|
||||
|
Глава 7 Военная организация и экономика Военная организация Письменные свидетельства, которые помогли бы нам ознакомиться с этрусской военной организацией, встречаются редко, а изображения батальных сцен не позволяют нам отчетливо представить себе этрусскую боевую тактику. Мы знаем, что к VIII веку до н. э. виллановианцы были вооружены короткими мечами и копьями, часто сделанными из бронзы. У них было превосходное защитное снаряжение – украшенные гребнями шлемы, латы и круглые щиты, украшенные геометрическим орнаментом или, под влиянием ориентализирующего стиля, изображениями животных (рис. 4, 5,6). На протяжении последующих столетий вооружение и доспехи иногда делались из бронзы, однако к VII веку до н. э. привычным стало оружие из железа, до наших дней практически не сохранившееся. Однако нехватка материальных свидетельств до некоторой степени компенсируется резко возросшим количеством изображений воинов в полном облачении. При этом следует помнить, что изображения эти могут демонстрировать художественные заимствования, порой базирующиеся на мифологии, подобно тем, что можно увидеть на центральной панели колесницы Монтелеоне. Рис. 34. Стела Авеле Фелюска из Ветулонии. Археологический музей Флоренции. Примерно к середине VII века до н. э. прежние виллановианские формы начинают сменяться греческими. Новое греческое снаряжение включало коринфский шлем, выкованный из цельного куска бронзы и снабженный низким или высоким гребнем. Во-вторых, этруски заимствовали греческий тип ножных лат, которые охватывали ноги под коленом, и большой круглый гоплитский щит. Греческое военное снаряжение можно увидеть на Авеле Фелюске, фигура которого изображена на стеле из Ветулонии, датируемой концом VII века до н. э.; в руках он держит двойной топор, возможно, символ власти (рис. 34). В такое же снаряжение облачены воины VI века до н. э., грудь и спина их прикрыта бронзовыми пластинами. Ближе к концу архаического периода появляются некоторые новшества, в частности иная форма лат – они могли делаться из кожи и покрываться сверху пластинами металла. Такие латы защищали также плечи и бедра воина. Увидеть это снаряжение можно на терракотовой статуе коленопреклоненного воина из Чивита-Кастеллана. Все это снаряжение было заимствовано у греческого мира, но этруски использовали и италийские формы. У воина, изображенного на табличке из Черветери, на груди виден круглый диск, вероятно защищавший сердце. Подобную защиту использовали самниты и пицены, а знаменитый этрусский шлем, захваченный сиракузцами в морском сражении у Кум в 474 году до н. э. и посвященный богам, представляет собой тип шлема, заимствованного восточными и северными соседями этрусков. К V веку до н. э. относятся изображения воинов, носящих шлемы с гребнями, с откидными щитками для щек, без защиты для носа и с жесткой налобной повязкой. Этот аттический тип шлема продолжал использоваться в IV веке до н. э. вместе с составными латами, ножными доспехами и гоплитским щитом. Также использовался другой тип лат. Он делался либо из кожи, либо из бронзы и предназначался для защиты брюшной полости, он прикрывал живот, но по бокам оставлял неприкрытыми бедра, хотя они защищались набедренниками. Прекрасные латы из бронзы с передней и задней пластинами, откидывающимися на плечах, был обнаружен в гробнице IV века до н. э. в Орвието, вместе с большим круглым щитом, все еще носившим следы деревянной обшивки сзади, и пара ножных доспехов. Это снаряжение было сделано в соответствии с греческой традицией, но находилось вместе с типом шлема, совершенно отличным от всего описанного выше (рис. 35). Рис. 35. Шлем и доспехи из гробницы в Орвието. Археологический музей Флоренции. Этот шлем имел шишак на куполе и щитки для щек, украшенные тремя дисками. Форма щита овальная, как у воина, сражающегося с этрусским всадником на барельефе в Болонье. Кроме того, этруски и их италийские соседи заимствовали галльские типы снаряжения, включая меч, изображенный на стенах гробницы Рельефов в Черветери. Затем этрусские города-государства подчинились Риму, и их вооруженные силы влились в римскую армию. Этрускам в древности приписывали изобретение бронзовой военной трубы, которая стала известна в Риме к VI веку до н. э. и в Греции к началу классического периода. Как правило, изображения этих труб встречаются в сценах погребальных процессий или триумфальных шествий. Следует упомянуть также конскую сбрую, используемую не только как военное снаряжение. В VII веке до н. э. этруски все еще иногда использовали удила с нащечными щитками в форме лошади, заимствованные у виллановианцев (рис. 6,a). На смену им пришла греческая форма с полукруглым нащечным щитком; эта разновидность удил была в ходу вплоть до эллинистического периода (рис. 21). В VI веке до н. э. этруски искусно изготовляли колесницы. Сомнительно, чтобы их использовали непосредственно во время сражений, судя по росписям, в таких колесницах цари или полководцы отправлялись в военные походы, кроме того, колесницы служили украшением триумфальных шествий. Всадники, которых иногда можно увидеть на изображениях того периода, облачены в тяжелое снаряжение пехотинцев, скорее всего, для того, чтобы они могли спешиваться в случае необходимости, хотя Ливий и упоминает кавалерийские соединения. Подобные противоречия мешают нам полностью понять, как именно была организована этрусская армия и как этруски сражались в жестоких битвах архаического и классического периодов. Сцены единичных сражений, которыми мы располагаем, не вполне ясны – в основном это изображения марширующих воинов, выглядящих как тяжеловооруженные пехотинцы в полном греческом снаряжении. Подобную сцену можно увидеть на барельефе, украшающем саркофаг из Перуджи. На барельефе изображен военный отряд, возвращающийся из похода с победой. Впереди идут пленники, один из них несет ситулу венетской формы, за пленниками следуют мулы, нагруженные военными трофеями, несколько воинов гонят стадо гусей и скота. Некоторые сведения можно почерпнуть из античных источников. Имеется описание лагеря Порсенны и засады этрусков из семейства Фабиев, устроенной близ берегов реки Кремеры примерно в 477 году до н. э. Есть описание гибели Ларса Толумния, вейского царя (который, между прочим, в то время носил льняные латы), павшего от руки римского консула. Подробно описано сражение между воинами Кьюзи и галльской ордой, а также битва между Тарквинией и Римом в IV веке до н. э.: этруски пошли в бой вместе со «своими жрецами, которые несли перед войском змей и факелы», этрусские воины «устремились вперед, словно фурии». Многое в этих описаниях может быть противоречиво с точки зрения хронологии, а изображения могут содержать в себе элементы художественного заимствования. Появление полного снаряжения, состоявшего из металлического шлема, лат, ножных доспехов и большого щита, обычно ассоциируется в Греции с гоплитской организацией, в которой народное ополчение из городов-государств сражалось тесно сомкнутыми рядами или фалангами. Большое социальное и политическое значение имела и новая организация римской армии, внедренная Сервием Туллием в VI веке до н. э. Все воины делились на группы, имевшие различное снаряжение. Со стороны царя это могло быть попыткой увеличить количество людей в армии и получить поддержку класса умеренно состоятельных фермеров, которые теперь могли сражаться бок о бок со знатью. Считается, что о существовании гоплитского снаряжения и тактики римляне узнали от этрусков, которые, судя по изображениям, сами применяли его. Трудно, однако, говорить о существовании стройной военной организации, учитывая, что нам мало известно о социальных условиях в Этрурии. Возможно, воинскую дисциплину могли жестко контролировать цари, но к V веку до н. э. политическая власть в этрусских городах-государствах перешла к знати. В связи с этим можно предположить, что в качестве военных подразделений в этрусской армии могли выступать крупные семьи или кланы, наподобие семейства Фабиев, устроивших засаду на реке Кремере. Может быть также, что патроны могли вербовать на военную службу своих клиентов и прочих зависимых от них людей. Известно о попытках этрусков нанять галльских наемников, но мы пока не можем объяснить, каким образом этрусским городам-государствам удавалось сражаться с хорошо вооруженным и дисциплинированным врагом. Судя по всему, когда политическая власть перешла в руки знати, в Этрурии назрел военный кризис, которым частично объясняется тот упадок военного могущества, который Этрурия пережила в V веке до н. э. Впрочем, в IV веке до н. э. этруски по-прежнему сохраняли среди римлян репутацию доблестных воинов. Рис. 36. Кратер Аристонофа со сценой морского сражения. Капитолийский музей, Рим. Рис. 37. Монета из Популонии с молотом и клещами, специализацией которой была работа по металлу. Что касается морских сражений, то тут мы опять-таки больше знаем об их исходе, нежели о тактике, которую использовали этруски. Известно, что к VII веку до н. э. этрусские военные корабли были оснащены чем-то вроде тарана. Есть предположение, что роспись на кратере Аристонофа, датируемом примерно серединой VII века до н. э., показывает сражение между греческим и этрусским кораблями. Первый корабль имеет длинный таран и идет на столкновение, а другой поднимает паруса (рис. 36). Среди редко встречающихся изображений других типов этрусских кораблей можно отметить изображение прекрасного торгового судна, обнаруженное в недавно открытой гробнице Корабля в Тарквинии. Этот корабль имеет высокий нос и корму, квадратные паруса со сложным такелажем. В гробнице Охоты и Рыбной ловли изображены маленькие ялики, на носу которых разными красками нарисованы глаза. Доблесть, выказываемая этрусками в морских сражениях, была хорошо известна в античности. Именно этрускам приписывают изобретение ростра, или тарана, корабля, этрускам обязаны своими названиями моря, омывающие италийский полуостров: Адриатика названа в честь Адрии, порта близ устья реки По, а Тирренское море напоминает о греческой версии названия этрусского народа. Античные авторы также засвидетельствовали, что этруски терроризировали греческих моряков, рисковавших заходить в Тирренское море в VIII веке до н. э., этруски колонизировали Корсику, плавали в Западное Средиземноморье и даже боролись с карфагенянами за владение островом. Нам известно о полководце из Тарквинии, который повел армию на Сицилию, о том, что этруски посылали свои корабли на помощь афинянам в Сиракузах в 413 году до н. э., а в 307 году до н. э. восемнадцать этрусских кораблей прибыли на Сицилию, чтобы оказать поддержку Агофоклу в его борьбе против карфагенян. Однако столетие спустя, в 205 году до н. э., этрусские города не предложили Сципиону свои корабли, ограничившись отправкой леса для строительства кораблей и полотна для парусов. Торговля Устойчивое положение на море, обширные запасы полезных ископаемых, леса и плодородные почвы – все это обеспечивало Этрурии сильные позиции в торговле. Этрусскую торговлю можно условно разделить на две части: морскую, которая обеспечивала контакт с греками, карфагенянами и их предшественниками финикийцами, а также прочими народами Восточного Средиземноморья, и торговлю между Этрурией и ее италийскими соседями и народами, живущими по другую сторону Альп. Среди греков ходило много историй об этрусском пиратстве, но удачливые мореплаватели, особенно из государств-соперников, назывались пиратами еще со времен Одиссея. Тем не менее следует учитывать, что товары могли циркулировать между странами не только с помощью торговли. Они могли быть трофеями или выступать в качестве приношений богам, в частности, это касается изделий, найденных в крупных святилищах Греции. Мы знаем, что и Черветери и Спина имели казначейства в Дельфах, мы также знаем об этрусском царе, который отправился в Олимпию и преподнес в дар богам трон. Этим можно объяснить то, что на территории Греции были обнаружены виллановианские и ранние этрусские изделия, датируемые VIII и VII веками до н. э. Кроме того, большая часть импортных изделий, найденных в Этрурии, выменивалась на железо, медь и металлосодержащие руды. Не только сырье отправлялось за рубежи Этрурии, многие этрусские изделия, особенно из золота и бронзы, были весьма отменного качества и высоко ценились в Греции. О торговле этими изделиями свидетельствует этрусская бронза, обнаруженная в Великой Греции, в частности, фрагмент треножника из Вульчи, обнаруженный в Афинах. Торговля играла важную роль и в распространении бронзовых этрусских статуэток, а также сосудов буккеро. Эти сосуды были обнаружены на юге Франции, в Испании, Карфагене, на Сардинии, на территории Великой Греции, даже на Родосе и в Малой Азии. Мы уже говорили об исторически сложившихся контактах между Кампанией и Этрурией. Существовали и другие подобные торговые связи. На Востоке этрусские товары импортировали умбры и пицены, помимо этого, эллинские товары приходили к ним с Адриатики. Еще со времен бронзового века существовали торговые пути, пересекавшие апеннинские перевалы и спускавшиеся в долину По. В VI веке до н. э. этрусские изделия стали экспортироваться во Францию, на южном побережье которой приблизительно в 600 году до н. э. был основан Марсель. Этот факт лишь усилил растущую враждебность между этрусками и фокейскими греками. Список этрусских бронзовых изделий, датируемых VI веком до н. э. и более поздними периодами и найденных к северу от Альп, весьма широк и включает ойнохою (рис. 27), изготовленную, вероятно, в Вульчи и найденную близ Трира в Юго-Западной Германии. Подобно многим этрусским товарам, экспортируемым на север, ойнохоя являлась частью винной сервировки; подобные товары были очень популярны среди галльских вождей, и этрусские изделия оказали влияние на работы бронзовых дел мастеров латенской культуры. В течение долгого времени этруски вели торговлю, не пользуясь монетами. Многие греческие города запада начали чеканить монеты к середине VI века до н. э., и самые древние из найденных в Этрурии – монеты фокейского типа, изготовленные ближе к концу VI столетия. Около 500 года до н. э. некоторые этрусские города сами начали чеканить монету, они использовали преимущественно бронзу, хотя встречаются и золотые, и серебряные монеты. Этрусские монеты редко различаются по внешнему виду: одну сторону часто оставляли ровной, а на другой изображали горгону, химеру или грифона; иногда на монете ставилось название города или индивидуальная эмблема, например молот и клещи на монетах Популонии (рис. 37). Стандартный вес, по всей видимости, основывался на эвбейско-аттической системе, связанной, в свою очередь, с сицилийской литрой; на многих монетах есть числа десятичной системы – XXV, X и V, – показывающие относительную стоимость монеты. Этрусские города продолжали чеканить монеты на протяжении классического и эллинистического периодов, пока не влились в римскую монетную систему. Между городами и поселениями Этрурии должно было существовать какое-то сообщение, невозможное без дорог и транспортных средства. В III и II веках до н. э. по территории Этрурии проходили мощеные римские военные дороги. Дорога Виа Аурелия вела по побережью к Пизе, а Виа Клодия, проходя к западу от озера Браччиано, – к Блере и Сатурнии. Дорога Виа Кассия, огибая озера Вико и Больсена, направляется дальше к Кьюзи, Ареццо и Флоренции, а Виа Америна проходила через Фалерии-Нови к центру долины Тибра. Виа Фламиния пересекает территорию фалисков в направлении к Адриатическому побережью. Все эти дороги вели в Рим и обслуживали его военные нужды, в то же время объединяя регион и столицу. После изучения южной Этрурии более понятной стала система этрусских дорог, особенно проходящих по территории Вей. Наглядным примером дороги, служившей исключительно этрусским нуждам, может служить та, что ведет из Пирги и Черветери на восток, в Вейи, и далее в Палестрину, огибая Рим. Следует отметить, что на господствующее положение Вей в пределах подвластной городу территории указывает целый веер дорог, расходящихся из городских ворот. Дороги мостились в городах или их ближайших пригородах, но этрусские строители были весьма предприимчивыми людьми. Они часто прорубали дорогу в скале, размещая рядом водоотводный канал, в другом случае отводили воды реки и использовали ее ложе в качестве дороги. Нам известно о каменных кладках, поддерживающих деревянные балки мостов, а в эллинистический период мосты строились с каменными арками. Рис. 38. Женщина, едущая в колеснице в подземный мир. Барельеф на саркофаге из Вульчи. Музей изящных искусств, Бостон. Для езды или в качестве вьючных животных использовали лошадей, мулов и ослов. Есть многочисленные изображения мальчиков и мужчин, едущих верхом, или нагруженных мулов, например на уже упоминавшихся саркофагах из Перуджи. Часто на изображениях можно увидеть быков, запряженных в плуг, и колесные повозки, влекомые лошадями или мулами. В нескольких гробницах VII века до н. э. были обнаружены металлические детали колесниц. Выше уже описывалась колесница Монтелеоне. Это великолепное произведение искусства явно предназначалось для церемоний, кроме того, колесницы использовались для гонок, а поздние барельефы изображают колесницу, везущую знатного человека в загробный мир. К VII веку до н. э. уже известны четырехколесные повозки, но наиболее часто встречаются изображения двухколесных (рис. 38). Это так называемый карпентум (carpentum), в котором Луций Тарквиний и Танаквиль ехали в Рим. Встречаются изящные повозки (рис. 42) и образчики более грубой работы, как, например, бронзовая модель из Бизенцио (рис. 39). Рис. 39. Бронзовая модель деревенской повозки из Бизенцио. Музей Вилла Джулия, Рим. Ремесла и сельское хозяйство В период процветания экономика этрусков базировалась как на ремеслах, так и на сельском хозяйстве. Широкий ассортимент товаров, производимых в регионе, включал в себя прекрасную керамику нескольких школ, а также другие товары: широко экспортируемые изделия из золота и бронзы, изделия из железа, повозки, предметы обстановки, изделия из кожи – от упряжи и доспехов до мешков и обуви, а также одежда. Нам почти ничего не известно о мастерских, в которых производились эти изделия, хотя в Марцаботто были обнаружены плавильные печи, печи для обжига и веретена, свидетельствующие о развитии местного ткачества. До нас дошли некоторые инструменты: лезвия топоров, молоты, наковальни, тесла, пилы и многое другое, а деревянные рукояти этих инструментов можно увидеть на настенных росписях, часто показывающих мифологических мастеров за работой, например Икара. Помимо гончаров, кузнецов, плотников, шорников, ткачей и красильщиков в Этрурии трудились рудокопы, каменщики, лесорубы, углежоги и сельскохозяйственные рабочие. Самым важным промышленным процессом в Этрурии была разработка обширных полезных ископаемых, а именно месторождений меди, олова, свинца, серебра и более всего железа, которым был богат регион. Крупные месторождения залегали на территории Популонии, на Эльбе, в Коллине-Металлифере и вокруг Кампилья-Мариттима, примерно в 20 километрах к северо-востоку от города. Здесь, и в особенности в области Валь-Фучинайя, разработка месторождений началась еще в VIII веке до н. э. Существовали открытые разработки, карьеры, а также шахты и штольни. Плавильные печи использовались в основном для медной руды. Эти печи делались в виде усеченного конуса с диаметром основания менее двух метров, стенки их были выложены огнеупорными плитками. Перфорированная перегородка отделяла верхнюю камеру от нижней, снабженной маленькой дверцей. Руду и уголь помещали в верхнюю камеру, под которой разжигали огонь. Расплавленная медь стекала через отверстия в перегородке в нижнюю камеру, где ее можно было собрать (рис. 40). Рис. 40. Схематическое изображение плавильной печи, обнаруженной в Валь-Фучинайя на территории Популонии. Самое крупное месторождение железной руды находилось на острове Эльба. Возможно, что сначала переработка руды происходила там, однако местные топливные ресурсы вскоре исчерпались. Когда руда Эльбы еще плавилась на месте добычи, после завершения процесса ее отправляли на материк, где перепродавали, или в порт близ Неаполя (современный Поццуоли), где из нее делали оружие и инструменты. Прежде чем отплыть в Африку в 205 году до н. э. и начать военную кампанию, завершившуюся 2-й Пунической войной, Сципион должен был обеспечить свою экспедицию материально. Наиболее щедрыми оказались пожертвования Этрурии. Популония направила Сципиону железо, Тарквиния – полотно для парусов, Черветери – зерно. Вольтерра предоставила материал для строительства кораблей, твердую древесину, необходимую для килей и остова. Ареццо направил 3 тысячи шлемов и щитов, 50 тысяч копий различных видов, а также топоры, лопаты, корзины и ручные мельницы, в количестве необходимом для обеспечения сорока кораблей. Руселлы, Кьюзи и Перуджа дали зерно и сосну для строительства кораблей. На основании этого списка можно судить об упадке прибрежных районов и процветании северных городов, а также о балансе полезных ископаемых и сельскохозяйственных ресурсов Этрурии. Некогда территория Этрурии была покрыта лесами. Древесина использовалась не только для строительства кораблей, но и в архитектуре. Кроме того, из дерева делали множество других вещей – от повозок и плугов до оружия и инструментов, от мебели до шкатулок для косметики, при этом использовались разные сорта древесины: дуб, вяз, бук, сосна, клен, ива, калина, самшит, а также импортируемые черное дерево и кора пробкового дерева, которая использовалась для запечатывания сосудов, некоторые статуэтки вырезались из виноградной лозы. Дерево широко использовалось в качестве топлива для промышленных печей и, как уголь, для приготовления пищи и обогрева домов. Мы не знаем ни степени, ни темпа обезлесения Этрурии, но этот процесс наверняка повлиял на климат региона, сделав его жарче и суше. Возможно, этруски уже осознавали потенциальную опасность обезлесения страны, в результате которой происходила эрозия почвы и заболачивались равнины и прибрежные районы, что, в свою очередь, влекло за собой распространение смертельно опасной малярии. Во всяком случае, этруски старались осторожнее управлять лесными и водными ресурсами своей страны. Они прорыли канал близ Адрии, знали, как отводить подземные воды, осушать болота и озера. Свидетельством тому может служить разветвленная система подземных проходов, высеченных в скальной породе и связанных с поверхностью шахтами. По этим подземным коридорам вода доставлялась из одной долины в другую. Это был эффективный способ контролирования водоснабжения и предотвращения эрозии почвы, результат его явственно виден на аэрофотосъемке. Рис. 41. Орудия труда для обработки древесины и земледелия. Этрурия славилась в античности и своим сельскохозяйственным благополучием. Почва была плодородной, а атмосферные осадки умеренными. Известно было отменное качество этрусского зерна. Особенно развито сельское хозяйство было в районе верхнего бассейна Тибра и его притоков; сельскохозяйственные культуры из этого региона начали поставляться в Рим с V века до н. э. О методах ведения сельского хозяйства нам известно немногое, поскольку этруски нечасто отражали в настенных и прочих изображениях жизнь простых тружеников. Существует, однако, предание, согласно которому в 310 году до н. э. брат римского консула вооружился двумя серпами и двумя охотничьими копьями, чтобы незамеченным проникнуть в Этрурию. Группа вотивных моделей инструментов из Таламоне включает в себя колун, серп, мотыги и плуги (рис. 41). К этому прибавим ножницы, секаторы, ручные мельницы и меры для зерна, – все это можно увидеть в музеях. Модель плуга из Таламоне имеет направляющую рукоять и прямое лезвие. Подобный плуг можно увидеть на модели IV века до н. э. из Ареццо, показывающей пахаря, управляющего запряженными быками. Из сельскохозяйственных культур, выращиваемых в Этрурии, можно назвать лен и оливковые деревья (возможно, пришли в Этрурию позже, поскольку этрусское слово, обозначающее «масло», происходит от греческого). Оливковое масло использовалось для приготовления пищи и в качестве топлива. Иногда на настенных росписях можно увидеть сцены сбора винограда, гроздья при этом складывались в большие корзины. Этрусские вина стали хорошо известны в Греции к эллинистическому периоду. Сведения о произрастающих в Этрурии фруктах, овощах и цветах можно почерпнуть из орнаментов, в которых мы видим виноградную лозу, гранат, яблоки и ежевику, артишок, горох и бобы; в декоративных орнаментах заметны также вьюнок, крокус, мак, лилия, акант, лавр и пальма. Некоторые растения считались благоприятными или несчастливыми. Этруски разводили кур, уток, гусей, цесарок, яйца которых иногда находят в гробницах. Они также занимались свиноводством. Полибий описывает этрусских свинопасов, которые управляли стадом с помощью пастушьего рожка. Этруски выгоняли на пастбища гусей, рогатый скот и овец. Широко известны были некоторые виды местного сыра, а в музеях можно увидеть бронзовые терки, на которых этот сыр могли натирать. Из шерсти ткали полотно и либо отбеливали, либо красили его в разные цвета. Охота обеспечивала мясом диких кабанов, оленей, зайцев, голубей и водоплавающих птиц, этрусские озера были полны рыбы. Страбон пишет и о морской рыбалке, приводя некоторые этрусские кулинарные рецепты: рыба фаршировалась розмарином, с ним же готовилась жареная свинина, а свиная печень запекалась с лавровыми листьями. Травы использовались в качестве приправ, медом пищу подслащали, а с помощью соли консервировали. Для приготовления пищи использовались вертела и решетки, а также кастрюли для кипячения жидкости и печи для запекания. В гробнице Голини, близ Орвието, были обнаружены фрески, датируемые IV веком до н. э.; теперь они находятся в Археологическом музее Флоренции. На фресках изображена кухня, здесь мы видим говяжьи туши, оленину, зайчатину, связки птиц. Один повар готовится поставить на огонь в печь сковороду, другой стоит с кастрюлей, рядом с ним пифос для хранения продуктов. На другой стене изображение показывает повара, рубящего мясо, которое он собирается готовить на открытом огне, второй повар измельчает пищу в большой ступе с помощью двух пестиков. На кухне присутствует флейтист – эту фигуру часто можно увидеть на этрусских изображениях, – а элегантная женщина надзирает за рабом, который готовится поднять один из четырех столиков, уже накрытый для пиршества. На столике лежат хлеб, гранаты и гроздья черного винограда. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|