Забота об охране воды — забота государственная

«Мы… с каждым днем научаемся все более правильно понимать законы природы и познавать… последствия нашего активного вмешательства в ее естественный ход… Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых». Эти слова, сказанные Фридрихом Энгельсом более ста лет назад, не только не потеряли своего значения, но и приобрели еще большую актуальность в наши дни, в век научно-технической революции.

Наше социалистическое общество может, должно решать и на деле успешно решает вопросы природопользования, решает с думой не только о сегодняшнем дне, но и о далеком будущем. Одним из первых документов Советской власти в области охраны окружающей среды было постановление от 20 февраля 1919 года «О централизованном комитете водоохранения». В задачи комитета входила разработка мер по очистке сточных вод, обследование рек, водоемов и изыскание способов борьбы с их загрязнением. Этот документ, написанный на заре Советской власти, — свидетельство того, что только социалистическое государство может в полной мере обеспечить условия для гармонического соединения человеческой деятельности, опирающейся на мощную современную науку и технику, с естественным развитием природных процессов. Советское общество, стремясь полнее удовлетворить духовные и материальные запросы людей, осваивает природные ресурсы так, чтобы до минимума были сведены вредные последствия, чтобы не только не ухудшалась обстановка в окружающей среде, но и постоянно улучшалась. Все это является ярким свидетельством воплощения в жизнь идей В. И. Ленина о бережном отношении к природным богатствам, об экономном, хозяйском использовании их.

Советский Союз всегда рассматривал и рассматривает охрану окружающей среды как одну из главных социально-экономических задач, стоящих перед всем миром. Общечеловеческая по своей сущности и по своим масштабам, эта проблема требует сегодня не только решения своих национальных программ, но и объединения и концентрации усилий на международном уровне. Поэтому СССР принимает самое активное уастие во всех международных акциях и мероприятиях по охране окружающей среды. Наша страна сотрудничает в области охраны окружающей среды со многими международными организациями, участвует в программах ООН, СЭВ, других правительственных и неправительственных организаций. Представители международных организаций, бывая в нашей стране, с удовлетворением отмечают, что у нас проводится большая работа по охране природы.

Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют неустанную заботу об охране среды обитания человека биосферы — одного из главных источников богатства и благополучия нашего народа. Решения съездов КПСС, законы и постановления, принятые ЦК КПСС, Верховным Советом СССР и Советом Министров СССР, Другие документы о рациональном природопользовании, охране здоровья людей являются новым вкладом в марксистско-ленинское учение о взаимоотношениях общества и природы в условиях социализма, научно-технической революции.

Вопросы бережного отношения к природе и всей окружающей среде закреплены в Программе КПСС, в Конституциях СССР и союзных республик. «В интересах настоящего и будущего поколений, — говорится в нашей Конституции, — в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования Земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения производства природных богатств и улучшения окружающей человека среды».

Начиная с 1975 года охрана природы и рациональное использование природных ресурсов стали составной частью Государственного плана экономического и социального развития страны. Природоохрана и природопользование превратились у нас в плановую отрасль народного хозяйства, имеющую четко очерченную сферу деятельности, правовой и материальный фундамент.

С каждым годом все больше и больше выделяется средств на охрану и рациональное использование водных ресурсов. В десятой пятилетке непосредственно на эти цели направлено 7,5 миллиарда рублей. Успешно выполняется задача, которую поставили ЦК КПСС и Совет Министров СССР перед всеми министерствами и ведомствами, — в течение одиннадцатой и двенадцатой пятилеток полностью прекратить сброс неочищенных вод в бассейны рек Волги, Урала и Томи, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного морей.

В настоящее время в нашей стране осуществляется развернутая программа природоохранных мероприятий. В нее входят организационно-технические меры в сфере общественного производства, усиление научных исследований в области общественных и естественных наук по проблемам рационального использования и охраны природы, подготовка соответствующих специалистов, проведение просветительской и воспитательной работы среди населения и многое другое. Осуществляя эту программу, Коммунистическая партия и Советское правительство направляют усилия людей на максимальное сохранение естественного равновесия в природе, обеспечение наиболее рационального использования природных богатств.

В Молдавии, как и повсюду в СССР, действует государственная система природоохранных мероприятий. Вопросы их разработки и выполнения постоянно находятся в центре внимания партийных, советских и хозяйственных органов республики. Директивными органами разработан целый комплекс мероприятий по прекращению сброса неочищенных сточных вод. В республике построено около 650 высокоэффективных водоочистных комплексов. Большинство городов и поселков городского типа имеет общегородские очистные сооружения. С целью экономии воды на многих предприятиях республики сооружены системы повторного и оборотного водоснабжения. Поставлена задача путем внедрения в сельское хозяйство перспективных способов орошения, современной поливной техники и новой технологии достичь более экономного расходования воды. Планируется перевести промышленные предприятия на бессточные или замкнутые системы водоснабжения. Будут предприняты меры по восстановлению запасов подземных вод путем закачки предварительно обработанного поверхностного стока. Хорошо зарекомендовала себя разветвленная система прудов и небольших водохранилищ, с помощью которых успешно осуществляется регулирование местных поверхностных стоков воды.

В республике ведутся большие работы по удовлетворению возрастающих потребностей в воде за счет использования водных ресурсов Дуная. С вводом в действие канала Дунай — Ниспорены, который будет во много раз полноводнее, чем река Прут, дунайская вода попадет в такие небольшие речки как Ботна, Икель, Бык, наполнит их и даст возможность в значительной мере использовать для орошения. Водная магистраль и созданная на ее базе система оросительных сооружений напоит влагой и преобразит территории Котовского, Ниспоренского, Леовского, Чимишлийского, Кантемирского, Комратского, Кагульского, Вулканештского и Тараклийского районов. Рукотворные реки и озера в ближайшее время станут прекрасным местом отдыха трудящихся, любительского и промышленного рыболовства.

Кишинев снабжается питьевой водой из Днестра. Но прежде чем днестровская вода попадает в наш водопровод, она подвергается тщательной очистке. На водозаборе она проходит сначала грубую фильтрацию, затем воду хлорируют, таким образом окисляя ее и разрушая содержащиеся в ней коллоидные загрязнения. Потом вода обрабатывается химическими реактивами-коагулянтами и направляется в резервуары-отстойники, где осветляется, и оттуда идет через систему специальных фильтров к потребителям. 350 литров воды, которые ежедневно использует каждый житель города, обходятся государству в 20 рублей.

Если говорить о питьевой воде вообще, то она относится к наиважнейшим факторам окружающей среды. Вот уже несколько лет действует Программа Всемирной организации здравоохранения по водоснабжению и санитарии, главная задача которой — обеспечить к 2000 году все население планеты доброкачественной питьевой водой. И эта проблема не так уж и проста. Во многих странах мира люди сильно страдают из-за хронической нехватки питьевой воды вообще и из-за недостатка доброкачественной — в особенности.

В нашей же стране все медицинские аспекты этой проблемы разработаны повсеместно и глубоко. У нас действует единая государственная система водообеспечения населения, в основе которой лежит санитарное законодательство, не имеющее аналогов в мире. Эта система учитывает около тысячи безопасных для здоровья человека уровней содержания в воде химических веществ и факторов микробного происхождения. Важное дополнение системы — взыскательный контроль за качеством подземных и поверхностных вод и строгие санкции за нарушение их регламентов. Многочисленные ГОСТы, рекомендации, нормы и правила базируются на серьезных исследованиях, которые ведут более 150 научных учреждений страны.

В комплексе мер по охране природы большое внимание уделяется сохранению водных источников, особенно тех, которые имеют научное, практическое и культурно-просветительное значение. Этим целям служит и постановление Совета Министров Молдавской ССР «О взятии под государственную охрану природных объектов и комплексов на территории Молдавской ССР». В Молдавии выявлено более двух тысяч источников прекрасной родниковой воды, многие из которых отнесены к гидрологическим памятникам. Охраняются и источники, известные в республике как «источник Суворова» в селе Хаджимус Каушанского района или «родник Стефана Великого» в селе Волчинец Каларашского района и многие другие.

Большое внимание уделяется у нас дальнейшему усовершенствованию законодательства по охране окружающей среды, в том числе и водных ресурсов. В Конституции СССР среди других прав и обязанностей граждан названа и обязанность беречь природу и охранять ее богатства. В Основах водного законодательства СССР систематизированы все основные нормы законодательства по вопросам водных отношений. В соответствии с этим документом Верховный Совет Молдавской ССР принял свой Водный кодекс. Водные отношения также регулируются Законом Молдавской ССР «Об охране природы и рациональном использовании природных богатств Молдавской ССР» и законами Молдавской ССР о поселковом, сельском, районном, городском, районном в городе Советах народных депутатов.

Все воды республики, согласно статье 102 Водного кодекса МССР, подлежат охране от загрязнения и истощения с тем, чтобы не допустить уменьшения рыбных запасов, ухудшения водоснабжения и других неблагоприятных явлений, которые могут вызвать изменения физических, химических и биологических свойств воды, их способности к естественному самоочищению.

Особую водоохранительную роль играют лесные зоны, расположенные недалеко от водоемов. Они предохраняют водоемы от обмеления, оберегают и укрепляют берега, улучшают водный режим. Поэтому статья 31 Лесного кодекса Молдавской ССР специально уделяет внимание водоохранным лесным полосам. К ним относятся лесополосы по берегам рек, озер и водохранилищ, а также запретные полосы лесов, охраняющие нерестилища рыб. В водоохранных лесах рубка леса, кроме лесовосстановительной, категорически запрещена.

Природоохранным, в том числе водо- и рыбоохранным, мерам посвящены многие акты высших и республиканских юридических органов. Нормативные акты исходят также от органов здравоохранения, коммунального хозяйства и других. Интересам охраны вод служат и нормы земельного, лесного, горного и т. д. права.

Государственный контроль за использованием и охраной вод, согласно Основам водного законодательства СССР и союзных республик, осуществляют Советы народных депутатов. Для этих целей они располагают исполнительными и распорядительными органами, имеют специальных уполномоченных. Государственный контроль призван обеспечить соблюдение министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями и отдельными гражданами правил порядка пользования водными ресурсами и охрану их.

Государственным органом, призванным контролировать исполнение требований рационального использования и охраны вод в Молдавии, является Министерство мелиорации и водного хозяйства МССР, которое в соответствии с предоставленными ему правами регулирует пользование водами и организует их охрану на территории всей республики. Приказы и инструкции по вопросам водопользования, изданные этим Министерством, обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности. Заместитель министра мелиорации и водного хозяйства является главным инспектором по регулированию использования и охраны вод.

В республике имеется группа государственных инспекторов. Они беспрепятственно посещают любые объекты, связанные с использованием вод, составляют акты проверок, дают обязательные для исполнения указания по устранению нарушений, привлекают виновных к административной ответственности, а в некоторых случаях передают материалы в прокуратуру для привлечения нарушителей водного законодательства к уголовной ответственности.

В охране вод участвуют и службы Министерства внутренних дел республики.

Государственным контролем за использованием и охраной вод занимаются и специально уполномоченные для этого такие республиканские министерства и ведомства, как Министерство здравоохранения, Управление геологии, Главное управление энергетики и электрификации, Госгортехнадзор, а также Молдавская госрыбинспекция. Важными природоохранительными функциями наделен Государственный комитет Молдавской ССР по охране природы.

В нашей республике, как и во всех других, установлена административная ответственность за водные правонарушения, которая регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об административной ответственности за нарушение водного законодательства», соответствующим Указом Президиума Верховного Совета Молдавской ССР и другими нормативными актами.

Установлена также гражданско-правовая и уголовная ответственность за нарушения. Первая выражается в том, что виновными лицами устраняются последствия причиненного вреда или возмещаются убытки. Вторая предполагает привлечение к уголовной ответственности тех, кто совершил опасные деяния или преступления, нанесшие вред здоровью людей, водным объектам, сельскохозяйственному производству или повлекшие за собой гибель рыбы. К уголовной ответственности могут быть привлечены все граждане, должностные и недолжностные работники за умышленное или неосторожное загрязнение водной среды.

Однако деятельность государственных и общественных правоохранительных органов была бы не столь эффективной, если бы их не поддерживали народные массы. Они принимают участие в проведении тех или других водоохранных мероприятий, сообщают о разрушительных и других вредных воздействиях вод и сами участвуют в ликвидации последствий, сообщают в государственные органы о фактах нарушения использования вод, вносят предложения по их охране.

В Молдавии много делается для воспитания людей в духе бережного отношения к природе. Первостепенное внимание этому уделяют средства массовой информации и пропаганды. В школах, средних специальных и высших учебных заведениях, в народных университетах, в обществе «Знание» действуют специальные факультеты, лектории, курсы, факультативы по вопросам охраны природы.

Большую работу по охране природы проводят профессиональные союзы, комсомольские и пионерские организации, а также Общество охраны природы, Общество охотников и рыболовов (о чем будет сказано особо), научные и другие общества.

Таким образом, работа ведется, и немалая. Об охране окружающей среды заботятся партия и правительство, все наше государство, правоохранительные органы, различные научные и общественные организации. Делается это во имя и на благо как ныне живущих людей, так и будущих поколений. А поэтому очень важно, чтобы каждый член нашего общества в полной мере осознал, что он, человек, не есть что-то обособленное от природы, а частица ее, что природа — среда его обитания, его дом родной, который надо беречь, надо соизмерять свой каждый шаг с законами развития окружающей среды.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх