• Итальянские подводные лодки
  • Первые группы выходят в море
  • Giuliani и Tazzoli
  • Torelli
  • Cagni
  • Японцы получают две подводные лодки
  • Японские подводные лодки в Атлантике
  • Подводные лодки в Индийском океане
  • Одиссея U-188
  • Глава 16

    Подводные лодки устанавливают сообщение между Европой и Дальним Востоком

    Сразу после начала боевых действий между Японией и США Гитлер продумал обеспечение сообщения со своим новым союзником. Однако было невозможно обеспечить сообщение по дорогам, так как Германия была отделена от Японии огромной территорией СССР.

    В начале войны все немецкие торговые суда возвратились домой или были отправлены на дно. Для продолжения войны были нужны каучук, олово, вольфрам и хинин. Англичане своими надводными кораблями и самолетами обеспечили блокаду, которая препятствовала доступу немцам к богатствам Дальнего Востока. Немцы вынуждены были предложить японцам высокоточные приборы для подводных лодок в обмен на природные ископаемые.

    Подводные лодки могли самостоятельно обогнуть Африку без особого риска и пройти 15 000 морских миль, отделявших французские порты Атлантики от японских баз. Этим маршрутом прошел русский адмирал Рожественский перед своим поражением 27 мая 1904 года у Цусимы. Подводные лодки должны были пересечь Бискайский залив, выдержать неприятный экватор, обогнуть мыс Доброй Надежды, наконец, прийти в Индийский океан – долгий поход, грозящий многочисленными опасностями от аварий, частых штормов к югу от мыса Доброй Надежды, от встреч и сражений с противником.

    Сначала должны были решаться проблемы снабжения топливом и смазочными материалами в Атлантике и Индийском океане.

    В декабре 1942 года вице-адмирал Пауль Х. Веннекер, военно-морской немецкий атташе в Токио, координировавший эти операции с японским адмиралом Мивой, сообщал в Берлин, что японцы предлагали порты Пинанг или Сабанг в качестве баз для оперирующих в Индийском океане подводных лодок.

    Дёниц хотел переждать период муссонных дождей и затем выделить для выполнения этой задачи большие подводные лодки IXD-2 серии.

    Снабжение по морю должно было обеспечиваться при помощи новых танкеров типа XIV и еще двумя надводными судами Brake и Charlotte Schliemann, находящимися в Индийском океане.

    В 1942 году подводные лодки проводили операции в Мозамбикском канале и топили там транспорты союзников. По мнению Дёница, наступление немецких и японских подводных лодок в этой уязвимой точке нужно было начать одновременно с открытием сообщения Германия—Япония, так как союзники делали Бискайский залив и даже Атлантику все менее доступными для подводных лодок. Перед созданием базы в Пинанге было необходимо доставить туда запасные части, горючее, смазочные материалы и даже продукты питания, так как немцы, будучи сильными едоками, не могли довольствоваться легким японским питанием.

    Итальянские подводные лодки

    На совещании 8 февраля 1943 года в Берлине подробно обсуждался вопрос о необходимых для продолжения войны видах сырья. «Нужно посылать подводные лодки, – говорил Дёниц. – Итальянские лодки больше чем наши. Торговый тоннаж судов противника, потопляемый ими в Атлантике, менее значителен, чем успех наших подводных лодок. Почему бы нам не попросить итальянцев использовать свои лодки в качестве грузовых судов? Они могли бы транспортировать материалы в Японию и возвращаться с грузами, в которых мы так нуждаемся».

    После того как Гитлер согласился с этим предложением, 12 марта немецкий адмирал передал ходатайство коменданту итальянской базы БЕТАСОМ в Бордо.

    Капитан 1-го ранга Энцо Гросси сразу передал это начальнику штаба итальянского ВМФ. С 15 по 17 марта проводились совещания немцев с итальянцами; терять время не хотели. Было достигнуто соглашение: немцы обещали итальянцам уступить несколько подводных лодок, планируемых для строительства в 1944 году. Между тем итальянским морским флотом должны были быть переданы немцам 9 подводных лодок типа Vlfc1.

    Со своей стороны БЕТАСОМ должна была безотлагательно перестроить 9 подводных лодок, чтобы они могли перевозить по возможности большее количество груза; для этих целей были выделены лодки: Archimede, Leinardo da Vinri, Ammiraglio Cangi, Copellini, Enrico Tazzoli, Barbarigo Ginseppe Finzi, Alpino Bagnolin, Leigi Torelli.

    Так как Archimede 15 апреля 1943 года и Leinardo da Vinci 23 мая были потоплены, осталось 7 подводных лодок.

    С конца апреля до конца июля перестраивались лодки: удаляли запасные торпеды, артиллерию и пр. Командиры смотрели на это с опасением и предвидели трудности при погружении в случае нападения на перегруженную подводную лодку. Сохранение дифферента также было большой проблемой – в районе мыса Доброй Надежды дело часто доходило до сильных штормов, и море было весьма неспокойно.

    Итальянское правительство вновь вернулось к уже было оставленной из-за японцев мысли и пыталось получить разрешение на строительство в Сингапуре небольшой итальянской базы с плавучей базой Eritrea (капитан-лейтенант Марино Ианнуччи), которая находилась там с начала противостояния.

    Первые группы выходят в море

    11, 16 и 23 мая одна за другой из Бордо в море вышли Capellini (капитан-лейтенант Вальтер Анкони), Tazzoli (капитан-лейтенант Джузеппе Гайто) и Giuliani (капитан-лейтенант Марио Теи).

    Лодки были полностью забиты сырьем и товарами: алюминием, ртутью, нержавеющей сталью, запасными частями для машин, оптическими приборами; кроме того, каждая лодка должна была брать с собой в качестве пассажиров несколько немецких и итальянских техников и офицеров.

    Подлодки вынуждены были идти на большей глубине, чем это предусматривалось требованиями безопасности; нужно было рисковать, если они хотели доставлять максимум товаров и топлива. Резервуары для масла разместили повсюду, даже в торпедные аппараты поместили канистры. Для обороны имелось два 13,2-мм пулемета!

    Сильно загруженная Capellini вышла первой: в надводном положении над поверхностью моря возвышалась только верхняя часть рубки.

    Вскоре после отправления командир Анкони отметил, что расход топлива был больше, чем это предусматривалось, видимо, из-за перегрузки лодки, поэтому и был изменен курс. Он, несмотря на опасность обнаружения враждебными самолетами или эсминцами, предпринял более короткий маршрут вдоль африканского побережья, как британские конвои.

    Самолеты противника атаковали Capellini в Бискайском заливе, а на траверзе Лиссабона она смогла уйти под воду и ускользнуть. Немцы оснастили лодку своим прибором «Метокс», который, по-видимому, ей не пригодился.

    6 июня Capellini прошла восточнее острова Святой Елены, 12-го она обогнула мыс Доброй Надежды в 40 морских милях от него, в то время как должна была бы держаться более чем в 300 милях к югу… Вероятно, из-за плохой погоды не произошло никаких неприятных встреч.

    Командир Анкони пишет в своем докладе: «Море было чрезвычайно неспокойное, и нас несло в Индийский океан. Вся кормовая часть палубы, включая выхлопные трубы по правому борту, окатывалась волнами. Люди, постоянно страхуемые тросами, лихорадочно работали над тем, чтобы укрепить листы наружной обшивки, так как существовала опасность, что трещины, причиненные волнами, увеличатся и перейдут на прочный корпус. Затем шторм стал еще сильнее, и волнение еле-еле можно было выносить. Массы воды беспрерывно бились в надстройку рубки и через рубочный люк, заливали центральный пост, вода поступала и через заборники воздуха для двигателей, центробежный и трюмный насосы. Мы не могли больше противостоять воде, которая все заливала. Тяжелая борьба продолжалась больше недели. Аварии были устранены, дела шли так хорошо, что мы шли попеременно то под водой, то по поверхности. На глубине 80 метров килевая качка в обе стороны была около 10 градусов. Погружения и всплытия были очень сложны и опасны, так как аккумуляторные батареи потеряли кислоту из-за сильного крена… И мы знали, что все 6000 миль от порта отправления до цели прибытия мы могли рассчитывать только на свою собственную силу и помощь Бога…»2

    20 июня в Индийском океане Capellini снова встретила прекрасную погоду. Наконец 9 июля она достигла Сабанга, где смогла принять топливо от Eritrea. 10 июля оба корабля отшвартовались и пошли в порт Сингапура.

    Capellini понадобилось 59 дней, чтобы осуществить этот сложный рейс. Она постоянно была на радиосвязи, сначала с БЕТАСОМ, затем с Eritrea. После того как она быстро выгрузила предназначенный для японцев материал, Capellini встала в док. Спешно были проведены ремонтные работы, затем в подводную лодку было загружено 150 тонн сырой резины, 100 тонн оловянного слитка, 50 тонн шеелита (минерал. – Примеч. ред.) в мешках, опиум и хинин.

    В конце августа Capellini, загруженная до крышек люков, в сопровождении Eritrea покинула Сингапур и пошла курсом на Сабанг. Туда она прибыла 6 сентября. Ничто из ценных товаров, предназначенных для немцев, не должно было попасть в Европу; так как 3 сентября итальянцами было заключено перемирие в боевых действиях, японцы 8 ноября захватили Capellini, взяли своих бывших союзников в плен и передали их позже немцам.

    Giuliani и Tazzoli

    Giuliani и Tazzoli 16 мая покинули Бордо с важным грузом для японцев. 17-го Tazzoli из-за поломки, которую невозможно было устранить в море, снова вернулась на якорную стоянку в порт. После ремонта 23-го она снова смогла выйти в море. 3 июня в 120 милях северо-западнее Мадейры она была атакована с воздуха четырехмоторным самолетом противника, оборудованным радиолокатором. Tazzoli защитилась огнем из пулемета, погрузилась и ушла от противника.

    Giuliani напрасно ждала Tazzoli 17 июня в 300 милях восточнее Святой Елены, где БЕТАСОМ назначила место встречи обеих подводных лодок.

    28 июля Giuliani прибыла в Сабанг и встретила Eritrea. 1 августа она была в Сингапуре. Японцы захватили Giuliani при тех же самых обстоятельствах, что и Capellini. Tazzoli все еще молчала – была надежда, что отказала радиостанция, – но официально было объявлено, что подводная лодка потеряна в период между 17 мая и 23 августа «при неизвестных обстоятельствах»[28].

    Torelli

    Torelli загрузила, кроме нержавеющей стали, лафеты для 20-мм пулеметов, 500-килограммовые авиабомбы новой модели. На траверзе Святой Елены атака легкого британского корабля вынудила ее удлинить маршрут. Результат: нехватка топлива в Индийском океане. После сорвавшейся первой встречи с немецкими подводными лодками, которые должны были передать топливо, удалось успешно провести вторую встречу; Torelli смогла дозаправиться, продолжить свой путь и 26 августа достичь Сабанга. Эта третья подводная лодка, которая 8 сентября 1943 года также попала японцам в руки.

    Cagni

    Ammiraglio Cagni, большая подводная лодка водоизмещением 1703 тонны (2164 тонны в подводном положении), была основательно оснащена для лодки своего класса: две 100/47-мм пушки, четыре 13,27-мм пулемета и 14 торпедных аппаратов 450 мм. Скорость над водой 17 узлов. Введенная 1 апреля 1942 года в эксплуатацию, она отличилась торпедированием английских судов; она уже провела свой первый рейс в Южную Атлантику. В районе мыса она потопила английское грузовое судно Dacomba (3845 брт) и греческое торговое судно, но тем не менее не смогла вернуться из-за поломки топливной системы у мыса Доброй Надежды. Рейд продолжался 136 дней; лодка вернулась в Бордо 20 февраля 1943 года, именно в тот день, в который Дёниц попросил Гитлера использовать итальянские лодки в качестве транспортов.

    15 июня 1943 года Cagni под командованием капитана 3-го ранга Джузеппе Росселли Лоренцини вышла из Ле-Фердон. Она шла без загрузки и имела задачу топить корабли и суда союзников на своем пути в Японию. Лодка должна была пополнить запасы от немецкого судна Brake у острова Маврикий, а затем направиться в Сингапур и на обратном пути взять на борт груз олова и каучука.

    25 июля Росселли Лоренцини находился в 48 милях запад-юго-западнее Фритауна, когда обнаружил большое британское пассажирское судно с конвоем из 6 эсминцев. Это был вспомогательный крейсер Asturias (22 048 брт). Лоренцини атаковал его торпедами, одна из которых попала в цель. Asturias был тяжело поврежден, однако смог прийти на буксировочном тросе во Фритаун.

    После пересечения экватора 22 августа Cagni достигла Индийского океана к 28-му числу. К югу от острова Маврикий Лоренцини, шедший к обусловленному с Brake месту встречи, получил от БЕТАСОМ радиограмму, в которой сообщалось о перемирии и предписывалось идти в Сингапур. До этого порта было еще 2800 миль, и итальянский командир решил самовольно идти в британский порт Дурбан. 20 сентября он там отшвартовался. Затем Cagni легла на новый курс и, пройдя Суэцким каналом, 27 января 1944 года прибыла в Тарент.

    Другим лодкам, перестроенным для перевозки грузов на Дальний Восток, едва ли повезло больше.

    15 июня Barbarigo шла с Cagni и Tarelli. После того как 24 июня она рассталась с обеими подводными лодками, ее радиоустановки замолчали. Больше о ней никто ничего не слышал.

    Оставались еще Bagnoli и Finzi. Их реконструкция была проведена в конце июля 1943 года, и в начале июля они были направлены в Ле-Фердон. Изо дня в день в отношениях между немцами и итальянцами возникало все больше сложностей. Немцы более не доверяли итальянцам и препятствовали обеим подводным лодкам в отправлении. При объявлении перемирия они могли быть захвачены.

    Таким образом, лишь три из пяти вышедших из Бордо лодок – Capellini, Giuliani, Torelli – дошли до Сингапура. Никто не вернулся.

    Поставка 355 тонн военных грузов помогла японцам, 55 процентов материалов было перевезено на 5 подводных лодках. Немцы так и не получили в распоряжение 377 тонн каучука, 184 тонны олова и других видов сырья, которые им предназначались.

    Поход итальянских подводных лодок на Дальний Восток стал их последним боевым применением. Команды проявили опыт, мужество и настойчивость, но тем не менее не достигли цели, которую Гитлер и адмирал Дёниц поставили перед ними на совещании 20 февраля 1943 года: доставка каучука и металлов в плотно блокированный немецкий рейх.

    Японцы получают две подводные лодки

    В апреле и мае в Берлине снова шли переговоры между японцами и немцами и соответственно их представителями: послом Осимой, адмиралом Наокуни Номурой и министром иностранных дел фон Риббентропом, а также адмиралами Дёницем, Годтом и Майзелем.

    Немцы преследовали две цели: они хотели, чтобы наступление их новых подводных лодок-крейсеров IXD-2 было поддержано японскими подводными лодками, и стремились обеспечить поставку недостающих видов сырья.

    Японцы, которым было известно о превосходстве немецкого оснащения, хотели обеспечить себе за это поставки приборов «Метокс» (немецкого поискового радиолокационного приемника), оптики для перископов, пулеметов и, прежде всего, знаменитого двигателя внутреннего сгорания «Даймлер– Бенц» мощностью 3000 лошадиных сил. Гитлер предложил им 2 подводные лодки, однако без экипажа. Японцы должны были доставить в Европу подводников, которыми должны были быть укомплектованы экипажи. Переговоры шли непрерывно между двумя обедами в два приема; японцы были приглашены в Берхтесгаден, где Риббентроп подробно расспрашивал Номуру о возможностях серийного производства подводных лодок в Японии. Японцам было бы дороже, если бы немцы сами производили подводные лодки и затем поставили им. Бомбардировки в Германии стали слишком сильными и затрудняли такое соглашение. Наконец решили, что только подводная лодка U-511 выйдет с немецким экипажем под командованием капитан-лейтенанта Шнивинда, отличного 27-летнего офицера, и будет передана японцам; U-12243 в свою очередь должна была получить японский экипаж, который должна была доставить с Дальнего Востока одна из их собственных лодок с двойным экипажем.

    Адмирал Наокуни Номура и его врач Зудсита должны были возвращаться в Японию на борту U-511. На приеме в Берхтесгадене Гитлер удивился, что 58-летний адмирал хотел пересечь Атлантику и Индийский океан на борту лодки. Адмирал Номура попрощался в Берлине с Дёницем и генералом Кейтелем и 8 мая 1943 года взял курс на Лорьян. Туда он прибыл следующим утром, в город, разрушенный бомбами союзников. U-5114 стояла в бетонном бункере, полностью загруженном военным имуществом. Даже двигатель 3000 лошадиных сил, который потребовал Номура, был там! После проведения последних торжеств, на которых были исполнены национальные гимны, U-511 вышла в море.

    Сразу после выхода из гавани капитан-лейтенант Шнивинд отдал приказ на погружение. Уходя от французского побережья, U-511 редко всплывала, только чтобы подзарядить аккумуляторные батареи и пополнить воздух в баллонах. Даже ночью она шла под водой, и японцы считали, что это излишне.

    «Я не могу отрицать, что, пока мы не были посреди Атлантики, где нападения противника случались намного реже, я был скорее мертв, чем жив», – вспоминал Номура.

    Шнивинд встретил несколько конвоев союзников; не атакуя, он уклонялся от них. По радио приходили плохие новости: адмирал Ямамото погиб в авиакатастрофе5; союзники высадились на Сицилию, и началась высадка десанта в Италии.

    23 мая U-511 заправилась от подводной лодки снабжения. 25-го она пресекла экватор; это дало повод к празднику, «морскому крещению». Японский адмирал присутствовал на неожиданной для него церемонии, в Японии она была невообразима. Командир подводной лодки по радио сочетал браком одного из своих матросов с молодой женщиной, которая находилась в это время в маленькой церкви в Германии.

    10 июня субмарина обогнула мыс Доброй Надежды при сильном волнении и встречном ветре далеко на юге в 500 милях от морского побережья в штормовом районе, который известен как Роаринг-Форитис. «В Индийском океане качка нашей лодки была так сильна, что я часто падал со своей койки на пол. Я часто ходил по этому морю раньше, однако на борту кораблей водоизмещением больше чем 20 000 тонн, а скорость корабля никогда не казалась мне слишком незначительной. На этот раз я шел на подводной лодке водоизмещением 750 тонн, скорость движения которой сильно затруднялась волнением. Я не мог не спрашивать себя, достигнет ли наша U-511 когда-нибудь цели», – пишет адмирал Номура.

    25 июня подводная лодка повернула на север, миновала остров Мадагаскар на востоке. 9-го она потопила американское пассажирское судно Samuel Heintzelmann. В ходе дальнейшего пути произошел только один инцидент: U-511 встретила еще одно пассажирское судно, которое точно так же было потоплено. 15 июля японский адмирал, наконец, смог прийти на борт Furutaka в Пинанг и насладиться там японской трапезой, достойной похвалы фуро (ванна) с 43-градусной водой.

    Переход продолжился 69 дней. Телеграммой адмирал был информирован о награждении его Железным крестом.

    Что стало с U-511? В середине августа она прибыла на базу Курэ, была быстро разгружена; затем лодку тщательно осмотрели. Немецкий экипаж был заменен японскими моряками. Генерал-инженер Фукуда во главе комиссии техников изучал особенности подводной лодки. Они пришли к выводу, что производство таких лодок в Японии невозможно даже в единичных экземплярах. Не хватало металлов и высокоточных приборов. С другой стороны, гидролокаторы и радиолокаторы противника наносили тяжелые потери подлодкам; было решено, что U-511 не имеет достаточной скорости в подводном положении, чтобы ускользать от противника. Номура слышал в Берлине о новых типах подводных лодок, которые планировали выпускать немцы. Они были больше и обладали более высокой скоростью под водой. Может, лучше было подождать эти лодки?6

    U-511 окончила свой путь как учебный корабль для японских подводников. «После выполненной миссии Япония получила U-511 от Германии в подарок, чтобы разделить трагическую участь своих японских собратьев. U-511 была затоплена сразу после окончания войны перед Тоса в открытом море», – пишет адмирал Номура.

    Японские подводные лодки в Атлантике

    После операции против Диего Суареса 31 мая 1942 года I-30 (капитан 2-го ранга С. Эндо) не вернулась ни в Японию, ни на свою базу в Пинанг; она продолжала свой рейс к мысу Доброй Надежды и должна была дозаправиться Chokoku Maru и Aikoku Maru, вспомогательные крейсера, оснащенные торпедными аппаратами и курсировавшие в Мозамбикском канале. Подводная лодка встретила на траверзе Кап очень бурную погоду, ее сносило, была сильная качка, и она пришла с большим трудом. Эндо видел в рубке только штормящую воду за толстым защитным стеклом. При каждом вале вода проникала во внутреннюю часть лодки. Многие страдали морской болезнью…

    2 августа I-30 достигла Бискайского залива, 5-го она пришла в Лорьян. Подводная лодка должна была остановиться в этом порту лишь на несколько дней, достаточных для того, чтобы загрузить боевую технику, вручить орден командиру и отпраздновать это командой; затем она снова ушла.

    В октябре она встала на прикол в Сингапуре. Когда подводная лодка выходила из этого порта курсом на Курэ, она в надводном положении задела мину и взлетела на воздух; весь германский груз затонул вместе с лодкой, тем не менее часть экипажа спаслась.

    Из трех аналогичных попыток две закончились трагически.

    В июле 1943 года I-8 (капитан 1-го ранга Схинди Ухино) покинул Пинанг в сопровождении I-10, которая после пересечения Индийского океана должна была снабдить его топливом и затем вернуться домой. На борту было много подводников, так как лодку транспортировал полный экипаж под командованием капитана 2-го ранга Нориды в Европу, где Норида должен был принять под командование вторую немецкую подводную лодку U-1224, будущую R0-501 – тоже подарок. Погода в 300 милях к югу от мыса была все еще отвратительна, 10 дней подводники боролись с бушующим морем. Все на палубе было повреждено, разбито, от двери авиационного пакгауза вплоть до остекления рубки, которое находилось все же достаточно высоко от воды по сравнению с немецкими подводными лодками.

    К югу от Азорских островов I-8 встретилась с немецкой подводной лодкой – встреча была оговорена заранее. Немцы прибыли на борт и смонтировали детектор радиолокатора на японской лодке.

    В сопровождении немецкого эскорта, с которым I-8 встретилась в Бискайском заливе, через 61 день похода лодка прибыла в Брест и вошла в бетонное укрытие, к большому удивлению японцев, которые никогда и подумать не могли, что можно защищать подводные лодки железобетонными навесами толщиной 6 метров. В Японии не имелось ничего, абсолютно ничего для защиты от бомбардировок с воздуха. Их ожидала новенькая немецкая подводная лодка. Японцы пришли в полное восхищение от лодочных стоянок, которые были меньше и удобнее, чем их, от четкой немецкой организации на суше и комфорте, ожидающем экипажи после возвращения из патрулирования.

    I-8 была нагружена четырехствольными пулеметами, торпедными двигателями, хронометрами, а также приборами «Метокс» и в середине сентября вышла в море. На борту находились 12 немецких морских офицеров, специалисты по радиолокаторам и акустическим приборам, армейский комендант и 4 гражданских лица.

    В Южной Атлантике, на экваторе, подводная лодка послала закодированную радиограмму, чтобы сообщить немцам, где она находится. Это сообщение было перехвачено, по-видимому, англичанами, и I-8 была атакована самолетом, когда она всплыла по крайней необходимости. После этого, пройдя 30 000 миль, лодка благополучно вернулась в Японию. Обратный путь длился 64 дня.

    Подарок немцев, R0-501, покинула Брест после обучения японского экипажа. Она находилась под командой капитана 2-го ранга Нориды. 13 мая 1944 года на радиолокаторе она зафиксировала американский эскортный миноносец Franks M. Robinson (капитан-лейтенант Дж. Джонсон). Она была обнаружена радаром на удалении 825 метров к северу от островов Зеленого Мыса и потоплена с помощью «hedgehogs»7 («дикобраз» – англ.). Дж. Джонсон послал при этом лаконичную и характерную радиограмму: «Услышал подлодку и потопил»8.

    11 ноября 1943 года I-34 вышла из Сингапура с грузом каучука, металла и хинина. Она была потоплена уже 12-го под Пинангом британской подводной лодкой Taurus, когда шла в надводном положении. Эта британская лодка была первой, вернувшейся в находившиеся под японским господством воды.

    I-52 (капитан 2-го ранга К. Уно) была последней японской подводной лодкой, которая пыталась достичь французского побережья. Она была потоплена 24 июня 1944 года к западу от островов Зеленого Мыса самолетом с авианосца Bogue (командир Г.Э. Шорт).

    Подводные лодки в Индийском океане

    В начале апреля 1943 года подводная лодка U-180 пересекла Атлантику в южном направлении и прошла мыс Доброй Надежды. 28 апреля в 400 милях юго-западнее Мадагаскара она должна была встретиться с I-29 (капитан 2-го ранга Т. Кинаси). На борту находился Чандра Бозе9, руководитель индийского движения за независимость. Японцы взяли политического агитатора на борт и привезли его в Пинанг. I-29 передала в свою очередь на подводную лодку японского офицера, который хотел прибыть в Германию.

    Судоходство между мысом Доброй Надежды, Цейлоном и Аденом было оживленным. Англичане потеряли в июне 1943 года 12 судов (тоннажем 67 929 брт), два из которых пали жертвами вспомогательного крейсера Michel, а остальные были потоплены подводными лодками.

    Баланс потерь союзников в июле составил 17 судов (тоннажем 97 214 брт), которые почти все были потоплены подводными лодками. Адмирал Соммервиль, который располагал лишь небольшим, плохо оснащенным флотом в Коломбо (старый линкор Ramillies, 9 крейсеров, в том числе только 4 новых, а также прибывший в октябре конвойный авианосец Battler), мог снаряжать лишь редкие конвои. Много судов шло без охраны.

    Самолеты индийских ВВС обспечивали охрану торговых судов у побережья Индии и Персидского залива с воздуха, в то время как 222-я эскадрилья берегового командования ВВС Великобритании под командованием вице-маршала ВВС A. Лиса принимала участие в охоте на подводные лодки из Коломбо. В августе Лис располагал более чем 13 самолетами большого радиуса действия. Несмотря на эти патрульные полеты, потери в торговых судах в августе составили 7 единиц тоннажем 46 401 брт, все они были потоплены подводными лодками.

    Подводные лодки прибывали для обслуживания в блокированную теперь базу Пинанг. Отношения между немецкими и японскими подводниками были прекрасные, они хвалили друг друга и даже проводили соревнования по питью сакэ. «Капитан 3-го ранга Пих (U-168) пил немного, – пишет капитан Стёдзи Иора, – а капитан 3-го ранга Шеффер (U-183) был большой пьяница, пил как прорва. Однако все мы были в прекрасном настроении».

    Шеффер победил Иору на соревновании «самых больших пьяниц», но затем он при своих 60 килограммах победил 80-килограммового немца в японской борьбе сумо.

    В июне Дёниц послал следующие девять боевых и две подводные лодки снабжения из Кида для действий в Индийском океане. U-200 (капитан 3-го ранга Шондер) покинула немецкое побережье 24 июня и была уничтожена самолетом юго-западнее Исландии; в тот же самый день U-194 (капитан 3-го ранга H. Гессе) была потоплена в том же самом районе.

    В конце августа только 5 подводных лодок обогнули мыс Доброй Надежды, чтобы усилить оперирующие в Индийском океане лодки. 20 августа один их самолетов Королевских ВВС, взлетевший с Мадагаскара, потопил U-197 (капитан 3-го ранга Р. Бартельс). В сентябре к югу от Мадагаскара судно Brake пополнило запасы нескольких подводных лодок, которые после этого ушли на север.

    Между тем японские подводные лодки не бездействовали, и в сентябре 8 из них потопили в этой зоне 6 судов противника (тоннажем 39 471 брт). U-188 (капитан-лейтенант Зигфрид Людден) и U-533 (капитан-лейтенант Хельмут Хэннинг) в октябре патрулировали в заливе Омана, но тем не менее U-533 была потоплена самолетом 17 октября.

    В ноябре Дёниц откомандировал еще 3 подводные лодки в этот район, но 2 из них, U-172 и U-850 (капитан 2-го ранга Клаус Эверт), были потоплены у Азорских островов самолетами авианосца Bogue. Так как транспорт снабжения Brake был уничтожен, подводные лодки еще курсировали в Индийском океане и заправлялись топливом в Пинанге. «Таким образом завершился этот период, – пишет Роскилл, – морем, почти полностью очищенным от немецких подводных лодок. Но их японские коллеги все еще наносили потери, и в течение последних двух месяцев союзники потеряли еще 9 судов (тоннажем 60 321 брт)».

    Другие подводные лодки должны были прийти в Индийский океан в следующем году10.


    ПОТЕРИ СОЮЗНИКОВ В ИНДИЙСКОМ ОКЕАНЕ 11:

    Одиссея U-188

    Среди подводных лодок, приходивших в Японию и возвращавшихся обратно, подводная лодка U-188 наглядно проиллюстрирует операции в Индийском океане.

    30 июня U-188 (капитан-лейтенант Зигфрид Людден) вышла в море вместе с U-155, лодкой той же IXc серии, из Лорьяна. Обе лодки, невредимые, пересекли опасную зону Бискайского залива, несмотря на атаку двух самолетов, оснащенных новыми радиолокаторами.

    12 июля U-188 рассталась с U-155, которая продолжила свой путь на юг. В 400 милях к западу от Тенерифе U-188 должна была встретить подводную лодку-танкер U-487, чтобы заправиться, прежде чем пойти далее в Индийский океан курсом на мыс Доброй Надежды.

    В течение недели U-188 курсировала в этом районе, поджидая U-487, которая к тому времени была потоплена самолетом с американского авианосца Core, не успев подать никакого сигнала12.

    18 июля командующий подводными силами, проинформированный о создавшемся положении, издал приказ, согласно которому U-188 должна была идти далее на юг к U-155, чтобы пополнить свои запасы горючего. После пополнения запасов в надводном положении посреди Атлантики, далеко от какой-либо страны и морских путей конвоев союзников, U-188 продолжила свой путь на юг, мыс Доброй Надежды она обогнула в 400 милях южнее, затем повернула на восток и значительно южнее обошла Мадагаскар.

    В 600 морских милях к югу от острова Маврикий была назначена встреча U-188 с немецким надводным кораблем Brake, который должен был пополнить ее запасы топлива. Встреча состоялась 8 сентября в установленном месте; у Brake находилось 5 подводных лодок. Говорили об итальянской подводной лодке Ammiraglio Cagni, которая должна была принимать участие во встрече. Тем не менее командир Cagni, капитан 3-го ранга Росселли Лоренцини, узнал, что Италия заключила перемирие, и находился на марше в Дурбан.

    Заправленная U-188 ушла на север. Там ей предстояло наткнуться на оживленное судоходство, танкеры союзников находились у входа в Оманский залив.

    После того как 12 сентября U-188 прошла порт Луи (остров Маврикий), 21 сентября она, наконец, встретила в 300 милях на восток от Могадишо судно типа Liberty Cornelia P. Spencer (7176 брт), шедшее без охраны. U-188 потопила его артиллерийским огнем. Теперь начинались трудности! Отказали дизели, туман покрывал спокойное море, по которому торговые суда противника проходили мимо незаметно, электрические торпеды плохо функционировали, что было отмечено 28 сентября в ходе атаки одного из немногих конвоев, которые встретила лодка. Самолет обнаружил U-188, что вынудило ее нырнуть и прекратить преследование конвоя.

    2 октября U-188 достигла на уровне Маската Оманского залива. В самом деле, там имелось много танкеров, которые подводная лодка сразу атаковала, однако ее торпеды, работающие на сжатом воздухе, позволяли на этом зеркальном море обнаружить фосфоресцирующий путь, и танкеры имели время для маневра.

    Электрические торпеды работали плохо. Из 4 атакованных судов удалось поразить лишь одно – 5 октября; пострадавшей Britannia (9977 брт) посчастливилось выбраться… Скудный результат!

    8 октября U-188 получила приказ командующего подводными силами взять курс на Пинанг. Ее место в этом районе заняла U-533 (IXc серия)13.

    U-188 атаковала корабль сопровождения конвоя – без успеха; 30 октября она пришла в Пинанг. Первая часть патрулирования, которое продолжалось 121 день (19 000 морских миль, 925 из них под водой), была завершена. Теперь пришло время распить с японцами сакэ.

    Отремонтировали дизели, отрегулировали торпеды. В декабре лодка вышла в Сингапур, где на нее погрузили 100 тонн олова, 11 тонн каучука, 18 тонн вольфрама, полтонны хинина и немного опиума. Каучук размещался между прочным корпусом и балластными цистернами, остальные товары – внутри. U-188 должна была идти в Германию, но не сразу. На этот раз она взяла курс на Северную Африку, на вход в Аденский залив. Все британские суда, которые шли Суэцким каналом, должны были следовать этим путем. 1 января 1944 года в Пинанге был праздник; отправление произошло 9 января.

    Одиннадцать дней спустя U-188 начала торпедные атаки на входе в Аденский залив. Здесь оказалось так много судов, что можно было выбирать. U-188 потопила в период с 20 января по 11 февраля 6 торговых судов тоннажем более 40 000 брт14. Когда Людден израсходовал все торпеды, он уничтожил несколько судов артиллерийским огнем.

    12 февраля U-188 развернулась на юг и потопила еще 3 судна из бортового орудия. Она должна была встретиться с Brake в 800 милях юго-западнее острова Маврикий.

    2 марта U-188 была в условленном месте и незамедлительно заправилась топливом от Brake. Едва загрузка была закончена, появилась британская боевая группа (2 крейсера, авианосец, 2 эсминца, 2 эскадрильи «Каталин»), которая искала Brake, чтобы уничтожить этот центр снабжения посередине Индийского океана. Месяцем ранее Charlotte Schliemann была потоплена кораблем Relentless в том же самом районе. Первую атаку провел самолет сопровождения Battler с авианосца, за ним немедленно последовала атака эсминца Roebuck. Пока U-188 пыталась выйти в торпедную атаку, Roebuck артиллерийским огнем потопил Brake…

    Теперь U-188 взяла курс на Атлантику. Она смогла заправиться только топливом, однако не хватало смазочных материалов, не было торпед и снарядов, так ей необходимых.

    22 марта U-188 встретила U-1062 (VIIf), серия которая передала ей новые коды.

    Ровно через месяц вблизи экватора U-188 получила от U-181 (IXD серия, капитан-лейтенант Курт Фрайвальд) немного столь необходимого смазочного масла. Несколькими днями ранее пришла очередь U-12915 (IXc серия, капитан-лейтенант Рихард фон Гарпе), которой U-188 должна была передать детектор радиолокатора Наксос и Боркум (условное наименование германского поискового радиолокационного приемника). У подводной лодки топлива было достаточно, но она очень нуждалась в смазочных материалах, о чем 1 мая и было доложено командующему подводными силами, которого очень обеспокоила эта ситуация; U-66 (1Хс серия, капитан-лейтенант Герхард Зеехаузен) с поломкой топливной системы лежала в дрейфе в 600 милях к западу от островов Зеленого Мыса. U-188 должна была снабдить ее топливом и в свою очередь получить от нее смазочные масла. Однако теперь отказал передатчик U-188; она могла принимать сообщения, но ни командующий, ни U-66 не уведомляли о достижении места встречи в течение 5 или 6 дней. Ночью лодка шла над водой, днем – под водой, так как район постоянно контролировался американскими эсминцами и самолетами с их эскортных авианосцев.

    5 мая на локаторе гидроакустической станции U-188 обнаружила корабли противника. Она опознала 3 эсминца сопровождения и повернула на юго-восток; ее скорость упала до 5 узлов.

    U-188 прибыла в условленное место встречи и не нашла никаких признаков U-66. Лодка, не успев подать сигнала, была потоплена ночью 6 мая одним из эсминцев. U-188 находилась на месте разыгравшейся ранее драмы, которая, однако, не оставила после себя никаких следов – кроме, вероятно, нескольких обломков, которые командир U-188 не заметил. 6 мая в 2.16 на радиолокаторе самолета было обнаружено присутствие подводной лодки, о чем немедленно доложили американской группе «Хантер-киллерс» (охотник– убийца), ближе всего к лодке находился эсминец Buckley (командир Б.М. Абель).

    Абель сразу обнаружил подводную лодку в надводном положении в удалении 2200 метров. Субмарина, кажется, чего– то ждала; это была U-66. Подводная лодка подала три красных световых сигнала. Абель сразу приказал атаковать, и первые снаряды накрыли подводную лодку, которая ответила из пушки и пулеметов. Теперь Buckley на полном ходу шел к U-66, которая уходила над водой. Более быстрый Buckley настигает ее, лишь несколько метров разделяло суда, орудийная борьба проходила в такой близости, что более значительная огневая мощь Buckley больше не имела значения. Абель хотел довести дело до конца; руль – в крайнее положение, под треск лопающихся стальных листов обшивки и крики команды произошел таран. Американский эсминец протаранил подводную лодку. Немцы один за другим влезали на мостик, прыгали на палубу своей подводной лодки; вооруженные винтовками, пистолетами, они стреляли по американцам, пораженным таким сопротивлением, таким мужеством…

    Матросы Buckley отступили под массированным огнем немцев; Абель приказал своим людям уйти в укрытия. Со всех сторон шла стрельба. Команда Buckley защищалась сначала всем, что попадалось им под руку: консервными банками, молотками… В то время как немцы прыгали на мостик своей лодки, Абель организовал более значительное сопротивление. Были розданы винтовки и ручные гранаты. Абель приказал: «На абордаж!»

    Внезапно Buckley отвалил от корпуса лодки. До этого корабли находились близко борт к борту, как будто связанные абордажными крюками друг с другом. С мостика эсминца на подводную лодку полетела ручная граната. U-66 развернулась левым бортом и сильно ударила Buckley. Он точно так же развернулся и ударил подводную лодку форштевнем. Следующая ручная граната, которая передавалась американцами из рук в руки, была брошена на мостик рубки подводной лодки. Последовал сильный взрыв, и, вероятно, вследствие тяжелых повреждений в прочном корпусе U-66 затонула. Поврежденный, однако все еще маневренный Buckley самостоятельно ушел через Бермуды назад в Нью-Йорк. Этот эсминец группы сопровождения авианосца Block Island стал на этой войне первым американским кораблем, экипаж которого получил от своего командира приказ идти на абордаж.

    Нет, командир U-188 не мог знать, какая яростная борьба произошла в этом месте, где он нашел только пустое море.

    Теперь U-188 шла осторожно, малым ходом. Она проскользнула между островами Зеленого Мыса и Канарскими островами. Командующий подводными силами вынужден был считать лодку потерянной.

    27 мая она вошла в Бискайский залив, часто погружаясь и днем и ночью. Она поднялась на поверхность лишь на несколько мгновений после того, как осторожно обыскала перископом линию горизонта; ее скорость была не больше 3 узлов. 19 июня U-188 прошла Пойнт-де-Графе и бросила якорь в Ле-Фердон. Не имея более 6 недель новостей о лодке, командующий потерял всякую надежду на ее возвращение. Экипаж был измотан, лодка после такого рейса требовала капитального ремонта. Путь туда и обратно продолжался немногим менее одного года; она отошла от Франции 30 июня 1943 года и возвратилась лишь 19 июня 1944 года16.

    Наконец пришло время последней трагической страницы в истории сообщений между немцами и японцами, таинственной истории, которая случилась в конце войны. В январе 1945 года, во время бомбардировки Берлина и начинающегося падения Третьего рейха, немецкое и японское правительства договорились, что два японских инженера, Хидэо Томогана и М. Сёдзи – первый морской инженер, второй специалист по авиастроению, – вернутся в Японию на борту немецкой подводной лодки. Это была весьма опасная поездка, так как эсминцы и самолеты союзников обладали господством на море и в воздухе. Подводная лодка должна была встретиться с японской подводной лодкой в Индийском океане, чтобы передать ей своих пассажиров. Все подробности встречи были согласованы… Подводная лодка вышла, через несколько недель американское радио сообщило: «Один из наших патрульных катеров в Мексиканском заливе захватил немецкую подводную лодку, которая выбросила белый флаг и сдалась. Командир и экипаж были арестованы. Внутри подводной лодки найдены трупы двух японских морских офицеров в форменной одежде. Они отравились…»









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх