• Марсиане Владимира Ленина
  • От богов – к пришельцам
  • Ракетчики и НЛО
  • «Палеокосмонавты» Ефремова и Казанцева
  • Легенды и были советских уфологов
  • Глава десятая

    Палеофантасты и уфологи Советского Союза

    В ХХ веке на смену эзотерическим преданиям о деяниях богов и древних магов пришла мифология новейшего времени – рассказы о посещении Земли представителями высокоразвитых цивилизаций, обитающих на других планетах Солнечной системы или на планетах у других звезд. Эта тема была очень модна в литературе Советской России, поскольку несла в себе антирелигиозный запал и позволяла утвердить марксистский взгляд на перспективы развития разумных существ. Разумеется, прежде всего проводилась идея, что наступление коммунизма неизбежно, и где-то во Вселенной прямо сейчас существует цивилизация, для которой пролетарская революция – давно пройденный этап и которая сумела воплотить мечту о более справедливом обществе в жизнь.

    Марсиане Владимира Ленина

    Множественность обитаемых миров – один из краеугольных камней материалистической философии, и классики теории коммунизма не могли обойти этот «камень» стороной, неоднократно высказавшись о своем отношении к идее существования инопланетного разума.

    Рис.10.1. Владимир Ленин у телескопа в Горках (1922 год)


    Известно мнение Фридриха Энгельса, что «бытие есть вообще открытый вопрос начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения».

    Комментируя эту мысль, Владимир Ильич Ленин писал в 1908 году: «Энгельс говорит о бытии за той границей, где кончается наше поле зрения, то есть, например, о бытии людей на Марсе и т.п. Ясно, что такое бытие действительно есть открытый вопрос».

    Вождь мирового пролетариата вообще любил порассуждать на подобные отвлеченные темы. Вот, например, что говорил вождь мировой революции по поводу инопланетной жизни в своей беседе с А.Е.Магарамой:

    «...И жизнь, при соответствующих условиях, всегда существовала. Вполне допустимо, что на планетах солнечной системы и других местах вселенной существует жизнь и обитают разумные существа. Возможно, что в зависимости от силы тяготения данной планеты, специфической атмосферы и других условий эти разумные существа воспринимают внешний мир другими чувствами, которые значительно отличаются от наших чувств».

    Вопрос установления контакта с иными цивилизациями также чрезвычайно интересовал Ленина. Об этом свидетельствуют записные книжки знаменитого английского фантаста Герберта Уэллса. Мы находим в них следующую запись:

    «Ленин сказал, что, читая роман “Машина времени”, он понял, что все человеческие представления созданы в масштабах нашей планеты: они основаны на предположении, что технический потенциал, развиваясь, никогда не перейдет “земного предела”. Если мы сможем установить межпланетные связи, придется пересмотреть все наши философские, социальные и моральные представления; в этом случае технический потенциал, став безграничным, положит конец насилию как средству и методу прогресса...»

    В свое время корреспондент журнала «Техника – молодежи» Кирилл Вальдман, интересуясь Швейцарией, решил узнать, какое впечатление произвела эта страна на Владимира Ленина, который прожил там в эмиграции около 15 лет. Обратившись к переписке Ленина с родственниками, Вальдман среди писем к матери, Марии Александровне Ульяновой, обнаружил необычный по теме постскриптум (само письмо, к сожалению, не сохранилось):

    «Р. S. Сегодня прочел один забавный фельетон о жителях Марса, по новой английской книге Lowell’я – “Марс и его каналы”. Этот Lowell – астроном, долго работавший в специальной обсерватории и, кажется, лучшей в мире (Америка).

    Труд научный. Доказывает, что Марс обитаем, что каналы – чудо техники, что люди там должны быть в 22/3 раза больше здешних, притом с хоботами, и покрыты перьями или звериной шкурой, с четырьмя или шестью ногами. Н...да, наш автор нас поднадул, описавши марсианских красавиц неполно, должно быть по рецепту: “тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман”...»

    Итак, по утверждению Ленина, фельетон был посвящен книге вышеупомянутого американского астронома Персиваля Лоуэлла «Марс и его каналы». Книга была издана в Нью-Йорке в 1906 году, однако ни о каких «хоботах» или «звериных шкурах» там нет ни слова.

    По мнению Лоуэлла, размеры и возраст Марса «указывают на возможность существования там как растительной, так и животной жизни, и, более того, на возможность, что эта жизнь должна быть относительно высокого порядка». И еще: «Мы сталкиваемся с каналами и оазисами, то есть с точно такими явлениями, которые, как доказывают априорные рассуждения, должны были бы обнаружить себя, если бы планета была населена <...> Для нас причудливая сеть, которая покрывает марсианский диск, предполагает искусство творчества».

    Так писал Лоуэлл. А кто такой «наш автор» из ленинского документа и что он там напридумывал насчет «марсианских красавиц»?

    В примечании, сделанном исследователями работ Ленина, читаем: «А. Богданов, автор романа “Красная звезда”».

    Утопия Александра Богданова (Малиновского) под этим названием была напечатана в 1908 году.

    Вот каким предстает перед ее читателем марсианин Мэнни: «Его глаза были чудовищно громадны, какими не бывают человеческие глаза. Их зрачки были расширены даже по сравнению с этой неестественной величиной самих глаз, что делало их выражение почти страшным. Верхняя часть лица и головы была настолько широка, насколько это было неизбежно для помещения таких глаз; напротив, нижняя часть лица, без всяких признаков бороды и усов, была сравнительно мала. Всё вместе производило впечатление крайней оригинальности, пожалуй, уродства, но не карикатуры».

    Оставалось главное – найти заинтересовавший Ленина фельетон. Ни автор, ни место опубликования, ни год издания не были известны.

    «Марс и его каналы» появились в 1906 году, «Красная звезда» – два года спустя. Письмо Ленина датировано тоже 1908 годом. Предположив, что фельетон мог быть написан по-французски или по-английски, то есть на языках, которыми Ленин свободно владел, Вальдман просмотрел по библиографическим справочникам раздел «Астрономия», выбирая литературу о планете Марс, появившуюся в 1906—1908 годах. Безрезультатно.

    Пришлось обратиться к источникам на русском языке.

    И вот, наконец, труды увенчались успехом. В издании «Новый журнал литературы, искусства и науки» от апреля 1908 года была опубликована статья Герберта Уэллса «Существа, живущие на Марсе». Даже беглый просмотр позволяет обнаружить знакомые словосочетания: жители «должны быть в 22/3 раза крупней нас», они «покрыты шерстью или перьями» и так далее.

    Многочисленные текстуальные совпадения позволяют предположить, что Ленин читал статью Уэллса именно в этом переводе.

    «Какого рода обитателей может иметь Марс? – спрашивал Уэллс. – Этому вопросу я уделил определенное внимание несколько лет тому назад, когда создавал повесть “Борьба миров”, в которой предполагается, что марсиане нападают на Землю. Но с того времени появилось много ценных работ об этой планете, и мы возвращаемся к проблеме, вооруженные более обширной информацией и готовые рассматривать ее с новых точек зрения.

    Среди новейшей литературы по данному вопросу особенно примечательным и наводящим на размышления является труд моего друга мистера Персиваля Ловелла из обсерватории Ловелла в Флагстаффе (штат Аризона), публикациям которого, особенно книге “Марс и его каналы”, я очень многим обязан. Эта книга содержит полное описание положения вещей, а открывающаяся картина действительно очень убедительна, и верой не только в то, что Марс обитаем, но и в то, что он населен существами, обладающими достаточной энергией и инженерными знаниями, чтобы создавать каналы, по сравнению с которыми величайшие достижения человеческого разума бледнеют и выглядят незначительными. Однако он не пускается в рассуждения о форме или внешнем виде этих существ – не ставит вопроса, какие они: люди, получеловеки, супермены или же существа, по облику и подобию не имеющие с нами ничего общего. Ныне такое исследование обязательно должно являть собой размышление самого смелого рода при высоком полете воображения. Но в то же самое время оно никоим образом не является творением на пустом месте. Мы придерживаемся убедительных фактов и определенных соображений. Конкретные знания запрещают нам признать любое нелепое фантастическое страшилище или любой художественный образ, который придет нам в голову, и назвать его марсианином. Мы твердо знаем определенные факты о Марсе и не имеем права воображать себе марсиан, не соответствующими этим фактам. <...>

    Так в какой же степени эти существа могут напоминать земное человечество?

    Существуют определенные черты, которыми они, вероятно, подобны нам. Происхождение от полумлекопитающих, которое мы для них предположили, подразумевает получеловеческую внешность. Они, вероятно, имеют голову и глаза, и тело с позвоночным столбом, а поскольку у них из-за высокого интеллекта обязательно будет крупный мозг и так как почти у всех существ с большим мозгом он расположен вблизи глаз, то у марсиан окажется, по-видимому, крупный и пропорциональный череп. По всей вероятности, они крупнее землян, возможно, и массивнее человека в два и две трети раза. Однако это еще не означает, что они окажутся в два и две трети раза выше ростом, а признавая более рыхлое телосложение марсиан, можно допустить, что, встав в полный рост, мы будем им по пояс. И, хотите – верьте, хотите – нет, они будут покрыты перьями или мехом. Я не знаю, и не знаю, известно ли это вообще кому-нибудь, почему человек, в отличие от общей массы млекопитающих, является гладкокожим животным. Однако не приходит на ум необходимого довода, который заставил бы меня поверить, что и марсиане – гладкокожие.

    Окажутся ли они передвигающимися на двух ногах, или на четырех, или на шести? Я не располагаю данными, чтобы ответить на этот вопрос с некоторой долей определенности. Но имеются соображения, подсказывающие, что марсиане – двуногие. В том, что передвигающееся по суше животное имеет четыре ноги, заключено, как представляется, определенное преимущество; на Земле эта модель – господствующая, и даже среди насекомых часто видим тенденцию поджимать одну пару ножек из трех и пользоваться для передвижения только четырьмя конечностями. Однако это обстоятельство никоим образом не универсально. Можно обнаружить ряд видов, скажем, белку, крысу и обезьяну, которые предпочитают пользоваться задними лапами главным образом для ходьбы и чтобы сидеть, а с предметами обращаются, пользуясь передними конечностями. Такого рода животные оказываются исключительно сообразительными. Нет никакого сомнения в той выдающейся роли, которую развитие руки сыграло в формировании человеческого интеллекта. Следовательно, было бы вполне естественным представить себе марсиан большеголовыми, с широкой грудью, двуногими, этакой гротескной карикатурой на род человеческий, который, между прочим, выделяется рукой с развитой кистью.

    Но это лишь одна из нескольких почти в равной степени допустимых возможностей. Существует фактор, на который мы можем положиться: марсиане, должно быть, имеют некий хватательный орган, во-первых, потому, что без него развитие интеллекта почти немыслимо, а во-вторых, потому, что никаким иным путем они не смогли бы осуществить свои инженерные замыслы. Для нашего воображения представляется странным, но и не менее логичным предположить вместо руки наличие хобота, как у слона, или группы щупальцев, или хоботоподобных органов. У природы неуемная фантазия; она никогда не повторяется, но, между прочим, допустимо, что истину следует искать именно в направлении большего несходства с обликом человека, а не в тех формах, которые я дерзнул вообразить.

    Как дико и невероятно всё это звучит! Пытаешься представить себе покрытых перьями людей ростом в девять или десять футов, с хоботами и несколькими ногами и сразу ощущаешь неприязнь к собственному воображению. Однако какими бы дикими и невероятными такие расплывчатые представления ни могли показаться, они остаются логическим и установленным фактом, который вынуждает нас поверить, что какие-то такие существа ныне действительно живут на Марсе...»

    Эта блестящая реконструкция, которая сделала бы честь любому серьезному ученому, нашла поклонников не только среди большевистских вождей, но и среди популяризаторов научного познания.

    Например, ее принял за основу американский писатель и издатель Хьюго Гернсбек, вошедший в историю литературы прежде всего как создатель первого периодического издания, целиком посвященного фантастике, – журнала «Эмейзинг Сториз» («Amazing Stories»). Кстати, в первых номерах этого журнала были опубликованы многие из произведений Уэллса, ставшие к тому времени классическими.

    Однако перед тем Гернсбек издавал еще несколько журналов, в которых, помимо фантастики, печатались статьи о научных открытиях того времени. Не остались без внимания и загадочные строители марсианских каналов.

    В журнале «Электрический экспериментатор» («Electrical Experimenter») Гернсбек опубликовал несколько своих статей, посвященный «научному» реконструированию облика и образа жизни марсиан. Гернсбек придерживался новых взглядов Уэллса на облик марсиан, то есть представлял их именно такими: высокими, покрытыми шерстью существами с тонкими длинными конечностями и с большой безобразной головой, украшенной хоботом и огромными (как у Чебурашки) ушами. Кроме того, на черепе у марсиан имеются забавные антеннки – так, по мнению Гернсбека, должен выглядеть «телепатический орган». Этот образ мы находим не только в серии статей, опубликованных в журнале «Электрический экспериментатор», но и в более поздних работах популяризатора.

    Среди этих работ нужно отметить статью «Эволюция на Марсе» («Evolution on Mars», 1924), опубликованную в журнале Гернсбека «Наука и выдумка» («Science and Invention»), и специальный номер «Фантастических приключений» («Fantastic Adventure», 1939), посвященный грядущей встрече землян с марсианами Здесь Гернсбек рассуждает о том, как на облик марсиан повлияли особые физические условия, царящие на Марсе. Перед нами – всё тот же великан с хоботом, но к 1939 году хобот заметно сократился и сделался неким особым органом, неизвестным на Земле.

    Рис.10.2. Марсиане Уэллса-Гернсбека (иллюстрация к статье «Эволюция на Марсе», 1924 год)


    «Мы пересекли бездны пространства, – пишет Гернсбек в аннотации к специальному выпуску “Фантастических приключений”, – чтобы встретить человека Марса. При выходе из корабля мы приветствуем тех марсиан, которые приблизились к месту посадки. Какие странные существа. Их эволюция отличалась от нашей ввиду того, что на планете Марс слабая гравитация, разреженная атмосфера и экстремально низкая температура. Марсианин имеет большие уши, чтобы улавливать звуки в разреженном воздухе. Он сообщается с себе подобными при помощи телепатии. Он высок и перемещается на длинных ногах с плоскими ступнями. Его легкие огромны. Его глаза напоминают окуляры телескопов. Его тело покрыто теплым мехом. Его разум наиболее развит среди остальных обитателей Солнечной системы, поэтому марсиане являются обладателями атомного оружия...»

    Тем не менее, несмотря на очевидную гротескность образа, марсиане Уэллса-Гернсбека вполне человекоподобны. Они – гуманоиды: с двумя руками, двумя ногами, с одной большой головой. Они уродливы, но уродливы в меру, а потому с ними вполне можно сосуществовать и договариваться.

    От богов – к пришельцам

    Гипотезу о том, что люди произошли от пришельцев, спустившихся к нам из космоса, одной из первых высказала основательница теософского учения Елена Петровна Блаватская. Однако в ее оккультном мире любые пришельцы были богами или духами, а боги или духи – пришельцами, потому считать ее предтечей уфологии, изучающей свидетельства пребывания инопланетян на Земле, вряд ли возможно.

    Впрочем, имя отца-основателя уфологии зафиксировано. По общему мнению, им нужно считать американца Чарлза Хой Форта, издавшего в 1919 году «Книгу проклятых», в которой этот газетный репортер собрал многочисленные свидетельства о наблюдениях аномальных явлений (дожди из лягушек, неопознанные летающие объекты, астрономические феномены, Бермудский треугольник, фантастические существа, считающиеся исчезнувшими) и попытался дать им всеобъемлющее рациональное объяснение. В ходе анализа Форт пришел к выводу, что мы находимся под наблюдением со стороны неких высокоразвитых существ, прилетевших к нам с других планет. Это не было чем-то оригинальным – о подобной возможности писал еще Уэллс в «Войне миров», однако Форт попытался увязать литературную фантастику с действительностью. Интересно, что Форт предопределил все основные черты будущей паранауки, которая ныне базируется на агрессивном неприятии данных «официального» естествознания и вере в заговор властей, скрывающих от нас правду о пришельцах.

    Хотя критики и называли Форта «врагом науки», многие популяризаторы охотно сотрудничали с ним. Тот же Хьюго Гернсбек печатал на страницах своих многочисленных журналов фрагменты из его книг.

    Разумеется, до Советской России докатывались отголоски дискуссии, разгоревшейся вокруг изысканий Чарлза Форта в середине 1920-х годов. Однако формирование уфологии в ее окончательном догматизированном виде должно было произойти еще нескоро, и истории о пришельцах на НЛО пока оставались темой для фантастов и любителей фантастики.

    Посмотрим, как же обыгрывали советские фантасты тему «близких контактов третьего рода».

    Вот рассказ Н.Копылова «Невидимки» (1926), из которого мы узнаем о том, как из глубин космоса прибывает миниатюрный корабль с микроскопическим экипажем ? с инопланетянами пытаются установить контакт, но маленькие «братья по разуму» по неизвестной причине погибают...

    Вот рассказ Александра Бобрищева-Пушкина «Залетный гость» (1927), в котором Землю посещает гуманоидный инопланетянин, путешествующий по Вселенной без космического корабля (!) и хранимый от смертельных воздействий пустоты особыми флюидами, излучаемыми его собственным телом...

    Вот повесть Михаила Пруссака «Гости Земли» (1927), первые страницы которой напоминают начальные главы незабвенной «Войны миров» Герберта Уэллса: посадка марсианского снаряда под Лос-Анджелесом, странные существа на металлических подпорках. Однако, против ожидания, марсиане оказываются миролюбивы, и, более того, по ходу культурного обмена выясняется, что они атеисты и коммунисты, именно этот строй в результате социальной эволюции победил на объединенном Марсе.

    Вот рассказ Алексея Волкова «Чужие» (1928), осмелившегося описать ящероподобных пришельцев из далекой туманности, дискообразный корабль (!) которых потерпел крушение в Западной Африке.

    Рис.10.3. Ящероподобный пришелец из далекой туманности (иллюстрация к Алексея Волкова «Чужие», 1928 год)


    Вот рассказ С.Кленча «Из глубины вселенной» (1929), в котором довольно эффектно представлен контакт москвичей с центаврами – гигантскими существами, живущими на огромной юпитероподобной планете в системе звезды Альфы Центавра.

    Вот рассказ Михаила Волкова «Баиро-Тун» (1929) о случайной встрече двух землян с большеголовым марсианином, прилетевшим в авангарде космического флота, бегущего с умирающей красной планеты.

    Рис.10.4. Большеголовый марсианин (иллюстрация к рассказу Михаила Волкова «Баиро-Тун», 1929 год)


    Вот рассказ С.Горбатова «Последний рейс “Лунного Колумба”» (1929), в котором человекоподобные селениты, живущие в лунных пещерах, готовят армаду боевых ракет, чтобы обрушить ее на головы ничего не подозревающих землян.

    Особый интерес представляет роман Александра Ярославского «Аргонавты вселенной» (1926), в котором оккультизм в теософском духе перемешан с представлениями о близящейся космической экспансии советского народа.

    Ярославский описывает полет трех героев: Горянского, его жены Елены и мальчика Мукса – с Земли на Луну в реактивном «радиевом» аппарате. Там Елена впадает в медиумический транс, а Горянский видит, как на темно-розовом лунном граните появляется отливающая золотом надпись:

    «Не бойся, я не дух, не призрак!.. я такой же живой, мыслящий, радующийся, как и ты! только я старше тебя, на много старше: ведь мне уже более десяти тысяч лет! Я говорю с тобой с отдаленнейшего мира и помогаю тебе, ибо мы с тобой – одно. Но мы ушли неизмеримо, неисчислимо вперед по сравнению с вами, земные братья. Я могу делать радий сколько угодно, но это не важно! есть иные силы, неисчислимое количество сил, часть которых и вы когда-нибудь узнаете, которые неизмеримо могущественнее радия; все они – проявление одной мировой силы, которую знаем мы. С помощью этой силы я разговариваю сейчас с тобой на расстоянии, которое свет пробегает в сотни миллионов лет...

    Планеты не живут отдельной жизнью – все они связаны между собой величественнейшею силой тяготения, сущность которой долго еще будет непонятна вам. Кроме того, свет постоянно течет между ними, как кровь в организме. Движение света – поистине кровообращение вселенной; тела планет обмениваются лучами, как поцелуями... Тончайшие неуловимые пылинки – зародыши жизни и бактерии – переносятся световыми лучами в силу лучевого давления с одной планеты на другую – планеты оплодотворяют друг друга.

    У вас есть индийская легенда, что рис и пшеница упали с неба, – это верно: не только рис и пшеницу, но много, много других подарков вы получили с других планет, но больше всего вы получили с нашей луны, где были уже разумные существа и цивилизация, когда раскаленная молодая земля была еще маленьким солнцем.

    Как только начала остывать земля, сейчас же на луне появились смельчаки, которые на аппаратах, подобных твоей ракете, и на других, устройство которых было бы тебе непонятно, отправились туда. Однако и для них была тяжела борьба со стихией... и много погибало их, особенно от земных бактерий.

    Но снова и снова летели аппараты с луны на землю и, наконец, на ней утвердились пришельцы: земля стала как бы колонией луны.

    Ваша легенда об Адаме не лишена основания, и когда появилась на земле человекообразная обезьяна, на ней уже были цивилизованные лунные выходцы и две породы развивались параллельно.

    Однако с течением времени перед жителями луны развернулись более великие и более интересные перспективы; сообщение с землей прекратилось и о ней стали забывать, и стали совершаться на нее лишь редкие экспедиции.

    Миф перуанцев о нежном бледном боге Гветцаге, скандинавские сказания и саги о светлолицем Бальдуре, китайские мифы о прилетающих с луны драконах – есть воспоминание о них.

    Почти везде и всюду высокоцивилизованные пришельцы становятся во главе. Они порождают древние культуры. Почти одновременно в Атлантиде, Китае и Египте появляются пар, аэроплан и электричество. Их тогдашние цивилизации почти равняются вашей, но носили более изолированный характер. Ваша легенда о божественном происхождении власти относится к этой эпохе. Титулы фараона и богдыхана – “сын неба” тогда понимались буквально, ибо они и их ближайшие помощники были, действительно, неземного (лунного) происхождения и они сами и все окружающие еще помнили об этом...

    Две расы у вас на земле: одна простая, грубая, земная, рождается, живет и умирает, вся погруженная в повседневную заботу, думающая только о ней: но смутное воспоминание о родной планете еще сохранилось у другой: оно заставляет засматриваться на звезды, оно толкает на сладкое безумье, оно начертало гордую надпись римлян “Sic itur ad astra”, гласящую, что путь культуры ведет к звездам...

    Не удивляйся, что пишу здесь на твоем родном языке: корень языков один для всей нашей планетной системы, и я пишу мысли, облекая их в буквы понятного тебе языка, пользуясь энергией, неизмеримо быстрейшей света, подобной тяготению – еще неизвестной вам на земле. Я сообщаюсь с тобой из дальнейших пространств, и живем мы на более прекрасных планетах.

    Луна служит нам лишь складочным пунктом, космической гаванью, – временным кладбищем для тех из нас (мы ведь давно победили старость и смерть), кто захочет отдохнуть ненадолго от жизни, устав от бессмертия, чтобы воскреснуть в грядущем.

    Когда-нибудь, брат мой, и вы победите старость, смерть, пространство и время и будете на самоцветных, играющих – планетах – солнцах вместе с нами, ибо и вы тоже – граждане вселенной.

    Ты первый начал победу над межпланетным пространством, ты первый прилетел к нам; возвращайся на землю, пусть за тобой кинутся сотни новых ракет, сотни новых кораблей к первой для вас станции в пространстве – луне, и дальше – к звездам и солнцам, на необозримые пространства вселенной; знайте – нет у вас врагов, кроме смерти, пространства и времени и, победив их, вы организуете любовь.

    Торжествуй же над природой всегда и везде! В океане вселенной мы ожидаем вас! Прощай, брат мой! Привет земле!»

    Попытка Ярославского реанимировать оккультное предание через идею «палеоконтакта» (то есть контакта с инопланетянами, произошедшего в доисторические времена) была уникальна в своем роде и продолжения не получила. Но сама по себе эта идея закрепилась в умах творческой интеллигенции, и можно говорить, что для советской уфологии она стала центральной и во многом сюжетообразующей.

    В качестве примера закрепления идеи палеоконтакта можно привести повесть Бориса Анибала «Моряки Вселенной», посвященную полету на Марс (1940). Добравшись до Красной планеты, трое советских ученых обнаруживают там брошенные и засыпанные песком города, – здесь некогда обитала высокоразвитая цивилизация, но по неизвестной причине она погибла, и среди мертвых руин, остановившихся машин и хрупких скелетов бегают страхолюдные падальщики. Земляне изучают руины, и находят останки и дневник жителя Атлантиды (снова Атлантида!), привезенного в незапамятные времена с Земли на Марс. На обратном пути один из членов экспедиции расшифровывает манускрипт, и межпланетные путешественники узнают, что цивилизация марсиан погибла от пандемии «синей смерти», – жители красной планеты готовили переселение на Землю, но не успели сделать эскадру кораблей для перелета...

    Рис.10.5. Марсиане в гостях у атлантов (иллюстрация к повести Бориса Анибала «Моряки Вселенной», 1940 год)


    Марсиане Анибала вполне соответствуют современным нам представлениям о «зеленых человечках» (это лишний раз подтверждает, что стереотип, распространяемый уфологами, родился не вчера). Они – маленькие, лысые и большеголовые. Но главное содержание этой повести – Анибал как бы зафиксировал новое представление советского человека о Марсе, объединив предвоенные астрономические теории с идеей о том, что на Красной планете мы найдем не самих марсиан, а руины древней цивилизации, которую можно изучать лишь постфактум...

    Ракетчики и НЛО

    История советской уфологии сплошь состоит из натяжек и голословных утверждений. Объясняется это скверное состояние прежде всего тем, что никто толком не занимался изучением истории паранаучных дисциплин, а в свободной «экологической» нише циркулируют одни лишь нелепые слухи и более чем смелые предположения.

    Рассказ об изучении НЛО в СССР обычно начинают с довоенной эпохи, указывая на ленинградского профессора Николая Алексеевича Рынина, занимавшегося сбором информации о всевозможных летательных аппаратах и оставившего наследие в виде десятков книг, в том числе девятитомную энциклопедию теоретической космонавтики. В этом последнем труде Рынин собрал описания самых различных конструкций космических кораблей, но поскольку космические корабли в 1930-е годы никто не строил, то ученый в основном опирался на фантастические произведения и даже на народные сказки, в которых упоминается хоть что-то летающее к звездам: от конька-горбунка до гоголевского черта, похитившего месяц. На страницах энциклопедии упоминаются и свидетельства о сошествии на землю богов и жителей луны – это позволило некоторым отечественным уфологам объявить, что Рынин был сторонником идеи о внеземном происхождении человечества и является чуть ли не родоначальником изучения феномена НЛО в нашей стране. Однако внимательное прочтение книг и статей профессора показывает, что Николай Рынин четко разделял фантазию и реальность. Для него предания народов мира о «сынах неба» и рассказы древнегреческих философов о встречах с селенитами являются вымыслом – в этих историях он видит только одну из версий извечной мечты человека о полетах в небо и к звездам. Таким образом, Рынину приписывают приверженность идеям, которые он, мягко говоря, не разделял. Больше того, профессора неоднократно подвергали критике даже за его энциклопедию. Так, молодой инженер Сергей Павлович Королев при всем уважении к Рынину говорил, что нет смысла в собирании мифов и легенд, когда нужно делать реальную работу по проектированию ракетных двигателей и космических аппаратов. Не любил Королев фантастику.

    Рис.10.6. Теоретик космонавтики Николай Рынин


    Кстати, о Королеве. Рассказывая о начале изучения феномена НЛО в послевоенный период, авторы, пишущие о «летающих тарелках» (и, каюсь, я в их числе), обычно приводят старую байку, почерпнутую из воспоминаний профессора Валерия Павловича Бурдакова. Якобы еще в 1947 году конструктора Сергея Королева вызвали в Кремль, вручили пачку зарубежных журналов и книг и сказали:

    «– Товарищ Сталин просит вас высказать свое мнение о сообщениях по НЛО.

    – Хорошо, чтобы ознакомиться, я возьму материал с собой.

    – Этого не следует делать. Вот вам переводчики и помещение для работы. Через три дня вас побеспокоят.

    “На третий день меня пригласил к себе лично Сталин, – рассказывает Королев. – Я доложил ему, что явление безусловно интересное. Но, по-видимому, опасности для государства не представляет”.

    – Другие ученые, которых я попросил ознакомиться с материалом, того же мнения, что и вы, – закончил беседу Сталин.

    “Я думаю, – пояснил Королев, – такими учеными могли быть Келдыш, Курчатов, Топчиев”...»

    История интригующая, но при внимательном изучении опять же всплывают несуразности, указывающие на то, что она вымышлена от начала до конца. Дело в том, что в письмах Королева обнаружено точное указание: конструктор был на приеме у Сталина всего один раз – в марте 1948 года. (Историк Ярослав Голованов считал и убедительно доказывал, что встреча, скорее всего, состоялась еще позже – в марте 1949-го.) Причем на приеме Королев был не один, а в составе группы советских конструкторов военной техники, и соответственно обсуждаемые вопросы касались прежде всего перспектив развития этой техники.

    И авторы, зарабатывающие на уфологии, и профессор Бурдаков, очевидно, забыли, что в 1947 году Сергей Павлович Королев был всего лишь «засекреченным ракетчиком», пытающимся воспроизвести опыт немецких коллег, – не по чину ему было посещать Кремль и консультировать вождя. Вот позднее, после того как Королев запустил и первую межконтинентальную ракету, и первый спутник, и Юрия Гагарина, он мог уже на равных общаться с кремлевскими руководителями и давать им какие-то рекомендации.

    Впрочем, нельзя утверждать, что Сергей Павлович уж совсем был далек от «инопланетной» проблематики. В том, что вопросы НЛО и контактов с пришельцами его интересовали, подтверждает хотя бы история с Тунгусским метеоритом.

    «Палеокосмонавты» Ефремова и Казанцева

    В семидесятые годы ХХ века начала набирать популярность «палеокосмонавтика» – особый раздел уфологии, выросший из идеи «палеоконтакта» и занимающийся сбором доказательств, будто бы инопланетяне посещали нашу Землю в незапамятные времена, учили людей разным премудростям, а может и вообще были родоначальниками человеческой расы. Интерес к этим изысканиям пробудила книга швейцарского археолога-любителя Эриха фон Дэникена «Воспоминания о будущем» (1968), в которой описывались археологические памятники, не имеющие привязки к известным нам историческим эпохам или по своим свойствам соответствующие не древним, а современным технологиям. Пример первого случая – огромные рисунки в пустыне Наска. Кто их сделал? Зачем? Пример второго – нержавеющая колонна в Дели, стоящая среди развалин старинной мечети Кувватуль-Ислам. Кто ее сделал? Зачем? Какие технологии использовались при ее создании? Каждый из этих артефактов может иметь и другое происхождение с объяснением без участия мифических инопланетян, но желание найти чудо столь велико, что поклонники идеи «палеоконтакта» не обращают внимания на критику.

    В Советском Союзе «палеокосмическая» теория пользовалась успехом задолго до появления книги фон Дэникена и фильма, снятого по его материалам (1970).

    Первым более или менее внятно идею о том, что когда-то Землю могли посещать пришельцы из космоса, изложил Иван Антонович Ефремов в своей знаменитой повести «Звездные корабли» (1947).

    Рис.10.7. Профессор И.Ефремов (слева) и директор Палеонтологического музея Академии наук СССР профессор К.Флеров


    Знаменитый фантаст признает, что скорость света является предельной в нашей Вселенной, а следовательно, пилотируемые экспедиции между звездами в настоящее время невозможны или чрезвычайно затруднительны. Однако современные межзвездные расстояния не являются чем-то «устаканившимся» и в отдаленные времена, когда на Земле еще не появился человек, небесная картина была совсем иной.

    «Буду краток, – пишет Ефремов, – наша солнечная система описывает внутри Галактики огромную эллиптическую орбиту с периодом обращения в двести семьдесят миллионов лет. Эта орбита несколько наклонена относительно горизонтальной плоскости звездного “колеса” нашей Галактики. Поэтому солнце с планетами в определенный период прорезает завесу черного вещества – пылевой и обломочной застывшей материи, – стелющуюся в экваториальной плоскости колеса Галактики. Тогда оно приближается к сгущенным звездным системам центральных областей вроде, скажем, созвездия Стрельца. И в этом случае возможно сближение нашей солнечной системы с другими неведомыми системами, сближение настолько значительное, что перелет становится реальным. <...> приближение солнечной системы к центральным сгущениям Галактики произошло примерно семьдесят миллионов лет назад!..»

    Персонажи повести, советские ученые, разработав методику поиска следов пришельцев, которые могли побывать на Земле в период сближения Солнца с крупными звездными скоплениями, в конце концов действительно находят скелет инопланетянина, погибшего в схватке с динозавром. Описывая его, Ефремов приводит веские доводы в поддержку довольно распространенного в советской литературе мнения, что мыслящие существа обязательно гуманоидны:

    «Прежде всего должны быть развиты мощные органы чувств, и из них наиболее зрение, зрение двуглазое, стереоскопическое, могущее охватывать пространство, точно фиксировать находящиеся в нем предметы, составлять точное представление об их форме и расположении. Лишне говорить, что голова должна находиться на переднем конце тела, прежде всего соприкасающемся с окружающим, несущем органы чувств, которые опять-таки должны быть в наибольшей близости к мозгу для экономии в передаче раздражения. Далее мыслящее существо должно хорошо передвигаться, иметь сложные конечности, способные выполнять работу, ибо только через работу, через трудовые навыки происходит осмысливание окружающего мира и превращение животного в человека. При этом размеры мыслящего существа не могут быть маленькими, потому что в маленьком организме не имеется условий для развития мощного мозга, нет нужных запасов энергии. Вдобавок, маленькое животное слишком зависит от пустяковых случайностей на поверхности планеты – ветер, дождь и тому подобное для него уже катастрофические бедствия. А для того чтобы осмысливать мир, нужно быть в известной степени независимым от сил природы. Поэтому мыслящее животное должно иметь подвижность, достаточные размеры и силу и обладать внутренним скелетом, подобным нашим позвоночным животным. Слишком большим оно также быть не может, иначе нарушатся оптимальные условия стойкости и соразмерности организма, необходимые для несения колоссальной дополнительной нагрузки – мозга.

    <...> Короче, мыслящее животное должно быть позвоночным, иметь голову и быть величиной примерно с нас. Все эти черты человека не случайны. Но ведь мозг может развиваться тогда, когда голова не является орудием, не отягощена рогами, зубами, мощными челюстями, не роет землю, не хватает добычу. Это возможно, если в природе имеется достаточно питательная еда; например, для нашего человека большую роль сыграли плоды растений, освободившие организм от бесконечного пожирания растительной массы или же погони и убивания живой добычи. Тогда челюсти могут быть сравнительно слабыми, может развиться огромный купол мозгового черепа, подавляющий собою морду. Можно еще очень много сказать о том, каковы должны быть конечности, но это ясно и так: свобода движений и способность держать орудие, пользоваться орудием, изготовлять орудие. Без орудия нет и не может быть человека. Отсюда последнее – назначение конечностей должно быть разделенным: одни должны выполнять функцию передвижения, другие быть органами хватания, сложными и многообразными в своих движениях. Всё это связано с тем, что голова должна быть поднята от земли, иначе ослабнет способность восприятия окружающего мира.

    Вывод – форма человека, его облик, как мыслящего животного, не случаен, он наиболее соответствует организму, обладающему огромным мыслящим мозгом...»

    Рис.10.8. Ученые находят останки инопланетянина (иллюстрация А.Шпира к повести «Звездные корабли», 1947 год)


    Это свое видение «типичного» разумного существа Ефремов пронес через всю жизнь, раз за разом приводя доводы в пользу гипотетической реконструкции в популярных статьях (таких как «Космос и палеонтология») и фантастических произведениях (таких как «Сердце змеи» и «Туманность Андромеды»).


    Рис.10.9. Александр Казанцев на конференции «Аэлита-81» (фото В.Коблова)


    Мнение Ефремова разделял другой признанный фантаст, увлекавшийся «палеокосмонавтикой», – Александр Петрович Казанцев. В 1946 году он опубликовал рассказ-гипотезу «Взрыв», в котором выдвинул предположение, что Тунгусский метеорит, взорвавшийся над тайгой 30 июня 1908 года, был космическим кораблем инопланетян, работающим на атомной энергии.

    Рис.10.10. Вывал леса на расстоянии 30 км от места «падения» Тунгусского метеорита


    Уже в наши дни вспоминая об этом, Казанцев признается:

    «Радио мне подсказало... История длинная. Я прошел войну от солдата до полковника и последние месяцы войны был уполномоченным комитета обороны и после окончания войны возвращался через всю Европу в СССР.

    Было это в августе, ехали мы с начштабом и слушали штабной радиоприемник, и на английском языке мы вдруг услышали сообщение о взрыве атомной бомбы. А я до этого отлично знал всю историю Тунгусского метеорита.

    И знал не только про экспедиции Кулика, но и про экспедицию по спасению Кулика. Эту экспедицию возглавлял, ставший потом моим близким другом, Виктор Александрович Сытин. Мне сразу пришла в голову мысль о схожести этих двух взрывов – американской ядерной бомбы и Тунгусского метеорита, и по приезду в Москву я первым делом встретился с Сытиным. Сидели мы в кафе-мороженое на улице Горького, и он в течение 2-х часов рассказывал о всех подробностях последствия катастрофы. И чем больше я слышал об этом, тем больше убеждался в своих подозрениях. В эпицентре под самым местом предполагаемого взрыва все деревья стояли на корню, а вокруг – были повалены радиально. Я подумал – а не произошел ли взрыв в воздухе. И поделился идеей с Сытиным. Он мне возразил – мол, как же в воздухе? – метеорит-то упал на землю. Но ведь, – не отступаю я, – его так и не нашли. Кулик предполагал, что метеорит утонул в болоте, пробив слой вечной мерзлоты. Так? Но когда в том месте пробурили лед – оттуда вырвался фонтан воды. Если бы метеорит пробил вечную мерзлоту – давление упало бы! Сытину идея понравилась, и все оставшееся время мы так или иначе возвращались к ее обсуждению. Я же с удовольствием слушал рассказ Сытина о легендах, родившихся сразу после взрыва в 1908 году, о том что бог Огды спускался в тайгу, о том что там гибли олени и люди. И даже о том, что место взрыва якобы было заколдовано. О том, с какими приключениями спустя 19 лет времени Кулик добирался до эпицентра и т. д. Теперь уже я заинтересовался этим Тунгусской тайной, а еще больше – тайной атомного взрыва. Тогда, в конце 1945 года об этом пока что нигде нельзя было прочитать. Пришлось договариваться о встрече и беседовать с академиком Ландау, который и рассказал все устройство американской атомной бомбы... После этого я эту гипотезу о ядерном взрыве на Тунгуске изложил в виде фантастического рассказа, и в начале 1946 года он был опубликован...»

    Рассказ Казанцева сразу привлек внимание специалистов. Его обсудили на заседании Московского отделения астрономического общества, после чего в Московском планетарии была поставлена лекция-инсценировка «Загадка Тунгусского метеорита».

    Выглядела инсценировка следующим образом. Заместитель директора планетария по науке Феликс Юрьевич Зигель (известный популяризатор науки, увлекавшийся еще и уфологией) читал лекцию о Тунгусском метеорите, об экспедициях Кулика и так далее ? однако после завершения его доклада из зала поднимался зритель Метт (актер, играющий по сценарию пьесы полковника) и говорил: «Вы знаете, мне в голову пришла интересная мысль. А что если это был атомный взрыв?» Затем одни за другими поднимались другие актеры: «студент» Конов, «профессор физики» Кравченко ? и затевали оживленную дискуссию, к которой присоединялись настоящие зрители.

    Если после публикации в «Вокруг света» пришло всего несколько писем-отзывов, то теперь о тайнах Тунгусского взрыва заговорила вся Москва. На лекции в планетарий ломились, входные билеты стали дефицитом. Игнорировать проблему было больше нельзя, ведь многие из зрителей воспринимали инсценировку как серьезное научное обсуждение, а гипотезу о корабле пришельцев ? как официальную точку зрения Академии наук. Появились разгромные статьи в центральных газетах, которые, впрочем, еще больше подогрели у молодежи интерес к этой тайне.

    «Но ведь и я, – говорит Казанцев, – с самого начала понимал, какую историю могу заварить, поэтому перед публикацией перестраховался на всякий случай и пошел для консультации к лауреату Нобелевской премии Игорю Евгеньевичу Тамму. Его я стал убеждать, что только ядерным взрывом можно объяснить эти небывалые события, которые произошли 30 июня 1908 года в Сибири. Как еще объяснить звук, который был слышен за тысячи километров. Только в центре на корню остался лес, это могло произойти лишь в том случае, если взрыв произошел над землей. Один к одному, как при взрыве бомбы над Хиросимой. Могло ли такое произойти в 1908 году, спросил я Игоря Евгеньевича. Нет, ответил он, поскольку ядерный взрыв может быть только искусственным, а в то время земляне еще не знали ядерных секретов. А если искусственный, то можно ли теоретически предположить, что кто-то, какой-нибудь гений в избе или землянке собрал ядерное устройство? Тамм категорически возражал. Это исключено! Это полнейшая чепуха!.. Так... Значит, ядерный взрыв? Взорвалось нечто, сделанное искусственно, но не на Земле и не человеком. А где и кем? Это сейчас на подобный глупый вопрос любой первоклассник вспомнит слово “инопланетяне”, но в 1946 году даже термина “НЛО” еще не существовало, первый бум в прессе относительно пришельцев еще только начнется в 1947-м!..»

    В рассказе «Гость из космоса» (1951) Казанцев развил свою гипотезу, доказывая, что, скорее всего, корабль создали марсиане, но прилетел он с Венеры – дата Тунгусского взрыва совпадает с датой прилета корабля, идущего по оптимальной траектории Венера—Земля. «Видимо, – пишет Казанцев, – что-то понадобилась марсианам на второй, молодой и горячей, планете Солнечной системы».

    Путаница с марсианами, которые почему-то прилетели не с Марса, а с Венеры, побудила Казанцева снабдить свою теорию дополнительными гипотезами. Их он изложил много позднее в романе «Внуки Марса» (1962). В нем земляне летят на Венеру и, помимо различных доисторических тварей, находят следы представителей высокоразвитой цивилизации, которые, по убеждению одного из членов межпланетной экспедиции, прилетели с гибнущего Марса, чтобы найти здесь новую родину. Но сам же автор спорит в романе с подобной гипотезой – слишком уж это предположение невероятно...

    Казанцев сумел заразить своей идеей молодых ищущих ученых. Так, геохимик Алексей Васильевич Золотов не только уверовал в атомный корабль пришельцев, но и попытался на месте отыскать доказательства фантастической гипотезе. Он побывал на месте таежных вывалов двенадцать раз и установил, что радиоактивность почвы в районе Тунгусского взрыва превышает фон. Радиоактивную «метку», датируемую 1908 годом, удалось обнаружить и на спилах одного из устоявших деревьев. Другие исследователи не подтвердили открытие Золотова, что не помешало ему защитить кандидатскую диссертацию на основе своих изысканий.

    В 1960 году опять же под влиянием идей Казанцева и с благословения главного конструктора космических ракет Сергея Павловича Королева в тайгу отправилась экспедиция сотрудников космической отрасли. В ней участвовал будущий летчик-космонавт Георгий Михайлович Гречко.

    «Королев не только поддержал нас, ? рассказывал Гречко позднее, ? но и предложил использовать для поисков вертолет КБ, который как раз был недалеко от тех мест. Дал распоряжение, чтобы нас обеспечили поисковыми рациями... Через несколько недель я докладывал Королеву по телефону о нашей работе в тайге и на болотах.

    – А хоть какие-то обломки корабля нашли?

    – Нет, ищем. Правда, отпуск уже кончается!

    Сергей Павлович решил с ходу:

    – Я вам его продляю.

    Пришлось признаться, что мы дали слово своим начальникам вернуться вовремя. Королев согласился: дело есть дело. Потом добавил:

    – А всё-таки жаль, что вы ничего не нашли...»

    Популяризацией гипотезы атомного взрыва продолжал заниматься неутомимый Феликс Зигель. После того как в журналах «Техника ? молодежи», «Знание ? сила» и «Смена» он опубликовал несколько статей по итогам исследований Золотова, а переводы этих статей попали в западную печать, научный мир отреагировал достаточно жестким заявлением. XII метеоритная конференция в своем решении отметила, что «результаты изучения радиоактивности и другие исследования до настоящего времени не дают оснований для предположения о ядерном характере Тунгусского взрыва». При этом конференция признала недопустимой популяризацию фантастических гипотез.

    Рис.10.11. Советские ученые изучают срезы деревьев, переживших Тунгусскую катастрофу

    Легенды и были советских уфологов

    История современной нам уфологии началась в 1947 году – после того, как американский бизнесмен Кеннет Арнольд рассказал о странном явлении, которое он увидел, пролетая 24 июня 1947 года над горой Маунт-Рейнир. Позднее его слова неоднократно цитировались не только в различных изданиях уфологической направленности, но и в официальных документах типа доклада ВВС.

    Арнольд наблюдал округлые, плоские и блестящие объекты (названные им «летающими тарелками»), летевшие в южном направлении с очень большой скоростью.

    «Я совершенно отчетливо видел их очертания на фоне снега, когда они приближались к горе, – сообщил Арнольд. – Они летели очень близко от горных вершин, прямо на юго-юго-восток вдоль главного хребта, летели, как гуси, вытянувшись в линию, словно скованные цепью.

    Они пролетели приблизительно 20—25 миль и исчезли из виду. Около трех минут я наблюдал, как цепь похожих на тарелки предметов, растянувшаяся по крайней мере на 5 миль, лавировала между высокими горными вершинами. Они были плоски, как сковородки, и, словно зеркало, отражали солнечные лучи. Я видел всё это совершенно ясно и отчетливо».

    Арнольд заявил, что по своим размерам летящие предметы были немного меньше самолета «DС-4», который как раз пролетал мимо. По мнению Арнольда, они перемещались со скоростью около 1200 миль в час, хотя это вступает в противоречие с его предыдущими показаниями. Если за три минуты НЛО преодолели всего 25 миль, то их скорость никак не могла превышать 500 миль в час.

    Арнольд сообщил обо всем увиденном прессе и вызвал невероятный ажиотаж среди населения, соскучившегося по сенсационным заголовкам. Поначалу газеты пытались высмеивать Арнольда, но количество сообщений о «летающих тарелках» начала расти, как снежный ком, а сама тема получила широкое распространение.

    Сообщение Арнольда и другие аналогичные случаи требовали по своему характеру официального расследования. Командование ВВС США создало специальную комиссию для всестороннего исследования всего явления в целом и тщательного изучения отдельных фактов. Профессор Дж. Аллен Хайнек, астрофизик из Университета штата Огайо, был приглашен в качестве консультанта по вопросам, связанным с астрономическим происхождением феномена. В своем докладе он утверждал, что виденные Кеннетом Арнольдом летающие предметы не имеют ничего общего ни с одним из известных нам астрономических явлений: «Нам представляется вполне вероятным, что замеченные предметы летели со сверхзвуковой скоростью и, следовательно, являются каким-то типом уже известных самолетов».

    В июне 1950 года была опубликована первая книга на интригующую тему – «Летающие тарелки существуют на самом деле» Дональда Кейхо. В ней автор утверждал, что командование ВВС скрывает вещественные доказательства внеземного происхождения «летающих тарелок», так как специалисты по психологии поведения опасаются, что их опубликование может вызвать массовую панику.

    Разумеется, никто из серьезных экспертов, работавших на разведку, в фантастику Кейхо не поверил, однако в то же время ни один из них не мог точно сказать, как далеко продвинулись советские ученые на пути создания летательных аппаратов нового типа. Что, если летающие диски и огненные шары, которые иногда появляются над атомными станциями и секретными полигонами, являются секретными самолетами Сталина?..

    В самом Советском Союзе подобной проблемы, похоже, не существовало. Каких-то указаний на интерес советского руководства к теме НЛО в описываемый период не обнаружено. Вышеприведенное свидетельство профессора Бурдакова – не в счет.

    Потому современные уфологи обычно опираются на странные истории, больше похожие на фантастические рассказы из старых журналов. Возможно, так оно и есть.

    Например, в 1993 году «Киевская газета» опубликовала интервью с участником археологических раскопок, «пожелавшим остаться неизвестным». Вот что он рассказал. В 1953 году экспедиция, занимавшаяся раскопками в Киеве, обнаружила на глубине в пять метров от поверхности земли склеп, в котором находился огромный ящик. В ящике археологи нашли 500 книг, написанных на арабском, греческом, санскрите и некоторых славянских языках. Кроме текстов, книги содержали чертежи, на которых были изображены элементы орбитальных станций, космических кораблей и ангаров для них. Среди книг была также обнаружена исходная рукопись «Слово о полку Игореве», утерянная, казалось, навсегда.

    Сотрудники МГБ (Министерство государственной безопасности – так в то время называлось ЧК-ОГПУ-НКВД), вызванные одним из членов экспедиции, прибыли в течение часа. Все найденные в склепе предметы были погружены на три крытых грузовика и увезены в неизвестном направлении. Археологи дали подписку о неразглашении...

    Эта история похожа на первоапрельскую шутку, однако преподносится как вполне достоверный факт и попала уже в некоторые уфологические энциклопедии. Доказательств, подтверждающих ее реальность, нет и, скорее всего, не появится...

    Несмотря на то, что в эпоху Сталина случаи наблюдения НЛО практически не освещались в советской прессе, американская разведка интересовалась фактами подобных наблюдений и собирала специальное секретное досье. Возможно, в этом досье хранится свидетельство военного инженера и писателя Вениамина Додина, арестованного НКВД в 1940 году и проведшего более 14 лет в лагерях ГУЛАГа.

    Странное происшествие случилось ясной ночью в июне 1953 года, когда Додин шел по тайге к зимовке на речке Ишимба – в Красноярском крае, неподалеку от места, где произошло падение Тунгусского метеорита. Вокруг царила тишина. Внезапно Додин услышал странный звук, исходящий с неба. Затем он увидел объект, издающий этот звук. Это был длинный цилиндр, и он реял над редкими облаками на расстоянии около 3 километров. При движении цилиндр вращался вокруг продольной оси. В одном месте корпус цилиндра охватывала ребристая лента. Один из концов цилиндра совершил полуоборот по отношению к Додину, и он увидел, что цилиндр полый, и с этой стороны он полностью открыт.

    Рис.10.12. Цилиндры Вениамина Додина (собственноручная запись)


    Додин сразу предположил, что реющий на высоте объект – это дирижабль, однако отсутствие каких-либо признаков двигателей и кабины пилотов смутило инженера. Медленно вращаясь вокруг продольной оси, объект перемещался по направлению к Додину. Вообще конструкция «дирижабля» показалась Додину технически «неправильной». Впрочем, он не сомневался, что это именно дело человеческих рук, и даже догадывался, где находится база загадочного «дирижабля». По его утверждению, поблизости от зимовья был расположен секретный научно-исследовательский центр «Трассант 26». Якобы там разрабатывались новые типы оружия, и Додин был наслышан о многочисленных испытаниях новинок вооружений, проводившихся в области.

    Пока Додин разглядывал «дирижабль», пытаясь понять, что это такое, ровный шум, издаваемый объектом, сменился резким, неприятным слуху скрипом. От большого объекта начали отделяться объекты поменьше – они имели форму плоских барабанов и, выходя из «дирижабля», поднимались вверх. Затем отверстие на торце цилиндрического «дирижабля» закрылось, и цилиндр улетел. Небо стало светлеть с приходом утра. Додин добрался до зимовья, а когда совсем рассвело, попытался разглядеть в небе хоть какой-то намек на присутствие загадочных объектов. И объекты появились, но не днем, а следующей ночью.

    Будучи образованным человеком, Додин хорошо знал, что никакое искусственное тело не способно развить такую скорость, чтобы немедленно исчезнуть из вида, как это произошло с цилиндром «дирижабля». Наблюдал ли он испытания нового воздушного корабля? Или это было нечто другое?..

    Додина беспокоило, что, если кому-то станет известно, что он наблюдал испытания нового секретного оружия, его снова отправят в лагерь. Однако он был смелым человеком и, когда объекты вернулись, продолжил наблюдение. Всего он наблюдал эволюции объектов свыше 40 часов. Как и прежде, над тайгой сначала появлялся цилиндр «дирижабля», затем из него начинали сыпаться объекты поменьше, названные Додиным «плоскими барабанами». «Барабаны» поднимались вверх и исчезали почти немедленно. Додин оценил размеры «барабанов» и пришел к выводу, что каждый из них около 24 метров в диаметре. Материнский «дирижабль» в свою очередь был около 200 метров в диаметре. Все материнские «дирижабли», появляющиеся в поле зрения, выбрасывали по восемь «плоских барабанов».

    Для того чтобы различить подробности, Додин использовал теодолит фирмы Цейса – других оптических инструментальных средств у него не было. Однако и этот не самый подходящий для наблюдения движущихся объектов инструмент позволил разглядеть ему легкое голубоватое свечение, излучаемое плоскими поверхностями «барабанов». Материнские цилиндры такого свечения не излучали вовсе.

    Додин предпринимал неоднократные попытки добраться до места, откуда, как ему казалось, стартуют материнские цилиндры. Но все эти вылазки терпели неудачу.

    У Додина начинались внезапные и необъяснимые боли в суставах. Звук, который издавали цилиндры и который, казалось, проникает в самый мозг, становился невыносимым и вызывал сильную головную боль. Когда болеть уже начинало всё тело, Додин поворачивал назад. Попадая домой, он на долгое время засыпал.

    Сотрудники МГБ прибыли в область в начале июля. Додин был допрошен, а его камера с фотоснимками конфискована и отправлена в Москву. В ходе допросов у Додина сложилось впечатление, что представители спецслужб имеют об объектах еще более смутное представление, чем он сам. Таким образом виденные им НЛО никак не могут считаться новым оружием, разработанным в центре «Трассант 26».

    Что это было, неизвестно до сих пор. Никакой информации по поводу феномена в архивах не обнаружено, а значит, скорее всего, сообщение Додина серьезного влияния на решения властей не оказало. Загадочные «цилиндры» остались в области преданий...









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх