|
||||
|
Проблема лишнего веса у древних скифов Воинственные и загадочные скифы – о них мало что известно. Может быть, поэтому находки и открытия, связанные с этим древним народом, всегда вызывают немалый интерес, причем не только среди ученых. Вот и одно из последних исследований сотрудников Института археологии РАН стало причиной множества дискуссий. Они исследовали антропологический материал из скифского могильника Колбино на среднем Дону (конца V – начала IV века до н. э.). Анализу подвергли костный материал 32 взрослых индивидов. Внимание антропологов привлекли бугорки на обратной стороне лба шести черепов, то есть почти у 19 процентов погребенных. Такие костные разрастания характерны для синдрома Морганьи, связанного с изменениями гормональной деятельности организма. Антропологи реконструировали внешний вид скифского населения из могильника Колбино: это были люди «с повышенным жироотложением, вследствие высокого уровня мужских гормонов у женщин и недостаточного уровня мужских гормонов у мужчин». Причиной таких изменений у скифов, как считают антропологи, может быть калорийное питание с большой долей жиров и углеводов, приводящее к ожирению организма и приобретенному диабету. Выводы антропологов о внешнем виде скифов оказались в согласии с описанием скифов древнегреческим врачом и педагогом Гиппократом. В V веке до н. э. он писал: «…По внешнему виду скифы толсты, мясисты… влажны и слабы… вследствие тучности и гладкости тела по внешнему виду все похожи друг на друга… такая природа не может быть плодовитою». Любопытно, что исследование антропологов и свидетельства античных авторов никак не отвечают сложившемуся образу скифов-воинов, объехавших и покоривших полмира. Кто они? О происхождении скифов практически ничего не было известно даже в V веке до н. э. – во времена Геродота. «Отец истории» привел в своих трудах целых три версии. Первая гласила: скифы – самый молодой из всех живущих на земле народов, вторая добавляла, что территория, принадлежавшая им, была пуста до их появления, согласно третьей – скифы пришли в Северное Причерноморье из Азии, при этом вытеснили оттуда своих предшественников – киммерийцев (еще более загадочный и малоизученный народ). С тех пор количество гипотез о происхождении скифов стало гораздо больше, но если их обобщить, то большинство можно отнести к двум основным идеям. Первая идея-версия – скифы появились в результате смешения местных племен, издавна живших в Северном Причерноморье, с племенами, пришедшими с Волги, переселение которых происходило в конце 2-го – начале 1-го тысячелетия до н. э. Вторая версия – скифы пришли в начале 1-го тысячелетия откуда-то из Азии уже сложившимся народом. Итак, словно из ниоткуда в Северном Причерноморье возник новый и беспокойный народ. Он изгнал своих предшественников – киммерийцев, после чего устремился на юг, в Переднюю Азию, в самые цивилизованные страны того времени. Кстати, об этом «путешествии» современники скифов отзывались как о настоящем стихийном бедствии. Деяния скифов Свои деяния скифы начали с баталий: вместе с другими народами они воевали против Ассирии – одного из самых крупных государств той эпохи. Но тогдашнему царю Асархаддону удалось переманить их на свою сторону, предложив скифскому царю взять в жены свою дочь. Скифы временно перестали совершать набеги на ассирийские земли, нисколько не проиграв от своего миролюбия в отношении этой страны: ведь в Причерноморье и помимо Ассирии было достаточно богатых государств и народов. Тем более что от ассирийского владыки они регулярно получали немалые дары. Правда, ему это не помогло: позднее скифы вновь оказались в рядах противников Ассирии и даже помогали штурмовать ассирийскую столицу – город Ниневию. И вот уже скифские воины достигают Палестины и Египта. В древних библейских текстах про них говорится как о народе сильном и древнем: «Всегда они люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои, на которые ты надеешься». И фараон Псамметих также попытался богатыми подношениями отвратить скифов от вторжения в свою страну. «Скифы… своими излишествами и буйством разорили и опустошили всю Азию, – писал Геродот в своих трудах. – Кроме того, что с каждого народа они взимали наложенную ими дань, скифы совершали набеги и грабили все, что тот или другой народ имел у себя. Киаксар и индийцы пригласили их однажды на пир, напоили и перебили». Уцелевшие после этого разгрома скифы вернулись назад в степи Причерноморья. Встреча с персами В конце VI века до н. э., после возвращения скифов из Азии, в Скифию вторглись войска персидского царя-полководца Дария, создателя самой могущественной державы того времени, простиравшейся от Египта до Индии. Война со скифами для персов принесла немало неприятных сюрпризов. Скифы избрали партизанскую тактику и, избегая решительного сражения, заманивали персов в глубь своей территории, постоянно тревожа их нападениями. В конце концов, как гласит предание, приведенное Геродотом в своих записях, Дарий, успев потерять немало воинов в мелких стычках (крупных сражений не было ни одного), отправил предводителю скифов послание: «…чудак, зачем ты все убегаешь… если ты считаешь себя в силах противостоять моему могуществу, то остановись, прекрати свои блуждания и сразись со мной; если же признаешь себя слабее, то также остановись в своем бегстве и приди для переговоров к своему владыке с землею и водою». Царь скифов Иданфирс ответил завоевателю, что если персы хотят сразиться со скифами, то они должны найти и разрушить гробницы их предков, так как скифы не имеют ни городов, ни посевов – ничего, что персы могут захватить. До этого скифы будут продолжать вести свою войну так, как вели ее раньше. В самом конце письма Иданфирс приписал: «…а за то, что ты назвал себя моим владыкой, ты мне поплатишься». Согласно легенде, странная война кончилась следующим образом. Однажды скифы послали Дарию послов с весьма необычными дарами – птицей, мышью, лягушкой и пятью стрелами. Сам Дарий истолковал это послание как признание в «безоговорочной капитуляции»: скифы отдавали ему всю свою землю – ведь мышь водится в земле и питается тем же, что и человек, – зерном; лягушка живет в воде; птица быстротой своего полета символизирует лошадь – самое ценное имущество скифа-воина, а присланные стрелы говорят о том, что скифы складывают свое оружие к ногам победителя. Однако мудрый персидский жрец Горбий «перевел» послание скифов иначе: «Если вы, персы, не улетите, как птицы, в небеса, или, подобно мышам, не скроетесь в землю, или, подобно лягушкам, не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами этих стрел». Последующие события – продолжение «партизанских вылазок» со стороны скифов – убедили Дария в правильности толкования Горбия. И персы поспешно покинули Скифию – без победы и даже без ценных трофеев. Конечно, скифское войско уступало персидскому по своей численности, но явно превосходило своей воинственностью, так как каждый скиф был конным воином – стрелком из лука, и чем больше он убивал врагов, тем большим почетом был окружен. Главное же – скифы сражались за свою родину и поэтому не могли отступить перед завоевателями. …Филипп Македонский впервые доказал, что скифов можно побеждать. Но попытки покорить их по-прежнему терпели полный провал. Когда в 331 году до н. э. один из наместников Александра Великого с 30 тысячами воинов, «не желая оставаться в бездействии», предпринял поход в Скифию, он был уничтожен вместе со всем своим войском. Расцвет Скифии… К началу IV века до н. э. Скифия достигла пика своего расцвета. В это время скифы все больше «контактировали» с эллинами, а торговля с греками обогатила скифскую знать. Из греческих городов Северного Причерноморья в глубь степей отправляли ткани, столовую посуду, ювелирные изделия, предметы роскоши и вино, к которому скифы питали особую страсть. В свою очередь, древние греки получали скот, рабов и высококачественный хлеб. Да-да, скифы были не только кочевниками – ряд скифских племен сеял хлеб специально на продажу. Тогда же, в IV или в конце V века до н. э., в Скифии появляется первый город с мощными укреплениями, акрополем, где в каменных зданиях жила скифская аристократия, с большим кварталом металлургов-ремесленников, чья продукция пользовалась заслуженной славой по всему Причерноморью. …и закат И все же IV век – век расцвета Скифии – стал своего рода преддверием заката скифского могущества. Правда, этот закат длился целых пятьсот лет… С востока на скифов надвигались сарматы – понемногу они стали переходить на правый берег Дона. А во II веке до н. э. они перешли в решительное наступление, заметно потеснив скифские племена. Территория Скифии намного уменьшилась и при этом оказалась разделенной на две части: от Скифии (куда входили теперь только степной Крым и Нижнее Поднепровье) отделилась задунайская Скифия, о которой историкам практически ничего не известно. Столица Скифии была перенесена в Крым, на место нынешнего города Симферополя. Греки называли ее Неаполь – «Новый город». Быт скифской знати подвергся более сильной эллинизации, чем прежде. В Неаполе даже надписи-посвящения скифским богам были сделаны на древнегреческом языке. В то же время, лишенные большей части прежних источников доходов, скифские цари усилили натиск на греческие города, стремясь монополизировать всю хлебную торговлю. Они даже обзавелись собственным флотом и довольно успешно боролись с пиратством. Херсонес с трудом отбивался от наступавших скифов. Даже могущественное Боспорское царство опасалось этих бывших кочевников. Чем бы все могло бы кончиться – неизвестно. Может быть, новым звездным часом Скифии и покорением греческих городов Северного Причерноморья? Но история, как известно, не терпит сослагательных наклонений: греческие полисы предпочли расстаться со столь ценимой ими в прошлом свободой и признать власть царя Понта Митридата VII Евпатора – грозного соперника самого Рима. Взамен Митридат прислал им на помощь свои войска. В нескольких сражениях скифы были разбиты. Даже Неаполь, столица скифов, на короткое время был захвачен врагами. Правда, скифы смогли оправиться еще раз. Снова пытались подчинить Херсонес, снова воевали с Боспором, снова стала Ольвия платить им дань и в знак своей зависимости выпускала монеты с именами скифских царей Фарзоя и Инисмея. Скифские послы бывали на приеме у римского императора Августа. Но это была лишь небольшая отсрочка неизбежного конца… Скифы все больше и больше смешивались с окружающими их народами, а их самобытная культура все больше менялась под влиянием чужих культур. И где-то в III веке н. э. скифы, бывшие почти тысячу лет одними из главных героев на исторической сцене, исчезли… …Никак не верится, что люди, сумевшие победить и выдворить из своих земель могущественного персидского царя Дария I, нагонявшие ужас на своих соседей, были «толсты и слабы». Ведь несколько скифов – это еще не весь народ. Вы согласны? |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|