|
||||
|
Прекрасная пешка в ужасной игре, или Открытие истины В истории этой трагедии больше предположений и недомолвок, чем реальностей. На протяжении всего ХХ века историки и ученые пытались расследовать гибель английского корабля «Лузитания», но только к концу века историческое расследование выявило чудовищные факты: оказывается, уже выходя в плавание, английский лайнер был обречен. Больше того: его гибель предназначалась для политических целей… Прекрасное судно «Лузитания» было построено по заказу адмиралтейства Великобритании компанией «Кунард лайн» в серии знаменитых лайнеров-близнецов: «Мавритания», «Лузитания» и «Олимпик». При этом именно «Лузитания» оказалась самым красивым кораблем, непотопляемым чудом техники. В то время было модно строить огромные корабли, которые называли «морскими городами», «рукотворными островами». «Лузитанию» именовали еще и «Гордостью Атлантики». Это судно водоизмещением 32 тысячи тонн могло принять на борт 2600 пассажиров при 700 человек самой команды. На прекрасном плавучем дворце было все, что только могло пригодиться путешествующим: рестораны и концертные залы, библиотеки и детские комнаты, бассейны и корты, лазарет и гимнастический зал. Предусматривались комнаты тишины для уединения, зимние сады для прогулок, магазины для любителей шопинга и даже специальные помещения для домашних животных. «Лузитания» после первого плавания. Нью-Йорк. 1907Но не только комфорт и роскошь были козырной картой корабля. Главное, конечно, современные достижения судостроения и истинные чудеса технического прогресса. У «Лузитании» было двойное дно и водонепроницаемые отсеки, сулящие пассажирам невероятную надежность. Корабль располагал паровыми турбинами, позволявшими развивать невероятную по тем временам скорость – 25 узлов в час. Едва судно сошло на воду и начало в 1907 году курсировать между Нью-Йорком и Ливерпулем, как оно установило мировой рекорд быстроходности, преодолев океан за 116 часов. За этот рекорд «Лузитания» стала обладательницей Голубой ленты Атлантики, а каждый пассажир рекордного рейса получил памятный диплом. Именно быстроходность лайнера особо пригодилась в тяжелые времена Первой мировой войны. Ведь, как подсчитали специалисты, «Лузитания» была в состоянии уйти от любой вражеской подводной лодки. Это делало ее практически самым надежным пассажирским судном. И надежность подтвердилась: уже в самом начале войны лайнеру удалось избежать нападения немецкого крейсера. Чудо-корабль, развив свою мощную скорость, просто ушел от врага. Надо отдать должное англичанам – в Ливерпуле они встретили «Лузитанию» словно национальную героиню. 1 мая 1915 года в 12.30 «Лузитания» вышла из порта Нью-Йорка рейсом 202 и взяла курс на Ливерпуль. На ее борту находилось 1257 пассажиров и 702 члена экипажа. Ее проводы стали, как и всегда, впечатляющим общественным событием. У трапа столпилось множество репортеров, ведь среди именитых пассажиров на этот раз были «самые-самые»: мультимиллионер Альфред Вандербильт, «король шампанского» Джордж Кесслер, известные писатель Форман и драматург Клейн, английский режиссер Фрохман и океанограф Стэкхаус. Глядя на них, отважившихся пересечь Атлантику в неспокойные военные времена, простые пассажиры чувствовали себя более уверенно. Раз сам Вандербильт и Кесслер не боятся плыть на «Лузитании», значит, это точно безопасно! Повод для беспокойства был. Во всех утренних газетах Нью-Йорка появилось платное объявление недвусмысленного характера: «Все путешественникам, намеревающимся отправиться в рейс через Атлантику, напоминается, что Германия и ее союзники находятся в состоянии войны с Великобританией и ее союзниками… суда, несущие флаг Великобритании или любого из ее союзников, подлежат в водах уничтожению». Странный текст – то ли предупреждение, то ли приказ в резком, прямо-таки «арийском духе»? Не хватает только традиционного: ахтунг, ахтунг! Самое поразительное обнаружилось чуть позже: оказывается, это предупреждение под видом частного платного объявления опубликовало посольство Германии в США. И поместило его в газетах прямо над расписанием рейсов океанских лайнеров. Ну а первым стоял, естественно, рейс 202. Но с чего бы немцам так в лоб предупреждать пассажиров?! Это было гуманностью? Или немецкие власти прознали нечто особенное о предстоящем рейсе «Лузитании»? Но тогда ни в чем не повинный, абсолютно штатский корабль становился пешкой в чьей-то мутной военной игре… Странным выглядело и другое: ранним утром 1 мая и Вандербильт, и Кесслер получили телеграммы без подписи с коротким, но недвусмысленным текстом: отказаться от рейса на «Лузитании». В апартаментах писателя Формана раздался телефонный звонок. Явно измененный голос прошептал: «Ни в коем случае не отплывайте сегодня!» Океанограф Стэкхаус получил записку-приказ: «Сиди дома!» Но никто не внял предостережениям. Из всего этого ясно только одно: сценарий ужасной судьбы «Лузитании» уже существовал, и его пазлы начали складываться в трагическую картину задолго до реальной катастрофы. Пять дней плавание было спокойным. Если кто и волновался, то быстро расслабился, ибо капитан корабля Уильям Тернер, самый опытный в Северной Атлантике, произнес краткую речь в своей обычной грубовато-бесстрашной манере: «Мы в безопасности. Ни корабль, ни подводная лодка не сумеют нас догнать. Кроме того, я меняю курс каждые 10 минут, так что засечь нас тоже невозможно». 6 мая, когда «Лузитания» уже подходила к берегам Ирландии, капитан получил весьма расплывчатую радиограмму от командующего адмирала Коука: «У южного берега Ирландии германская подлодка». Радиограмма не насторожила капитана: берег большой… На другой день, 7 мая в 11.25 пришло новое оповещение о вражеской подлодке – но снова без конкретики, словно речь шла о температуре за бортом. А ведь адмиралтейству Британии было хорошо известно, что 6 мая в этом районе немецкая подлодка U-20 под командованием Вальтера Швигера уже потопили пассажирские суда «Центурион» и «Кандидат». Но «Лузитанию» об этом почему-то не предупредили. В проливе Святого Георгия у Ирландских островов, куда вошел суперлайнер, тоже было не все в порядке. По приказу военного времени все пассажирские корабли там обычно встречал конвой английских крейсеров, чтобы оградить в узком проливе от неожиданной вражеской атаки и провести в узком фарватере. Но в полдень 7 мая «Лузитания» прождала напрасно. Ни одно конвойное судно не появилось. К тому же все осложнилось густым туманом. Капитан был вынужден подавать сигналы сиреной, чтобы подзывать конвой и разминуться в тумане с другими кораблями. На всякий случай он приказал привести «Лузитанию» в полную готовность от неожиданного нападения: задраить водонепроницаемые переборки и иллюминаторы, подготовить спасательные шлюпки по всем бортам. Когда к 2 часам на горизонте показался долгожданный мыс Олд-Хед-оф-Кинсейл, команда перевела дыхание. Туман спал, самое опасное место пройдено, море спокойно. Но в 14.10 раздался жуткий крик впередсмотрящего: «Торпеда справа по борту!» Не прошло и пары секунд, как снаряд подлодки U-20 врезался в бок корабля на 3 метра ниже ватерлинии. Это было ужасно, но не смертельно. Столь огромный лайнер, как «Лузитания», не мог быть потоплен одной торпедой. Но через секунду произошло абсолютно неожиданное: в трюме с небывалой силой взорвалось нечто, словно разбуженное торпедой. Столб огромного пламени взметнулся над носовой частью корабля, пожар мгновенно перекинулся на все судно, оно накренилось на правый бок, и при наклоне его громадные 20-метровые трубы обрушились на палубу. Команда начала спускать шлюпки. Но из-за огромного крена они падали на воду носом или кормой, тут же опрокидываясь. Капитан попытался вывести судно хотя бы поближе к берегу, но корабль уже не повиновался. Паника и гибель были ужасными, но недолгими. Уже через 18 минут «Лузитания» полностью ушла под воду. Спаслись 761 человек, 1198 утонули. И между прочим, погибли почти все женщины и дети, плывшие на корабле. Мужчины, применяя всю возможную силу, просто повышвыривали их из немногочисленных шлюпок, годных к спасению. Надо отдать должное американцам: они погибли почти все, но спасли своих женщин и детей. Из тех, кого предупреждали еще в Нью-Йорке, выжил только производитель шампанского Кесслер. Все остальные вместе с другими именитыми пассажирами погибли. А ведь потери могли быть не столь велики! Неподалеку в гавани находились корабли военного флота, принявшие сигнал SOS, но ни один из них не получил приказа пойти на помощь. Впоследствии чиновники адмиралтейства оправдывались: «Мы не могли рисковать и другими суднами, у каждого из них – своя задача, а вражеская подлодка находилась где-то рядом». Странные доводы, если знать, скольким людям грозит смерть. Разве есть что-то дороже жизни?.. Оказалось, что есть. И хотя правительство Великобритании всячески постаралось замять скандал, шокирующие версии гибели суперлайнера просочились в прессу. Оказалось, что катастрофа была выгодна как британцам, так и американцам. Британцам потому, что они мечтали склонить Америку, державшую нейтралитет в войне, на свою сторону. Американцам – потому, что определенным кругам этой сверхдержавы было выгодно втравить страну в войну – и на стороне Британии, а не Германии. До этого США медлили, но гибель 124 граждан, среди которых был и цвет нации, подтолкнул их к выбору. Англичане же приобрели мощнейшего союзника. Выходит, недаром немецкое посольство, чуя провокацию, пыталось своим объявлением отвадить американцев от плавания в рейсе 202. Но не вышло… Бедная «Лузитания» просто оказалась пешкой в политических играх. Тем более что разбирательство подтвердило: корабль погиб не от торпеды германской подлодки. «Лузитанию» уничтожил второй взрыв – в трюме. Так что же взорвалось там? Ответ – в перечне груза. Оказывается, по приказу адмиралтейства сугубо гражданские лайнеры тайно провозили из Америки в Англию… оружие и боеприпасы. Они-то и взорвались в трюме, погубив 1198 человеческих душ, не подозревающих о том, что плывут, в прямом смысле, на пороховых бочках. Но разве вояки хоть когда-то думали о людях? У них, как всегда, были свои грандиозные политические планы. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|