|
||||
|
Глава 10 РОЖДЕННЫЙ ПОЛЗАТЬ МОЖЕТ ЛЕТАТЬ?
Танк изначально создавался для того, чтобы, ползая по полю боя, давить колючую проволоку и пулеметные гнезда. Их, в общем-то, и расстреливать особо не требовалось, ведь пулеметы времен Первой мировой войны были очень тяжелыми и установка их на позициях требовала немало сил и времени. Вот почему танку было достаточно просто проутюжить неприятельские позиции, чтобы следующие за ним пехотинцы могли их успешно занимать. Однако такие танки не могли в то время действовать в оперативной глубине, а легкие танки из-за ничтожного запаса хода и вовсе приходилось подвозить к передовой в кузовах автомобилей. В 1930-е гг. гений инженера Кристи уже смог создать танк, способный действовать в тылу неприятеля в отрыве от своих войск, хотя и не слишком от них удаляясь. Но после его посетила еще одна идея, реализовать которую он все последующие годы пытался прямо-таки с маниакальным упорством. Речь идет о его знаменитом «крылатом танке», который представлял собой 5-тонную колесно-гусеничную машину, на корпус которой должна была устанавливаться бипланная коробка с крыльями и воздушным винтом, который должен был вращаться от танкового двигателя. По замыслу конструктора первые 70–80 м разбега при взлете танк должен был разгоняться на гусеницах. Затем водитель (он же пилот) переключал редуктор трансмиссии на воздушный винт и танк, проехав еще 90-100 м и разогнавшись до скорости 120–135 км/ч, должен был бы взлететь! После посадки пилот-водитель при помощи специального рычага мог сбросить крылья и оперение и вступить в бой подобно обычной гусеничной боевой машине. Что же касается экипажа, то он должен был состоять всего лишь из двух человек — пилота-водителя и стрелка. «Летающий танк» Кристи Основой для первого крылатого танка послужила модель 1932 г. (МЛ 932), сделанная из дюралюминия, а потому рекордно легкая. Подвеска на нем была еще более улучшена, ход балансиров достигал 610 мм, а сами колеса снабжались пневматиками. Мощность звездообразного авиационного двигателя «Либерти» составляла 750 л. с, но несмотря на всю заманчивость этого проекта осуществить его в металле так и не удалось. Для уровня развития техники того времени очень сложной задачей оказалась система переключения двигателя с наземного движителя на воздушный винт, хотя, в принципе, ничего особо технически невероятного в конструкции этого танка у Кристи не было. Несколько позже им была создана бронемашина, рассчитанная на транспортировку по воздуху под днищем двухмоторного бомбардировщика или же специального транспортного самолета. В принципе, позволяло высадить в далеком тылу у противника большое количество боевых машин и тем самым нанести ему неожиданный удар там, где он меньше всего его ожидал. Но денег у армии США в это время не было, и этот проект Кристи был похоронен так же, как и многие другие его предложения. У нас в стране схожую идею выдвинул авиаконструктор А. Рафаэлянц. По его замыслам толкающий воздушный винт с приводом монтировался непосредственно в кормовой части танка, что значительно упрощало трансмиссию, а сам танк подвешивался под грузовой планер — моноплан. Это позволяло бы многократно использовать планер для транспортировки других грузов. В этом варианте вместо танка к планеру крепилась специальная грузовая кабина. Дальше расчетов и чертежей работы по этому проекту не продвинулись. Несколько иным путем пошел известный авиаконструктор О. К. Антонов, создавший планер-биплан «КТ» — «Крылья танка», для переброски легких танков Т-60 партизанам по воздуху. Проект был воплощен в жизнь, но несмотря на успех первого полета, ничего хорошего из этого не вышло, поскольку в СССР в то время не было достаточно мощных самолетов-буксировщиков, способных тянуть за собой такой большой груз достаточно долгое время. «Крылья танка» О. К. Антонова с танком Т-60 В 1945 г. японцы построили аналогичный аппарат, предназначенный для доставки по воздуху специально спроектированного для этих целей небольшого танка. Общая масса планера КУ-6 с площадью крыла 60,3 кв. м и танка составляла всего 3,5 т, но в воздух этот комплекс так все-таки и не поднялся. Немецкие конструкторы в годы Второй мировой войны сумели создать огромный десантный планер Ме-321, но подходящего самолета-буксировщика у них для него тоже не нашлось. При размахе крыла 54,9 м взлетная масса планера составляла 39,4 т. Для сравнения: самый большой самолет того времени АНТ-20 «Максим Горький» имел размах крыла 63 м и полетный вес 42 т. Германский тяжелый планер Ме-321 Впрочем, немцы придумали, каким образом его все-таки поднять в воздух, и «запрягли» в Ме-321 целых три самолета Bf-110, каждый из которых тащил планер за отдельный трос. Несколько позже для буксировки Ме-321 приспособили два соединенных общим крылом бомбардировщика Не-111Н, с добавленным для большей мощности пятым двигателем. Эта конструкция получила индекс Ме-111Z (Z — первая буква слова Zwinning — близнецы). Было даже построено 12 таких самолетов, и некоторые из них ограниченно применялись на Восточном фронте. Подобная аэросцепка была тихоходной (скорость буксировки планера Ме-321 самолетом-буксировщиком Не-111Z составляла всего 220 км/ч), громоздкой и маломаневренной, что превращало ее в хорошую мишень для истребителей. Поэтому проблему буксировки планера решили установкой на Ме-321 шести французских моторов «Гном-Ром» по 750 л. с. Так был создан самый большой транспортный самолет Второй мировой войны Ме-323. Под руководством П. Гроховского в 1930-е гг. у нас в СССР разработали специальную подвеску для перевозки легких танкеток «под брюхом» тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Танкетку можно было сбросить в полете на парашюте с диаметром купола 30 м, парашют при этом укладывался в специальный короб. В 1935 г. подвеска Гроховского была принята на вооружение Красной Армии под индексом ПГ-12. Тяжелый бомбардировщик ТБ-3 с подвеской легкого танка Т-37А Впервые публично этот способ десантирования продемонстрировали на маневрах в Киевском особом военном округе осенью 1935 г., что произвело на иностранных военных атташе сильное впечатление. С бомбардировщиков ТБ-3 сбрасывались легкие плавающие танки Т-37 весом по 3,5 т. При этом в процессе десантирования экипажи находились внутри боевых машин. Нужно также отметить, что в 1936–1937 гг. отрабатывались и испытывались и другие способы десантирования боевых машин на парашютах и без них. Например, проводились сбросы танка Т-37 на бреющем полете на воду. На танке было установлено дополнительное деревянное днище, крепившееся к танку тросами. Сброшенный с высоты 5–6 м на скорости 160 км/ч танк благополучно приводнился, проглиссировав 25–30 м. В качестве амортизатора под дополнительным днищем использовался еловый лапник, показавший в этом своем качестве отличные результаты. Тем не менее, реально подобные акробатические номера проделывать в армии было невозможно, поэтому от этой идеи наши военные благоразумно отказались. Английский легкий авиадесантный танк «Тетрарх» В годы Второй мировой войны английскими инженерами фирмы «Викксрс» был создан легкий авиадесантный танк «Тетрарх», вооружавшийся 40-мм орудием. За счет установки на конце его ствола специальной насадки «Литтл Джон» удалось добиться увеличения скорости полета снаряда и тем самым повысить его бронепробиваемость, однако в целом огневая мощь этого танка была невелика. Не помогла и установка на часть машин 76,2-мм легких орудий (танки с таким вооружением имели обозначение «CS» — «клоуз сап-поч» — «тесная поддержка»). Для транспортировки «Тетрархов» по воздуху были построены специальные десантные планеры «Гамилькар», при помощи которых эти танки 6 июня 1944 года были высажены в Нормандии в районе реки Орн. Погрузка «Тетрарха» в тяжелый планер «Гамилькар» Второй раз их использовали при формировании Рейна, после чего им на смену пришли более тяжелобронированные танки М22 «Локуст» и Mk.VIII «Гарри Гопкинс» и легкая САУ «Алекто» с 94-мм гаубицей на шасси Mk.VIII. Создать-то их создали, но вот применять для десантирования с самолетов так все-таки и не применяли. Американский авиадесантный танк М22 «Локуст» Английский авиадесантный танк Мк. VIII «Гарри Гопкинс» В СССР в 1950-е гг. была создана известная авиадесантная САУ АСУ-57, десантировавшаяся на парашютах, а чуть позднее АСУ-85, десантировавшаяся посадочным способом. Затем на вооружении наших авиадесантных войск появились «боевые машины десанта» — БМД 1/2 и БМД-3, а в армии США — легкий танк М551 «Шеридан». Советские авиадесантные самоходные установки 1950-х — 1960-х гг: АСУ-57 для десантирования на парашютах (вверху) и АСУ-85 для десантирования посадочным способом Советские боевые машины десанта БМД-1 (вверху) и БМД-2 . Советские машины сбрасывались с самолетов на парашютах, в то время как в 82-й воздушной десантной дивизии США, имевшей эти танки, был отработан весьма оригинальный способ выброски: транспортный самолет летел над зоной десантирования на предельно малой высоте с открытой грузовой рампой. При этом М551 из грузовой кабины «выдергивался» специальным парашютом, а удар о землю в момент приземления смягчала особая конструкция посадочной платформы, на которой и крепился танк. Экипаж машины десантировался отдельно и, освободив ее от креплений и строп, занимал свои места и начинал движение. Сброс танка М551 «Шеридан» с военно-транспортного самолета С-130 «Геркулес» Однако недаром говорят, что «гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить». Известно, что во время такого вот десантирования в ходе операции в Панаме в 1989 г. три танка попали на сыпучий грунт и ушли в него по самую башню! Другим недостатком этой машины стала тонкая броня и неудачное вооружение — 152-мм орудие — пусковая установка, стрелявшая одновременно и снарядами, и управляемыми ракетами, запускавшимися через ствол. М551 мог плавать за счет перемотки гусениц, но скорость его движения при этом составляла всего 5,8 км/ч. Необходимость в легких плавающих танках с мощным вооружением испытывали и советские воздушно-десантные войска, в 1975 г. испытывавшие сразу два образца опытных авиадесантных плавающих танков под индексами «объект 934» и «объект 685». Советские опытные авиадесантные плавающие танки «объект 934» (вверху) и «объект 685» Первый из них имел массу 17,5 т, 100-мм пушку с новыми приборами управления огнем, спаренный с ней пулемет калибра 7,62 мм и зенитный ракетный комплекс «Стрела-3». Пушка была оснащена механизмом заряжания, баллистическим вычислителем, оптическим дальномером и стабилизирована. Корпус и башня танка выполнялись из алюминиевого броневого сплава, обеспечивающего противопульную защиту трех человек экипажа и всего оборудования, размещенного внутри корпуса. Танк был оборудован устройствами для самоокапывания и десантирования парашютным способом. Моторно-трансмиссионное отделение было выполнено в кормовой части корпуса, где устанавливался многотопливный дизельный двигатель с надувом и промежуточным охлаждением с воздуха, агрегаты трансмиссии и два водометных движителя. Мощный двигатель в сочетании с пневмогидравлической подвеской позволял танку иметь скорость на суше 70 км/ч, а запас хода по топливу достигал 600 км — в 2,4 раза больше, чем у его предшественника ПТ-76. На воде скорость движения составляла 10 км/ч. «Объект 685» имел массу 16,5 т и оснащался такой же 100-мм пушкой, стабилизированной в двух плоскостях с механизмом заряжания, лазерным дальномером и ночным прицелом. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет. Вооружение включало также переносной зенитный комплекс «Стрела-3». Корпус сварной из стальных броневых листов, башня из листов титанового сплава, обеспечивающих защиту от 23-мм снарядов. Экипаж танка — 3 человека. Скорость хода на суше и на воде — 70 км/ч и 10 км/ч соответственно. Интересно, что по своему весу обе машины были тяжелее, чем американский танк, который весил 15,8 т, в то время как экипаж у них был меньше на одного человека. Помимо собственно боевых машин десанта с вооружением в башне на шасси БМД-1 в 1974 г. в СССР был разработан и принят в серийное производство безбашенный бронетранспортер БТР-Д весом 8 т с противопульным бронированием из легкого сплава. Экипаж — 1 человек, десант — 12 человек. Вооружение включало два курсовых пулемета калибра 7,62 мм. По сравнению с базовой машиной корпус несколько удлинен, на каждом борту установлено по шесть опорных катков. Двигатель, трансмиссия и подвеска остались такие же, как на базовой машине. Максимальная скорость движения по дорогам — 62 км/ч, по воде — 10 км/ч. Бронетранспортер десанта БТР-Д Наиболее легкой и компактной среди авиадесантных машин на сегодня является германская «Визель» весом от 2,5 до 4 т в зависимости от модификации. По сути дела, это многофункциональное и очень малогабаритное шасси различного предназначения и с несколькими видами установки вооружения, начиная от 20-мм автоматической пушки и заканчивая управляемыми ракетами TOW и Stinger. Транспортировка машины осуществляется вертолетом CH-53G, что позволяет перемещать ее практически куда угодно, т. к. посадочная площадка ей для высадки не требуется. Германская авиадесантная боевая машина «Визель» Все это говорит о том, что, в принципе, нужда в «летающих танках» отнюдь не отпала, вот только денег на эту роскошь сегодня пока еще жалко, что, в общем-то, с одной стороны, можно только приветствовать. С другой, однако, очевидно другое: что новые технологии сравнительно легко позволяют создать эффективный боевой комплекс, подобный танку Кристи, но несколько на другой основе, а именно — своеобразный гибрид танка и вертолета. Сам авиадесантный танк мог бы иметь легкую алюминиевую или даже титановую броню, экипаж из двух человек, причем целиком посаженный в башню, и два безоткатных орудия с автоматическим заряжанием из двух барабанов по обеим сторонам башни. Вертолет — носитель столь необычного танка «ИФ» — мог бы иметь следующую конструкцию: двухкилевое оперение, которое не мешало бы танку выезжать из вертолета назад, крыло, создающее подъемную силу в горизонтальном полете, и мощное убирающееся шасси. Экипаж вертолета — два человека, пилот и оператор систем вооружения, которые могли бы включать блоки с НУРС, напалмовые баки, контейнеры противопехотных бомб. Танк мог бы крепиться на этот вертолет непосредственно за кабиной пилотов так, чтобы его орудия выступали по бокам их кабины и из них можно было бы стрелять даже в полете. Конечно, для этого пришлось бы предусмотреть специальные замыкатели управляющих вооружением электроцепей, но это уже чисто технические мелочи. Выполняя боевую операцию, подобный «летающий танк» с большой скоростью транспортировался бы к месту боевых действий вертолетом, причем экипаж вертолета мог бы самым активным образом подавлять наземные цели при помощи оружия, имеющегося у него на борту, включая и танковые пушки. Затем следовала бы посадка «по-вертолетному», танки от вертолетов-носителей отцеплялись бы и действовали уже непосредственно на земле, тогда как вертолеты могли бы вернуться на базу за новой партией десантируемых машин. «Летающий танк» — гибрид танка и вертолета ТВ-1 (вариант «ИФ») Такой вертолет мог бы транспортировать также артиллерийские орудия, специальный бронированный посадочный модуль с десантниками, а также применяться для изоляции района боевых действий в качестве машины «ган шип» — «пушечного корабля» для обстрела наземных целей, опять-таки с подвеской к нему соответствующего модуля! Рожденный ползать может летать?! |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|