• С. П. КОРОЛЕВ и Ю. А. ГАГАРИН – СХОЖИЕ СУДЬБЫ
  • О ЗАВОЕВАНИИ ЛУНЫ
  • ЕЩЕ РАЗ О ПОЛЕТЕ ЖЕНЩИНЫ В КОСМОС
  • О ПЕРВОМ ОТРЯДЕ
  • РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ

    С. П. КОРОЛЕВ и Ю. А. ГАГАРИН – СХОЖИЕ СУДЬБЫ

    О С. П. Королеве и Ю. А. Гагарине можно и нужно писать книги. Я же изложу лишь отдельные краткие мысли, объединяющие и помогающие понять схожесть и различие их судеб.

    Сергей Павлович прожил сложную и трудную жизнь. Рос без отца, получил образование, талантлив от природы. Перед Великой Отечественной войной по доносу был арестован. В магаданском лагере был проигран уголовниками в карты. От неминуемой смерти его спас М. Усачев, бывший директор авиазавода, на самолете которого разбился В. Чкалов. Человек могучего телосложения, он не позволил уголовникам привести свой приговор в исполнение, выходил Королева. Но те, кто побывал в лагерях, знают – забыть этого нельзя.

    Затем было конструкторское бюро в системе лагерей, и только в конце 1944 года С. П. Королев был освобожден, разбирался с ракетным наследием в Германии, создавал свое конструкторское бюро. Работал он неистово, наверстывая упущенное, вступил в партию. Он достиг вершин – Главный конструктор ракет и космических кораблей. И даже больше. Он запустил первый искусственный спутник Земли, отправил в космический полет первого человека.

    И в то же время, до последнего дня его жизни только родные и близкие, да сослуживцы знали его настоящее имя. Для всех остальных он был Сергеев. Академик, он практически не имел научных трудов и теоретических разработок в научной прессе. После его смерти научное наследие уместилось в одной книге, содержание которой составляют, в основном, эскизные проекты кораблей и ракет, которые разрабатывало его конструкторское бюро.

    А он был самолюбив. И остро переживал неизвестность. Да и как не понять его чувств, если случалось приходить на чествование очередных Героев космоса, а распорядители с красными повязками даже не позволяют ему сесть в первом ряду зрительного зала. Места ведь предназначены для Героев, а он всего лишь один из приглашенных. Много было и более серьезных уколов. Но спасала работа. Он сам работал не жалея своих сил, и «выжимал из сотрудников последние соки». Он боялся не успеть, так как понимал, что и этот «резерв патриотизма» когда-нибудь тоже начнет давать сбой. И все же, он думал о будущем и умел предвидеть его. Таким было главное качество Великого Организатора, которое умело использовало в нужное время руководство партии и страны.

    После хрущевской оттепели многие ученые стали видеть, что народному хозяйству нужны коренные преобразования. Иначе не будет продвижения вперед. Понимал это и Королев. Понимал потому, что уже начинали пробуксовывать в космонавтике его усилия организатора. Раньше было достаточно одного слова Королева, и сотни исполнителей бросались выполнять задание. Теперь, кроме официальных постановлений партии и правительства, требовались и негласные указания покровителей..1964 год сулил большие изменения в экономике, но именно в этот период С. Королев потерял своего главного покровителя Н. С. Хрущева. Надо было все начинать практически с начала, искать новых помощников и покровителей.

    Юрий Гагарин к этому времени был самым популярным человеком на планете Земля. Простой парнишка из небольшого русского городка, скромный и обаятельный, летчик обычных способностей, лейтенант, каких в армии тысячи. И вдруг жизнь перевернулась. На гребень всемирной космической славы поднял его не кто иной, как Королев.

    Какие несхожие судьбы, какие разные люди! Но было у обоих одно общее: оба честные, прямые до резкости и оба…лгали! Не по своей воле. Так «требовали интересы государства».

    Королеву нравился прямой, открытый и доверчивый характер Гагарина. Но именно эта доверчивость в купе с молодостью и незакаленностью характера, и сыграли с Гагариным злую шутку. Он поверил начальникам и С. Королеву, твердившим мягко и настойчиво, что «так надо», и впервые солгал на первой пресс-конференции. Он подтвердил, что возвратился на Землю в спускаемом аппарате, хотя приземлился, как и все космонавты «Востоков», на парашюте. Заяви он иначе и, по существовавшим правилам, космический полет как таковой могли не засчитать. Все-таки до земли он не долетел, а спустился на нее другим способом.

    Дальше больше. Он уже и управлял космическим кораблем, и выполнил целый комплекс научных исследований, чего конечно же не было. А раз солгав, вынужден был лгать и дальше. Только через 25 лет в печати было официально сообщено, и то в книге, что Ю. Гагарин коснулся земли, спускаясь на парашюте.

    Одна ситуация сменялась другой. Росло недовольство Гагарина, которое зачастую выплескивалось резкими замечаниями в различных инстанциях о неудовлетворительном состоянии нашей космической программы, в категорических суждениях о руководстве.

    А что начальство? Чтобы успокоить Гагарина и его товарищей, их осыпали почестями и ужесточали контроль за каждым их шагом. Это было легче, чем тратить силы на устранение замечаний. А к Гагарину шли обиженные властью. Шли к человеку, который в их глазах был почти богом, последней надеждой. Гагарин все лучше и лучше начинал понимать жизнь страны. Он помогал всем, кому мог, и, главное, не молчал. Его пробовали приструнить. Не помогло. Лишили практически зарубежных командировок. Он остался прежним. Тогда его лишили права летать на самолетах под предлогом заботы о его жизни. Но и тут он остался верен себе и своим идеалам. Ради государства можно было кое-чем поступиться. Но не ради себя.

    Ну а что С. П. Королев? Главный конструктор? Да, он пострадал от системы Сталина, но он понимал, что другой системы у нас в стране нет, и надо либо по– настоящему принимать правила игры, либо кануть в безвестность.

    Он выбрал первое. И скорбел о Сталине потому, что разобрался в системе, нашел в ней свое место. А будущее после смерти Сталина несло неизвестность, необходимость ново драки за место под солнцем. Тем более что судимость с него к этому времени даже и не думали снимать. Это тревожило по– настоящему.

    Прошло не так много времени, и С. Королев понял, что смена правителей сулит ему больше выгод, чем раньше. Судите сами. До 1953 года жизнь Королева постоянно омрачало присутствие немецких ученых и конструкторов, которые порой «утирали нос» Королеву и его команде, хотя и позволило присвоить многое из их трудов во славу приоритета советской науки.

    С 1953 года процесс отъезда иностранных специалистов на Родину стал более активным, и к началу 1955 года уехал последний. Никто теперь даже морально не мог оспаривать у Королева первенство в космической программе.

    К этому времени Королев стал твердо становиться на ноги. К 1956 году его ОКБ1 выделилось из института и стало самостоятельным. Королев даже получил в свое ведение опытный завод. Неудивительно, что Хрущев стал для Королева чуть ли не идеалом руководителя. Именно в этот период укрепляется единство Королева с руководителями нашей социалистической системы. Вот некоторые факты.

    1953 год. Королев становится членом-корреспондентом АН СССР без защиты, по совокупности достижений.

    Королев становится членом ПСС.

    1955 год. Королев оканчивает университет марксизма-ленинизма.

    1957 год. Королев реабилитирован.

    1958 год. Появляется первый настоящий соперник – талантливый конструктор В. Челомей. В схватке этих двух гигантов в конечном итоге не выиграла, а проиграла наша космическая мощь. Зато восторжествовали идеи С. Королева.

    Летом 1964 года, накануне решающих событий по снятию Н. Хрущева, Королева впервые отпускают за границу. Не бог весть куда – в Чехословакию для поправки здоровья. Сергей Павлович не чувствовал себя больным, и потому весь месяц провел в поездках по стране, посетил многие научные институты. Это был еще не 968 год, но демократические процессы в стране уже начались. Королев не мог их не заметить. А по возвращении в академии наук только и было разговоров о бунтарстве А. Сахарова. Вскоре был снят в результате переворота Н. Хрущев. Главная опора и поддержка Королева во всех начинаниях. Было над чем задуматься. Он понимал, что при новом партийном руководстве не будет иметь прежнего влияния на развитие ракетно-космической отрасли. Предстоял новый чрезвычайно сложный период борьбы за победу своих идей, за новое влияние. И исход этой борьбы не обещал безоговорочной победы. Но Королев не мог и не хотел уступать кому– либо роль отца советской космонавтики, так как это было равносильно моральной, а может быть и реальной, смерти. А на такую роль уже претендовал в своих высказываниях Л. И. Брежнев. Нужно было искать новую опору, новую силу, способную поддержать его. И, похоже, он увидел эту силу в бунтарских кругах ученых, конструкторов, интеллигенции. Он принял свое решение и начал борьбу. Понимал ли он до конца, что ждет его в случае неудачи, сейчас трудно сказать. Но вот факты.

    После запуска искусственного спутника Земли и полета Ю. Гагарина Королеву \под именем Сергеева\ разрешали каждый год в первых числах января или перед Новым Годом печатать большие итоговые статьи в газете «Правда». Он как бы получал разрядку своей безвестности. И Королев исправно восхвалял космическую науку в нашей стране, не забывая при этом упомянуть коммунистическую партию и советское правительство. Все соответствовало канонам времени.

    Но вот в привычный срок, после чехословацкого отдыха, в январе 1965 года вышла его очередная статья. Но! В ней не было ни слова хвалы партии и правительству. Зато утверждалась великая роль науки, которая спасет мир. Удивительно даже как такая статья могла быть напечатана в тот период.

    Можно представить, что означало для Королева такое поведение в те времена. Я уверен, что в КГБ на него тут же завели новое дело. Подобное поведение не прощалось даже таким как Королев.

    Попытался он осуществить и другие шаги. Никогда ранее не контактировавший с коллегами по «тюремным шарашкам» и лагерям, Королев неожиданно стал активно участвовать в организации юбилея авиаконструктора С. М. Эгера, бывшего узника закрытого конструкторского бюро А. Туполева. Королев сам там работал несколько недель. Так вот на этом юбилее состоялась, первая и последняя с тех военных времен, встреча Туполева и Королева. Но, как вспоминает в своих мемуарах Эгер, разговора у них не получилось.

    В это же время, никогда не отличавшийся активностью на партийном поприще, С. Королев проявил серьезнейшую заинтересованность к возможности быть избранным делегатом на предстоящий съезд партии в марте 1966 года.

    В конце 1965 года Королев говорил Б. Стечкину \по свидетельству в прессе В. Бурдакова\:» Чувствую, что очень многим мешать стал». Конструктор Стечкин считал, что Россию спасать не надо. Она сама себя спасет. Королев был не согласен – Россию спасать надо. Но он не видел силы, которая могла бы это сделать.

    Вообще, 1964–1965 годы были временем мучительных поисков выхода С. П. Королевым из создавшейся ситуации. Но окончательного решения он так и не нашел. А может быть, не успел.

    1965 год – последний год жизни С. П. Королева, и он же самый неудачный в его космической эпопее. Выход в открытый космос А. Леонова это скорее успех Г. И. Северина – разработчика скафандров. «Восход» ведь уже был испытан в космическом полете. А почти все остальные старты и полеты были неудачными. Попытка взять под свой полный контроль разработки В. Челомея провалилась. Значительно ухудшились, и без того натянутые, отношения с Глушко из-за разных подходов к разработке тяжелого ракетоносителя. Можно только представить как «воспитывали» Королева на всех уровнях руководства. А в конце года Королеву пришлось выдержать тяжелейшее испытание – умер его ближайший помощник и друг Л. В. Воскресенский. Обрушилась еще одна надежная опора.

    И все-таки 5 января 1966 года очередная статья Сергеева в «Правде» вновь не содержала ни одного упоминания о партии и советском правительстве. Трудно сказать, откуда это шло. От упрямства или безысходности, которой Королев был подвержен еще в период лагерного заточения. Тогда, по воспоминаниям его товарищей, он постоянно твердил: «Придут и хлопнут без некролога».

    В середине декабря 1965 года после командировки на Байконур, у Королева случилось небольшое кровотечение из прямой кишки. Обследование выявило небольшой полип и в январе ему предложили небольшую операцию.

    Накануне своей операции С. П. Королев похоронил своего лучшего друга и преданнейшего соратника Л.А. Воскресенского.

    4 января 1966 года, перед тем как лечь на операцию, он сказал жене: «Если со мной что случится, прошу тебя, не живи в этом доме». Жена успокоила его, но 14 января Сергей Павлович умер на операционном столе.

    Операцию ученому такого высокого уровня проводил дежурный врач. Анестезиологом работал практикант. Когда пошло сильное кровотечение и Королев стал задыхаться, хирург не смог вставить дыхательную трубку в трахею Королеву. Светила медицины появились уже после того, как сложилась критическая ситуация. Но было уже поздно.

    Если бы операция прошла удачно, то вполне возможно, что Королев нашел бы поддержку в лице Ю. Гагарина. Именно в 1965 году их встречи стали более частыми, разговоры более откровенными, хотя мнения не всегда совпадали. Каждый служил своему ведомству.

    После смерти С. П. Королева последовала смерть в космосе В. Комарова. Все из-за той же неподготовленности и спешки по престижным мотивам. В открытой печати от имени Ю. Гагарина продолжали обманывать народ, и он стал вовсе не сдержан и обличителен в разговорах с высшими руководителями страны. Н. Каманин признавался одному из своих коллег: «После очередной встречи в Кремле ко мне подошел секретарь ЦК Пономарев и предупредил, что, если Гагарин не утихомирится, то его звезда быстро закатится». Что могли означать такие слова в ту пору, сейчас уже известно из многих примеров. Поэтому приведу лишь одно свидетельство академика С. Белоцерковского: «В одну из встреч с Анной Тимофеевной, матерью Гагарина, когда мы остались наедине, она вдруг спрашивает».

    – Что, Юру убили?

    – Почему вы так думаете? – удивился я.

    – Однажды он мне сказал:»Мама, я боюсь!». Чего мог бояться Ю. Гагарин?

    После гибели В. Комарова Гагарину запретили не только подготовку к космическому полету, но и полеты на самолетах. Он стал практически не выездным. Он – Гагарин! Любимец всех народов мира!

    К началу 1968 года начала складываться и другая ситуация. Гагарин завершил учебу в академии, и перед ним открывалось широкое поле деятельности. Дальше сдерживать его служебную карьеру было просто невозможно.

    К тому же, в начале января 1968 года Гагарин получил личное приглашение от Генерального Секретаря ООН прибыть в апреле на юбилейную Генеральную Ассамблею ООН и выступить там с докладом. «Не выездной» получал такую трибуну, с которой его услышал бы весь мир. Нужно было решать – доверять ли Гагарину, или принять какие– то меры по недопущению его на ассамблею. И вот тут вдруг срочно, после долгого запрета, Гагарину разрешили полеты на самолетах.

    Повторюсь. По мнению летчиков авиационного полка при Центре подготовки космонавтов, Гагарин был летчиком обычных способностей. После года службы в истребительном полку лейтенантом он не имел большой летной практики. Следовательно, на нем сказывались большие перерывы в полетах. Но и мировая известность тоже что-то значила. Гагарин не мог уронить свой авторитет. Он должен был доказать всем, что он способен на многое. Несколько полетов с инструктором и вот уже 27 марта он вылетел на спарке с командиром полка для последней проверки перед самостоятельным вылетом.

    И тут начинается множество недоразумений, которые не нашли своего разрешения и по сей день.

    На такую спарку не вешают подвесные баки, если самолет идет на выполнение фигур высшего пилотажа. Баки на самолете были.

    В этот день отказала радиолокационная система слежения в самый момент полета Гагарина.

    В зоне или рядом находились не один, как ранее утверждалось, а два самолета. А вывод комиссии по расследованию катастрофы гласит, что одной из причин аварии могло быть резкое сваливание в штопор из-за возможного столкновения с неизвестным объектом.

    Аварийная ситуация произошла между двумя плотными слоями облачности, а неисправный высотомер завышал показания высоты. Летчики вроде вывели самолет из штопора, но им не хватило высоты и двух секунд времен. Отсюда и неявный вывод комиссии о том, что летчики не справились с управлением в сложной ситуации.

    Не обязательно, что Гагарина хотели убить. Достаточно было напугать, свалить в штопор и положить в госпиталь на медобследование после чрезвычайной ситуации. Вариантов могло быть много. На ассамблею он мог бы и не успеть.

    Как бы там ни было. Гагарин на сессию ООН не поехал. Руководители многих ведомств вздохнули свободно.

    И все же. На мой взгляд, ближе всего к истине выводы после многолетнего расследования этой катастрофы Кузнецова Игоря Ивановича, полковника, много лет занимавшегося расследованием авиационных аварий катастроф.

    Суть его версии состоит в том, что после последнего сеанса связи Серегин и Гагарин выполнили резкое пикирование с высоты 4200 метров до 2000 метров. Это маневр они выполнили, так как обнаружили незначительную разгерметизацию кабины по приборам. Вентиляционный кран в кабине Гагарина был приоткрыт. Инструкция в таких случаях требует от летчиков скорейшего снижения.

    Скорость снижения была 145 метров в секунду, при допустимой – 50 метров в секунду. Приборов для контроля скорости снижения не было. Все по ощущениям.

    Летчики потеряли сознание, а самолет после 2000 метров продолжал пикирование. Об этом говорит положение ног Серегина до момента касания с землей.

    Почему кран был приоткрыт это уже другой вопрос. Мог остаться приоткрытым после предыдущего полета. А мог…вариантов снова много.

    Только новое квалифицированное расследование той катастрофы может поставить все точки после вопросов. Остается только надеяться на то, что те, кто вправе принимать такие решения, смогут его принять.

    А с Гагарина и Серегина снимут аргументировано обвинения в том, что они не справились с управлением самолета.

    Так уж получается, что оба – и С. П. Королев и Ю. Гагарин предчувствовали, чем закончится их жизненный путь. А может быть знали?!

    Я сам был членом КПСС, верил партии и скажу так. Для простого человека в те времена были открыты все пути – до получения высшего образования или хорошей профессиональной подготовки. Было бы желание и собственная работоспособность. До среднего уровня мог дорасти каждый. А вот дальше все зависело от уровня внешней поддержки и гибкости внутреннего мышления, способности к компромиссам. Такую поддержку могли дать семья \опыт предков и их связи\, новые покровители, которых надо было искать еще на стадии учебы. За поддержку требовалось платить преданностью.

    Не будем говорить о гениях, хотя и их путь к успеху во многом определяется окружением, в котором они росли и воспитывались, поддержкой на разных этапах становления. Но гениев не так много. Остальные простые люди и их жизненный путь уже на 100 % зависит от их умения ориентироваться и адекватно приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни

    Эту науку каждый осваивает самостоятельно. С разной степенью успеха.

    Г. Титова могли отчислить из училища летчиков за вспыльчивость и прямолинейность в отстаивании своего мнения. Карьеру ему спас капитан Коротков, отстояв будущего космонавта. Хотя потом он сам сказал Титову: «Ты осел Титов, и если…». Титов принял и понял науку. Но не сразу.

    ВТОРОЙ РАЗ Титов погорел со своим характером во время своего космического полета – честно докладывал о своем плохом самочувствии, чем вызвал недовольство Главного конструктора. Отношения на долгие годы испортились, хотя внешне все выглядело пристойно. Титов не стремился ни в какую команду, не получал званий и должностей, пока не решил резко изменить свою жизнь. Он поступил в академию Генштаба, и только после этого стал генерал-полковником на высокой должности.

    На своем жизненном пути каждый человек сам делает выбор. Иногда и не один раз. И Королев, и Гагарин, и Титов решали свои вопросы самостоятельно. Правильно или нет – у каждого человека может быть свое мнение на этот счет.

    Жизнь продолжается, а Человечество развивается. Путь этого развития, как и у каждого человека в отдельности, может быть прямым или замысловатым. Но в любом варианте это путь вперед. Назад пути нет. Сзади дорога обрывается в пропасть. И самое главное на этом пути – ВЕРА! Вера в то, что мы идем правильной дорогой. С ошибками, преодолевая преграды, не всегда принимая верные решения. Но вперед! А когда уж совсем не в моготу – с божьей помощью, но снова поднимаемся и идем вперед. Мы должны увидеть, что ждет нас там – за горизонтом. И да поможет нам БОГ!

    О ЗАВОЕВАНИИ ЛУНЫ

    Подводя итоги десятилетия, нельзя не сказать более подробно и о Лунной программе нашей страны, которая долгое время была окутана самой большой тайной.

    Американцы знали о ней в подробностях. Учтя свои предыдущие ошибки, они на сей раз сделали все, чтобы не пропустить нас вперед. И им это удалось в полной мере.

    О полете на Луну мечтал еще С. П. Королев. Впрочем, так же, как и В. Н. Челомей. Но ближе к успеху был, пожалуй, Челомей. Только его не пустили на лунную дорогу. Разве чуть приоткрыли перед ним ворота, использовав для будущих космических полетов к Луне все тот же ракетоноситель «Протон» с дополнительным разгонным блоком.

    Что представлял собой наш лунный корабль? Тот же «Союз», но с добавленным шаром. Он предназначался только для облета Луны. Далее нужно было, что то придумывать. Но не успели. Мечтали хотя бы в облете Луны опередить американцев. Тогда и их первая высадка человека на Луну не выглядела бы столь внушительно. Можно было бы говорить о нормальном соревновании в вопросах освоения космоса.

    Американцы это понимали. И соревнование развернулось по-настоящему. Только США шли к цели, практически не ограничивая себя в средствах. А наша программа изначально зависела от «успехов американцев». От этого зависели и денежные вливания в программу, которых было чрезвычайно мало.

    Теоретическая подготовка космонавтов по лунной программе началась еще в 1965 году, а уже в январе 1967 года была отобрана первая группа для непосредственной подготовки к облету Луны. В разное время в нее входили: А. Леонов, П. Попович, П. Беляев, Б. Волынов, А. Воронов, Ю. Артюхин, Г. Добровольский, П. Климук, О. Макаров, Н. Рукавишников, Г. Гречко, В. Севастьянов, В. Волошин, В. Ершов, В. Быковский, Е. Хрунов.

    Люди работали дружно, энергично, но с переменным успехом. Опять же в зависимости от результатов очередного испытания корабля в автоматическом режиме. И от успехов американцев.

    Негативные плоды такого соревнования начали проявляться уже к началу 1967 года. Чтобы убедиться в этом, достаточно проследить за хронологией событий.

    27 января 1967 года трое американцев сгорели на стартовой площадке в космическом корабле «Аполлон-1». Атмосфера в корабле была чисто кислородной, что обусловило повышенную пожарную опасность. Но такое решение упрощало многие разработки, а, следовательно, и сокращало сроки.

    Через два месяца в апреле 1967 года, завершая первый полет на космическом корабле «Союз», погиб наш В. Комаров. Весь комплекс «Союза» не был полностью отработан. Что-то отработали по программе «Союз», что-то по лунной программе.

    8 марта и 8 апреля было сделано две попытки испытать ракетоноситель «Протон» с разгонным блоком, для определения возможности вывода корабля на лунную орбиту. Первая попытка прошла неудачно. Вместо разгона, из-за перепутывания проводов, получилось торможение. Вторая попытка прошла успешно. Она и стала окончательным доводом к решению на полет В. Комарова.

    Уже после гибели В. Комарова к делу подошли более серьезно. Хотя руководство страны так и не решило, какая программа приоритетнее-пилотируемые полеты вокруг Земли или облет Луны, а после разработки носителя «Н1» и посадки на Луну. Работы и испытания шли параллельно по обеим программам. Силы распылялись.

    Сначала в сентябре была сделана попытка осуществить автоматический полет лунного корабля по полной программе. Но через несколько секунд после старта ракета упала – в магистраль топлива попала резиновая заглушка.

    В октябре два беспилотных «Союза» отработали стыковку на орбите в автоматическом режиме и совершили посадку на Земле.

    В ноябре делается новая попытка полета к Луне в автоматическом режиме, и вновь неудача. Отказала вторая ступень ракетоносителя. Но на этот раз хотя бы успешно сработала система аварийного спасения. Однако отказали двигатели мягкой посадки спускаемого аппарата. При посадке удар был настолько сильным, что выдавило стекло иллюминатора. Космонавты воочию увидели, что может их ждать в случае неудачной посадки.

    В том же ноябре 1967 года свою попытку осуществили американцы. За полтора года они с успехом отработали методику стыковки космических кораблей, что было очень важно для обеспечения посадки на Луну и возвращения. Теперь они запустили основной блок «Аполлон-4» и в автоматическом режиме с помощью разгонного блока отправили его на орбиту вокруг Луны. Развивая успех, американцы в январе 1968 года запустили новый корабль на околоземную орбиту и испытали уже лунную кабину.

    3 марта 1968 года в облет Луны отправили свой корабль и мы. Управляемого спуска при возвращении, правда, не получилось. Корабль по баллистической кривой приводнился в Гвинейском заливе. Полет обозвали «Зонд-4».

    Космонавты П. Попович и В. Севастьянов во время этого полета 6 суток находились в изолированном помещении Евпаторийского ЦУПа, и вели переговоры через ретранслятор «Зонда-4». Американцы поначалу даже решили, что полет пилотируемый. Но потом разобрались и успокоились. А космонавты получили первый, хоть и тренировочный, опыт работы на лунной трассе.

    Мы торопимся, и в апреле снова отправляем к Луне корабль в автоматическом режиме. И снова уже на старте срабатывает система аварийного спасения.

    Зато у нас новая удача в программе орбитальный полетов кораблей «Союз».

    Два новых беспилотных корабля после успешного старта совершили стыковку и приземлились.

    Тут же и американцы отправили в облет Луны второй беспилотный корабль. Возвращаемый аппарат успешно приводнился в океане. Успех окрылил их, и они отказались от третьего подобного пуска.

    Мы делаем новую лунную попытку в июне. И вновь неудача. Ракета взорвалась на старте. Но разве можно отступать? Новая попытка в сентябре. И вот он успех. Правда, снова вместо управляемого спуска получился баллистический, но зато все остальное по полной программе. Официально объявлено, что программа «Зонд» успешно отрабатывает элементы пилотируемого космического корабля для полетов к Луне. Казалось бы все. Еще один беспилотный пуск по полной программе к Луне и можно посылать человека.

    Американцы не торопятся. Сначала запускают в октябре корабль «Аполлон-7» уже с экипажем для отработки элементов корабля и получения навыков космонавтами. Успешно. Теперь им остался только пилотируемый полет к Луне.

    Мы снова торопимся. В ноябре в полет отправляется «Зонд-6» в автоматическом режиме по полной программе облета Луны и возвращения. И все было нормально до высоты 5километров при возвращении. Высотомер выдал команду на отстрел парашютной системы, как будто бы касание с Землей уже произошло. Спускаемый аппарат при приземлении сплющился.

    К этому времени три экипажа наших космонавтов завершили свою подготовку и внимательно следили за результатами автоматического полета. Они понимали, что сейчас все решают уже не годы и месяцы, а дни. Они пишут коллективное письмо в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить им лететь к Луне немедленно, невзирая на аварию. Они обосновывали свое решение тем, что присутствие человека значительно повысит надежность полета и поможет избежать многих опасных ситуаций. В первых числах декабря 1968 года космонавты вылетели на космодром, и неделю ждали там решения на пуск. Но никто не решился взять ответственность на себя.

    Американцы ответили просто. Запустили 21 декабря 1968 года корабль «Аполлон-8» с экипажем, который совершил 10 оборотов вокруг Луны и успешно возвратился. Борьба за первенство в облете Луны закончилась.

    В июле 1969 года американцы высадили на Луну человека, которым стал Нил Армстронг.

    Казалось бы все. Можно остановиться и разобраться в сложившейся ситуации. Но нет. Наши ученые и конструкторы по инерции продолжали дорабатывать то, что не успели. Успешно запустили «Зонд-7» по полной программе. И уже все сожалели о том, что этот пуск не состоялся по пилотируемой программе. На апрель 1970 года назначается пилотируемый пуск.

    Геннадий Семенихин выпускает книгу «Космонавты живут на земле», в которой угадывается главный кандидат на полет А. Леонов.

    Но контрольный пуск очередного «Зонда» в январе снова неудачен, и полет человека к Луне снова откладывается.

    Снова контрольный пуск в октябре. Все нормально. Но высшее руководство страны уже приняло окончательное решение – лунная пилотируемая программа завершилась. Основными стали пилотируемые космические полеты вокруг Земли, а затем и по программе пилотируемых орбитальных станций.

    Американцы тоже встали перед выбором – продолжать ли пилотируемые полеты на Луну? Гонять туда космические корабли, подвергать опасности экипажи астронавтов ради 2–3 десятков килограммов камней было накладно даже для США. А разработать действительно значимую научную программу исследования Луны не получалось.

    Поэтому число запланированных полетов на Луну было сначала сокращено, а затем Лунная программа вообще была закрыта. Предстояло решить, что делать с оставшимися кораблями.

    Так стали появляться планы и американской орбитальной станции, и предложения о совместном полете с советскими космонавтами, и предложения другим странам слетать их представителям в космос на американских космических кораблях.

    Из этих предложений и стала вырисовываться перспектива космических полетов следующего десятилетия.

    ЕЩЕ РАЗ О ПОЛЕТЕ ЖЕНЩИНЫ В КОСМОС

    Сразу скажу. Вопрос о необходимости полетов женщин в космос, как в С.С.С.Р., так и сейчас в России, был и остается спорен. Политика, престиж, борьба за равноправие, во что бы то ни стало, эмансипация. Здесь все перемешано.

    Эти обстоятельства наложили свой отпечаток и на подготовку, и на осуществление первого космического полета женщины Валентины Терешковой. Ведь никто не собирался набирать в отряд космонавтов женщин. Полетов планировалось мало, а кандидатов мужчин было достаточно много. Но США уже к первому полету Ю. Гагарина отобрали 12 женщин для подготовки к космическому полету. Мы не могли упустить престижное первенство в таком вопросе. Правда опытных летчиц не нашли, а может быть и не искали. Скорее всего, учитывая опыт полета Ю. Гагарина, искали беспрекословную исполнительницу воли партийного руководства. Потом уже учитывали здоровье, способности и возможности. Среди отобранных инженер и педагог, техник и ткачиха. Для самого же полета была отобрана та, у которой было самое пролетарское происхождение и наибольший опыт общения с большими молодежными коллективами. Руководителям страны скорее нужна была пламенный публичный оратор, чем специалист, в какой либо отрасли техники. И Терешкова полностью оправдала их надежды.

    Сам полет Терешкова выполнила не полностью. После посадки следов рвотных масс было много в возвращаемом аппарате. Она почти ничего не ела. Чтобы скрыть это обстоятельство, она успела, до появления спасателей, раздать тубы с питанием набежавшим зрителям. Она не выполнила всего комплекса движений головой и телом, не сообщила об этом на Землю. Она была научена горьким опытом Г. Титова, который честно сообщал о своем самочувствии, дав повод медика настоять на его досрочной посадке. Терешкова не справилась и с ручной ориентацией корабля. Но она терпела и дотерпела до конца.

    С. П. Королев был очень недоволен результатами полета и заявил, что больше женщин в космос не пошлет.

    Вскоре после полета Терешкова отпраздновала свадьбу с Николаевым, а потом родила и дочь. Пресса много писала о том, что этот эксперимент был поставлен специально. Но я думаю, что это не так. Лично с Терешковой я не знаком, но просмотрел практически все видео и киноматериалы Центра подготовки космонавтов за период подготовки Терешковой к полету. Везде Николаев был рядом с Терешковой. И видно было, что это не были чисто служебные отношения. Эксперимент поставила сама жизнь. К сожалению, брак распался. И тому тоже были обычные житейские причины. Уж слишком они были разные люди. Властная до жесткости, вся в общественной работе, Валентина. И спокойный, неторопливый, стремящийся к тихой спокойной жизни, Николаев.

    К тому же, второй полет сильно подорвал здоровье Николаева, к которым прибавились проблемы со здоровьем дочери. Дочь выздоровела, а семья распалась.

    Однако, с политической точки зрения, выбор В. Терешковой оказался столь же удачным, как и в случае с Гагариным. Она достойно представляла страну на мировом уровне, одинаково успешно покоряя своим обаянием и простых людей и королев.

    После полета Терешковой вдруг выяснилось, что никто не знает, чем же будут заниматься женщины в будущих полетах. Тем более что американцы, «проиграв женское первенство», решили притормозить женские полеты. И два десятилетия этот вопрос для них был закрыт.

    Однако Каманин предложил Королеву две интересные программы. Уяснив их смысл, Королев улыбнулся: «Надо же, старая мышь что придумал!»

    Судя по дневникам Н. Каманина, предложения состояли в следующем. Во второй полет отправить женский экипаж с выходом женщины в открытый космос. В третьем полете экипаж должен был быть смешанным. Двое мужчин и одна женщина. Главная цель – исследования взаимоотношений мужчины и женщины в космосе и зарождения будущей жизни. Об этом говорит тот факт, что в полете планировалось использовать установку с искусственной гравитацией.

    По многим причинам эти полеты так и не состоялись, а американцы использовали установку с искусственной гравитацией в 1984 году во время полета Джудит Резник и Роберта Маллэйна. Положительных результатов не получилось, и подобные эксперименты были прекращены. Хотя семейный экипаж в космос американцы все же отправляли.

    Американский журналист Джеймс Оберг писал о попытке зарождения жизни в космосе. Астронавты на орбите получали искусственным образом эакулят – выделяли сперматозоиды, замораживали, а потом их имплантировали женам астронавтов. И снова без положительных результатов.

    Попытки провести подобный эксперимент в нашей стране делались. Радио России в мае 1992 года выдало в эфир целую передачу с Ириной и Андреем Филиповыми. Сотрудники отдела науки «Литературной газеты» согласны были зачать ребенка в космосе. Даже при условии трансляции этого процесса на весь мир с орбиты. Но снова дальше разговоров дело не пошло. Требуемых спонсоров на такое дело не нашлось.

    Вообще о таких экспериментах не сообщается. Но, есть они или нет, пусть решит каждый для себя, исходя из жизненного опыта, уровня знаний и желания.

    Впервые после долгого перерыва в С.С.С.Р. о полете в космос женщины вдруг снова заговорили в 1980 году. Почему? Да просто. Американцы вновь объявили о серьезной подготовке к полету женщин на своем космическом корабле. В основном они должны были летать в космос как специалисты по операциям на орбите. Но нашлись и такие, которые смогли пройти полный цикл отбора и как летчицы. В дальнейшем у американцев в космос слетала даже женщина-командир экипажа космического корабля «Шатлл».

    В том же 1980 году Центр подготовки космонавтов был взбудоражен известием о том, что в первую пятерку французских кандидатов на полет вошла женщина. Это порождало массу этических проблем: скафандры не были рассчитаны на женщин, нужно было бы вводить дополнительные структуры для обслуживания женщин. Но неожиданно решение этих вопросов получило отсрочку. Француженка во время прыжков с парашютом сломала ногу, и временно выбыла из числа кандидатов.

    Все вздохнули облегченно. Но не надолго. Проблемы пришлось решать. Уже в том же 1980 году руководство страны решило идти в ногу со временем и не уступать американцам. Наша женщина должна была первой выйти в открытый космос, первой слетать дважды. И Светлана Савицкая в 1982 и в 1984 годах успешно выполнила эти задачи.

    После ее полета снова возник вопрос о полете женского экипажа. Но Пронина к этому времени уже ушла из отряда, Катя Иванова и Елена Доброквашина готовились, но поддержать Савицкую на должном уровне подготовки не могли. Дублирующий экипаж так собрать и не смогли. В конце концов, программа закрылась, как за нее ни боролась Светлана Савицкая. Она первая поняла складывающуюся ситуацию и вскоре прекратила тренировки. К тому же она готовилась стать матерью. Так что на активные политические игры у нее уже не оставалось ни сил, ни желания. Сын у нее родился в 1986 году и это тоже впервые в мире у женщины космонавтки после второго космического полета.

    После рождения сына Савицкая вновь активно занялась вопросом подготовки к длительному космическому полету женщины. Делала для этого очень много, но всегда у нее на пути вставал, тогда же заместитель Генерального Конструктора НПО «Энергия», известный космонавт В. Рюмин. Ну не хотел он отправлять женщин в длительный космический полет. Не считал целесообразным.

    Однако в жизни не все так просто. В 1985 году Рюмин женился на молодой сотруднице фирмы Елене Кондаковой. В 1986 году у них родилась дочь. А вскоре у молодой жены появилось непреодолимое желание слетать в космос. И муж изменил свое мнение. Теперь уже он доказывал везде необходимость длительного космического полета женщины.

    В 1989 году Кондакова проходит медицинский отбор, зачисляется в отряд космонавтов. А в 1994 году она совершает длительный космический полет в 169 суток. Цель полета – изучение особенностей протекания физиологических процессов у женщины при длительном космическом полете. И почти никакой информации о проводимых конкретных медицинских исследованиях.

    В мае 1997 года Е. Кондакова совершила второй космический полет. Теперь уже на американском Шаттле «Атлантис». Другим женщина в России пока не повезло.

    Итого, до 2011 года всего три россиянки против более 50-ти американок, которые побывали в космосе.

    Сейчас в отряде вроде числится Елена Серова, жена космонавта Марка Серова из отряда НПО «Энергия».

    На начало 2011 года я знаю фамилии 20-ти женщин нашей страны, которые прошли сито медицинского отбора и готовились к космически полетам: ВАЛЕНТИНА ТЕРЕШКОВА, ИРИНА СОЛОВЬЕВА, ВАЛЕНТИНА ПОНОМАРЕВА, ТАТЬЯНА ПИЦХЕЛАУРИ, ЖАННА ЕРКИНА, СВЕТЛАНА САВИЦКАЯ, ИРИНА ПРОНИНА, ЕКАТЕРИНА ИВАНОВА, ГАЛИНА АМЕЛЬКИНА, ЕЛЕНА ДОБРОКВАШИНА, НАТАЛЬЯ КУЛЕШОВА, ИРИНА ЛАТЫШЕВА, ЛАРИСА ПОЖАРСКАЯ, ТАМАРА ЗАХАРОВА, ЕЛЕНА КОНДАКОВА, НАДЕЖДА КУЖЕЛЬНАЯ, СВЕТЛАНА ОМЕЛЬЧЕНКО, НАТАЛЬЯ ГРОМУШКИНА, ОЛЬГА КАБО, ЕЛЕНА СЕРОВА.

    О ПЕРВОМ ОТРЯДЕ

    В октябре 1969 года в космос слетали последние космонавты из первого отряда – Георгий Шонин и Виктор Горбатко.

    Первый отряд космонавтов насчитывал 20 человек. 12 человек слетали в космос. 1 человек В. Бондаренко скончался в госпитале от ожогового шока. Еще 7 человек были отчислены из отряда по разным причинам.

    Варламов был отчислен одним из первых по причине травмы шейного позвонка после ныряния в лесное озеро. После лечения он остался в ЦПК и даже стал хорошим инструктором. Но, наверное, очень трудно было ему видеть, как идут к славе его товарищи, как получают почести и награды. Ему же оставалось быть у них безвестным подручным. Он стал злоупотреблять алкоголем и умер достаточно молодым.

    Через месяц после Варламова из отряда был отчислен Карташов по медицинским показателям. После вращений на центрифуге у него стали появляться точечные кровоизлияния. По нынешним временам он бы успешно слетал в космос. Карташов стал летчиком-испытателем.

    Через год, в марте 1962 года был отчислен из отряда Марс Рафиков. Вместе с Аникеевым он посетил московский ресторан, а потом подрался с военным патрулем. Аникеев отделался выговором. Но урок не пошел ему впрок.

    В марте следующего года Нелюбов, Филатьев и Аникеев вновь посещают ресторан. На выходе их останавливает патруль. Они могли остаться в отряде, но Нелюбов не захотел извиняться перед «каким-то старшим лейтенантом».

    Все трое были отчислены из отряда за нарушение режима.

    Г. Нелюбов, пожалуй, один из лучших первого набора по способностям, был в первой шестерке кандидатов на первый полет. Но первым в полет он не попал, хотя и был вторым дублером Гагарина. Затем по причине строптивого характера он был отодвинут в очереди на полет один раз, потом второй. И закончилось все отчислением.

    Сейчас трудно разобраться была ли то пьянка или обыкновенный день рождения в ресторане. Скорее всего, это был один из примеров воспитательной работы, который должен был доказать, что требования ко всем космонавтам в отряде равны. А может быть, это отчисление было предостережением тем, кто уже побывал в космосе, почувствовал вседозволенность, и нужно было их предупредить о необходимости соблюдать определенные правила и нормы.

    Аникеев и Филатьев нашли свое место в обыкновенной жизни, хотя больших высот и не достигли.

    Нелюбов не вынес груза утраченной славы. Его отправили служить на Дальний восток. Он стал пить и в состоянии алкогольного опьянения упал между колесами поезда дальнего следования. Так гласят милицейские протоколы.

    Последним, уже в 1969 году, из отряда ушел Дмитрий Заикин, который на собственном опыте познал, что такое многолетние изнуряющие тренировки и в конечном итоге – крушение мечты. Более 9 лет он работал вместе со всеми, но в космос так и не слетал. Далее служил инженером, готовя своих коллег к полету.

    Из двенадцати космонавтов первого набора, побывавших в космосе, в дальнейшем погибли В. Комаров на космическом корабле «Союз – 1» и Ю. Гагарин, разбившийся во время тренировочного полета на самолете. Умер П. Беляев после операции по поводу язвы желудка, полученной, по мнению специалистов как результат сильнейшего стрессового напряжения во время своего полета.

    До 50-летия полета Юрия Гагарина в 2011 году не дожили генералы Г. Титов, А. Николаев, П. Попович, Г. Шонин и полковник Е. Хрунов. Ушли в запас в звании генералов А. Леонов и В. Горбатко. Б. Волынов с В. Быковским остались полковниками. Исключительно, как я понимаю, в силу своих неуживчивых характеров. Ведь способности у космонавтов первого набора были практически одинаковыми.


    141070

    Г. КОРОЛЕВ

    Обл. МОСКОВСКАЯ

    ВЫСОКОВОЛЬТНЫЙ ТУПИК, дом 9

    Телефоны:

    \495\ 519-59-50

    8-915-195-41-62









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх