• Нападение британских «Чериотов» на Палермо
  • Операции потопления
  • Польские подводные лодки
  • Первые выходы в море U-453
  • Операция «Хаски»
  • U-453 и число 13
  • Последние сражения в Средиземном море
  • Потопление U-371
  • Конец U-453
  • Операция «Драгон»
  • Глава 20

    Подводные лодки в Средиземном море

    (с января 1943 по август 1944 года)

    После успеха операции «Торч» в ноябре 1942 года начался марш на Тунис. Немцы высаживали подразделения на мысе Бон, который делит Средиземное море, в то время как 8-я британская армия, которая маршировала вдоль Маретлини в направлении Туниса, преследовала Роммеля. Союзники вели свои армии из Бужи и Бона против Бисерта. Успех будущих операций зависел от овладения этим портом.

    Требовалось очистить западный район Средиземного моря от немецких кораблей, прежде чем начинать первую высадку в зоне противника на Сицилии (операция «Хаски»), затем в Италии (операция «Аваланче»), высадку в заливе Салерно. Немецкую военную авиацию, которая подвергала бомбардировке Бужи, Бон и транспорты союзников, нужно было непросто исключить из игры.

    Однако теперь из Тулона и Полы1 в море выходили подводные лодки стран оси, стремившиеся помешать переброскам транспортов союзников с подразделениями и боевой техникой.

    Обезвредить их – и было задачей «операции потопления».

    Нападение британских «Чериотов» на Палермо

    Эта операция была крайне необходима, так как итальянские надводные корабли, великолепные крейсеры, базирующиеся в портах от Палермо до Маддалены, являлись постоянной угрозой для флота союзников.

    В январе 1943 года две британские подводные лодки Trooper и Thunderbolt были использованы для транспортировки «Чериотов», управляемых торпед, которые предназначались для использования против итальянских кораблей. В ночь с 2 на 3 января 1943 года «Чериоты», находившиеся под командой капитана 1-го ранга М.С. Сладена, замечательного офицера и специалиста по водолазной подготовке, проникли в порт Палермо. Они уничтожили легкий крейсер Ulpio Traino (водоизмещение 3362 тонны), повредили большой пассажирский пароход и три сторожевых корабля. Два «Чериота» вместе с экипажами были утрачены. Другим не удалось вернуться к подводным лодкам, которые ждали их в море. Их экипажи были арестованы итальянцами, захватившими лодки. Британцы также потеряли подводную лодку P-311, вероятно, из-за подрыва на мине. Этот эпизод был лишь небольшим инцидентом в борьбе, которую подводные лодки вели друг с другом в течение первых пяти месяцев 1943 года.

    Операции потопления

    Итальянцы дюжиной подводных лодок патрулировали западную часть Средиземноморья; они нанесли немного потерь союзникам по сравнению с немцами и даже сами терпели тяжелые потери: подводные лодки Narvalo, Tritone, Santorre, Santarosa, Avorio, Malachite, Asteria, Mocenigo и Gorgo были потоплены; девятая лодка, Delfino, затонула после столкновения.

    Немцы потеряли за первые пять месяцев 1943 года 12 лодок: U-224, U-301, U-442, U-205, U-562, U-443, U-83, U-77, U-602, U-303, U-414, U-755.

    Эти потери, вместе с теми, которые Германия понесла в Бискайском заливе и в Атлантике в один и тот же период, были очень высоки.

    Две из этих 12 лодок были потоплены английскими подводными лодками, которые в какой-то мере специализировались на торпедировании себе подобных лодок в надводном положении. 21 января западнее Корсики Sahib отправила ко дну U-301, а 21 мая Sickle потопила U-303 перед Тулоном.

    Постепенно число немецких и итальянских подводных лодок в Средиземном море уменьшилось, так как ни одной новой лодке не удавалось преодолеть маршрут через Гибралтар, заблокированный заграждениями MAD.

    С января по май 1943 года англичане потеряли 7 подводных лодок: Tigris, Thunderbolt, Regent, Splendid, Sahib и P-311. Особенно трагичен был конец лодки Thunderbolt. Лодка находилась в своем девятом боевом походе и возвращалась из Мальты в Англию. Командир, капитан 3-го ранга Дж.В. Линтон, должен был сменяться. 11 марта Thunderbolt атаковала у Бастии итальянские грузовые суда; она пала жертвой контратаки, проведенной быстроходными итальянскими катерами. Дж.В. Линтон посмертно был награжден крестом Виктории.

    После захвата французских портов в Средиземном море итальянцы конфисковали многочисленные французские корабли и использовали их. Это объясняет большой тоннаж итальянцев, потопленный подводными лодками союзников в течение этих пяти месяцев: 78 судов тоннажем 131 857 брт. Немцы потеряли за этот же самый период лишь 11 судов тоннажем 29 545 брт. Все они были судами с незначительным тоннажем…

    Во второй половине мая первый английский конвой после перерыва, продолжающегося с мая 1941 года, вышел из Гибралтара в Александрию!

    В марте 1943 года в Средиземном море англичане имели в своем распоряжении более 32 подводных лодок, кроме греческих, польских подлодок и лодок «Свободной Франции».

    Польские подводные лодки

    Польские подводные лодки в Средиземном море были действительно активны, лодка Sokol (Б. Карниский) патрулировала там с лета 1941 года. При бомбардировке Мальты в марте 1942 года она чуть не была потоплена, но тем не менее провела несколько атак в Адриатическом море, куда впервые проникла после объявления итальянцами 9 сентября 1943 года перемирия, и потопила судно Eridania (7095 брт) в районе Полы. Затем она ушла в Эгейское море, уничтожила несколько барок и небольших немецких кораблей.

    Подлодка Sokol была направлена для проведения ремонтных и регламентных работ в Англию, и затем, теперь уже под командованием капитана 3-го ранга Козиолковского, вернулась в Средиземное море и продолжила свою деятельность.

    Другая польская подводная лодка Dzik (капитан 3-го ранга С.В. Романовский) повредила танкер Carnaro (8400 брт) и потопила один небольшой танкер, а также пассажирское судно тоннажем 6000 брт… При освобождении Корсики лодка Dzik находилась под Бастией; она потопила торговое судно Nikolaus (6793 брт). С трудом удалось удержать экипаж подводной лодки от высадки на морском побережье Корсики для поддержки первых французских солдат, которые закреплялись на острове.

    Мужество польских моряков-подводников было беспримерно, как в начале боевых действий, при изгнании их из отечества, так и в ходе различных акций, которые они проводили, в частности, и в Средиземном море.

    Первые выходы в море U-453

    Характерной для деятельности немецких подводных лодок в Средиземном море, а также для ее неотвратимого окончания является история U-453, ветерана в этом морском районе.

    U-453 была спущена на воду 26 апреля 1941 года в Киле; ее крестной матерью был город Нюрнберг. 12 ноября 1941 года она покинула Киль под командованием капитан-лейтенанта Эгон Фрайхерра фон Шлиппенбаха и направилась северным курсом – на Шотландию, на Фарерские острова. Затем она беспрепятственно пересекла Бискайский залив и 9 марта 1941 года в 6 часов утра появилась у Гибралтара. Фон Шлиппенбах решил пройти по трассе, не имея точной навигационной карты морского пролива.

    Незадолго до прохода U-453 была атакована глубинными бомбами, но никто на борту никогда не узнал, была ли это действительно атака их подводной лодки или же плановая бомбардировка акватории пролива. Лодка осталась невредимой. Фон Шлиппенбах приказал соблюдать строжайшую тишину на лодке и взял курс на восток. Он шел по краю фарватера так глубоко, как это только было возможно, и часто наталкивался на мели. Однажды он шел на перископной глубине и заметил скалы Гибралтара и большой эсминец по левому борту. Наконец, он вышел в свободное море и отдал команду на всплытие. 13 декабря в 18.05 у испанского морского побережья он торпедировал испанский танкер Badalona (4202 брт) и потопил его, после чего продолжил движение на свою новую базу Пола.

    В 1942 году U-453 совершила в Средиземном море 7 боевых рейдов. Она часто заходила в Саламис, чтобы пополнить там свои запасы. В течение этих 11 месяцев фон Шлиппенбаху ни разу не улыбнулось счастье. Он не потопил ни одного корабля, 7 апреля у Марса-Матрух он лишь повредил английский транспорт Somersetshire тоннажем 9716 брт (Шлиппенбах полагал, что потопил его одной торпедой).

    Произошло несколько несчастных случаев. Во время первого выхода в Средиземное море поломка дизельных двигателей вынудила его повернуть и идти только на электродвигателях. Он выполнил рейд в Тобрук и не обнаружил ни одного корабля противника, в то время как Роммель 20 июня 1942 года захватил город и порт; затем последовало долгое пребывание на мелководье у Эль-Аламейна, а затем – патрулирование у Яффы, где было много минных полей… Однажды U-453 была на волосок от гибели, а именно вследствие неточной передачи команды: она погружалась с большим дифферентом во время атаки самолетов союзников; в то время как ее оба электродвигателя работали на максимальных оборотах, лодка с большой силой ударилась форштевнем о грунт. Добротно построенная, она выдержала удар, однако была повреждена настолько сильно, что после возвращения на свою базу с 21 июля по 3 сентября находилась в ремонте. Перерыв в патрулировании дал возможность экипажу отдохнуть. «Хорошее питание – хорошее настроение», – говорил фон Шлиппенбах.

    Затем U-453 пришла под Бужи и патрулировала «с регулярностью один раз в час» треугольник Бужи—Балеарские острова—Сардиния и все же не сумела потопить ни одного корабля противника, что разозлило экипаж. Между тем другие подводные лодки действовали более удачно: U-431 (капитан 3-го ранга Доммес) 20 мая потопила британский танкер Eocene (4216 брт), 10 июня – английский пароход Havre (2073 брт), 10 ноября – английский эсминец Martin, 13-го – голландский эсминец Isaac Sweers; U-565 (капитан-лейтенант Иоганн Ебзен) 11 марта потопила английский танкер Naid (5450 брт); U-31 (капитан-лейтенант фон Тизенгаузен) отличилась 9 ноября, отправив на дно американский Leedstown (9135 брт) и повредив несколько кораблей у берегов Алжира, а U-81 (капитан-лейтенант Гуггенбергер) у Алжира потопила суда союзников общим тоннажем 8444 брт.

    Дёниц поздравил экипажи подводных лодок, которые непосредственно принимали участие в победах Роммеля.

    Итальянские подводные лодки были не менее активны.

    Mocenigo (капитан 3-го ранга Паоло Монечи) 14 марта потопила французский пароход Sainte-Marcelle (водоизмещение 1518 брт); Aradam (капитан-лейтенант Оскар Гран) потопила британский эсминец Havock; Axum (капитан-лейтенант Ренато Перрини) 6 апреля торпедировала английское судно Сairo (4200 брт) и повредила Ohio (9514 брт); Platino (капитан-лейтенант Роберто Риголи) достигла большого успеха, потопив 13 ноября английское судно Nakunda (16 632 брт); Ambra (капитан-лейтенант Марио Арильо) потопила один корабль и вывела из строя несколько других…

    В ходе шестого рейда на U-453 при проведении практических стрельб произошел взрыв снаряда в канале ствола: один матрос был убит, двое получили тяжелые ранения. Нужно было срочно возвращаться. Матрос был похоронен в Ла-Специа.

    Однако 26 сентября 1942 года, на тринадцатый день седьмого патрулирования – союзники тогда уже были в Алжире – фон Шлиппенбах у Бужи атаковал эсминцы противника. Он выпустил 4 торпеды, но ни одна торпеда не попала в цель. U-453 в свою очередь была атакована глубинными бомбами и получила пробоину в носовой части. После того как эсминцы ушли, U-453 смогла аварийно всплыть и вернулась домой. Патрулирование продолжалось 19 дней.

    Во второй половине января 1943 года, точнее, 20-го числа, U-453 у мыса Тенес удалось проникнуть в центр большого конвоя союзников, который шел в шести колоннах. Несмотря на нервирующие шумы гидролокатора эсминцев сопровождения («пинг, пинг, пинг – это дьявольский шум для экипажа», – рассказывал один из членов команды), U-453 смогла выпустить 4 торпеды. Одно из судов, бельгийский транспорт Jean-Jadot (5859 брт), затонуло.

    Когда U-453 вернулась в Полу 20 февраля 1943 года, капитан, не замышляя ничего дурного, приписал себе четыре победы2.

    Затем снова последовала утомительная рутина патрулирований: безрезультатно выпущенные торпеды, бомбардировки глубинными бомбами.

    Лодка выдерживала все, и доверие экипажа к лодке возрастало после каждой бомбардировки глубинными бомбами.

    Наконец, во время десятого патрулирования 30 июня 1943 года у Дерна фон Шлиппенбаху удалось повредить английское судно Oligarch (6894 брт); 6 июля он потопил английский транспорт Shahjeban (5454 брт) – на 33°1' северной широты и 21°32' восточной долготы.

    Операция «Хаски»

    Утром 4 июля 1943 года, когда вооруженные силы вторжения покинули побережье Африки, они получили от адмирала сэра Эндрю Каннингема лаконичный приказ: «Провести операцию «Хаски»3. Адмирал, который 20 мая разработал план морской операции, добавлял во второй радиограмме: «Есть большой риск, но он оправдан»4.

    В операции участвовало 1614 английских, 945 американских и 31 корабль других стран. Здесь были представлены все типы судов: от линкоров сил охранения «H» до небольших десантных кораблей и бесчисленных грузовых транспортов.

    Подводные лодки были представлены 23 английскими, 6 греческими и 3 польскими лодками.

    7 подводных лодок было выделено в распоряжение штурмовых подразделений, чтобы при штурме юго-восточной оконечности Сицилии обеспечить маркировку:

    Safari (район Йосс), перед Ликата;

    Shakespeare (район Диме), перед Гела;

    Seraph (район Цент), перед Скоглитти;

    Unrivalled (район Барк-Вест), к западу от мыса Пассеро;

    Unison (район Барк-Соут), к югу от мыса Пассеро;

    Unseen (район Барк-Ист), к востоку от мыса Пассеро;

    Unruffled (район Акид-Норт), к югу от Сиракуз.

    Подводные лодки Uproar, Unbroken, United и Unshaken, а также польская лодка Dzik образовывали заграждение на трассе из Отранто, в то время как Unruly, Ultor и польская лодка Sokol патрулировали район между Липари и трассой Мессина. Их задача заключалась в том, чтобы преграждать путь военным кораблям противника, с которых на сушу ранее были высажены три небольших подразделения для проведения атак против арьергарда союзников.

    Плохая погода помешала проведению высадки, которая проводилась 10 июля методом десантирования с парашютами. Высадка проходила с неизбежным опозданием.

    Тем временем удары люфтваффе, так же как вмешательство подводных лодок, не смогли воспрепятствовать успеху операции «Хаски».

    Итальянская подводная лодка Ascianghi 23 июля 1943 года атаковала крейсер Newfoundland, который нес вымпел контрадмирала Харкурта, и повредила его, не сумев потопить. Эсминцы Laforey и Eclipse сразу предприняли контратаку и потопили итальянца. Крейсер Cleopatra был поражен 16 июля в 3 часа утра торпедой с итальянской подводной лодки Dandola. Четыре английских торговых корабля и два американских десантных корабля были потоплены подводными лодками стран оси, которые со своей стороны потеряли U-409 (капитан-лейтенант Ханс Массман), потопленную 16 июля у Алжира эсминцем Inconstant после трехчасового преследования. Экипаж был взят на борт английского корабля.

    Той же ночью U-561 (обер-лейтенант Фриц Хэннинг) была торпедирована британским быстроходным катером на трассе Мессина; 30 июля была потоплена U-375 (капитан-лейтенант Юрген Кёненкамп) у острова Пантеллериа. Итальянцы тоже понесли потери: 11 июля потоплена Fluto, 13 июля – Nereide и 3 августа – Argento.

    Специализировавшиеся на торпедных атаках однотипных подлодок английские подводные лодки 13 июля пустили на дно Acciaio (подводной лодкой Unruly). Bronzo была захвачена 12 июля у Сиракуз5 британскими тральщиками.

    Три итальянские подводные лодки, построенные для перевозки грузов на Дальний Восток, получили в день высадки союзников приказ идти из Тарент в Неаполь. Remo был уничтожен 15 июля английской подводной лодкой United, а Romolo – 18 июля самолетом Королевских ВВС. 29 июля торпедой с английской подводной лодки была потоплена Pietro Micca.

    Удары немецкой военной авиации причинили англичанам и американцам гораздо более ощутимые потери, чем подводные лодки стран оси, которые держались на дистанции и подвергались тяжелым контратакам.

    U-453 и число 13

    На тринадцатый день своего тринадцатого патрулирования, в пятницу, 13 августа, U-453 возвращалась в Полу. Роковое сочетание чисел заметили все на борту. В 1 час ночи лодка всплыла, посты наблюдения осматривали небо и море.

    Внезапно послышался крик: «Подводная лодка по левому борту!»

    Фон Шлиппенбах выскочил из своей койки и поднялся в рубку. Слишком поздно! Дежурный офицер и посты наблюдения слышали шум проходящей в непосредственной близости торпеды… Спящие на борту подводной лодки были разбужены четырьмя взрывами… U-453 едва не была поражена одной из английских подводных лодок, охотившихся за лодками противника.

    На следующий день U-453 пришла в Полу, экипаж нарисовал число 13 на башне; крестины были хорошо «обмыты».

    Командир барон фон Шлиппенбах 19 ноября 1943 года, после двух лет участия в боевых действиях в Средиземном море, был награжден рыцарским Железным крестом6.

    Он должен был покинуть подводную лодку 30 ноября. Несколько членов экипажа отказались от положенного им отпуска, чтобы еще несколько дней побыть вместе с ним. Должность Шлиппенбаха занял обер-лейтенант ВМС Люрс.

    Последние сражения в Средиземном море

    Операция «Эвеленч» – высадка войск союзников в бухте Салерно и захват Неаполя – завершилась 9 сентября 1943 года, через 21 день после ее начала.

    Итальянцы прекратили борьбу за день до этого.

    На море союзники успешно применяли против подводных лодок противника «комбинированную атаку». Самолеты заставляли подводную лодку уходить под воду и предотвращали ее повторные всплытия. Между тем эсминцы рядами сбрасывали глубинные бомбы, до тех пор пока противник, измотанный или получивший повреждения, не всплывал, если он вообще не был потоплен в неравной борьбе.

    Используя такую тактику, 13 декабря 1943 года американский конвойный корабль Wainwright и английский Calpe после 31-часового преследования северо-западнее Буги-Зигер одержали победу над U-593 (капитан-лейтенант Герд Кельблинг), тремя днями позже американские лодки сопровождения Woolsey и Trippe у Орана потопили U-73 (капитан-лейтенант Хорс Декерт).

    В то же время, хотя командование бомбардировочной авиации сбросило тонны бомб на базы подводных лодок, были разрушены в основном жилые массивы. Только U-410 (обер-лейтенант Хорс Арно Фенски), которая провела 5 рейдов в Средиземном море и потопила корабли общим тоннажем 70 000 брт, была тяжело повреждена в ходе воздушного налета на Тулон в начале марта 1944 года.

    Потопление U-371

    Теперь английские, американские и французские подводные лодки соревновались в уничтожении немецких подлодок. 3 мая 1944 года американский эсминец Menges у Бужи вскоре после полуночи, во время патрулирования в 3000 метрах за конвоем со скоростью 12 узлов, гидролокатором обнаружил цель на дистанции 12 000 метров за кормой. Он сразу полным ходом двинулся по зигзагообразной траектории на перехват, это была U-371 (обер-лейтенант Хорс Арно Фенски). Обер– лейтенант заметил, что лодка обнаружена радиолокатором, и развернулся. В 1.12 лодка всплыла в 3100 метрах перед Menges и пустила акустическую торпеду, которая попала в корму американского корабля. Затем U-371 нырнула на глубину 100 метров, и весь экипаж на борту был уверен, что они потопили противника7.

    Лодка Фенски снова шла на глубине 60 метров, где прослушивались усиливающиеся шумы винтов. Назад на 100 метров, затем еще глубже, на 160 метров. Командир U-371 посчитал правильным идти к алжирскому побережью, он верил, что там корабли противника не будут его искать. На такой глубине текли сальники, особенно кингстоны у цистерн погружения по правому борту. С этим дополнительным балластом подводная лодка держалась на 200 метрах.

    Тем временем Pride и Joseph E. Campbell искали ее гидролокатором. Pride рискнул сбросить 5 глубинных бомб на среднюю глубину – без успеха, лодка неоднократно то обнаруживалась, то снова терялась. До 8.32 продолжалась атака, подводная лодка противника находилась так близко от берега, что было трудно различать ее эхо-сигнал от морского дна. В самом деле, пострадавшая U-371 на одном исправном электродвигателе уходила далее к побережью и маневрировала 30 минут под бомбежкой глубинными бомбами, которые взрывались все ближе и ближе. Для того чтобы экономить электричество, U-371 попыталась лечь на грунт на глубине около 200 метров. Арно Фенски заметил, что лодка на наклоненном грунте скользит вниз, вернул ее обратно, удерживая на грунте. На такой большой глубине течи в лодке усиливались. Фенски двигался дальше и, наконец, все еще на глубине 200 метров нашел плоское дно.

    3 мая в первой половине дня прибыли другие корабли: французские Alcyon и Senegalais, британский Blankley, американский Sustain. Каждый взял свой район под контроль. Senegalais находился вблизи побережья, так как он отвечал за этот район. Alcyon остался в открытом море, чтобы предотвратить любую попытку побега на север. U-371 оставалась лежать неподвижно на грунте в том же месте… Время медленно тянулось. Люди в подводной лодке не шевелились, кроме группы, которая ремонтировала дизели. Царила полная тишина, только во второй половине дня издали донеслись взрывы глубинных бомб. Нужно было еще ждать. Арно Фенски каждое мгновение опасался роковой деформации прочного корпуса напором воды.

    Он также отметил, что воздух для дыхания становился все хуже и хуже. Теперь единственным шансом спастись для него и лодки было внезапное всплытие посреди ночи и бегство на полном ходу дизелей. У него еще была одна акустическая торпеда в кормовом торпедном аппарате. Он мог бы, возможно, пустить ее по преследователю.

    4 мая в 3.15 полностью разрядились аккумуляторные батареи, и U-371 всплыла. Арно Фенски открыл крышку люка, огляделся и понял, что проиграл. Его окружали корабли противника. Senegalais первый пустил сигнальные ракеты и открыл огонь. U-371 пустила свою последнюю торпеду T-5 по французскому кораблю и попала ему в корму, в то время как несколько матросов по команде Фенски прыгнули в воду. Несмотря на две пробоины, полученные от Senegalais, одна в корпус, вторая в ограждение рубки, подводная лодка еще защищалась своей 37-мм пушкой. Инженер-механик и 2 офицера остались на борту, чтобы заполнить балластные цистерны и затопить лодку. Подводная лодка погружалась так быстро, что никто из этих 3 человек не смог спастись. 49 человек, оставшихся в живых, в том числе командир, были выловлены и арестованы.

    Конец U-453

    U-453 была под командованием старшего лейтенанта Люрса более удачлива, чем под командованием Шлиппенбаха, который, к своему удовлетворению, узнал, что 11 ноября 1943 года британский эсминец Quail был тяжело поврежден миной, выставленной U-453 у Бари.

    Люрс протаранил в Эгейском море несколько старых барж, которые не были достойны ни торпеды, ни гранаты, – ливанскую Salem и сирийскую Yahia, затем он торпедировал и повредил 18 марта 1944 года на маршруте Отранто три парохода тоннажем приблизительно по 5000 брт.

    30 апреля 1944 года U-453 вышла из Полы в свой семнадцатый боевой поход в Средиземном море – это был третий рейд под командованием Люрса. Она должна была действовать между Тарентским заливом и восточным побережьем Сицилии. В то время как обычно в этот район доходили не более чем за несколько дней, им теперь потребовалось на это более двух недель. Многочисленные самолеты противника вынуждали подводную лодку часто погружаться и даже защищаться от нападений огнем пулеметов.

    U-453 даже ночью в надводном положении зачастую не могла зарядить свои аккумуляторные батареи, так как появлялся самолет противника, и подводная лодка сразу должна была уйти под воду. Экипаж был вынужден непрерывно слышать шум винтов эсминцев союзников, смешанный с сигналом их гидролокатора.

    19 мая возбужденный Люрс распознал характерное жужжание винтов нескольких торговых судов. Конечно, речь шла о большом конвое, имеющем большой тоннаж, который двигался на удалении примерно 4000, вероятно, даже 6000 метров. Люрс сразу отдал приказ приблизиться к нему. Он шел на перископной глубине и решил осмотреться. К его удивлению, подводная лодка находилась посреди английского конвоя! Очевидно, акустические приборы из-за близости морских берегов плохо работали8.

    На дистанции в 300 метров шло большое судно, наверное, войсковой транспорт. Недолго думая Люрс сделал залп из трех торпед. Большое судно тоннажем 15 000 брт, возможно даже 20 000 брт, по-видимому, было потоплено в результате попадания двух первых торпед. Третья торпеда должна была попасть в судно типа Liberty тоннажем 8000 брт9 и потопить его.

    Люрс не ждал, а сразу стал уходить на большую глубину. U-453 еще не достигла глубины 40 метров, когда первые глубинные бомбы взорвались около корпуса лодки и повредили ее. Затем, по сообщению экипажа, 3 или 4 эсминца выстроились друг за другом и почти беспрерывно бомбардировали подводную лодку глубинными бомбами. Наконец, Люрс на глубине 200 метров уложил подводную лодку на дно. На борту было запрещено всякое движение, которое не было необходимым, любой разговор… Моряки молча слушали шум гидролокатора, взрывы, треск разбитых приборов… Нужно было ждать, надеяться, что эсминцы уйдут. Один из них курсировал над U-453, подводники слышали шум его винтов. Это была неутомимая охота. Подводная лодка была покрыта песком, который подняли взрывы, и Люрс опасался, что она не сможет оторваться от грунта. Он продул две балластные цистерны и запустил двигатели. Подводная лодка не двигалась. Командир U-453 облегчил лодку, продув все балластные цистерны, вывел двигатели на максимальный ход вперед и, наконец, освободился от грунта. Эти маневры были замечены на поверхности, и глубинные бомбы снова посыпались вниз. Повреждения были так тяжелы, что Люрс решился идти на перископной глубине, что, однако, ему не удалось. Ничто на борту больше не работало правильно: центральный глубиномер показывал 260 метров под уровнем воды! Воздух для дыхания был все хуже и хуже, скоро воздуха высокого давления могло не хватить для всплытия. Люрс должен был непременно попытаться всплыть. Он намеревался защититься бортовой пушкой. Если бы уйти потом не удалось, он планировал затопить лодку.

    0.30. «Внимание. Аварийное всплытие! – приказал Люрс. – Сжатый воздух во все цистерны!»

    U-453 внезапно появилась на поверхности; командир стоял под люком, за ним – орудийный расчет, готовый прыгнуть за переднюю пушку, на палубу. Проклятье! Люк рубки был заблокирован! Он был поврежден глубинными бомбами, и моряки не смогли выйти из подводной лодки наружу. U-453 лежала ночью, доступная противнику, слепая… Люрс с помощью матросов попытался открыть крапанвару, внезапно воздух стал проникать внутрь и крышку люка рвануло наружу с такой силой, что командир U-453 был выброшен наверх. Он приземлился на мостик и заметил эсминцы противника в отдалении менее 200 метров. Инженер-механик Визе сразу запустил дизели, они приходили в движение шумно, дым поднимался высоко, а в это время второй офицер, Ганс Юрген Греб, определил, что носовые торпедные аппараты деформированы таким образом, что невозможно произвести пуск торпед. Эсминец обшарил прожектором море, тот остановился на подводной лодке, полностью осветил ее, и сразу был открыт огонь. Люрс с мостика определил, что бортовые пушки тоже повреждены глубинными бомбами и непригодны для стрельбы. U-453 была потеряна. Люрс отдал свою последнюю команду: «Всем покинуть лодку!» Эсминцы, как артиллерией, так и глубинными бомбами, мешали экипажу U-453 выполнить приказ. Сильная качка и темнота затруднили ведение эффективной бомбардировки эсминцем противника, иначе много членов экипажа было бы ранено или убито. Люди плыли в темноте, часто поднимались на волнах на высоту 2 метра и снова обрушивались вниз. Только один человек был смертельно ранен осколком снаряда. Эсминцы стреляли в темноту, освещенную лучами прожекторов, по покинутым обломкам подводной лодки, затем по месту, где она пропала.

    Через час два эсминца начали спасение оставшихся в живых. На кораблях пленных накормили и усиленно допрашивали. Их высадили на сушу в Салерно, затем доставили в Неаполь, а оттуда в Соединенные Штаты…

    U-453 была потоплена 21 мая 1944 года английскими эсминцами Termagant, Tenacious и Liddesdale на 38°13' северной широты и 16°30' восточной долготы.

    Теперь подводные лодки не могли действовать в Средиземном море ни над, ни под водой. Кроме U-453, в мае 1944 года при проведении операции по потоплению были также уничтожены U-616 (капитан-лейтенант Зигфрид Коичка) и U-960 (обер-лейтенант Гюнтер Генрих). В то время как подводные лодки потопили в течение первых пяти месяцев 1943 года в Средиземном море 59 судов (тоннажем 241 215 брт), за тот же период 1944 года они уничтожили только 10 судов (тоннажем 76 760 брт). После мая 1944 года ни одно судно в Средиземном море не было потоплено подводными лодками, в то время как сами они по очереди уничтожались…

    Операция «Драгон»

    При высадке 14 августа на побережье Прованса атак подводных лодок практически не было. 17 августа, когда подразделения союзников окружили Тулон и наступали на Марсель, последняя из трех еще способных к погружению подводных лодок ушла в Тулон. U-230 (обер-лейтенант Хайнц Евген Эбербах) получила приказ патрулировать район у Тулона и затем идти в испанский порт. Ни один корабль союзников не заметил ее в подводном положении у островов Хюерес, однако сама она также не торпедировала ни одного корабля. 21 августа экипаж подорвал U-23010, которая потерпела кораблекрушение. Обе другие подводные лодки, U-466 (капитан-лейтенант Герхард Татер) и U-967 (капитан 3-го ранга Альбрехт Бранди)11, были уничтожены экипажами в районе Тулона.

    Союзники знали, что немцы в начале сентября еще имели примерно 30 подводных управляемых торпед12 в Сан-Ремо. В ночь с 4 на 5 сентября пять из них попытались приблизиться к десантным кораблям. Одна-единственная торпеда вернулась в порт.

    Через пять ночей была совершена вторая попытка, на этот раз вместе с быстроходными катерами. Было потоплено 10 управляемых торпед. Затем пришло еще несколько. Эти одноместные сверхмалые подводные лодки не смогли достичь даже самых незначительных успехов. В ночь с 25 на 26 сентября 10 из них вышли в море, и только 2 вернулись обратно. Это был конец господства немецких подводных лодок в Средиземном море.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх