|
||||
|
Лекция № 3 7. Античная философия Философия как феномен культуры создана гением древних греков в городах-государствах, где были достигнуты политические свободы. Периоды. 1. Натуралистический, VI–V вв. до н. э. Представители: ионийцы, милетцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты, физики-эклектики. 2. Гуманистический – софисты, Сократ. 3. Классический. Большой синтез Платона и Аристотеля. 4. Эллинистических школ: киники, эпикурейцы, стоики, скептики. 5. Религиозный. Неоплатонисты: от языческих до представления о едином благе. 6. Период христианской мысли. Филон Александрийский, догмы зарождающейся религии. Характерные черты. 1. Синкретичность – нерасчлененность важнейших проблем. 2. Космоцентричность – охват всего космоса и мира человека. 3. Пантеистичность: космос – чувственное и умопостигаемое абсолютное божество. Достижения на уровне понятий. Идеи Платона; эйдос (форма) Аристотеля; лектон (смысл слова) стоиков. Логика общих имен (не законов), этика добродетелей (не долга и ценностей), функциональность – отвечала на вопросы бытия, помогая жить. Милетская школа VII–V вв. до н. э. – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Демифологизация античного мировоззрения. Переход от родовых реалий к явлениям и событиям. Из чего все? Первичная субстанция: то, что для объяснения не нуждается в чем-то другом: вода ( Фалес), воздух ( Анаксимен). Апейрон – вечное и беспредельное начало ( Анаксимандр). Пифагореизм, VI–V вв. до н. э. Пифагор: все есть число, в числах – основа сущего, числовые соотношения – источник гармонии космоса, приближение к законам науки. Элейская (элеаты), VI–V вв. до н. э. – Парменид, Зенон, Мелисс Самосский. Единое бытие – непрерывное неизменное, присутствующее во всем, исключая множественность вещей и их движение. Главная роль в познании – мышление, не чувство; Гераклит из Эфеса. Первоначало сущего, душа и разум-логос – мировой огонь. Все течет. Борьба противоположностей. В космосе – скрытая гармония. Просвещенная монархия. Атомизм, V в. до н. э. Демокрит, Левкипп. Все – из сочетаний атомов, неделимых однородных частиц. Все – согласно необходимости. Случайностей нет. Философия V–IV вв. до н. э. Сократ, Платон, Ксенофонт. Диалектика – метод поиска истины через наводящие вопросы; здесь философия представляется как самопознание, путь к постижению истинного блага; добродетель – знание, мудрость. Софисты (мудрецы) – Протагор, Георгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. От поисков абсолютной истины – к прагматическим рецептам поведения человека в обществе. Платонизм, 428–348 гг. до н. э. Философия объективного идеализма. Идеи (высшая из них – благо) – вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего изменчивого бытия; вещи – подобие и отражение идей. Познание (анамнесис) – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до соединения с телом. Любовь к идее (эрос) – побуждение к духовному восхождению. Структура мира: Божественный разум (демиург – мастер), мировые душа и тело. Идеальное государство – иерархия трех сословий: правители-мудрецы; воины и чиновники; крестьяне и ремесленники (как три части души: разумная, аффективная и вожделеющая). Аристотель (основатель Ликея – перипатетической школы) 384–322 гг. до н. э. Платон – учитель, А. Македонский – ученик. Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор в лексиконе философии и в стиле научного мышления. Метафизика содержит основные принципы бытия: мир – совокупность субстанций, сочетание материи и формы, эйдоса; вещь имеет четыре причины: сущность (форму), материю (субстрат), действие (начало движения) и цель. Энтелехия – возможность и осуществление, форма и материя, действующая причина и цель. Внутренне движущие силы вещей – идеи (формы, эйдосы). Источник движения и изменчивого бытия – вечный и неподвижный ум (нус) – перводвигатель. Ступени природы: неорганический мир – растение – животное – человек. Ум выделяет человека. Этика: главное – умеренность (метриопатия), разумное поведение. Человек – существо общественное. Идеальные формы государства – монархия, аристократия, умеренная демократия (политика). Наихудшие – тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства – подражание (мимесис); цель трагедии – очищение духа (катарсис). Ранний эллинизм Кинизм (сократическая школа). Представители: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Идеал – безграничная духовная свобода индивида. Демонстративно пренебрежительное отношение к социальным институтам, обычаям и установлениям культуры. Эти идеи повлияли на стоицизм. Стоицизм, III в. до н. э. – III в. н. э. Представители: Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп, Плутарх, Цицерон, Сенека. Возрождение учения Гераклита об огне-логосе: мир – живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей симпатию всех вещей; все сущее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи. 1. Космос – огненный организм. 2. Человек существует по космическим законам. 3. Понимание мира неизбежно ведет к атараксии, бесстрастности. 4. Пантеизм: человек и все люди едины с космосом, и бог, и государство, и все люди равны. Эпикуреизм, V–IV вв. до н. э. Представители: Эпикур, Лукреций Кар. Природа (физика) и человек состоят из атомов (по Демокриту). Безразличные боги блаженствуют в пространствах между мирами, не вмешиваясь в жизнь космоса и людей. Цель жизни – отсутствие страданий, здоровье тела (апония) и безмятежность духа, атараксия. Познание природы освобождает от страха смерти и суеверий. Скептицизм, V–IV вв. до н. э. Представители: Пиррон, Секст. 1. Мир текуч, без смысла и определенности. 2. Философия – молчание: всякое «да» – одновременно и «нет». 3. Следуйте миру явлений, сохраняйте внутренний покой. Скептицизм показал, что нельзя справиться с трудностями жизни без ее логико-идейного осмысления. Молчание – и конец философскому поиску, и указание на необходимость новых усилий. Неоплатонизм (школы: римская, пергамская, афинская), III–VI вв. Представители: Плотин, Прокл, Порфирий, Юлиан. Иерархия бытия представляется как: единое благо – ум – душа – материя. Мировой ум – прообраз всех вещей, мировая душа, производящая все живое, которое образует космос. Материя – восприемница возможных форм и смысла. Задача человека – продумать, прочувствовать свое место в иерархии. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|