Глава пятая

Пу – необработанный кусок дерева

То, что лучшим пояснением к понятию «пу – необработанный кусок дерева» является иероглиф, обозначающий ребенка, не просто совпадение. Мы невольно вспоминаем юного Анакина Скайуокера в «Призрачной угрозе». Все великие духовные традиции указывают на важность наличия в человеке свойств, присущих ребенку, – для достижения вершин на пути духовного совершенствования. Иисус говорил об этом так: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» (Матф. 18:3). Даосизм не является исключением в этом вопросе.

Того, кто крепко держится за Силу-Дэ благую, сравню я с новорожденным младенцем.
(Глава 55)

Анни, как ласково называют его мать и Кви-Гон, с детства по-особому ощущает силу. Кви-Гон утверждает, обращаясь к Шми: «Сила протекает через него невероятно мощным потоком, это совершенно ясно». Таково естественное состояние ребенка. Это и есть пу. Этот иероглиф означает, что всем предметам и живым существам, а в особенности людям, в их естественном состоянии присуще обладание некоей силой. Само собой понятно, что этот принцип наряду с другими принципами и положениями даосизма тесно связан и переплетен с остальными. В данном случае пу связан с простотой и с концепцией Дэ. Поскольку Дэ – изначально присущая всему живому сила и добродетель, вполне логично проистекание пу из этого источника.



Естественное состояние человека передается образом необработанного куска дерева или камня. Этот кусок готов к тому, чтобы принять некую форму в результате обработки.

Я не стремлюсь быть блестящим и сияющим, как яшма, а хочу быть столь же простым и незаметным, как булыжник.
(Глава 39)

Дао – это скульптор, а мы – податливая глина. Пребывание в гармонии с Дао формирует и меняет нас, исходя из наших же врожденных свойств. Процесс этих перемен и есть наше движение в потоке Дао. Все это очень отличается от представлений современного западного человека, который воспринимает себя как законченный продукт, сформированный и обработанный, если хотите, благодаря его собственным усилиям и действиям. Западный человек в его собственном представлении оказывается завершенным, а также, возможно, и совершенным произведением искусства. При этом возникает вопрос: часто ли мы становимся свидетелями того, как меняется, например, мраморная скульптура? Пожалуй, это происходит лишь в результате старения камня или разрушения самой скульптуры.


Анни готов к тому, чтобы меняться и формироваться. Ему нужно лишь выбрать свой путь и уже в соответствии с этим выбором обрести учителя. Точно так же, как в семенах содержится все для того, чтобы они могли превратиться в прекрасные цветы, так и ребенок является совершенным существом в своем естественном состоянии. Однако ему нужно время и условия, чтобы расти. Если бросить семя в плохую почву и недостаточно обильно поливать его, оно не прорастет. Виновато в этом будет, естественно, не семя. У него будет по-прежнему все необходимое, чтобы стать цветком, но этому ростку не суждено будет взойти, потому что за ним недостаточно хорошо ухаживали. Ученик, как ребенок, так и взрослый человек, также требует заботы и ухода. Ученику необходим учитель. Древняя китайская пословица гласит, что учитель появится, как только ученик будет к этому готов. Учитель в этом случае является носителем принципа пу, и его забота позволяет набраться сил и вырасти всему тому, что в скрытой форме присуще нам с младенчества, с того времени, когда каждый из нас пребывал в естественном состоянии.

Вот совершенномудрый управляет так: опустошает подданных сердца, но наполняет животы им, их волю-самочинность ослабляет, взаимен их кости укрепляя.
Всегда стремится он, чтоб у народа не было ни знаний, ни желаний, а знающие чтоб действовать не смели.
Творит недеяние он, но нет на свете ничего, не приведенного в порядок.
(Глава 3)

Целью учителя является избавить разум ученика от суждений, представлений и желаний, вернув его тем самым в состояние чистоты и простоты сродни младенческим.

И хотя отношения Люка и Йоды – классические отношения «учитель – ученик», отношения между Кви-Гоном и Анакином можно рассматривать как архетипические. Юный Анни был готов встретить своего учителя.

ШМИ: Суждено ли ему стать джедаем?

КВИ-ГОН: Наша встреча была не случайной. В жизни вообще ничто не бывает случайным.

Суть отношений «учитель-ученик» постигается через наблюдение. По-китайски это выражается при помощи иероглифа чжан, который буквально переводится как глагол «смотреть».



Суть этого понятия заключается в том, что без наблюдения обучение невозможно. Например, после того как Совет джедаев формально запретил Кви-Гону брать Анакина в ученики, между ними состоялся следующий разговор:

АНАКИН: Учитель Кви-Гон, сэр, я не хочу, чтобы у вас из-за меня были проблемы.

КВИ-ГОН: А никаких проблем и не будет… Видишь ли, Анни, мне не разрешили учить и тренировать тебя… что ж, тогда я предлагаю тебе просто наблюдать за мной, но наблюдать внимательно, как ученик за учителем. Смотри, слушай и запоминай. Старайся держаться ближе ко мне – и будешь в безопасности.

Кви-Гон в своих словах приводит пример одного из методов обучения: учитель доверяет ученику наблюдать за тем, чему тот хочет научиться. При этом учитель должен доверять ученику так же, как сам доверяет Дао. Таким образом, выстраивается следующая цепочка: учитель находится в гармонии с Дао, а ученик, лишь наблюдая за тем, как идет по пути Дао его учитель, сам учится воспринимать Дао.


Помните о пу, вашем естественном состоянии, том зерне, которое заложено в вас и которое от рождения прекрасно и совершенно. Вам нужно лишь открыть глаза и довериться тому, что вы увидите.

Совершенный мудрец, желая не желать, не ценит труднодоступные товары; учась, не учась, возвращается к тому, что все люди уже прошли. Он споспешествует самоестественности сущего и не смеет действовать.
(Глава 64)








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх