|
||||
|
Глава 22 Операция «Нептун» (высадка в Нормандии 6 июня 1944 года) Предыстория операции «Нептун» В июле 1944 года союзники уже завоевали господство на море и в воздухе. Немцы знали, что они проигрывали войну. Об этом говорили только среди друзей, на которых можно было положиться. Военный дух командиров подводных лодок и их экипажей был сломлен сомнениями, имеет ли смысл продолжать дальнейшую борьбу: они чувствовали, что становятся из охотников дичью. Приходилось выходить в море на лодках устаревших типов и ждать новые субмарины, которые должны были произвести сенсацию и которые, как говорилось, должны были поставить противника на колени. Каждый должен был бороться только за себя, никакой речи не могло идти о больших группах подлодок, оперирующих в составе соединения, которые посылал бы к конвоям противника хорошо информированный командующий. Теперь подводная лодка была вынуждена подкрадываться к районам действий на большой глубине, все на борту внимательно слушали шумы снаружи и надеялись выжить, когда лодка сотрясалась от разрывов глубинных бомб, становившихся все опаснее. Зачастую более суток подводники должны были проводить под водой в своих тесных отсеках. И после атак глубинными бомбами часто разрывался на куски легкий корпус, балластные цистерны давали течь, прочный корпус сминался и деформировался, хотя лодка погружалась еще глубже, чем 2A+601. Дёниц перенес свой командный пункт, подвергнутый сильной бомбардировке, из Берлина в пригород. Там он чувствовал себя часто таким же изолированным, как и его находившиеся в боевых походах командиры. Во время длительных подводных плаваний командиры не могли сообщать о своем местоположении и редко находились на приеме2. Каждый раз, когда лодка сообщала о заходе в порт, с души Дёница падал камень. Была еще и другая трудность: по документам командующий в начале 1944 года располагал 440—445 лодками, но число лодок, участвующих в боевых действиях, еще никогда не было так мало. В море постоянно находилось всего около 50 лодок, примерно 12 процентов от общего их количества, и вдобавок их число постоянно снижалось3. Верфи были переполнены нуждающимися в ремонте лодками. Работа замедлялась еще и из-за того, что из рабочих формировали новые дивизии, которые были нужны на Восточном фронте. Также ощущалась нехватка сырья. Кроме того, шноркель (устройство для снабжения воздухом под водой) с клапанным затвором, испытывавшийся на подводных лодках, был недостаточно доработан, так как уже при среднем волнении через него проникала вода. Потери возрастали: в январе 1944 года они составили 15 лодок, в феврале – 19, в марте – 25, в апреле – 21 и в мае – 22 лодки4. Первая оснащенная шноркелем подводная лодка U-264 (капитан 3-го ранга Хартвиг Лоокс) была потоплена 19 февраля 1944 года в Северной Атлантике кораблями сопровождения Woodpecker и Starling (капитан Уокер)5. Командование ожидало вторжения, и подводные лодки должны были при этом вторжении держать оборону в портах. Но где произойдет это вторжение? В Норвегии, «Стране судьбы», как ее называл Гитлер, в Ютландии, откуда можно было нанести удар в самое сердце Германии, в Па-де-Кале или на побережье Нормандии? Этого не знал никто. Для того чтобы учесть все варианты, Дёниц послал группу «Центр» в Норвегию и держал наготове группу «Ландвирт» из 15 лодок VIIc серии во французских портах Атлантики. Гитлер, пренебрегавший подводными лодками вначале, теперь рассматривал их в качестве «своей самой надежной линии обороны на Западе». С приходом сезона ясной погоды, между 16 мая и 3 июня, 32 новые лодки вышли из Киля и направились к портам Атлантики. Так как севернее Шотландии море не замерзало, они могли идти на большом удалении от британского побережья. Однако длинные весенние дни оставляли лишь несколько часов темного времени суток для зарядки аккумуляторных батарей лодок. Самолеты командования береговой авиации Великобритании поразили несколько лодок у южного побережья Норвегии, они потопили U-240, U-241, U-476, U-675, U-990, U-292, U-477, а 4 лодки вынудили вернуться на базу. Из лодок, оснащенных шноркелем, была потоплена только одна U-477 (обер-лейтенант Карл Иоахим Йенсен) 3 июня канадским самолетом 162-й эскадрильи к западу от Тронхейма. Потеря другой подводной лодки имела бы очень тяжелые последствия, если бы произошла раньше… 4 июня U-505 (обер-лейтенант Харальд Ланге) после атаки, проведенной контр-адмиралом Д.С. Галлери (авианосец Guadalcanal, эсминцы Chatelain, Jenks, Pillbury), попала неповрежденной в руки американцев6. Все кодовые таблицы и бортовые журналы были захвачены. Эти документы принесли союзникам немного пользы… На следующий день началось вторжение на побережье Нормандии. Операция «Нептун» После совещания главнокомандующих союзников в Квебеке был разработан план вторжения в августе во Францию. Он получил название «Коссак»7. Позднее кодовое наименование десантной операции было изменено на «Оверлорд», но 7 сентября адмиралтейство сообщило всем пунктам управления, что «проводимая в рамках плана «Оверлорд» морская операция будет называться операция «Нептун». Как ни странно, авангардом сильной армады, которая должна была принимать участие в операции (4000 кораблей всех типов и тоннажей), стали две крохотные подводные лодки, каждая с экипажем 4 человека. Этим двум мини– субмаринам, X-20 и X-23 с базы в Портсмуте, были назначены зоны высадки Джуно и Сворд от Версюр-Мер до Рива– Беллы. Англичане получили в Ла-Манше и в Атлантике шесть зон, в пределах которых они должны были производить высадку своих вооруженных сил, где противолодочная оборона вела патрулирование с целью не подпустить ни одной подводной лодки противника к берегу. 6 июня немецкие подводные лодки вышли из Лорьяна и Бреста, в приказе на наступление Дёниц указал командирам: «…При возникновении угрозы необходимо приближаться к десантному флоту противника без каких-либо сомнений, не обращая внимания на угрозу быть обнаруженными или пострадать от минных заграждений. Каждый человек и каждая единица техники противника, которые будут уничтожены до высадки, уменьшают его шансы на успех. Лодка, которая нанесет ущерб врагу при высадке, исполнит свою главную задачу и оправдает свое существование, даже если она при этом погибнет». Еще никогда лодки не сталкивались с такой мощной обороной флота авиацией. С 5 июня по 1 июля 7 лодок было потоплено к западу от Канады и 3 подводные лодки в Датском проливе, кроме этого еще 13 было потеряно в других районах. Дёниц соглашался, что боевой дух его командиров был выше всяких похвал, что он сам, однако, с огромным трудом находил необходимое мужество. Так как он был достаточно информирован, то спрашивал себя, не являлось ли продолжение борьбы преступлением. Наконец, несколько подводных лодок вернулись и сообщили об успехах: 5 эскортных кораблей, 12 транспортов (тоннажем 56 845 брт) и 4 десантных корабля (водоизмещение 8404 тонны) было потоплено, примерно 10 – повреждено. По сравнению с преодолевшим канал Ла-Манш тоннажем союзников этого было мало. После успешной высадки союзников подводные лодки продолжали свои безуспешные атаки. С 6 июня по конец августа 30 подводных лодок со шноркелями провели 45 рейдов в зоне высадки. 20 было потоплено. Из тысячи членов экипажей спаслось только 238. Ни один самолет немецкой военной авиации не пришел им на помощь. Например, у Паймпула, где британские надводные корабли атаковали подводную лодку глубинными бомбами, ни один самолет люфтваффе не вмешался в сражение. Военно-морские базы в оккупированных странах захватывались по очереди: в августе – Тулон и Констанца, в сентябре – Брест, Салоники, Саламис, Петсамо. Русский флот вышел из Финского залива, и немцам теперь стало сложно продолжать испытания своих новых подводных лодок в Балтийском море, чье побережье минировалось английскими самолетами. Как всегда в безнадежных случаях, за помощью обратились к военному флоту. 80 процентов моряков кригсмарине участвовали в наземных операциях. Подводные силы оставили в покое. Хотя они понесли тяжелые потери, хотя их шеф знал, что его люди боролись без надежды на успех, только лишь с задачей связать войска противника, чтобы не дать их использовать в Германии, они никогда не капитулировали. Последние сражения у Британских островов Дёниц послал несколько подводных лодок в отдаленные районы, чтобы оттянуть силы союзников, действующих непосредственно против Германии. 4 июля 1944 года повредила американские корабли в Карибском море U-539 (капитан-лейтенант Лаутербах-Эмден). 7 июля U-516 (капитан 3-го ранга Ханс-Рюдигер Тиллессен) потопила американский танкер Esso Harrisburg тоннажем 9887 тонн. А 24 июля U-861 (капитан 3-го ранга Юрген Эстен) потопила у бразильского побережья американский пароход William Gaston. Перед высадкой в Нормандии до конца войны прошло еще 12 месяцев, в это время подводные лодки проводили свои последние сражения. Наиболее важное из них проходило около Британских островов. Последние предсмертные конвульсии умирающего? Этого нельзя с уверенностью утверждать, так как лишь нескольких месяцев не хватило для того, чтобы окончательно внедрить новое средство, шноркель. Возможно, это и принятие на вооружение «электрических» лодок[29], а вскоре после этого подводных лодок Вальтера, возвратило бы молодость, жизнь и победу подводным лодкам! После прорыва американцев у Авранчеса 4 августа подводные лодки покинули свои французские базы и отошли к норвежским портам. Эта операция была завершена в конце сентября. Ни одна лодка при этой передислокации не была потоплена или повреждена, отныне Берген стал их основной оперативной базой. После тяжелых испытаний во время вторжения союзников экипажи подводных лодок смогли немного отдохнуть, в то время как их лодки ремонтировались. Примерно 10 лодок, не способных погружаться, были затоплены во французских портах собственными экипажами. 1 июля за несколько дней до вторжения союзников Дёниц решил отозвать все подводные лодки со шноркелями из Атлантики и направить их в район Британских островов. Это был первый случай с 1940 года, когда они должны были действовать в этих мелководных районах моря. Командиры подводных лодок получили указания поступать неожиданно для противника: они должны были атаковать конвои со стороны побережья и затем уходить в сторону земли. Эта хитрость была слишком известна, чтобы быть успешной. Постоянное подводное плавание со шноркелем на лодках, не предназначенных для такого долгого нахождения под водой, было тяжелым испытанием для молодых экипажей. Командиры имели разрешение возвращаться на свои базы как для пополнения запаса горючего и торпед, так и при переутомлении экипажа. Другой трудностью была работа в режиме полного радиомолчания! Подводные лодки могли нарушать радиомолчание, только если они были на очень большом расстоянии от английского побережья. В августе 8 подлодок, действуя в Ла-Манше, потопили 6 торговых судов общим тоннажем 24 811 брт. Были и американский эскортный миноносец Fiske, потопленный лодкой U-804, и канадские корветы Regina и Alberni, торпедированные U-667 и U-480. Наконец, 30 августа U-482 (капитан-лейтенант фон Матушка) потопила танкер Jaksonville тоннажем 10 848 брт и 1 сентября английский фрегат Hurst Castle. В первые дни сентября она потопила норвежское торговое судно Fjordheim и английские торговые суда Pinto и Empire Heritage общим тоннажем 31 610 брт. Эти торпедирования состоялись на севере от Ирландии в Северном проливе. «Очень удачное применение», – считал Дёниц. Между тем U-541 (капитан-лейтенант Курт Петерсен) курсировала перед устьем Сант-Лоренц-Стромс к югу от Ньюфаундленда и уничтожила судно Livingston (2140 брт) и один эсминец. В конце октября U-170 (обер-лейтенант Герольд Хаубер) потопила два эсминца противника; 1 ноября U-483 (капитан-лейтенант Ханс Иоахим фон Морштайн) в том же самом квадрате, в котором фон Матушка достиг успеха, повредила британский эсминец сопровождения Whitaker. В декабре подводники Дёница добились еще более удовлетворительных результатов, продуктивными оказались рейды U-772 (капитан-лейтенант Эвальд Радемахер), U-486 (обер-лейтенант Герхард Мейер), U-1202 (капитан-лейтенант Рольф Томсен) и U-870 (капитан 3-го ранга Эрнст Хехлер), которые оперировали в различных районах Атлантики, у Ла-Манша, в Бискайском заливе и севернее Ирландии. В декабре у западного побережья Великобритании было потоплено 18 судов тоннажем 85 439 брт, а в Северной Атлантике лишь одно судно (5458 брт). Январь 1945 года прошел удовлетворительно. В течение первых дней февраля гросс-адмирал с удовольствием отметил, что применение шноркеля снова вернуло подводным лодкам, даже старым типам, их эффективность. Также с начала года увеличилось до 455 единиц число подводных лодок, несущих службу в море с помощью организованного Шпеером серийного производства с высокой производительностью. Дёниц еще не знал, что это было апогеем. Имелись лишь несколько недостатков: ход под шноркелем был медленный, потеря французских баз увеличила время в пути между портами и зонами действий и, наконец, возрастал срок ремонта лодок на верфях. 21 января Дёниц обратил внимание Гитлера на значение Данцига8. Потеря этого порта парализовала бы подводную войну, так как там располагались учебная база новых подводных лодок и три мастерских по сбору подводных лодок XXI серии. Гитлер 1 февраля в своей речи перед Генеральным штабом подчеркнул «особое значение», которое он придавал возобновлению подводной войны для общего военного положения. ПОТЕРИ С 1 ИЮНЯ ПО 31 ДЕКАБРЯ 1944 ГОДА: (Из книги капитана С.В. Роскилла The war at sea) Контрнаступление союзников С 1 июля по 31 декабря 1944 года эсминцы и корветы, а также авианосцы сопровождения союзников потопили на всех морях 41 немецкую подводную лодку. Две из них были торпедированы подводными лодками и потоплены на трассе Малакка: U-859 потоплена 23 сентября английской подводной лодкой Trenchant, U-168 – 6 октября голландской подводной лодкой Zwaardvisch. Среди надводных кораблей особенно отличился известный Starling капитана Валькера: он при поддержке Loch Killin 31 июля в Ла-Манше потопил U-333, а 6 августа – U-736. 11 августа лодка Starling находилась в Бискайском заливе и, при поддержке нескольких самолетов, пустила на дно U-385. В течение этого времени самолеты командования авиации берегового базирования ежедневно с успехами возвращались на базы. В свою очередь самолеты командования бомбардировочной авиации уничтожили 19 подводных лодок в портах Гамбурга, Тулона и Бергена. Однако британское командование морского флота отметило, что применение шноркелей произвело переворот в стратегии подводных лодок. В октябре 1944 года 49 подводных лодок, в основном оснащенных шноркелями, могли беспрепятственно курсировать севернее Великобритании, и только одна была повреждена. Они потопили в декабре 18 судов (тоннажем 85 639 брт), в то время как лишь 14 подводных лодок было потоплено британцами. При проведении операции «Нептун» все подводные лодки, за исключением нескольких, оснащенных шноркелями, держались на дистанции. Со шноркелем подводные лодки могли идти под водой, при этом над водой возвышался только сам шноркель, который нельзя было обнаружить с помощью радара. В начале января 1945 года первый морской лорд, сэр Эндрю Б. Каннингем, осознавая опасность, требовал безотлагательно разработать меморандум, и уже в феврале началось новое большое наступление против подводных лодок. В это время в распоряжении командования авиации берегового базирования находилось в целом более 54 эскадрилий (793 самолета), в том числе 38 эскадрилий (528 самолетов) вели борьбу исключительно с подводными лодками. 24 эскадрильи (420 самолетов) базировались в Великобритании и Ирландии. Выходы 30 эсминцев на Дальний Восток были отменены. В январе англичане имели 37 эскортных отрядов11, в целом 273 корабля, не считая 28 авианосцев сопровождения и нескольких флотилий эсминцев, базирующихся в Нарвике, Росюте и Плимуте. У экипажей самолетов командования берегового базирования начался настоящий психоз шноркеля. Им повсюду на поверхности моря мерещился шноркель. Как только они засекали что-нибудь радиолокатором, сразу начинали бомбить, иногда даже маленькие плавающие предметы и дельфинов. Их накрывала волна ужаса12. У командования авиации берегового базирования не было достаточного количества самолетов, чтобы патрулировать морские трассы и одновременно защищать бесконечные конвои, идущие в британских водах, поэтому британцы перебросили из Гибралтара из эскадрильи «Либерейторов» несколько самолетов, оснащенных двумя радиолокаторами для определения местоположения морских целей с воздуха. Было принято решение охранять конвои только в особо опасных зонах. Конвои английского Гибралтара и английского Фритауна охранялись лишь одним-единственным кораблем сопровождения. Угроза Северной Атлантике утратила свою остроту. В августе 1944 года в Великобританию без потерь прибыл самый большой военный конвой HX-300, состоявший из 167 судов, построенных в 19 колонн. Англичане установили несколько минных полей в самых важных районах юго-восточнее и северо-восточнее Британских островов, где у подводных лодок были позиции для наблюдения за конвоями союзников. Четыре переброшенных с Тихого океана корабля Ariadne, Apollo, Pluver и Willem van der Zaan всего за несколько месяцев установили 17 000 мин. В технической области: радиолокатор диапазона S (10 сантиметров) заменили на локатор диапазона X (3 сантиметра); первые испытания начались в ноябре 1944 года, они были введены в эксплуатацию в марте 1945 года. Новый радиолокатор позволял точно определять местоположение шноркелей и даже перископов, отличая их от небольших плавающих предметов. На всех больших океанских судах для определения местоположения торпед был установлен гидролокатор. Корабли и самолеты по-прежнему сбрасывали глубинные бомбы; кроме того, большие корабли были оснащены бомбометами Hedgehog и Squid13. Англичане в марте 1945 года применили новую бомбу, которая могла сбрасываться с малых высот без дополнительной подсветки прожектором и поражала радиолокатор, чем затруднялся контроль надводного пространства, достигался эффект внезапности для противника. Глубинные бомбы, сбрасываемые самолетами, были заменены тяжелыми 600-фунтовыми бомбами. Наконец, англичане делали все, чтобы информация о чем– либо, что касалось подводной войны – потопленный тоннаж, атакованные или уничтоженные подводные лодки, – не передавалась по радио. Таким образом, Дёниц, получая редкие радиограммы со своих подводных лодок, ничего не знал об их судьбе вплоть до возвращения их на базу. 13 марта гросс-адмирал получил тревожную радиограмму. Обер-лейтенант кригсмарине Клаус Бекер сообщал, что «12-го U-260 на глубине 80 метров перед Фастнет-Рок наскочила на мину. Несмотря на тяжелые повреждения, U-260 сумела всплыть на поверхность и высадить экипаж лодки на ирландское побережье». «Это доказывало, – пишет Дёниц, – что противник установил мелководные минные заграждения для борьбы с подводными лодками»14. Он отдал своим подводным лодкам приказ отойти от побережья противника, а в случае слишком сильного противодействия вернуться на базу. Дёниц предвидел предстоящие тяжелые потери. Он всегда бережно относился к жизни своих людей, а теперь особенно дорожил ими, так как больше не верил в победу. Число потерянных подводных лодок в районе Великобритании возросло с 6 лодок в январе до 17 в феврале. В марте их было 16, а в апреле15 – уже 29. Позже пришло сообщение, что в апреле много лодок было потоплено или выведено из строя в ходе бомбардировок в Гамбурге, Вильгельмсхафене, Бремене и Киле: в период с 20 марта по 9 апреля их количество составило 22 борта. Невероятные потери подводных лодок В то время как командиры подводных лодок по возвращении из боевых походов рапортовали о достигнутых успехах и Дёниц отмечал, что потери в конце января 1945 года были невелики (они составляли 10 процентов от числа лодок, находящихся в море, что было существенно ниже, чем в 1940 и 1941 годах), ситуация вдруг резко изменилась. Подводные лодки понесли крупные потери на всех театрах военных действий. Перед Гибралтаром 17 февраля U-300 (обер-лейтенант Фриц Хайн) атаковала и тяжело повредила транспорт Michael J. Stone (7176 брт) и танкер Regent Lion (9551 брт), однако сама была поражена глубинными бомбами конвойного корабля и вынуждена уйти для ремонта в Танжер. 22-го U-300 снова вышла в море и попыталась приблизиться к конвою. Минные заградители Recruit и Pincher сразу потопили ее. U-1302 (капитан-лейтенант Вольфганг Хервац) была потоплена 7 марта 1945 года канадскими фрегатами в Сант– Джордж-Кэнел. На два дня позже U-1019 (обер-лейтенант Ганс Ринк) была атакована «Либерейтором», шумовыми буями и акустической торпедой, и хотя самолет вызвал на помощь надводные корабли, U-1019 удалось уйти. Вход в Ла-Манш был особенно опасным районом для подводных лодок. 8 марта U-275 (капитан-лейтенант Гельмут Веркамп) удалось потопить танкер Lornaston (4934 брт) из конвоя ONA-289; на два дня позже у Бич-Хед она нарвалась на мину и затонула. На следующий день у одного из островов Сцилли потерпела неудачу U-681. Командир, старший лейтенант Вернер Гебауер, вывел подводную лодку из трудного положения и затем пытался привести ее в Ирландию, когда его атаковал американский «Либерейтор». Гебауер 11 марта затопил лодку. 12-го настала очередь U-683 (капитан-лейтенант Гюнтер Келлер), она была потоплена 2-й эскортной группой, которая патрулировала в районе мыса Лизард-Хед. В тот же день U-260, поврежденная миной у Фастнет-Рок, была затоплена экипажем. 26-го также на входе в Ла-Манш фрегат Dukworth из 3-й эскортной группы потопил U-399 (обер– лейтенант Хайнц Бухзе), а 29-го у мыса Лэндс-Энд уничтожил U-246 (капитан-лейтенант Эрнст Рабе). Фрегаты 21-й эскортной группы с 19 марта по 1 апреля проявляли повышенную активность к западу от Шетландских и Гебридских островов. Группа состояла из двух дивизионов: первый курсировал к северу от морского пролива Мин до мыса Врат, а второй – к югу от морского пролива. После того как они сопроводили несколько конвоев в этом мелководье, они перешли к атакам подводных лодок. 27 марта 1-й дивизион кораблей (фрегаты Conn, Rupert и Denne) засек гидролокатором подводную цель. Фрегаты провели атаку глубинными бомбами и были уверены, что потопили подводную лодку. Это была U-965. В тот же самый день 2-й дивизион (фрегаты Fitzroy, Redmill и Byron) уничтожил U-722. 30 марта 1-й дивизион глубинными бомбами потопил U-1021. Таким образом, район Мин был полностью очищен от подводных лодок. Другим местом, в котором шла охота на подлодки и где они с октября 1944 года по май 1945 года несли большие потери, был район между Бергеном и северной частью Гебридов. U-864 (капитан 3-го ранга Ральф Райнер Вольфрам) была потоплена у Бергена. Севернее и восточнее Шетландских островов по очереди были потоплены U-1276 (обер– лейтенант Карл-Хайнц Вендт), U-989 (капитан-лейтенант фон Ройтберг), U-1278 (капитан-лейтенант Мюллер-Бетке), U-1279 (обер-лейтенант Ганс Фалке), U-1006 (обер-лейтенант Хорст Войгт), U-322 (обер-лейтенант Герхард Виск) и U-396 (капитан-лейтенант Гильмар Симон). В том же самом районе моря бесследно исчезли U-905 (обер-лейтенант Герберт Швартинг) и U-1106 (обер-лейтенант Эрвин Бартк), и можно с уверенностью утверждать, что их пропажа связана с одним из «Либерейторов» берегового командования, который патрулировал на трассах в Северной Атлантике. К югу от устья Сант-Лоренц-Стромс капитан 2-го ранга Курт Добрац (U-1232)16 добился некоторых успехов: пароходы Polarland (1591 брт), British Freedom (6985 брт), Athelviking (8779 брт) были потоплены, Nipiwan Park (1591 брт), Martin van Buren (7176 брт) и Spinager (7429 брт) были выведены им из строя. Эти достижения смогли заставить Дёница поверить в то, что его подводные лодки снова одержали верх на море. Однако американцы тут же усилили свою активность в этом районе. Они знали о присутствии нескольких подводных лодок у Галифакса, лодки не только топили некоторые из их торговых судов, но и передавали сводки погоды по радио. 18 марта U-866 (обер-лейтенант Петер Роговски) была уничтожена американскими патрульными кораблями Lowe, Menges, Pride, Mosley, 7 апреля у мыса Код уничтожена U-857 (капитан-лейтенант Рудольф Премауер), а 19-го американские корабли Buckley и Reuben James потопили U-879 (капитан-лейтенант Ервин Махен). U-548 (обер-лейтенант Эрих Кремпль) была пущена на дно 30 апреля 4 американскими кораблями сопровождения конвоя. Дёниц надеялся захватить союзников врасплох, внезапно выслав группу из 6 подлодок IX серии в район к северу от Азорских островов, однако англичане и американцы узнали об этой операции. Атаковавшиеся с 11 апреля американские конвои не понесли никаких потерь. Даже наоборот, 4 подводные лодки U-1235 (обер-лейтенант Франц Барш), U-880 (капитан-лейтенант Шётцау), U-546 (капитан-лейтенант Пауль Юст) и U-518 (обер-лейтенант Офферман) были потоплены к северу от Азорских островов. ПОТЕРИ С 1 ЯНВАРЯ ПО 31 АВГУСТА 1945 ГОДА Подводные лодки XXI и XXIII серий вводятся в эксплуатацию В то время как в апреле 1945 года на передовой сухопутных фронтов все оборачивалось против Гитлера и немецкая армия, оттесняемая к Берлину, ежедневно отходила назад, гросс-адмирал Дёниц все еще питал слабую надежду на победу. Вводились в эксплуатацию первые подводные лодки новых XXI и XXIII серий. Дёниц пишет, как он, пораженный их скоростью в подводном положении (до 17,5 узла), их бесшумным ходом на скорости до 5,5 узла и их способностью стрелять при помощи новых устройств и новых методов стрельбы с глубины 50 метров, сказал: «Этими лодками было сведено на нет превосходство, которое с 1943 года получила противолодочная оборона противника, базировавшаяся на определении местоположения лодок в надводном положении с помощью локаторов ультракоротких волн. Подводная лодка, оставаясь недоступной для обнаружения под водой, маневрировала в защищающей ее глубине и атаковала также из глубины. Были открыты новые возможности для применения подводных сил, вернулось ощущение близости новых побед»19. Союзники были проинформированы и всерьез озаботились появлением лодок этих новых серий. U-2324 (XXIII серия) провела первый боевой поход севернее Норт-Фореланд. U-2511 (XXI серия) вернулась после проведения удовлетворительных испытаний на свою базу Берген. Тем не менее существовала опасность, что подводные лодки после выхода в море, при возвращении, могли найти свои базы занятыми союзниками. 7 мая U-2336, XXIII серии (обер-лейтенант Эмиль Класмаер), на входе в залив Фирт-оф-Форт потопила Sneland (тоннажем 1791 брт) и Avondale Park (тоннажем 2878 брт), ушла от контратаки и вернулась в пункт своего базирования20. Командиры после возвращения отмечали в своих докладах: «Идеальная лодка для краткосрочных рейдов вблизи морских берегов, быстрое, удобное, простое управление горизонтальными рулями, незначительная отражающая поверхность и площадь поражения». В действительности около 60 этих новых подводных лодок с 1 апреля по 6 мая вышло и из немецких портов курсом на север. В момент подписания капитуляции некоторые находились на испытаниях в Балтийском море и пытались отыскать находящиеся в рейде подводные лодки противника. «Москито» и «Либерейторы» стремились топить их на переходах. С 1 апреля и до конца войны примерно 27 подводных лодок было потоплено самолетами Королевских ВВС в Кильском заливе, в проливе Каттегат и южнее него. U-2511, прозванная «белой лодкой», вышла в море 30 апреля. Ею командовал очень способный офицер, капитан 3-го ранга Эдальберт Шнее21. Инженер-механик Сурен тоже был замечательным офицером. Через 2 дня после выхода из норвежского фьорда U-2511 находилась посреди Северного моря и беззвучно шла на глубине 80 метров со скоростью 5 узлов, когда внезапно акустический пост прослушивания перехватил четыре сигнала пеленгации гидролокатора противника с различных направлений. U-2511 была обнаружена несколькими противолодочными кораблями, и нужно было ожидать сильных бомбардировок глубинными бомбами. Шнее сразу приказал увеличить ход до 16 узлов, изменил курс на 30 градусов и смог со сноровкой и быстротой рыбы уйти от преследования. Не разряжая свои аккумуляторные батареи, лодка в подводном положении держала скорость 16 узлов. «Мой вывод: лодка вела себя замечательно, в атаке и в обороне это что-то совершенно новое для подводника…» – отмечал командир U-251122. 4 мая 1945 года U-2511 шла под шноркелем севернее Схетландса и уже прошла Файр-Айсл. На борту все были восхищены высокой эффективностью лодки. «Мы будем курсировать перед Панамским каналом», – решил Шнее, которому Дёниц предоставил полную свободу действий. Внезапно по радио пришел приказ гросс-адмирала: «Огонь прекратить!» Оба офицера хорошо знали Дёница, даже были дружны с ним… Они знали: если адмирал принял такое решение, то он был вынужден это сделать. Они не могли медлить и должны были подчиниться. Развернулись и взяли курс на Берген. Несколько часов спустя акустические приборы U-2511 засекли шумы винтов корабля. Взгляд в перископ! Прекрасный английский крейсер водоизмещением 10 000 тонн в сопровождении 4 эсминцев. Шнее даже провел имитацию подводной атаки до момента пуска торпеды. Нет, нельзя! Шнее изрек проклятие, U-2511 развернулась и ушла в Берген. Многие командиры подводных лодок хотели выполнить план «Радуга», это означало затопление своих лодок. Дёниц просил их не делать этого. 7 мая в 2.41 утра генерал Йодль, уполномоченный Дёницем, который стал тогда главой немецкого правительства, подписал в Реймсе документ о прекращении боевых действий между противниками на всех фронтах. Перемирие вступало в силу с ноля часов 9 мая. Дёниц смог отправить своим любимым экипажам лишь прощальные послания. «Подводники, 6 лет войны остались позади. Вы боролись, как львы. Товарищи! Сохраните дух подводников, с котором вы смело и непоколебимо боролись на благо нашего отечества в будущем». Конец подводных лодок В мае 1945 года в немецких портах экипажами была затоплена 221 подводная лодка различных серий, от старых VIIc до подводных лодок Вальтера. Первой подводной лодкой, сдавшейся согласно указаниям англичанам, была U-1009. Впоследствии 97 немецких подводных лодок, в том числе 17 XXIII серии и одна XXI серии (U-3035), сдались англичанам. Всего 156 лодок неповрежденными попали в руки Королевских ВМС Великобритании23. Подводные лодки, кроме нескольких, оставшихся в Англии, Соединенных Штатах, СССР и Франции, были собраны в Лох-Рюан. Они были отбуксированы группами на 30 миль на север от Мэлин-Хед и затоплены подрывными зарядами. Некоторые были уничтожены артиллерийским огнем двух кораблей, которые отличились в битве в Атлантике: английского Onslow и польского Blyskawica. Польский эсминец был одним из первых кораблей, пришедших в Англию в 1939 году. Две подводные лодки, U-963 и U-1277, были затоплены своими экипажами в Лиссабоне. U-530, находившаяся у побережья Соединенных Штатов, и U-977, вышедшая из Киля, в июле и соответственно в августе прибыли в Рио-де-ла– Плата. Они были разоружены, а их экипажи – интернированы. Долгое время ходили слухи о побеге Гитлера на борту U-977. Однако это не более чем слухи. Немцы с 1939 по 1945 год построили и ввели в строй 1162 подводные лодки. 784 лодки были уничтожены, 632 из них – в ходе боевых действий. Англичане могли похвастаться потоплением около 500 лодок из их числа. Гросс-адмирал Дёниц был позднее приговорен в Нюрнберге к 10 годам тюрьмы за «преступления против мира» (второй пункт обвинения) и «преступления против законов ведения войны» (третий пункт обвинения), однако за ведение подводной войны ему не было предъявлено ни одного обвинения. «Моя участь мне полностью безразлична, если только подводные силы будут оправданы и их честь останется незапятнанной», – сказал он, когда выслушал свой приговор. Черчилль высоко оценивал немецких подводников. Он писал: «…когда Дёниц отдал приказ о капитуляции, в море все еще оставалось не менее 49 подлодок. Так велико было немецкое сопротивление, так непоколебима была смелость подводников». Немецкие подводные лодки-малютки Немцы, как и англичане, итальянцы и японцы, занимались постройкой карманных подлодок. В то время как англичане буксировали свои лодки типа X, а японцы транспортировали свои подводные лодки-малютки на палубе подводных лодок типа Y-16 в районы операций, немцы использовали лодки-малютки, которые самостоятельно приходили в районы боевых действий. Базой этих подводных лодок-малюток был Иймуиден. Командование построило эту базу примерно для 100 лодок с персоналом в 1200—1500 человек. Английские лодки типа X, так же как и итальянские электрические лодки-малютки, должны были устанавливать мины под днища кораблей противника; немецкие подводные лодки-малютки, как и японские, были оснащены торпедами. Всего имелось 4 основных типа лодок-малюток: Одноместные Biber (6 тонн) и Molch (12 тонн) оснащались двумя подвесными торпедами. Было выпущено 324 Biber, в августе они применялись против союзников без большого успеха. Многие из 390 построенных лодок Molch были посланы в Данию и Норвегию, так как там ожидалась высадка союзников. Лодки Hecht (12 тонн, одна торпеда) и Seehunde (16 тонн, две торпеды) имели экипаж из двух человек. Seehunde были практически единственными, участвовавшими в последних атаках подводных лодок в январе 1945 года у побережья Великобритании. Они атаковали английские торговые суда на мелководье у устья Темзы. Их тяжело было обнаружить, и они подвергались меньшему риску, преодолевая маленькими группами минные поля и заграждения. Они действовали на удалении друг от друга около 6 морских миль в пределах английской зоны обороны. В течение дня они оставались в готовности на дне, а ночью приближались к противнику на дальность 200 метров для проведения атак. Тогда в этом районе, назначенном для действий восьми лодок, была потеряна только одна. Глубинные бомбы сотрясали их, однако не наносили значительных повреждений. 120 Seehunde применялись для уничтожения британских торговых судов, около 50 из них было уничтожено самолетами Королевских ВВС Великобритании. Члены экипажа – некоторые оставались в крохотных лодках в море до 10 дней! – доходили до изнеможения и демонстрировали при нападениях замедленную реакцию. Многие из этих подводных лодок в ходе своих рейдов и при возвращении с операций терпели аварии. В сентябре 1944 года Seehunde снабжали окруженные под Дюнкерком подразделения боеприпасами, продуктами и медикаментами, которые они перевозили вместо торпед. В январе 1945 года немцы применяли Seehunde для затруднения судоходства союзников. Всего было выпущено 250 таких лодок. Они потопили в 1945 году суда противника общим тоннажем около 35 000 брт, но они не оказали существенного влияния на ход безнадежно проигранной войны. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|