|
||||
|
Глава XXVIII ВСЯКОМУ ОВОЩУ СВОЕ ВРЕМЯ Те, кто сопоставляют Катона Цензора с умертвившим себя Катоном Младшим,[1340] сравнивают двух замечательных людей, у которых есть много общего. Катон Цензор проявил себя в более разнообразных областях и превосходит Катона Младшего своими военными подвигами и более плодотворной государственной деятельностью. Но доблесть Катона Младшего — не говоря уже о том, что кощунственно сравнивать с ним кого бы то ни было в этом отношении, — куда более безупречна. Действительно, кто решится утверждать, что Катон Цензор был свободен от зависти и честолюбия, когда он отважился посягнуть на честь Сципиона, самого выдающегося по своим достоинствам человека своего времени? Мне не кажется особенно лестным для Катона Цензора то, что он, как сообщают,[1341] на старости лет принялся с величайшим усердием изучать греческий язык, словно стремясь утолить давнишнюю жажду. Это скорее говорит о том, что он стал впадать в детство. Все вещи — и похвальные, и обыденные хороши в свое время; даже молитва может быть несвоевременной: ведь обвиняли же Тита Квинкция Фламинина в том, что в бытность его командующим армией его застали в разгар боя в укромном месте молящимся богу о сражении, в котором он одержал победу:[1342] Imponit finem sapiens et rebus honestis. {Разумный человек ставит себе предел даже и в добрых делах[1343] (лат.).} Евдамид,[1344] глядя на то, как совсем уже дряхлый Ксенократ спешил на занятия в школу, с удивлением спросил: «Когда же он будет знать, если до сих пор все еще учится?» Точно так же и Филопемен, обращаясь к тем, кто превозносил царя Птолемея за то, что он закалял себя ежедневно военными упражнениями, сказал: «Не похвально, чтобы царь в его возрасте упражнялся в военном искусстве; он должен был бы уже применять его на деле».[1345] По утверждению мудрецов, учиться надо смолоду, на старости же лет наслаждаться знаниями.[1346] Самым большим пороком человеческой природы мудрецы считают непрерывное появление у нас все новых и новых желаний. Мы постоянно начинаем жить сызнова. Надо было бы, чтобы наше стремление учиться и наши желания с годами дряхлели, а между тем, когда мы уже одной ногой стоим в могиле, у нас все еще пробуждаются новые стремления: Tu secanda marmora Locas sub ipsum funus, et sepulchri Immemor, struis domos. {Ты готовишь мраморы, чтобы строить новый дом на самом пороге смерти, забыв о могиле[1347] (лат.).} Я никогда не загадываю больше, чем на год вперед, и думаю тогда только о том, как бы закончить свои дни; я гоню от себя всякие новые надежды, не затеваю никаких новых дел, прощаюсь со всеми покидаемыми мною местами и ежедневно расстаюсь с тем, что имею: Olim iam nec perit quicquam mihi nec acquiritur. Plus superest viatici quam viae {Вот уже давно, как я ничего не трачу и не приобретаю. У меня в наличности больше запасов на дорогу, чем оставшегося мне пути[1348] (лат.).}. Vixi et quem dederat cursum fortuna peregi. {Я прожил жизнь и совершил тот путь, что предназначила мне судьба[1349] (лат.).} В конце концов единственное облегчение, даваемое мне старостью, состоит в том, что она убивает во мне многие желания и стремления, которыми полна жизнь: заботу о делах этого мира, о накоплении богатств, о величии, о расширении познаний, о здоровье, о себе. Бывает, что человек начинает обучаться красноречию, когда ему впору учиться, как сомкнуть свои уста навеки. Можно продолжать учиться всю жизнь, но не начаткам школьного обучения: нелепо, когда старец садится за букварь.[1350] Diversos diversa iuvant, non omnibus annis Omnia conveniunt. {Люди любят разные вещи, не все подходит всем возрастам[1351] (лат.).} Если надо учиться, будем изучать то, что под стать нашему возрасту; тогда мы сможем сказать, как тот, кто на вопрос, к чему ему эти занятия при его дряхлости, ответил: «Чтобы я мог лучше и легче уйти отсюда».[1352] Таков был смысл занятий Катона Младшего, когда он, почувствовав приближение смерти, углубился в диалог Платона о бессмертии души. Он обратился к Платону не потому, что не был уже с давних пор подготовлен к уходу из жизни: непоколебимости, твердой воли и умения у него было не меньше, чем он мог почерпнуть из писаний Платона; его самообладание и его знания в этой области были выше всех требований, предъявляемых философией. Он погрузился в Платона не с целью получить наставление, как умирать, а как тот, кто, приняв столь важное решение, не желает ради него отказываться даже от сна; не меняя ничего в заведенном укладе жизни, он продолжал свои занятия наряду с другими своими привычными делами. Ту самую ночь, когда его лишили претуры, он провел в игре, а ночь перед смертью провел за книгами. Утрата жизни и утрата должности равно казались ему чем-то незначительным. Примечания:1 Марий Младший — см. прим. 3, т. I, гл. XLIV. — Указанное в тексте сообщение см. Плутарх. Жизнеописание Гая Мария, XVI. 13 Катон Младший — см. I, гл. XXXVII. 134 … свою жизнь они оставляют в ране… — Вергилий. Георгики, IV, 233. 135 … многие выдавали себя, говоря во сне или в бреду… — Лукреций, V, 1160. 1340 Катон Цензор — см. прим. 12, т. II, гл. II. — Катон Младший — см. прим. 13, т. II, гл. I. 1341 … как сообщают… — Монтень имеет в виду Плутарха (Жизнеописание Катона Цензора, 1). 1342 Тит Квинкций Фламинин — см. прим. 2, 390. — Приводимое в тексте см. Плутарх. Сравнение Фламинина с Филопеменом, 2. 1343 Разумный человек ставит себе предел даже и в добрых делах. — Ювенал, VI, 444. 1344 Евдамид — спартанский царь с 331 г. до н. э., брат Агиса III. Ксенократ — см. прим. 316, т. II, гл. XII. — Приводимое в тексте см. Плутарх. Изречения лакедемонян, Евдамид, 1. 1345 Птолемей — имеется в виду Птолемей V Эпифан (210–180 гг. до н. э.). — Сообщаемое в тексте приводится у Плутарха (Жизнеописание Филопемена, 19). 1346 … учиться надо смолоду, на старости же лет — наслаждаться знаниями. — Сенека. Письма, 36, 4. 1347 Ты готовишь мраморы… забыв о могиле. — Гораций. Оды, II, 18, 17. 1348 У меня… больше запасов на дорогу, чем оставшегося мне пути. Сенека. Письма, 77, 3. 1349 Я прожила жизнь… — Вергилий. Энеида, IV, 653. 1350 … нелепо, когда старец садится за букварь. — Приводится у Сенеки. Письма, 36, 4. 1351 … не все подходит всем возрастам. — Максимиан, I, 104. 1352 … чтобы я мог лучше и легче уйти отсюда. — Приводится у Сенеки. Письма, 36, 8–9. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|