|
||||
|
1987 ГОД НА ЗЕМЛЕ. ЯНВАРЬ. Вместе с трудностями в подготовке космонавтов, донимают различные проверочные комиссии. 4 января прибыла очередная. Кто-то написал письмо Горбачеву о проблемах в ЦПК. Приехали 3 человека и полковник из Генштаба. Суть вопроса вроде в следующем. – Наш опытный завод разросся, но плохо работает на оснащение тренажной базы. Больше занимается ремонтом автомобилей для нужных людей. – Медицинское управление ни за что не отвечает, но диссертаций пишет много. – Плохо решаются кадровые вопросы. Даже космонавты ждут своего полета по 10 лет и больше. По нашему тренажерному управлению вопросов нет. Да и какие могут быть вопросы, когда количество и сложность техники растет, а обеспечение личным составом стоит на месте. 7 января. Начальником Центра подготовки космонавтов будет назначен Шаталов В. А. вместо Берегового. Должность Шаталова в аппарате Главкома ВВС упраздняется. На улице мороз 30 градусов. Построение для встречи с новым командиром назначили в нашем управлении в помещении. Положено по уставу новому командиру опрашивать подчиненных, принимать претензии и отвечать на вопросы. Надо был построить отдельно прапорщиков, младших офицеров, старших офицеров и начальников. Сделали общее построение. Шаталов объявил, что по личным вопросам и прочим будет принимать у себя. Сейчас он принимает только претензии к старому командиру и вопросы, требующие срочного решения по служебным делам. И пошел вдоль строя. Все представляются и: «Жалоб нет». С ним рядом Береговой и начальник нашего управления Почкаев. Жаловаться при всех…желающих не нашлось. Похоже, решено отправить экипаж в рекордный годовой полет. Еще в ноябре прошлого года экипажи Романенко-Лавейкин, Титов-Серебров провели заключительные комплексные тренировки, но решение на полет так и не было принято. Экипажи поддерживали форму, и вот теперь 14 и 16 января сдали последний зачет. Титов с Серебровым подошли к финишу первыми. Титов горит желанием реабилитации за две неудачи. 22 января. Титову опять не повезло. У Сереброва что-то нашли в крови. Наверное, что-то съел. В полет не допускается. Да ему это и не надо. Ему нужен короткий полет и вторая Звезда Героя. Романенко уже был в длительном полете, и на год ему тоже не очень хочется, но выглядит бодро. А Лавейкин откровенно рад. Многие считают, что Титов может не оправиться от такого удара. В этом году он уж точно не полетит. Экипажи с сирийцами уже названы. А болгары психологически побоятся его включению в экипаж. После неудачи с Рукавишниковым они осторожны. Предварительно на станцию «Мир» отправился 16 января транспортный грузовой корабль «Прогресс-27», со всем необходимым для обеспечения жизнедеятельности экипажа и выполнения программы работ. 5 февраля был осуществлен старт космического корабля «Союз-ТМ2» с экипажем: командир экипаж Романенко Юрий Викторович и бортинженер Лавейкин Александр Иванович. Полковник Романенко Ю.В. Дважды Герой Советского Союза. Уже после двух космических полетов заочно окончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина в 1981 году. Для третьего полета полностью переучился на новый тип транспортного корабля и орбитальную станцию «Мир». Лавейкин А. И. родился 21 апреля 1951 года в Москве. В 1974 году окончил МВТУ имени Н. Э. Баумана и работал в конструкторском бюро. Член Коммунистической партии Советского Союза с 1980 года. В отряде космонавтов с 1978 года. По программе экипажу предстоит создать постоянно действующий орбитальный пилотируемый комплекс со специализированными модулями научного и народнохозяйственного назначения «Квант», «Квант-2». Запланирована обширная программа астрофизических, геофизических, технологических, технических и медико-биологических исследований и экспериментов. НА ОРБИТЕ. 8 февраля. Стыковка с орбитальной станцией «Мир» прошла в штатном режиме в 02.27.40 по Москве. Дальше все по бортовой документации. Работы по расконсервации и переводу станции в пилотируемый режим. Разгрузка и загрузка корабля «Прогресс-27». Пробные управления станцией. Коррекция орбиты станции с помощью грузового корабля. Заправка топливом объединенной двигательной установки. И конечно эксперименты. Хотя очень много и неисправностей в системах. Лавейкин адаптировался более – менее к невесомости только через неделю. Основная нагрузка первых дней легла на Романенко. Но уже 25 февраля экипаж закончил работу с «Прогрессом» и он отстыковался от станции. Но стыковочный узел пустовал недолго. Уже 5 марта «Прогресс-28» занял это место. Через три недели 26 марта стыковочный узел снова был свободен. Экипаж работал очень интенсивно, загрузил транспортник отходами по завязку. Жалуются, что передыха нет. Обнаружили, что лицевая панель пультов имеет щели, в которые затягиваются мелкие предметы. Надо прокладывать материей. Март. Романенко и Лавейкин сами поют бардовские песни. Поэтому прихватили с собой гитару. Романенко очень любит песни Юрия Визбора, и пел их дежурной смене в ЦУПе. А однажды пропел свое сочинение. Мне понравились строчки. На «Мире» как в мире мороз и тепло, Разлука и воля, боль и добро. И синь океанов, а космоса мрак Мужская работа на наших плечах. Мужская работа – соленых потов, Зажали руками мы стык двух миров. А дом и любовь, и друзья в коротких (наших) снах Мелькнут и исчезнут, как вспышки в тучах. (в лучах) . Впереди очень важная встреча с астрофизическим модулем «Квант», который вывели на орбиту 31 марта. Он предназначен для проведения разнообразных исследований в области внеатмосферной астрономии и других задач. В состав научного оборудования этого комплекса входят международная орбитальная обсерватория «Рентген» и ультрафиолетовый телескоп «Глазар». 5 апреля. Экипаж ушел в транспортный корабль, готовясь к стыковке с модулем «Квант». Однако, на заключительном этапе из-за нештатной работы системы управления модуля сближение пришлось прекратить. Модуль ушел от станции. Расстояние было 200 метров. 9 апреля. После анализа ситуации и некоторых предупреждающих мер, земля дала добро на повторную стыковку. И все шло штатно до момента стыковки. После стыковки началось стягивание космических аппаратов. Но до конца эта операция не была выполнена. Попробовали освободить шток и снова его втянуть. Помогло миллиметров на пять. Больше не стали пробовать. Можно было повредить резиновые прокладки стыковочного узла. После долгого анализа и переговоров с экипажем, принято решение на выход экипажа в открытый космос. Разобраться в ситуации можно было только на месте. 11 апреля. Выход экипажа в открытый космос. Идти нужно было через всю станцию. Вокруг множество антенн, которые не рекомендуется трогать руками. Через 10 минут тревожный сигнал от Лавейкина: «У меня падает давление! У меня падает давление!» Этот недостаток скафандра уже был отмечен предыдущими экипажами. При перемещении переключатель давления зацепился за что-то и переключился. Романенко быстро разобрался в ситуации и успокоил молодого коллегу. Далее добирались без проблем. С первого раз обнаружить ничего не удалось. Щель между фланцами была около 5 сантиметров. Внутри ничего не просматривалось. По решению Земли шток выдвинули, и космонавты увидели белый предмет. Для выковыривания предмета использовали только нож. Более жесткий инструмент, в виде зубила, использовать было нельзя. Можно было повредить поверхность стыковочного узла. Не смогли космонавты сохранить и фрагменты постороннего предмета. Возвращались космонавты в станцию в более приподнятом настроении. Время пребывания в космосе 3 часа 40 минут. На околоземной орбите начал функционировать пилотируемый комплекс «Мир» – «Квант» – «Союз-ТМ2». Общая масса 51 тонна. Длина 35 метров. Космонавтам предстояло перевести «Квант» в пилотируемый режим. Кроме того. Всю аппаратуру модуля нужно было ввести в единый контур бортовых систем станции. По результатам общего анализа пришли к выводу. В ходе загрузки корабля «Прогресс-28», который только что освободил причал модулю «Квант», капроновый пакет со средствами личной гигиены выплыл из орбитального отсека станции, и попал в конус стыковочного узла. Экипаж этого не заметил. При закрытии люка стыковочного узла, перед расстыковкой какая-то ниточка этого пакета попала под крышку люка агрегатного отсека. Она не понизила герметичность люка, иначе при проверке это бы проявилось. С другой, наружной стороны, эта нитка удерживала пакет. Расстыковке это не помешало. А при стыковке проявилось в полной мере. На встрече с семьями Романенко спел жене свою новую песню. Что тебе снится ночами, 23 апреля. Прибыл уже третий грузовой корабль «Прогресс-29» со стороны модуля «Квант». 21 мая прибыл четвертый грузовой корабль «Прогресс-30». Грузчики на товарных станциях, наверное, не работают так интенсивно как экипаж. А в промежутках новые научные эксперименты и отработка методов управления и стабилизации таким сложным орбитальным комплексом. 12 и 16 июня Романенко с Лавейкиным совершили еще два выхода в отрытый космос. Теперь уже плановые. Продолжительность выходов 1 час 53 минуты и 3 часа 15 минут. Они смонтировали на базовом блоке орбитального комплекса «Мир» третью солнечную батарею. Длина батареи 10,6 метра. Общая площадь 22 квадратных метра. Работа была очень трудной. Находясь в якорях, выполнить работу было практически невозможно. Космонавты решили работать в свободном плавании, имея опорой только короткие фалы. Получилось лучше. Они успешно справились с поставленной задачей. Но психологически это была трудная работа. Теперь можно было значительно повысить эффективность научно-исследовательских работ на комплексе. НА ЗЕМЛЕ. ИЮНЬ. 13 июня из отряда космонавтов отчислены Л. И. Попов и Л. Д. Кизим. Оба зачислены на учебу в Академию Генштаба. Два года учебы и наверняка им найдут генеральские должности. В Центре им такое продвижение по службе не светило. Рад за земляка. НА ЗЕМЛЕ. ИЮЛЬ. 1 и 2 июля прошли комплексные тренировки советско-сирийских экипажей: Викторенко-Александров-Фарис и Соловьев-Савиных-Хабиб. Сирийская сторона предоставила специалистам Центра определить степень готовности своих космонавтов. С учетом этого были назначены и экипажи. Первым номером был назначен, и теперь им же и остается, экипаж Викторенко. Подполковник Викторенко Александр Степанович родился 29 марта 1947 года в селе Ольгинка Сергеевского района Северо-Казахстанской области. В 1969 году окончил Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков. Летчик первого класса, летчик-испытатель 3 класса. Член Коммунистической партии Советского Союза с 1968 года. В отряде космонавтов с 1978 года. Александров Александр Павлович. Герой Советского Союза. В 1983 году 150 суток работал на орбитальной станции «Салют-7». Дважды выходил в отрытый космос. Подполковник Мухаммед Ахмед Фарис родился 26 мая 1951 года в городе Алеппо. Сирия. Окончил в 1973 год летное военное училище в городе Алеппо. Летчик-истребитель и летчик-инструктор в боевых частях ВВС Сирии. Член партии Арабского социалистического возрождения (БААС) с 1973 года. Подполковник Мунир Хабиб Хабиб родился 3 сентября 1953 года в городе Жабля. Сирия. В 1973 году окончил летное военное училище в городе Алеппо. Летчик-истребитель, летчик-инструктор. Налет более 3400 часов. С 1968 года член партии Арабского социалистического возрождения (БААС) . НА ОРБИТЕ. ИЮЛЬ. Во время медицинского обследования у Лавейкина медики обнаружили экстрасистолу. Это могло быть результатом физического и психологического перенапряжения. Сам Лавейкин на плохое самочувствие не жаловался. Медики приняли решение возвратить Лавейкина на землю. Его место в экипаже Романенко займет Александров, который прибудет на станцию с экспедицией посещения 24 июля. Попытки Лавейкина переговорить с руководством и доказать возможность своего продолжения полета не увенчались успехом. Никто не захотел брать на себя ответственность за дальнейшую безопасность полета. 22 июля экипаж Викторенко-Александров-Фарис успешно стартовал на космическом корабле «Союз-ТМ3». 24 июля корабль успешно состыковался со станцией «Мир». Началась совместная работа двух экипажей. Экспедиция посещения это всегда дополнительная нагрузка на основной экипаж. Но это и общение с друзьями, новое направление деятельности. На этот раз в общую атмосферу добавилась и психологическая напряженность, связанная со сменой бортинженера. Разве можно было сделать вид, что ничего не происходит, что все идет по разработанной программе? Но на качество выполняемой программы научных экспериментов ситуация никак не отразилась. И Фарису было особое внимание и поддержка. Научная программа советско-сирийского полета включала в себя. Медицинские исследования. Эксперимент «Кардиография» с целью исследования медицинского контроля за состоянием сердечной деятельности на этапах космического полета, а также за состоянием регуляторных систем организма с помощью метода электрокардиографии. Эксперимент «Кровообращение» для исследования системы кровообращения в условиях покоя и в острый период адаптации к невесомости. Эксперимент «Спорт для исследования и оценки состояния сердечно – сосудистой системы при различной физической нагрузке в остром периоде адаптации к невесомости. Эксперимент «Адаптация». Использование метода суточных ЭКГ для оценки адаптационных возможностей системы кровообращения. Эксперимент «Баллисто-3» для оценки и прогнозирования состояния сердечно – сосудистой системы в условиях космического полет. Эксперимент «Анкета» для изучения характера и степени выраженности сенсорных и вегетативных симптомов в пред– и послеполетный периоды и в условиях невесомости. Проводится методом опроса членов экипажа. Эксперимент «Контраст» для исследования различительной способности глаз и оценки состояния зрения в условиях космического полета. Технологические эксперименты. Эксперимент «Афамия для получения монокристаллов антимонид галлия с улучшенными свойствами. Эксперимент «Касьюн» для изучения влияния невесомости на микроструктуру направленно закристаллизованных эвтектик в системе алюминий-никель. Эксперимент «Пальмира» с целью изучения и получения многоуровневых пространственных структур, образующихся из множества монокристаллов при их сближении и срастании в условиях, близких к полной невесомости. Исследования атмосферы. Эксперимент «Босра» для изучения и наблюдения процессов, происходящих в верхних слоях земной атмосферы. Дистанционное зондирование Земли. Эксперимент «Евфрат» для съемок территории Сирийской Арабской Республики. Общими усилиями двух экипажей научная программа полета была выполнена полностью. Но для этого космонавтам все 6 дней спать по 2–3 часа и отказаться от занятий физкультурой. История повторяется, но все остается по-прежнему. Всем хочется получить побольше. А чего это стоит экипажу? Об этом мало кто задумывается из тех, кто разрабатывает программу полета. В последний день экипажи поменялись кораблями. Технический ресурс эксплуатации корабля «Союз-ТМ2» заканчивался. 30 июля в 5 часов по Москве экипаж в составе Викторенко-Лавейкин-Фарис на космическом корабле «Союз-ТМ2» успешно возвратился на Землю. Дальше было поле деятельности для медиков. Викторенко А. С. Присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Ему присвоено звание «Летчик-космонавт СССР». Сирия присвоила ему звание «Герой Сирии». Лавейкину А. И. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Ему присвоено звание «Летчик-космонавт СССР». Сирия присвоила ему звание «Герой Сирии». Мухаммеду Ахмеду Фарису присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Мунир Хабиб Хабиб награжден орденом Дружбы народов. 31 июля Романенко с Александровым успешно перестыковались со стыковочного узла модуля «Квант» на стыковочный узел переходного отсека станции «Мир». НА ЗЕМЛЕ. АВГУСТ. 3 августа. Партактив Центра подготовки космонавтов. Начальник политотдела Климук П.И. сказал. – Лавейкина спустили вроде зря. Особых отклонений медики у него не нашли. – Опыт работы на станции «Мир» требует увеличения объема подготовки космонавтов. – Уже ясно, что сроки создания тренажерно-моделирующих комплексов по станции «Мир» модулям срываются. Необходимо установить тесные связи с парткомиссиями предприятий разработчиков. Заместитель руководителя полетом по медицинскому обеспечению в ЦУПе Егоров А. так прокомментировал ситуацию С Лавейкиным. – Лавейкин по земным категориям абсолютно здоровый человек. Никакого лечения ему не будет. Но в последнее время у бортинженера наблюдались некоторые особенности сердечной деятельности, которые возникают без видимых причин. Из соображений осторожности, гуманности мы приняли решение о возвращении Лавейкина на Землю. Готовятся к декабрьскому старту два экипажа Титов-Манаров и Волков-Калери. Серебров тоже приступил к тренировкам с Ляховым резервным экипажем. Снова приступили к тренировкам, а вернее к практическим занятиям, медики и женщины. Все готовятся к полету на год и более. При этом обязательно надо посылать к экипажу, или подключать в сам экипаж, медиков. Пока практикуются: Поляков, Арзамазов, Бородин, Захарова, Пожарская, Пронина, Кулешова. НА ОРБИТЕ. АВГУСТ. Экипаж начал работу в новом составе. Александров всю неделю адаптировался к невесомости и практически свободно приступил к работе после ухода экспедиции посещения. И во-время. 2 августа с громким звуком отключилась система управления двигателями. Загорелся транспарант «Отказ ЦВМ № 1 и 2». Система гиродинов перешла в режим торможения. Два дня напряжения и анализа ситуации. Оказалось, что была ошибка а программном обеспечении. Перепутаны коды. 5 августа к станции пристыковался очередной грузовик «Прогресс-31». То, что Александров мог теперь работать в полную силу, очень пригодилось. 7 августа начали, а 8 августа завершили процесс раскрутки гиродинов. Станция в стабилизированном положении. Не могут восстановить работу аппаратуры «Корунд». Разгрузив половину грузовика, экипаж возмутился: «Опять прислали очень большой размер белья. Смеются над нами что ли? Ни один грузовик не пришел с нормальной одеждой. И вновь экипаж возмущается. По радиограмме на следующий день экипажу надо провести телерепортаж о научной аппаратуре «Рентген». Экипаж с аппаратурой не работает. Все идет в автоматическом режиме. Текста или пояснительной записки нет. Экипаж не понимает о чем говорить, если другой работы непочатый край. Но все-таки их уговорили сказать несколько общих фраз. В последнее время Романенко стал больше петь. Даже во время очередной тренировки по срочному покиданию станции. НА ЗЕМЛЕ. СЕНТЯБРЬ. Начальник нашего управления генерал Почкаев Иван Николаевич ушел в запас. Почти 30 лет он отслужил в Центре подготовки космонавтов. Единственный технарь ставший генералом. НА ОРБИТЕ. СЕНТЯБРЬ. Месяц начался с очередной тренировки по нештатной ситуации. В 2 часа ночи отключилось питание всех вентиляторов станции. Наступившая тишина разбудила космонавтов. После доклада, анализа ситуации электропитание космонавты включили со своего пульта управления. Оказалось, что команду выдали ошибочно с земли. Во время коррекции орбиты станции грузовиком, команда была выдана с точностью до наоборот. Вместо разгона пошло торможение. Отработали целых 125 секунд, пока разобрались. Повторная коррекция отменена из-за недостатка топлива. Экипаж взвинчен, так как смена управления путает уставки, а экипаж теряет время. «Прогресс-31» со второй попытки отстыковался от станции, а уже через два дня к ней пристыковался «Прогресс-32». Экипаж так издерган режимом труда и отдыха, что с трудом засыпает. НА ЗЕМЛЕ. СЕНТЯБРЬ. Приступили к практическим занятиям французские космонавты Жан Лу Кретьен и Мишель Тонини. Объем подготовки сокращен, с учетом обучения Кретьена. Главная задача у него будет-выход в открытый космос. Тонини будет трудновато. Готовность к концу следующего года. Мишель Анж Шарль Тонини родился 30 сентября 1949 года в городе Венсенн в департаменте Валь-де-Марн во Франции. В 1970 году окончил курс обучения в военно-воздушной школе в Гренобле. В 1973 году окончил Французскую Академию ВВС в городе Салон-де-Прованс с дипломом инженера. С 1973 года прошел дополнительный курс в эскадрильи Нормандия-Неман и в 1974 году стал летчиком-истребителем. В 1981–1982 годах окончил школу летчиков-испытателей в Англии. Работал летчиком-испытателем в Летно-исследовательском центре Казо. В 1985 году прошел отбор и зачислен в отряд французских космонавтов КНЕС. Есть договоренность о полетах представителей Афганистана и Австрии. Но их еще нет. НА ОРБИТЕ. ОКЯБРЬ. НОЯБРЬ. Все как в многосерийном фильме. Те же люди, те же ситуации. И эмоции тоже похожи. Ушел со второго раза, сделав предварительно повторную стыковку со станцией, «Прогресс-32», и через два дня прибыл «Прогресс-33». Осталось только дождаться смены. НА ЗЕМЛЕ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. 30 ноября и 1 декабря основно и дублирующий экипажи закончили подготовку комплексными тренировками. Первый номер экипаж Титов-Манаров-Левченко. Левченко летчик-испытатель для космического корабля «Буран». Его вывозят, как и Игоря Волка, на орбиту для получения навыков при работе с реальной невесомостью. А Кретьен уже примеривает спецснаряжение для будущего полета. Сроки подготовки французов прежние, но значительно усложнена программа практической подготовки. Сложнее стала научная аппаратура. Добавился выход. Специалистов это поначалу беспокоило. Но уже первые тренировки Кретьена успокоили всех. Он доказал, что не растерял своих навыков, и свою часть работы выполнит успешно. На этот раз он меньше старался работать в транспортном корабле и больше времени отдавал научной аппаратуре и подготовке к выходу. Инструкторы не возражали. Изменилось многое, но и в период второй подготовки не изменился сам Жан Лу Кретьен. Уже генерал, он на занятиях беспрекословно принимал превосходство специалистов, выполнял все их рекомендации. И получал взамен не только знания, но и искреннюю любовь людей в Звездном городке. Его дублер Мишель Тонини тоже трудится с большим старанием. Тем более, что он встретил здесь, похоже, свою любовь. После института физкультуры к нам пришла Лена Чечина. Она только начала участвовать в программе общефизической подготовки космонавтов. И Мишель теперь практически не отходит от нее. Весь Центр с интересом следит за развитием их романа. Отношения Кретьена и Тонини ровные. Хотя Тонини считает себя учеником Кретьена. Тем более, что именно Кретьен отстоял кандидатуру Мишеля на этапе предварительного отбора. Французские медики нашли у него проблемы со зрением. Кретьен убедил всех, что по данному вопросу окончательное решение должно быть за советскими медиками. Углубленный анализ в нашем институте закончился допуском Тонини к специальной подготовке. Вместе с Кретьеном. Начали первые тренировки и советско-болгарские экипажи Соловьев-Савиных-Александров и Ляхов-Зайцев-Стоянов. О болгарских космонавтах. Инженер-майор Александров Александр Панайотов, родился 1 декабря 1951 года в городе Омуртаг. Болгария. Член Коммунистической партии Болгарии с 1972 года. Окончил Высшее народное военно-воздушное училище имени Георги Бенковски в 1974 году. В 1978–1979 годах проходил подготовку в Центре подготовки космонавтов к первому советско-болгарскому полету в 1979 году. Полет был неудачным, и его решили повторить. Александров прошел и все этапы второго отбора. За прошедшее время Александров окончил аспирантуру Института космических исследований АН СССР. Кандидат технических наук. С 1983 года он является заместителем директора Института космических исследований Болгарской Академии наук. Он военный летчик 1 класса. Общий налет боле 1000 часов. Мать и отец пенсионеры. Члены Коммунистической партии Болгарии. Женат. Сыну три года. Старший лейтенант Стоянов Красимир Михайлов родился 24 января 1961 в городе Варна. Болгария. Член Коммунистической партии Болгарии с 1981 года. В 1984 году окончил Высшее народное военно-воздушное училище имени Георги Бенковски. Общий налет летчика-истребителя 511 часов. Отец докер, мать крановщица в городе Варна. Женат. Имеет дочь 3 лет и сына 2 лет. НА ОРБИТЕ. ДЕКАБРЬ. Романенко с Александровым получили очередную радиограмму по «Строке» с заданием. До прибытия операторов ЭО-3 (экипаж Титова) предлагается провести инвентаризацию комплекса с составлением ведомости и передачей ее содержания в ЦУП. В период совместной работы с ЭО-3 планируется провести работы по обмену опытом и передачи оборудования комплекса. Предлагаем для обсуждения программу работ по обмену опытом: 1. Осмотр оборудования в отсеках – 3 часа. 2. Эксплуатация СЖО – 2 часа. В том числе. Надув азотом системы «Электрон-В». Заправка контейнера воды. Чистка фильтров СОА (система очистки атмосферы) . Вывод ГА (газоанализатора) СО из зашкаленного состояния. 3. Обеспечение операции «Выход» – рассказ 3 часа. В том числе. Подстыковки к магистрали наддува. Перестыковка разъемов СУБК (система управления бортовым комплексом) перед выходом. Работа с пультом ПОВ-2. Организация рабочего места по обслуживанию скафандров и сами работы по обслуживанию скафандров. Ознакомление с работой в переходном отсеке и в бытовом отсеке корабля. Подготовка бытового отсека к работе в режиме «выхода». Работа с КВД (кран выравнивания давления) ПХО-РО в ручном режиме. 4. Эксплуатация системы СТТС. Работа с аппаратурой – 1 час. 5. Организация схемы вентилирования станции – 0 часов. 6. Работа с оптико-визирными средствами – 2 часа. В том числе. Техническое состояние иллюминаторов «С-3», «ВШТВ», «ВНОК», «РУМА», «ВП-2», «АСВ-1». Коррекция БИНС с использованием «С-3». 7. Работа с научной аппаратурой – 2 часа. В том числе. Техническое состояние и работа аппаратурой: «КОРУНД-1М», «СКИФ», «МСК-М», «ЭФО-1», «ГЛАЗАР», «ОД-5», кино-фото-аппаратура. Перезарядка фотокамер. Работа со шлюзовыми камерами. Подключение к телеметрическим разъемам. Учет и хранение кино-фото-материалов и магнитофонных кассет… 8. Эксплуатация УКТФ. Дополнительное время на ознакомление не требуется. 9. Бортовая документация. Размещение. Состояние. 10. Совместное выполнение операций. 11. Осмотр маршрутов срочного покидания комплекса – 0,5 часа. 12. Штатные операции: перенос личного имущества, укладка возвращаемого оборудования и результатов экспериментов. Проведение тестов СУД (система управления движением) – 2 дня. 13. Научные эксперименты – 1 день. 21 декабря стартовал в космос космический корабль «Союз-ТМ4» с экипажем: командир Титов Владимир Георгиевич, бортинженер Манаров Муса Хираманович, космонавт-исследователь Левченко Анатолий Семенович. 23 декабря космический корабль «Союз-ТМ4» успешно состыковался со станцией «Мир». Началась совместная работа двух экипажей по передаче дел друг другу. Титов В. Г. побывал в космосе в 1983 году, но стыковка со станцией не удалась. В том же году вторая попытка старта и аварийная система спасения спасла жизнь экипажу. Титов продолжал тренироваться и учиться. Сдал все зачеты и экзамены по новому транспортному кораблю и станции «Мир». В 1987 году заочно окончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина. Манаров М. Х. родился 22 марта 1951 года в городе Баку. В 1974 году окончил Московский авиационный институт имени С. Орджоникидзе. Работает в конструкторском бюро. Член Коммунистической партии Советского Союза с 1980 года. В отряде космонавтов с 1978 года. Левченко А. С. родился 21 мая 1941 год в городе Краснокутске Харьковской области. В 1964 году окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков. Служил в ВВС страны. В 1971 году окончил школу летчиков-испытателей. Летчик-испытатель первого класса. Заслуженный летчик-испытатель СССР. В первые дни совместной работы был проведен ряд медицинских экспериментов. Титов передал свой корабль Романенко, и с бортинженером интенсивно перенимали опыт работы с оборудованием станции и модуля. Много времени заняла и работа по укладке результатов работы Романенко с Александровым в возвращаемый аппарат. 29 декабря в 12 часов 7 минут по Москве Романенко, Александров и Левченко возвратились на землю. Романенко проработал на орбите 326 суток. 30 декабря Титов перестыковал космический корабль «Союз-ТМ4» на переходный отсек станции «Мир». Всего одно предложение. А как много действий и событий оно в себя включает. Даже, если все идет по штатной программе. Вот так, как сейчас. Перечислю коротко выполняемые операции. Консервация базового блока и целевого модуля. Ведь никто не знает, как пойдет перестыковка. Может быть, придется возвращаться на землю. Расконсервация транспортного корабля. Он должен быть в полной готовности к работе по всем режимам. Закрытие люков между базовым блоком и бытовым отсеком корабля. Проверка герметичности люков. Надевание полетных скафандров и посадка в кресла. Закрытие люка между бытовым отсеком и возвращаемым аппаратом. Включение системы очистки атмосферы в возвращаемом аппарате. Расстыковка. Отход от станции на 100–150 метров. Разворот станции переходным отсеком к транспортному кораблю. Причаливание и стыковка с переходным отсеком станции. Все время ведется репортаж. Контроль герметичности стыков. Открытие люка и переход в бытовой отсек. Снятие и сушка полетных скафандров. Выключение системы очистки атмосферы в возвращаемом аппарате. Переход на объединенное питание. Контроль герметичности стыка бытового отсека и станции. Контроль работоспособности систем. Выравнивание давления в станции и транспортном корабле. Иначе можно переходной люк вообще не открыть. Открытие переходных люков в транспортном корабле и станции. ПЕРЕХОД В СТАНЦИЮ. Оценка состояния станции. Если все нормально, консервация систем транспортного корабля. Расконсервация систем станции. Три дня космонавтам дали, чтобы осмотреться и отдохнуть НА ЗЕМЛЕ. ДЕКАБРЬ. Встречающим медикам Романенко первым делом сказал, чтобы они не носили его на руках. Хочу сам себя проверить. Сравнить нынешнее состояние с состоянием после 96 суточного полета. По его ощущениям чувствовал себя он лучше, хотя конечно присутствовала слабость, и общие физические показатели были понижены. Передвигались космонавты самостоятельно. Левченко сразу же улетел для выполнения контрольного полета на самолете. На орбите Юрий Романенко сочинил и исполнил 23 бардовских песни. Не забыл он и Юрия Визбора. Несколько песен посвящено выходам в отрытый космос. Романенко Ю. В. Награжден орденом Ленина. Александров А. П. награжден орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда». На родине Героя будет установлен бюст. Левченко А. С. Присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Ему присвоено звание «Летчик-космонавт СССР». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|