|
||||
|
Глава 23 Битва на тихом океане Японский прилив теряет силу (март 1942 – июнь 1943 года) Вернемся к событиям, происходившим на Тихом океане, где американские и японские корабли вели между собой безжалостную борьбу. Первый этап молниеносных побед японского флота подошел к концу в марте 1942 года. На втором этапе, который включает в себя период с марта 1942 года до начала лета 1943 года, японские эскадры снизили свой боевой потенциал. Между противоборствующими сторонами восстановилось равновесие. Японцы ослабили оборону в воздухе, в свою очередь американцы смогли усилить позиции. В операциях принимали участие как американские, так и японские подводные лодки. Гуадалканал с августа 1942 по февраль 1943 года Гуадалканал – это остров с горным рельефом в цепи Соломоновых островов длиной 150 и шириной 50 километров, покрытый дремучим лесом. В свое время он был местом кровавых и упорных сражений. Когда в июле 1942 года японцы основали военно-морскую авиационную базу в Тулаги, это место было подобрано удачно, так как оно располагалось на равнине между островами Гуадалканал и Саво. Адмирал Кинг был отлично осведомлен о передвижениях японцев и принял решение наступать 2 июля на Гуадалканал. Он возглавил операцию «Уормауэр» (сторожевая башня), которая позже в кругу американских офицеров получила обидное название Shoestring (шнурок для ботинок – англ.). По плану операции воздушно-десантные войска во время сражения должны были получить поддержку от одного из авианосцев Enterprise, Saratoga или Wasp, принадлежащих к огневой группе морского флота. «Уормауэр» была первой операцией этой войны, в которой военно-морские и сухопутные соединения и части совместно принимали участие. Битва за контроль над Гуадалканалом продолжалась 6 месяцев. Основными ее элементами были большие морские сражения между авианосцами и надводными кораблями, в которых активно участвовали и подводные лодки. Первой жертвой американской подводной лодки был военный транспорт Meiyo Maru, который по решению вице– адмирала Микавы был направлен для охраны гарнизона Гуадалканала из Рабаула. Ночью 4 августа в 14 милях от мыса Сант-Георг он столкнулся с субмариной S-38 (командир – капитан 3-го ранга Н.Г. Мансон). Транспорт был торпедирован лодкой и затонул. В результате вместе с судном погибло несколько сотен солдат. Затем 9 августа состоялась битва при острове Саво. Адмирал Микава за 32 минуты уничтожил 4 вражеских тяжелых крейсера (3 американских и 1 австралийский Canberra), а также эсминец. Было убито 1270 и ранено 709 американских офицеров и матросов. Японцы же в данной битве потеряли 35 военнослужащих, 57 были ранены. Для американцев это было катастрофой! Небольшое утешение: 10 августа подводная лодка устаревшего типа S-44 (капитан 3-го ранга Джон Р. Болота) атаковала перед Кафингом японский крейсер Kako и потопила его четырьмя торпедами. Торпедирование авианосца Saratoga 31 августа 1942 года Еще одна битва разыгралась 24 августа восточнее Соломоновых островов, на удалении около 100 миль от недавно построенного японцами аэродрома Гуадалканал, в которой принимали участие авианосцы Enterprise, Saratoga и Wasp. Адмирал Флетчер и адмирал Кондо командовали флотом, в состав которого входили авианосцы Ryujo, Shokaku, Zuikaku и Chitose. Это была битва, обреченная на провал. Произошел воздушный бой, в котором американцы потеряли 17 самолетов, однако они смогли изучить методы ведения боя японскими летчиками и учесть их в последующих сражениях. Ранним утром 31 августа подводная лодка I-26 под командованием капитана 3-го ранга Якоты обнаружила соединение кораблей противника. Американцы двигались в юго– восточном направлении из Cан-Кристобаля и находились на расстоянии около 260 миль от Гуадалканала. Окруженный поясом эсминцев, авианосец шел средним ходом. В 7.45 I-26 атаковала противника, выпустив 6 торпед, и ушла на глубину. Медленно тянулись минуты напряженного ожидания… Наконец, дежурный акустик подлодки услышал в наушниках характерный шум глухого взрыва. Как минимум одна торпеда поразила судно противника! Ее жертвой стал авианосец Saratoga. Пробоина в корпусе позволила воде заполнить несколько отсеков корабля, что повлекло за собой серию коротких замыканий в трюме, однако Saratoga не затонул. Для полной уверенности в победе Якота всплыл на перископную глубину. Но в 10 метрах над ним шел американский эсминец, и I-26, задев днище вражеского корабля McDonough, была вынуждена продолжить погружение 1. Гибель Wasp 15 сентября 1942 года 14 сентября две лодки, I-19 и I-15, с базы в Эспириту– Санто (Новые Гебридские острова) обнаружили американские авианосцы, следующие курсом на Гуадалканал. Подлодка I-19 атаковала авианосец Wasp, выпустив по нему веером 4 торпеды, которые достигли своей цели. Три прогремевших взрыва позволили командиру лодки I-19 предположить, что вражеский авианосец получил серьезные повреждения. Wasp был поражен торпедами в тот момент, когда все его самолеты были полностью заправлены горючим и снаряжены авиационными бомбами и торпедами. В результате попадания торпед произошли возгорание топлива и детонация бомб. Все самолеты, находившиеся на палубе корабля, были охвачены пламенем и уничтожены. Кульминацией пожара стал взрыв грузового подъемника с боеприпасами, что привело к большому количеству жертв. Не оставалось ничего другого, кроме как покинуть авианосец. Еще несколько дней после сражения обломки корабля дрейфовали в море, куски корпуса продолжали тлеть. Один из американских эсминцев приблизился к обломкам и потопил их одной торпедой. В зоне поражения мимо субмарины I-15 проходил авианосец Hornet, торпеды подлодки не попали в цель, однако они угадили в North Carolina2 и эсминец O'Brien. Оба корабля не затонули, но O'Brien погиб во время возвращения в Америку. Как пишет американский историк С. Морисон, «эти две японские субмарины в битве восточнее Соломоновых островов в тот день упустили свой шанс попасть в яблочко». Японские командиры подводных лодок нанесли повреждения Saratoga и потопили Wasp, они были горды своими успехами. Однако еще оставались такие авианосцы, как Hornet и Enterprise. Японцы также несли потери. Подводная лодка I-17 была потоплена новозеландским корветом Tyu 11 ноября 1942 года западнее Сан-Кристобаля, субмарины I-22 и I-4 были поражены 25 декабря торпедным катером PT-122, лодка I-18 была потоплена эсминцем Fletcher 11 февраля 1943 года. Точно такая же судьба постигла и старые японские подводные лодки типа RO в южных морях: RO-34 была потоплена 7 апреля 1943 года, R0-102 – 14 мая, R0-107 – 12 июля, RO-35 – 25 августа. Эти потери можно записать, прежде всего, на счет американского радиолокатора, введенного в эксплуатацию в конце августа. Наращивание японцами боевой мощи подводных флотилий за счет лодок типа I – первая группа состояла из лодок I-4, I-5, I-8, I-22, I-176, вторая – из лодок I-9, I-15, I-21, I-24, I-174, I-175 – не смогло воспрепятствовать американцам, задействовавшим 50 000 военнослужащих, снова овладеть Гуадалканалом. 4 января 1943 года японцы начали эвакуацию с острова. Японские подводные лодки принимали участие в боевом обеспечении своих отчаянно сражающихся сухопутных войск. На самом деле это было опасно – жертвовать собой ради подразделений, которые невозможно было спасти. Но адмирал получил приказ императора и должен был его выполнить. Почти все вышедшие для выполнения различных заданий японские подводные лодки были отозваны назад для того, чтобы сначала участвовать в снабжении войск, а затем в освобождении занятой противником территории. Бортовые орудия были демонтированы и удалены с лодок. Оставили только по 2 торпеды на каждой подводной лодке. Применялись различные методы отгрузки продуктов питания, топлива, боеприпасов. Шлюпки покидали ночью подводные лодки и направлялись с жестяными бочками и прорезиненными мешками с необходимыми грузами к берегу, где хозяевами положения еще были японцы. Затем шлюпки возвращались и снова перевозили груз. Ни один из этих методов не дал положительного результата. Но, несмотря на это, снабжение войск проходило именно так. Затем, согласно указаниям адмирала Микавасы, подводные лодки RO-33, RO-34, I-121, I-122 и I-123 покинули данный остров, чтобы собраться в канале Индиспенсабле, южнее Гуадалканала. Лодке RO-33 после выгрузки ящиков с медикаментами на остров Лунга удалось в морском сражении потопить американский транспорт. Она была обнаружена разведкой противника и атакована глубинными бомбами. Тем не менее надводным судам, двигавшимся по ночам на полном ходу, удалось высадить до 900 человек десанта на северо-западной оконечности острова у мыса Эсперанта. Так формировались конвои грузовых и военных судов. Эти эсминцы, нагруженные войсками и предметами снабжения и составлявшие вместе с грузовыми судами конвои, американцы называли «Токио-экспресс». 24 августа подводные лодки типа I-9, I-17, I-19, I-26, I-31 и I-33 заняли плацдарм между островами Сан-Кристобаль и Ндени. В январе японцы начали задействовать также небольшие десантные катера, которые могли перевозить не более 2 тонн груза. Они приводились в движение 2 торпедами без боеголовок, укрепленными по бортам лодки, и могли развивать скорость до 3 узлов. Запас хода составлял около 4 километров, причем управлялись они с берега. Японцы также попробовали ввести в действие новшество, позволяющее буксировать подводной лодкой другое транспортное средство, груженное 50 тоннами войскового имущества и топлива. Такой прицеп имел форму подводной лодки. Но эта идея не имела большого успеха, и от нее отказались. Гибель лодки I-1 29 января 1943 года На субмарине I-1 произошла смена командира. Новым командиром стал капитан 1-го ранга Сакамото. Под его командованием 26 января лодка вышла в море из Рабаула3. В течение двух дней лодка нагружалась материалами снабжения. На палубе была размещена заправленная бензином баржа. Сакамото был осведомлен о важности похода и предпринял все необходимые меры, чтобы прибыть вовремя к назначенной пристани в заливе Каминпо. После того как лодка миновала остров Бугенвилль, Сакамото продолжал идти в подводном положении. Всплытие лодки он разрешал только ночью на несколько часов, с целью осмотра корпуса и подзарядки аккумуляторных батарей. Когда I-1 приблизилась к Гуадалканалу, она была внезапно атакована торпедами быстроходного американского катера, который также сбросил несколько глубинных бомб. Взрывы произошли вблизи корпуса лодки и нанесли многочисленные повреждения электродвигателям. Предохранители перегорели, повреждения получили также и аккумуляторные батареи. Из-за повреждений корпусов аккумуляторов ядовитые газы распространились внутри лодки. Во время атаки в темноте на центральном боевом посту возникло замешательство, вследствие этого I-1 начала срочное погружение с дифферентом 45 градусов. Отказали приборы измерения глубины, но командир I-1 был уверен, что подводная лодка легла на грунт. Внезапно лодка снова продолжила движение вниз, она пробралась сквозь какие-то препятствия и лишь спустя некоторое время окончательно ударилась о дно. Сакамото сохранял спокойствие, пытаясь запускать электродвигатели и маневрируя лодкой. В 21.05 ему удалось вывести субмарину на поверхность. В результате атаки лодка потеряла носовые торпеды. Были выведены из строя рулевые механизмы, корпус получил тяжелые повреждения. Сакамото открыл люк, за ним на палубу выбрался боевой расчет бортового 120-мм орудия. Командир I-1 с этим единственным орудием принял бой c приближающимися новозеландскими корветами Kiwi и Moa. В результате боя все находившиеся на палубе I-1 погибли, смертельно раненный командир Сакамото упал за борт и утонул. Его заместитель во мраке ночи грозил противнику вынутой из ножен саблей. А новозеландские корветы продолжали вести сокрушающий огонь. Три раза таранил Kiwi своим корпусом дрейфующую I-1. И когда стволы орудий корабля раскалились и не могли больше производить выстрелы, командир корвета отдал приказ прекратить огонь. С огромным усилием, управляя лодкой, команда достигла берега. Офицер приказал спасенным матросам покинуть субмарину, в то время как американский корабль с вооруженными матросами пытался взять ее на абордаж. Палуба I-1 пылала, и горящее топливо растеклось по воде. Японский офицер вынес с лодки документы, которые были уничтожены при помощи матросов. Вдруг офицер вспомнил о секретном коде, оставленном на борту лодки. В то время как американские моряки пытались проникнуть в поврежденную лодку, офицер и 3 японских матроса подплыли с противоположной стороны корпуса, чтобы заложить взрывчатку и окончательно уничтожить субмарину. При этом американцы застали японцев врасплох и взяли в плен. В итоге противнику удалось найти на борту лодки секретные коды, а весь экипаж был взят в плен. Это героическая гибель подлодки I-1 произошла 29 января 1943 года у мыса Эсперанта острова Гуадалканал. Радиолокационное противодействие Долгое время на японских подводных лодках не устанавливались радиолокаторы. Командир Хасимото даже утверждал, что, если бы его земляки продвинулись в этом вопросе так же далеко, как и американцы, война имела бы совсем другой ход. У японцев административные и бюрократические процессы часто превалировали над реальной работой, в то время как подводные лодки должны были эффективно сражаться против хорошо вооруженного противника. «Все, чего я достиг, это использование нового бинокля для моих вахтенных сигнальщиков на мостике», – говорил Хасимото после очередного посещения бесчисленного количества бюро управления морского флота в Токио. Он вышел в море из Курэ на подводной лодке без единого прибора определения местоположения – как раз такой прибор он и хотел выбить в Токио – и пересек 15-километровую трассу пролива Бунго между островами Сикоку и Кюсю. С 1942 года этот маршрут не был более безопасным для подводных лодок, и японцам приходилось днем пересекать ее в подводном положении, в противном случае они рисковали быть торпедированными. Японские спецагенты получили задание добыть чертежи вражеского радиолокатора. Им это, кажется, не удалось. С другой стороны, ни одна американская подводная лодка не попала в плен к японцам до того, как командир уничтожит радиолокатор и секретный код. Только в феврале 1943 года были проведены первые испытания встроенного радиолокатора на японской подводной лодке I-158. Результат был неудовлетворительным. Радар смог определить местонахождение надводного корабля только на удаления 2000 метров, и к тому же прибор должен был находиться перед лодкой или за ее кормой. 13 ноября 1943 года под командованием Хасимото лодка RO-44 смогла выйти в море из Курэ с прибором, который был позаимствован на аэродроме. Как только RO-44 достигла залива Исэ, японский самолет начал проводить учебную атаку на лодку. Дальность обнаружения радиолокатора оказалась около 6 километров, однако Хасимото заверили, что данный прибор в состоянии просматривать пространство радиусом до 14 километров. Он писал: «…результаты ни в коем случае не были замечательными, однако в том жалком положении, в котором мы находились, они представляли для нас значительное улучшение. В отчаянии мы предположили, что изобретение радара мы сможем приравнять к строительству 100 подводных лодок! Радиолокатор являлся ключом к победе… » После этого испытания Хасимото вернулся в Курэ, передал радиолокатор обратно на аэродром и снова вышел в море. Американские подводные лодки тоже начинали войну без радаров. В течение нескольких месяцев все лодки были оснащены радиолокаторами типа SD, предназначенными исключительно для сканирования воздушного пространства. Радар работал только в надводном положении, и лодки имели достаточно времени для погружения. Несколько месяцев спустя на субмарины начали устанавливать радиолокаторы типа SJ, которые позволяли определять приближение надводных кораблей противника в условиях ограниченной видимости и даже ночью. Позже японцы разработали еще один радиолокатор, оказавшийся впоследствии несовершенным и ненадежным, так как американцы смогли противопоставить ему систему типа APR, которая была в состоянии засечь лучи японского радара. Американцы никогда не довольствовались техникой, которой они обладали, всегда стремились совершенствовать ее. Радиолокаторы типа ST и SV использовали короткие волны и применялись для того, чтобы препятствовать работе японских радаров. Как в Тихом океане, так и в Атлантическом, шла война радаров! Тот, кто обладал современной техникой, аппаратами с большей локационной зоной, избегал гибели, если не топил противника. 1 января 1944 года на борту RO-44 праздновался день рождения императора, и приглашенные в виде исключения пили сакэ. 10 января эта лодка находилась уже в тропических водах, а 15 января подошла к острову Трук4. Первое столкновение с противником подводной лодки RO-44, оснащенной радаром, произошло в мае 1944 года. Тогда в 50 милях к северу от Адмиралтейских островов находилось 7 субмарин типа RO (R0-104, – 105, – 106, – 108, – 109, – 112 и -116), а также I-44. Была поставлена задача топить в том районе американские торговые суда, следующие вдоль побережья Новой Гвинеи, в направлении Биака и Палау. Пять японских подводных лодок было потоплено одним– единственным американским эскортным миноносцем England, действовавшим в тесном взаимодействии с авиацией. Только 3 лодки, I-44, RO-112 и R0-109, смогли избежать этой катастрофы5. В данной акватории I-44 была единственной субмариной, оснащенной радаром, который, однако, не показал «абсолютно ничего». Шедшая ночью в надводном положении лодка была атакована и вынуждена выполнить экстренное погружение, а затем оставаться на глубине до следующего утра, почти до 11 часов. Поскольку аккумуляторные батареи израсходовали всю энергию, вследствие взрывов глубинных бомб водой затопило несколько отсеков, а запасы воздуха были на исходе, командир субмарины отдал приказ на всплытие. В случае столкновения с противником он решил обороняться на поверхности при помощи пулеметов и бортовых пушек. Лодку поджидал преследовавший ее эсминец противника, кроме того, в воздухе кружил самолет. Японская лодка всплыла внезапно и, к своему счастью, оказалась в эпицентре шторма, который затруднял видимость. Она смогла уйти на полном ходу. Радиолокатор лодки был неэффективен, та же самая ситуация в тот день, по-видимому, касалась и противника. Японский радар до конца войны так и не был модернизирован, он привносил лишь беспорядок и неуверенность в этот род войск, в котором обязательно наличие доверия. Командование военно-морского флота, в ответ на жалобы командования японского подводного флота, заверило, что в наличии имеется слишком малое число радаров, и ими в первую очередь необходимо оснащать большие надводные корабли. Когда Хасимото 15 мая 1944 года уходил с лодки RO-44, чтобы принять командование над новой, хорошо вооруженной субмариной I-58, он, к своему удивлению, прочитал в одном из бюро ходатайство о снятии с вооружения «бесполезных» радиолокаторов надводной обстановки, установленных на некоторых подлодках. Автор этой чудовищной идеи «плохих радаров», которая делала подлодки уязвимыми, был адмирал, командовавший подводным флотом! Хасимото не смог удержаться от того, чтобы написать рядом с подписью адмирала: «По моему мнению, есть еще много возможностей для улучшения результатов, достигнутых применением этого радара на подводных лодках. Поэтому я прошу отложить принятие какого-либо решения вплоть до ввода в эксплуатацию лодки I-58». Наконец I-58 вышла в море. Это была одна из первых лодок, оснащенных еще и торпедами с камикадзе. Управляемые человеком торпеды Идея задействовать людей, которые отправляются для поражения цели вместе с торпедой и обречены на смерть, принадлежала японцам. Их военная авиация уже была вооружена так называемыми пилотами-камикадзе, которые устремлялись с наполненными взрывчаткой самолетами на американские корабли. Машины поднимались в воздух только с необходимым для полета количеством топлива. Как говорили английские моряки, «on way ticket»6. Торпеды с камикадзе имели специальное название кайты (вознесение)7. Японцам приписывают презрение к смерти и безрассудную храбрость. Пожалуй, иногда это было преувеличением. Не все подчиненные Тэнно обладали тем безграничным презрением к смерти, которое подталкивает к самопожертвованию. Морские камикадзе были добровольцами. Если подводная лодка выходила в море, пилоты кайтов надевали согласно самурайской традиции белые повязки на лоб. Они приветствовали оставшихся на берегу товарищей обнаженной саблей, в то время как играли марши и моряки выкрикивали «Банзай!». Японские военные порты в большинстве случаев защищены островами. Маленькие островки разбросаны в пределах японской акватории и связаны с морем узкими проливами. Эти районы перенаселены. Когда японские подводные лодки проходили мимо таких живописных рыбацких поселков, экипажи приветствовали с земли, им желали удачи. Иногда субмарины, отправлявшиеся на бой и на смерть, некоторое время сопровождали маленькие лодки, где находились женщины с детьми. Слышались гимны и старые песни. Можно было видеть развевавшиеся на перископах флаги с надписями: «Отважные кайты». Многие из этих мужчин-смертников в большинстве случаев были очень молоды, они оставляли после себя на борту подводных лодок письма-завещания. Первые эксперименты с камикадзе были проведены в январе 1943 года. Это были торпеды, снабженные боеголовкой, имеющие встроенную нишу, в которой помещался смертник. Примерно за 50 метров до цели камикадзе должен был приводить в боевое положение устройство для катапультирования, которое выбрасывало его на поверхность воды. Согласно взглядам японского командования, таким образом человек имел шанс спастись в последний момент, будучи взятым в плен противником. Опытный образец такой торпеды окончательно утвердили в феврале 1944 года. В то время Япония терпела тяжелые поражения, и Верховное командование возлагало большие надежды на это новое оружие. При первых испытаниях произошло несколько несчастных случаев, погибло два офицера в заливе Токояма8. Первое подразделение кикумицу, сформированное в ноябре 1944 года, было придано трем подлодкам: I-36, I-37 и I-47. Каждая лодка перевозила в передней части по 4 кайты. Лодки прибыли к острову Улити, соответственно в район Палау. I-36 и I-37 обнаружили недалеко от Улити значительного состава американский флот, стоявший на якоре. По каравану лодка I-36 выпустила одну, а I-47 четыре торпеды-камикадзе. О пилотах торпед больше никогда никто не слышал, а американцы не признали ни одного факта потерь в кораблях. Затем обе подводные лодки вернулись в Курэ, в то время как I-37 (командир Камимото) 19 ноября была потоплена эсминцами Conklin и MeCoy Reynolds, сопровождавшими крейсер St. Louis, шедший курсом на остров Палау. Наступление группы «Конго» Группа «Конго» состояла из 6 подводных лодок: I-5, I-36, I-58, I-56, I-47 и I-48. Их основной задачей было уничтожение американских кораблей, которые вставали на якорную стоянку перед островом Гуам. Гуам был снова отвоеван американцами 21 июля 1944 года. I-58 с грузом продовольствия и боеприпасов под командованием Хасимото 29 декабря 1944 года покинула Курэ. Далее было запланировано доукомплектовать лодку торпедами с камикадзе. Впервые на борту лодки был установлен радар противовоздушной обороны. 2 января лодкой I-58 наблюдательный пост на мостике обнаружил американский самолет, и субмарина была вынуждена уйти на глубину. Затем по приказу командира лодка изменила курс, командир планировал пройти южнее Гуама и подойти к острову на линии Улити—Гуам. Со 2 января лодка все чаще вынуждена была выполнять маневр погружения, выполняя приказ: «Не проводить боевых действий прежде, чем будут израсходованы торпеды с камикадзе, поскольку численность авиации противника становится все выше». Приходилось все дольше идти под водой в течение дня, зачастую останавливаться или идти на малом ходу; офицеры– камикадзе проводили время за игрой в шахматы. «Нам следовало бы полагаться на наш радар, однако он все также оставался слишком ненадежным», – констатировал командир I-58. Время от времени Хасимото давал команду на всплытие, чтобы подзарядить аккумуляторные батареи и проветрить лодку. Наконец Хасимото нашел брешь в системе наблюдения за воздушным пространством американцев: перерыв начинался в 17 часов и длился до утра, этим командир и пользовался. Наступило 9 января. Подходил момент проведения морской операции с участием торпед-камикадзе. Что находилось перед островом Гуам? Японская разведка сообщила о наличии судов противника. По ее данным, около острова Гуам на якоре стояло «60 кораблей, 20 больших и 40 маленьких транспортов, 4 плавучих дока». Японцы даже слышали радиопереговоры между американскими кораблями, базой на острове и самолетами. 11 января, 2 часа. На небольшом удалении над I-58 замечен самолет, у подводной лодки хватило времени, только чтобы совершить маневр погружения. Хасимото сделал запись в судовом журнале: «Наш радар снова подвел нас». 11 часов. На расстоянии видимости у острова Гуам в боевой позиции идет подводная лодка. «Я осторожно поднял перископ. Заметил темную полосу, которую сперва принял за облако, однако позже понял, что это был остров. Наш штурман превосходно выполнил свою задачу, мы были в 26 морских милях от острова Гуам». Хасимото приказывает оповестить пилотов кайтов, они должны приготовиться к проведению атаки, вероятно даже к смерти. 21 час. Большое грузовое судно прошло вблизи подводной лодки. Атаковать запрещено. Ужин. За ужином офицеры I-58 произносят тосты за пилотов кайтов, за их успех. 21 час 30 минут. Офицер-радист субмарины доложил, что перехватил радиограмму противника: «Сообщение с Гуама всем американским кораблям: замечена подозрительная подводная лодка». Не идет ли речь об I-58? 21 час 43 минуты. Всплытие примерно в 11 милях западнее Апры. 21 час 45 минут. Хасимото проводит совещание и успокаивает офицеров кайтов: «Старайтесь достичь больших транспортов, однако не брезгуйте и плавучим доком, это хорошая цель. Возможно, к нему после разведрейда подошел авианосец?» В 1 час ночи пилоты торпед № 2 и № 3 заняли места в своих машинах, в 2 часа пилоты торпед № 1 и № 4 также готовы к бою. «2 часа 30 минут, – пишет Хасимото. – Я дал команду: «Внимание, на старт!» До момента пуска торпед связь с пилотами поддерживалась по телефонному кабелю, который впоследствии обрывался. Первая торпеда должна была покинуть лодку в 3 часа. Часы показывали 4.30, и торпеды должны были быть в море, чтобы взорвать цели в светлое время суток. Пилот торпеды № 1 доложил о готовности. Мы отдали последний конец, запустили двигатель, телефонная связь оборвалась, пилот потерял с нами связь. Незадолго до этого он выкрикнул: «Троекратное ура императору!» Точно таким же образом мы выпустили кайту № 2. Несмотря на юный возраст, пилот до последнего момента сохранял спокойствие и отправился к цели, не говоря ни слова. Пуск третьей торпеды своевременно не состоялся из-за того, что в двигатель попала вода. Мы выпустили кайту № 4, пилот которой также кричал: «Да здравствует император!» Последним, после устранения неисправности, стартовал с лодки камикадзе № 3, с которым мы не имели возможности попрощаться, поскольку его телефон вышел из строя. В этот момент мы услышали сильный взрыв, который, по нашему мнению, мог произойти от торпеды № 3. Лодка всплыла, чтобы осмотреться, но команда ничего не обнаружила, и мы ушли в открытое море. Первая торпеда должна была достичь острова Гуам около 4 часов 30 минут. Мы попытались установить, не произошло ли что-нибудь в порту Апра, однако появившийся вражеский самолет вынудил лодку погрузиться, хотя и не атаковал. Теперь при помощи акустического прибора мы пытались установить, произошли ли взрывы торпед. На рассвете мы поднялись на перископную глубину и искали в восточном направлении какие-либо признаки успеха, но не обнаружили ничего, кроме облака или темного дыма. Затем до 23 часов мы пробыли под водой. За ужином мы молились о душах четырех воинов, а затем привели в порядок оставленные ими вещи». В личных вещах камикадзе были найдены послания, которые они написали перед боем. Капитан-лейтенант Исикава писал: «Лишь 22 года жизни, и это уже не что иное, как сон». 16 января, на обратном пути, Хасимото передал в штаб радиограмму: «Атака 12 января проведена согласно приказу. Произведен пуск нескольких торпед. Результат неизвестен». 20 января при подходе лодки к фарватеру Бунго при плохой видимости, на плохо функционировавшем радаре I-58 отмечены несколько импульсов. Моментально был отдан приказ: «По местам стоять!» Фактически параллельным курсом шла еще одна японская подлодка I-36, которая также возвращалась в Японию после выполнения боевого задания. Ее командир также не знал, что проходит вблизи I-58. «Он и понятия не имел о нашем присутствии», – недовольно заключил Хасимото. Что же произошло с другими подводными лодками группы «Конго»? I-56 три раза пыталась подойти к берегам Адмиралтейских островов. Она вернулась в Японию, так и не выпустив ни одной торпеды9. I-47 повезло больше. Ей удалось незамеченной проникнуть в порт Голландия, где она выпустила по очереди свои 4 торпеды, кайтов она не имела. После атаки, не узнавая результатов пусков торпед, лодка вернулась обратно в Японию. I-53 достигла фарватера Коссол (острова Палау). При пуске 2 торпед лодка была повреждена. Одна торпеда застряла в торпедном аппарате, вторая взорвалась сразу после пуска. Оставшиеся 2 торпеды были выпущены удачно, но результатов атаки командир так и не узнал. Он вынужден был довольствоваться этими сомнительными успехами. I-36 участвовала во второй операции вблизи Улити, результат был не лучше. Торпеды были выпущены, результат неизвестен. I-48, которая должна была атаковать Улити 20 января, не вернулась. 23 января лодка столкнулась с американскими эсминцами и была потоплена в бою10. Итог: группа «Конго» выпустила 14 торпед, потоплен один крупный танкер на рейде перед островом Гуам. Потеряна одна подлодка. Для такой операции, в которой принимали участие 6 больших, в том числе 2, вооруженные кайтами, подводных лодок, баланс потерь и успехов никак не может быть положительным. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|