|
||||
|
Раздел четвёртый. Афоризмы и интермедии 63Тот, кто учитель до мозга костей, рассматривает все вещи лишь применительно к своим ученикам, — в том числе и самого себя. 64«Познание ради познания» — это последние силки, расставляемые моралью: с их помощью можно ещё раз полностью запутаться в её сетях. 65Привлекательность познания была бы невелика, если бы на пути к нему не приходилось преодолевать столько стыда. 65aБесчестнее всего люди относятся к своему Богу: ему нельзя грешить. 66Стремление унизиться, дать себя обворовать, оболгать и эксплуатировать может быть стыдливостью Бога среди людей. 67Любовь к одному есть варварство: ибо её испытывают в ущерб всем остальным. Также и любовь к Богу. 68«Я это сделал», — говорит моя память. «Я не мог этого сделать», — говорит моя гордость и остаётся непреклонной. В конце концов память уступает. 69Мы плохо всматриваемся в жизнь, если не замечаем в ней той руки, которая щадя — убивает. 70Если имеешь характер, то имеешь и своё типичное переживание, которое постоянно повторяется. 71Мудрец в роли астронома. — Пока ты ещё чувствуешь звёзды как нечто «над тобою», тебе ещё не хватает взгляда познающего. 72Не сила, а продолжительность высших ощущений создаёт высших людей. 73Кто достигает своего идеала, тем самым идёт дальше. 73aИной павлин прячет от всех свой павлиний хвост — и называет это своей гордостью. 74Гениальный человек невыносим, если не обладает при этом, по крайней мере, ещё двумя качествами: чувством благодарности и чистоплотностью. 75Степень и характер сексуальности человека достигают высочайших вершин его духа. 76В мирной обстановке человек воинственный нападает на самого себя. 77Своими принципами мы пытаемся угнетать наши привычки, либо оправдать, либо почтить, либо обругать или скрыть их; очень вероятно, что два человека с одинаковыми принципами желают достичь принципиально разного. 78Презирающий самого себя при этом всё же чтит себя как человека презирающего. 79Душа, знающая, что её любят, но сама не любящая, выказывает всю муть, осевшую на её дне: самое низкое в ней всплывает наверх. 80Разъяснившаяся вещь перестаёт интересовать нас. — Что имел в виду тот бог, который давал совет: «познай самого себя»! Может быть, это значило: «перестань интересоваться собою, стань объективным»! — А Сократ? — А «человек науки»? 81Ужасно умереть в море от жажды. Зачем же так солить свою истину, чтобы она никогда более не утоляла жажды? 82«Сострадание ко всем» было бы суровостью и тиранией по отношению к тебе, сударь мой, сосед! 83Инстинкт. — Когда горит дом, то забывают даже об обеде. — Да — но его навёрстывают на пепелище. 84Женщина научается ненавидеть в той мере, в какой она разучивается очаровывать. 85Одинаковые аффекты у мужчины и женщины всё-таки различаются по своему темпу — поэтому мужчина и женщина не перестают не понимать друг друга. 86У самих женщин в глубине всякого личного тщеславия всегда таится безличное презрение — презрение к «бабе». 87Сердце в цепях, дух свободен. — Если крепко заковать своё сердце и держать его в плену, то можно дать много свободы своему духу, — я говорил это уже однажды. Но мне не верят в этом, если, конечно, сами уже не знают этого... 88Очень умным людям начинают не доверять, если видят их повергнутыми в смущение. 89Ужасные переживания жизни позволяют угадать, не ужасен ли тот, кто их переживает. 90Тяжёлые, угрюмые люди становятся легче именно от того, что отягощает других, от любви и ненависти, и на время всплывают к своей поверхности. 91Такой холодный, такой ледяной, что об него обжигают пальцы! Всякая рука содрогается, прикоснувшись к нему! — Именно поэтому некоторые считают его раскалённым. 92Кому не приходилось хотя бы однажды жертвовать самим собою за свою добрую репутацию? 93В снисходительности к людям нет ненависти, но именно потому — слишком много презрения. 94Зрелость мужчины — это новое обретение той серьёзности в игре, которая была у ребёнка. 95Стыдиться своей безнравственности — это одна из ступеней той лестницы, на вершине которой стыдятся и своей нравственности. 96С жизнью нужно расставаться, как Одиссей с Навсикаей, — скорее благословляющим, чем влюблённым. 97Как? Великий человек? — А я всё ещё вижу лишь актёра его собственного идеала. 98Если дрессировать свою совесть, она будет целовать нас, — и когда кусает. 99Разочарованный говорит: «Я слушал эхо, а услышал лишь похвалу». 100Наедине с собою мы представляем себе всех устроенными проще, чем мы сами: таким вот образом мы отдыхаем от наших ближних. 101В наше время познающему, пожалуй, легко почувствовать себя богом, воплотившимся в звере. 102То, что любящему ответили взаимностью, вообще-то должно бы его отрезвить относительно любимого существа. «Как? Прямо-таки любить тебя — не слишком ли скромно с его стороны? Или даже глупо? Или — или —». 103Опасность счастья. — «Теперь всё служит на благо мне; теперь мила мне всякая судьба. Итак, кому охота быть моей судьбою?» 104Не человеколюбие, а бессилие их человеколюбия мешает нынешним христианам предавать нас сожжению. 105Вольнодумцу, этому «праведнику познания», ещё меньше по вкусу (претит его «праведности») pia fraus[36], нежели impia fraus[37]. Отсюда его глубокое непонимание церкви, типически свойственное «вольнодумцу», — как его несвобода. 106С помощью музыки страсти сами услаждают себя. 107Закрывать уши даже перед основательнейшим контраргументом, коль скоро решение уже принято — это признак сильного характера. Словом, то и дело проявляющаяся воля к глупости. 108Нет никаких моральных феноменов, а только моральное истолкование феноменов... 109Преступник зачастую не дорос до своего деяния — он умаляет и порочит его. 110Адвокаты преступника редко бывают настолько артистами, чтобы всю прелесть ужаса деяния обратить в пользу его виновника. 111Наше тщеславие труднее всего уязвить именно тогда, когда уязвлена наша гордость. 112Кто чувствует своё предназначение в том, чтобы смотреть, а не в том, чтобы верить, для того все верующие слишком шумливы и назойливы, — он сторонится их. 113«Хочешь расположить его к себе? Притворись смущённой». 114Непомерные ожидания, которые женщины связывают с плотской любовью, и стыд этих ожиданий заранее портят женщинам все перспективы. 115Там, где не подыгрывает любовь или ненависть, женщина играет посредственно. 116Великие эпохи нашей жизни наступают тогда, когда мы обретаем мужество переименовать наше злое в наше лучшее. 117Воля к преодолению аффекта есть в конце концов лишь воля к другому или нескольким другим аффектам. 118Есть невинность восхищения: ею обладает тот, кому ещё не приходило в голову, что и им когда-нибудь могут восхититься. 119Отвращение к грязи может быть столь велико, что оно воспрепятствует нам очиститься — «оправдаться». 120Часто чувственность опережает рост любви, так что корень остаётся слабым и легко вырывается. 121Тонкость в том, что, решив стать писателем, Бог выучил греческий, — и что он не выучил его получше. 122Иной, радуясь похвале, обнаруживает этим только учтивость сердца — и прямую противоположность тщеславию духа. 123Даже конкубинат развращён — браком. 124Кто ликует даже на костре, тот торжествует не над болью, а над тем, что не чувствует боли там, где ожидал её. Притча. 125Если относительно кого-либо нам приходится менять своё мнение, то причиняемые этим неудобства мы со всей строгостью записываем на его счёт. 126Народ — это окольный путь природы к шести-семи великим людям. — Да, — и чтобы потом обойти их. 127Наука уязвляет стыдливость всех настоящих женщин. При этом они чувствуют себя так, точно им заглянули под кожу или, что ещё хуже, под платье и убор. 128Чем абстрактнее истина, которую ты хочешь преподать, тем сильнее ты должен обольстить ею ещё и чувства. 129У чёрта открываются на Бога самые широкие перспективы; оттого он и держится подальше от него — чёрт ведь и есть закадычный друг познания. 130Что? человек собою представляет, начинает открываться тогда, когда ослабевает его талант, — когда он перестаёт показывать то, что он может. Талант ведь — тоже наряд; а наряд — тоже укрытие. 131Оба пола обманываются друг в друге — это значит, что они, в сущности, чтут и любят только самих себя (или, лучше сказать, свой собственный идеал). Так, мужчина хочет видеть женщину миролюбивой, — а между тем как раз женщина по существу своему неуживчива, подобно кошке, как бы хорошо она ни выучилась выглядеть миролюбивой. 132Сильнее всего наказывают за добродетели. 133Кто не умеет найти дороги к своему идеалу, живёт более легкомысленно и дерзко, чем человек без идеала. 134Только из области чувств и берётся всякая достоверность, всякая чистая совесть, всякая очевидность истины. 135Фарисейство — это не вырождение доброго человека: напротив, в фарисействе немало такого, что является скорее условием этой доброты. 136Один ищет акушера своим мыслям, другой — человека, которому он может помочь; так рождается добрая беседа. 137Вращаясь среди учёных и художников, очень легко ошибиться в обратном направлении: нередко в замечательном учёном мы находим посредственного человека, а в посредственном художнике очень часто — чрезвычайно замечательного человека. 138Мы ведём себя наяву так же, как во сне: сперва придумываем и сочиняем себе человека, с которым общаемся, — и тотчас же забываем об этом. 139В мщении и любви женщина более варварское создание, чем мужчина. 140Совет в виде загадки. — «Если узелок не рвётся, раскусить его придётся». 141Брюхо — причина того, что человеку не так-то легко возомнить себя богом. 142Вот самые стыдливые слова, которые я слышал: «Dans le veritable amour c’est l’ame, qui enveloppe le corps»[38]. 143Нашему тщеславию хочется, чтобы то, что мы делаем лучше всего, считалось самым трудным для нас. К вопросу о происхождении некоторых видов морали. 144Если женщина обнаруживает научные склонности, то обычно с её половой сферой что-нибудь да не так. Уже бесплодие располагает к некоторой мужественности вкуса; мужчина же, с позволения сказать, как раз «бесплодное животное». 145Сравнивая в целом мужчину и женщину, можно сказать следующее: женщина не была бы так гениальна в искусстве наряжаться, если бы у неё не было инстинкта ко вторым ролям. 146Тому, кто сражается с чудовищами, следует остерегаться, как бы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя. 147Из старых флорентийских новелл, — а кроме того, из жизни: buona femmina e mala femmina vuol bastone[39]. Sacchetti Nov. 86. 148Соблазнить ближнего на хорошее о ней мнение и затем всей душой поверить этому мнению ближнего, — кто сравнится в этом фокусе с женщинами! 149То, что одна эпоха считает злом, обыкновенно есть несвоевременный отзвук того, что прежде считалось добром, — атавизм более древнего идеала. 150Вокруг героя всё становится трагедией, вокруг полубога — сатировской драмой, а вокруг Бога всё становится — чем же? быть может, «миром»? 151Иметь талант недостаточно: нужно ещё иметь на него ваше разрешение, — не так ли, друзья мои? 152«Где древо познания, там всегда рай» — так вещают древнейшие и новейшие змеи. 153Всё, что делается из любви, происходит всегда по ту сторону добра и зла. 154Возражение, смена темы, весёлое недоверие, насмешливость суть признаки здоровья: всё безоговорочное относится к патологии. 155Чувство трагического ослабевает и усиливается вместе с чувственностью. 156Безумие единиц — исключение, а безумие целых групп, партий, народов, эпох — правило. 157Мысль о самоубийстве — сильное утешительное средство: с ней легко пережить иную мрачную ночь. 158Нашему сильнейшему инстинкту, тирану в нас, подчиняется не только наш разум, но и наша совесть. 159Следует отплачивать за добро и зло, но почему именно тому, кто сделал нам добро или причинил зло? 160Мы охладеваем к тому, что познали, как только поделимся этим с другим. 161Поэты бесстыдны по отношению к своим переживаниям: они эксплуатируют их. 162«Наш ближний — это не наш сосед, а сосед нашего соседа» — так думает каждый народ. 163Любовь выносит на свет высокие и скрытые качества любящего — редкое, нетипичное в нём: поэтому она с лёгкостью вводит в заблуждение насчёт того, что служит у него правилом. 164Иисус сказал своим иудеям: «Закон был для рабов — возлюбите Бога, как люблю его я, сын Божий! Какое дело нам, сынам Божьим, до морали!» 165Применительно ко всякой партии. — Пастуху всегда нужен баран-вожак, иначе ему самому придётся побыть бараном. 166Ртом люди, конечно, лгут, но физиономией, которую они при этом строят, они всё же говорят правду. 167У суровых людей душевность является предметом стыда — и некой ценностью. 168Христианство дало Эроту выпить яду: он от этого хотя и не погиб, но выродился в порок. 169Много говорить о себе — тоже способ себя скрывать. 170В похвале больше навязчивости, чем в порицании. 171Сострадание в человеке познания почти так же смешно, как нежные руки у циклопа. 172Из человеколюбия мы иногда обнимаем первого встречного (потому что нельзя обнять всех): но именно в этом нельзя признаваться первому встречному... 173Ненавидеть начинают не когда считают человека ниже себя, а лишь когда считают его равным или выше себя. 174И вы, утилитаристы, вы тоже любите все utile только как повозку ваших склонностей — и вы тоже на самом деле не выносите скрипа его колёс? 175В конце концов мы любим наше собственное вожделение, а не предмет его. 176Чужое тщеславие приходится нам не по вкусу только тогда, когда оно задевает наше тщеславие. 177Насчёт того, что такое «достоверность», может быть, ещё никто не удостоверился в достаточной степени. 178Мы не верим в глупости умных людей — какое ущемление прав человека! 179Последствия наших поступков хватают нас за волосы, не обращая никакого внимания на то, что мы тем временем «исправились». 180Бывает невинность во лжи, и она служит признаком благой веры в какое-нибудь дело. 181Бесчеловечно благословлять там, где тебя проклинают. 182Откровенность вышестоящего раздражает, потому что на неё нельзя ответить тем же. 183«Меня потрясло не то, что ты меня обманул, а то, что я тебе больше не верю». 184Бывает заносчивость добра, которая выглядит как злоба. 185«Он мне не нравится. — Почему? — Я не дорос до него». Отвечал ли так хоть кто-нибудь? Примечания:3 Явился осёл, прекрасный и сильнейший (лат.). 36 благочестивый обман (лат.). 37 нечестивый обман (лат.). 38 «в подлинной любви именно душа охватывает тело» (фр.). 39 хорошая женщина и дурная женщина требуют кнута (ит.).{47} |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|