|
||||
|
У КОГО ИСКАТЬ ЗАЩИТУ Перед покупателем есть широкий выбор государственных и муниципальных органов, куда можно обратиться за помощью, если его так или иначе обманули. Это - –территориальное представительство Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция); –городская торгинспекция (муниципальный уровень); –территориальное представительство Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП); –территориальное представительство Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт); Поговорим об инспекции по торговле. Заметим, что есть две независимые организации, решающие одну задачу: Госторгинспекция и городская инспекция, первая – на государственном уровне, вторая – на муниципальном. Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по торговле (Госторгинспекция) – государственная служба, основными задачами которой являются контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, деятельностью по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров. Объектами контроля Госторгинспекции в соответствии с возложенными на нее задачами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане, реализующие и производящие товары или услуги. Территориальные управления Госторгинспекции выполняют следующие функции: –проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца, а также в соответствии с порядком, согласованным с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, – качества продукции у изготовителя; –принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверок; –приостанавливают реализацию товаров не соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов, опасных (вредных для жизни), здоровья и имущества граждан; –координируют свою деятельность с органами государственной власти и управления, общественными организациями потребителей в деле защиты прав и интересов граждан; –рассматривают в соответствии с законодательством письма, заявления, жалобы граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий, предприятий общественного питания и после соответствующих проверок принимают по ним решения обязательные для исполнения продавцом. Территориальные госторгинспекции имеют право: –осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с основными задачами и функциями, определенными положением о Госторгинспекции; –производить контрольные закупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы товаров для проведения исследования их качества; –давать заключения по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнения в части их соответствия стандарту; –составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом, изготовителем предписания; –передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуске и реализации недоброкачественной продукции. Достаточно одного обращения в отделение Госторгинспекции, чтобы ваша проблема решилась положительно. В торговой точке будет проведена проверка, которая неминуемо выявит какие-то нарушения правил торговли, и в предписании будет фигурировать пункт относительно интересующего вас вопроса. Если магазин (ларек и т.п.) будет продолжать нарушать правила торговли, надо с актом предыдущей проверки обратиться в муниципальную торгинспекцию. Она также проверит магазин, выявит нарушения, а потом, если не последует устранение нарушений, материалы проведенных проверок можно направлять в следственные органы. Следующая из инстанций, способных и призванных стоять на защите прав потребителя, – Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП). Это центральный орган исполнительной власти Российской Федерации в проведении государственной политики по развитию конкуренции, ограничению монопольной деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей. Территориальные антимонопольные управления по вопросам защиты прав потребителей имеют очень широкие полномочия, в частности: –возбуждать дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей в отношении хозяйствующих субъектов различных форм собственности; –давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей; –налагать штрафы на хозяйствующие субъекты за неисполнение или несвоеременное исполнение предписания о прекращении нарушения прав потребителей; –осуществлять проверки предприятий любых форм собственности в целях соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей; –требовать от должностных лиц хозяйствующих субъектов предъявления документов, сведений, письменных и устных объяснений, иной необходимой информации; –обращаться в суды с исками и заявлениями в защиту прав потребителей, представлять их интересы при рассмотрении дел; –направлять в органы прокуратуры материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением законодательства о защите прав потребителей. Антимонопольные органы по защите прав потребителя рассматривают заявление гражданина по существу, при необходимости просят предоставить дополнительную информацию или документы, подтверждающие факт ущемления прав потребителя и меры, предпринимаемые непосредственно потребителем для защиты его прав. Далее – встреча с должностными лицами того хозяйствующего субъекта, на действия которого жалуется потребитель. При этом требуются объяснения по фактам нарушения прав гражданина и вносится предложение в добровольном порядке удовлетворить законные требования потребителя (если законность этих требований подтверждается в ходе проверки). Чаще всего этого достаточно для удовлетворения требований потребителя. Если в ходе рассмотрения заявления потребителя вскрываются факты грубого нарушения положений законодательства о защите прав потребителей или должностные лица хозяйствующего субъекта отказываются в добровольном порядке удовлетворить законные претензии заявителя, то антимонопольные органы возбуждают дело о нарушении конкретных статей Закона "О защите прав потребителей" и принимают меры о принудительном удовлетворении требований потребителя путем выдачи обязательных для исполнения предписаний. И последняя инстанция – Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). В его задачу входит защита прав потребителей в части контроля за качеством товаров, работ, услуг. Госстандарт России делает следующее: –направляет требования о приостановлении продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах, работах, услугах; –определяет номенклатуру товаров, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации; –выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия и др.; –аккредитует органы сертификации конкретных видов товаров, работ, услуг, а также испытательные лаборатории (центры) для проведения соответствующих испытаний, предоставляет другим юридическим лицам право аккредитации; –осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации товаров, работ, услуг; –ведет государственный реестр сертифицированных товаров, работ, услуг, аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров); –принимает решения о признании сертификатов, выданных зарубежными и международными органами. Территориальные органы Госстандарта России, в частности: –проверяют соблюдение субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортировки и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг; –проверяют безопасность товаров в процессе их обращения (реализации), в том числе импортных; –выдают предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) об устранении выявленных нарушений, о приостановке или запрещении реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. В случае невыполнения выданных предписаний органы Госстандарта России имеют право налагать штрафы на изготовителей (исполнителей, продавцов), а также непосредственно на руководителей предприятий. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|