• Глава 1
  • Глава 2
  • Глава 3
  • Глава 4
  • Глава 5
  • Глава 7
  • Глава 8
  • Глава 9
  • Глава 10
  • Глава 11
  • Глава 12
  • Глава 13
  • Глава 14
  • Глава 15
  • Глава 16
  • Глава 17
  • Глава 18
  • Глава 19
  • Глава 20
  • Глава 21
  • Глава 22
  • Глава 23
  • Глава 24
  • Примечания

    Глава 1

    Дёниц Карл. «10 лет и 20 дней».

    2 Карл Дёниц был приговорен Международным трибуналом в Нюрнберге за «преступления против мира» и «преступления против правил ведения войны» к 10 годам тюрьмы. Пункт обвинения «заговор против мира», по мнению суда, не мог быть доказан.

    Автор этих строк неоднократно лично встречался с гросс-адмиралом Дёницем. После преодоления понятного между бывшими противниками смущения мы быстро нашли точки соприкосновения в беседе о морском флоте, о подводных лодках, исключая какую бы то ни было политику: «Эти 10 лет дали мне возможность все хорошо обдумать и проанализировать. Раньше я едва нашел бы для этого время», – говорил нам Дёниц.

    С Карлом Дёницем можно было говорить только о его подводных лодках, о его экипажах, о его офицерах. Эти моряки, большинство которых уже давно в отставке, позже были опрошены нами, они говорили о чувстве глубокого уважения и восхищения, которое они сохранили к своему шефу. Они называли, и до сих пор называют, его Папа Дёниц или Лев…

    Генерал Вейганд сообщил нам свое мнение о Карле Дёнице: «Он был, прежде всего, офицером и, как я считаю, человеком чести».

    3 Технические данные этих подводных лодок см. на с. 13.

    4 Годт работал вместе с Дёницем с 1938 г. сначала в качестве заместителя начальника штаба, затем начальником оперативного отдела. Он закончил свою карьеру контр-адмиралом в 1945 г.

    5 Характеристики немецких подводных лодок см. на с. 13.

    6 Сварной прочный корпус этих подводных лодок мог выдерживать высокое давление воды. Подводные лодки, рассчитанные на глубину погружения 100 метров с коэффициентом безопасности 2,5, оставались, по крайней мере, в течение первых месяцев войны вне зоны досягаемости английских глубинных бомб, которые устанавливались на глубину не более чем 100 метров.

    С сентября 1941 г. британские корабли сопровождения начали использовать серии из 10—14 глубинных бомб, которые устанавливались на различные глубины до 185 метров.

    7 Речь шла не о том, чтобы учиться плавать, а о практике обращения с веслами на занятиях по гребле.

    8 В течение 1941 г. было введено в строй 4 подводные лодки типа Ammiraglio Cagni, Ammiraglio Millo, Ammiraglio Caracciolo, Saint Bon. Их водоизмещение в надводном положении составляло 1708 тонн, вооружение состояло из 14 торпедных аппаратов калибра 450 мм (все остальные итальянские подводные лодки снаряжались торпедами калибра 533 мм), 2 орудий калибра 100 мм и 4 крупнокалиберных пулеметов калибра 13,27 мм. В 1943 г. на воду было спущено еще две лодки, однако они не долго находились в строю, так как боевые действия для итальянцев вскоре закончились.

    Romolo и Remo (2200 тонн) предназначались для перевозки грузов.

    В 1943 г. немцы наконец передали итальянцам подводные лодки УПс серии как компенсацию за итальянские лодки, использовавшиеся для транспортировки стратегического сырья с Дальнего Востока. Они получили обозначение S-9.

    Глава 2

    Дёниц Карл. «10 лет и 20 дней».

    2 Royal Sceptre поднял британский флаг после того, как подводная лодка произвела свои выстрелы перед его носом. Вероятно, лодка затем продолжила огонь. Английский капитан, вероятно, решил, что корабль атакован, поэтому передача по радио информации о присутствии подводной лодки была в порядке вещей. В таких случаях все зависит от впечатления, которое человек получает в конкретной ситуации.

    3 Немцы имели на вооружении два вида магнитных мин. Мину ТМБ, которая содержала от 400 до 500 килограммов взрывчатого вещества и могла использоваться на глубине до 25—30 метров. А с января 1940 г. и мину ТМЦ, предназначенную для использования на глубине до 35 метров, с 1000 килограммов взрывчатого вещества. Взведение мин осуществлялось магнитным полем корабля, проходящего над ней.

    4 Был разработан метод, при котором корабль размагничивался в доке созданием электромагнитного поля.

    5 Мы спросили гросс-адмирала Дёница об этом событии и не утаили от него наше сомнение в следующих моментах:

    а) было ли обычным то, что командующий подводными силами принимал возвращающиеся подлодки так, как это было с U-30? Не знал ли он, что Лемп потопил Athenia?

    б) удивительно, что страница журнала боевых действий должна была быть уничтожена. Это противоречит всем правилам и канонам.

    Гросс-адмирал Дёниц 28 ноября 1966 г. писал мне:

    «Я охотно отвечу на Ваши вопросы. Насколько это было возможно для меня, я встречал каждую возвращающуюся в порт приписки лодку лично. Точно так же я встречал U-30 и капитан-лейтенанта Лемпа, и в этом не было ничего исключительного, а лишь обычная рутинная работа. Когда я их встречал, ни я, ни морской штаб не знали о том, что Лемп потопил Athenia, так как об этом происшествии не было ни одной радиограммы командира.

    Лемп по прибытии сообщил мне также, что он должен был доложить мне лично, и уведомил меня о своих ошибках, которые, как он сам к тому моменту, считал таковыми. Однако Athenia шел с потушенными огнями и необычным маршрутом по зигзагообразной траектории.

    Я сразу передал военно-морскому руководству в Берлине сообщение командира и затем получил приказ: «По поводу политических последствий в Берлине ведутся переговоры. Служебное расследование проводить не стоит, так как Лемп действовал из лучших побуждений. Все обстоятельства происшествия хранить в тайне!»

    Чтобы гарантировать сохранение тайны, я приказал не отмечать торпедирование Athenia в журнале боевых действий U-30. Восемь копий этих журналов боевых действий передавались в другие штабы и в учебные флотилии.

    Приказ военно-морского руководства «сохранить в тайне обстоятельства происшествия» вынудил меня так поступить с журналом боевых действий. Пока будет иметься понятие военной тайны, а оно совершенно точно применяется во всех государствах, она будет заключаться в том, что секреты военного характера доводятся не до каждого.

    Была ли каким-либо способом страница журнала боевых действий U-30 вырвана или удалена из журнала, я сейчас не знаю, и это было мне неизвестно тогда».

    6 Капитан Роскилл думает по этому поводу следующее: «Цинизм немцев стал очевидным уже в самом начале войны». И Роскилл отсюда делает заключение: «Само собой разумеется, что эффективные способы ведения войны никогда не оставались неиспользованными только из-за того, что международные предписания запрещали их… Адмиралы Редер и Дёниц, так же как и Главный немецкий военно-морской штаб, хотели вести войну, не стесненную ничем, и начали ее, как только удалось убедить политическое руководство принять возможные последствия».

    А гросс-адмирал Дёниц пишет:

    «Нужно отметить, что немецкое руководство ВМС с самого начала строго придерживалось международно-правовых норм Лондонского протокола, и лишь после последовательного нарушения противником соответствующих положений этого документа происходил отход от этих принципов с нашей стороны, и в этой ситуации он не мог не происходить.

    Всеми этими изменениями и изданием соответствующих директив для ведения войны подводными лодками против торгового флота, из-за их большого внешнеполитического значения, ведало руководство ВМС во взаимодействии с министерством иностранных дел и государственным руководством. Они происходили политически очень умеренным способом, по сравнению с соответствующими английскими и американскими распоряжениями по ведению войны их собственным подводным флотом. Например, в начале апреля 1940 года Черчилль распорядился о том, чтобы британские подводные лодки в Скагерраке атаковали днем все германские корабли, а ночью все корабли без предупреждения. Этот приказ в гораздо большей степени выходил за рамки приказов германского руководства, так как торговые корабли нейтральных стран с полностью включенными навигационными огнями, идущие в этом районе ночью, теперь также топились английскими подводными лодками».

    Приказ Черчилля, без сомнения, относился к тем подводным лодкам, которые были предназначены для борьбы с кораблями, перевозившими немецкие войска и технику для частей в Норвегии. Что касается американцев, то не ограниченная ничем подводная война началась задолго до того, как они вступили в войну.

    7 Глубинные бомбы на немецком военном морском флоте назывались сокращенно Wabo.

    8 Гидролокатор, устанавливаемый ниже ватерлинии, и вращающийся во всех направлениях кварцевый проектор, излучающий ультравысокочастотные сигналы. Если эти сигналы наталкиваются на препятствие, они возвращаются обратно эхо-сигналом, который перехватывается кварцем и усиливается. Направление проектора дает в итоге положение цели. Время между выходом сигнала и поступлением эхо-сигнала показывает удаление до цели. Позднее усовершенствованный аппарат выдавал также направление движения, скорость и глубину, на которой находилась подводная лодка.

    Глава 3

    1 Это значит, что в данном населенном пункте жил и работал столяром немец, уже долгое время являвшийся гражданином Великобритании. Он якобы передавал немецкой разведке ценные сведения о Скапа-Флоу и даже подавал сигналы при подходе Прина к рейду. Дёниц, отвечая на вопрос, пояснил, что этот слух является чистым вымыслом и полностью необоснован.

    2 Электрические торпеды: скорость 30 узлов, дальность действия 5000 метров. Электрическая торпеда G-7e шла очень тихо и обладала большим достоинством – она не оставляла после себя следа.

    3 13 октября несколько кораблей покинули рейд, что, по словам Дёница, это было связано с полетами немецких разведывательных самолетов. В действительности адмирал Форбс после выхода германских линкоров Gneisenau и Koln послал вечером 7 октября Hood, Repulse, Aurora и Sheffield, а позднее еще и Nelson, Rodney, Furious, Newcastle и Royal Oak в направлении Скагеррака. Royal Oak вернулся назад 12 октября.

    4 Авианосец Pegasus. Немцы утверждали, что речь шла о линкоре Repulse, а британцы говорили, что Repulse был в море.

    5 Royal Oak.

    6 Позже англичане привезли итальянских военнопленных в Ламб-Хольм. Они построили между островами, побережьем и рейдом состоящее из нескольких частей заграждение, Барьер Черчилля, через который сегодня проходит судоходство.

    Глава 4

    1 Двухмоторный самолет, скорость 135 узлов, боевой радиус 500 морских миль, 2 50-кг бомбы, 2 пулемета калибра 7,7 мм.

    2 В 1938 г. немцы ввезли 22 миллиона тонн железной руды, половина которой поступала из Франции.

    3 Немецкая тактика подводных лодок системы Wolfsrudel рассматривала каждую обнаруженную подводную лодку прежде всего как «друга», в противоположность британской тактике. Каждая из этих методик имела свои преимущества и свои недостатки.

    4 Сегодня можно с уверенностью утверждать, что немецкая разведка обладала ключом к шифру английских подводных лодок. «Превосходство разведки противника, – пишет Роскилл, – состоит в ее успешных действиях против наших подводных лодок, которые погибли в этот период, так как их позиции, как мы сегодня знаем, были известны немцам, что давало большое преимущество противнику. Сначала считалось, что их регулярная разведка наших основных баз и их искусная радиоразведка являются самыми важными причинами их успехов. Первая причина становится ясна, если принимать во внимание нашу отсталость в разработке современных типов самолетов. Вторая причина могла бы еще долго оказывать свое влияние, она, вероятно, состояла в том, что мы безраздельно доверяли своим шифровальным ключам. По-видимому, до середины 1940 г. мы не знали, что немцы могли расшифровывать наш код. В августе этого года код был сменен, и стоит привести комментарии немцев по этому поводу: Дёниц считал, что изменение кодов и шифров британским адмиралтейством нанесло большой ущерб немцам. Информация о передвижениях британских кораблей неоднократно позволяла немцам избежать неожиданных столкновений с превосходящим противником и по этой причине играла важную роль в германском оперативном планировании».

    5 Это подозрение было понятным в то время, однако, как сегодня известно, оно было необоснованным. Согласно описанию C.E.T. Уоррена и Джеймса Бенсона в Will not we fear, гидролокатор был разбит молотом на куски.

    6 Achille и Pasteur были затоплены, когда немцы захватывали бретонский порт. Sfax была торпедирована позже у африканского побережья. Только Casabianca продолжила свой славный путь.

    7 Битва за Норвегию закончилась 7 июля 1940 г. повторной погрузкой на суда французских подразделений под командованием генерала Бетоуарта, хотя эти войска успешно действовали в районе Нарвика. Однако генерал выполнил полученный приказ, и таким образом с 26 мая положение на французском фронте ухудшилось.

    8 Дистанционные взрыватели торпеды были снабжены устройством, которое замыкало боевую цепь взрывателя при попадании в электромагнитное поле корабля-цели. Торпеды, которые были оснащены этими взрывателями, подрывались не от удара о борт, а проходили под судном, взрываясь под ним, и тем самым поражали намного менее защищенное дно корабля. По большей части происходил перелом киля. Таким образом, повреждения наносились на жизненно важных участках конструкции, и применение этих торпед было особенно эффективно против кораблей с малой осадкой.

    9 В отличие от англичан и особенно французов немцы не боялись нарушать радиомолчание. Командование подводных лодок и находящиеся в море части регулярно вели кодированный радиообмен. Даже назывались фамилии командиров…

    Эти сведения перехватывались английскими кораблями и раскрывали, даже если они и не были расшифрованы, местоположение лодок, что позволяло топить их. Эта система имела как преимущества, так и недостатки.

    10 В зоне О и еще далее на север предусматривалось использование 3 торпед с взрывателем контактного действия (тип A) и одной с магнитным взрывателем неконтактного действия (тип MZ).

    По большим кораблям применяют только торпеды типа A.

    По эсминцу применялись две торпеды, одна типа A с установкой гидростатического взрывателя на 3 метра, вторая типа MZ с установкой взрывателя на глубину 4 метра, по возможности с временным интервалом в 8 секунд.

    11 Дёниц пишет об этом в книге «10 лет и 20 дней»: «U-94 сообщала радиограммой 30 января 1942 года из Атлантики, что она при проверке торпеды, запрещенной, кстати, для проведения на борту, зафиксировала заметное избыточное давление в ее гидростатическом приборе. На основании этого доклада инспектор по торпедному вооружению дал указание провести проверку всех готовых к отправке на фронт торпед на предмет выявления неисправности. Результатом проверки стало выявление значительного процента негерметичных корпусов гидростатических приборов. Гидростатические приборы плохо держали давление в системе рулевого управления аппарата. Для того чтобы гидростатический прибор выполнил свою задачу, он должен был быть полностью герметичен, так как он должен был задавать нулевую точку для отсчета скорости и глубины хода торпеды, основанных на измерении разницы давлений напора воды. Положение этой нулевой точки было нормальным атмосферным давлением воздуха в гидростатическом приборе. Если избыточное давление проникало в гидростатический прибор, то глубина для нулевой точки увеличивалась соответственно избыточному давлению. Таким образом, и торпеда также должна была идти глубже положенного, что невозможно было проконтролировать. Теперь избыточное давление возникало у идущей под водой подводной лодки во внутренней части лодки принудительно. Оно – следствие частого сброса сжатого воздуха во внутренние помещения лодки… Поэтому при длительном нахождении в подводном положении избыточное давление на лодке может быть довольно значительно. Этим, наряду с описанной непригодностью магнитных взрывателей в зоне О и дефектами контактных взрывателей, можно также дать последнее объяснение таким неожиданно частым отказам торпед во время их применения в Норвегии…

    Начиная с декабря 1942 года фронт начал получать первые экземпляры новых дистанционных взрывателей, которые были одновременно эффективны и как ударные взрыватели… В сентябре 1943 года на фронте начали поставляться акустические торпеды, которые могли самостоятельно наводиться на шум винтов кораблей».

    Однако технически чрезвычайно тонко сконструированная торпеда имела недостаток, она попадала в корму корабля противника. Повреждения, которые она наносила, были менее опасны, чем повреждения бортов корабля. Англичане нашли простое, но остроумное решение для обороны от акустических торпед. Их корабли на большом удалении за собой тащили специальный аппарат, который подражал шумам винтов корабля.

    Глава 5

    1 Подводными лодками было потоплено:

    Март 1940 г. (23 судна) тоннаж 62 781 брт.

    Апрель 1940 г. (7 судов) тоннаж 32 467 брт.

    Май 1940 г. (13 судов) тоннаж 55 580 брт.

    2 Дёниц Карл. «10 лет и 20 дней».

    3 Там же.

    4 Там же.

    5 Потопленный подводными лодками в 1940 г. тоннаж и водоизмещение подводных лодок, потопленных кораблями союзников и подорвавшихся на минах (по книге капитана К.В. Роскилла The war at sea):


    Дёниц Карл. «10 лет и 20 дней».

    7 Там же.

    8 Эти эсминцы были поставлены в сентябре 1940 г.

    9 Кречмер еще ранее у берегов Ирландии потопил танкер Conch (тоннаж 8400 брт) и вспомогательный крейсер Forfar (тоннаж 16 400 брт), всего в ходе своего шестого боевого похода потоплено кораблей общим водоизмещением 35 000 тонн.

    10 Дёниц Карл. «10 лет и 20 дней».

    11 Там же.

    12 Остается все еще открытым вопрос: атаковал ли Greer первым, или это подводная лодка начала бой пуском своей торпеды.

    13 Hood принимал участие еще в Первой мировой войне. Он располагал сильной артиллерией и высокой скоростью, однако был слабо бронирован.

    14 Дёниц Карл. «10 лет и 20 дней».

    15 Там же.

    16 Капитан-лейтенант Хесслер был зятем командующего подводными силами, который сообщает, что представил своего зятя к награждению Рыцарским крестом лишь по настоянию гросс-адмирала Редера, хотя Хесслер гораздо раньше был достоин этой награды.

    17 Потери в торговом флоте союзников, который был потоплен подводными лодками в 1941 г., и потери в подводных лодках немцев за тот же период:

    Глава 7

    1 Эскадра «H» включала авианосец Ark Royal, ударный крейсер Hood, линкоры Valiant и Resolution, крейсер Arethusa и 5 эсминцев. К частям флота в Александрии относились авианосец Glorious, линкоры Warspite и Barham, крейсера Sussex, Shropshire, Devonshire и Galatea, крейсер ПВО Conventry и с мая 1940 г. еще линкоры Royal Sovereign, Malaya и Ramillies, крейсеры Orion, Neptune, Gloucester, Liverpool и Sidney и авианосец Eagle.

    2 Война в России вынудила немцев перебросить часть 10-го авиакорпуса из этого района. С тех пор воздушные налеты значительно потеряли в интенсивности.

    3 Авианосцы Illustrious и Formidable находились в ремонте на верфях США.

    4 Утверждение Роскилла неверно. Материалы германских аэрофотосъемок обеспечили успех этого предприятия, что находит подтверждение в германских архивах того времени.

    5 Дёниц Карл. «10 лет и 20 дней».

    6 Там же.

    Глава 8

    1 С 20 мая 1942 г. японцы к номерам своих подводных лодок добавили цифру 100: например I-168, I-153 вместо I-68 и I-53. В 1944 г. было построено два новых типа лодок I-52 и I-54.

    2 «Вторник, 7 апреля 1945 года. В вечерних сумерках я видел солдат, построенных в шеренги на пляже. Унтер-офицер, на бедре которого висела дубинка, проводил занятия по моральной подготовке. Иногда он говорил тихо, затем, однако, он начинал кричать. Он вызывал солдат к себе по одному и со всей силы бил их по спине. Если человек не двигался, то он продолжал бить дальше. Матрос вытягивал обе руки наверх, как будто бы он был захвачен при нападении, расставлял в стороны ноги и поворачивался спиной к унтер-офицеру. И дубинка производила странный, глухой звук при ударах. Я находил это пошлым, но в казарме среди людей я повсюду встречал лишь низкий образ мыслей. И скоро эти матросы станут моими товарищами».

    Кёси Такэда – студент факультета японской литературы, курсант подводной школы обороны Курихамы в январе в 1944 г. Погиб в апреле 1945 г. в возрасте 25 лет у острова Сайху (Корея).

    3 Книга Мотицуры Хасимото вышла на французском языке под названием: «Les Sous-Marins du Soleil-Levant 1941—1945»[32].

    4 Идея о создании подводных лодок-малюток восходит к 1936 г. С тех пор японцы при соблюдении строжайших мер конспирации спроектировали несколько моделей. Построенные по последним планам лодки имели экипаж из 2 человек; они приводились в движение электродвигателями и аккумуляторными батареями. Главный японский военно-морской штаб долго оценивал шансы на успех этих маленьких лодок, и некоторые офицеры сомневались в их пригодности. Были ли они способны проникнуть в порт противника, пустить свои торпеды и снова вернуться? Начальник Главного морского штаба настаивал на том, чтобы были предусмотрены меры по спасению экипажа после выполнения атаки.

    5 Действительно ли японцы напали на Пёрл-Харбор до объявления войны? Нет сомнений в том, что они были двуличны. Американцы, хотя и сосредоточили свой флот в Пёрл-Харборе, были далеко от планирования подобного начала боевых действий. Генерал Тоэ, преемник миролюбивого принца Конодзё, хотел войны. Его подразделения напали на Индокитай, и американцы могли это оставить просто так. Адмирал Кисисабуро Ногума, японский посол в Соединенных Штатах, пытался предотвратить развитие ситуации по худшему сценарию путем переговоров.

    Государственный секретарь Кордейл Халл 26 ноября передал японцам ноту протеста резкого содержания. Китай и Индокитай должны были быть немедленно освобождены от японских войск. Токио ответил своему послу в Вашингтоне закодированной телеграммой. Дипломат принял ее в ночь с 6 на 7 декабря и должен был передать ее американцам в воскресенье, 7-го числа. Отметим – в воскресенье, когда американская администрация работает лишь частично. Однако по японскому календарю это было 8 декабря, вследствие чего объясняется тот факт, что американские историки считают началом японской агрессии 7 декабря, а для японцев это было 8-е число. «Японское правительство сожалеет, что вынуждено сообщить американскому правительству о том, что оно, принимая во внимание (американскую) позицию, считает для себя невозможным продолжать дальнейшие переговоры… » – говорилось в японской ноте.

    Можно с уверенностью утверждать, что американская разведка расшифровала это сообщение, так как ей был известен японский код. Американцы, как можно себе это представить, читали текст в самом глубоком замешательстве. Они также узнали, что Номура и коллега Курусу должны были уничтожить все ключи к шифрам, шифровальные машины и все секретные документы. Это была война…

    В этот момент японский флот уже находился у Гавайев. Атака должна была произойти ровно через 20 минут после вручения ноты, в 13.20 по вашингтонскому времени.

    Американские штабы оставили себе время. Генерал Маршалл был первым, кто вспомнил о разнице в часовых поясах. Часы показывали 11.30. По его распоряжению сразу было послано срочное сообщение на Оаху, самый большой остров Гавайского архипелага со столицей Гонолулу и военным портом Пёрл-Харбор. Из-за медленной передачи это послание попало в руки адресату лишь в 8.15, через четверть часа после начала нападения. Лишь в 14.20 по вашингтонскому времени Номура и Курусу были приняты государственным секретарем Халлом. В это время в Пёрл-Харборе морские экипажи и сухопутные войска уже насчитывали 3303 убитых и 1272 раненых.

    6 Атакой командовал капитан 1-го ранга Фусида, командир первого эшелона, состоявшего из 49 бомбардировщиков, 40 торпедоносцев, 51 истребителя-бомбардировщика и 43 истребителей. Из-за путаницы при пуске сигнальных ракет, которые служили в качестве тактических сигналов управления, в ходе атаки царила большая неразбериха. Капитан 3-го ранга Симадзаки был командиром второго эшелона из 71 самолета, которые взлетели в 8.40.

    7 По книге Вальтера Лорда «Пёрл-Харбор».

    8 Японские сандалии из древесины или пробки.

    9 На японских подводных лодках часто присутствовал представитель Главного военно-морского штаба, который был придан командиру. Накаока стал позднее командиром крейсера Atago. Он был смертельно ранен в бою в Рабане. «Я не ранен, но меня едва ли можно спасти. Не стоит тратить на меня время. Лучше, если вы позаботитесь о других людях», – сказал он своему врачу. Он начал петь любимую песню и умер.

    10 Это была русская подводная лодка Л-15 (капитан-лейтенант Гусаров), следовавшая из Владивостока в Мурманск.

    Глава 9

    1 Американские военные корабли еще до схода со стапелей получают номер, которому часто предшествует обозначение класса, например SS – подводная лодка. На рубке подводной лодки Perch белой краской был нанесен номер SS-176.

    2 История американских подводных лодок была описана лишь спустя много лет после окончания войны. Основной труд на эту тему, книга Теодора Роско U.S. Submarines operations in World war II, появился в декабре 1949 г.

    3 Sealion была снова поднята японцами и сдана на слом.

    4 Диктор радио Токио.

    5 По упомянутой книге Теодора Роско.

    6 Японцы никогда не упоминали, что один из их крейсеров был торпедирован у острова Рождества. Позднее даже утверждалось, что речь всегда шла о том же самом крейсере.

    7 Л. Бич Эдвард. Submarines, corsaires du Pacifique, 1942—1945.

    8 Американские подводные лодки часто брали в плен японских рыбаков. Их родственники постоянно находились в большом страхе. Пленные доставлялись на Мидуэй или в Пёрл-Харбор и допрашивались о маршрутах конвоев и военных кораблей Страны восходящего солнца, а также о настроении и условиях жизни японского народа. Японцы со своей стороны если брали пленных, то проводили долгие допросы, продолжавшиеся несколько дней. Если с американскими пленными на военных кораблях обращались гуманно, то на суше была совсем другая ситуация.

    9 Стоимость одной торпеды Мк-XIV составляла 10 000 долларов за штуку, что было очень дорого. По причинам экономии они не использовались при учебных пусках. Перед войной боеголовка и ее взрыватель ни разу не были опробованы.

    10 Потопленный в Веваке эсминец назывался Hakaze (водоизмещение 1345 брт) и был построен в 1920 г. Японцы подняли обломки, и эсминец снова находился в акватории Новой Гвинеи несколько месяцев спустя.

    11 Tang вышла в свой пятый и последний боевой поход 22 сентября 1944 г. В ночь на 24 октября О'Кэйн двумя торпедами из надводного положения атаковал японский транспорт. Сразу после выхода из торпедного аппарата вторая торпеда описала круг по левому борту и попала, несмотря на выполнение контрманевров, в корму лодки Tang. 9 офицеров и матросов покинули борт, когда лодка тонула. Только 3 из них смогли спастись на следующий день, пробыв 8 часов в воде. Позже был найден еще один выживший офицер. Поврежденная лодка опустилась на дно на глубину 60 метров. Часть экипажа собралась в носовом отсеке и уничтожила секретные документы и код. Над ней один из эсминцев противника вел бомбардировку глубинными бомбами. Из 13 человек, пытавшихся спастись через воздушный шлюз, лишь пятеро попали на поверхность. Эти 9 американцев были арестованы и направлены в лагерь для военнопленных. Tang потопила 31 судно водоизмещением 237 800 брт. Ее командир Ричард Х. О'Кэйн получил Почетную медаль конгресса, высшую воинскую награду США.

    Глава 10

    1 Hiryu была потоплена в тот же самый день в 15.30 в ходе атаки 24 самолетов с авианосца Enterprise под руководством капитана В.Э. Гэллахэра.

    2 Хасимото: «Les sous-marins du Soleil levant». I-168 была обнаружена 3 сентября 1943 г. радиолокатором эсминца Ellet (капитан 3-го ранга T.C. Пфайфер), когда шла в надводном положении вблизи Эспириту-Санто, и была потоплена.

    Глава 11

    1. Ховард Г. Гилмор был первым американским командиром подводной лодки, который был награжден Почетной медалью конгресса США.

    2. Ниша в жилом помещении японского дома. Японский жилой дом в остальном был довольно прост, украшения отсутствовали. Изысканное и хорошо просматриваемое место было выделено для установки какэмоно (рисунок на свитке шелка или бумаги).

    3. Адмирал Эдвард Л. Бич, находившийся тогда на Trigger, более точно описывает в своей книге «Субмарины» потерю Grunion: «Через несколько лет я прочитал доклад одного из японских командиров подводной лодки, который затем стал капитаном торгового судна Йокогамы, ходившего под американским флагом. Он выполнил на I-25 три рейса из Японии в Калифорнию. На обратном пути во время одного из этих походов лодка торпедировала шедшую в надводном положении подводную лодку в районе Алеутских островов. Он указывал в качестве даты 30 июля 1942 г., день, когда Grunion послал свою последнюю радиограмму». Здесь имеет место ошибка. Сегодня мы знаем, что речь шла о русской подводной лодке Л-16, которая была потоплена 13 октября 1942 г. лодкой I-25.

    Глава 12

    Дёниц Карл. «10 лет и 20 дней».

    2 Там же.

    3 Капитан-лейтенант Зигфрид Ролльман (не путать с капитаном 3-го ранга Вильгельмом Ролльманом), командовавший по очереди лодками U-34 и U-848, в этом боевом походе потопил сначала 2 транспорта водоизмещением 18 117 брт и английский эсминец Belmont.

    4 Дёниц Карл. «10 лет и 20 дней».

    5 Радар (Radio Detection and Ranging) – это американское слово, вошедшее в общее употребление. Англичане сначала называли устройство РДФ (Radio Direction Finding).

    6 Они назывались Silberlinge. Инженеры-строители немецких ВМС носили серебряные знаки отличия.

    7 Один из серии сконструированных командиром группы Лэем мощных прожекторов. Вместе с радиолокатором это устройство стало причиной больших потерь среди подводных лодок. Ночью лодка в последний момент освещалась и забрасывалась бомбами.

    8 Дёниц Карл. «10 лет и 20 дней».

    9 Там же.

    10 Испытания этой лодки выполнялись с такими большими задержками, что лодка Вальтера так никогда и не была построена.

    11 Служба радиоразведки германских ВМС (служба прослушивания и расшифровки) подчинялась морскому флоту и особо ценилась Дёницем. Ее нельзя путать с немецкой контрразведкой (SA), о которой Дёниц говорил следующее: «Немецкий разведывательный и контрразведывательный аппарат под руководством адмирала Канариса отказал… полностью, так как за всю войну он ни разу не представил руководству подводными силами Германии ценную в практическом отношении информацию о противнике» (Дёниц Карл. «10 лет и 20 дней»). Без сомнения, в этой оценке просматривается определенная враждебность к адмиралу Канарису, которого Дёниц до глубины души презирал, поскольку тот считал его предателем.

    12 «1. Какие-либо попытки спасения команд потопивших кораблей… подъем опрокинутых спасательных шлюпок, раздача продуктов питания и воды не должны более предприниматься, спасение противоречит элементарным требованиям военного руководства по уничтожению кораблей и экипажей противника. 2. Нужно быть жесткими, думая о том, что противник при бомбардировке наших немецких городов не особо заботится о женщинах и детях».

    13 Конвои в Атлантике:

    Глава 13

    1 Сталин не был чужд проблем морского флота и не забыл высадки союзников во время Первой мировой войны в Мурманске и Архангельске. Он приказал построить сеть каналов, по которым корабли небольшого тоннажа могли переходить из одного моря в другое, – канал, соединение Каспийского моря Волгой и морским каналом с Ладожским озером. Соединение Беломоро-Балтийского канала с Белым морем частью Ладожского и Онежского озер с 19 шлюзами, которые уже 28 июня 1941 г. были атакованы люфтваффе. Этот канал, получивший имя Сталина, в 1933 г. мог пропускать небольшие эсминцы и подводные лодки.

    2 Русские отказались от противолодочного сопровождения конвоев, которое им предлагали США; тогда СССР не находился в состоянии войны с Японией. Оба государства 13 апреля 1941 г. заключили пакт о нейтралитете, который был расторгнут лишь 4 апреля 1945 г.

    Глава 14

    1 Конвои Исландия – Северная Россия с декабря 1941 г. по декабрь 1942 г. обозначались PQ, а конвои, идущие в обратном направлении, назывались QP.

    С декабря 1942 г. обозначения поменяли; конвои из Исландии в Северную Россию именовались JW (начинались с номера 51), в обратном направлении – конвои RA (начинались с номера 52).

    2 U-457 потопила американский корабль Christopher Newport (7176 брт), U-224 потопила американский William Hooper (7177 брт).

    3 U-703 в 8.27 потопила транспорт Empire Byron (6645 брт), U– 88 – в 10.15 американский Carlton (5127 брт), U-456 – в 14.31 американский Honomu (6977 брт).

    4 Советы долгое время считали, что Tirpitz был поврежден, по крайней мере, одной из торпед, выпущенных лодкой K-21; подводная лодка за эту акцию была награждена орденом Красного Знамени. Проверка бортовых журналов, объяснений командира Топпа и офицеров Tirpitz убедительно свидетельствуют: Tirpitz не был поражен. И Советы согласились с этим («Боевой флот» М., 1965).

    5 «Чрезвычайной срочности – соединение крейсеров должно идти максимальным ходом в западном направлении».

    «Срочно – в связи с угрозой для надводных кораблей, конвой должен рассредоточиться и направиться в русские порты».

    «Чрезвычайной срочности – подтверждаю мое сообщение от 4-го, 9.23. – Конвою рассредоточиться».

    6 Польские подводные лодки достигли больших успехов в борьбе с немецкими кораблями. Sbik, Wilk, Rys, Orsel, Semp принимали участие в обороне Данцига от немецкого флота, в частности, против линкора Schleswig-Holstein; Semp и Rys в 1939 г. ушли в Стокгольм, где они были интернированы до 1945 г. Wilk удалось уйти в британский порт, Orsel спаслась в нейтральном порту Таллина (Ревель); заболевший командир был перевезен в госпиталь. Несмотря на совместные ходатайства русских и немецких дипломатов, которым удалось заставить эстонцев интернировать подлодку, капитан-лейтенант Грудзинский, принявший командование Orsel на себя, в ночь на 17 сентября решился на побег без навигационной карты, лишь с 6 торпедами. Orsel пробилась, с большим трудом преодолела проливы и 14 октября пришла в Розайт. Дальнейший путь подлодки Orsel был полон славы до тех пор, пока в конце мая она не погибла в Скагерраке[33].

    Глава 15

    1 Кроме подводных лодок, Советы в Черном море имели линкор, 6 крейсеров, 2 лодки сопровождения, 34 торпедных катера, 15 минных заградителей и большое количество вспомогательных судов. Большие подводные лодки использовались ими крайне редко.

    2 В конце 1945 г. в Европе находилось более 95 советских подводных лодок, лишь 60 процентов из них находились в состоянии боеготовности. Это было все, что осталось от 218 лодок, которые начали войну. Советы в ходе 900 рейдов провели 606 атак, из которых 18 процентов были успешны, и потеряли 92 лодки. Они установили 1700 мин, потопили 108 достоверно зафиксированных судов общим водоизмещением 254 525 брт и 29 небольших военных кораблей (минные заградители, патрульные катера, буксиры и т. д.). Из 78 подводных лодок (4 бригады), находившихся на Дальнем Востоке, 14 было послано в Европу: 6 – морским путем, 8 – по железной дороге. База в Тихом океане служила в качестве центра снабжения личным составом и материальными средствами. Во время войны советский флот выделил для борьбы на суше более 400 000 морских пехотинцев.

    3 В начале 1943 г. адмирал Фрике сменил на посту адмирала Шустера.

    4 Эта подводная лодка водоизмещением 650/900 тонн была построена в 1930 г. в Фиуме, она обладала способностью развивать скорость 19 узлов в надводном положении и 9 узлов – в подводном. В 1940 г. в Галаце были спущены на воду две другие румынские подводные лодки того же типа, Requinul и Marsuinul, однако они стояли в Киле и были введены в эксплуатацию только в апреле 1941 г.[34] 5 Подводная лодка типа Caproni водоизмещением 36/45 тонн с вооружением: два торпедных аппарата 450 мм. Скорость: 7,5 узла в надводном положении, 7 узлов в подводном положении. Экипаж: 4 человека.

    Глава 16

    1 Подводные лодки были переданы в период с апреля по сентябрь 1943 г. и получили обозначения с S-1 до S-9. Они еще находились в стадии испытаний, когда 3 сентября между Италией и союзниками было заключено перемирие. Ни одна из этих подводных лодок не принимала участия в боевых операциях на стороне Италии.

    2 Доклад от июля 1943 г.

    3 Позднее это была R0-501.

    4 U-511 под командованием Штайнхоффа 27 августа 1942 г. между Гаити и Ямайкой потопила Rotterdam (8968 брт) и в тот же день повредила Esso Aruba. 9 января 1943 г. (командир Шнивинд) она потопила в Северной Атлантике William Wilberforce (5000 брт).

    5 По информации американской разведки, один из их самолетов расстрелял машину, в которой находился адмирал Ямамото.

    6 В январе 1944 г. Гитлер одобрил план постройки 30 лодок XX серии – большие транспортные подводные лодки водоизмещением 2800 тонн, скорость 15/6 узлов. Они должны были идти в Японию и доставить оттуда 450 тонн каучука (за прочным корпусом), 190 тонн олова (под палубой) и 110 тонн различных товаров внутри подводной лодки. Ни одна из этих подводных лодок так и не была построена.

    7 Две дюжины глубинных бомб, которые взрывались одновременно на различных глубинах в одном «квадрате воды», обладавшие по этой причине мощным поражающим действием. Они выстреливались бомбометами.

    8 «Услышал подлодку и потопил». Только после войны американцы узнали, что они потопили в Атлантике японскую подводную лодку.

    9 Чандра Бозе, родившийся в 1883 г. в Тау-Срипар (Бенгалия), милитаристский националистический политик. С 1929 по 1931 г. был председателем Конгресса всеиндийских профсоюзов, а в 1939 г. председателем Индийского национального конгресса. Немцы и японцы использовали его патриотические стремления для создания свободного индийского правительства в Сингапуре в октябре 1943 г. Он также создал Национальную индийскую армию. Чандра Бозе погиб в авиакатастрофе 18 августа 1945 г. на Формозе.

    10 С января по июнь 1944 г. в Индийском океане японскими и немецкими подводными лодками было потоплено 30 судов союзников тоннажем 195 880 брт. U-510 IXc серии в марте 1944 г. уничтожила 5 судов (34 188 брт), а при своем возвращении – Dahomian (5277 брт) в районе Капс. U-510 была захвачена 10 августа в Сен– Назере и переименована французами в подводную лодку Commandant Bouan[35]. В июне и июле U-181 (капитан 2-го ранга Фрайвальд) IXD2 серии потопила 3 судна (19 457 брт).

    11 8 японских подводных лодок: I-27 (Фукамура), I-10 (Тоносука), I-37 (Отани), R0-110 (Эбато), RO-111 (Накамура), I-26 (Кусака), I-165 (Симицу) принимали участие в этих операциях.

    12 Core и Santee с 13 по 16 июля 1943 г. потопили 4 подводные лодки у Азорских островов.

    13 U-533 была потоплена 16 октября самолетом у Маската.

    14 20 января – Fort Buckingham (7122 брт), 25-го – Fort la Maune (7130 брт), 26-го – Samuri (7219 брт), Surad (5427 брт), Olga E. Embiricos (4677 брт), 4 февраля – Ching Cheng (7176 брт).

    15 U-129 была захвачена 10 мая 1945 г. в Лорьяне и получила французское имя Commandant Blaison[36].

    16 U-188 была затоплена 20 августа 1944 г. своим собственным экипажем, как и две другие подводные лодки.

    Глава 17

    1 «Больд» был емкостью с химическими соединениями, которые в воде выделяли пузыри. Эти пузыри экранировали подводную лодку от сигналов гидролокатора. Устройство было сделано с таким расчетом, чтобы диаметр пузырьков соответствовал длине волны излучателя гидролокатора. Эсминец сбрасывал свои глубинные бомбы в то место, где подводной лодки уже давным-давно не было. «Больд» запускался из обычного торпедного аппарата.

    2 Крейсер класса Birmingham был в действительности транспортом снабжения Hecla; эсминцем был Marne.

    3 U-331 (командир фон Тизенгаузен) 25 ноября 1941 г. потопила у Гибралтара линкор Barham.

    Глава 18

    1 21 декабря 1941 г. первый авианосец сопровождения Audacity успешно выполнял задачи по охране конвоя Гибралтар—Великобритания, HG-76, затем все же был потоплен лодкой U-751 (капитан-лейтенант Бигальк).

    2 Chop line – линия в Атлантике, на которой конвои переходили из-под американского контроля под британский. Chop line сначала находилась на 26-м западном меридиане, а в марте 1943 г. была перенесена на 47-й западный меридиан.

    3 Эта тактика позже была усовершенствована; в 1944 г. для уничтожения подводной лодки было достаточно четырех часов. Новый радар гидролокатора сократил это время лишь на несколько минут, требовалось всего 12 глубинных бомб, в то время как раньше для этого было необходимо несколько дюжин.

    4 Одна из этих подводных лодок, U-954, была потоплена 19 мая 1943 г. одним из самолетов 120-й эскадрильи в Северной Атлантике. На борту лодки находился лейтенант кригсмарине Петер Дёниц, один из сыновей адмирала.

    Второй сын адмирала погиб весной 1944 г. в Ла-Манше, находясь на борту быстроходного катера, потопленного Combat– tante.

    Глава 19

    Дёниц Карл. «10 лет и 20 дней».

    2 Были разработаны две серии подводных лодок Вальтера. Лодки XVII серии водоизмещением 320/345 тонн, скорость на дизелях 8,5 узла, на электромоторах под водой 5 узлов, на турбине Вальтера от 21 до 25 узлов, боевой радиус действия 3000 миль при скорости 8 узлов, 2 носовых торпедных аппарата.

    Лодки XXVI серии водоизмещением 850/950 тонн, скорость на дизелях 11 узлов, на электромоторах под водой 10 узлов, бесшумный ход 4,5 узла, при использовании шноркеля 10 узлов, на турбине Вальтера 25 узлов, боевой радиус 7300 морских миль при скорости 10 узлов, 4 носовых и 6 кормовых торпедных аппаратов.

    Планы создания тотальной подводной лодки были представлены лишь в июне 1943 г. В июне 1944 г. производство океанских подводных лодок XXVI серии было прекращено, так как расход топлива был слишком высок. Ни одна подводная лодка Вальтера не принимала участия в боевых действиях. После окончания войны русские переняли их принцип для постройки своих подводных лодок типа Q, однако имели трудности в результате того, что им не удавалось безупречно освоить этот тип двигателя.

    3 Названная «электрической» подводная лодка XXI серии имела водоизмещение 1600 тонн. Ее расчетная глубина погружения, с коэффициентом 2,5, составляла 135 метров. Скорость должна была достигать 15 узлов в надводном положении, 17 узлов на электромоторах под водой, 6 узлов в подводном положении с тихой работой двигателей (беззвучно и экономно), 7 узлов со шноркелем. Боевой радиус на дизелях и электромоторах составлял 15 500 миль при скорости 5 узлов, ее вооружение состояло из 6 носовых торпедных аппаратов. Она несла на борту 20 торпед.

    Лодка XXIII серии была меньше и предназначалась для использования на мелководье у британского побережья Северного и Средиземного морей. При необходимости она могла транспортироваться железной дорогой, имела водоизмещение приблизительно 250 тонн, скорость на электромоторах под водой 12 узлов, 10 узлов в надводном положении (дизель), 5 узлов бесшумным ходом, 10 узлов со шноркелем.

    Во втором полугодии в 1944 г. 98 подводных лодок XXI и XXIII серий было введено в эксплуатацию, 83 – в течение первых месяцев 1945 г. С января по март в эксплуатацию вводилось в среднем по 26 лодок в месяц. Всего в 1944—1945 гг. было произведено 123 подводные лодки XXI серии и 58 XXIII серии.

    На конференции руководства 18 марта 1945 г. было с удовлетворением отмечено, что первые операции подводных лодок XXIII серии оказались успешными. «После атаки при отходе со скоростью 9 узлов, а затем в бесшумном режиме корабли сопровождения противника теряли подлодки».

    Все подводные лодки XXI и XXIII серий появились слишком поздно для того, чтобы оказать влияние на ход войны, и лишь несколько лодок со шноркелем принимали участие в последних операциях.

    4 Дёниц Карл. «10 лет и 20 дней».

    5 U-338 находилась под командованием капитана 3-го ранга Манфреда Кинцеля. В марте 1943 г. она потопила 3 транспорта из конвоя SC-122 и нанесла повреждения четырем другим судам.

    6 В феврале 1944 г. в эксплуатацию была введена улучшенная модель фоксера, которая могла буксироваться за кормой корабля со скоростью 20 узлов. С тех пор акустические торпеды потеряли в эффективности. В июне 1944 г. с борта потопленной немецкой подводной лодки была извлечена акустическая торпеда, и англичане раскрыли ее тайну[37].

    7 С сентября 1941 г. немцы направили 95 подводных лодок в Средиземное море. 12 лодок вернулись, 5 были потоплены на марше на юг; из 78 лодок, которые дошли до трассы из Гибралтара, 6 были потоплены, 6 получили значительные повреждения и 4 отказались от своей попытки. Только 62 лодки преодолели путь и прибыли в Средиземное море, где они атаковали конвои союзников. Несмотря на это, в данном районе никогда не действовало одновременно более 26 лодок.

    8 Связь конвоев OS (Великобритания—Фритаун) и KMS, медленный конвой (Великобритания—Средиземное море).

    9 Вероятно, конвой UC-12 (Великобритания—Карибы), 22 корабля, и объединенные конвои OS67 – KMS41 (Великобритания– Фритаун и Великобритания—Средиземное море).

    10 Дёниц Карл. «10 лет и 20 дней».

    Глава 20

    1 Сегодняшний Пула, югославский порт на западном побережье Истрии.

    2 Ни в документах союзников, ни в списках Юргена Ровера не встречается упоминаний об этом.

    3 «Начать бы операцию «Хаски».

    4 «Можно и нужно идти на большие риски!»

    5 Bronzo была передана Франции, в 1944 г. заново оснащена и затем ходила под именем Narval.

    6 Фон Шлиппенбах принял под командование другую подводную лодку. Когда он, ослепленным солнцем, торпедировал судно противника, после всплытия он заметил, что по ошибке атаковал санитарный транспорт, и сразу послал радиограмму англичанам, в которой указал его координаты. Он никогда не узнал о том, что стало с этим кораблем.

    7 Американский эсминец Menges был поврежден.

    8 Речь шла о конвое HA-43 (Тарент—Августа). Он сопровождался итальянскими лодками, которые вынуждали подводную лодку оставаться под водой до прибытия трех английских эсминцев.

    9 Первый корабль, по-видимому, не был ни потоплен, ни даже поврежден. Ни в одном документе, кроме как в дневнике одного из членов экипажа, не встречается упоминаний об этом. В свою очередь на этом самом месте 19 мая был потоплен Fort Missanabie (7000 брт), вероятно, судно типа Liberty, записанное на счет U-453.

    10 История U-230 описана в книге Герберта Вернера «Стальные гробы»[38].

    11 Альбрехт Бранди командовал лодками U-617 и U-380. Он был награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами.

    12 Подводные лодки-малютки безуспешно использовались немцами 21 апреля 1944 г. у Анцио. Они были переброшены по железной дороге.

    Глава 21

    1. Доклад командира Куервиля.

    2. Старший лейтенант Мунте Каас, высадившийся в Норвегии, принимал участие в операции против Tirpitz, сообщая англичанам о передвижениях линкора. Он был сыном шведского писателя и врача Акселя Мантэ.

    3. Старший лейтенант ВМС Генри Белле, заместитель командира.

    4. Старый железнодорожный поезд Париж—Лион—Медитерранья (PLM) останавливался на каждой станции, чтобы высадить одних пассажиров и посадить других.

    5. Casabianca отличилась в начале войны в Норвегии, в Скагерраке и в Атлантике. Она была упомянута в армейском приказе по части. После Л'Эрминье командование над Casabianca принял его заместитель, капитан-лейтенант Белле. «Он снискал уважение и любовь экипажа, подготовил побег из Тулона, организовал высадку агентов и доставку боеприпасов, был чрезвычайно компетентен и обладал большим опытом ведения войны в Средиземном море. Я был уверен, что лодка под его командованием достигнет великолепных успехов. И я не был разочарован», – пишет командир Л'Эрминье о Белле.

    Глава 22

    1 A соответствует глубине 80 метров, таким образом 2A+60 = = 220 метров.

    2 В подводном положении на глубине менее 20 метров можно было принимать передачи на сверхдлинных волнах.

    3 В июне при высадке союзников оно снова увеличилось до 65 из 424 лодок, введенных в эксплуатацию.

    4 В этой статистике также учтены потери в подводных лодках в Балтийском море в результате подрыва на минах, боестолкновений и аварий. Многочисленные аварии показывают, с какой жесткостью и с какими высокими требованиями проводились испытания и боевая подготовка экипажей.

    5 В мае 1943 г. она потопила несколько английских судов: West Maximus (6000 брт) и Harperly (5000 брт).

    6 U-505 теперь демонстрируется во внутреннем дворике одного из музеев в Чикаго.

    7 Начальные буквы Chief of Staff to the Supreme Allied Commander (начальник штаба Верховного командования союзных сил – англ.).

    8 Данциг и Гдыня были заняты русскими войсками в конце марта 1945 г.

    9 Включая Южную Атлантику, Средиземное море и Тихий океан. Первая цифра показывает тоннаж, вторая – число соответствующих кораблей.

    10 Число показывает все уничтоженные подводные лодки на всех морях. Примерно 12 было затоплено своими экипажами в Тулоне, Бордо и Лорьяне.

    11 14 относилось к Royal Canadian Navy (Королевские ВМС Канады).

    12 Англичане после войны узнали, что с сентября 1944 г. по май 1945 г. в их водах ежедневно действовало лишь около 30 подводных лодок. В сообщениях фигурировало 216 лодок, обнаруженных за этот период; в действительности их было лишь 88.

    13 Наряду с Hedgehog на флагмане также имелся Squid – нечто вроде миномета для отстрела зарядов с переднего корабля. Hedgehog и Squid применялись, прежде всего, при окончательном сближении с целью, когда уже не было необходимости в использовании гидролокатора. 31 июля 1944 г. англичане впервые успешно применили Squid, когда капитан Ф.Дж. Уокер потопил U-333 (капитан-лейтенант Ханс Фидлер) у островов Сцилли.

    6 августа фрегат Loch Killin, используя Squid, потопил в Бискайском заливе U-736.

    14 Дёниц Карл. «10 лет и 20 дней».

    15 Общие потери составили: в январе – 14, в феврале – 22, в марте – 32, в апреле – 55 подводных лодок.

    16 Эта подводная лодка, позднее перешедшая под командование обер-лейтенанта кригсмарине Гёца Рота, 24 июня 1945 г. была передана союзникам.

    17 Наибольшие потери, за исключением потерь, понесенных от действий подводных лодок, наносили мины.

    18 38 из этой 151 подводной лодки были уничтожены при бомбардировках в портах.

    19 Дёниц Карл. «10 лет и 20 дней».

    20 Подводную лодку того же типа, U-2326 (капитан-лейтенант K. Йобст), сдавшуюся англичанам, Франция получила сначала напрокат, а затем в качестве подарка. Она затонула со всем экипажем под командованием капитан-лейтенанта Эйвона 6 декабря 1946 г. у Тулона вместе с экипажем. Другая подводная лодка, U-2518 (XXI серия), которая точно так же сдалась французам, получила новое имя Roland-Morillot.

    21 Шнее командовал по очереди лодками U-60 и U-201. Он имел на своем счету 17 потопленных судов тоннажем 77 030 брт и 3 поврежденных тоннажем 28 821 брт. U-2511 была первой подводной лодкой XXI серии, которая была введена в строй.

    22 Дёниц Карл. «10 лет и 20 дней».

    23 21 подводная лодка XXIII серии и 10 XXI серии перешли к союзникам, некоторые из них сдались по приказу Дёница, а некоторые находились в портах.

    Глава 23

    1 I-26 в конце января 1942 г. потопила американский крейсер Juneau и была сама уничтожена 28 октября 1944 г. восточнее острова Лейте.

    2 Неизвестно, была ли торпеда, попавшая в North Carolina, торпедой с лодки I-15 или одной из торпед веерного залпа I-19.

    3 Гавань на северной оконечности Новой Британии (архипелаг Бисмарка) 23 января 1942 г. была оккупирована японцами, которые построили там сильную военно-морскую и военно-воздушную базу.

    4 RO-44 16 июня 1944 г. у Эниветока была потоплена американским эсминцем Burden R. Hastings; командир Хасимото в начале мая был заменен другим офицером, командиром Уэсуги.

    5 RO-112 (командир Юти) 11 февраля 1945 г. была потоплена американской подводной лодкой Batfish севернее Лузона. Эскортный миноносец England с 19 по 31 мая 1944 г. в том же районе в одиночку потопил: R0-106 (командир Уда), R0-104 (командир Идзубути), RO-116 (командир Окабэ), R0-108 (командир Обари) и R0-105 (командир Иноуэ).

    6 Без обратного билета.

    7 Или также «трясти небо».

    8 В марте 1945 г. в пещерах островов Керамос южнее Окинавы американцы нашли около 300 таких торпед.

    9 I-56 (командир Сёда) была потоплена 18 апреля 1945 г. группой американских эсминцев в районе 26°42' северной широты и 130°38' восточной долготы.

    10 I-48 (командир Тояма) была потоплена кораблями Conklin, Corbesier и Raby в районе 9°45' северной широты и 138°20' восточной долготы.

    Глава 24

    1 Wahoo была не единственной американской подводной лодкой, которой удалось проникнуть в Японское море. В это же время Plunger (капитан 3-го ранга Басс) и Sawfish (капитан 3-го ранга E.T. Сэндс) потопили в этом внутреннем море несколько кораблей.

    2 С 22 августа по 31 января 1944 г. Tullibee под командованием К.Ф. Бриндупке потопил 3 японских корабля водоизмещением 10 579 тонн.

    3 «NPM V W3TU– K… NPM V W3TU– K… Радио «Пёрл», от Арчерфиш, имею для вас срочное сообщение… Радио «Пёрл», ответьте Арчерфиш, имею для вас срочное сообщение».

    Радио «Пёрл» сразу отвечает сигналом: «Говорите, я слышу вас».

    «Арчерфиш ComSubPac и всем подводным лодкам в районе Японии тчк. Преследую большой авианосец и 4 эсминца тчк. Нахожусь в квадрате В. 3230 Н L. 1374 О, примерный курс 240, скорость 20 узлов, конец».

    4 «Срочно. ComSubPac и всем подводным лодкам в районе тчк. Цель идет курсом 275, скорость 20 узлов тчк. Приближаюсь с левого борта тчк. Рассчитываю занять позицию для стрельбы до рассвета тчк. Продолжаю охоту, конец».

    Моментальный ответ: «Арчерфиш от ComSubPac тчк. Держите его в поле зрения Джо тчк. Все подводные лодки группы спешат к вам на помощь»

    5 Инрайт полагал, что потопил авианосец водоизмещением 29 000 тонн класса Хаятака.

    6 RO-41 (командир Хонда) была потоплена 23 марта эсминцем Hoggard, а I-8 (командир Синохара) – 23 марта эсминцами Morrison и Stockton. I-56 (командир Cёда) была потоплена 18 апреля группой кораблей сопровождения, а RO-46 (командир Кимура) в тот же самый день – подводной лодкой Sea Owl. I-44 (командир Масудзава) была пушена на дно 29 апреля самолетами авианосца Tulagi. Рейд I-47 быстро завершился; она была атакована, повреждена и вернулась на свою базу.

    7 I-400 и I-401 в 1946 г. были переправлены в Соединенные Штаты в качестве военных призов. I-402 после прекращения боевых действий была переоборудована в лодку-топливозаправщик для других подводных лодок.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх