|
||||
|
1989 год На Земле. Январь К старту готовятся два экипажа: Викторенко – Серебров и Соловьев Анатолий – Баландин. По плану в марте должен состыковаться со станцией новый модуль» Квант-2». По размерам он соизмерим с базовым блоком станции. Он расширит возможности комплекса по обеспечению жизнедеятельности. Но главное. Теперь уже он будет местом, откуда космонавты буду осуществлять выход в открытое пространство. В модуле значительно больше свободного пространства. Выходной люк метрового диаметра. Поэтому именно из него очередной экипаж должен будет выйти в космос и испытать новое средство передвижения космонавтов в открытом космосе. Его еще называют космический мотоцикл. Главным испытателем назначен Серебров. Вместе с Викторенко они должны будут 6 месяцев пробыть на станции и испытать космический мотоцикл. На орбите. Январь – февраль Волков, Крикалев и Поляков удивительно быстро сработались и приспособились к невесомости. Идет планомерная, спокойная, деловитая работа по выполнению научной программы полета. Разгрузили «Прогресс-39» и приняли новый корабль «Прогресс-40». На Земле. Февраль Вывод модуля «Квант-2» задерживается и надолго. Поэтому нет смысла лететь в апреле Сереброву, так как средство передвижения будет только с новым «Квантом». Экипажи переформировали. Теперь готовятся: Викторенко – Баландин и Соловьев Анатолий с Серебровым. Сформированы новые экипажи Афанасьев – Севастьянов и Манаков – Стрекалов. Один из них будет вывозить еще одного летчика-испытателя для «Бурана». Они тоже начали подготовку. Это Станкявичус и Заболотский. Ну и, наконец, Афганистан. 15 февраля официально закончился вывод советских войск из Афганистана. 15000погибших, 45000раненых. И неясно – выполнили мы там свою задачу или нет. На орбите. Март На орбите продолжается планомерная спокойная работа. Экипаж расстался с кораблем «Прогресс-40» и принял корабль «Прогресс-41». На Земле. Март На космодроме во время испытаний в барокамере повредили космический корабль. Выполнение прежнего графика пилотируемых космических полетов не получается. Госкомиссия приняла решение. Волкова с Крикалевым возвратить в апреле. Экипажи вновь переформировываются. Викторенко снова готовится к старту с Серебровым, а Соловьев Анатолий с Баландиным. Старт по готовности космического корабля где-то в сентябре. На орбите основной экипаж будет ждать новый «Квант». 3 марта Титов с Манаровым отчитались перед специалистами Центра подготовки космонавтов о своем полете. До этого они провели в Звездном городке послеполетную реабилитацию, отдохнули в Кисловодске. Написали отчет о полете. И вот теперь прямой и откровенный разговор со специалистами. Разговор шел как никогда долго. Пять часов. Вел совещание Леонов А. А. Вот только некоторые моменты совещания. Некоторые ошибки экипажа. – Отсутствие навыков при выполнении отдельных операций. Особенно при отработке нештатных ситуаций. – Незнание экипажем физических процессов выполняемых экспериментов. Это влекло за собой и невольные ошибки. – Проблемы с поиском и размещением оборудования. – Поверхностное знание экипажем общей программы полета… Кроме того. Есть вопросы к разработчикам систем и приборов. – Не поставляется необходимый инструмент. Недостаточно четко прописываются действия экипажа. – Нет необходимых методик. – Поставляемое оборудование не проверяется в штатном интерьере. Часто его невозможно поставит на предполагаемое штатное место. О проблемах взаимодействия с ЦУПом. – Ошибки при вводе данных в СУД. – Несистемный учет баланса электроэнергии, что вело к отказам систем. – Неоперативный ответ на запросы экипажа. – Неверные рекомендации экипажу. – Планирование одновременно нескольких работ. Нет точно передачи информации из смены в смену. – Недостаточно прорабатываются радиограммы. Слишком долго приходится экипажу разбираться уточнять свои действия. – Планирование работ по дооснащению и ремонту станции не увязывается с работами по разгрузке транспортных кораблей. По вопросам медицинского обеспечения полета. – Сын Манарова за два дня до старта попал в больницу с подозрением на желтуху. Предлагается обсервация экипажа за 21 день до старта с исключением любых контактов. Усилить профилактическую работу с семьями. – Постоянная работа экипажа на орбите с повышенными шумами привела к «Неврозу слуховых нервов». Это привело к необходимости лечения экипажа сразу после посадки. Из выступления Титова. – Схемы в бортовой документации недостаточно подробны. До крупных блоков. Никто не рассчитывает, что их придется ремонтировать. Японскую аппаратуру можно запустить и даже отремонтировать по рисункам. Без перевода. В нашей документации можно час разбираться и не понять о чем же идет речь. – Экипаж хорошо поработал с болгарами. Во всем заранее разобрались, установили по максимуму на рабочие места. Французы же, запретили вскрывать ящики до прихода Кретьена. В результате все делалось на ходу и с худшим качеством. – Первые научно-технические эксперименты необходимо проводить как тестовые, учебные. В первый раз всегда вылезает много неучтенных неувязок. Поэтому и результат хороший получается только потом. И проводить однотипные эксперименты нужно сериями, а не в рваном режиме. – У экипажа большая просьба планировать основные работы по выходу на свету. Работа в тени должна быть как резерв. В гидролаборатории тоже надо тренироваться к работе в тени. – Экипаж признает, что ошибся, считая реабилитацию на космодроме более полезной для экипажа. Из выступления Манарова. – Экипажу надо чаще давать результаты по проводимым экспериментам. Не хочется работать вслепую. Может быть, некоторые съемки действительно лучше делать со спутников. – У экипажа очень много времени уходит на неоправданную работу по техническому обслуживанию оборудования и ремонту. Для снятия одной панели приходится снимать еще 4–6 панелей. Отворачивать болты приходится в четыре руки и очень долго. Некоторые конструкции приходится просто выпиливать. – И нам и сменам ЦУПа нужно учиться работать друг с другом. На орбите. Апрель В соответствии с решением Госкомиссии экипаж Волкова законсервировал станцию Мир» и возвратился на Землю 27 апреля в возвращаемом аппарате космического корабля «Союз-ТМ7». Условия посадки были сложными. Аппарат сильным порывом ветра при приземлении положило на бок. Крикалев ушиб ногу. Волков А.А. награжден орденом Октябрьской революции. Крикалеву С. К. присвоено звание Герой Советского Союза с вручением орден Ленина и медали «Золотая Звезда». Ему присвоено звание «Летчик-космонавт СССР». Полякову В.В. присвоено звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Ему присвоено звание «Летчик-космонавт СССР». На Земле. Май – сентябрь Стало известно, что 24 июня 1989 года Леонид Иванович Попов назначен начальником 4-го управления Главного управления вооружений ВВС Министерства обороны СССР. Должность генеральская. Получил генеральскую должность и Леонид Кизим. Талантливые ребята. Ходу им в Центре подготовки космонавтов не давали. Но они смогли вырваться. Молодцы. В стране не поймешь, что делается, но тренировки продолжаются по программе. Как всегда летом, прошли морские тренировки дополнительные экипажи и летчики-испытатели – кандидаты в космонавты. Тренировки и эксплуатацию тренажеров обеспечиваем совместно с представителями промышленности. Если такими темпами будет идти создание новых тренажеров, то мы получим тренажеры в эксплуатацию только после завершения программы полетов. Леонов договорился с Севериным, чтобы осуществить не один, а два выхода в космос на мотоцикле. Но второй выход можно осуществить с совершенно новыми приборами. К выходу готовился Серебров. Он был единственным. И это престижно. Это то, что нужно Сереброву. Теперь выйдет и Викторенко. Он конечно рад и готов пройти необходимую подготовку уже на орбите. Это решение сообщили экипажу перед самым стартом. Туда же на космодром самолетом возили и новые приборы для выхода. Для первичного ознакомления вживую. Теперь специалисты будут готовить подробный видеофильм, который доставят на орбиту очередным грузовиком. Время для обучения у экипажа будет. Вот в такой обстановке 6 сентября на орбиту бы выведен космический корабль «Союз-ТМ8» с экипажем: командир полковник Викторенко Александр Степанович и бортинженер Серебров Александр Александрович. Оба Герои Советского Союза. Оба имеют квалификацию «Космонавт 3 класса». На орбите. Сентябрь 8 сентября по плану стыковка. Со стороны модуля «Квант». На переходном отсеке висел транспортный грузовой корабль новой модификации «Прогресс-М». Автоматика вела корабль штатно до расстояния 4 метров от станции. В это время Викторенко оценил параметры сближения как предельно недопустимые и опасные для стыковки. Он счел, что удар при стыковке может быт слишком сильным. Кроме того, угловые рассогласования тоже были значительными. Обстановка осложнялась и тем, что завершающий этап стыковки пришелся на теневую сторону орбиты. А ночью всегда плохо ориентироваться. И еще. Обычно корабль догоняет станцию по более низкой орбите. На этот раз корабль сближался со станцией сверху, имея некоторое рассогласование по углам. В этой ситуации Викторенко перешел на ручной режим управления. Затормозил скорость сближения. Отошел от станции на 20 метров. Затем плавно, с нормальными параметрами стыковки, осуществил причаливание и стыковку со станцией. На земле все облегченно вздохнули. Синдром Сереброва при стыковке снова проявил себя, но не привел к серьезным последствиям. В первом полете стыковка с участием Сереброва не состоялась. Во втором его полете, при сближении со станцией, была большая скорость, но Попов мастерски справился с ситуацией и сходу осуществил стыковку. После проверки герметизации стыков и люков, экипаж перешел в станцию. Станция «МИР» снова стала работать в пилотируемом режиме полета. Расконсервация станции и модуля, консервация транспортного корабля. Разгрузочно-погрузочные работы с кораблем «Прогресс-М». С первых дней экипажу скучать не пришлось. На Земле. Октябрь Еще в сентябре в токийском отеле «Акасака» были представлены два кандидата на советско-японский полет, намеченный на 1990 год. Ими стали журналисты японской телекомпании Ти-би-эс 25-летняя Риоко Кикути и 47-летний Тоехиро Акияма. Телекомпания заключила соответствующий договор с Главкосмосом о предстоящем полете. Проблема состоит в том, что одновременно готовится и американо-японский полет в рамках программы «Шаттл», опекаемый японским правительством. В том и другом случае для Японии это будет исторический космический дебют. Но вот кто будет дебютантом? И вот сегодня 2 октября в центре представлял новых кандидатов на полет. Из выступления Леонова. А.А. – Старт в ноябре-декабре 1990 года. Общекосмическая подготовка до апреля 1990 года. В составе экипажа-с мая 1990 года. В январе тренировки по выживанию в лесу. Сутки. В феврале поприсутствуем на одном из космических стартов на космодроме. В марте парашютные прыжки, полеты на невесомость и конец общекосмической подготовке. В апреле экзамены по первой части. Принимать экзамены будет смешанная комиссия. Она же определит первого и второго кандидата по результатам учебы. Но это не значит, что первый номер обязательно полетит. Прав окончательного выбора принадлежит японской стороне. Так что готовьтесь. Шанс есть у всех. Хотелось бы, чтобы при любых вариантах вы поддерживали друг друга. С 30 апреля по 11 мая вам будет предоставлен небольшой отдых. Далее работа в экипажах до полета. Далее решение руководства вашей компании и собственно космический полет. Начали отбор своих кандидатов для советско-английского космического полета и в Англии. Скоро будут у нас. Руководство сообщило мне, что до сентября следующего года я буду уволен из рядов Вооруженных сил по возрасту. Таков закон. Вопрос в другом. Мне уже намекнули, что не все хотят, чтобы я продолжил работу в отделе в качестве служащего советской армии. И что интересно. Против, как раз тот человек, которого я все время защищал и продвигал, как очень хорошего работника. Сейчас он занимает должность выше моей. Он действительно хороший работник. Я и сейчас не изменил бы данную ему характеристику. Просто хотелось бы понять, почему именно он против. А будущая работа меня в принципе не волнует. Я найду, чем заняться. Хотя времена сейчас тревожные. За привычные рабочие места все сейчас не то что держатся, но дерутся. Я драться не привык. Высказать свое мнение могу. Но где-то бегать, доказывать свою необходимость… Это не мое. Кроме того. Мне намекнули, что пока в руководстве Центра Климук П. И. мне лучше не рассчитывать на спокойную работу здесь. Я не сразу понял, где мог перейти ему дорогу. Оказалось, что Петр Ильич все помнит. Еще в 1986 году мне заказали сценарий документального фильма о Центре подготовки космонавтов. Я написал. Его долго везде согласовывали, и, в конце концов, «зарубили». Как я понял тогда, причина была в том, что я сделал главным героем Джанибекова, а не Климука. Как он тогда сказал мне: «То, что сделал Джанибеков, мог сделать любой из нас. И нечего одного выпячивать перед другими «. Из моего сценария тогда сделали три. И все без моего участия. Но Климук там уже был обязательно – и как соавтор, и как герой фильма. Я слышал о его злопамятстве. Но не до такой же степени! Теперь меня не удивляют его слова на встрече с жителями Звездного городка. Руководству гарнизонов положено иногда встречаться с общественностью. Одна такая встреча и прошла недавно. Говорили о нуждах жителей, перспективах развития Центра. Потом были вопросы. Одна из жительниц пожаловалась, что в нашей аптеке трудно достать нужные лекарства. И Климук разозлился. – Сколько можно об одно и том же?! Я такой же житель городка, как и вы. И я такой проблемы не знаю. Мне, например, достаточно позвонить в нашу аптеку в городке. А если там нет лекарства, то начальник военной аптеки уже через два часа сам из Москвы привозит лекарство. Что вам уже трудно поднять трубку телефона? Ведь у вас у всех мужья военные! Смех в зале не стихал долго. Но, похоже, Климук так и не понял, почему все смеются. Во всяком случае, больше ему вопросов никто не задавал. На Земле и на орбите. Ноябрь – декабрь 15 ноября. Новочеркасское предприятие – разработчик тренажеров «Дон-17КС» (для станции «Мир») и «Дон-37КЭ» (для модуля «Квант») в очередной раз прислал специалистов для пересогласования сроков сдачи тренажеров в эксплуатацию из-за непоставки оборудования. Мотивировка переноса сроков вправо составляет 15 пунктов. Но только два из них можно рассматривать всерьез. И из-за них полностью не получается один из режимов. Остальные динамические режимы, с условностями и оговорками, но мы все же представляем экипажам для тренировок. Да. Много отказов и сбоев. Но при совместной эксплуатации мы все же тренируем космонавтов даже по типовым суткам. Если мы подпишем бумаги, то предприятие на законных основаниях снимет уже существующие динамические режимы работы систем и начнет все работы заново. Это ведь новые деньги на разработку. А может ничего не делать. Пойти нам навстречу. Оставить режимы как есть, чтобы не срывать тренировки. Потихоньку что-то делать. А потом снова предъявит нам те же режимы в обновленном варианте. Если обновит режимы к концу эксплуатации станции «Мир». 24 ноября. Экипаж на орбите расстался с грузовым кораблем «Прогресс-М» и готов к встрече с новым долгожданным модулем «Квант-2». Во время стыковки экипаж будет находиться в транспортном корабле в целях безопасности. Аналитики считают, что существует опасность того, что станция не будет отслеживать своего положения перед стыковкой. Возможна потеря ориентации. 26 ноября. Осуществлен запуск на орбиту модуля «Квант-2». Однако после выведения не раскрылась одна из солнечных батарей. Динамические операции по стыковке в такой ситуации невозможны. 27 ноября. На УТМ модуля «Квант-2» паломничество начальников. Все хотят на месте увидеть, что могло произойти на орбите. Выясняется много нового. Оказывается, на космодроме с модулем были неприятности. И именно с солнечными батареями. Какой – то проводок все время коротил на корпус. Причину находили даже дважды. Но что-то видимо не учли. Как всегда проблема случилась на стыке. Одно предприятие изготавливало солнечные батареи. Другое – занималось вопросами управления. Сейчас одна из солнечных батарей раскрылась не полностью. Осталась в положении сапога. Две половинки расположились под углом 90 градусов друг к другу. Если включать двигатели причаливания и ориентации, то они будут дуть как раз в поле солнечных батарей, как в парус. Кроме того. Так как одна батарея не работает, существует дефицит электроэнергии. Обнаружена и другая неприятность. Где-то перепутана полярность. Во всяком случае, при пробных включениях двигателей управление ими осуществляется с точностью до наоборот. Если «Квант-2» все же удастся состыковать со станцией, то проблем решать придется много. Особенно в плане объединения электропитания. 29 ноября. Не знаю специально или нет, но мой начальник, сославшись на неотложные дела, уехал. Мне поручил быть на заседании научно-технического совета нашего тренажерного управления. Вопрос – итоги развития тренажерной базы Центра. Отчет по научно-исследовательской работе. Вывод. Есть существенные недостатки в разработке создании тренажно-моделирующего комплекса…Необходимо переходить к созданию локальных тренажеров, локальных имитаторов… Затем все тренажеры объединять в единую сеть управления. Раньше предлагалось создавать один пульт инструктора, с которого велось бы управление тренировками на 14-ти тренажерах сразу. И называлось все это ТМК (тренажно-моделирующий комплекс). Сам тренажер при этом представлял собой УТМ космического объекта с системами имитации обстановки. И назывался тренажер автономным. Но от такого пульта пришлось все же отказаться. Слишком разные задачи выполнялись на разных тренажерах при одном пульте управления. Так все это и повисло в воздухе. Я не выдержал и спросил: «Какая разница между автономными и локальными тренажерами? Какая разница между ТМК и единой сетью тренажеров?» Вопросов о сроках и стоимости создания я не задавал. Мне ответили: «Ошибка разработчика была не в идее, а в методике. Раньше строили крышу и под нее тренажеры. Теперь будут строить тренажеры и над ними крышу, рассматривая при этом необходимую степень объединения». То есть. Локальный тренажер будет тот же автономный, но со своим пультом инструктора. То, что мы имеем в недостроенном виде сейчас. Затем эти на самом деле самые настоящие автономные тренажеры будут каким-то образом объединяться. Пришлось выступить при обсуждении и назвать все это словоблудием. Но! Отчет приняли. Через неделю его утвердят на научно-техническом свете Центра. На его основе утвердят и план развития тренажерной базы Центра на 1990–1995 годы. Все снова потечет своим чередом. И финансы тоже. 30 НОЯБРЯ. Заходили специалисты первого управления по модулю «Квант-2». Ребята очень расстроены. Работы могут сорваться. Они были в сменном зале ЦУПа, откуда идет управление полетом модуля. Там полная неразбериха. Никто не знает и не контролирует ситуацию полностью. Работа идет методом «научного тыка». – Давайте внесем коррективы в программу БЦВК. – Давай. – Результата нет. – Ой, а мы же не дали команду ввод. – Ушли из зоны связи. – Модуль опять не реагирует, – в новом сеансе связи, – Слушай, а ты ввел признаки 4 и 5? – Мать честная. Мы же вводим программу с 3-го витка, а он уже проскочил два лишних. Давай назад. Из 5-ти необходимых маневров выполнили с трудом три. И то за счет резервных суток. Теперь резерва времени практически нет. Специалисты основного зала (управление станцией) помогли правильно сориентировать модуль. Теперь появился заряд аккумуляторных батарей. 1 декабря. Вчера неожиданно для всех солнечная батарея модуля «Квант-2» раскрылась полностью. Стала на концевики и дает заряд аккумуляторным батареям. На завтра запланирована стыковка со станцией «Мир». Сегодня представляли английских космонавтов. В январе прибудут австрийцы. После французов уже всем хочется летать с нами в космос 2 декабря. Рано радовались. Утром перед стыковкой, произошел сбой в системе ориентации станции «Мир» из-за переполнения ячеек бортовой ЭВМ при вводе неверной информации. Остановились гиродины, с помощью которых осуществлялась ориентация и стабилизация положения станции. ЦУП предложил экипажу перейти в режим ручного управления. Полтора часа Викторенко держал ориентацию станции вручную с помощью двигателей транспортного корабля. Расход топлива лучше любых автоматов. Но оказалось, что и в бортовую ЭВМ модуля тоже ввели неверную информацию. В результате сближение пошло по большой кривой. Автоматика восприняла такое сближение как ошибку и выдала команду:» Отбой стыковки». Потом специалисты разобрались. Стыковка могла произойти, но через более длительное время сближения. Автоматика таким анализом не владела и сработала по тем параметрам, которые в нее были заложены. Стыковка перенесена на 6 декабря. 4 декабря. Серебров начинает проявлять себя. До старта он буквально кричал, что согласился лететь только из-за мотоцикла. Это дело новое, интересное. Другого ему и не надо. И очень был недоволен тем, что выход с мотоциклом запланировали Викторенко. Вчера и сегодня в сеансах связи Серебров стал жаловаться на усталость. Боится, что все навыки по управлению мотоциклом он потерял, и все надо будет восстанавливать заново. Он не хочет связываться с этим «велосипедом». Даже если модуль и состыкуется со станцией. Видимо, он все же надеялся, что в период его экспедиции модуль «Квант-2» не успеют запустить. Ведь сроки запуска модуля несколько раз переносились вправо. Теперь стыковка с модулем уже реальна. 6 декабря. Стыковка модуля «Квант-2» со станцией «Мир» прошла в штатном режиме на осевой стыковочный узел переходного отсека. 8 декабря. Мощный манипулятор переставил модуль «Квант-2» с осевого стыковочного узла на боковой (условно верхний) стыковочный узел. Станция «Мир» приобрела новый модуль с расширенными возможностями. Значительно повышается за счет систем нового модуля ресурс систем жизнеобеспечения и энерговооруженности всего комплекса. Конструктивно модуль «Квант-2» выполнен на базе транспортного корабля снабжения (ТКС) конструкции Челомея и состоит из трех герметичных отсеков: – приборного-грузового, – приборно-научного, – специального шлюзового. Модуль имеет две солнечные батареи общей площадью 53,2 квадратных метров. Общая длина модуля составляет 13,7 метра, диаметр – 4,3 метра. Общий полезный объем равен 59 кубометров, а вес – 19 тонн. Но главное, конечно, в модуле это новый штатный шлюзовой отсек. Он имеет объем кубометров (в переходном отсеке – 6) и диаметр выходного люка 1000 миллиметров (в переходном отсеке – 800 мм). Кроме того, люк шлюзовой камеры теперь открывается не внутрь, а наружу, что еще больше увеличивает полезный объем шлюзовой камеры. Как раз в новой шлюзовой камере и разместили средство передвижения космонавта (СПК) в открытом космосе и скафандры новой конструкции типа ДМА. 12 декабря. Транспортный корабль «Союз-ТМ8» под управлением Викторенко отстыковался от модуля «Квант-1». После причаливания он состыковался с переходным модулем станции «Мир». 14 ДЕКАБРЯ. Умер Андрей Дмитриевич Сахаров. Трижды Герой Социалистического Труда. Академик АН СССР. Отец водородной бомбы в СССР. Он же диссидент и борец за демократию. Разве можно однозначно оценить такого человека? 22 декабря к станции со стороны модуля «Квант-1» пристыковался грузовой корабль «Прогресс-М2». Практически пилотируемая программа 1989 года выполнена. На смену Викторенко с Серебровым в феврале 1990 года придут Соловьев Анатолий с Баландиным. Это дублеры летающего экипажа. До этого, однако, Викторенко с Серебровым запланировано 5 выходов в открытый космос. Это уж не пожелание, а заданная программа. Теперь или выходить, или с позором возвращаться. На это Серебров никогда не пойдет. Он знает с кем можно спорить, а когда надо и остановиться. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|