|
||||
|
Глава 13 Черняховская культура Но пора проследить дальнейшую судьбу готов. Судя по всему, именно здесь, на Волыни, они разделились на две большие группы — остроготов и визиготов. Остроготы двинулись, скорее всего, вдоль Южного Буга к Нижнему Поднепровью, обходя днепровскую излучину по степям, либо сообразуя свои движения с дозволением тех, кто уже образует киевскую культуру. Вероятно, сферы влияния были разграничены по порогам, на что указывают смутные упоминания о готской крепости около них под названием Danparsta?ir. По пути они оставляли за собой свои поселения, видимо, не очень боясь агрессивных действий со стороны местного населения. Похоже, что отныне —
Это, в общем, понятно. Среди самих готов наверняка находились группы людей, коих не тянули дальние страны, зато им вполне нравилось на новых землях. Бояться им было практически нечего: они все равно были представителями завоевательной силы. И ничего, что войско уходило — оно уходило, а сила оставалась за ним, выстилая его след. Визиготы же направились к Балканам по прямой, вдоль Днестра, вскоре упершись в границы Римской империи в Дакии и на Нижнем Дунае. Вслед за готами в том же направлении проследовали гепиды — племя, которое, как считают, представляло собой отколовшуюся часть готов. Согласно преданию, —
Гепиды действительно задержались на побережье Балтики и лишь во второй половине III века тоже двинулись на юг. Тем временем остроготы сюда уже добрались. Как рассказывает Иордан, —
Вот тут готы снова перестали быть миролюбивыми:
О причинах такого отношения можно особо и не гадать. Пока шли по лесостепям и степям, брать с местного населения было почти что и нечего. Разве что глиняный горшок, серп, мешок зерна или женщину. Если что в этом смысле и отнимали, то материальных следов оно, разумеется, не оставило. Зато в богатых приморских городах, накопивших за века большие материальные ценности, поживиться было чем. А поскольку всех относительно мирных, тянувшихся к земледелию, готы оставили в качестве тыловых гарнизонов, то до этих мест дошло войско, состоявшее из полных «отморозков», что рвались на запах добычи за тысячи километров. В общем, плохо пришлось всем. С 239 по 269 год интервенты разрушают множество античных центров на побережье, сокрушают скифское царство в Крыму, уничтожают ряд позднескифских нижнеднепровских городищ. Таким образом, скифы перестали существовать как этнос вообще. Во всяком случае, о них никто уже не вспоминает. Разве что в переносном и собирательном смысле. Но с точки зрения не морали, а чистого военного профессионализма экспансия готов и их союзников вызывает восхищение. Они не просто пришли и ушли. Они не просто, как бастарны, пришли в определенную область, убили там всех и сели. Нет, готы, благодаря вот этой своей манере оставаться и оставлять поселения на чужой земле, довольно быстро стали ведущей военной, а затем и политической силой на огромном пространстве от Припяти до Крыма и от Дона до Дуная. А как не стать, когда за каждым готским поселением на чужой земле стоит объединенная сила всех готов, а твоя весь — всегда одна против них? В итоге к середине III века готы —
Нет, конечно, не могло не быть войн и столкновений — по крайней мере, с обитающими в степи кочевниками, и особенно поначалу. Но, так или иначе, готская «империя», судя по археологическим и письменным памятникам, состояла или включала в свою орбиту такие народы, как: — гепиды, с которыми связывают позднюю фазу вельбаркского проникновения на юг; — вандалы, которые присоединились к «империи» из пшеворской культуры; — герулы, которые в середине III века были вытеснены данами с Ютландского полуострова; — бургунды (впрочем, они быстро ушли на запад); — певкины, которые вошли в черняховский конгломерат потому, что жили на границе с римлянами и подвернулись по дороге; — тайфалы, про которых не известно практически ничего, ибо их археология не выделена; — бораны, которые будто бы специализировались на мореходстве. Это — германцы (если боранов относить к германцам, в чем некоторые высказывают сомнения; но это принципиально картины не меняет). Кроме них, в состав «черняховцев» входили: — эллинистические группы, прежде всего эллинизированные скифы; — поздние скифы, что уцелели после первого готского натиска и теперь ассимилировались; — сарматы, которые осели на землю; — аланы; — языги; — роксоланы; — аорсы. Это, кстати, очень заметная часть населения: сармато-аланы составляют в Причерноморье примерно 20 % всех захоронений. Наконец, в державу готов вошли гетские, дакийские и фракийские племена, а также представители культур Черепин-Теремцы как продолжения зубрицкой и киевской. Последняя, правда, с оговорками того порядка, что, скорее, соседствовала с готами, нежели входила в их государство. Но, во всяком случае, во второй четверти IV века черняховские памятники образуются в лесостепной зоне на левобережье Днепра, которая входила в ареал киевской культуры. Вот у нас и появилось то понятие, которое объединяет вышеназванный конгломерат племен при верховенстве готов. Ибо свое материальное выражение этот союз получил в черняховской археологической культуре:
В целом черняховская культура —
Всего на территории Украины, Молдавии, Румынии и России открыто около 3,5 тысяч памятников черняховской культуры, раскопано около 200 поселений и 120 могильников. Эти памятники делят на три группы. Первая — «типа Косанов» — несет явные элементы вельбаркской культуры и, следовательно, оставлена готами. Точнее, германцами вообще, так как заметно влияние и других германских культур. Вторая — «типа Черепин». Ее отдельные горячие головы относят к славянскому предшествию. Но я бы осторожнее сказал: есть элементы, которые характерны для будущих достоверно славянских культур. Хотя и не только для них. Например, жилища в виде квадратных землянок и полуземлянок, печь в углу. Лепная керамика в основном в виде горшков, в том числе близких к будущим «пражского» типа. Германская «мисочная» посуда, впрочем, тоже представлена довольно обильно. Третья — «причерноморский тип». Судя по характеру находок, его особенности определяют поздние сарматы и аланы. В лепной керамике, к примеру, преобладают горшки «позднескифского» типа. Дома каменные. Значительная часть захоронений характерна для аланов. Таким образом, понятно, что черняховская культура не является готской. И не является продолжением готской вельбаркской культуры. Нет, вельбаркские поселения и памятники продолжают существовать, как существовали:
Нередко вельбаркские и черняховские поселения шли чересполосно. А где-то Черняховские и вовсе составляли до 90 %. И при этом готы сами по себе занимали свою строго определенную эколого-хозяйственную нишу —
Одним словом, готы как народ сохраняли свою идентичность. И в то же время очевиднейшим образом распространили новую культуру на все то пространство, которым овладели. Таким образом, археология доказывает, что черняховская культура — не национальная, а полиэтническая. Следовательно, политическая, объединяющая этносы сверху. Но тем самым, естественно, вызывающая известный тренд объединения и снизу. И здесь мы отмечаем прелюбопытнейший феномен того, как политическая идентификация становится и материальной. По сути, готы начали — вряд ли продуманно и по плану, но — выстраивать новую «политическую» нацию (ради историографической скрупулезности также возьмем это слово в кавычки: «нацию»). Стали создавать, можно сказать, империю, почти по полной аналогии с теми далекими римлянами, что некогда развернули экспансию одного маленького племени на полмира. У тех тоже когда-то был один городок и предание о братьях, воспитанных волчицей. И они тоже создавали поначалу лишь политически — не этнически — единое пространство из исключительно своих, смешанных, колонизованных и союзных поселений. А затем кто-то из покоренных племен получал права римских граждан и только по предкам помнил о своем происхождении, скажем, от сабинов. Кто-то незаметно вливался в римское население, как этруски. Кого-то уничтожали, как самнитов. И так далее. И если нам в силу гораздо большей информированности достаточно легко и не тревожно представить себе генезис Римской империи, то совершенно непонятно, отчего так много историков и неисториков яростно дискутируют об этнической принадлежности черняховской культуры. Да никому она этнически не принадлежала! Политически — да, готам. Но в процессе дальнейшего развития с ними вполне могло бы произойти то же, что с латинами: и не поймешь, чьего наследия они больше взяли с собой в будущее — своего или этрусского. А пока — в рассматриваемую нами сейчас эпоху — готы живут по-своему, осевшие сарматы — по-своему, эллинизированное прибрежное и скифское население — по-своему, прочие племена — тоже по-своему. Но над всем политическим пространством готов жарко веют и объединительные ветра. Или, скажем точнее, идет развитие тенденций к взаимному влиянию. Как бы то ни было, —
Что бы это могло значить? Означает это прежде всего две вещи. Высокую мобильность власти, вообще — государственного управления. И — выгодность сотрудничества с нею. Начнем со второго, ибо это яснее. Невыгодность сотрудничества означает рано или поздно и в той или иной степени отказ от сотрудничества. Отказ же от сотрудничества, в особенности по тем временам, означал использование ответных мер по принуждению к оному. В случае упорствования — убеждение оппонента самыми острыми аргументами. Либо — если на то силенок не хватает, — отступление и отказ от дальнейшего взаимодействия. Возможно, временный. Взаимодействие меж людьми и странами в принципе всегда одинаково. Когда можно — отнять. Когда нельзя — обмануть. Когда не вышло — купить. И по крайней мере за тот период, пока человеческие глаза встречают восход солнца, на планете Земля ничего в этом смысле не изменилось. И если хотя бы в отношениях между людьми свою воспитательную и моральную роль сыграли религии — буддизм, христианство, ислам, зороастризм, — — то судьба несчастного Ирака показывает, что между государствами все осталось на уровне отношений охотников на мамонтов. Что касается политики, то она в те времена была немудреной: платишь дань, а за это говоришь всем, что ходишь под, скажем, риксом Книвой. Не хочешь платить? Ну, меч под ребрами является весьма убедительным аргументом… Кем был этот главный черняховский рикс Книва по национальности — для нашего реального взгляда на историю неважно. Хоть и согласно большинство исследователей, что именно готы стояли во главе черняховской цивилизации, на самом деле это вполне могло быть и не совсем так. Подмять под себя фактически всю территорию нынешней Украины силами одних готов — такое могло и не «прокатить». В конце концов, по степям довольно оживленно курсировали сарматы с аланами и роксоланами — и при отсутствии взаимопонимания с ними готы были бы обречены на голодное сидение по своим бургам. Ибо даже сотня всадников в состоянии эффективно разрушить сельскохозяйственное поселение в тысячу крестьян. Так что примем за правильное не считать готов «царями» «черняховцев». Более того, у каждого племени мог быть и был свой главный, а зоны контроля-ответственности между ними были разделены. И отношения у каждого племени с другими — и с готами — были разными. И далеко не всегда комплиментарными. Скорее, наоборот, буйные германские и степные воины наверняка находили кучу поводов, чтобы рассориться, скажем, из-за права на подстреленного в чужих землях оленя и поснимать друг другу головы в лихой короткой войнушке. А потом уцелевшие сложат песни о своей доблести и славе… Принципиально другое. Мы знаем из истории, что готы действительно были лидерами той коалиции, о которой мы говорили ранее. И значит, в тех условиях, о которых мы тоже только что говорили, они могли сделать только одно для создания союза: предложить что-то более интересное и выгодное, нежели оленью ногу в качестве контрибуции от соседей. И повести за собой на претворение этого предложения в жизнь. Но прежде — что же такое союз племен в те времена?
Добыча же представляла собой двоякого рода ценность. Первая — ценность просто артефактов, до которых в Барбарикуме либо не додумались, либо не создали технологий для соответствующего производства. И отправляться за ними в Империю было так же пьяняще-притягательно, как Рэдрику Шухарту отправляться в Зону за «полной» «пустышкой» или другими изделиями неведомых пришельцев, устроивших пикник на планете-обочине. На машину исполнения желаний готы рассчитывали едва ли, но то, что «хабар» из Римской империи зримо повышал благосостояние и творил прочие приятные вещи, — они знали твердо. Вторая ценность — это сумма технологий, которую варвары выносили и выводили в своих походах. Выводили в самом прямом значении этого слова. Известно немало подтверждений тому, что в Готию переселялись подчас весьма умелые ромейские ремесленники. Надо полагать, их согласия никто не спрашивал: не прирезали при штурме, попал в плен — марш-марш в наш фатерланд крепить экономическое благосостояние своих новых хозяев. Ну а там — каждому свое: кому на полях работать, а кому стекло выдувать, женские побрякушки мастерить, железо ковать. А за кого-то — из благородного или купеческого сословия — и выкуп получить можно. Например, —
Археология свидетельствует тоже: богатство и влияние готов прирастало войнами с Империей. И… торговлей с нею же! В своей «Истории» Политий сообщает:
Этой эпохой отмечается усиление притока римских серебряных монет в Восточную Европу. Сюда же поступали вина, —
Как итог «черняховцы» оказались в состоянии уверенно вырабатывать дополнительный продукт, дополнительную стоимость сверх того, что необходимо было общине и общиной же потреблялось. Вплоть до того, что —
Эту стоимость прибавляли и результативное сельское хозяйство, и ремесла, и металлообработка, обработка кости и шкур, глины, дерева, камня. И как результат избыточная продукция стала выходить за пределы общины и начала формировать общий для черняховцев рынок. Как это было, видно, например, по керамике:
В результате готы постепенно сконцентрировали в своих руках как прямые материальные ценности, позволявшие конвертировать их во власть, так и технологии и секреты производства. В том числе и военные, которые, в свою очередь, тоже более чем полезны для расширения своего влияния. И вот тут мы переходим к тому, что и делало черняховскую культурную общность пусть прото-, но все же империей. Ибо готы сотворили своими войнами, зверствами и добычей самое важное: с их империей было выгоднее сотрудничать, нежели враждовать. Да, они разграбили греческие города и взяли под контроль эллинско-скифскую цивилизацию Северного Причерноморья со всеми ее материальными богатствами и технологическими достижениями. Готский вождь — мозаика Большого дворца в Константинополе Да, затем они начали грабить Римскую империю со всеми ее материальными богатствами и технологическими достижениями. Под контроль, правда, взяли гораздо позже, когда самой черняховской «империи» уже не существовало. Но — — и в том, и в другом случае готы «сели» на тот транзит, которым эти достижения транслировались и распространялись по близлежащей ойкумене. И потому стали всем нужны. А прежде всего — самим ограбленным. В самом деле. Вот взяли готы контроль над Херсонесами-Ольвиями-Пантикапеями. Отняв его, правда, у сарматов, которые эти города еще недавно сами «держали». Но теперь это другие сарматы, оседлые и государственные. И готы им нужны. Потому что не нравится государственным сарматам лежать под мечами своих же кочевых родственников — сарматов-аорсов и аланов. А тут — суровые готы на защиту встают. Со своей стороны, «черняховская» власть не просто сидит на транзите. И на охране городов. Под ее гарантии идут импорты от эллинистических центров в глубь степной и лесостепной территории. Ремесленные изделия, орудия труда, технологии, предметы роскоши. Ведь это представить себе только, что значит какой-нибудь стеклянный стаканчик для твоего статуса как старейшины поселения, состоящего из полуземлянок! Где люди живут вместе с козами, а пиво пьют из лепленных руками глиняных кувшинов! Будешь ты иметь что-то против такой власти? Опять же — и местным умельцам образец. Кубка стеклянного они, может, сразу и не повторят. Но ведь и не одно стекло по «Черняховщине» ходит. Кто-то с металлом замечательно обращается. Кто-то гончарное ремесло крепко знает. Кто-то ткань умело выделывает… И идут внутри пространства «черняховского» обменные процессы, углубляется экономическое взаимопроникновение. А это всяко полезнее, чем друг друга жечь да врагов в жертву приносить. Я не хочу сказать, что не было конфликтов. Так не бывает. Наверняка и молодые кандидаты в воины должны были для посвящения какое-нибудь геройство против чужаков совершить. Без беспредела, конечно, так, чисто для зачета. Не больше одной головы отрезать. Или коня увести. Да и более зрелые бойцы должны были силушку тешить, славу в походах добывать. А там и у конунгов-риксов дела находились. Кто-то в лесу чужом поохотился, кто-то лужок соседа рейдерски захватил и своим объявил… Ну, об этом мы уже говорили. Но судя как раз по относительному экономическому взаимодействию между разными составляющими частями черняховской культуры, определенное взаимосожительство между ее этническими элементами в целом существовало без выхода за рамки здоровых молодеческих споров между соседями. И вот тут и настает время вернуться к пункту первому: а за счет каких, собственно, политических резервов «черняховская» власть добивалась такого результата? Что представляла собой эта ее пресловутая мобильность в государственном управлении? Отвечу неожиданно даже для себя. А не было никакой законченной «черняховской» власти! И не было никакого политического контроля. Потому и не нашли мы до сих пор никакого «административного центра» готской державы. Просто пришли люди на некие территории. Тем или иным образом убрали с этих территорий других людей. Тех, кто занимал их раньше. Уцелевшим и не попавшим под первый удар предложили платить дань. Оброк малый. За то, чтобы даже если придет какой-нибудь гепид тупоголовый, то и ему расхотелось бы вами поживиться. Ибо вы теперь люди готские. А там — и живите себе, как знаете. Пашите себе землю, разводите скот. А по осени — добро пожаловать в бург, на ярмарку. А кто из ребят крепкий — подавайтесь к нам, в дружину рикса нашего славного. Мы, готы, и сами все славные, у нас вон и имя — от богов. Вот по весне посевную закончим, соберем войско большое, сбегаем ромеев пошерстим. Все в золоте вернемся! Ну как таким славным парням отказать? И втягиваются в готскую орбиту другие населенцы занятых ими земель. Ибо не только отбирают готы, но и предлагают. И получается любопытная такая вещь. Где-то есть культура — вещь в себе. Пришла она на чужие земли и предложила им свой порядок. И слушаются ее. Не потому, что сильна она. Все вместе местные пришельцев задавили бы. Но только нет их — «всех вместе». А каждого в отдельности пришлые сильнее. И подчиняться им приходится. Да только и подчинение им, оказывается, на пользу идет! Одни — геройство проявили, в богатых дружинниках теперь рядом с самим риксом ходят. Другие — вещицы дивные из-за моря получили. Третьи — ковать железо по-особенному научились, теперь продают его и тоже богатству не нарадуются. Четвертые — просто в завтрашний день с уверенностью смотрят. Ибо теперь всегда на вопрос лихих людей «Чьи вы?» ответить могут даже и с вызовом: «Мы — готские!» И рождается так не этническая, а надэтническая нация. Политическая. Государственная. И как хотите, а очень это мне напоминает рождение по меньшей мере еще одной такой же нации. Недалеко отсюда. И в пространстве, и во времени… (см. рис. 25).
Рис. 25. Генеалогическое древо |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|