• «Земля» не для бедного (Александр Довженко)
  • 1930

    «Земля» не для бедного

    (Александр Довженко)

    Классик советского и мирового кинематографа Александр Довженко на протяжении своего долгого творческого пути (а он проработал в кино более 30 лет) неоднократно подвергался критике на страницах прессы. Один из первых громких скандалов с его именем случился на заре его творчества – в 1930 году, когда Довженко снял фильм «Земля», посвященный колхозному крестьянству. Обращение его к этой теме было не случайным. В то время в стране проводилась массовая коллективизация, и многие деятели советского искусства бросились отображать в своих произведениях эту кампанию. Однако если большинство из них стремилось создавать достаточно простые и доходчивые произведения, то Довженко создал серьезную кинопоэму, где многое было новаторским: и язык киноповествования, и сама «картинка», в которой присутствовали беспрецедентные для советского кинематографа кадры с обнаженным женским телом. Все это и стало поводом к тому, что «Земля» подверглась весьма суровой критике в советских СМИ.

    Наиболее яростным противником фильма оказался известный поэт Демьян Бедный, который напечатал в газете «Известия» (номер от 4 апреля 1930 года) огромный фельетон под названием «Философы». Под последними автор имел в виду тех деятелей советского искусства (в их число входил и А. Довженко), кто вместо доступных простому народу произведений создает заумные творения, да еще напичканные вредной идеологией. Особенно сильно возмутил поэта эпизод с эротикой – метаниями обнаженной невесты в пустой избе. Повторюсь, что для советского кино подобные сцены были в диковинку и вызывали у большинства зрителей настоящий шок. В устах Бедного суровые оценки по адресу данного эпизода выглядели следующим образом:

    …Особливо хороша исступленная
    Девица оголенная.
    Вот где показ, так показ!
    В самый раз!
    В настоящую точку!
    Содрали с девицы сорочку
    Всенародно, публично!
    Это что ж? Не цинично?
    Это что же? Терпимо?
    В театре на сцене недопустимо?
    А допустимо в кино?
    Это – умно?
    Это – НЕОБХОДИМО?
    У нас ссылались не раз и не два
    На ленинские слова:
    «Из всех искусств для нас важнейшим
    является кино».
    И главного в этих словах не заметили,
    Основного не сметили:
    Не важнейшее само по себе,
    А ДЛЯ НАС, в нашей острой борьбе
    Наших врагов НЕ ЖАЛЕЮЩЕЕ,
    Боевое, ударное средство,
    А НЕ САМОДОВЛЕЮЩЕЕ
    КИНОЭСТЕТСТВО!
    Продвинуть здоровое кино в массы в городе,
    А еще более того в деревне.
    Так Лениным сказано.
    А в картине ЗДОРОВОЕ что нам показано?
    Эта псевдоземля,
    Девицу для всех оголя,
    Показав нам лицо напряженное,
    Буйной похотью зло искаженное,
    А не юное, резвое,
    Целомудренно-трезвое,
    Деловито-суровое,
    Это что же, явленье ЗДОРОВОЕ?
    И неужто мы эти ПОЛОВЫЕ ГРИМАСЫ
    Будем гнать, «продвигать» в пролетарские массы?
    Ну а если картина дойдет до села,
    Не прибавится ль силы в кулацких угрозах:
    – Братцы, видите? Девок и баб до гола
    Коммунисты разденут в безбожных колхозах!
    Нет у них, коммунистов проклятых, стыда! —
    Вот мы с голой девицей воспрянем куда!..
    Разгуделися киношмели,
    Рекламой кричат неослабной
    В честь кинокартины «ЗЕМЛИ»
    Контрреволюционно-похабной!
    Вот до чего мы дошли!..

    Эта публикация вызвала шок у Довженко. По его же словам: «Я был так подавлен этим фельетоном, мне было так стыдно ходить по улицам Москвы, что я буквально поседел и постарел за несколько дней. Это была настоящая психическая травма. Я даже хотел умереть…»

    После фельетона режиссера заставили купировать картину, и в корзину полетели два эпизода: у трактора и сцена в хате невесты (та самая «обнаженка»). И только после этого фильм вышел в прокат. Публика шла на него неохотно, поскольку к массовому кинематографу этот шедевр никакого отношения не имел. А вот за рубежом картина была названа гениальной. Спустя 28 лет на Брюссельском кинофестивале в результате международного опроса критиков, проведенного Бюро истории кинематографии, «Земля» войдет в число 12 лучших фильмов всех времен и народов. Кстати, и Демьян Бедный потом изменит свое мнение об этом фильме. Как гласит легенда, в середине 50-х он встретит Довженко в больнице и честно признается: «Ни до, ни после я такой картины уже не видел. Что это было за создание истинно великого искусства!»









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх