|
||||
|
Глава восьмая Тайные битвы «Священной войны» Когда в июле 1941 года Иосиф Сталин обратился к советскому народу, он призвал всех, вне зависимости от вероисповедания и социального положения, вступить в «священную войну» против немецко-фашистских захватчиков. Само это словосочетание «священная война» имеет глубокий сакральный смысл. Даже те из граждан Советского Союза, кто всю свою жизнь придерживался главной заповеди «не убий!», должны были взять в руки оружие и пойти защищать свой дом и семью от агрессора. Священность войны подразумевала прощение грехов, совершенных во имя Победы. Это был самый мудрый ход Сталина за всю его карьеру как политического деятеля – апелляция к глубинным верованиям народов России, к убежденности, что Бог с нами, а значит, мы победим, позволила мобилизовать такие силы, которые, казалось, навсегда исчезли в атеистическом большевистском государстве. Адольф Гитлер рассчитывал, что всё будет иначе, и проиграл... Православное пророчество о крахе нацистской Германии Сегодня уже известно, что гитлеровские пропагандисты под руководством Геббельса использовали средневековые пророчества для укрепления веры немцев и их союзников в том, что Третий рейх в буквальном смысле обречен на победу. Кто-то обратил внимание Геббельса на предсказания знаменитого Мишеля Нострадамуса, жившего в XVI веке и оставившего после себя цикл рифмованных четверостиший (катренов), в которых якобы предсказывалась судьба человечества на несколько тысяч лет вперед. Узнав о том, что немецкий астролог Карл Эрнст Крафт не только хорошо знаком с писаниями Нострадамуса, но и верит в неизбежную победу Германии, Геббельс привлек Крафта к работе в своем министерстве. Умело препарированные стихотворные пророчества средневекового мистика превратились в оружие идеологической войны. Нострадамус писал крайне туманно, чтобы не выдавать секреты непосвященным. Это позволяло толковать его катрены как кому заблагорассудится. В дневнике Геббельса от 22 ноября 1939 года читаем:
Брошюры с расшифровкой текстов Нострадамуса, сделанной Крафтом и, естественно, предрекающей скорую победу Третьего рейха, распространялись во Франции по мере ее оккупации немецкими войсками... Неизвестно, знали об этом опыте советские пропагандисты или они дошли до идеи своим умом, но оказывается, что нечто подобное делалось и в Советском Союзе. Только обращались они не к писаниям средневекового европейского мистика, а к православным пророчествам, которые были куда ближе и понятнее живущим в нашей стране. Например, сохранился текст листовки, распространявшейся среди православного населения Белоруссии осенью 1942 года. Привожу его здесь целиком: «ИЗУМИТЕЛЬНОЕ ПРОРОЧЕСТВО Ниже давалась расшифровка слов схимонаха: «В пророчестве в аллегорической форме переданы события Второй мировой войны. Черный дракон – это Германия, возглавляемая диктатором Гитлером. Союзник черного дракона, также имеющий в своем гербе свастику, – это Финляндия. Петух – Франция, в гербе которой присутствует галльский петух. Леопард – Британская империя, в гербе которой, правда, есть лев, а не леопард. А горный орел – это Россия». Такая трактовка представляется довольно вольной, но простим за это советских пропагандистов. Они делали правое дело, показывая верующим людям, что признать победу Германии и покориться оккупантам – означает отказаться и от своей веры, и от всего, что наполняет жизнь православного человека смыслом... Рис.8.1. Советский плакат «Родина-мать зовет!» Военные победы чудесной иконы Но не только соответствующим образом расшифрованные пророчества оказывали мобилизующее влияние на население. Всю войну и после из уст в уста передавались предания о необыкновенной Казанской иконе Божией Матери, которая явила чудеса на поле брани. Вера в ее силу была настолько велика, что это не могли оставить без внимания советские военачальники. Дело было так. В 1941 году в Валаамском монастыре, территория которого относилась тогда не к Советскому Союзу, а к Финляндии, один из последних православных старцев Валаама доживал свой век при монастыре. Однажды в течение трех дней кроме него служить оказалось некому. И во время служб, день за днем, он стал свидетелем трех видений. В первый день старец увидел Богоматерь и целый сонм святых, со слезами умоляющих Спасителя не оставлять Россию в беде. Во второй день о том же Иисуса Христа умоляли Матерь Божия и Иоанн Креститель. На третий – одна Богоматерь. И Спаситель, который на прежние моления отвечал, что мерзость запустения в России велика настолько, что терпеть ее далее невозможно, ответил Своей Матери: «Я знаю, как ты любишь Россию, и ради слов твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню...» Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Среди истинно верующих на тот момент было очень мало тех, кто считался другом большевистской России, – жива была память о разрушенных храмах, конфискации святынь и массовых расстрелах священников. Однако бывшие враги стали друзьями, когда над страной нависла черная тень. Так, иеросхимонах Серафим Вырицкий тысячу дней и ночей стоял на коленях в молитве о спасении страны и народа России. Молился и митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат). После обращения Александра III митрополит Илия решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери. Владыка не ел, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда дошел враг. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если всё, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет:
Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им всё, что было определено. Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить всё, что передал митрополит Илия. Рис.8.2. Казанская икона Божией Матери (образ начала XVIII века) Казанская икона Божией матери не раз оказывала услугу России. Ее история началась во время одного из самых тяжелых периодов нашей истории – последних лет царствования Иоанна Грозного. В июне 1579 года в Казани случился страшный пожар, который уничтожил половину города. Население было смешанным: большую часть составляли мусульмане, меньшую – православные. И популярность приобрело мнение о том, что в случившемся виновато именно это меньшинство. Тогда девятилетней Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина, явилась во сне икона Божией Матери. Потом, также во сне, ей было видение Самой Богородицы, которая сказала, что Ее икона находится в земле, там где до пожара находился дом родителей девочки, и об этом нужно рассказать архиепископу и городским начальникам. Во время же третьего видения девочка чудесным образом была перенесена на пепелище своего дома. Однако «отцы города» не вняли словам ребенка. Тогда мать стала сама рыть землю в поисках иконы. Узнав, в чем дело, многие пришли помогать – перекопали весь двор, но икону найти не могли, пока сама Матрона не взяла в руки заступ и начала копать. К великой своей радости, она обнаружила завернутую в кусок сукна икону Божией Матери с Младенцем. Случилось это 8 июля (21 июля по новому стилю). Одним из первых очевидцев этого события был местный священник Гермоген, которому впоследствии было суждено стать Патриархом Московским и всея Руси. Он писал: «Чудотворный образ чудно сиял светлостью, как будто вновь был написан красками». Крестный ход в честь этого события сопровождался огромным стечением народа. Тогда же и произошли первые чудеса – исцелилось несколько больных, приложившихся к иконе. Свою чудесную помощь в масштабах всей страны икона явила в Смутное время, когда Россия подверглась вторжению польских интервентов. Поляки взяли Москву, захватили в плен Патриарха Гермогена. В заточении Патриарх молился Богоматери о спасении России, ему удавалось тайно рассылать призывы к русским патриотам, чтобы они «крепко стояли за веру, унимали грабеж <...> и, как обещались, положили души за Дом Пречистой [т.е. за Россию ? А.П.], за чудотворцев и за веру». И вскоре возникло ополчение Минина и Пожарского. С копией Казанской иконы войска князя Пожарского подошли к Москве. Готовясь к штурму, православное воинство три дня постилось и молилось пред иконой Богоматери о победе. В эти дни в Кремле умиравшему от голода в плену у поляков архиепископу Арсению было во сне видение преподобного Сергия Радонежского, в свое время благословившего святого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Преподобный сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны, предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года был взят Китай-город, а через два дня – Кремль. И на следующий день русские войска с крестным ходом вошли на Красную площадь с Казанской иконой Богородицы впереди... В 1709 году, накануне Полтавской битвы, по приказу Петра копия Казанской иконы была доставлена в стан русской армии под Харьковом. Царь долго молился перед иконой, повелел обнести образ перед полками. Во время битвы 27 июня икона стояла на поле боя. Русское воинство разбило врага... В 1811 году, перед самым началом войны с Наполеоном, икона, была перенесена в Казанский собор Санкт-Петербурга, построенный специально для того, чтобы поместить в нем прославленную на всю Россию икону. В 1812 году главнокомандующий князь Михаил Кутузов, перед отъездом в армию, на коленях перед Казанской иконой слушал молебен Покровительнице земли русской и со слезами просил Пречистую Богородицу спасти Россию. По окончании молебна протоиерей Казанского собора поднес фельдмаршалу копию Казанской иконы Божией Матери в медальоне, которую князь носил на груди. И снова святой образ защитил страну от нашествия. 4 ноября (по новому стилю), в день празднования Казанской иконы Божией Матери, русские войска под предводительством Милорадовича и Платова разбили французский арьергард Даву. Это была первая победа русского оружия в Отечественной войне. Враг потерял 7 тысяч человек. В этот день выпал первый снег и начались сильные морозы, так губительно отразившиеся на армии неприятеля. Спасение России И в Великой Отечественной войне 1941 года всё произошло так, как и было предсказано. Уже не было сил, чтобы удержать врага. В Ленинграде был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей ? но вера в победу жила! Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда. В десяти храмах города начались регулярные богослужения. В одном из городских музеев хранится расписание служб декабря 1941 года в Николо-Богоявленском соборе, где заполнены графы каждого дня. Фотографии тех лет запечатлели столпотворение внутри собора и у его входа. По рассказам очевидцев, народ не расходился даже во время бомбежек. И произошло удивительное. Гитлер изменил свои планы, приказав остановить танки перед самым Ленинградом, хотя не представляло большого труда войти в измученный город. Благоприятный момент оказался упущен, и произошел перелом событий. Враг так и не переступил черты, проведенной крестным ходом вокруг осажденного города. Таким образом, подтвердились слова, сказанные святителем Митрофаном (Воронежским) Петру I о том, что город святого апостола Петра избран Самой Божией Матерью, и пока Казанская Ее икона находится в городе и есть молящиеся, враг не может войти него. Вот почему петербуржцы так почитают Казанскую икону Божией Матери. После Ленинграда Казанская икона находилась в Богоявленском Соборе Кремля, откуда в дальнейшем ее перевезли в Сталинград. Вокруг Москвы чудотворная икона была обнесена самолетом «Ли-2», пилотируемым личным пилотом Сталина, впоследствии маршалом авиации Александром Головановым. Об этом удивительном полете Александр Евгеньевич рассказывал при ныне здравствующих свидетелях. Один из них, литератор Николай Блохин, писал позднее: «Этот полет был одним из самых необычных в бурной биографии отважного летчика. Погода стояла абсолютно нелетная. Шквальный, порывистый ветер с метелью и температура минус 50 по Цельсию делали невозможными ни взлет, ни посадку. Однако исключающий все возражения приказ И. Сталина и его полная уверенность в успехе необычного полета, вселяли оптимизм и в летчика. Сопровождали чудотворную икону православный священник и три женщины певчие. Во время такого трудного полета шума моторов почти не было слышно, хотя они и работали исправно. Зато очень хорошо ему запомнилось пение акафиста». По приказу Сталина были открыты и Троице-Сергиева, и Киево-Печерская Лавры. Было разрешено перенести мощи святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси в Богоявленский собор. В 1943 году «Правда» впервые напечатает сообщение о встрече главы СССР с местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием. На встрече, как было сказано, Сталин «сочувственно отнесся к предложению избрать Патриарха и заявил, что со стороны правительства не будет никаких препятствий». Запрет на религию на какое-то время перестал существовать, о победе тогда молилась вся Россия. Для самих фронтовиков обращение высочайшего начальства к помощи Бога быстро перестало быть тайной. Огромное число старших офицеров, не говоря о простых солдатах, открыто молились перед боем. Рассказывают, что под обшивкой легковой автомашины маршал Жуков возил копию иконы Казанской Божией Матери. Рис.8.3. Казанская икона Божией Матери (образ конца ХХ века) А впереди был Сталинград, где Казанская икона побывала на самых трудных участках фронта. Многочисленные историки, занимавшиеся изучением Сталинградской битвы, анализируют соотношение техники, людских резервов, боевой подготовки и морального уровня советских и германских войск. Однако за рамками научных монографий остается нечто, стоящее за пределами понимания исторической науки. Вот что писал историк Вадим Якунин в статье «Сталинградское знамение»:
Примечательно, что среди руин Сталинграда уцелевшим осталось одно-единственное здание – церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Священники на войне Однако на Бога надейся, а сам не плошай. Эта пословица стала в годы войны лозунгом для всех верующих. Под красные знамена советской армии встали и простые люди, и священнослужители. «На морских кораблях иногда подается зычная команда: “Все наверх!” Это значит – кораблю угрожает морская стихия, управление кораблем требует совместной работы всех, кто находится на нем. И вот по этой команде все выбегают на верхнюю палубу, каждый к своему месту, и там спешат делать, что от каждого требуется, пока не пройдет жгучий момент и корабль будет по-прежнему спокойно и уверенно продолжать свое плавание. Нечто подобное, только в неизмеримо большей степени, переживаем и мы сейчас. Мрачная и дикая стихия угрожает стране. Родина наша в опасности, и она созывает нас: все в ряды, все на защиту родной земли, ее исторических святынь, ее независимости от чужестранного порабощения». Эти слова произнес 26 июня 1941 года патриарший местоблюститель митрополит Сергий на молебне о победе русского воинства в кафедральном Богоявленском соборе в Москве. Его молитва была обращена к Богу, а призыв – ко всем верующим и неверующим. К этому призыву прислушались. В Красной армии, как известно, не было полковых священников, но были священнослужители, надевшие гимнастерку и взявшие в руки оружие. Были священники, служившие в храмах на оккупированных территориях, но получившие славное звание «партизанских попов»... Воспоминания многих из них дошли до нас, и сегодня мы имеем возможность узнать, кто это такой – священник на войне. Рассказывает отец Борис Васильев:
Вспоминает протоирей Борис Пономарев
На оккупированных территориях священнослужители являлись подчас единственным связующим звеном между местным населением и партизанами. Они укрывали красноармейцев и сами вступали в партизанские ряды. Вот только несколько историй из этого ряда... В первый же месяц войны через подпольную группу партизанского отряда было передано из Москвы послание патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, которое отец Василий Копычко, настоятель Одрижинской Успенской церкви Ивановского района на Пинщине, прочитал своим прихожанам. С начала войны до ее победного завершения отец Василий не ослабевал в духовном укреплении веривших ему людей, совершая богослужения ночью, без освещения, чтобы не быть замеченным. Кроме того, отважный пастырь знакомил прихожан со сводками Информбюро, рассказывал о положении на фронтах, призывал противостоять захватчикам, читал послания священноначалия Церкви к тем, кто оказался в оккупации. Однажды в сопровождении партизан он приехал к ним в лагерь, обстоятельно ознакомился с жизнью народных мстителей и с того момента сам стал партизанским связным. Отец Василий собирал продукты для раненых партизан, присылал и оружие. В начале 1943 года немцам удалось раскрыть его связь с партизанами. Церковь и дом настоятеля немцы сожгли. Отцу Василию пришлось скрываться. За свою патриотическую деятельность священнослужитель был награжден медалями «Партизану Великой Отечественной войны», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Протоиерей Александр Романушко участвовал в боевых операциях, ходил в разведку, был в полном смысле слова партизанским священником. Однажды он пошел на такой смелый шаг. Летом 1943 года родственники убитого партизанами полицая попросили отца Александра отпеть покойника. На кладбище пришло много народа, была выставлена и полицейская вооруженная охрана, Все приготовились слушать отпевание. Отец Александр, надев на себя епитрахиль и ризу, отошел в сторону и глубоко задумался. А потом совершенно неожиданно начал: «Братья и сестры! Я понимаю большое горе матери и отца убитого, но не наших молитв и “Со святыми упокой” заслужил своей жизнью во гробе предлежащий. Он – изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо “Вечной памяти” произнесем же “Анафема”». Люди стояли, как громом пораженные. А отец Александр, подойдя к полицаям, продолжал: «К вам, заблудшим, моя последняя просьба: искупите перед Богом и людьми свою вину и обратите свое оружие против тех, кто уничтожает наш народ, кто в могилы закапывает живых людей, а в Божиих храмах заживо сжигает верующих и священников». Отец Георгий Писанко встретил войну в сорокапятилетнем возрасте – как нестроевой, – по мобилизации был причислен к тыловым частям. Но кто в первые месяцы войны мог дать гарантию, что тыл вдруг не станет передовой? Так и случилось с полком, в котором служил рядовой Писанко. Окопы, которые воины готовили для отходивших подразделений, пришлось занять им самим и выдержать неравный бой. Оглушенный разрывом снаряда, отец Георгий попал в плен. Выждав благоприятный момент, бежал, но безуспешно. После пыток и издевательств оказался в рабочей команде, на рытье окопов, откуда вновь совершил побег... Священники продемонстрировали мужество, достойное подражания. Поэтому нет ничего удивительного, что в октябре 1943 года впервые в истории Советского Союза 12 священнослужителям были вручены высокие правительственные награды. В том же году в стране было восстановлено патриаршество. А во время Парада Победы 1945 года на Красной площади на гостевых трибунах Мавзолея стояли иерархи Русской Православной Церкви. * * *Я, как вы давно знаете, атеист. Но даже мне очевидно, что в период тяжелых испытаний, когда вся страна сражается с врагом до полного его уничтожения, случаются самые настоящие чудеса. Просто воля народа, объединенного в горячем стремлении победить, может изменить ход истории. И в конечном итоге не так важно, во что верует солдат, совершающий чудеса. Главное – чья вера крепче... |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|