|
||||
|
«Магические сеансы» средневековья Пергаментный фолиант «Инженерная и художественная волшебная книга», которая написана между 1430 и 1520 годами, дает представление о репертуаре иллюзионистов средневековья. На рисунках этого манускрипта изображены трюки с кубками и камешками, с веревками, с вогнутыми зеркалами, показаны фокусы «освобождения от цепей» и мгновенное «выращивание» цветов и травы из доски стола. Бродячие фокусники выступали при дворах феодалов с «магическими сеансами». Они исполняли иллюзионные трюки, чтобы придать большую убедительность опытам алхимии и астрологии, составлению гороскопов и предсказаниям будущего. На средневековых базарах выступали жонглеры, канатоходцы. Наглядную энциклопедию репертуара фокусников Европы того времени представляет картина великого голландского художника Питера Брейгеля Старшего, написанная мастером за четыре года до смерти по заказу одного монастыря. Называется она «Св. Иаков, свергающий с трона мага Гермогена и разгоняющий дьяволов». Прототипами для всей изображенной на полотне «нечисти» были бродячие комедианты и фокусники. Здесь и факир, протыкающий себе язык гвоздем, а правую руку — ножом, и гадальщик с ручной обезьянкой, и изрыгатель пламени, и шпагоглотатель, и человек без костей и т. д. Изображен на картине и мастер игры с кубками. Трое персонажей держат яйцо и волшебную палочку — классический реквизит иллюзионистов. У одного висит замок на губах. В левом углу на переднем плане изображено впечатляющее зрелище: на столе лежит человеческое туловище, а отдельно на медном блюде — его голова. Чтобы не оставалось сомнений, что голова отрублена, между головой и телом положен обоюдоострый меч. Уникальный предметный указатель, который оставил великий живописец, не только воссоздает историю иллюзионизма. Многие трюки тех времен — в практике сегодняшних фокусников. Факирский трюк с протыканием языка известен много веков. Зрители всегда замечали, что, перед тем как начать данный трюк, факир обязательно вытирает свой язык платком. Этого движения достаточно, чтобы взять в рот муляжный эскалоп, например из говядины. Фальшивый язык можно прибивать к столу гвоздем, резать ножом, прижигать, терзать как угодно. С изрыгателем пламени все ясно: он выдувает горючую смесь, которая эффектно вспыхивает. Шпагоглотатель заглатывает холодное оружие по-настоящему. Для этого необходима длительная тренировка. Шпага погружалась в гибкую трубку, которая предварительно заглатывалась. Интересно, что шпагоглотатели навели медиков на идею об исследовании желудка зондом. Секрет фокуса с замком, запирающим уста, заключен в конструкции замка. Этот древнейший аксессуар сохранился в цирковом искусстве без изменений, а сам трюк перешел в жанр клоунады. Прошло время, и пародийной стала фигура гадальщика с обезьянкой. В средневековой Европе эта забава была широко распространена. По знаку хозяина обезьяна доставала из шкатулки билет, на котором предсказывалось будущее клиента, заплатившего мелкую монетку. Часто во избежание недоразумений гадальщики на билете писали цитату из Библии — источник вне всяких подозрений! Интересно, что этот номер оставил свой след во французском языке. В те времена власти города взимали плату за право въезда. Когда к городским воротам подходила группа бродячих комедиантов, с них плату брали «натурой»: для стражи артисты давали бесплатное представление, заканчивавшееся сеансом гадания. Это и называлось заплатить «обезьяньей монетой», то есть не заплатить ничего. Представители церкви не могли спокойно смотреть на возрастание популярности иллюзионного искусства, которое, по мнению духовенства, «пользовалось дьявольским могуществом» и поэтому подлежало безжалостному уничтожению. Использующими зловредные дьявольские козни начали считать не только странствующих фокусников и конструкторов иллюзионных автоматов, но и ученых-естествоиспытателей. Например, водяные часы с автоматической музыкой, которые Гарун-аль-Рашид подарил императору Карлу Велико-му, народная молва в странах Западной Европы упорно называла «дьявольским сосудом». Рис. 11. Альберт Великий Альберт фон Больштедт (1193–1280), прозванный Великим, ученый доминиканский монах, богослов и естествоиспытатель, в воспоминаниях современников предстает как волшебник. Например, в январе 1249 г. он принимал в саду доминиканского монастыря нидерландского короля Вильгельма. Невзирая на зимний холод, весь сад цвел. Но лишь только была прочтена послеобеденная молитва, цветы и листья исчезли. По мнению современников, это свидетельствовало о вмешательстве нечистой силы. Известный философ и теолог Фома Аквинский в молодости был учеником Альберта в кельнской доминиканской школе. Однажды Альберт пригласил его в тайную мастерскую, где занимался научными экспериментами и строил движущиеся и звучащие автоматы. Фома увидел фигуру женщины, приветствовавшую его поднятием руки и восклицанием. Сочтя ее дьявольским наваждением и стараясь избавиться от этого зрелища, он бросился на «женщину» с палкой. Фигура рухнула. Вошел Альберт и в гневе закричал: «Фома, Фома, что ты наделал? Ты уничтожил мою тридцатилетнюю работу!». За свои эксперименты Альберт был объявлен магом. Ему пришлось сложить с себя епископскую мантию. Сама церковь достаточно широко использовала фокусы различного порядка. С незапамятных времен в некоторых католических храмах происходит «чудо» — растворение серебряного креста в «святой воде». Металлический предмет дают целовать верующим, а потом опускают в сосуд, наполненный чистой водой. Вода действительно чистая, но горячая, и тонкий крест из легкоплавкого металла расплавляется в ней. Неаполитанский собор со дня своего основания славился «великим чудом». Там с VI в. в двух сосудах хранится кровь святого великомученика Януария, казненного за верность христианству. Эта кровь, оказывается, не только не иссохла, но даже самопроизвольно закипает раз в год, во время богослужения в честь святого. Позже это «чудо» было разоблачено. Красная жидкость в священных сосудах состояла из особых веществ. Достаточно того, чтобы при большом скоплении молящихся и обилии зажженных свечей температура воздуха в соборе достигла 25–30 °C, как жидкость начинала кипеть. Обладатели «чуда» извлекали из этого спектакля политическую и экономическую выгоду. С этим чудом приключилась интересная вещь. В 1799 г. французские революционные войска захватили Неаполь и объявили его республикой. Командующий французской армией, генерал Шампионне, пожелал увидеть знаменитое «чудо». Оно было показано и даже в неположенный день. Когда же революционные порядки стали не устраивать церковнослужителей, они приняли решение немного «поспекулировать» на этом представлении. Церковная служба шла как обычно, архиепископ, кардинал Дзурло, все никак не мог умолить святого Януария снова явить чудо для другого генерала Макдональ-да, который сменил Шампионне. Характер у Макдональда был твердый, посему он послал штабного офицера сообщить священникам, что если чуда не произойдет, то кардинал будет расстрелян… за контрреволюционную пропаганду. Поскольку секрет чуда был достаточно простой, естественно, что оно тотчас же свершилось. Кардинал взял один из сосудов в руки (согревая сосуд). После «горячей молитвы» кровь в сосуде закипела. После этого кардинал обратился к верующей пастве и сообщил, что святой Януарий благословляет новый порядок. Создание в европейских городах цеховых организаций ремесленного сословия, куда входил и цех фокусников, спасло иллюзионное искусство. Помогло и то, что начался великий прогрессивный переворот в истории человечества — эпоха Возрождения. На смену догматизму, который насаждали церковники, постепенно приходило свободомыслие. Людьми овладел беспокойный дух пытливости, поисков, их увлекала страсть к путешествиям, изобретениям и открытиям. Идею ничтожности земных созданий вытеснил интерес к окружающему миру, прежде всего к человеку. Из вновь открытых сокровищ античной литературы возникал благородный облик гармоничного человека. Эпоха Возрождения оставила неизгладимый след во всех сферах человеческой деятельности. Под влиянием идей гуманизма произошло обновление содержания и выразительности всех видов искусства, в том числе и иллюзионного. Рис. 12. Леонардо да Винчи Ведь им занимались и великие люди, например Леонардо да Винчи. Изобретения и открытия великого Леонардо да Винчи охватывают все области знания (их более пятидесяти), полностью предвосхищая основные направления развития современной цивилизации. Так, в 1498 г. Леонардо для встречи в Милане французского короля Людовика XII сконструировал механического льва, который, сделав несколько шагов, распахивал свою грудную клетку и показывал внутренности, заполненные «лилиями» (геральдический цветок короля). Ученый является изобретателем скафандра, подводной лодки, парохода, ластов. У него есть рукопись, в которой говорится о возможности погружения на большую глубину без скафандра благодаря использованию особой газовой смеси (ее секрет он сознательно уничтожил). Чтобы ее изобрести, необходимо было хорошо разбираться в биохимических процессах человеческого организма, которые были совершенно неизвестны в то время! Леонардо практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и… современной нейролингвистике, чтобы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение. Создается впечатление, что он знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики. Один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часа. Благодаря этому гений сэкономил 75 % времени сна, что фактически удлинило его жизнь до 100 лет! В практике эзотерики подобные методики известны с древних времен, но они всегда считались настолько секретными, что, как и другие психо- и мнемотехники, ни в коем случае не предавались гласности. Знаменитый художник был великолепным фокусником (современники говорили откровеннее — маг). Леонардо мог вызывать из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в нее вино; легко превращал белое вино в красное; одним ударом ломал трость, концы которой были положены на два стакана, не разбив ни один из них; наносил на конец пера немного своей слюны — и надпись на бумаге становилась черной. Чудеса, которые показывал Леонардо, настолько впечатляли современников, что его всерьез подозревали в служении «черной магии». Очень сильным магом являлся Иоганн Гейденберг (1462–1516), которого называли Тритемием по месту, где он родился (неподалеку от города Трира). Уже в юные годы он стал аббатом бенедиктинского монастыря в Спонгейме. Под его руководством аббатство быстро превратилось в духовный центр всей Европы. Выдающийся алхимик, астроном, каббалист, всеведущий маг, Тритемий казался великим учителем не только императору Максимилиану, но и многим другим князьям. Необыкновенные способности Тритемия вызывать духов были известны всем. В своей книге Иоганн Вейер (1563 г.) рассказал о сенсационном заседании при дворе императора в Инсбруке: «Романтически настроенный император и его придворные спорили о том, были ли воспетые Гомером герои выше и сильнее современных воинов. Тритемий, который также присутствовал как гость при дворе императора, взялся за определенную мзду (!) решить этот спор, он сказал, что вызовет духов двух героев — Гектора и Ахилла. Он потребовал от присутствующих, чтобы они хранили полное молчание, когда явятся духи. Маг очертил вокруг трона, на котором сидел император, большой круг, произнося непонятные формулы из книжки. Тут весь дом потряс стук в дверь. Появился Гектор, который был значительно выше обычного человека, глаза его пылали. За ним явился Ахилл, не уступавший ему в мощи. Они учтиво поклонились императору, трижды прошли мимо него вперед и назад и потом исчезли. Потом явился царь Давид, на голове у него была корона, в руке — арфа. Видеть его было приятнее, чем Гектора и Ахилла. Давид также трижды прошелся перед Максимилианом, но не поклонился ему. Дело в том, что, как пояснил маг кайзеру, род Давида, из которого вышел Христос, выше всех родов, даже Габсбургов. Таким образом, Тритемию удалось не только вызвать изумление придворных, но и разбудить в них желание поближе познакомиться с магией, которая считалась языческой и нехристианской. Сам Тритемий, похоже, черпал свои знания из какого-то источника в форме таинственного посвящения, например, он сообщал в письме своему другу, монаху-кармелиту из Хене-вы, что, благодаря ночному видению духов, которые осведомляли его обо всем (!), он стал обладателем знаний, «которые скрыты от всех остальных людей». Иллюзионные фокусы того времени были достаточно впечатляющими. Иоганн Вольфганг Гете, большой знаток средневековья, точно описал некоторые из них в своем бессмертном «Фаусте». Вино бьет фонтаном из стола, а потом загорается. Маргарита медленно освобождается от оков. Мефистофель говорит об обезглавленном, несущем свою голову под мышкой. У гетевского Фауста были прототипы. Например, имя Иоганна Фауста, бакалавра теологии, значится в списках Гейдельбергского университета за 1509 г. Известно, что он занимался магическими трюками, знахарством, алхимией, составлял гороскопы. Он вел беспорядочный образ жизни и неожиданно, словно призрак, появлялся то тут, то там, смущая и возмущая публику. Еще при жизни об этой личности стали складываться легенды, в которых переплелись старинные предания о магах, анекдоты о бродячих школярах, мотивы средневековой демонологической литературы. В народной среде к Фаусту относились не всерьез, а скорее с сожалением и насмешкой: Выехал Фауст, держась за бока, Из Ауэрбахского погребка, Сидя верхом на бочке с вином, И это видели все кругом. Постигнул черную магию он, И чертом за это был награжден. Фауст пользовался покровительством судьбы, недаром его имя по-латыни значит «приносящий счастье, счастливчик». Фауст мастерски владел искусством внушения — суггестии, которое часто спасало его в трудных ситуациях. Иногда оно принимало форму массового гипноза. Например, в 1606 г. он пообещал подвыпившей компании, что заставит вырасти из стола виноградную лозу со спелыми ягодами. «Собственно говоря, он пообещал им, что они получат все, что хотят, и все они пожелали виноградную лозу со спелыми ягодами, поскольку думали, что в это время года (была зима) ему никак не удастся найти виноград. Фауст пообещал, что виноград тут же вырастет из стола, он только поставил условие, чтобы все хранили полное молчание и сидели спокойно, пока он не разрешит отрезать грозди, в противном случае им угрожает смерть. После того как присутствовавшие обещали ему исполнить это требование, он затуманил глаза и чувства подвыпившей компании так, что всем показалось, что из стола вырос виноградный куст, увешанный крупными виноградными гроздьями. Пораженные увиденным, одурманенные люди схватились за ножи, чтобы начать отрезать кисти. Фауст довольно долго держал их в этом гипнозе, пока видение с ягодами не рассеялось, и тут люди увидели внезапно, что принимали за ягоды носы своих собутыльников и собирались их отрезать». Как и Фауст, другие маги-фокусники тоже искали философский камень и эликсир жизни. Они торговали чудесным эликсиром, нескольких капель которого было достаточно, чтобы из любого металла делать золото. Для доказательства в тигель с кипящей жидкостью опускали волшебную палочку. В эту палочку, полую внутри, заранее вкладывались кусочки золота, и когда отверстие открывалось, золото оказывалось в тигле. Поначалу «волшебная» палочка служила одним из магических приспособлений и якобы обладала свойством указывать направление движения вражеских армий, изобличать воров и убийц, обнаруживать места, где рыть колодцы. Врач и естествоиспытатель Парацельс (1493–1541) рассказывал, что германские рудокопы с помощью ореховой «волшебной» палочки отыскивали залежи руды. Вместе с некоторыми магическими формулами «волшебная» палочка с течением времени стала традиционным аксессуаром артистов-иллюзионистов. Сам Парацельс знал и любил показывать фокусы. Например, он демонстрировал картину, на которой был изображен зимний пейзаж: деревья, пригорки, покрытые снегом. Дав зрителям полюбоваться полотном, Парацельс на глазах у публики превращал зиму в лето: деревья одевались листвой, а на пригорках появлялась нежно-зеленая трава. Чудо? Однако чудес на свете не бывает. В действительности в роли волшебника в данном опыте выступала химия. При обычной температуре раствор хлорида кобальта, к которому примешано некоторое количество хлорида никеля или железа, бесцветен. Но если им что-либо написать, дать просохнуть, а потом хотя бы слабо подогреть, то он приобретает красивую зеленоватую окраску. Такими растворами и пользовался Парацельс, создавая свой чудо-пейзаж. В нужный момент ученый незаметно для присутствующих зажигал находившуюся за картиной свечу, и на полотне, словно в сказке, происходила изумлявшая публику смена времен года. Блестки настоящего художественного мастерства, сверкавшие в невообразимой смеси шарлатанства и знахарства, делали выступления средневековых иллюзионистов излюбленным народным зрелищем. Английский путешественник Кориат, описывая в 1661 г. свою поездку по Италии, рассказывал: «Я видел замечательные и чудесные вещи, проделанные некоторыми из этих монтимбанков. Я видел, как один из них держал в руке гадюку, играл с ее жалом в течение четверти часа и все же не был ужален, хотя всякий другой человек был бы искусан ею до смерти. Он уверил нас всех, что гадюка происходит по прямой линии от той гадюки, которую вынул своими руками святой Павел на острове Мелита, ныне называемом Мальта, и которая не ужалила его; кроме того, он сказал нам, что гадюка эта жалит одних, а других не трогает. Я видел также монтимбанка, который резал и колол ножом свою обнаженную руку, так что жалко было на него смотреть, ибо кровь струилась из его руки в изобилии; потом же он помазал руку каким-то маслом, с помощью которого мгновенно остановил кровотечение и так замечательно залечил раны и порезы, что, когда он затем снова показал свою руку, мы не могли обнаружить на ней ни малейшего следа шрама… Кроме того, я видел такие необычайные фокусы, что никто не поверит моему рассказу о них». Рис. 13. Мудрый Мерлин В самой Англии идеалом волшебника являлся мудрый Мерлин. Легендарная деятельность мага Мерлина отражает сверхспособности этого загадочного человека-феномена. Необычные возможности будущего советника английских королей начали проявляться с момента его появления на свет. Мерлин произошел, согласно преданию, от земной женщины-монахини и дьявола. Будучи крещеным, Мерлин смог порвать с темными силами и никогда не применял магию против людей. Благодаря связям с природными силами Мерлин мог превращать ночь в день, сушу в море и наоборот. С помощью Мерлина король Вортигерн мог получить все, что пожелает. Многие свои чудеса маг осуществлял при помощи музыки. Британские легенды рассказывают, что музыка, особые ритмические музыкальные ритмы помогли Мерлину переносить гигантские камни-глыбы величественного комплекса Стоунхеджа. Силой волшебной магии Мерлин перенес огромные камни из Ирландии в Англию через море. Некоторые из них были высотой 4 метра и весили 25 тонн. Маг Мерлин мог превращать кого-то в нечто другое. Он придал королю Утеру Пендрагону облик Горлейса — мужа красавицы Игерны, который мешал королевской прихоти. Изменение обличья помогло королю зачать сына Артура, будущего наследника трона и рыцаря — предводителя бриттов. И Артуру иногда Мерлин оказывал помощь в изменении облика, чтобы определить преданность придворных, узнать планы друзей и врагов. Механизм изменения облика не описан. Строки об изготовлении Мерлином волшебного зеркала показывают знакомство бриттского мага с магией Востока, с магией зеркал как действенных ключей для проникновения в астральный мир: Мерлин сделал стеклянный шар Чувство ответственности за царство бриттов — основной двигатель деяний мага Мерлина. Необычайно выразительно это раскрылось в действиях по возведению на престол короля — воина Артура…Семнадцать лет прошло после смерти короля Утера. Войны не затихали в стране. Необходимо было избрать нового короля — сюзерена Британии, который установил бы в стране мир и возродил ее былую славу. Рыцари спросили у мудрейшего Мерлина, как избрать короля, если все бароны не согласны между собой. Мерлин ответил: — Я укажу верный способ, как прекратить смуту. Надо кликнуть клич по всей Британии, чтобы съехались в город Лондон все короли, герцоги и рыцари. Откройте ворота и для простого народа. А я призову на помощь свое чародейное искусство. И совершится великое чудо. Меч укажет избранника. Мерлин вышел на городскую площадь, взмахнул рукой, и вдруг посреди площади появилась глыба камня. На этой глыбе стояла железная наковальня, а в нее был глубоко всажен обнаженный меч. На рукояти горела золотая надпись: Кто вырвет клинок из железных теснин, В день Рождества со всех концов Британии в Лондон съехались короли и герцоги: каждый мечтал надеть на себя корону Утэра Пендрагона. Вокруг наковальни десять воинов день и ночь несут почетную стражу — стерегут чудесный меч…Храбрые и могучие рыцари один за одним пробовали свои силы, но меч не выходил из наковальни. Уже перед заходом солнца, когда все потеряли надежду на счастье, на площади появился старик в темном плаще — сам волшебник Мерлин. За руку он вел юношу Артура к наковальне. Артур на глазах у всех легко вырвал меч из наковальни и снова вложил его. Так он стал великим королем. Профессия фокусника приносила немалый доход, посему число бродячих иллюзионистов возрастало. В 1397 г. во Франкфурт на съезд рейнских курфюрстов по случаю избрания короля явились иллюзионисты «числом не менее пяти сотен». Некоторые из них становились придворными фокусниками-шута-ми. Мэтр Гонэн, первый известный нам французский ярмарочный иллюзионист и родоначальник целой династии фокусников, был в XVI в. взят на службу к королю Франциску I. Его сын, носивший то же имя, снова вернулся в ярмарочные балаганы. Еще один мэтр Гонэн выступал в XVII в. на Новом мосту в Париже (его описал в своей новелле «Вошебная рука» Жерар де Нерваль). Популярность этого фокусника была настолько велика, что и теперь французы говорят о ловкаче: «Это мэтр Гонэн». Существует также пословица: «Maitre Ganin est mort, le monde n'est pas grue» — «Гонэн умер, теперь нас никто не обманет». По всей Европе гремела слава врача и колдуна Мишеля Нострадамуса (1503–1566). Историк Этингер писал: «Среди фолиантов, черепов, песочных часов, циркулей, реторт и всевозможных научных принадлежностей сидел большого роста человек, одетый в широкое черное одеяние, опоясанное белым кушаком с вышитыми на нем иероглифами. Этот человек был Нострадамус, которого пригласила ко двору Екатерина Медичи, супруга дофина. Мишель Нострадамус, родившийся в 1503 г. в Сан-Реми, походил на столетнего старика, несмотря на то, что от роду ему было не больше пятидесяти трех лет. Ночные бдения и научные занятия, утомлявшие его душу и тело, избороздили его лоб глубокими морщинами; жидкие волосы обрамляли его лысеющую голову; длинная, дико растущая с сильной проседью борода оттеняла его изможденное худощавое лицо, имевшее в себе что-то могильное и в высшей степени отталкивающее. Всякий, кто в первый раз видел этого человека, испытывал под его взглядом жуткое чувство, от которого сжималось сердце. Это главным образом оттого, что общественное мнение приписывало ему бездонную ученость и считало его в то же время опаснейшим человеком, заключившим договор с подземными силами и продавшим дьяволу свою душу. За это, как уверяли, дьявол посвятил его в тайны природы и открыл ему вещи, которые не удалось еще исследовать ни одному смертному: он мог прочитать по звездам судьбу человека, мог предсказать будущее, приготовить эликсир, обеспечивающий вечное здоровье; он мог даже — что было высшим выражением его сатанинской мудрости — приготовить настоящее золото из неблагородных металлов…». Величайший маг и волшебник Нострадамус пользовался малоизвестным на то время аппаратом «латерна магика» и трехгранными стеклянными призмами. Нострадамус устраивал своеобразные иллюзионные представления, чтобы нагляднее показать удивительные свойства этих оптических приборов. Демонстрацию опытов он проводил в кабинете с дубовым потолком, разделенным перпендикулярными балками на квадраты. Один из квадратов открывался, и в отверстие вниз головой опускалась кукла, сидевшая в кресле. Зрители, находившиеся за дверью, по очереди заглядывали в узкую щель, прорезанную в перегородке, куда была вставлена трехгранная призма. Тому, кто смотрел в щель, казалось, что фигура в кресле вырастала из-под пола и потом снова опускалась туда же (в это время куклу втягивали наверх и закрывали отверстие в потолке). После этого зрителей впускали в кабинет. Самый тщательный осмотр пола, конечно, не позволял обнаружить никаких следов люка. Оптический же трюк воспринимался как явное чудо. Нострадамус показывал этот фокус французской королеве Екатерине Медичи, которая истолковала его как пророческое видение. Королеве казалось, что фигура в кресле — ее заклятый враг, соперник ее сына и будущий вождь гугенотов Генрих Наваррский, сидящий на французском троне. Власть предержащие побаивались людей, подобных Мишелю Нострадамусу, но более нижестоящих иллюзионистов могла ждать жестокая кара лишь за то, что человек просто не понравился придворным кругам. Например, в Германии фокусник мог быть осужден тайным судом и подвергнуть наказанию «Поцелуй Девы». Осужденный на эту участь должен был поцеловать статую Святой Девы, стоявшую в подземелье. Это была бронзовая статуя громадных размеров. Когда подходили к статуе и касались ее, она раскрывалась надвое и обнаруживала внутренность, утыканную длинными, острыми гвоздями и заостренными клинками. Дверцы тоже были утыканы оружием, и на каждой, примерно на высоте человеческой головы, было по гвоздю длинее остальных. Эти два гвоздя выкалывали глаза. Когда дверцы раскрывались, жертва с помощью тайного механизма втягивалась во внутренность этой страшной статуи, и дверцы затворялись. Там несчастного пронзали ножи и гвозди, и через полминуты пол, состоявший из опускной двери, раскрывался и несчастный проваливался вниз. Но там его ожидали мучения еще страшнее: под опускной дверью находились шесть больших деревянных валов, расположенных парами, один над другим. Таких пар было три. Валы были снабжены острыми клинками. Расстояние между верхней парой параллельных валов было такое, что человеческое тело лежало между ними. Средняя пара была ближе, нижняя совсем близко. Под этим страшным аппаратом было отверстие, в котором слышался плеск воды. Механизм, отворявший двери статуи, также приводил в движение валы. Жертва, уже страшно изувеченная и с выколотыми глазами, падала в опускную дверь между верхней парой валов, и тело ее разрезалось со всех сторон ножами, которыми были утыканы валы. В этом обезображенном состоянии трепещущая масса падала между второй и ближе сдвинутой парой валов и, вся изрубленная, попадала на самую нижнюю пару, которая превращала ее в маленькие куски, падавшие в ручей, протекавший внизу и уносивший ее. Таким образом, не оставалось никаких следов этого жесточайшего преступления. Фокусники, ремеслом которых было волшебство и магия, случалось, попадали в разряд лиц, связанных с нечистой силой. Сохранилось большое число указов о сожжении фокусников заживо, наравне с ведьмами. В начале XVI в. девочка-иллюзионистка, показывавшая в Кельне незамысловатый трюк с разрезанным шейным платком, который потом оказывался целым, была признана колдуньей и попала на костер. Священная инквизиция Реймса подвергла жестоким пыткам некоего Жана Риго, «протыкавшего всенародно язык без всякой боли». Это обстоятельство посчитали чрезвычайно существенным для обвинения, поскольку способность переность боль считалась доказательством сговора с дьяволом. Фокусы той эпохи были эффектными, несложными, недорогими. Например, фокусы с водой и жидкостями. В трюке «Волшебная бутылка» из сосуда, по заказу публики, наливали три вида жидкости — то молоко, то вино, то воду. При более сложных конструкциях сосуда — гораздо большее число напитков. Разноцветность жидкостям сообщали различные красители, нанесенные по краям чашки или бутылки или выливаемые через различные скрытые в горлышке трубочки. Рис. 14. Флориан Маршан наполняет бокалы В 1630–1640 гг. иллюзионисты Жан Руайе и Флориан Маршан из Тура показывали свое искусство по всей Европе. Выпив несколько стаканов теплой бесцветной воды, они потом выпускали изо рта фонтаны разноцветных жидкостей. Флориан Маршан запечатлен на старинной гравюре выдувающим изо рта три разноцветные струи точно в три бокала, стоящих на столе. Одним из секретов было то, что во рту скрывался полый зазубник с тремя отделениями, содержащими краситель. Вода, выжимаемая из желудка (не изо рта!), проходя через три отверстия зазубника, окрашивалась и метко попадала в бокалы. По мнению многих зрителей, в этом было нечто невероятное, а следовательно, сатанинское. По доносу попав в Риме в лапы священной инквизиции, Жан Руайе с большим трудом спасся: пришлось поневоле открыть свой профессиональный секрет. После этого Руайе получил официальное свидетельство о том, что трюк производится естественным путем, а не при помощи дьявола. Интересно, что простых фокусников преследовали чаще, нежели алхимиков-фокусников. Уж слишком велика была вера властителей тогдашнего времени, что маги алхимии дадут им много-много золота. Фокусные трюки плутоватых алхимиков были разнообразны. Как уже говорилось, «волшебная» палочка была, в основном, деревянная. Ее нижняя полая часть сгорала в расплаве, и таким изящным способом уничтожалось вещественное доказательство быстрее, чем у кого-нибудь могло возникнуть подозрение и желание рассмотреть «волшебную» палочку поближе. Во время экспериментов «золотых дел мастера» проявляли необычайную изворотливость. Они использовали тигли с двойным дном, из которых при накаливании выливалось золото, или угли с запаянным внутри золотом. Иногда успеху способствовала золотая пыль — ее вдували в расплав вместе с воздухом, накачиваемым воздуходувкой. В некоторых почти безупречных демонстрациях сразу невозможно было разгадать обман. Швейцарец Турнейсер, алхимик и чудо-доктор, однажды наполовину превратил железный гвоздь в золотой, и произошло это на глазах одного кардинала, который все засвидетельствовал письменно: «Турнейсер опустил раскаленный гвоздь в красную протраву, и опущенный конец превратился в золото. Произошло это в Риме 20 ноября 1586 г.». Гвоздь долгое время выставлялся для осмотра публики как доказательство истинного алхимического мастерства. Позже обман раскрылся. Турнейсер обманул зрителей простым фокусом. С большим искусством он припаял к железному гвоздю золотое острие, которое покрыл соответствующей краской. В процессе алхимической операции окраска исчезла, и одураченные зрители увидели блеск золота. С помощью интересного фокуса польский алхимик Сендивогиус провел императора Фердинанда II, правившего с 1619 по 1637 гг. Сендивогиус спаял золотую фольгу с серебряной пластиной и отдал ее в чеканку. Золотую часть он покрыл ртутью, в результате чего образовалась твердая серебристая амальгама, которую по внешнему виду нельзя было отличить от серебра. Подготовленную монету польский алхимик залил с одной стороны какой-то таинственной эссенцией, а потом засунул в пламя. Смоченная сторона монеты превратилась в золото, конечно, на ту глубину, на которую могла «проникнуть» эссенция. В пламени ртуть улетучилась, осталось золото. Вот и вся тайна превращения серебра в золото. Так же как и сейчас иллюзионисты в цирке, «алхимики» из числа мошенников пользовались в своих опытах услугами искусно спрятанных в потайных местах помощников…Зрители собрались посмотреть алхимическое чудо. Для небольшого швейцарского городка это было действительно необычно. Было объявлено, что сейчас в сосуде после нагревания содержимого публика увидит пресловутый «металл всех металлов». После необходимых приготовлений зрители и сам «мастер золотых дел» удалились из помещения, в котором показывался опыт. Золото рождалось в колбе как бы «само собой», без видимого мошенничества. Вернувшиеся через положенное, определенное «мастером», время люди с изумлением обнаруживали в склянке золото чистейшей пробы. Но однажды обман был разоблачен. Оказалось, что в комнате, где проводился опыт, заблаговременно прятался мальчик, помощник фокусника, который в момент отсутствия людей в помещении незаметно подбрасывал золотой порошок в колбу, наполненную «философским камнем». «Алхимик» попался на мошенничестве: его осыпали золотыми блестками и повесили на позолоченной виселице. Примитив алхимии не сбил с верного пути иллюзионное искусство, тем более что у него всегда оказывались достойные помощники. Одним из них стал Джон Ди. Ученый мистик, маг, опережая на пять веков разработчиков современной робототехники, конструировал автоматы, которые, по его замыслу, должны работать вместо человека. Начал он с создания роботов-животных: смастерил прыгающую лягушку, металлических движущихся крабов и сколопендр, ползающую и шипящую (!) змею и летающего жука. Жука он выпустил в театр во время представления, вызвав тем самым неописуемую панику среди зрителей и давку в дверях. Джона обвинили в колдовстве и выгнали из университета. Модель летающего жука по сей день никто не смог повторить. Таланты Джона Ди приметила секретная служба и вскоре он стал агентом Британской короны, доверенным лицом самой королевы. Личные донесения британской королеве Джон Ди подписывал кодом «007». Писатель Иэн Флеминг — создатель Джеймса Бонда, скорее всего, знал об этом. Однако даже Флеминг не смог узнать, откуда у Ди такая странная фамилия. Джон Ди собирал сведения о Северной Америке, изучал квадриум наук (арифметику, геометрию, химию и астрономию). Джон Ди проводил интересные опыты по превращению металлов в золото. \ Таланты этого гиганта эпохи Возрождения были признаны в ряде стран Европы. Даже российский царь Федор Иванович предлагал ему должность придворного медика. В Праге Джон Ди провел три года — с 1581-го по 1583-й. Он работал непосредственно при дворе Рудольфа Второго, которого прозвали «королем алхимиков». Неизвестно, когда и где состоялось знакомство Джона Ди с медиумом Эдвардом Келли. Этот союз положил начало уникальным экспериментам, которые получили название иенохейских — по имени Еноха — одного из пророков, которые, согласно Книге Бытия, при жизни были вознесены на небо. Под руководством Келли Джон Ди не раз вступал в контакт с некими духами, впадая на глазах у изумленной публики в транс и произнося в таком состоянии речи на неведомом языке. Ходили слухи, что Джон Ди немного мошенник, который зарабатывает подобным образом средства на хлеб насущный. Первый сеанс, в ходе которого был достигнут контакт с иным миром, состоялся в 1581 г. В магическом кристалле медиум увидел ангела Уриэля, который объяснил, как создать восковой талисман-печать Зимета, при помощи которого можно легко вступать в контакт с запредельным миром. Небесные собеседники объяснили Келли и Ди способ общения с ними и передали алфавит ангельского или иенохейского языка. Медиумы уверяли, что ангелы продиктовали им 19 поэтических текстов, которые сейчас известны под названием «Иенохейских ключей». Ангелы давали своим земным агентам указание, что говорить монархам, как планировать свои дальнейшие путешествия. Ангелы даже указали англичанам, как надо вести подготовку к встрече с испанской «Непобедимой армадой». Канадский ученый Дональд Тайсон, исследователь наследия Джона Ди, полагает, что его герой получал информацию из конфиденциального источника и передавал ее от ангелов по цепочке дальше. «Хотя, впрочем, многие полагают, что слова ангелов являются сознательной информацией Эдварда Келли, — оговаривается Тайсон, — либо фантазиями, порожденными подсознанием Ди во время сеансов». Австралийский лингвист, профессор Дональд Лейкок проанализировал «ангельский язык» при помощи компьютера. Оказалось, что «ангельский язык» обладает многими характеристиками, которые присущи любому полноценному языку, имеет свой синтаксис, грамматику, большой словарный запас. Хотя это и не является доказательством подлинности контактов с ангелами. Учитывая тайную деятельность Джона Ди, язык, непонятный другим, мог ему понадобиться для агентурной деятельности. Это мог быть просто секретный персональный код, при помощи которого только посвященные могли вести разговор и переписку, не опасаясь, что содержание беседы или письма станет известно посторонним. Именно поэтому и надо было внушить богобоязненным людям, что перед ними — ангельское наречие. Составленный Лейкоком словарь «ангельского наречия» широко используется исследователями наследия Джона Ди. Английский ученый Стивен Скиннер считает, что изучение данного наречия оказало ему большую помощь в понимании английского языка елизаветинской эпохи и древних его вариантов. Скончался Джон Ди в 1608 г. Свои записи он спрятал в кедровом сундуке с двойным дном. Они долгое время переходили из рук в руки. Только спустя полвека секрет случайно обнаружил некий господин Джонс. Часть рукописей после этого сгорела, так как служанка прокладывала манускриптами противни для выпечки пирогов. Другая часть попала в руки Эллиоса Эшлона, мистика и естествоиспытателя. Он заинтересовался находкой и начал собирать по всей Европе дневники Джона Ди. В XVII в. письменное наследие Джона Ди было издано. Рис. 15. Генрих Корнелий Агриппа фон Неттесгейм, основатель «натуральной магии» По ряду причин многие маги фокусов не смогли обосновать теоретическую базу своего искусства. И все же иллюзионному искусству повезло. В 1533 г. в Кельне была издана книга Генриха Корнелия Агриппы фон Неттесгейма (1456–1535) «Об оккультной магии». Агриппа, известный в народе чародей, астролог, алхимик, превратил магию из лженауки о сверхъестественном в физику, химию, математику, отделив их от теологии. Он доказал, что магия фокусов — это только наглядная демонстрация законов природы, и назвал их «натуральной магией». Агриппа писал: «…я маг, а маг — это значит, как ведомо каждому ученому, не волшебство, не суеверие, не связь со злыми духами, маг — значит мудрец, жрец, пророк…». Жизнь Агриппы напоминала приключенческий роман. Легенда приписывала ему способность вызывать духов умерших людей, бывать одновременно в нескольких местах, прозревать будущее. Ходили слухи, что однажды ученик волшебника, неосторожно произнося взятые из книги магические заклинания, вызвал демона, который задушил неопытного колдуна. Возвратившийся Агриппа, который боялся обвинения в убийстве, велел демону войти в тело юноши и отправиться на людную городскую площадь. Там дьявол покинул тело убитого, которое упало на землю на глазах у многих прохожих. Естественно, что после этого никто не мог обвинить Агриппу в смерти его ученика. По слухам, волшебник расплачивался «бесовским» золотом. Его современник Рабле в «Гаргантюа и Пантагрюэле» вывел прославленного чародея в образе шарлатана Гератриппа. Почти через полтора века Сирано де Бержерак заставлял даже дух Агриппы совершать сверхъестественные деяния. По утверждению легенды, чернокнижника всюду сопровождал дьявол, который принял обличье черного пса. Как иронически сообщал ученик волшебника, известный врач И. Вейер, у Агриппы дествительно был черный пудель по кличке Месье. Он был «самой настоящей, доподлинной, естественной собакой, и к тому же самцом». В 1584 г. вышла первая английская книга «Разоблачение колдовства». Автор книги — английский судья из города Кент Реджинальд Скотт. Любитель путешествий, на своем пути он встречал немало артистических повозок, в которых кочевали фокусники. Реджинальд знакомился с ними, разделял с ними тяготы пути и одновременно изучал иллюзионный репертуар. В предисловии Скотт сообщал: «Я хотел бы заступиться за многих людей, приговоры которым были вынесены поспешно, без честного предварительного рассмотрения». Центральная идея книги достаточно проста — Реджинальд Скотт полагал, что многие проявления чертовщины могут быть созданы с помощью простого фокусничества. Автор доказывал это, разоблачая карточные фокусы, основанные на ловкости рук, раскрывая специальные приемы, которые применяются в фокусах с монетами и шариками. Иногда в книге мелькают выражения, которые достойны быть афоризмами мирового иллюзионного искусства. Реджинальд Скотт пишет: «Как словами выразить присущее волшебным трюкам искусство?! Это для меня невероятно сложно, и я объясняю только схему, за которую одни будут мне благодарны и восхитятся, другие — ужаснутся и отчаятся, но все окажутся в заблуждении». Удивительные слова, но они не дошли до короля Джеймса I, который считал, что магия фокусов наносит вред людям. Король отдал приказ сжечь все экземпляры книги «Разоблачение колдовства». Несколько экземпляров все же чудом уцелели, и по ним маги фокусов продолжали оттачивать свое ремесло, так необходимое людям. Рис. 16. Трюк «Разрезанная веревка оказывается целой». Гравюра XVII в. В 1586 г. вышел сборник трактатов по иллюзионному искусству итальянца Горацио Неаполитано «Книга благороднейших секретов и некоторые примеры ловкости рук». В одном из трактатов были впервые описаны фокусы с разрезанием и сращиванием веревки, «волшебным» развязыванием узлов. С древнейших времен ассиро-вавилонские маги приписывали особую волшебную силу завязыванию узлов и разрезанию веревки при произнесении заклинаний. На клинописных таблицах магического содержания, хранившихся в библиотеке царя Ашшурбанипала, часто встречаются обращения к богам: «Разрежь узел своей чистой и святой рукой», «Слово мое крепко, как этот узел». Во время церемонии обезвреживания «дурного глаза» и злых чар маги завязывали узлы и разрезали веревку, символически изображая этим победу над действием враждебных сил. В знак того, что после произнесения заклинаний злые чары становятся бессильными, показывали, что разрезанная веревка по-прежнему цела и узлы сами собой развязываются. С течением времени эта церемония утратила свою мистическую окраску. Только фокус «сращивания» разрезанной веревки сохранился. Он и до сего времени пользуется неизменным успехом. В литературе по иллюзионному искусству тогда появилось описание реквизита и приемов исполнения знаменитого трюка «Наперстки». Рис. 17. Реквизит и приемы исполнения знаменитого трюка «Наперстки» «Игра с кубками» имеет, очевидно, самую разветвленную, многовариантную трюковую биографию во всем мировом искусстве волшебства. Марк Твен писал: «Не выбирай какое-нибудь время жизни, чтобы начать автобиографию. Броди по жизни как вздумается. Говори о том, что интересует тебя в данную минуту, пиши о прошлом и том, что тебе только что пришло в голову. Тогда ты столкнешь современность с тем, что было давным-давно. Не нужно никакого таланта, чтобы сделать это». Подобная рекомендация как нельзя лучше подходит к трюку «Игра с кубками». Этот фокус действительно сталкивает современное исполнение с древним показом. Если раскрыть марктвеновские выражения «как вздумается» или «что тебя интересует», то в результате их переноса на иллюзионную действительность они дают такое трюковое подание зрелища, что иное чародейство может об этом лишь мечтать. Изображение этого трюка можно найти на знаменитом полотне «Наперсточник» Иеронима Босха (1460–1516). На картине видно, что фокусники демонстрируют еще один удивительный «трюк»: отправляют своих помощников в толпу зрителей, у которых незаметно срезаются или вытаскиваются кошельки с деньгами. Конец средневековья ознаменовался одним выдающимся событием в жизни иллюзионного искусства. В 1634 г. была издана книга «Хокус Покус Юниор» («Молодой фокусник»). В ней излагались правила, как должен настоящий зрелищный чародей вести себя перед публикой. Книга дышит откровением. «Первое — он должен быть дерзок и нагл духом; тогда он сумеет сохранить хорошее лицо при неудаче. Второе — он обязан быть чрезвычайно проворным и особо следить за чистотой скрытых перемещений предметов. Третье — ему необходимо говорить странным языком, употребляя выразительные слова, но быть приличным и украшать свои действия. Четвертое — ему следует производить такие жесты, которые могли бы руководить взглядами зрителей, отвлекая их от секрета в момент его выполнения». Автор книги «Хокус Покус Юниор» неизвестен, но его слова живы и сейчас. Комментарии Олега Степанова. Рис. 17. Ну, какие на хрен наперстки? Это кубки!!! Взято из Гийо 1769 год. Блин. Картина Босха называется "Эскамотер"!!! Мать вашу… Хокус-Покус младший — это автор книга "Анатомия лежердемейна". |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|