Глава седьмая

Простота и скромность

Йода настолько полно воплощает представление о простоте и скромности, что, кажется, сам мог бы написать следующие строки:

Ведь у меня есть три драгоценности, которые я храню и ценю:
Первая – это сострадание,
Вторая – это бережливость,
Третья – я не смею поставить себя впереди Поднебесной и поэтому могу стать во главе всех на свете.
Поскольку я ставлю себя позади, то оказываюсь впереди.
И так до самой смерти.
(Глава 67)

Учитывая, что он прожил девятьсот лет, возможно, Йода и написал главу 67-ю «Дао-Дэ цзин»!


В фильме «Империя наносит ответный удар» истребитель Люка терпит аварию и совершает вынужденную посадку в болотах планеты Дагоба. Люк ищет Йоду, Великого джедая.

ЛЮК: Ну вот, ищи теперь тут этого Йоду… если он вообще существует. Ну и местечко. Что-то мне не верится, что в такой дыре может жить настоящий Великий джедай. И все-таки… что-то здесь мне кажется знакомым. Даже не знаю… у меня такое ощущение…

ЙОДА: Какое ощущение?

ЛЮК: Ощущение, что за мной следят!

ЙОДА: Убери оружие! Я ничего тебе не сделаю. Мне просто интересно, как тебя сюда занесло и что ты тут делаешь.

ЛЮК: Да так, я кое-кого тут ищу.

ЙОДА: Ищешь? Я бы сказал, что кое-кого ты уже нашел, а?

ЛЮК: И не говори.

ЙОДА: Я ведь и помочь тебе могу. Да-да, честно.

ЛЮК: Сомневаюсь я что-то. Я ищу одного великого воина.

ЙОДА: Да что ты говоришь! Великого воина? Войны еще никого не делали великим.

Чуть позже:

ЛЮК: Не лезь сюда. Черт… ну что ты суешься. А ну отдай!

ЙОДА: Это теперь мое. Или я тебе помогать не буду.

ЛЮК: Да не нужна мне твоя помощь. Отдай фонарик. Мне еще придется выбираться из этой склизкой болотной дыры.

ЙОДА: Болотной дыры? Да еще склизкой? Ничего себе! А я ведь здесь живу.

Во время первой встречи с Люком Скайуокером Йода неоднократно проявляет свою простоту, скромность и нежелание ставить себя впереди других. Вообще говоря, если и можно как-то передать основной смысл концепции простоты и скромности, то этот образ будет связан с водой.

Высшее благо словно вода.
Вода приносит благо и пользу всем существам, ни с кем вражды не зная. Течет она в таких местах, где людям, да и тварям жить нельзя. Поэтому близка она Дао-Пути.
(Глава 8)

Таков Йода. Он продолжает вести себя скромно, несмотря на то что является действительно великим воином, истинным рыцарем-джедаем. Возможно, именно простота и скромность как раз и делают его великим. Глава 8 трактата «Дао-Дэ цзин» дает читателю совет, как жить подобно воде, говоря иными словами, как жить простой и скромной жизнью.

Будь ближе к земле, подобно воде.

Для Люка планета Дагоба – это склизкая болотная дыра, но для Йоды это родной дом. Быть ближе к земле и быть проще. Чем скромнее вы выбираете себе место обитания, тем ближе вы оказываетесь к своему изначальному «я»… тому, что выражается принципом пу. Разумеется, все принципы и догматы даосизма связаны между собой. Не является исключением и простота. Проистекает ли простота из принципа пу, или же принцип пу проистекает из простоты? Важен ли однозначный ответ на этот вопрос? Скорее всего, нет.

Будь прост в размышлениях.

Одним из доказательств простоты мышления того или иного человека является его способность выражать свои мысли ясно и лаконично. Хотя Йода говорит немного странно-в его фразах зачастую нарушен порядок слов, – мысль его всегда выражена четко и сжато. Его мышление просто и логично, и потому оно легко улавливает очевидность происходящего.

ЛЮК: Да так, я кое-кого тут ищу.

ЙОДА: Ищешь? Я бы сказал, что кое-кого ты уже нашел, а?

Это классический пример простого и непосредственного мышления.

В войне, в любом конфликте будь честен и великодушен.

Йода утверждает, что «войны еще никого не сделали великим». Даосизм по своей сути – пацифистская философия, остающаяся, впрочем, вполне реалистичной. Ее основным девизом является: «Избегай войны любой ценой, но не теряй самообладания и отваги в случае необходимости».

Оружие – недоброго знамения вестник. Поэтому все существа оружие и брань всем сердцем ненавидят. Поэтому тот муж, что Дао обладает, его не применяет никогда.
Муж благородный, пребывая дома, ценит левую сторону,[13] а применяя оружие, предпочитает правую.
Оружие – недоброго знамения вестник. Оно не есть орудие благородных мужей. И только если нет иного выбора, его возможно применить.
Муж благородный ценит всего превыше мир и покой. И даже коль в войне он побеждает, тому не радуется он нимало: ведь радоваться ей – то же самое, что наслаждаться убиением людей. А тот, кто наслаждается смертоубийством, неспособен направить свою волю на благо Поднебесной.
Ведь когда празднуют нечто хорошее, то выбирают левую сторону, а когда оплакивают и скорбят, то выбирают правую.
Вот почему генерал-адъютант слева, а главнокомандующий войском справа. Их расположение соответствует траурному ритуалу.
В войне погибло много людей, о них надо скорбеть, печалиться и плакать. А победу в войне достойно отмечать лишь погребальным ритуалом.
(Глава 31)

Человек, постигший Дао, человек с простым мышлением понимает: несмотря на то что война может быть необходима, она еще никого не сделала великим.

Лишь тот, кто не враждует, не будет ненавидим.
(Глава 8)

Встретившись с Люком, Йода, как истинный учитель, ведет его за собой. Он учит его на примерах, требует, чтобы Люк учился наблюдать, но при этом Йода никогда не управляет учеником. Вспомним принцип принятия. Вспомним у вэй. Вселенная неподконтрольна нашему сознанию, нашему эгоистичному «я». Йода это знает и помнит. Он применяет это знание на практике, как следует поступать и вам.

Работая, делай то, что тебе приносит радость.

Разве можно делать одну и ту же работу больше восьмисот лет, если она тебе не нравится? Для Йоды обучение тех, кто наделен даром ощущать поток Силы, и воспитание из них рыцарей-джедаев было делом всей жизни. По этому поводу Конфуций говорил: «Если ты выбрал работу, которую любишь, у тебя не будет ни одного дня работы за всю жизнь».

В семейной жизни будь всегда рядом с близкими.

Орден рыцарей джедая был для Йоды настоящей семьей. Он всегда был рядом с ними, всегда с готовностью приходил на помощь.


В уже неоднократно цитировавшейся главе 8 трактата «Дао-Дэ цзин» Лао-цзы учит, как жить простой жизнью. Лаконично сформулированные и изложенные на бумаге, эти правила кажутся простыми. Представьте себе, как изменилась бы ваша повседневная жизнь, сумей вы применять эти шесть несложных правил на практике постоянно.


Вы бы стали довольны своей работой. Вы были бы счастливы дома. У вас никогда не было бы ни с кем споров и конфликтов, поскольку вы не пытались бы кем-либо управлять и навязывать свою волю. Вы практически ни с кем бы не спорили, потому что ваше мышление было бы ясным и мысли выражались в четких и лаконичных словах.

Всегда осуществляй благое исправление, свершай дела благие по возможности своей и действуй лишь во время должное, благое.
Лишь тот, кто не враждует, не будет ненавидим.
(Глава 8)
Не лучше ли ослабить натянутую тетиву, чем вечно напрягать ее?
Богатство, почести и слава сгинут прочь, истлеет тело – вот небесное Дао, вот Путь!
(Глава 9)

Быть просто самим собой – это вызов самому себе, и добиться этого нелегко. В то же время быть самим собой – это один из способов обрести истинную радость и удовлетворение.

Одним из классических примеров истинной простоты и умения быть самим собой является следующая притча:

Жил-был в давние времена даосский мудрец Чжуан-цзы. Как-то раз, когда он ловил рыбу на берегу реки, к нему пришли посланники из императорского дворца. Император решил назначить Чжуан-цзы своим придворным, дав ему при этом высокую должность. Это почиталось большой честью для любого человека. Чжуан-цзы сказал посланникам: «В главном храме империи есть старинный черепаший панцирь. Жрецы используют его для предсказания будущего. Как вы думаете, какую судьбу выбрала бы для себя эта черепаха – быть участницей важных церемоний и объектом всеобщего поклонения или ползать в прибрежной грязи, как она делала это всю свою жизнь?» Императорские посланники ответили: «Мы думаем, что черепаха предпочла бы ползать в прибрежной грязи». Тогда Чжуан-цзы воскликнул: «Ну так уходите и оставьте меня и дальше ползать в моей прибрежной грязи!»

Чжуан-цзы и черепаха – оба предпочли почестям и богатству жизнь в свойственной им от рождения простоте. Вот вам еще один пример, иллюстрирующий тесную взаимосвязь между концепцией простоты и принципом пу. Через этот принцип связаны также простота и принятие. Признавая в простоте свою истинную природу и подобающее место в этой жизни, Чжуан-цзы и черепаха – оба обретают истинную радость. Таково величие и красота концепции принятия… оно приносит истинную радость.


Дао-Путь постоянен, в недеянии он пребывает, но нет ничего, не сделанного им.
И если князья и цари умеют его блюсти, все сущее будет изменяться само по себе.
Но если, изменяясь, оно возжелает творить самочинно, я буду давить на него простотой первозданной. После того как я надавлю на него простотой первозданной, оно желать перестанет.
Без вожделений оно обретет покой, и тогда Поднебесная исправится сама собой.
(Глава 37)

В этой главе из «Дао-Дэ цзин» говорится о том, как простота, пу, принятие и у вэй связаны друг с другом, проистекают друг из друга и между ними нет четких границ. Простота в единении с пу порождают в человеке состояние отсутствия желания. Из отсутствия желания проистекает принятие, которое, в свою очередь, порождает состояние покоя и счастья. Все это происходит в душе человека, не имеющего потребности ссориться с кем-либо или пытаться навязать свою волю кому бы то ни было, что, как мы уже знаем, соответствует принципу у вэй.


У вас уже есть все, что вам нужно… оно внутри вас. В фильме «Империя наносит ответный удар», когда Люк собирается спуститься в пещеру на планете Дагоба, Йода говорит ему:

ЙОДА: В этом месте… нужно опасаться темной стороны Силы. Эта пещера – истинное царство зла. Ты должен побывать там.

ЛЮК: А что там внутри?

ЙОДА: Только то, что ты возьмешь с собой.

Все, что есть в мире – и хорошее, и плохое, – есть внутри вас. Это непреложный закон любого духовного учения. Об этом говорил Иисус, что записано в Евангелии от Луки (17:20–21). Однажды, когда фарисеи спросили Его, когда наступит Царство Божие, Иисус ответил: «Царство Божие не наступит так, чтобы вы его заметили, чтобы люди сказали: „Оно здесь" или „Оно там", ибо Царство Божие внутри вас».



Жить нужно просто – сохранять в себе энергию, поддерживать внутреннее равновесие, быть довольным тем, что имеешь, и радоваться тому, что ты есть тот, кто ты есть. Надо просто быть самим собой, а все, что тебе нужно, у тебя уже есть… в тебе самом.


Примечания:



1

«Дао-Дэ цзин», или «Канон Пути и его Благой Силы».



13

Согласно традиционным китайским представлениям левая сторона предпочтительнее правой, ибо соответствует положительной силе ян, которая все взращивает и пестует, тогда как правая сторона – отрицательной силе инь, связанной с идеей смерти, а потому – оружия и войны. Здесь текст подчеркивает, что войны противны истинному миропорядку.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх