Приложение 1

ПАМЯТКА КРАСНОАРМЕЙЦУ

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Товарищу красноармейцу

ПАМЯТКА 

как относиться к населению во время манёвров в Чечне.

Осенью этого года нашим частям придётся проводить манёвры и операцию по изъятию оружия и бандитского элемента в Чеченской автономной области.

Время манёвров и операции — самое ответственное испытание для красноармейца.

Красноармеец в эти дни должен показать, как и чему он научился за время пребывания в Армии.

На время манёвров создаётся такая обстановка, которая напоминает войну, с тем, чтобы можно было испытать Красную Армию, как она станет действовать, если враг трудящихся осмелится посягнуть на пролетарское государство.

Во время манёвров каждый красноармеец должен думать, что он в боевой обстановке и вести себя так, как он вёл бы себя согласно всех прежних разъяснений своих командиров и политработников во время боя.

Только в этом случае мы хорошо и с пользой проведём манёвры.

Предстоящая во время манёвров операция по разоружению и изъятию бандитского элемента значительно приблизит условия манёвров к действительно боевой обстановке.

Операция очень сложная и требует хорошей подготовленности кр-цев, точного исполнения своего долга, крепкой дисциплины и беспрекословного выполнения всех приказаний своих командиров. При изъятии бандитского элемента возможно оказание с их стороны вооружённого сопротивления нашим частям.

В этом случае красноармеец должен хорошо знать особенности боевой обстановки в горах, о необходимости постоянной бдительности и осторожности, чтобы не погибнуть совершенно случайно и бесполезно.

Одной из важнейших задач красноармейца во время манёвров и операции — это построить правильные отношения с населением. Закрепить смычку Красной Армии с рабочим и крестьянином.

Красная Армия есть Армия трудящихся. С кем бы ей ни пришлось воевать в будущем, её союзниками в войне будут рабочие и крестьяне всех стран, в том числе и той страны, против буржуазии которой Красная Армия будет сражаться. И важная задача каждого красноармейца суметь в боевой обстановке отличить врага от союзника и так построить свои действия, чтобы показать этому союзнику, что Красная Армия идёт ему на выручку, помогает сбросить иго насилия и нищеты. Поэтому особенно строго наши законы карают красноармейцев за насилие, мародёрство и т.п. по отношению к населению воюющей с нами страны.

Во время манёвров каждый красноармеец должен это помнить и так вести себя, чтобы заслужить любовь и уважение жителей, добиться, чтобы ни одной жалобы, ни малейшего недовольства против Красной Армии не было, чтобы трудовое Население сказало: «Да, Красная Армия действительно Армия трудящихся, наша защитница».

На манёврах, предстоящих осенью этого года, вопрос о взаимоотношениях красноармейцев с жителями особенно серьёзен.

Манёвры будут происходить в Чечне.

Для того, чтобы правильно подойти к чеченцам, завоевать их доверие и уважение, нужно знать, кто они такие, условия их жизни и те особенности, какие у них имеются.


Кто такие Чеченцы

Чеченцы — одно из самых воинственных племён Кавказа. Целые столетия пришлось Чеченцам отстаивать свою свободу против различных народностей, посягавших на неё. Русское царское правительство победило Чечню; внесло чеченские земли в список своих владений, но покорить чеченцев, заставить их смириться не могло. Неоднократно восставали чеченцы против поработителей, вели постоянную борьбу против казаков, которых поселило царское правительство на землях, отнятых у чеченцев. Даже выселение наиболее неспокойной части чеченцев в Турцию не успокоило всей Чечни. Жестокие расправы царских войск с чеченцами, когда чеченские аулы разграблялись, сжигались, насиловались чеченские женщины, беспощадно расстреливался народ, также не могли успокоить и покорить Чечню. Наоборот, всё сильнее и сильнее развивалась острая ненависть чеченца к угнетателю, к русскому. Убить русского, ограбить и сжечь его селение стало считаться доблестью. Эта национальная вражда чеченца к русскому нарочно развивалась царизмом, так как это облегчало его борьбу и мешало соединиться угнетаемым царским произволом для общей борьбы с ним.

В годы гражданской войны чеченцы поняли, что их друзьями являются трудящиеся России, и бок о бок с ними боролись против царских генералов, дав многих партизан в ряды отрядов Красной Гвардии. Чеченцы в трудные минуты, когда перевес брали белогвардейцы, помогали красным отрядам укрыться в горах. Так впервые зародилась смычка между чеченцем и русским рабочим и крестьянином. В дальнейшем эта смычка всё укреплялась. В 1920 году, когда меньшевики Грузии попытались с помощью контрреволюционного кулачества и духовенства втянуть Чечню в борьбу против советской власти, они получили самые незначительные результаты. Только ничтожная часть горных Чеченских аулов поднялась против Советской власти, и то потому, что соввласти она не видела и ничего о ней не знала.

Вся же остальная Чечня осталась верной Революционному Союзу.

Гражданская война, общая борьба против произвола и насилия царизма и его ставленников заложили первый камень в дело крепкой дружбы и смычки русского рабочего и крестьянина и горца чеченца бедняка.

Задача красноармейца во время манёвров закрепить этот союз.


Что должен знать красноармеец, чтобы закрепить Союз с горцем-чеченцем

Помнить, что у горца ещё сохранилась недоверчивость к русскому.

Враги советской власти — кулаки, ростовщики, барантоводы, мусульманское духовенство, всячески стараются использовать эту недоверчивость, чтобы поссорить горца с красноармейцем.

Поэтому — красноармеец должен каждый свой поступок продумать: не напомнит ли он горцу-чеченцу старые времена, не породит ли он в нём национальной вражды к русскому.

Красноармеец должен хорошо усвоить, что только крепкий Союз всех многочисленных национальностей, населяющих наш Союз, полное равноправие между ними, полное уважение друг к другу и взаимная поддержка и помощь обеспечат мирное строительство и рост мощи СССР.

Горцы, благодаря прежней царской политике, сильно отстали от русских в хозяйственном и культурном отношении

Царское правительство старалось окружить чеченцев крепкой стеной от остальной России. С этой целью оно отобрало у чеченцев земли на плоскости, передало их казачеству, а чеченцев загнало в горы.

Горы не были в состоянии прокормить всех чеченцев, получилось перенаселение. Чеченцы не имели промышленности, их занятия сводились к земледелию, скотоводству и кустарной промышленности.

Пахотной земли и пастбищ в горах очень мало, каждая лысина на вершине горы рассматривается как удобная земля. Пахотной земли на душу приходится меньше четверти десятины, да и то та земля была в руках у купечества, которое сдавало её в аренду бедноте на тяжёлых условиях. Горная земля неудобна для земледелия, урожай даёт очень небольшие и лишь таких растений, которые лучше всего переносят засуху, поэтому горцам приходится сеять исключительно только кукурузу и ею питаться. Способ хозяйства самый отсталый, до сих пор ещё землю пашут сабанами, удобрения земля не получает и поэтому горца часто постигает неурожай.

Не лучше дело обстоит и со скотоводством. Пастбищ недостаточно. Отдельные селения Чечни и Дагестана всё время вели, да ещё и в настоящее время ведут между собою борьбу за пастбища. Эта борьба часто переходит в настоящие войны, которые длятся иногда целые годы. Недостаток пастбищ содействует вымиранию горского скота. Горская корова не больше телёнка, поэтому продуктов от неё еле хватает, чтобы прокормить семью чеченца-бедняка, а о продаже не приходится и думать.

Лучше обстоит дело с барановодством, но оно выгодно лишь тогда, когда у владельца много баранов и он достаточно получает с них продуктов: шерсти, сыра, мяса. В Чечне имелись крупные барановоды, имеющие по десяткам тысяч баранов, что же касается до бедноты, то она лишь уплачивала «бараньи проценты» и жила впроголодь. Крупные барановоды давали в долг под проценты барашку беднякам. Проценты брались очень высокие, бедняк должен был отдавать ростовщику барановоду половину или две трети приплода, а также и шерсти, и выходит, что работал на барановода бесплатно, всё более и более должал ему и, в конце концов, становился почти крепостным. Эти бараньи кабальные проценты и до настоящего времени ещё сохранились в глухих горных аулах, куда не дошла ещё Советская власть.

Так обстоит дело со скотоводством.

Кустарная промышленность развита сильно, но ведётся самым отсталым образом, отнимает много времени и всё же кустарь горец зарабатывает ровно столько, сколько нужно, чтобы не умереть с голоду. Кроме того, развитию кустарной промышленности мешает недостаток спроса, вследствие общей бедности населения. Торговля в Чечне развивается слабо, вследствие сильно развитого бандитизма и грабежа.

Вот каким было, да пожалуй и по сейчас остаётся хозяйственное положение горца-чеченца.


Культура у чеченцев

Красноармеец знает, что культурное развитие всякого народа зависит от его богатства. Ясно, что вследствие такой нищеты подавляющей массы чеченцев их культурное развитие очень низкое.

Почти на все 100 проц. чеченцы неграмотны. Даже азбуки на родном языке у чеченцев при царизме не было, так как царизму, которые старался довести чеченцев до вымирания, как беспокойное племя, выгодно было их невежество.

Лишь небольшая часть чеченцев обучалась грамоте на арабском языке, готовясь в духовенство, да наиболее богатая часть населения училась в русских школах.

Благодаря этому чеченцы совершенно не знают науки и до сего времени сохранили массу суеверий и предрассудков, оставшихся от глубокой древности.


Почётные старики

Самый быт чеченцев старый патриархально родовой. Полным владыкой рода был и остаётся почётный старик, молодёжь не имеет никакого права голоса и обязана слепо подчиняться старикам, которые решают все вопросы за всё селение. Без почётных стариков селение ничего не решит. Это засилье стариков сохранилось и до настоящего времени и сильно мешает культурному ходу Чечни, так как старики чеченцы, как и все вообще старики, крепко держатся за старину и ведут жестокую борьбу против всякого новшества, свежего духа.

Население Чечни ещё не поднялось настолько, чтобы ценить способность человека управлять и уметь строить жизнь не по седине. Уважение к седине у чеченцев очень сильно, и с этим нужно считаться. Обидеть почётного старика, значит показать неуважение к нему, значит обидеть весь его род, всё селение.


Религиозность

Среди всех культурно отсталых народностей сильна религиозность. Это же мы наблюдаем и у чеченцев. Чеченцы мусульмане, причём у них не чистое мусульманство, имеется примесь и христианства, так как когда-то грузинские цари, покорив Чечню, попытались распространить среди них христианство и кое-чего добились; в горной Чечне можно ещё и сейчас встретить христианские часовни. После грузинских царей пришли арабы и ввели мусульманство.

Чеченец религиозен до фанатизма, на основе религии он строит всю свою жизнь, религией освещает все свои предрассудки и суеверия. Царское правительство всегда поддерживало всякую религию, затемнявшую сознание человека, поэтому оно поддерживало и религию чеченцев и их духовенство — мулл, создавало специальные школы «Медресе», где обучали на арабском языке и изучали только «Коран» — евангелие мусульман. Если до сих пор сильно ещё значение попа в русской деревне, то тем более сильно значение муллы в чеченском ауле. Кроме мулл у чеченцев много святых шейхов, хаджи и т.п., которые пользовались и пользуются громадным влиянием на чеченцев и управляют их жизнью.

С религией у чеченцев связано много обычаев, с которыми необходимо всегда считаться, чтобы не обострить отношения, не создать вражды.

С религией может быть борьба только через улучшение экономического положения населения, когда оно само увидит, что урожай, падёж скота, нищета, болезнь и т.п. зависят не от бога, а от самого человека, от его знаний и умения подчинить себе природу. Никакой насмешкой, никакой горячей речью религии не переработать, никакие гонения на религию не помогут, а поэтому вести сейчас в Чечне антирелигиозную агитацию, как это у нас в частях делают кружки безбожников, дело бесполезное и даже вредное. Чеченец может подумать, что Советская власть и Красная Армия покушаются на его религию, притесняют её, а это напомнит ему времена царизма, прежние угнетения и обострит отношения. Нужно избегать всего, что могло бы задеть религиозные чувства чеченцев.

Не допускать ни малейшей насмешки, когда чеченец производит намаз — моление в любом месте.

Не допускать ни малейшей насмешки, когда мулла с мечети кричит призыв к молитве.

Помнить, что религия запрещает мусульманину есть свинину, не вносить её в дом чеченца и не есть при нём, тем более не предлагать её ему.

Не начинать с чеченцами разговоров о религии, не смеяться над суевериями, над муллами.

Проходить мимо религии, как будто она тебя совершенно не касается.

Помнить, что малейшая насмешка над религией со стороны красноармейца моментально становится известной во всей Чечне и служит для контрреволюционеров из кулачества и духовенства средством для борьбы против Советской власти.


Отношение к женщине

Одним из глубоких пережитков древности, скрепляемых до настоящего времени религией, является положение женщины-чеченки. Женщина-чеченка не пользуется никакими правами, она является собственностью своего отца или своего мужа. На женщину смотрят как на рабочую силу, которая обязана выполнять все домашние работы, муж же является джигитом, наездником-воином. Лишь за последнее время мужчина стал принимать участие и в хозяйстве, но всё же положение женщины остаётся очень тяжёлым. Мужчина всегда имеет право прогнать свою жену и взять другую. Женщина покупается, жених вносит калым её отцу, и тогда забирает её. Женщина не имеет права есть вместе с мужчиной, она должна жить в отдельной комнате. В отношении женщины у чеченцев имеется обычай, с которым нужно считаться:

Посторонний мужчина не должен разговаривать с женщиной, не должен касаться её руками, т.е. здороваться с нею за руку, тем более не допускается похлопать по плечу, как это часто случается у нас, даже продолжительный взгляд на женщину-чеченку со стороны постороннего мужчины может быть принят как оскорбление для женщины и её родных (это находится в связи с обычаем горцев; при объяснении юноши и девушки в любви они не имеют возможности говорить друг с другом при посторонних, а только переглядываются, отсюда и значение «перемаргиваться»), нельзя оставаться с женщиной чеченкой наедине, нельзя допускать какой-либо насмешки над женщиной. Незнание и не соблюдение этого обычая чеченцев посторонними часто вызывает сильные обострения, доходящие до пускания в ход кинжала со стороны оскорблённого мужчины.

Не следует допускать насмешек над этими странными обычаями чеченцев, так как они всецело происходят вследствие культурной и экономической отсталости их. Если кр-ец изучал русскую историю, то он должен знать, что и у русских лет двести тому назад был такой же взгляд на женщину и так же часто русский мужчина запирал свою жену в высокий терем, считаясь её полным хозяином. Только по мере экономического и культурного роста русского народа изменился взгляд на женщину, да и то ещё не полностью и не у всех.


Кровничество

За всякую обиду мстить кровью — таков обычай у чеченцев. Обычай очень вредный, так как благодаря ему иногда друг с другом из-за старой обиды ведут формальную войну целые рода. Кровничество начинается обычно из-за нарушения адатов — обычаев горцев, из-за личного оскорбления и т.п. Бывали случаи, когда чеченцы считали своими кровниками и русских, и это иногда наблюдается и в настоящее время. Причём в отношении русских этот обычай ещё усложняется тем, что здесь допускается мщение не только в отношении обидчика или его родственников, но и в отношении всех вообще русских. Так, горец оскорблённый и обиженный кр-цем, может считать своим кровником каждого красноармейца и, следовательно, всю Красную Армию.

Этот обычай горцев также должен учесть красноармеец и избегать всего, что может сделать из горца врага Красной Армии.


Гостеприимство

Сильно развитое гостеприимство — отличительная черта горских племён, хорошо знающих, как тяжело человеку остаться в горах без кровли. Гостеприимство развито и у чеченцев. Наши части во время манёвров 1923 года отмечали, что горцы чеченцы и ингуши их встречали много приветливее, чем казаки. Обычай гостеприимства, несмотря на тяжёлое экономическое положение, сохранился у чеченцев и до настоящего времени. Только уж если чеченцу приходится очень тяжело, самому есть нечего, он не угостит своего гостя.

Не нужно злоупотреблять этим гостеприимством чеченца, нужно помнить о его бедности.

Чеченцы народ гордый, очень мало чеченцев, которые пошли бы попрошайничать, к попрошайке нет уважения у чеченцев. Это должны усвоить все красноармейцы и не допускать всякого попрошайничества и злоупотребления гостеприимством, это повысит авторитет Красной Армии в глазах населения.


Как представляет себе чеченец человека-воина

Чеченцы народ очень воинственный, храбрый, обращающий большое внимание на винтовку, на опрятность одежды, на чистоту оружия, на лихую посадку и джигитовку кавалериста, любят точность и исполнительность, дисциплину, не любят, когда человек много без толку болтает, излишне суетлив. Труса чеченцы презирают, даже чеченская женщина может ударить труса. Бывали случаи, когда чеченцы даже дружественных нам аулов поднимали стрельбу по отступающим в панике кр-цам.

Это требование чеченца к человеку воину-джигиту должен хорошо усвоить каждый красноармеец и стараться с честью нести звание воина Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Ни малейшей халатности, растяпства, разгильдяйства. По одному неряхе красноармейцу чеченец сделает заключение о всей Красной Армии и потеряет к ней уважение.


Социальные болезни в Чечне

Те условия, в какие поставило царское правительство чеченцев — нищета, теснота, некультурность — содействовали развитию среди чеченцев социальных болезней.

Чеченец не знал врача, не знал правил санитарии и лечился только у домашних знахарей и мулл. Это содействовало распространению болезней. Особенно сильно распространился сифилис. По примерному подсчёту до 90 проц. всего населения Чечни страдает этой болезнью.

Красноармеец должен учесть это и всегда соблюдать те предосторожности, о каких ему говорили на санчасах. Не пить из общей кружки, не есть из общей чашки, не пользоваться чужим утиральником и т.д.

Но одновременно нужно помнить, что ни малейшего презрения к чеченцу, пренебрежения, гнушения не должно быть — это оскорбит горца.


Мало кто из чеченцев знает русский язык

Красноармеец должен в тех случаях, когда ему нужно о чём-либо переговорить с чеченцем, попросить толмача — переводчика. Терпеливо разъяснить всё, что нужно, не проявлять нетерпения и т.п., так как в этом случае ничего ровным счётом не добьёшься.


Что делает Советская Власть для улучшения хозяйственного положения и поднятия культурного уровня Чечни?

Только у нас в Советском Союзе правильно разрешён национальный вопрос. Все национальности совершенно равноправны, нет господствующих и угнетённых наций, для каждой нации обеспечена полная возможность свободного национально-культурного и бытового развития.

РКП(б) и Советская власть особенно заботятся о национальных меньшинствах, ранее угнетаемых царским правительством, и принимают все меры для восстановления у них нормальной хозяйственной жизни и поднятия культуры.

Первым делом Советской власти на Северном Кавказе было возвращение чеченцам земель, несправедливо отобранных царским правительством. Ряд старых чеченских аулов вновь перешли в руки чеченцев. Этим Советская власть показала чеченцам, что их интересы близки интересам трудящихся СССР Значительная часть чеченцев из горных аулов переселилась на плоскость. В настоящее время в плоскостной Чечне идёт значительный хозяйственный рост: построен Атагино-Готинский водный канал для борьбы с засухой, оказывается значительная сельскохозяйственная помощь населению, отремонтированы все мосты и приведены в порядок дороги, во всех крупных селениях открыты больницы, развивается кооперация. Создана чеченская национальная азбука, изданы буквари и книги, открыто 37 школ, в ряде селений имеются избы читальни. Советская власть в плоскостной Чечне работает нормально и пользуется авторитетом среди населения.

Совсем хуже дело обстоит в горной Чечне. Здесь ещё до настоящего времени нет настоящей Советской Власти. Управляют селениями различные чеченские святые — хаджи, почётные старики и богатые кулацкие роды. Советские законы и порядки сюда ещё не проникли, не проникла и Советская культура. Отсутствие Советского аппарата затрудняет хозяйственный подъём Горной Чечни и не даёт возможности оказывать регулярную помощь населению. Благодаря этому мы имеем в Горной Чечне громадную бедность, чрезвычайно низкую культурность и сохранение наиболее вредных суеверий и предрассудков.

Особенно тяжело чеченцу-бедняку. Как и везде в Чечне — имеются кулаки, которые являются такими же мироедами, как и наши русские, и также живут потом и кровью бедноты. Но здесь в горной Чечне произвол кулака ничем не ограничен, и он полностью закабалил бедняка и обложил его тяжёлыми процентами. Мы уже говорили «о бараньих процентах», не меньшее место занимают и извозные проценты, когда безлошадный горец за взятую для провоза на базар подводу отдаёт её владельцу половину стоимости того, что везёт продавать. Часто кулаки пытаются отобрать в свою пользу землю наиболее задолжавшихся бедняков.

Таково положение бедноты в горных аулах, и только установление крепкой Советской власти в них даст облегчение бедняку, защитит его от произвола кулака и даст возможность восстановить разрушенное хозяйство.


Что же мешает установлению крепкой Советск. Власти в Чечне?

Прежде всего — это чрезвычайная трудность продвижения, здесь почти не имеется удобных дорог, а преобладают горные тропы, движение по которым очень затруднительно, а иногда сопряжено с опасностью. Благодаря этому имеются такие селения и хутора, где ещё не было представителя Советской власти и население которых совершенно не знает, что такое Советская власть. Ясно, что при этих условиях Центральному Исполнительному Комитету Чечни чрезвычайно трудно наладить в горах Советский аппарат и проследить за его деятельностью и оказать помощь населению.


Бандитизм

Не менее сильно влияет также и развитие бандитизма. За время гражданской войны в Чечне скопилось очень много оружия, учесть и изъять которое не представляется возможным. Злонамеренный элемент, по большей части из кулачества, настроенного контрреволюционно, и из скрывающихся контрреволюционеров, использует это оружие в свою пользу, организует налёты на соседние с Чечнёй области и Республики и тем самым нарушает их хозяйственную деятельность.

Помимо этого бандиты приносят большой вред и самой Чечне, так как часто совершают налёты на соседние селения. Бандитизм также мешает и свободному развитию торговли между Чечнёй и соседними областями, так как ни один торговец и мирный житель, везущий в город продавать свои продукты, не может быть уверен, что его не ограбят.

Мешает бандитизм и кооперации, а тем самым срывает дело восстановления хозяйства.

Насколько вреден бандитизм для Чечни и окружающих её областей и Республик, мы видим из следующих примеров:

В течение июля месяца в самой Чечне бандитами у трудовых горцев угнано 63 лошади, 46 голов крупного рогатого скота и 25 голов мелкого. Мелкий грабёж в квартирах и домах считать не приходится.

Ни один гражданин не может проехать без опаски по районам, где действуют бандиты. Он рискует потерять и лошадей, и скот, и всё имущество, и даже жизнь.

Особенно зверски бандиты относятся к женщинам. Молодая девушка, которая вышла на станцию Гудермес, встречать своего брата, больше уже домой не вернулась. Она была найдена зверски зарезанной и изнасилованной.

Нападают бандиты и на милицию, когда она выполняет свой долг. Нередки случаи убийства чеченцев-милиционеров.

Мелким уголовным бандитизмом контрреволюционеры бандиты не удовлетворяются. Бывают случаи нападения на кооперативы, на кассы. Иногда злоумышленники нападают и на нефтепромыслы гор. Грозного, угрожая этим самым нормальной работе важнейших источников для СССР.

Были случаи нападений на проходящие поезда и ограбление их. Иногда чеченские бандиты портят железную дорогу с целью вызвать крушение поездов.

При встрече с красноармейцами бандиты не щадят их. Стоит зазеваться кр-цу и продвигаться в горы без большой предосторожности, он неизбежно будет обезоружен, раздет и зверски убит. Не так давно около одного из аулов бандиты устроили засаду, обстреляли неосторожно следующих кр-цев, одного из них убили, другого ранили и убили двух лошадей. У кр-цев забраны шинели и винтовки.

Борьба с бандитизмом чрезвычайно затруднительна.

Неприступность горных дорог, возможность скрыться в любой момент и запутать следы делают бандитов особенно дерзкими.

Милиция справиться с бандитами не в состоянии.

Поэтому Красная Армия должна принять все меры к тому, чтобы за время манёвров уничтожить в корне бандитизм, отобрать всё оружие у злонамеренного элемента.

В борьбе с бандитизмом Красная Армия должна проявить и суровость, и жестокость, т.к. покончив с ним, она тем самым откроет путь для восстановления крепкой Советской Власти в Чечне, хозяйственному её восстановлению и избавит соседние области Республики и нефтепромысла от той опасности и гнёта, к каким их постоянно подвергают бандиты контрреволюционеры.


Муллы — пособники контрреволюции и бандитизма

Очень сильно отражается на советизации Чечни и контрреволюционная деятельность духовенства.

Все попы не любят Советскую власть за её борьбу с темнотой и невежеством, с помощью которых они строят своё безбедное существование.

Не любят за это Советскую власть и чеченские муллы и всеми силами стараются помешать её упрочению. Они действуют, пользуясь религиозным фанатизмом массы, обманывая её, что Советская Власть притесняет религию, хочет запретить молиться и т.д. Совершая намаз, муллы обязательно затрагивают этот момент. Некоторые особенно зарываются и призывают население к «газавату», т.е. к общей войне против всех неверных. Бывают случаи, когда муллы организуют и бандитские налёты, всячески покровительствуя бандитам и укрывая их, принимают участие в дележе награбленного.

Особенно злую борьбу муллы ведут против всех культурных начинаний Советской власти. Так, например, все муллы являются противниками новой чеченской азбуки и настаивают на том, чтобы сохранить старую арабскую, очень трудную азбуку. Здесь они преследуют цель сохранить за собой звание учителей и распространять через школы мусульманское вероучение, закрепляя тем самым своё влияние на массы. Одновременно с этим муллы ведут ожесточённую агитацию среди населения за непосещение советских школ и за закрытие их, причём на чеченцев, всё же посылающих своих детей в советскую школу, муллы налагают штрафы. Безусловно, что при царизме муллы таковой агитации против даже русской школы не вели. Не менее жестокую борьбу ведут муллы и против избы-читальни, и кое-где добились закрытия их. Борются они и против народного суда, так как раньше все споры разрешали они самостоятельно и основательно подрабатывали на этом.


Горская беднота начинает пробуждаться

Среди большинства тёмного населения агитация духовенства встречает ещё поддержку. Это объясняется экономической зависимостью бедняка от кулачества и от низкой культурности. Но всё же следует отметить, что и среди чеченцев появляется критика своего вероучения, уже имеются безбожники. На первом месте, конечно, стоит комсомол, который насчитывает в Чечне до 1500 человек и иногда активно борется против кулачества и духовенства.

Кулаки и муллы, чувствуя в лице комсомола своего главного врага, яростно борются с ним, ведут среди населения агитацию против комсомольцев, как безбожников, отказываются хоронить умерших комсомольцев, чтобы запугать их родственников, отказываются выполнять религиозные обряды в отношении их, иногда даже устраивали избиения комсомольцев и разгон их собраний.

Несмотря на всё это, комсомол растёт и ясно, что при улучшении положения в Горной Чечне духовенство вынуждено будет примириться с Советской властью, как это пришлось сделать волей-неволей и русскому духовенству, которое в своё время боролось против Советов не хуже мулл.

Несмотря на такую контрреволюционную роль мусульманского духовенства, красноармеец всё же должен помнить, что чеченцы ещё очень религиозны и всецело подчиняются муллам. Поэтому никакого открытого проявления вражды к духовенству проявлять нельзя, так как это только усилит их агитацию против Советской власти. Нужно твёрдо помнить, что Советская власть никому7 не запрещает верить во что он хочет и проповедовать любую религию, а борется только против контрреволюции, объявляя ей беспощадную войну.

Вот те причины, которые мешают установить в горной Чечне крепкую Советскую власть, а тем самым мешают и хозяйственному, и культурному росту чеченцев. По мере общего укрепления Советской Власти улучшится и положение в Горной Чечне. Наша операция во многом будет содействовать этому улучшению.

Всё это должен усвоить каждый красноармеец для того, чтобы знать, как ему вести себя среди чеченцев во время манёвров и операции.


Коротко повторим: I

Помни, что национальная вражда по отношению к русскому у чеченцев ещё совсем не изжита, чеченец всегда особенно внимательно следит за действиями и поступками русского. Помни это и всегда продумай свой поступок при встрече с населением, не вызовет ли он национальной неприязни, не будет ли он на руку врагам Советской Власти. Помни, что ты должен укрепить смычку чеченца-бедняка с русским рабочим и крестьянином.


II

Помни, что чеченцы отстали в культурном отношении, что среди них сильный религиозный фанатизм, что у них сохранилось много предрассудков и суеверий. С этим нужно считаться всегда:

Никогда не задевать религиозных чувств чеченца, не заводить разговоры о религии, не вести никакой антирелигиозной пропаганды, т.к. чеченец тебя не поймёт и только озлобится.

Не допускай ни малейшей насмешки, когда чеченец исполняет свой религиозный обряд — «намаз».

Не допускай насмешки, когда мулла кричит с мечети.

Не вноси в дом чеченца и не ешь в его доме свинины, тем более не предлагай её чеченцам, — это сочтут за оскорбление.

Не допускай неуважения к почётным старикам, — это озлобит против Красной Армии весь его род и всё селение.

Помни, что всякая твоя ошибка даст только пищу для враждебной, со стороны мулл, агитации против Советской Власти и Красной Армии.


III

Помни, что посторонний человек не должен по обычаям чеченцев разговаривать с женщиной чеченкой, касаться её рукой, продолжительно и пристально смотреть на неё, оставаться с ней наедине.

Не допускай насмешек над женщиной-чеченкой. Не нарушай этих обычаев, так как это ведёт к кровничеству.


IV

Помни, что у чеченцев есть обычай, за личные обиды, мстить кровью — кровничество; что оскорбив чеченца, ты сделаешь его кровником не только себе, но и всей Красной Армии.


V

Не злоупотребляй гостеприимством чеченцев.

Ни в коем случае не позволяй попрошайничества, а тем более вымогательства и насилия.

Это подорвёт уважение со стороны чеченцев ко всей Красной Армии.


VI

Помни, что чеченец привык ценить в воине молодцеватую выправку, опрятность и чистоту одежды, чистоту и исправность оружия, строгую исполнительность и дисциплину.

От кавалериста чеченец требует лихой посадки и джигитовки. Чеченец не любит и презирает много и без толку болтающих людей, трусов и т.п. Покажи чеченцу, что ты умеешь с честью носить звание воина Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Не допускай ни малейшего растяпства, халатности и разгильдяйства, так как этим ты подорвёшь уважение ко всей Красной Армии.


VII

Помни, что среди чеченцев распространены сильно венерические заболевания. Будь осторожен, но старайся не оскорбить горца своим пренебрежением.


VIII

При разговорах с чеченцами учти, что мало кто из них знает русский язык, и если тебе нужно что-либо спросить, проси толмача (перевод.).

Не сердись, если тебя не понимают.


IX

Помни, что злейшим врагом для Чечни является бандитизм. Разоружение и искоренение его обезопасит соседние с Чечнёй области и республики и обеспечит хозяйственный и культурный рост Чечни. Бандит и его пособник, укрыватель, злейший враг Советской Власти и всех трудящихся.


X

Помни, что от твоего поведения будет зависеть впечатление, какое останется у чеченцев о Красной Армии.

От твоего поведения зависит крепость смычки горца с рабочими и крестьянством СССР


Политуправление СКВО


Товарищу красноармейцу. Памятка, как относиться к населению во время манёвров в Чечне. Ростов-на-Дону, 1925.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх