|
||||
|
Лекция № 65. Практическая сфера реализации эстетических представлений Каждый человек способен на любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное, возвышенное. Но интуитивного понимания сферы красоты недостаточно для уверенного ориентирования в ней. Вплоть до середины XVIII в. философы не придавали должного значения сфере красоты. Философы античности, средневековья, Возрождения считали самостоятельными разделами философии, например, логику и этику, но не эстетику. Чувство считали всего лишь моментом познавательной или же практической деятельности. Когда же выяснилось, что мир чувственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и самостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамках которой получают свое осмысление такие ценности, как красота и прекрасное. Основатель эстетики А. Баумгартен определял красоту как совершенство чувственного, а искусство – как воплощение красоты. Такое обоснование эстетического с позиций символического характера является немного наивным. Если эстетическое включено в процесс символизации, оно объединяет субъект с объектом, духовное с телесным. В своем эстетическом отношении к природе, к другим и к себе человек постоянно проверяет все на человечность, ищет пропорции, которые бы органично связывали его с внешним окружением. Стремясь приумножить и развить мир прекрасного, человек обращается к искусству. Искусство есть воплощение красоты, оно и предполагает ее сотворение. Выражать красоту могут звук, свет, вещество, движение, ритм, тело человека, слово, мысль, чувство. Видов искусства много: архитектура, скульптура, литература, театр, музыка, хореография, кино, цирк, прикладное и декоративное искусство. Всякий раз носителем красоты является нечто, например в музыке – звуки, которые извлекаются музыкантами благодаря музыкальным инструментам. Искусство есть умение выразить себя по признакам красоты. Красоту, прекрасное можно выразить не только в материальном, но и в мысли. Так, в науке высоко ценят доказательства, т. е. красоту мышления, мыслей. Для конструктора, инженера, техника весьма существенно видеть сходство и различие между, произведением искусства и техническим артефактом, т. е. техническим изделием или устройством. Как художник, так и техник являются искусными мастерами, хотя цели их работы и творчества не совпадают. Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качестве символа красоты, прекрасного; предназначение технического артефакта состоит в его полезности для человека. Не исключено, что в некоторых случаях техническое изделие является и произведением искусства, но это имеет место далеко не всегда. Вместе с тем всякий технический артефакт не выпадает из мира эстетического. Более того, полезность технического изделия не противостоит его эстетическим достоинствам, а образует с ним своеобразное, но желательное для человека единство. Осознание этого факта привело к развитию дизайна, художественного конструирования предметов, в том числе техники. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|