|
||||
|
Примечания Примечания к Главе 11) Шаховская А. Д. Хроника большой жизни, – В кн.: Прометей", т. 15, М., 1988, с. 44. 2) Вернадский В. И. Забытые страницы. – В кн.: «Прометей», т. 15, М., 1988, с. 133. 3) Отмечу, что автор этой книги, нередко причисляемый к «последователям славянофилов», еще в 1960 году писал о «всемирном значении» бахтинской мысли (см. об этом: «Литературная учеба», 1992, № 5-6, с. 144-145), но это убеждение стало в России широким достоянием лишь после признания М. М. Бахтина на Западе в 1980-х гг. * Итак, из 954 монастырей 754 было ликвидировано, и осталось всего 200. В XIX – начале XX века многие монастыри были восстановлены, а также созданы сотни новых; к 1917 году в стране имелось более 1200 монастырей (см. статистику в кн.: Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России. М., 1975). 4) Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. – М., 1982, с. 291. 5) См.: Пыпин А. Н. Русское масонство XVIII и первой четверти XIX в. Под редакцией Г. В. Вернадского. – П., 1916, с. 516. 6) Карамзин Н. М. Записки старого московского жителя. – «Вестник Европы», 1803, № 13, с. 280. 7) Чичибабин Борис. Клянусь на знамени. – «Лит. Россия», 1988, 14 окт., с. 5. 8) Старцев В. И. Масонство в России. – В кн.: За кулисами видимой власти, М., 1984, с. 83. 9) Это наиболее крупные творения древнерусского Слова. 10) Иллерицкий В. Е. Сергей Михайлович Соловьев. – М., 1980, с. 175. 11) Непомнящий В. Пророк. Художественный мир Пушкина и современность. – «Новый мир», 1987, № 1, с. 137, 138, 139-140. 12) Скрынников Р. Г. Иван Грозный – М., 1975, с. 191. 13) Григулевич И. Р. История инквизиции. – М., 1970, с. 271. 14) Лозинский С. Г. История папства – М., 1986, с. 262. 15) Большая советская энциклопедия, третье издание, т. 4, М., 1971, с. 312. 16) Осиновский И. Н. Томас Мор – М., 1974, с. 62. 17) Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. – Л., 1988, с. 147, 122. 18) Памятники литературы Древней Руси. Вып. 8-й, М., 1988, с. 144, 145. 19) Лозинский С. Г. История папства – М., 1986, с. 264-265. * См. подробную характеристику безграничного стремления русских людей к крайнему «самокритицизму», самоосуждению в моей статье «И назовет меня всяк сущий в ней язык». Заметки о духовном своеобразии России" («Наш современник», 1981, №11, или в книге: Вадим Кожинов. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. М., 1990). 20) Ленин В. И. О литературе и искусстве. – М., 1986, с. 132, 133, 134. 21) Черкасов Н. К. Записки советского актера. – М., 1953 с. 382, 383. 22) Валишевский К. Иван Грозный. – СПб., 1912, с. 291-292. 23) Зимин А. А, Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982, с. 125. 24) Кобрин В. Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина. – В кн.: История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 1991, с. 161. 25) Урланис Б.Ц. Войны и народонаселение Европы. – М., 1960, с. 239. 26) Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ – М., 1989, т. 1, с. 99. 27) Пашуто В. Т. Литература и история: пути творческого содружества. – «Литературное обозрение», 1982, № 7, с. 13. 28) Третьяков П. Н. По следам древних славянских племен. – Л., 1982, с. 5. 29) См.: Свердлов М. Б. Об историзме в изучении русского эпоса. – «Русская литература», 1985, № 2, с. 78-90. 30) Фроянов И. Я., Юдин Ю. И. Об исторических основах русского былинного эпоса. – «Русская литература», 1983, №2, с. 91, 92. Примечания к Главе 21) Тихомиров М.Н. Русская культура X-XVIII вв. – М., 1968, с. 131. 2) Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. – М., 1980, с. 250-252. 3) Из произведений патриарха Фотия. – В кн.: Материалы по истории СССР. Вып. 1. – М., 1985, с. 267-270. 4) Гегель. Сочинения. Том VIII. – М., 1935, с. 323, 318 (далее – по этому же изданию). 5) Гердер Иоганн Готфрид. Идеи к философии истории человечества. – М., 1977, с. 499 (далее – по этому же изданию). 6) Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М., 1991, с. 317 (далее – по этому же изданию). 7) Цит. Изд., с. 499. 8) Петрарка Франческо. Лирика. Автобиографическая проза. – М., 1989, с. 322. 9) Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. – «Новый мир», 1988, № 7, с. 214. 10) Леонтьев Константин. Записки отшельника. – М., 1992, с. 29, 32, 33. 11) Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. – М., 1991, т. 1, с. 533 (далее – по этому же изданию). 12) Даймонт М. Евреи, бог и история. – М., 1994, с. 392, 398, 443. 13) Коленкур Арман де. Поход Наполеона в Россию. – М., 1943, с. 220. 14) Розанов В.В. О себе и жизни своей. – М., 1990, с. 579. 15) Маркс Карл. Разоблачение дипломатической истории XVIII века. – «Вопросы истории», 1989, № 4, с. 3. 16) Там же. 17) Гегель, цит. изд., с. 85. 18) Там же, с. 110. 19) Неру Джавархарлал. Взгляд на всемирную историю. – М., 1975, т. 1, с. 314. 20) Тойнби, цит. изд., с. 250. 21) Феннел Джон. Кризис средневековой Руси. 1200-1304. – М., 1989, с. 213. 22) Тихонравов Н.С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. – М., 1982, с. 137. 23) Барбаро и Контарини о России. – Л., 1971, с. 226. 24) Казанская история. – В кн.: Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. – М., 1985, с. 462. Эти сведения из «Казанской истории» или, иначе, «Казанского летописца» кажутся некоторым исследователям недостоверными, ибо господствует мнение о непримиримой борьбе Руси с остатками Монгольской империи. Так, комментаторы новейшего издания «Казанского летописца», Т. Ф. Волкова и И. А. Евсеева утверждают, что упомянутые царевичи-чингизиды «на самом деле в походе на Казань не участвовали». Они не отрицают, что чингизид Шигалей (Шах-Али) принимал участие в походе, ибо об этом сообщают многие источники. Но об остальных чингизидах сведения есть только в наиболее обстоятельном «Казанском летописце», и потому комментаторы подвергают их сомнению. Между тем этот летописец создавался вскоре после событий (в 1564-1565 гг.), когда большинство участников похода еще было живо, и неосновательно предполагать, что в рассказ о Казанском походе 1552 года вошли заведомо ложные сведения о целом ряде всем известных людей. Такое случалось только в произведениях, создававшихся намного позже описываемых событий. Словом, сомнение комментаторов продиктовано, очевидно, неверным представлением о характере взаимоотношений Руси и сходившей с исторической сцены монгольской власти над Евразией. 25) «Вопросы истории», 1994, № 1, с. 182. (Перевод видного историка В. Н. Виноградова). 26) Цит. по кн.: Нестеров Ф. Связь времен. Опыт исторической публицистики. – М., 1980, с. 107-108. 27) См.: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1966, с. 676-677. Примечания к главе 31) Балашов Д. М. Из истории былинного эпоса. Святогор. – В кн.: Русский фольклор. Вып. XX, Фольклор и историческая действительность. Л., 1981, с. 20. 2) Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. – М., 1963, с. 423. * Иногда это произведение датируют более поздним временем, но один из наиболее авторитетных его исследователей, С. А. Богуславский, относил его ко времени Ярослава Мудрого. 3) Здесь и далее перевод на современный язык В. Я. Дерягина. 4) Нормандский Бастард – внебрачный сын норманна (то есть в древнерусском словоупотреблении – «варяга») Роберта Дьявола, Вильгельм Завоеватель (1027-1087), ставший в 1066 году королем Англии. 5) Пушкин А. С. Полное собрание сочинений, т. 12, М., 1949, с. 208. 6) Шлецер А. Л. Нестор. Русские летописи на древлеславенском языке, сличенные, переведенные и объясненные… Ч. 1, СПб., 1809, с. XXXIV. 7) См. итоги изучения этой темы в трактате: Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. – М., 1982. 8) См. новейшее исследование этой проблемы: Дубов И. В. Великий Волжский путь. – Л., 1989. 9) Традиционный перевод летописного «наряд» словом «порядок» вызывает сомнение: вернее перевести словами «власть» или «правление», ибо далее говорится: «Да пойдете княжить и володеть нами». 10) «Повесть временных лет» здесь и далее цитируется в переводе Д. С. Лихачева. 11) Свердлов М. Б. Генеалогия в изучении класса феодалов на Руси XI-XIII вв. – Вспомогательные исторические дисциплины. Т. XI, Л., 1979, с. 232-233. 12) Речь идет о таких исследователях, как О. И. Давидан, И. В. Дубов, А.Н. Кирпичников, Г. С. Лебедев, Д. А. Мачинский, Р. С. Минасян, В. А. Назаренко, Е. Н. Носов, С. Н. Орлов, В. П. Петренко, Е. А. Рябинин и др.; см., например, сборники статей и материалов: Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего средневековья. – Л., 1982; Новое в археологии Северо-Запада СССР. – Л., 1985; Средневековая Ладога. Новые археологические открытия и исследования. – Л., 1985; Историко-археологическое изучение Древней Руси. Истоки и основные проблемы. – Л., 1988 и др., а также книги названных исследователей. 13) См., например: Янин В. Л., Колчин Б. А. Итоги и перспективы новгородской археологии. – В кн.: Археологическое изучение Новгорода. – М., 1978, с. 5-56. Правда, еще в IX веке существовало поселение, выражаясь современным языком, городского типа на острове вблизи Новгорода, получившее впоследствии название «Рюриково городище». Но это не Новгород (который, вполне вероятно, был наименован «Новым городом» в сравнении с этим, более ранним). Во всяком случае, предание о том, что Рюрик в середине IX века основал именно Новгород, на деле возникший значительно позднее, – вымысел новгородских летописцев. См. обо всем этом превосходное исследование: Носов Е. Н. Новгородское (Рюриково) городище. – Л., 1990. 14) В кн.: Культура Средневековой Руси – Л., 1974, с. 70-72. 15) Тихомиров М. Н. Русское летописание. – М., 1979. с. 52, 53. 16) «Вопросы истории», 1991, № 2-3, с. 5. * Здесь и далее – годы правления. 17) См. новейшее исследование проблемы: Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. – Л., 1985. 18) См.: Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. – М., 1968, с. 62. 65, 68, 69, 99, 100, 103. 19) Забелин И. Е. Материалы для истории русской иконописи – «Временник Императорского Московского общества истории и древностей Российских». 1850, кн. 7-я, с. 4. 20) См. об этом: Астахова А. М. Вопрос о термине «былина». – В ее книге: Былины. Итоги и проблемы изучения. – М. – Л., 1966, с. 21-27. 21) См. характеристику этого толкования в уже упомянутой обобщающей книге: Астахова А. М. Былины… с. 50-61. 22) «Советская этнография», 1960, № 4, с. 30-43. 23) Липец Р. С. Эпос и Древняя Русь – М., 1969, с. 9-10, 12. (Разрядка моя. – В. К.). 24) Лихачев Д. С. Возникновение русской литературы. – М. – Л., 1952, с. 48. 25) Путилов Б. Н. Северорусская былина в ее отношении к древнерусскому эпосу. – В кн.: Фольклор и этнография Русского Севера. Л., 1973, с. 174, 180. 26) См.: Скафтымов А. П. Поэтика и генезис былин. Очерки. – Москва – Саратов, 1924. 27) Путилов Б. Н. Героический эпос и действительность. – Л., 1988, с. 115. 28) Путилов Б. Н. Русский историко-песенный фольклор XIII-XVI веков. – М. – Л., 1960, с. 25. 29) Лелеков Л.А. Искусство Древней Руси и Восток. – М., 1978, с. 104. 30) Художественный фольклор. Вып. II-III, М., 1927, с. 35-36. 31) Проблеме западных толкований русской «бесформенности» и «хаотичности» посвящена моя статья «Недостаток или своеобразие?» в кн.: Вадим Кожинов. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. – М., 1990, с. 221-246. 32) Пушкин, как ясно из известного «Словаря языка Пушкина», еще использовал слово «былина» только как синоним слова «быль». 33) См. заметки Толстого к этому ненаписанному им роману в его Полном собрании сочинений, т. 90, М., 1938, с. 109-110. 34) Пришвин М. М. Собрание сочинений в восьми томах, т. 8, М., 1986, с. 135-136. 35) Лощиц Юрий. Гончаров. – М., 1977, с. 173-174. 36) Пропп В. Я. Русский героический эпос. – М., 1958, с. 3. 37) Ляцкий Евг. Сказитель Иван Трофимович Рябинин и его былины – М., 1895, с. 27. 38) Астахова А. М. Цит. соч., с. 164, 165. 39) См.: Добиаш-Рождественская О. А. Культура Западноевропейского средневековья. М., 1987; эта женщина, между прочим, явилась прообразом героини романа А. И. Солженицына «Октябрь шестнадцатого» Ольды Андозерской (см. «Наш современник» за 1990 год). 40) Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976, c. 311, 312, 313. 41) Речь идет о «похожих», могущих быть с помощью различных натяжек отождествленными деталях былин и летописей. 42) Еще раз отмечу, что эти отголоски, вполне возможно, мнимые: дело идет, скорее всего, только о сходстве событий, имен, поступков, имеющихся в былинах и, с другой стороны в летописях. 43) Соколов Б. М. Русский фольклор. Вып. 1, М., 1929, с. 62. 44) Дмитриева С. И. Географическое распространение русских былин по материалам конца XIX – начала XX в. – М., 1975, с. 41. Книга опирается на целый ряд более ранних работ (В. Ф. Миллера, А.В. Маркова, Н.Е. Ончукова, С.Ф. Платонова, А.Н. Насонова, Р. С. Липец, М. В. Витова и др.), но поднимает отдельные наблюдения и выводы на уровень существенного обобщения. 45) Это понятие развернуто исследовано в ставшей уже классической книге: Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. – М., 1951. 46) Бернштам Т. А. Русская народная культура Поморья в XIX – начале XX в. – Л., 1983, с. 6. 47) См., напр., раздел «Укрепление Олега Вещего» в книге: Кирпичников А. Н. Каменные крепости Новгородской земли. – Л., 1984, с. 28-42. 48) См. об этом, напр.: Мачинский Д.А. Мачинская А.Д. Северная Русь. Русский Север и Старая Ладога в VIII-XI вв. – В кн.: Культура Русского Севера. Л., 1988, с. 56. 49) См. в частности: Битов М. В. Антропологические данные как источники по истории колонизации Русского Севера. – «История СССР», 1964, № 6. 50) Веселовский А. Н. Русский эпос и новые его исследователи – Халанский и Дамберг. – «Вестник Европы», 1888, июль, с. 153. 51) Плисецкий М. М. Героико-эпический стиль в восточнославянских колядках. – В кн.: Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982, с. 206; см. также более раннюю работу: Гацак В. М. Эпос и героические колядки. – В кн.: Специфика фольклорных жанров. М., 1973, с. 7-51. 52) Новиков Ю.А. Точку ставить рано… О концепции новгородского происхождения русской былинной традиции. – В кн.: Фольклор. Проблемы историзма. Отв. ред. В. М. Гацак, М., 1988, с. 34, 35. 53) «Русская литература», 1991, № 2, с. 111-119. 54) Былины Ивана Герасимовича Рябинина-Андреева – Петрозаводск, 1948, с. 23. 55) Беломорские былины, записанные А.Марковым. М., 1901, с. 13. 56) То есть взял. 57) Сахаров А. Н. «Мы от рода русского…». Рождение русской дипломатии. Л., 1986, с. 263. 58) Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе, т. II. М., 1967, с. 146-147. 59) Иеромонах Никон. Начало христианства на Руси. – «Вопросы истории», 1989, № 6, с. 36-54. 60) Две беседы святейшего патриарха Константинопольского Фотия по случаю нашествия россов на Константинополь. – «Христианское чтение», 1882, сентябрь-октябрь, с. 419, 421, 430. 61) Константин Багрянородный. Об управлении империей. – М., 1989, с. 282. 62) Левченко М. В. Очерки из истории русско-византийских отношений – М., 1956, с. 62. 63) Русанова И. П. Курганы полян X-XII вв. – М., 1966, с. 26. 64) См. Янин В. Л. Летописные источники о крещении новгородцев (о возможном источнике Иоакимовской летописи). – В кн.: Русский город. Исследования и материалы. Вып. 7, М., 1984, с. 49-55. 65) Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. – Баку, 1986, с. 124. 66) См. об этом, например: Носова Г.А. Язычество в православии. – М., 1975. 67) Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. – М., 1982, с. 35, 54, 55. 68) Тихомиров М. Н. Древняя Русь. – М., 1975, с. 266. 69) См. Лобода А. М. Русский богатырский эпос. – Киев, 1896, с. 15-19. 70) Веселовский А. Н. Южнорусские былины. СПб, 1881, с. 33. 71) См.: Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации (XI-XVI вв.). – М., 1986, глава 1. 72) Миллер Вс. Очерки русской народной словесности, – т. III. М., 1924, с. 27, 28. 73) См. об этом: Емельянов Л. И. Методологические вопросы фольклористики. – Л., 1978, с. 123-163. 74) Соколов Б. М., проф. Русский фольклор. Вып. 1, М., 1929, с. 35, 36. 75) См. Мальм В. А. Крестики с эмалью. – В кн.: Славяне и Русь. – М., 1968, с. 116; Седова М. В. О двух типах привесок-иконок Северо-Восточной Руси. В кн.: Культура Средневековой Руси., Л., 1974, с. 194. 76) Макаров Н. А. К оценке христианизации древнерусской деревни в XI-XIII вв. (погребения с крестами и образками в могильниках Белозерья и Каргополья). – В кн.: Славяно-русские древности. Краткие сообщения Института археологии. Вып. 205 М., 1991, с. 20, 18. 77) Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. – М., 1951, с. 104-105. 78) Робинсон А. Н. Литература Древней Руси в литературном процессе Средневековья XI-XIII вв. – М., 1980, с. 116. 79) Как уже говорилось, Исландия сыграла для скандинавского и, шире, германского эпоса ту же роль. что и Поморье для русского. 80) См.: Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия в IX-XIV вв. (материалы и исследования). – М., 1976, с. 27, 29, 30 и др. 81) См. обстоятельное исследование: Веселовский А. Н. Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском (Веронском). – СПб, 1908, с. 1-9 и далее; в книге опубликован перевод «русских» частей саги. Тема эта породила весьма большую отечественную и зарубежную литературу. 82) См., например, новейшую работу: Глазырина Г. В. Илья Муромец в русских былинах, немецкой поэме и скандинавской саге. – В кн.: Методика изучения древнейших источников по истории народов СССР. М., 1978, с. 192-202. 83) См.: Низами. Искендер-наме – М., 1953. с. 353-423. 84) Н. Я. Половой считает, что речь шла об известном воеводе князя Игоря, а затем Святослава, Свенельде (он сопоставляет разные формы написания его имени: Свенгельд, Свангельд, Сфанкел, Свангелд с данным у Низами Кинтал, Квинтал) – см. его работу «О русско-хазарских отношениях в 40-х годах Х века». – «Записки Одесского Археологического общества», т. 1 (34), 1969, с. 353; но исследователь творчества Низами Рустам Алиев утверждает, что "в оригинале было слово «Киниаз-е Рус», что означает «русский князь», (см. Низами. Стихотворения и поэмы. Л., 1981. с. 763). 85) См., например: Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI веков – М., 1963, с. 150. Примечания к главе 41) См.: Шахматов А. А. О начальном Киевском своде. СПб, 1897, с. 52-56; Тихомиров М. Н. Начало русской историографии. – В его кн.: Русское летописание. М., 1979, с. 49-51; а также: Васильев Ю. С. Летописное наследие Поморья. – Вспомогательные исторические дисциплины, вып. XI. Л., 1979, с. 19-22. 2) Полное собрание русских летописей, т. 37. – М., 1982, с. 56. 3) Любопытно, что Гита, дочь свергнутого и убитого норманнами в 1066 году короля Англии Гарольда II, нашла прибежище в далекой Руси. В 1068 году Гита вместе с семьей эмигрировала в Данию, ко двору тамошнего короля Свена (его мать была из английского королевского рода), который тогда же или вскоре обвенчался с дочерью Ярослава Мудрого Елизаветой (ранее она была супругой норвежского короля Гаральда III, погибшего как раз в 1066 году). Елизавета, очевидно, и сосватала Гиту и своего племянника Владимира Мономаха, обвенчавшегося с этой английской принцессой (в 1074 или 1075 году). 4) См. об этом, например, статью М. А. Барга «Нормандское завоевание Англии» в «Советской исторической энциклопедии», т. 10. – М., 1967, с. 343-344. 5) Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. – М., 1983, с. 113, 114, 115. Редактор книги М. В. Нечкина отметила в предисловии к этой книге, что в прочитанных и опубликованных лекциях «варяжский вопрос… сильно, почти неузнаваемо изменен по сравнению с публикуемыми нами отрывками. Исчезли почти все резкие, острые определения…» (с. 7). 6) Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. – Л., 1985, с. 214. 7) Я имею в виду, что Святослав, родившийся около 940 года, приходился правнуком, а не внуком Рюрику, умершему за 60 лет до Святославова рождения. 8) Козлов В. И. Динамика численности народов. – М., 1989, таблица 12 (между с. 240-241). 9) Ловмяньский X. Русь и норманны. – М., 1985, с. 17. 10) Гуревич А. Я. Походы викингов – М., 1966, с. 85, 128, 135, 172. 11) Там же, с. 87. 12) Летописи и хроники. 1980, – М., 1981, с. 52-53. 13) См. Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. – М., 1982, с. 52-57. 14) Тихомиров М. Н. Русское летописание. – М., 1979, с. 52. 15) Новгородская Первая летопись – М.-Л., 1950, с. 20. 16) См. об этом, например: Ловмяньский X. Русь и норманны. – М., 1985, с. 195. 17) Бартольд В.В. Арабские известия о русах – В его кн.: Сочинения, т. II, ч. 1. М., 1963, с. 819. Речь идет об известных исследованиях А. А. Шахматова «Введение в курс истории русского языка» (Ч. 1, Пг., 1916) и «Древнейшие судьбы русского племени» (Пг., 1919). 18) См. об этом, напр.: Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX-Х вв. – М., 1962, с. 38-39. 19) Вернее было бы сказать не «некоторые», а почти все историки… 20) Д. А. Мачинский ссылается здесь на работы X. Ловмяньского, Б. А. Рыбакова., Г. С. Лебедева и др. 21) Культура Русского Севера – Л., 1988, с. 47 (работа написана совместно с А. Д. Мачинской). См. также работы Д. А. Мачинского в сборниках: Формирование раннефеодальных славянских народностей. – М., 1981, с. 31-52; Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего средневековья – Л., 1982, с. 7-24; Археологические исследования Новгородской земли. – Л., 1984, с. 5-25, Русский Север. – Л., 1986, с. 3-29; Археологический сборник Вып. 29, – Л., 1988, с. 117-128; а также другие его работы. 22) Татищев В. Н. История Российская, т. 1. – М. – Л., 1962, с. 110. 23) Ловмяньскнй X. Русь и норманны. – М., 1985, с. 159. 24) Рапов О. М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства. – М., 1988, с. 118. 25) Новосельцев А. П. Восточные источники о славянах и Руси VI-IX вв. – В кн.: Древнерусское государство и его международное значение. – М., 1965, с. 399, 400. 26) См. новейшую работу: Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Название «Русь» в этнокультурной истории древнерусского государства (IX-Х вв.) – «Вопросы истории», 1989, № 8, с. 24-28. 27) См.: Трубачев О. Н. К истокам Руси (наблюдения лингвиста). – М., 1993, с. 48. 28) Памятники истории Киевского государства IX-XII вв. – М., 1936, с. 23. 29) Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М., 1990, с. 34. 30) Л. Н. Гумилев полагает, что эта притча в преобразованном виде запечатлела совершившееся некогда изъятие хазарами оружия у русской дружины (см. его статью «Сказание о хазарской дани…» в журнале «Русская литература», 1974, № 3, с. 164-174). 31) Бруцкус Ю. Д. Письмо хазарского еврея от Х века. Новые материалы по истории южной России времен Игоря. – Берлин, 1924, с. 19. 32) Я имею в виду статьи о былинах А. С. Хомякова (1852) и К. С. Аксакова (1856). 33) Аникин В.П. Былины. Метод выяснения исторической хронологии вариантов. – М., 1984, с. 157-158 (см. также далее). 34) Толстова Л. С. Использование фольклора при изучении этногенеза и этнокультурных связей народов (на среднеазиатском материале). – В кн.: Фольклор и историческая этнография. – М., 1983, с. 9. 35) См.: Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей. Извлечение сведений об абхазах, народах Северного Кавказа и Дагестана. – М., 1979, с. 74, а также с. 88-89 и др. 36) Тихомиров М. Н. Русская культура X-XVIII вв. – М., 1968, с. 127. 37) Речь идет об опубликованной в 1935 году в Праге работе историка-эмигранта Д. А. Расовского (1902-1941). 38) Древнерусское государство и его международное значение. – М., 1965, с. 98. 39) Древнерусские княжества X-XIII вв. – М., 1975, с. 260-267. 40) Скржинская Е. Ч. Половцы. Опыт исторического истолкования этникона. – «Византийский временник», т. 46, М., 1986, с. 255, 259. 41) Гордлевский В.А. Что такое «босый волк»? (К толкованию «Слова о полку Игореве») – В его книге: Избранные сочинения, т.3, М., 1961, с. 487. 42) Робинсон А. Н. О задачах сближения славистической и тюркологической традиции в изучении «Слова о полку Игореве». – В кн.: «Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI-XVI веков. – М., 1978, с. 202. 43) Зимин А. А. Обретение свободы. – Журн. «Родина», 1990, № 8, с. 88. 44) См.: Карамзин Н. М. История Государства Российского. Книга 1, Примечания, стлб. III. 45) См.: Баскаков Н. А. Тюркская лексика в «Слове о полку Игореве». – М., 1985, с. 95-96. * См. воспроизведение фотографии созданного М. М. Герасимовым скульптурного портрета «Буй-Тура» в книге: Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971, с. 127. 46) Поэтому Роланд и не посрамляется в посвященном ему эпосе. 47) Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. – М., 1986, с. 517, 518. 48) Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в тридцати томах, т. 25, М., 1983, с. 52. 49) Германия превыше всего (нем.). 50) При прочих равных условиях (лат.). 51) «Вопросы истории», 1991, № 6, с. 157. 52) Священное единство (фр). 53) См.: Федотов Георгий. Святые Древней Руси. – М., 1990, с. 45-51. 54) Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. 1. – М., 1959, с. 202. 55) Калинина Т. М. Сведения Ибн Хаукаля о походах Руси времен Святослава – В кн.: «Древнейшие государства на территории СССР». 1975 – М., 1975, с. 98. 56) Плетнева С. А. Кочевники Средневековья. Поиски исторических закономерностей. – М., 1982, с. 63. 57) См.: Артамонов М. И. История хазар – Л. 1962, с. 448, 449. Следует сказать, что в новейшей своей работе С. А. Плетнева, по существу, выразила согласие с критикой М. И. Артамонова, отметив, что в Саркеле «еще в конце IX в. поселились печенежские наемники, образовавшие кочевнический гарнизон крепости». См.: Плетнева С. А. Половцы. – М., 1990, с. 22; здесь же она ссылается на исследование М. И. Артамонова «Саркел – Белая Вежа» (1958). 58) Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. Археологические памятники. – М., 1966, с. 137. 59) Плетнева С. А, На славяно-хазарском пограничье. Дмитриевский археологический комплекс. – М., 1989, с. 7. 60) Плетнева С. А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура – М., 1967, с. 187. 61) Приходнюк О. М. Об этнокультурной ситуации в Днепровском лесостепном пограничье во второй половине I тысячелетия н. э – В кн.: Проблемы этногенеза славян. – Киев, 1978, с. 114. 62) Швецов М. Л. Погребения салтово-маяцкой культуры в Поднепровье – В кн.: Древности Среднего Поднепровья – Киев, 1981, с. 96. 63) История государства Российского, сочинение Н. М. Карамзина кн. 1. СПб., 1842, с. 73. 64) Соловьев С. М. История России с древнейших времен кн. 1-М., 1959, с. 149. 65) Полное собрание русских летописей, т. 37-Л., 1982, с. 18. 66) Маяцкое городище. Труды советско-болгаро-венгерской экспедиции – М., 1984, с. 57. 67) Плетнева С. А. На славяно-хазарском пограничье. с. 278. 68) Кузнецов В. И. Очерки истории алан – Орджоникидзе, 1984, с. 114. 69) Рыбаков Б. А. Русь и Хазария – В кн.: Академику Б. Д. Грекову ко дню семидесятилетия. Сб. статей. М., 1952, с. 76, 88. 70) Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. – М., 1982, с. 377. – (Разрядка моя. – В. К.) 71) Плетнева С. А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура – М., 1967, с. 190. 72) Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М., 1990, с. 3, 89. 73) «Вопросы истории», 1991, № 2-3, с. 3-20. 74) См.: Калинина Т. М. Сведения ранних ученых Арабского халифата. – М., 1988, с. 74-76. 73) См., напр.: Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI-VII веков. – М. – Л., 1946, с. 268-269. 76) Часть болгар под давлением хазар, как известно, ушла на запад за Дунай, а другая – на север, в среднее течение Волги (нынешние казанские татары). 77) Магомедов М. Г. Образование Хазарского каганата. По материалам археологических исследований и письменным данным. – М., 1983, с. 158-173. 78) Гадло А. В. Отражение социальной борьбы внутри хазарского племенного объединения VII в. в памятниках «еврейско-хазарской переписки». – В кн.: Генезис и развитие феодализма в России. – Л., 1985, с. 24. 79) См.: Сабанисдзе Иоанн. Мученичество Або Тбилели – Памятники грузинской агиографической литературы. – Тбилиси 1956, с. 50. 80) Константин Багрянородный. Об управлении империей. – М., 1989, с. 61. 81) Вопрос подробно исследован в труде: Гунба М. М. Абхазия в первом тысячелетии н. э. – Сухуми, 1989, с. 213-234. 82) Сообщения средневековых грузинских источников об Абхазии. Сост. Г. А. Амичба. Сухуми, 1986, с. 33. Нельзя не отметить, что абхазы проявили тогда истинную политическую мудрость: основываясь на противоречиях трех могущественных сил (хазарской, византийской и арабской), они смогли создать самостоятельную государственность, объединившую не только собственно абхазские, но и западногрузинские земли и существовавшую вплоть до монгольского нашествия. Это государство, возникшее в VIII в., еще и в конце XII – начале XIII вв. называлось Абхазией, – о чем неоспоримо свидетельствует, например, созданная в то самое время в соседней Гяндже поэма Низами «Искендер-наме». 83) Баранов И. А. О восстании Иоанна Готского. – В кн.: Феодальная Таврика. Материалы по истории и археологии Крыма. – Киев, 1974, с. 157. 84) Артамонов М. И. История хазар. – Л., 1962, с. 251. 85) Новосельцев А. П. Хазарское государство… М., 1990, с. 191. 86) Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. – СПб, 1992, с. 23, 25. 87) Dunlop O.M. The history of the Jewish Khasars. – Princeton, 1954. p. X; Golden P. Khasar Studies. – Budapest, 1980, vol. 1, p. 14. 88) Плетнева С. А. Хазары. – М., 1986, с. 40. 89) Новосельцев А. П. Хазария в системе международных отношений VII-IX веков. – «Вопросы истории», 1987, 2, с. 25. 90) Новосельцев А. П., цит. соч., с. 129-130. 91) Магомедов М. Г. Образование Хазарского каганата, с. 59. 92) Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. К 1200-летию со дня рождения. – М., 1983, с. 168. 93) См. об этом: Лубо-Лесниченко Е. И. Великий «шелковый» путь. – «Вопросы истории». 1985, 9, с. 88-100; Иерусалимская А. А. «Великий шелковый путь» и Северный Кавказ. – Л., 1972. 94) Плетнева С. А. На славяно-хазарском пограничье… с. 280, 281. 95) Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. – М., 1966, с. 197. 96) Михеев В. К. Подонье в составе Хазарского каганата. – Харьков, 1985, с. 89-90. 97) Сами русские слова «сабля» и «кистень» – ранние (IX-Х века) заимствования из тюркских языков. 98) Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV-Х вв. – Л., 1979, с. 120. 99) Обзор политической истории хазаров. Сочинение В. Григорьева. – СПб, 1835, с. 19. 100) Новосельцев А.П. Хазарское государство, с. 54. 101) Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1989. 102) Между прочим, Л.Н. Гумилев, размышляя об очень скудных сведениях о борьбе с Хазарским каганатом в «Повести временных лет», пришел к выводу, что при князе Святополке II (когда и составлялась «Повесть») действовала «цензура». Ведь Святополк, писал Л.Н. Гумилев, «разрешил пребывание в Киеве еврейской общины, конечно, за большую плату. Нестор, видя это, счел за благо хазарскую проблему в летописи не обострять» («Русская литература», 1974, 3, с. 173). |