстильные обои. Однако только драпировка помещения или его отдельных архитектурных элементов способна выявить силу и глубину пространства. Связано это с тем, что ткань обладает бесценным, с точки зрения декоратора, свойством – пластичностью. В отличие от обоев она «живет» в интерьере. Существует множество приемов использования данного преимущества ткани. Так, можно подчеркнуть игру светотени в складках заложенной драпировки или сыграть на разнице фактур тканей. Многие ведущие дизайнеры применяют для драпировки помещения сразу несколько видов тканей, например блестящих и матовых. Эти ткани по-разному отражают скользящий свет, что выглядит необычно. При помощи драпировки можно добиться различных эффектов. Так окно, задрапированное бархатными шторами, создаст ощущение защищенности и уюта. Драпировка из дамаска придаст интерьеру роскошную репрезентативность, а воздушный тюль – гламурность. История драпировки Если верить историческим хроникам, даже самые древние цивилизации могли похвастаться культурой ткацкого производства. Сначала люди использовали ткань только для изготовления одежды, позже – для внутреннего убранства своего дома. В Древней Греции, Древнем Риме, Вавилоне в особом почете были тонкие полотняные материи светлых тонов. Византия подарила буйство великолепных красок, добавила золотые нити. В Средние века мастера изготавливали ткани невероятно чистых ярких тонов. Но по-настоящему ткани стали неотъемлемой частью интерьера лишь в XI–XII вв. До этого момента рыцари, благородные и не очень, вели долгие и кровопролитные бои по поводу границ принадлежащих им территорий. Замки могли быть в любой момент захвачены и сожжены дотла. Вполне естественно, что их владельцам было не до дизайна. Позже, когда монархи более или менее определили границы своих государств, они занялись оформлением своих дворцов, и прежде всего их внутренним убранством. Ткани окончательно завоевали одно из главных мест в оформлении дворцов примерно в XIV в. Конечно, речь идет не только о гардинах. Стены украшались гобеленами, качество которых было настолько высоко, что искусство их создания могло соперничать с живописью; зачастую они являлись основной ценностью дворца. Драпировались ткани самыми разными способами, ими затягивали стены, обивали мебель. Для этого использовались самые разнообразные материалы. Широко применялся глазет, известный в настоящее время как парча. В материал были вплетены золотые и серебряные нити, что создавало впечатление невиданного богатства, роскоши. При оформлении будуаров использовался в основном штоф – полотна со сложным тканым рисунком, как полосатые, так и однотонные. Поскольку рисунок контрастировал с фоном только качеством, но не цветом, создавалось впечатление переливчатости отделки. В стиле барокко использовали бархат и атлас. Обе эти ткани и по сей день являются одними из самых популярных в отделке интерьера. В XIV в. особым спросом пользовался генуэзский бархат с длинным ворсом и яркими красками. Приблизительно в то же время на знаменитой Лионской мануфактуре создали атласную ткань с мелким растительным декором, которая надолго вошла в моду. На рубеже XVIII–XIX вв. в оформлении интерьера были произошли изменения. В Европе появились бумажные обои, которые впоследствии стали вытеснять тканевые. Хотя, нужно сказать, долгое время эскизы обоев имитировали ткань. Матерчатыми оставались портьеры, балдахины, покрывала, скатерти, абажуры. В начале XIX в. французский изобретатель Жозеф Мари Жаккард изобрел ткацкий станок, который позволял изготавливать ткани с самым сложным рисунком, одинаково привлекательным с лицевой и изнаночной стороны. Позже эти ткани были названы в честь их создателя жаккардовыми. Как ни странно, принцип их производства почти не изменился за два минувших века. В настоящее время роль декоративных тканей в оформлении квартиры трудно переоценить. Зачастую облик нового интерьера может родиться из-за желания использовать какую-либо ткань. Ткани в интерьере – это не только драпировки, как зачастую принято считать. Это обивка мебели, покрывала, скатерти, салфетки и даже полотенца в ванной. Но необходимо помнить о том, что неграмотно подобранные ткани в одном помещении (не гармонирующие друг с другом по цвету, стилю, фактуре) могут испортить даже прекрасную дизайнерскую идею. Стили драпировки Как уже говорилось, современный интерьер очень трудно представить себе без тканей, которые создают ощущение комфорта, смягчают строгость архитектурных линий, скрывают дефекты интерьера, защищают от холода, шума, пыли, жары и солнечного света и к тому же отделяют друг от друга функциональные зоны. Все это касается практической стороны вопроса. А если говорить об эстетической, то драпировки не только способны подчеркнуть исторические и культурные пристрастия хозяев квартиры, но и стать ключевым элементом интерьера. Другими словами, украшение квартиры тканями – это самый простой путь придать жилищу индивидуальность и обаяние. Стоит отметить, что вариантов использования тканей в интерьере очень много. Как известно, каждая эпоха диктовала свою собственную моду на интерьер, а в наше время допускается буквально все и дизайн квартиры зависит от вкуса и возможностей ее хозяев. Однако прежде, чем создавать интерьер, например, в стиле ампир, необходимо иметь представление о том, как декорируются окна, стены и кровати и какие расцветки ткани соответствуют этому стилю. СредневековьеВ средневековых замках из соображений безопасности окна были маленькими и узкими, похожими на бойницы. Разумеется, ни о какой их драпировке в то время не могло быть и речи. Оконные проемы закрывали вощеной бумагой и только в очень богатых домах завешивали кусками материи, что делалось вовсе не для красоты, а для защиты от солнечного света. Несмотря на то что интерьер окон во времена Средневековья людей не интересовал, зато свои спальни они драпировали очень изысканно – яркими, богато украшенными тканями. В настоящее время, чтобы воспроизвести атмосферу Средних веков, дизайнеры используют для драпировки окон шелк или вельвет. Шторы из таких тканей драпируют большими складками и вешают на медные крючки. Для драпировки же кровати применяют шелковую ткань, изготовленную под старину. XVII в.В XVII в. в моду вошли гобеленовые ткани, вельвет, дамаст, а также тонкая шерстяная пряжа. Для драпировки использовали материалы, цвет которых напоминал блеск драгоценных камней: ярко-желтый, голубой, красный. Что касается рисунка, то в то время модными считались ткани с цветочно-геральдическими символами, например розы, ирисы или короны, вышитые розовыми, индиго или зелено-голубыми шелковыми нитками. Стоит отметить, что в XVII в. ткани использовались в основном для драпировки стен, дверных проемов и кроватей. Окна драпировали очень редко. БароккоВ это время в интерьере богатых домов царила кричащая роскошь. Эпоха Людовика XIII и Людовика XIV оставила нам в наследство самые шикарные ткани: генуэзский бархат с характерным крупным узором, парчу с золотой нитью, дымчатый и рубчатый шелк, атлас, муар и тафту. Если раньше на кресла и диваны просто набрасывали ткани и подушки, то с воцарением стиля барокко во многих домах появилась мебель с бархатной или плюшевой обивкой. Барокко – это время первых набивных ситцев, а также серебряных нитей и легких золотистых кружев. В моде в это время были вычурные драпировки кроватей и окон, которые украшали ламбрекенами. РококоДля рококо тоже свойственна роскошь, однако это еще и стиль комфорта и изящности. В это время в моду прочно вошли занавеси и шторы с ламбрекенами. Драпировки стали искусно декорировать серебряными или золотыми шнурами. НеоклассицизмВ конце 1700-х гг. в интерьере европейских домов стали использоваться мотивы разрушенных Помпеи и Геркуланума. Для драпировки применяли различные ткани: шелк, дамаст, жаккард, муар, парчу, бархат, вуаль, кисею. Что касается их цвета, то в моде были бирюзовый, лиловый, бледно-малиновый, бледно-желтый и т. п. При драпировке стали широко использовать шнуры, подхваты, а также резной ламбрекен. АмпирВ интерьере этого времени царил героический дух военных походов. На карнизах стали делать наконечники в виде копий, декоративные навершия с орлами, лебедями, головами животных, лавровыми венками. Окна, как правило, драпировали парными занавесями из муслина. В моду вошли декоративная отделка, изысканные орнаменты и тяжелая бахрома. Популярными цветами драпировок стали вишневый, темно-розовый, шафранно-желтый, голубой и розовый. МодернВ 1890–1900 гг. для драпировок стали использовать ткани с растительным орнаментом. Что касается цвета, то во времена модерна отдавали предпочтение розовому, светло-зеленому, лиловому, голубому и бледно-желтому тонам. АрдекоВ 1930-е гг. в моду вошли драпировки из бархата, гобелена, рельефного или гладкого велюра, репса. Шторы в большинстве случаев делали прямыми и обшивали каймой. Для драпировки использовали ткани с крупным резким рисунком, ярким орнаментом и вызывающим сочетанием красок в духе Матисса. Самыми модными цветами были сочетания оранжевого и черного, а также синего и золотистого. Об искусстве драпировки Драпировка – это отдельная и весьма непростая область декорирования интерьера, целое искусство, которое позволяет изменить квартиру до неузнаваемости. Однако прежде, чем начинать драпировать окна или стены, необходимо сделать правильный выбор, например, между однослойными и многослойными гардинами, драпировками с ламбрекеном и без него, правильно подобрать длину и цвет карниза. Оформление квартиры драпировками придаст гармонию ее внутреннему убранству и предоставит возможность скрыть дефекты архитектуры, регулировать освещенность комнат. Кроме того, декорирование драпировками окон поможет подчеркнуть красивый пейзаж за окном или, напротив, избавить хозяев от созерцания не слишком привлекательного вида из окна. И разумеется, драпировки на окнах также защитят жилище от посторонних любопытных взглядов, от палящего солнца – жарким летом, а зимой – от холода и ветра. Важно помнить, однако, что окно – выразительная архитектурная деталь, которую, возможно, вовсе не надо скрывать, а наоборот, нужно выгодно подчеркнуть и акцентировать на ней внимание. Если окно красивой, необычной формы, то его ни к чему старательно маскировать и прятать за слоями штор. Декорирование квартиры драпировками предоставляет неограниченные возможности комбинирования материалов и тканей и дает большую свободу выбора текстур, оттенков, фасонов, аксессуаров. Порой именно декор стены, дверного проема или окна придает интерьеру определенный стиль и шарм даже при наличии в помещении непритязательной стандартной мебели. Объем и пространственные пропорции комнат подсказывают выбор тканей для оформления, впрочем, как и общее декоративное решение. Удачный дизайн драпировки позволит акцентировать внимание членов семьи и гостей не только на самой ткани, но также на всем декоративном убранстве комнаты. А если в квартире мало интересных архитектурных деталей, то этот недостаток как раз можно восполнить с помощью оригинального решения драпировки. Начиная осваивать искусство драпировки, следует помнить, что драпировка должна обладать такими особенностями, как стильность, практичность, неординарность и удобство при компоновке. В любом случае она должна находиться в гармонии с общим стилем интерьера. Выбирая ткань для драпировки, нужно учитывать температурный режим комнаты, ее размеры, пропорции оконных и дверных проемов. Это так же важно, как выбор цвета, рисунка и фактуры ткани. В комнатах с высокими потолками драпировки всегда смотрятся элегантно. Если же потолок низкий, не стоит злоупотреблять складками и пышными декоративными элементами драпировок. Такой вариант слишком надуман и претенциозен. Ткань, используемая для драпировки, должна хорошо смотреться при любом освещении: как естественном, так и искусственном. Например, муслиновое полотно, которым часто драпируют окна, освещенное солнечным светом, дает эффект матового стекла. А вечером такие шторы, освещенные искусственными источниками света, становятся непрозрачными и создают атмосферу уюта, комфорта и защищенности. Нельзя экономить на ткани. Так, драпировки длиной до пола выигрывают за счет большого объема материала. Многие думают, что несколько недостающих сантиметров не слишком важны, но именно они могут сыграть решающую роль: драпировка окна или дверного проема будет выглядеть слишком короткой, если до пола не хватает даже каких-нибудь 3 см. Для того чтобы драпировка смотрелась максимально эффектно, необходимо руководствоваться при пошиве простым правилом: готовое полотно, развернутое полностью, должно быть в 2,5–3 раза шире карниза. Цветная отделка придает графическую завершенность драпировкам из гладкокрашеных тканей. Совсем простой материал будет казаться более изысканным, если к нему подобрать контрастную по цвету тесьму. В принципе, длинные драпировки даже могут заменить дверцы шкафа, закрыть дверной проем или утеплить входную дверь. Ткань создает желаемый эффект, а обработка верхнего края драпировок определяет их стиль. Верхний край может быть присборенным или заложенным в складки. Тот или иной вариант оформления верхнего края бывает продиктован особенностями тканей. Защипы, например, подойдут для тяжелых длинных драпировок, а так называемые карандашные складки, расположенные вплотную по всей ширине ткани, – для легких и прозрачных материалов. Почти скульптурную рельефность драпировкам придает подкладка. Цветная подкладка оконной драпировки интересно смотрится со стороны улицы, но сначала необходимо проверить, насколько хорошо она будет сочетаться с основной тканью штор. Плотная светоне-проницаемая подкладка, возможно, уместна в спальне или детской. Ламбрекен – широко распространенный элемент оформления драпировок. Жесткий или мягкий, он располагается горизонтально и закрывает верхний край материала. Карнизы и штанги – весьма важные детали драпировок. Они могут быть разных диаметров и изготавливаются из металлов, дерева, бамбука и других материалов. На обоих концах карниз ограничен набалдашниками, которые могут быть либо ничем не примечательными, либо подчеркнуто декоративными. Современно и ненавязчиво выглядит в качестве карниза натянутая стальная струна. Подхваты поддерживают шторы по обеим сторонам окна и позволяют красиво драпировать их полотнища, когда они раздвинуты. При этом свет свободно проникает в комнату. Тесьма, шнур, металлическая цепочка, куски ткани, сложенные вдвое, – все это может послужить в качестве подхвата и смотреться интересно и оригинально. Вообще драпировки – альтернативное традиционным шторам декоративное решение. Окно оформляется с использованием какой-то одной ткани или нескольких близких или контрастных по цвету. В зависимости от выбранной ткани многослойность занавесей создает определенную атмосферу: такая «одежда для окон» может быть как роскошной, так и довольно сдержанной. Хорошо драпируются муслин, синтетические прозрачные ткани, материалы средней плотности. Ткани с контрастной подкладкой можно обернуть вокруг карниза, закрепив их объемным жгутом. Эффектно выглядит прикрепленное к карнизу сари яркой расцветки. Классический вариант драпировки – простой карниз, обернутый полотнищем ткани, края которого симметрично свисают по обеим сторонам окна. Драпировки можно повесить в виде петли, а можно искусно обернуть их вокруг карниза таким образом, что края ткани упадут на пол. Человеку, стремящемуся создать в своей квартире уют, следует помнить о том, что главным всегда является завершенность композиционного решения комнаты и не последнюю роль в этом играет именно драпировка какого-либо ее архитектурного элемента. Если не планируется покупать ткань для плотных драпировок и решено ограничиться легкими тюлевыми, присобранный ламбрекен сделает комнату нарядной и уютной. К тюлю можно пришить контрастные оборки из гладкокрашеного шелка. Оборки можно пришивать по внешним сторонам полотнища, а можно срезать нижний острый угол, пришив оборку снизу. Вообще, желательно иметь два комплекта драпировок: один для осенне-зимнего, другой – для весенне-летнего периода. Драпировки для зимы изготавливаются из толстой ткани, которая имеет хорошие теплоизоляционные свойства. Для летних драпировок лучше использовать тонкую, но прочную ткань, стойкую к солнечным лучам и отличающуюся нарядной расцветкой (обычно в таких случаях используют растительные мотивы: узоры в виде листочков, веточек, цветов). Рисунок ткани необходимо подбирать в зависимости от того, для чего предназначена комната. В общей комнате драпировки могут иметь крупный рисунок, а в кабинетах и спальнях прекрасно смотрятся однотонные ткани спокойных оттенков. В детскую лучше подобрать красочную ткань с рисунком, включающим в себя сказочные мотивы. Хорошо, если тон ткани, предназначенной для драпировки, например окна или двери, гармонирует с окраской стен. Еще один момент: также очень важен выбор рисунка материала. Если комната узкая, ее лучше всего украсить драпировкой из ткани в поперечную полоску. Подобный декоративный элемент зрительно расширит стену. Ткань в вертикальную полоску сделает потолки зрительно более высокими. Если комната небольшая, лучше не декорировать ее драпировкой с крупным ярким рисунком, она быстро наскучит хозяину. А вот мелкий цветочный или орнаментальный рисунок будет уместен в любой комнате. Элементы драпировки Из каких же элементов состоит декорирование помещения тканью? Это прежде всего сама драпировка, затем ламбрекен и разнообразные аксессуары: подхваты, оборки, галуны, канты. В понятие «драпировка», в свою очередь, входят такие элементы, как сваш, жаботы, блинды и каскады. Балдахин Главный элемент декора спальни – балдахин – это полог из ткани, располагающийся, как правило, над кроватью. Балдахин может быть выполнен в мавританском стиле, то есть иметь круглый верх, расположенный по центру кровати или у изголовья. Кроме того, балдахины часто делают квадратными или в виде длинного отреза ткани, перекинутого через металлический карниз. Блинды Блинды, или римские шторы, изготавливают по принципу паруса, из тяжелой и плотной ткани. Однако в последнее время очень популярными стали воздушные блинды, которые собираются в пышные фестоны. Такие элементы еще называют русскими балунами. Так называемые американские блинды делают со сборками, занимающими приблизительно 50 см от нижнего края шторы. Кроме вышеперечисленных, в современных интерьерах часто встречаются раздвижные японские блинды – прямые отрезы ткани, укрепленные на подвижных карнизах. Сваги и жаботы Непременные атрибуты классического декора – сваги, или фестоны, – представляют собой складки ткани, зафиксированные в двух концах над окном или кроватью. В современных интерьерах сваги создают парадную атмосферу. Ниспадающие концы ткани, которые часто используют в комплекте со свагами, – жаботы – хорошо подчеркивают достоинства подкладки драпировочной ткани. Ламбрекен Ламбрекен представляет собой декоративную деталь драпировки, закрывающую карниз и петли. Ламбрекены, как правило, делают из ткани или дерева. Первые часто украшают вышивкой. В последние несколько лет модными стали стеганые ламбрекены. Другие элементы драпировки К другим важным элементам драпировки относятся каскад, перекид, подхват и ширинктейн. Каскад – это ниспадающие зигзагом складки ткани, а перекид – драпировка круглого карниза тканью или кистями. Подхватом называется украшающее драпировку приспособление. С его помощью можно раздвигать шторы и тем самым регулировать освещенность помещения. Ширинктейн – это монтажная тесьма с отверстием под карниз. Выбор цветовой гаммы драпировки Цвет – одно из эффективных средств оформления современного интерьера, при помощи которого можно достичь высокой его выразительности. Однако цвет не только определяет художественные качества помещений, но и помогает создать наиболее благоприятные условия для жизни и деятельности человека, его здоровья и настроения. Чтобы правильно выбрать цвет для отделки квартиры, до начала ремонтных работ составляют детальный план ее колористического решения, в котором учитывают цвета всех составных элементов – стен, потолка, пола, мебели, мебельной ткани, занавесок, покрывал на кровати, ковров и т. д. План необходимо реализовывать без отклонений, потому что иначе желаемая гармония не будет достигнута. Колорит – это соотношение всех цветов, входящих в колористическую композицию. Определяется он доминирующими цветами близких оттенков. Так, если в интерьере преобладают серо-голубые тона, то при наличии в нем незначительных элементов желтого, коричневого и белого он воспринимается в серо-голубом колорите. Гармония – закономерное сочетание цветов, способствующих их высокой художественной выразительности. Существует два вида гармонии: нюансная и контрастная. Нюансная гармония характеризуется отсутствием сильных контрастов цветов по их светлоте и насыщенности, хотя в незначительной мере контраст и присутствует. Состояние покоя достигается путем уравновешивания цветовых поверхностей. Это означает, что большие поверхности (стены, потолок, покрывала, шторы) имеют сдержанные нейтральные светлые тона, а меньшие (некоторые тканые изделия, керамика, художественное стекло и др.) – яркие, насыщенные. Нюансная гармония характерна для спальных и детских комнат, кабинетов, комнат для людей преклонного возраста. Контрастную гармонию, которая характеризуется сопоставлением ярких холодных и теплых цветов, можно применять в общих комнатах 2–5-комнатных квартир и частных домов. Нелегкой, но чрезвычайно интересной задачей является гармонизация цветовых элементов жилища (стен, потолков, пола, декоративных тканей, мебели и т. п.) для создания целостного в художественном отношении ансамбля. Роль цвета в назначении помещения При выборе цвета следует учитывать назначение и общее решение квартиры или частного дома. О чем люди думают в первую очередь, создавая интерьер своего дома? О комфорте или о престиже? Это зависит не только от индивидуальных качеств хозяина или хозяйки дома. Существуют участки жилого помещения, где просто невозможно обойтись без оригинальных дизайнерских решений, ведь порой от удачного подхода к оформлению интерьера зависит престиж хозяев дома. Например, прихожая может быть специально оформлена так, чтобы стать визитной карточкой всей квартиры. То же самое можно сказать и о гостиных, где приветливая атмосфера заставляет гостей и хозяев расслабиться, располагает к доверительным отношениям, и столовая, внутреннее убранство которой положительно влияет на то, как проходят обеды и ужины в семейном кругу или с друзьями. Как бы человек ни стремился к комфорту, ни заботился о том, чтобы все было подчинено этой цели, ему надо подумать и о престиже. Нужно обязательно поразмышлять над оформлением тех мест в квартире, в которых он будет принимать гостей. По ним будут судить не только о доме, но и о хозяевах. Большую роль играет в этом правильный выбор цветовой гаммы внутри одной комнаты или части дома. Кухня, ванная, кабинет или библиотека являются более «семейной» территорией. Здесь комфорт играет даже более важную роль, чем престиж. Но существует комната, в которой все общепринятые стандарты и шаблоны порой отступают на задний план, здесь главенствует индивидуальный стиль хозяина квартиры. Это чуть ли не единственное помещение в доме, которое хозяева обустраивают только для себя, учитывая лишь собственные пристрастия и капризы. Эта комната – спальня. Однако интерьер спальни не должен резко контрастировать со стилями, выбранными для оформления других комнат, подчеркивая вместе с тем индивидуальность и привычки хозяев. Может быть, в данном случае правильнее говорить не о престижности элементов обстановки, а о самоуважении хозяев. Спальня – это самое «загадочное» помещение в квартире, интерьер которого, как правило, скрыт от посторонних глаз. Трудно дать ряд универсальных советов по поводу дизайна спальни, поскольку нет возможности однозначно ответить на вопрос о том, какой должна быть спальня. Каждый из нас даст на этот вопрос свой ответ. Обстановка спальни решающим образом может повлиять на настроение и эмоциональное состояние человека. Кто-то отрицательно реагирует на определенные цвета и оттенки, а значит, если они будут присутствовать при оформлении интерьера спальни, то, безусловно, помешают нормальному, спокойному сну. Отмечались случаи, когда расстройства сна наблюдались именно у людей, отличающихся повышенной восприимчивостью к той или иной цветовой гамме. Огромную роль цвет играет при оформлении окна. Люди, нормальный сон для которых является проблемой, предпочитают многослойные шторы спокойных расцветок. Днем можно раздвигать плотные шторы, оставляя тонкие гардины. Утром задернутые шторы бережно охраняют сон обитателей квартиры. Их великолепие способно скрасить самый унылый и пасмурный день. Однако, как правило, окна имеют не одну «одежду». Ставни, жалюзи, драпировка помогают обитателю комнаты регулировать поток дневного света и менять интенсивность освещения в течение дня. В спальне желательна атмосфера полного спокойствия. Ей отвечают теплые, спокойные светло-желтые и голубые тона. Если же в спальне размещено рабочее место или место для занятий, то рекомендуются светлые серо-зеленые, серо-голубые и другие нейтральные цвета, способствующие сосредоточенному умственному труду. Общая комната в квартире, где проживает семья из 4–5 человек, является местом постоянного пребывания членов семьи с целью отдыха, поэтому цветовое ее решение должно быть ясным, спокойным, способствующим хорошему настроению. В зависимости от ориентации здесь могут быть использованы золотистый, желто-зеленый, серо-голубой, серо-зеленый и другие цвета малой и средней насыщенности. В малонаселенных квартирах и частных домах из 3–5 комнат общая комната используется относительно редко, главным образом для вечернего отдыха и приема гостей. Поэтому она может решаться в насыщенных тонах, способствующих приподнятому праздничному настроению (например, пурпурном, синем, фиолетовом). Такие цвета будут хорошим фоном для светлой мебели, картин в позолоченных рамах, декоративной скульптуры и др. В комнате для детей дошкольного и младшего школьного возраста малыши спят, играют, занимаются. Цветовое решение комнаты должно создавать радостную атмосферу, стимулирующую жизнедеятельность детей. Следует учитывать, что в раннем возрасте дети любят красный и оранжевый цвета, в школьном – голубой и зеленый. Однако, несмотря на тягу детей к ярким насыщенным цветам, их использование в детской комнате должно быть умеренным, так как установлено, что эти цвета при длительном воздействии на ребенка сильно влияют на психику. Предпочтение необходимо отдавать светло-оранжевому, желтому, красному, голубому цветам. Рекомендуется в зоне занятий и в зоне сна применять спокойные цвета: голубой, зеленый, серо-голубой. Они успокаивают, располагают к работе и спокойному глубокому сну. Общее цветовое решение интерьера детской комнаты должно быть гармонизировано во всех деталях его оборудования, включая и игрушки. При этом следует учитывать, что бессистемное размещение ярких цветовых пятен может привести к быстрой утомляемости ребенка. Комната для людей преклонного возраста должна быть решена в спокойных тонах, без резких контрастов. В этой комнате люди находятся длительное время, поэтому ее колорит должен способствовать спокойствию и создавать уют. В рабочем кабинете сосредоточенному умственному труду способствуют спокойные коричневые, бежевые, зеленые и серые цвета. Влияние цвета на настроение Необходимо учитывать, что контрастная гармония быстро утомляет человека и ухудшает его психическое состояние. Поэтому яркие хроматические цвета должны уравновешиваться, приглушаться ахроматическими (серым, черным, белым). Например, яркие красные или малиновые кресла требуют спокойного уравновешенного фона, который создают светло-серые стены, серый ворсистый ковер, светло-серая или золотистого цвета драпировка на окне. Определенные цвета и их сочетания могут вызвать у человека радость, грусть, беспокойство или меланхолию. Красный цвет создает приподнятое настроение, но вместе с тем он неспокойный: раздражает, быстро утомляет нервную систему, снижает трудоспособность. Под влиянием красного цвета повышается кровяное давление, ускоряется ритм дыхания. Поэтому он не рекомендуется для оформления жилых помещений, а тем более спальни. Оранжевый цвет способствует хорошему настроению, создает праздничную атмосферу. Желтый цвет отличается ясностью, свежестью, стимулирует зрение и нервную систему. Зеленый – цвет листьев и травы – настраивает на спокойный лад, склоняет к отдыху. Под его влиянием снижается кровяное давление, повышается восприимчивость слуха. Этот цвет наиболее благоприятен для создания положительного эмоционального настроя человека. Голубой цвет со всеми его оттенками создает впечатление простора, глубины и прохлады. Он успокаивает нервную систему, повышает работоспособность больше, чем зеленый, способствует снижению тонуса мышц и кровяного давления. Этот цвет особенно благоприятен для людей с повышенной нервной возбудимостью. Фиолетовый цвет настраивает на меланхолический лад, на раздумья. Однако установлено, что он не столько успокаивает, сколько расслабляет психику и поэтому быстро утомляет человека. Понятно, что сочетание нескольких цветов в одной композиции вызывает более сложные чувства. Применение свойств цвета при оформлении интерьера Перед каждым владельцем квартиры рано или поздно встает вопрос: «А как же свойства цветов использовать в быту?». При оформлении квартиры следует знать, что в комнатах, ориентированных на север, предпочтительны цвета максимально светлые, теплых тонов: золотисто-желтый, розово-кремовый. Такие оттенки отражают больше света, создают ощущение тепла и даже солнечности. Если окна выходят на юг и юго-запад, комната подолгу освещается солнцем и сильно нагревается в жаркое время года, цвета лучше подбирать из гаммы холодных – голубого, сине-зеленого или серого. В северных районах при любой ориентации окон рекомендуется использовать теплую гамму цветов. При выборе дизайна детской комнаты лучше предпочесть чистые цвета, достаточно светлые, чтобы не уменьшать освещенность комнаты. При этом следует иметь в виду, что наблюдения за школьниками, которые решали арифметические задачи, показали: если в их поле зрения был светло-зеленый цвет, число ошибок уменьшалось более чем на 13 %. Когда же в поле зрения оказывался красный цвет, количество правильно решенных задач сокращалось на 19 %. Красный цвет и его оттенки, а также холодные оттенки синего и крупный яркий рисунок отрицательно действуют на нервных, легковозбудимых детей, отвлекают их во время приготовления уроков и вечером, когда они ложатся спать. Поэтому при оформлении детской комнаты таких цветов лучше избегать. В однокомнатной, небольшой по размерам квартире наиболее желательны спокойные светлые серовато-голубые, светло-зеленые и светло-желтые тона. Стены многокомнатных квартир и частных домов могут быть более яркими. На выбор цвета стен ощутимо влияет свет, отраженный окружающими дом предметами. Если, например, перед окнами растут деревья или разбиты газоны, то цвет стен в помещении будет зеленоватым, если из окон видна кирпичная стена – то красноватым и т. д. Чтобы отраженный свет не влиял негативно на цвет комнаты, тональность стен должна отвечать тональности отражаемого света. При выборе материалов для отделки следует обращать внимание на сочетаемость цветов (табл. 1). Таблица 1. Сочетаемость цветовВ цветовых композициях следует избегать неспокойных сочетаний так называемых дополнительных цветов (например, красного и зеленого, оранжевого и ультрамаринового, желтого и фиолетового). Такие сочетания отличаются пестротой, быстро утомляют зрение, вызывают чувство подавленности и дискомфорта. Краткая характеристика тканей для драпировки Как известно, существуют натуральные и искусственные волокна, причем и те и другие могут успешно применяться при декорировании стен и потолка драпировками, а также при пошиве штор, гардин и портьер. Для придания той или иной ткани определенных свойств при ее изготовлении может использоваться один или несколько видов волокон. Виды волокон Акрил– синтетическое волокно, которое производят из нефти. Очень часто смешивается с другими, более дорогими волокнами. Чисто акриловые ткани почти не пропускают воздух и не относятся к разряду носких. Но за счет того, что ткани с добавлением акрила и чисто акриловые ткани почти не мнутся, они великолепно смотрятся в фиксированных складках. Вискоза – это волокно из целлюлозы. Способствует стойкому и ровному окрашиванию при смешивании с другими волокнами. Огнеустойчива и прекрасно стирается. Лен – волокно из стеблей льна. Из этого волокна можно получить ткань разной плотности и веса. Из льна можно изготовить как легкую ткань для пошива драпировок, так и плотный материал для тяжелых портьер и драпировки мебели. Лен отличается высокой прочностью и хорошо выдерживает высокие температуры. Хлопок – натуральное волокно, которое делают из растительного сырья – хлопка. Существует целый ряд тканей, изготовленных из чистого хлопка разной плотности. Хлопок может входить и в состав смесовых тканей. Широко применяется в интерьере. Мягкий и прочный хлопок легко стирается, но под прямыми солнечными лучами несколько утрачивает свою прочность. Шелк вырабатывают из коконов тутового шелкопряда. Натуральный шелк – один из наиболее ценных. Он хорошо комбинируется с шерстью, хлопком и другими волокнами. Из шелка производят ткань различной плотности. Недостатком натурального шелка является то, что он легко выгорает и мнется. Этот красивый материал может использоваться для изготовления не только драпировок, но и многих деталей интерьера: абажуров, скатертей, покрывал, декоративных подушек и других тканевых изделий, призванных украшать наш быт. Шерсть – плотное натуральное волокно. При намокании может дать большую усадку. Прекрасно подходит для пошива тяжелых штор и портьер, а также для драпировки мебели. Виды тканей Бархат. Традиционно эту ткань с ворсом изготавливали только из натурального шелка, но в настоящее время, для того чтобы снизить затраты на изготовление ткани, бархат делают из хлопка, вискозы и искусственных волокон. Вырабатывается ткань с помощью нанесения на основу ворса высотой до 3 см. При работе с этой тканью важно обращать внимание на направление ворса. Покупая бархат, не следует экономить на качестве, потому что ворс низкокачественного бархата будет сечься и выпадать и ткань быстро потеряет свой роскошный вид. Батист. Ровная легкая полупрозрачная льняная или хлопковая ткань с одной блестящей стороной. Из нее шьют постельное белье и изготавливают тонкие драпировки. Вельвет. Плотная ткань в рубчик с ворсом. Вырабатывается из хлопка или синтетических волокон. Широко используется для обивки мебели и изготовления драпировок. Ткань в клетку «виши». Однотонная ткань из хлопчатобумажных волокон в клетку или полоску. Может быть выработана в виде блоков из полос и клеток. Широко используется для драпировки небольших окон в спальнях, детских, кухнях. Хорошо смотрится в сочетании с нежным мелким рисунком, а также с полосатыми и клетчатыми тканями. Дамаст. Плотная жаккардовая ткань с вкраплениями из шелка, шерсти, хлопка и смесовых волокон. Ткань получила такое название в связи с тем, что изначально производилась в Дамаске. Идеально подходит для драпировки окон и дверных проемов. Миткаль. Грубое однотонное полотно простого плетения с мелкими вкраплениями так называемых чешуек – частиц хлопковых коробочек. Перед началом работ с этой тканью ее следует намочить в воде и прогладить еще сырой. Из миткаля шьют недорогие покрывала, шторы и балдахины. Муар. Однотонная ацетатная или шелковая ткань. Рисунок наносится на материал с помощью горячих цилиндров, которые при нагревании меняют направление нити. Из муара изготавливают драпировки, но его не рекомендуется использовать как обивочный материал, потому что при трении и контакте с водой рисунок бледнеет и почти исчезает. Муслин. Недорогая белая или кремовая ткань, из которой делают тонкие драпировки. В жарких странах ее используют для защиты от солнечных лучей и насекомых. Муслин легко окрашивается в пастельные тона. Органди. Тонкая хлопчатобумажная ткань, обработанная кислотой. Такая обработка придает материалу своеобразную сжатость. Хорошо подходит для тонких драпировок. Органза. Эта ткань отличается от органди тем, что изготавливается из шелка, шерсти, вискозы или полиэстера. Органза очень прочная и упругая, ее хорошо использовать для защиты тонких, менее прочных тканей и укрепления верха драпировок. Парча. Роскошная ткань, изобретенная много веков назад. Вырабатывается из шерсти, шелка, хлопка традиционным способом на жаккардовом станке. Ткань может быть как многоцветной, так и однотонной, с рисунком и гладкокрашеной. При ее использовании для изготовления любых тканевых деталей интерьера комната приобретает роскошный, изысканный вид. Рекомендуется сухая чистка изделий из этой ткани. Полотно. Плотная, тяжелая ткань из хлопка или льна, укрепленная шеллаком. Подходит для изготовления балдахинов и драпировок для дверных проемов. Тафта. Тонкая ткань из шелка, ацетата или смешанных волокон. Великолепно смотрится в драпировках, так как имеет свойство переливаться. Тафта также обладает способностью не пропускать солнечные лучи. Твид. Шерстяная ткань с геометрическим рисунком, которая обычно применяется для изготовления одежды. Однако твид вполне приемлем и для оформления внутреннего убранства комнаты. В интерьере эту плотную ткань можно использовать для обивки мебели, пошива штор, портьер и ламбрекенов. Тик. Для этой ткани характерна оригинальная выработка в елочку. Раньше тик получали только из однотонных нитей. В настоящее время выпускают тиковые ткани из нитей разных цветов. Тик различной плотности подходит для изготовления драпировок и обивки для мебели. При стирке эту ткань нельзя замачивать. Тонкая вышитая шерсть. Однотонная хлопчатобумажная ткань, вышитая шерстью тамбурным швом. Эта роскошная и мягкая, но одновременно тяжелая шерсть изысканно смотрится в интерьере комнаты: из нее изготавливают драпировки, декоративные наволочки и накидки для подушек, покрывала и балдахины. Эту шерсть можно стирать, но сначала нужно проверить реакцию ткани на то или иное моющее средство, выстирав небольшой лоскут. Тюль. Прозрачная ткань, которую обычно производят из хлопка или волокон полиэстера, ее легко можно окрасить в разные цвета. Тюль чаще всего применяют для изготовления тонких драпировок. Легко стирается и гладится. Со временем светлый тюль теряет первоначальную белизну. Холст. Однотонная суровая хлопчатобумажная ткань. Используется для пошива чехлов для мебели, тентов, иногда для недорогих драпировок в фольклорном стиле. Чесуча. Недорогой средний и легкий шелк, подходящий для пошива однослойных легких штор, чехлов и других изделий. Чинц. Ткань из хлопка с рисунком в восточном стиле. Лицевая сторона имеет блестящее покрытие, которое смывается водой, поэтому ткань лучше подвергать только сухой чистке и не складывать, потому что блеск может осыпаться. Блестящий слой сам по себе является защитой от глубоких загрязнений. Шелк-сырец (китайский шелк). Более грубая разновидность чесучи. Эта ткань с ярким восточным рисунком соткана из неравномерно скрученных нитей. Использование шелка-сырца придаст любому помещению изюминку, из него часто делают бахрому и оборки. Оригинально этот материал смотрится на абажурах, шторах, подушках, небольших драпировках. Шитье. Хлопчатобумажная, смесовая или синтетическая вышитая ткань. Непременным атрибутом шитья являются круглые пробитые отверстия, которые составляют основу узора. Шотландка. Получила свое название в честь ткани из тонкой крученой шерсти с многоцветным клетчатым рисунком, которая является элементом национального шотландского костюма. Этот прочный материал хорош для обивки, изготовления плотных драпировок. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|