• Политическое развитие
  • Социально-экономическое развитие
  • Персоналии
  • Раздел XIV. Россия на современном этапе

    Политическое развитие


    В марте 1990 г. прошли выборы народных депутатов РСФСР, и в мае—июне 1990 г. состоялся I Съезд народных депутатов РСФСР, который избрал Б.Н. Ельцина главой государства, Р.И. Хасбулатова – его первым заместителем. Был создан двухпалатный Верховный Совет. 12 июня 1990 г. съезд принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, провозглашающую верховенство законов РСФСР над союзными. Через год, 12 июня 1991 г., на всенародных выборах Б.Н. Ельцин был избран президентом России, а А.В. Руцкой – вице-президентом (за них было подано 57,3 % голосов).

    По отношению к Б.Н. Ельцину постепенно складывалась оппозиция трех типов. Демократическая, полностью приветствующая произошедшие в стране изменения, призывала власть последовательно проводить либеральный курс в экономике, отстаивать ценности демократии. Радикальная коммунистическая (зачастую экстремистская) оппозиция не имела влияния на власть и доступа к ней, но открыто боролась со сложившейся системой. Существовала также умеренно-коммунистическая оппозиция, которая вела политическую борьбу в рамках конституции, но ставила перед собой цель после прихода к власти легальным путем полностью ликвидировать существующую систему.

    На фоне стремительно ухудшающегося положения в экономике и социальной сфере обострились отношения между исполнительной и законодательной властью, что особенно ярко проявилось в марте 1993 г. на VIII Съезде народных депутатов. В стране сложилось своеобразное двоевластие: в оппозиции к Ельцину выступили председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов и вице-президент А.В. Руцкой, поддержанные частью депутатов. По предложению президента 25 апреля 1993 г. прошел референдум по вопросам о доверии президенту и проводимой им и правительством социальной политике, о необходимости досрочных выборов президента и народных депутатов. В референдуме участвовало 64 % имеющих право голоса. 58,7 % высказались за президента, 53 % поддержали проводимую им политику.

    Значительно осложнили обстановку такие события, как кровавое столкновение в Москве 1 мая 1993 г. демонстрантов с органами охраны порядка, объявление об обмене наличных денег (пятидесяти и сторублевых купюр). Неподготовленная и скоропалительная акция Центрального банка не только ухудшила положение в стране, но и вызвала отрицательную реакцию стран СНГ.

    В июне—июле 1993 г. работала Конституционная комиссия, которая выработала проект новой конституции. Однако это не ослабило напряженности в стране.

    В августе 1993 г. правительство предложило программу «Развитие реформ и стабилизация российской экономики» на 1993–1995 гг. Положение страны было оценено как «тяжелейшая фаза кризиса». Был подтвержден курс на построение рыночной экономики. Но для этого нужно было национальное согласие, значительное ограничение вмешательства государства в экономику, сокращение доли государственного сектора, снижение налогов и государственных расходов, развитие предпринимательства и конкуренции. Реформы, начавшиеся в январе 1992 г., привели к состоянию временного неустойчивого равновесия. Были внесены коррективы в ход осуществления реформ с учетом полученного опыта и намечено три этапа выхода из кризиса. Эти мероприятия и сроки остались нереализованными, так как для решения поставленных задач требовалась политическая стабильность, а ее в Российской Федерации не было.

    В обострившейся обстановке двоевластия Б.Н. Ельцин Указом № 1400 21 сентября 1993 г. объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Одновременно на 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в Федеральное Собрание, состоявшее из двух палат. Совет Федерации формировался по принципу: 2 представителя от каждого из 88 субъектов федерации (кроме Чеченской республики, руководство которой не считало Чечню субъектом России) – всего 176 депутатов. Государственная Дума насчитывала 450 депутатов, из которых половина (225) избиралась по партийным спискам, остальные избирались населением. Верховный Совет не признал указ Б.Н. Ельцина. 23 сентября срочно собравшийся Х Съезд народных депутатов лишил его президентских полномочий, передав эти обязанности А.В. Руцкому. Депутаты во главе с Хасбулатовым и Руцким решили оборонять Белый дом. 3–4 октября 1993 г. произошли вооруженные столкновения у Белого дома и здания телецентра. 4 октября прибывшие войска обстреляли Белый дом и захватили его. Руководители оппозиции были арестованы. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание и референдум по новой конституции, которая была одобрена большинством избирателей. 11 января 1994 г. парламент (Федеральное Собрание) приступил к работе. Одним из первых решений депутатов было освобождение из заключения участников неудавшегося путча в августе 1991 г. и событий в октябре 1993 г. Двоевластие было ликвидировано, но социально-политическая и экономическая обстановка в России осталась сложной.

    17 декабря 1995 г. были проведены выборы в новый парламент. В Думе образовалось четыре фракции победивших партий и блоков: КПРФ (Компартия России, лидер Г.А. Зюганов), ЛДПР (Либерально-демократическая партия, лидер В.В. Жириновский), блок «Наш дом – Россия» во главе с В.С. Черномырдиным и блок «Яблоко» (лидер Г.А. Явлинский).

    Летом 1996 г. состоялись выборы президента. На этот пост претендовало 9 кандидатов. 16 июня большинство голосов получили Б.Н. Ельцин, глава КПРФ Г.А. Зюганов и генерал А.И. Лебедь. Перед вторым туром выборов Б.Н. Ельцин назначил А.И. Лебедя секретарем Совета безопасности, отстранил от должности министра обороны П.С. Грачева, провел кадровые перестановки и тем самым укрепил свои позиции. 3 июля во втором туре президентских выборов Ельцин получил 53,5 %, а Зюганов – 40,5 % голосов. Президентом на четырехлетний срок вновь стал Ельцин. 10 августа Госдума утвердила Черномырдина главой правительства.

    Осенью 1996 г. состояние здоровья Б.Н. Ельцина ухудшилось, и врачи настояли на проведении операции на сердце, которая прошла благополучно. После болезни Ельцин вернулся к исполнению обязанностей и провел реорганизацию правительства. Первыми заместителями (вице-премьерами) Черномырдина были назначены «молодые реформаторы» А.Б. Чубайс – министр финансов и Б.Е. Немцов – министр топлива и энергетики. Считалось, что упорядочение сбора налогов позволит значительно пополнить казну и расплатиться по долгам с пенсионерами, работниками бюджетной сферы, военнослужащими, а также с бастующими разных отраслей народного хозяйства. Погасить долги частично удалось, но основные проблемы решены не были. В конце года «молодые реформаторы» были освобождены от министерских постов, хотя остались вице-премьерами.

    23 марта 1998 г. указом президента РФ Ельцина было отправлено в отставку правительство во главе с Черномырдиным, а через месяц Государственная Дума с третьего раза утвердила председателем правительства С.В. Кириенко. Обвал национальной валюты в августе—сентябре 1998 г. привел к неизбежной отставке Кириенко, а в России началась «министерская чехарда»: в сентябре 1998 г. председателем правительства был назначен Е.М. Примаков, в мае 1999 г. его сменил С.В. Степашин, в августе правительство возглавил В.В. Путин. Умеренно-либеральный курс при этом не изменялся.

    19 декабря 1999 г. в России в установленный срок состоялись очередные выборы в Государственную Думу. Большинство мест в парламенте вновь завоевали коммунисты, чуть меньшее количество голосов получили представители проправительственного блока «Единство». Пятипроцентный барьер преодолели еще четыре объединения. В целом же состав Государственной Думы оказался менее оппозиционным президенту и правительству, чем состав Думы второго созыва (1995).

    После успеха проправительственного блока на парламентских выборах Ельцин принял решение о передаче своих полномочий председателю правительства В.В. Путину (31 декабря 1999 г.). На выборах, которые состоялись 26 марта 2000 г., в первом же туре президентом был избран В.В. Путин.

    С самого начала работа президента облегчалась тем, что впервые за время существования парламентаризма в России он получил возможность почти гарантированно проводить нужные ему решения через Государственную Думу, опираясь на верные ему фракции «Единство», «Народный депутат», а также на демократов (СПС, «Яблоко»), которые почти всегда голосовали против оппозиционных власти коммунистов и аграриев.

    На пост председателя правительства была предложена кандидатура М. Касьянова, которая была одобрена Государственной Думой. Новое правительство ориентируется на углубление рыночных отношений, на усиление роли государства в социально-экономической сфере. Правительственная, а следовательно, и президентская программа, разработанная группой Г. Грефа, рассчитана на несколько лет и затрагивает все стороны государственной и общественной жизни – от экономики до судебной реформы.

    Президент осуществил ряд реформ по повышению роли государства, укреплению вертикали власти и усилению федерализма. Было создано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский (вскоре переименованный в Южный), Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Их возглавили представители президента. Семь полпредов в этих округах получили широкие полномочия и были приравнены к вице-премьерам и заместителям главы Администрации президента. Местным законодательным органам субъектов федерации было предложено привести законодательство в соответствие с Конституцией России. Совет Федерации поначалу открыто полемизировал с президентом, критиковал федеративную реформу, но вскоре согласился с предложениями президента, тем более что Путин в ряде вопросов шел навстречу губернаторам. В 1994–2000 гг. членами Совета Федерации являлись главы законодательной и исполнительной власти каждого субъекта Российской Федерации. То, что руководители исполнительных органов выступали одновременно членами законодательного органа России, противоречило принципу разделения законодательной и исполнительной ветвей государственной власти и создавало немало трудностей в работе Совета Федерации. В 2000 г. были изменены принципы и порядок формирования этого законодательного органа. В соответствии с законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» данная реформа была завершена в декабре 2001 г. Вместо действующих глав администраций субъектов Федерации в Совете Федерации стали заседать представители законодательных органов субъектов РФ, а главой верхней палаты вместо Е. Строева был избран С. Миронов.

    Другой важной задачей Путина было укрепление международных позиций России. В апреле 2000 г. Дума под давлением президента ратифицировала договор СНВ2. Голосование по этому вопросу впервые продемонстрировало доминирование в Думе некоммунистического большинства, которое сохраняется и поныне.

    За относительно короткий срок были приняты необходимые стране законы: налоговое законодательство, предусматривающее единую ставку подоходного налога для физических лиц, закон о земле, закон о партиях, Трудовой кодекс Российской Федерации и др.

    Дальнейшая политическая судьба В.В. Путина как президента РФ будет зависеть от двух факторов – эффективного решения важнейших социально-экономических проблем и чеченской проблемы.

    Социально-экономическое развитие

    На V Съезде народных депутатов в октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выдвинул программу экономических реформ, основанную на либерализации (свободе) цен, приватизации и развитии предпринимательства. Авторами программы были молодые экономисты-реформаторы Е. Гайдар, А. Шохин, А. Чубайс, вошедшие в новое правительство. Главой правительства оставался сам президент, намеревавшийся своим авторитетом поддержать малоизвестных министров. Наибольшим влиянием в правительстве пользовался заместитель председателя правительства Е.Т. Гайдар. Он считал, что для быстрого перехода от командно-административной системы к рыночной экономике необходим одномоментный запуск всех рыночных механизмов без каких-либо ограничений. Для преодоления экономического кризиса нужно полностью положиться на рынок, отказавшись от ведущей, регулирующей роли государства.

    Главным мероприятием правительства была либерализация (отпуск) цен. Рост цен прогнозировался примерно в 3 раза, но в условиях всеобщего товарного дефицита и отсутствия конкуренции товаропроизводителей цены выросли в 10 раз. В результате запланированный рост заработной платы на 70 % оказался недостаточным для предотвращения падения жизненного уровня россиян. В Верховном Совете РСФСР стала нарастать оппозиция монетаристскому курсу правительства. Более половины его состава перешли в ряды противников правительства и вместе с консервативным крылом депутатов образовали оппозиционное большинство.

    Правительство взяло курс на создание широкой социальной базы. Для этого была разработана программа разгосударствления экономики. Началась ваучерная приватизация. Все граждане России получили приватизационные чеки (ваучеры) стоимостью 10 тыс. руб., которые можно было вкладывать в акции приватизированных предприятий. Резко сокращалось промышленное производство. Колхозы и совхозы преобразовывались в производственные товарищества, создавались фермерские хозяйства. Кризис экономики значительно снизил уровень жизни, обострил социальную и политическую обстановку в стране. Сложно шло преодоление трудностей переходного периода и становление новой России. Борьба противников и сторонников правительственной программы развернулась в декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов, который выразил недоверие курсу Е.Т. Гайдара. Б.Н. Ельцин из предложенных съездом кандидатур выбрал В.С. Черномырдина, который на 6 лет возглавил правительство. Новое правительство в основном придерживалось прежнего монетаристского курса.

    Несмотря на принимаемые правительством усилия, существенно стабилизировать экономику страны не удалось. Наиболее негативное последствие имело обвальное падение рубля, получившее название «черный вторник» (11 октября 1994 г.). Оно привело к новому взлету цен на самые необходимые товары, к еще большему падению уровня жизни населения. Страну захлестнули преступность и терроризм.

    Президент и правительство России, опираясь на помощь развитых стран Запада и международных финансовых организаций, пытались контролировать проведение реформ. В 1996–1997 гг. путем установления «валютного коридора» и массовой задержки выплат зарплаты бюджетным категориям населения была приостановлена галопирующая инфляция и достигнута финансовая стабилизация. Это позволило к концу 1997 г. остановить катастрофический спад производства. 1 января 1998 г. в стране была осуществлена деноминация, введены новые российские деньги, уменьшенные по номиналу в 1000 раз.

    Для современной России характерны следующие явления: значительная поляризация в распределении богатств и денежных доходов, платежный кризис, криминализированная экономика, рост зависимости от внешнеэкономических факторов, отток капитала из страны, разрушение ее национального богатства – ранее накопленных материальных и интеллектуальных ресурсов. Перед государством стоит задача формирования смешанной экономики переходного периода, когда при существовании рыночной системы как основы экономики государство регулирует все народное хозяйство, исходя из национальных особенностей России.

    В конце 1997 г. разразился мировой финансовый кризис. Он создал угрозу срыва финансовой стабильности в России. В этих условиях попытка председателя правительства С.В. Кириенко проводить монетаристский экономический курс закончилась резким обвалом национальной валюты в августе—сентябре 1998 г. Правительство отказалось от обязательств по внутреннему долгу (дефолт) и ввело 90-дневный мораторий по выплате долгов. Началась паника на российском финансовом рынке, резкое падение курса рубля и его фактическая девальвация. Кириенко был отправлен в отставку. Негативные последствия этих событий до сих пор ощущаются в экономической и социальной сферах развития страны. В 1998 г. среднедушевой доход в России составил 90,8 % от прожиточного минимума. Доходы самых богатых и бедных слоев населения разнятся в десятки раз. Это ведет не только к сокращению внутреннего спроса, но и к усилению социальной напряженности в обществе.

    К 1998 г. был ликвидирован товарный дефицит за счет резкого роста цен и снижения заработной планы при общем падении уровня отечественного производства. Другой результат проводимой политики – быстрое становление рыночной конкурентной инфраструктуры, необходимой для нормального функционирования экономического организма страны в условиях интеграции со странами рыночной экономики. Были созданы коммерческие банки, товарные биржи, валютный рынок, страховые компании, пенсионные фонды. Началось бурное развитие частного предпринимательства, формирование слоя предпринимателей. Приватизация способствовала появлению значительного количества частных и акционерных предприятий.

    Вместе с тем реформы имели и значительные негативные последствия. Произошло обесценивание сбережений населения. Обострились социальные проблемы общества, такие как безработица, невыплата заработной платы, падение жизненного уровня. Это имело удручающий морально-психологический эффект, превративший часть населения в противников реформ, что способствовало углублению политического кризиса. Проведенная приватизация фактически превратилась в раздачу государственной собственности за минимальные суммы чиновникам, директорскому корпусу и криминальным группам. В ходе первоначального накопления капитала немалая часть предприятий оказалась под влиянием криминальных структур. Легализовав значительные средства, криминальные элементы стали рваться во власть.

    Экономические трудности привели к тому, что финансовая поддержка государством науки, образования и культуры стала минимальной. Массовый характер приняла «утечка мозгов» за границу, особенно представителей естественных и технических наук.

    Однако кризис 1998 г. имел и позитивные последствия. Рост цен на импорт стимулировал отечественную промышленность, особенно легкую и пищевую. Политическая стабильность, достигнутая с приходом к власти В.В. Путина, положительно сказалась на показателях развития российской экономики. Страна вступает на принципиально новый этап своего развития, который может привести к определенным позитивным результатам при условии грамотного принятия политических решений.

    События на Северном Кавказе. В марте 1992 г. был подписан Федеративный договор о взаимоотношениях между входящими в РФ субъектами. Удалось достичь компромисса и взаимопонимания с Татарстаном и другими республиками. Чечня (Республика Ичкерия – президент Джохар Дудаев), выйдя из состава Чечено-Ингушской республики, взяла курс на полное отделение от РФ. Конфликты на Кавказе привели к тому, что поток беженцев устремился в другие районы России.

    В декабре 1994 г. в Чечне начался военный конфликт. Власти России использовали армию для свержения режима Д. Дудаева, что привело к многочисленным человеческим жертвам, усилило внутреннюю политическую и экономическую напряженность. В 1996 г. война в Чечне, несмотря на проходившие переговоры о ее прекращении, продолжалась. В апреле погиб Джохар Дудаев, и руководство Республикой Ичкерия перешло к З. Яндарбиеву. В мае Б.Н. Ельцин провел с ним переговоры о прекращении боевых действий с 1 июня, но договоренность не была выполнена. В августе боевики предприняли новый штурм Грозного. А.И. Лебедь, став секретарем Совета безопасности, получил от президента чрезвычайные полномочия по урегулированию положения в Чечне и добился прекращения войны (так называемые Хасавюртовские соглашения). С декабря 1994 г. по май 1996 г. в Чечне погибло 8 тыс. солдат федеральных войск и 2,5 тыс. чеченских боевиков, а также тысячи мирных жителей.

    В январе 1997 г. президентом Чечни был избран А. Масхадов. В мае того же года Ельцин и Масхадов подписали Договор о мире и принципах взаимоотношений между РФ и Республикой Ичкерия. Однако напряженность в этом регионе не ликвидирована. Чечня превратилась в оплот терроризма и коррупции.

    В августе 1999 г. нападением на Дагестан и рядом крупных террористических актов чеченские боевики спровоцировали начало новой военной кампании на Северном Кавказе. Федеральные войска вновь были введены на территорию Чечни. В течение 2000–2001 гг. антитеррористическая кампания на территории Чечни привела к разгрому основных банд чеченских сепаратистов и исламских наемников-ваххабитов. Однако чеченские террористические группы получают финансовую и организационную поддержку международных исламских террористических организаций, возглавляемых лидером исламских экстремистов Усамой бен Ладеном. На территории Афганистана ведется подготовка террористических групп для продолжения военных действий в Чечне.

    Внешняя политика строится в двух направлениях: ближнее зарубежье (страны, входившие в СССР, страны СНГ) и дальнее зарубежье – остальные страны мира. Россия стала правопреемницей СССР, она стремилась наладить дружественные связи с другими странами. На встрече Б.Н. Ельцина и Д. Буша была принята Кэмп-Дэвидская декларация (1992), в которой указано, что «Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством».

    Министром иностранных дел России стал А. Козырев, а с января 1996 г. – Е. Примаков. В январе 1993 г. между Россией и США подписан договор ОСНВ2 о значительном сокращении ядерного арсенала. 31 августа 1994 г. завершен вывод российских войск из Восточной Германии и Прибалтики. Улучшились отношения со многими странами, в том числе с Китаем, Южной Кореей, Японией. В июне 1995 г. Российская Федерация присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», потребовав создания новой системы безопасности в Европе и отказа от расширения НАТО на Восток. В мае 1997 г. в Париже принят «Основополагающий акт о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности» 16 странами-участниками НАТО и Россией, официально завершивший 50-летний период «холодной войны».

    В июне 1997 г. Россия вступила в «семерку» развитых стран мира, которая превратилась в «восьмерку». Россия оказывает поддержку многосторонней деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

    С распадом СССР Россия потеряла многие стратегические преимущества: сократились выходы к Балтике и Черному морю, многие границы отошли к другим странам, отрезавшим РФ от Европы и Средней Азии. Европейская часть России превратилась во внутриконтинентальную территорию. Поэтому одной из первоочередных задач для преодоления сложившейся изоляции является дружественная политика в отношении страна СНГ. Руководство России стремится преодолевать имеющиеся разногласия с участниками СНГ. Особенно трудно происходило разделение Черноморского флота между Россией и Украиной, решение вопросов о принадлежности Крыма, об экономических взаимоотношениях в налаживании хозяйственной интеграции. Спорные проблемы решаются в процессе переговоров, которые постепенно приводят страны к согласию. СНГ играет положительную роль в укреплении связей между его участниками.

    В странах ближнего зарубежья и СНГ России приходится оказывать помощь по защите границ, по налаживанию добрых отношений, отстаивать интересы русскоязычного населения. Необходимо учитывать и тот факт, что после крушения СССР рухнула мощная сверхдержава и решающее влияние в мире приобрели США, которые диктуют миру свои условия внешней политики. Во внешней политике Россия провозгласила концепцию многополюсного мира. Условиями многополюсности являются неравномерное развитие стран и их взаимозависимость. США отстаивают концепцию однополюсного мира с центральной ролью США, что наиболее ярко проявилось в косовском кризисе на Балканах.

    После беспрецедентного террористического акта, совершенного 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне, началась антитеррористическая операция США и их союзников по уничтожению режима талибов и самого бен Ладена на территории Афганистана. Руководство России поддержало эти усилия.

    Персоналии

    Алексий II (в миру Ридигер Алексей Михайлович) (род. в 1929 г.) – Патриарх Московский и всея Руси; родился в Таллине. Образование: духовная семинария; Духовная академия (1953); доктор богословия. Рукоположен в сан священника в 1950 г., настоятель Богоявленской церкви г. Йыхви, Эстония; настоятель Успенского собора г. Тарту и благочинный Тартуско-Вильяндиского округа (1957–1961); в марте 1961 г. принял монашеский постриг; с 1964 г. – архиепископ Таллинский и Эстонский, управляющий делами Московской Патриархии, член Священного Синода; митрополит Таллинский и Эстонский (1968); митрополит Ленинградский и Новгородский (1986–1990); управляющий Таллинской и Эстонской епархией; с 1990 г. – Патриарх Московский и всея Руси.

    Андропов Юрий Владимирович (1914–1984) – советский партийный и государственный деятель, генерал армии (1976). Родился в Ставрополе в семье рабочего. В 1940–1944 гг. – первый секретарь ЦК ЛКСМ Карелии. Один из активных участников партизанского движения. В 1951–1952 гг. – на ответственной работе в ЦК КПСС. 1954–1957 гг. – Чрезвычайный и Полномочный посол СССР в Венгерской Народной Республике, где принимал активное участие в подавлении восстания 1956 г. С 1967 г. по май 1982 г. – председатель Комитета госбезопасности при Совете Министров СССР (с 1978 г. – КГБ СССР), который превратил в инструмент тотального контроля над обществом. В 1982–1984 гг. – генеральный секретарь ЦК КПСС, одновременно в 1983–1984 гг. – председатель Президиума Верховного Совета СССР. Пытался жесткими административными методами остановить нараставший в стране кризис и навести порядок. Умер от тяжелой болезни, не реализовав свои планы.

    Брежнев Леонид Ильич (1906–1982) – деятель партии и Советского государства. Родился и начал свою политическую деятельность на Украине. В партию вступил в 1931 г. С 1937 г. – на партийной работе. В 1939–1941 гг. – секретарь Днепропетровского обкома КП Украины. В 1941–1945 гг. – начальник политотдела 18-й армии, начальник политуправления фронта, полковник. В 1946–1950 гг. – первый секретарь Запорожского, Днепропетровского обкомов КП(б) Украины, с 1950 по 1952 г. – первый секретарь ЦК КП Молдавии. В 1952–1953 гг. – секретарь ЦК. 1954–1956 гг. – второй, первый секретарь ЦК КП Казахстана. С 1960 по 1964 г. – председатель Президиума Верховного Совета СССР. В 1956–1982 гг. – член Политбюро ЦК и секретарь ЦК. 1964–1966 гг. – первый секретарь, а с 1966 по 1982 г. – генеральный секретарь ЦК КПСС. С 1977 г. – одновременно председатель Президиума Верховного Совета СССР, председатель Совета обороны СССР, Маршал Советского Союза. В период пребывания Брежнева на посту генерального секретаря в стране возобладали консервативные тенденции, нарастали негативные тенденции в экономике, социальной и духовной сферах жизни общества. Эпоха Брежнева определялась в литературе его времени как «развитой социализм», а позже стала называться «застоем». Периоды ослабления международной напряженности, связанные с заключением серии договоров с США, ФРГ и другими странами Запада, а также с разработкой мер по безопасности и сотрудничеству в Европе, сменялись резкими обострениями международных противоречий (1968 г. – введение войск стран Варшавского договора в Чехословакию; 1979 г. – вторжение в Афганистан). Брежнев отличался непомерным честолюбием: присвоил себе звание Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда. Похоронен у Кремлевской стены.

    Вознесенский Николай Александрович (1903–1950) – партийный и государственный деятель. В 1938–1949 гг. – председатель Госплана СССР. 1941–1949 гг. – первый заместитель председателя Совета Народных Комиссаров СССР. Академик. Член Политбюро ЦК, депутат Верховного Совета СССР 2-го, 3-го созывов, лауреат Сталинской премии (1948). В годы войны занимался вопросами производства оружия и боеприпасов. В 1942–1945 гг. – член ГКО. Репрессирован по «Ленинградскому делу». Военной коллегией Верховного суда СССР 30 сентября 1950 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян 1 октября 1950 г. Реабилитирован в 1954 г.

    Гагарин Юрий Алексеевич (1934–1968) – первый в мире космонавт. Летчик-космонавт СССР (1961), полковник (1963), Герой Советского Союза (1961). 12 апреля 1961 г. совершил орбитальный полет на космическом корабле «Восток». Участвовал в обучении и тренировке экипажей космонавтов. Погиб во время тренировочного полета на самолете.

    Гайдар Егор Тимурович (род. в 1956 г.) – российский государственный деятель. Родился в Москве, окончил экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор экономических наук. С 1980 г. работал во Всесоюзном НИИ системных исследований; ведущий научный сотрудник Института экономии и прогнозирования научно-технического прогресса АН СССР (1985–1987); заместитель председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики; министр экономики и финансов РСФСР (1991–1992); с июня 1992 г. – исполняющий обязанности председателя правительства Российской Федерации; с декабря 1992 г. – директор Института экономических проблем переходного периода. Лидер партии «Демократический выбор России».

    Горбачев Михаил Сергеевич (род. в 1931 г.) – государственный и политический деятель, родился в Ставропольском крае. Окончил юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, экономический факультет Ставропольского сельскохозяйственного института (заочно). В 13 лет – помощник комбайнера машинно-тракторной станции. С 1955 по 1966 г. – на комсомольской и партийной работе. Первый секретарь Ставропольского крайкома (1970–1978); секретарь ЦК КПСС (1978–1985); кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС (1979–1980); член Политбюро ЦК КПСС (1980–1991); генеральный секретарь ЦК КПСС (1985–1991). Первый и последний президент СССР (1990–1991). Инициатор «перестройки», которая планировалась им в рамках социалистического выбора. После августовского кризиса 1991 г. и приостановления деятельности КПСС на территории России ушел с поста генерального секретаря. В том же году, в связи с образованием СНГ, заявил о прекращении своей деятельности в качестве президента СССР. С декабря 1991 г. – президент Международного фонда («Горбачев-фонд»). В 1996 г. безуспешно баллотировался на пост президента РФ. Лауреат Нобелевской премии мира (1990).

    Грачев Павел Сергеевич (род. в 1948 г.) – военачальник, генерал армии. Родился в деревне Рвы Тульской области, окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, Военную академию им. М.В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Участвовал в боевых действиях в Афганистане (1981–1988). Первый министр обороны Российской Федерации (1992–1996). С 1998 г. – советник госкомпании «Росвооружение».

    Громыко Андрей Андреевич (1909–1989) – государственный и партийный деятель, дипломат. В годы войны – посол в США и на Кубе, глава и участник ряда международных конференций. После войны – посол в США, Великобритании, заместитель министра иностранных дел. С 1957 по 1985 г. – министр иностранных дел СССР. Одновременно с 1983 г. – первый заместитель председателя Совета Министров СССР. В 1985–1988 гг. – председатель Президиума Верховного Совета.

    Ельцин Борис Николаевич (род. в 1931 г.) – государственный и политический деятель Российской Федерации. Родился в Свердловской области. Окончил Уральский политехнический институт. С 1955 по 1968 г. работал в строительных трестах Свердловска. С конца 60-х годов – на партийной работе. С 1976 г. – первый секретарь Свердловского обкома, с 1985 г. – секретарь ЦК КПСС, первый секретарь Московского горкома КПСС. После критичного выступления на пленуме ЦК в октябре 1987 г. снят с поста партийного лидера Москвы. В 1989 г. при поддержке демократического движения избран народным депутатом СССР, в 1990 г. – народным депутатом РСФСР. В 1990–1991 гг. – председатель Верховного Совета РСФСР. В июне 1991 г. всенародно избран первым президентом России. В августе 1991 г. возглавил сопротивление антидемократическому перевороту (ГКЧП). В декабре того же года вместе с руководителями Украины и Белоруссии подписал Беловежские соглашения о прекращении существования СССР. В соответствии с указом Ельцина, в сентябре 1993 г. в Российской Федерации была ликвидирована система Советов, а в декабре принята новая Конституция РФ. В 1996 г. избран президентом на второй срок. В декабре 1999 г. в связи с плохим состоянием здоровья передал свои полномочия В.В. Путину.

    Жириновский Владимир Вольфович (род. в 1946 г.) – российский политический деятель. Родился в Алма-Ате, окончил юридический факультет Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова. Доктор социологических наук. С апреля 1990 г. – председатель Либерально-демократической партии Советского Союза (с 1991 г. – ЛДПР). Лидер фракции ЛДПР в Государственной Думе РФ (1993–1999). С 2000 г. – один из заместителей председателя Думы.

    Зюганов Геннадий Андреевич (род. в 1944 г.) – российский политический деятель. Родился в Орловской области. Окончил Орловский государственный педагогический институт. Доктор философских наук. С 1967 г. – на профсоюзной, комсомольской и партийной работе; с 1992 г. – председатель Координационного совета народно-патриотических сил России. В 1993 г. избран председателем ЦИК Компартии РФ. Лидер фракции КПРФ в Государственной Думе РФ (1993–1999). В 2000 г. переизбран в Думу.

    Кириенко Сергей Владиленович (род. в 1962 г.) – государственный деятель. Родился в Сухуми. Окончил Горьковский институт инженеров водного транспорта. В 1985–1990 гг. работал на заводе «Красное Сормово». Председатель правления Нижегородского социально-коммерческого банка «Гарантия» (1994–1996). С 1996 по май 1996 г. – президент нефтяной компании «НОРСИойл». С 23 марта по 23 августа 1998 г. председатель правительства РФ.

    Косыгин Алексей Николаевич (1904–1980) – партийный и государственный деятель. Дважды Герой Социалистического Труда. В 1939–1940 гг. – нарком текстильной промышленности. 1940–1953, 1953–1956, 1957–1960 гг. – заместитель председателя СНК (Совета Министров) СССР, 1943–1946 гг. – одновременно председатель Совнаркома РСФСР. 1941–1942 гг. – заместитель председателя Совета по эвакуации, уполномоченный ГКО в Ленинграде в 1943–1946 гг. В послевоенные годы возглавлял ряд министерств (финансов, легкой и пищевой промышленности). 1959–1960 гг. – председатель Госплана СССР. С 1960 г. – первый заместитель председателя, 1964–1980 – председатель Совета Министров СССР. Депутат Верховного Совета СССР, член Политбюро ЦК КПСС. Известен как инициатор неудавшейся экономической реформы (1965), направленной на внедрение принципов самостоятельности предприятий и материальной заинтересованности.

    Кравчук Леонид Макарович (род. в 1934 г.) – политический деятель Украины, экономист. Родился в Ровенской области Украины. Окончил Киевский государственный университет, кандидат экономических наук. Занимал различные должности в советском и партийном аппарате. Секретарь ЦК Компартии Украины (1989–1990); председатель Верховного Совета Украинской ССР (1990–1991); президент Украины (1991–1995). Участник Беловежской встречи в декабре 1991 г.

    Крючков Владимир Александрович (род. в 1924 г.) – государственный и политический деятель. Родился в Волгограде, окончил Всесоюзный заочный юридический институт, Высшую дипломатическую школу МИД СССР. Генерал армии. Последний председатель КГБ СССР (1988–1991); в августе 1991 г. арестован по «делу ГКЧП», предъявлено официальное обвинение по статье 64 УК РСФСР (измена Родине). В 1994 г. амнистирован постановлением Государственной Думы РФ.

    Кузнецов Алексей Александрович (1905–1950) – второй секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б), в 1937–1945 гг. – во время войны член военных советов Балтийского флота, Северного и Ленинградского фронтов, генерал-лейтенант. Первый секретарь Ленинградского обкома и горкома партии (1945–1946). Секретарь ЦК и начальник Управления кадров ЦК ВКП(б) (1946–1949). С февраля 1949 г. – секретарь Дальневосточного бюро ЦК партии. Депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов. Репрессирован, в 1949 г. арестован, военной коллегией Верховного суда СССР 30 сентября 1950 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян 1 октября 1950 г. Реабилитирован в апреле 1954 г.

    Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906–1999) – академик, общественный деятель. Родился в Санкт-Петербурге, окончил Ленинградский государственный университет, доктор филологических наук, профессор, в 1953 г. избран членом-корреспондентом Академии наук СССР; в 1970 г. – академик Академии наук СССР (с 1991 г. – Российская академия наук). Крупнейший отечественный специалист по древнерусской культуре. Создатель и первый председатель правления Советского фонда культуры.

    Лукьянов Анатолий Иванович (род. в 1930 г.) – государственный деятель. Родился в Смоленске, окончил МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук. Был на советской и партийной работе в Президиуме Верховного Совета СССР (1961–1976), в ЦК КПСС. 30 августа 1991 г. арестован по «делу ГКЧП». В 1994 г. амнистирован постановлением Госдумы РФ; депутат Государственной Думы (с 1993 г. по настоящее время).

    Микоян Анастас Иванович (1895–1978) – партийный и государственный деятель. Герой Социалистического Труда. В годы Гражданской войны – на партийных постах в Закавказье. После Гражданской войны – нарком внешней и внутренней торговли СССР. С 1937 г. – заместитель Председателя СНК СССР. В Великую Отечественную войну – председатель Комитета продовольственно-вещевого снабжения Советской Армии. 1946–1955 гг. – заместитель председателя, 1955–1964 гг. – первый заместитель председателя Совмина СССР, одновременно в 1946–1949 гг. – министр внешней торговли, 1953–1955 – министр торговли. Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1964–1965). Член Президиума Верховного Совета СССР (1965–1974). Член ЦК КПСС (1923–1976). Кандидат и член Политбюро (1926–1966).

    Павлов Валентин Сергеевич (род. в 1937 г.) – государственный деятель. Родился в Москве. Окончил Московский финансовый институт, доктор экономических наук, профессор. Финансист. Министр финансов СССР (1989–1991); премьер-министр СССР (1991); с 19 по 21 августа 1991 г. входил в состав Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР; арестован по «делу ГКЧП». В 1994 г. амнистирован постановлением Государственной Думы РФ.

    Подгорный Николай Викторович (1903–1983) – государственный и партийный деятель. Дважды Герой Социалистического Труда. В 1957–1963 гг. – первый секретарь ЦК КП Украины. 1963–1965 гг. – секретарь ЦК КПСС. 1965–1977 гг. – председатель Президиума Верховного Совета СССР. Член Политбюро (Президиума) ЦК (1960–1977). С 1977 г. – на пенсии.

    Примаков Евгений Максимович (род. в 1929 г.) – российский государственный и политический деятель, экономист-международник и историк. Родился в Киеве. Окончил Московский институт востоковедения, аспирантуру МГУ, доктор экономических наук, академик АН СССР. В 1977–1985 гг. – директор Института востоковедения АН СССР. 1985–1989 гг. – директор Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. 1989–1990 гг. – председатель Совета Союза Верховного Совета СССР. С декабря 1991 по январь 1996 г. – директор Службы внешней разведки РФ. С января 1996 по сентябрь 1998 г. – министр иностранных дел РФ; с 11 сентября 1998 по 12 мая 1999 г. – председатель правительства РФ. В 2000 г. избран в Государственную Думу, лидер фракции «Отечество».

    Путин Владимир Владимирович (род. в 1952 г.) – российский государственный деятель. Родился в Ленинграде, окончил юридический факультет ЛГУ. С 1975 по 1992 г. – на службе в органах госбезопасности. В 1996 г. переведен в Москву на должность заместителя управляющего делами Президента РФ. С марта 1997 г. заместитель руководителя Администрации президента РФ, начальник Главного контрольного управления. С мая 1998 г. – первый заместитель руководителя Администрации. С июля 1998 г. – директор Федеральной службы безопасности РФ. В марте 1999 г. назначен секретарем Совета безопасности с сохранением должности директора ФСБ. С августа 1999 г. – председатель правительства РФ. В 2000 г. избран президентом Российской Федерации.

    Руцкой Александр Владимирович (род. в 1947 г.) – российский государственный деятель. Родился в Курске. Окончил Барнаульское высшее военное училище летчиков, Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Генерал-майор. С 1965 г. служил в Советской Армии; участвовал в боевых действиях в Афганистане. С июня 1991 по октябрь 1993 г. – вице-президент Российской Федерации; с 1995 по ноябрь 2000 г. – губернатор Курской области.

    Рыжков Николай Иванович (род. в 1929 г.) – государственный деятель. Родился в Донецкой области. Окончил Краматорский машиностроительный техникум, Уральский политехнический институт им. С.М. Кирова. Трудовой путь начал в 1950 г. – от сменного мастера до генерального директора производственного объединения «Уралмаш» (1971–1975). Председатель Совета Министров СССР (1985–1991); депутат Верховного Совета СССР; народный депутат CCCР (1989), депутат Государственной Думы (с 1993 г. по настоящее время), лидер депутатской группы «Народовластие».

    Сахаров Андрей Дмитриевич (1921–1989) – советский физик-теоретик, общественный деятель, академик АН СССР (1953), занимался теоретической физикой, один из создателей водородной бомбы (1953) в СССР. Трижды Герой Социалистического Труда. С конца 60-х – начала 70-х годов – один из лидеров правозащитного движения, выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. В январе 1980 г. сослан в Горький; возвращен из ссылки в 1986 г. Народный депутат СССР (1989); предложил проект новой конституции страны. Лауреат Нобелевской премии мира (1975).

    Селезнев Геннадий Николаевич (род. в 1947 г.) – государственный деятель России, родился в Свердловской области. Окончил Ленинградский государственный университет. Редактор областной газеты «Смена» (1974–1980); главный редактор газеты «Комсомольская правда» (1980–1988) и «Учительской газеты» (1988–1991); с августа 1991 г. – главный редактор газеты «Правда». Председатель Государственной Думы (1996–1999). В 2000 г. вновь избран в Думу и стал председателем палаты.

    Степашин Сергей Вадимович (род. в 1952 г.) – государственный деятель России. Родился в Порт-Артуре в семье морского офицера. Окончил Высшее политическое училище МВД СССР, Гуманитарную военную академию. Генерал-полковник. Кандидат исторических наук, доктор юридических наук. Служил во внутренних войсках МВД (1973–1990), работал на руководящих постах в федеральных органах безопасности (1991–1995). Министр юстиции (1997–1998), министр внутренних дел (1997–1998). С мая по август 1999 г. – председатель правительства РФ. С 2000 г. – председатель Счетной палаты РФ.

    Строев Егор Семенович (род. в 1937 г.) – государственный и политический деятель. Был на партийной и советской работе, в ЦК КПСС, занимался аграрным вопросом. С 1993 г. – губернатор Орловской области. В 1996–2000 гг. – председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

    Суслов Михаил Андреевич (1902–1982) – партийный и государственный деятель. Дважды Герой Социалистического Труда. 1947–1982 гг. – секретарь ЦК КПСС. Редактор «Правды». Член Президиума и Политбюро ЦК КПСС (1952–1953) и с 1955. Главный идеолог партии при Л. И. Брежневе.

    Хасбулатов Руслан Имранович (род. в 1942 г.) – российский государственный деятель, экономист. Родился в Грозном. Окончил экономический факультет МГУ, аспирантуру; доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии наук (1991). С 1970 г. работал в аппарате ЦК ВЛКСМ; с 1972 г. – на научной работе. С октября 1991 по октябрь 1993 г. – председатель Верховного Совета Российской Федерации.

    Хрущев Никита Сергеевич (1894–1971) – один из руководящих деятелей КПСС и Советского государства. Герой Советского Союза, трижды Герой Социалистического Труда. С 1924 г. – на партийной работе. В 1934–1938 гг. – первый секретарь Московского горкома и обкома партии. Член Политбюро ЦК ВКП(б) КПСС (1939–1964). В 1938–1947 гг. – первый секретарь ЦК КП(б) Украины. В годы Великой Отечественной войны член Военного совета ряда фронтов. С 1949 г. – секретарь ЦК партии и одновременно первый секретарь Московского комитета партии. 1953–1964 гг. – первый секретарь ЦК КПСС и одновременно в 1958–1964 гг. – председатель Совета Министров СССР. Генерал-лейтенант. Инициатор смены партийного курса. На ХХ съезде КПСС выступил с докладом, разоблачающим «культ личности» Сталина. Предпринял попытку модернизировать систему: отказался от применения массовых политических репрессий, проводил курс на сотрудничество со странами Запада, выступал за управляемую демократизацию общественной и культурной жизни в СССР. Известен своими экспериментами в экономической сфере: пытался улучшить материальные условия жизни населения, решить с помощью разведения кукурузы и освоения целинных земель продовольственную проблему. С конца 50-х годов вернулся к «самодержавной» форме правления, опирался на однопартийную систему. Давал санкции на силовое подавление в 1956 г. восстания в Венгрии, на расстрел в 1962 г. рабочей демонстрации в Новочеркасске. Выступил с утопической программой построения коммунизма в СССР в 1980 г. ХХ в. Его попытки реформировать партийный аппарат и ограничить привилегии партийной номенклатуры привели к организации заговора, в результате которого в 1964 г. Хрущев был отправлен на пенсию.

    Черненко Константин Устинович (1911–1985) – государственный и партийный деятель. Трижды Герой Социалистического Труда. С 1933 г. – на партийной работе. 1956–1969 гг. – в ЦК КПСС. 1960–1965 гг. – в Президиуме Верховного Совета СССР. С 1965 г. – заведующий Общим отделом, с 1976 г. – секретарь ЦК КПСС. С 1984 по март 1985 г. – генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР.

    Черномырдин Виктор Степанович (род. в 1938 г.) – государственный и политический деятель России. Родился в Оренбургской области. Окончил Куйбышевский политехнический институт, Всесоюзный заочный политехнический институт; кандидат технических наук. В 1973–1978 гг. – директор Оренбургского газоперерабатывающего завода; инструктор ЦК КПСС (1978–1982); министр газовой промышленности СССР (1985–1989); председатель правления Государственного газового концерна «Газпром» (1989–1992). С декабря 1992 по март 1998 г. – председатель правительства Российской Федерации. Лидер общественно-политического движения «Наш дом – Россия». В 2000 г. избран в Государственную Думу. Ныне – посол РФ в Республике Украина.

    Чубайс Анатолий Борисович (род. в 1955 г.) – государственный деятель Российской Федерации. Окончил Ленинградский инженерно-экономический институт, кандидат экономических наук. В 1990–1991 гг. – заместитель, первый заместитель председателя Ленгорисполкома, главный экономический советник мэра Санкт-Петербурга; Председатель Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом (1991–1994). Заместитель и первый заместитель председателя правительства РФ (1992–1996). Один из основных инициаторов «чековой» (ваучерной) приватизации. В 1996–1997 гг. – руководитель Администрации президента, с 1998 г. – руководитель РАО ЕЭС России.

    Шеварднадзе Эдуард Амвросьевич (род. в 1928 г.) – политический и государственный деятель. Родился в Грузинской ССР. Окончил Кутаисский государственный педагогический институт. Министр иностранных дел СССР (1985–1991); министр внешних сношений СССР (1991–1992); с марта 1992 г. – председатель Государственного Совета Республики Грузия; с ноября 1992 г. глава государства, затем президент Республики Грузия.

    Шушкевич Станислав Станиславович (род. в 1934 г.) – государственный деятель. Родился в Минске. Окончил Белорусский государственный университет; доктор технических наук, профессор, член-корреспондент АН БССР. На научной работе до 1990 г. Первый заместитель председателя Верховного Совета Белорусской ССР (1990–1991); с сентября 1991 по январь 1994 г. – председатель Верховного Совета Республики Беларусь; народный депутат СССР (1989–1992). Участник Беловежской встречи в декабре 1991 г.

    Явлинский Григорий Алексеевич (род. в 1952 г.) – государственный деятель, экономист. Родился во Львове. Окончил Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова; кандидат экономических наук. Работал в аппарате Государственной комиссии Совета Министров СССР по экономической реформе (1989–1990); заместитель председателя Совета Министров РСФСР; член Политического консультативного совета при президенте СССР (1991). С 1993 г. – лидер общественно-политического движения «Яблоко». Депутат Государственной Думы (1993–1999). В 2000 г. вновь избран в Думу, возглавляет фракцию «Яблоко».

    Язов Дмитрий Тимофеевич (род. в 1923 г.) – военачальник, Маршал Советского Союза. Родился в Омской области. Окончил Московское высшее общевойсковое командное училище им. Верховного Совета РСФСР, Военную академию им. М.В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Последний министр обороны СССР (1987–1991); в 1991 г. вошел в состав ГКЧП СССР; был арестован; предъявлено обвинение по статье 64 УК РСФСР (измена Родине). В 1994 г. амнистирован постановлением Государственной Думы РФ.

    Янаев Геннадий Иванович (род. в 1937 г.) – государственный и политический деятель. Родился в Горьковской области. Окончил Горьковский сельскохозяйственный институт, Всесоюзный заочный юридический институт, кандидат исторических наук. С апреля 1990 по июль 1990 г. – председатель ВЦСПС; с декабря 1990 по сентябрь 1991 г. – вице-президент СССР; с 19 августа по 21 августа 1991 г. входил в состав Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР, исполнял обязанности президента СССР; один из организаторов государственного переворота. Арестован по «делу ГКЧП»; предъявлено официальное обвинение по статье 64 УК РСФСР (измена Родине). В 1994 г. амнистирован постановлением Государственной Думы РФ.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх