|
||||
|
Об этой книге Почему эта книга появилась Эта книга обязана своим происхождением двум факторам. Во-первых, наряду с интересом и тягой к Православию, которое, слава Богу, приобретает в России статус фактически государственной религии, у людей наших неизбывна связь с корнями, первоистоками. А первоистоки у нас общеславянские, стало быть, языческие. И мы не можем и не должны поставить крест на той культуре, истории, тех верованиях и чаяниях, которыми жил наш народ до Крещения Руси. Забвение языческих богов, их капищ, верований и суеверий наших предков есть путь тупиковый. Мы появились не из ниоткуда, наше, какое бы оно ни было, должно с нами оставаться. И, надо сказать, оставалось на протяжении тысячи лет христианства на Руси — в виде остаточных знаний, в фольклоре (преданиях, сказках, былинах, песнях), в генетической памяти народа. Славянское язычество предавалось анафеме на протяжении тысячи лет. Но оно всё равно жило. И вот теперь, когда запреты сняты, мы наконец-то можем, не таясь, сказать: «Мы православные, но у нас есть своя, дохристианская история. И она нам дорога. Нам дороги верования наших предков, их обряды, их устои. Мы хотим их знать и понимать, чтобы разобраться в том числе и в себе самих, понять, что есть наша русская душа, о загадках которой так много говорили и говорят до сих пор». Итак, первый фактор появления этой книги — интерес нации к своему язычеству, который сегодня нарастает и нуждается в удовлетворении. У меня уже давно зрел замысел написать популярную книгу, которая стала бы своеобразным ликбезом в пантеоне славянских богов[1]. Но, возможно, замысел и дальше оставался бы в сфере намерений, если бы не второй фактор, который буквально заставил меня сесть за работу над этой книгой и завершить ее в рекордные сроки. Дело в том, что в одной из фольклорных экспедиций на север Карелии довелось мне найти необычайный документ — рукописную книжицу «Потаенные славянские боги и их откровения». Писана она в XVIII веке, как утверждает ее автор, некто «диак Александр Скобелев» — на основании находившихся в его распоряжении «древних свитков с писаниями самих богов славянских, предаваемых забвению церковью и чтимых в народе». Изучив «рукопись Скобелева», я решил привлечь ее материал к работе над давно задуманной книгой. Я взял оттуда «откровения» богов, данные в рукописи от первого лица. Как увидите, я перевёл эти «откровения» на современный русский язык. Что вы узнаете из этой книги Книга посвящена 32 «главным» славянским богам, чьи «откровения» содержит «рукопись Скобелева»[2]. Я постарался дать в статьях о каждом из богов максимум материала, который собирал по разным источникам. Это и Велесова книга, и так называемые Славянские Веды, и уже известная вам «рукопись Скобелева», и русские летописи и «Слово о полку Игореве», и материалы, полученные мною в фольклорных экспедициях. Вот уже второе десятилетие я организовываю такие экспедиции на русский Север и Запад, в малые населенные пункты Центра России, изучаю сохранившиеся по сию пору в сельской местности верования, обычаи, изустно передаваемые на протяжении столетий былины, сказки, былички и прочие разновидности так называемого «устного народного творчества». Не могу не сказать, что и меня, и моих соратников по экспедициям и изучению славянского фольклора до глубины души потрясает непрерывность традиций, которую мы наблюдаем[3]. Подумайте сами: в наше время, в XX–XXI веках люди продолжают хранить память о древних верованиях. Более того: то тут, то там мы фиксируем рассказы о встречах людей с представителями пантеона славянских богов! Какова достоверность этих рассказов, судить не берусь. Но привожу их здесь вам для полноты картины, а уж вам принимать решение — относить ли их к современному мифотворчеству или воспринимать как реальные свидетельства очевидцев. Благодарности Пользуюсь случаем, чтобы поблагодарить за помощь в работе и консультации моих верных друзей и коллег: кандидата филологических наук Арину Тарабукину (СПб.), доктора филологических наук Юрия Доманского (Тверь), а также помощников и соратников по экспедициям Елену Самойлову, Анну Шапошникову, Василия Гапикуса, Антона Кручинина, Степана Виноградова. И конечно, моего редактора Агнию Гуссар, без которой эта книга просто бы не состоялась! (Искренне ваш профессор КГУ) (Тимур Иванович Прозоров) Примечания:1 В идеале знать о них должен всякий русский. А у нас все как-то наперекосяк: мы долгие годы публиковали в разных вариантах мифы и исследования по истории верований Древней Греции, Древнего Египта, Скандинавии — каких угодно стран и народов, только не славян. 2 Обращаю ваше внимание: речь идёт именно о «главных» богах славянского пантеона. Если же рассматривать его в целом, то мы насчитаем более 50 богов и разнообразных духов. 3 То тут, то там доводилось мне видеть явно посещаемые, современные капища языческих богов; более того — я встречался с участниками современных ритуалов, даже принимал несколько раз участие в последних, записывал их на плёнку. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|