• Глава 5 «О» или «Ё» после шипящих
  • Глава 6 «н» и «нн» во всех словах
  • Чистые
  • Действия
  • Глава 7 Позиция «полуслитно» (дефисы)
  • Живые и мертвые.
  • Независимые слова
  • Глава 8 Предлоги-братья (алгоритм «Сауз-парк»)
  • Глава 9 «Ь» после шипящих в конце слов (все позиции)
  • «Ь» после шипящих
  • Глава 10 «Пары» (тоже /то же; также / так же; чтобы / что бы; зато / за то; поэтому / по этому...)
  • Глава 11 Окончания существительных
  • Глава 12 Приставки
  • Глава 13 «Не» с причастием
  • Часть II

    ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ОШИБКИ.ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В БОРЬБЕ С НИМИ

    Итак, наша стратегическая программа уже работает. У нее минимум позиций (две) – и бесчисленное количество поверженных ошибок – самых главных, вредных и трудноистребимых.

    Наши дальнейшие действия чисто тактические. Знай: дело за немногим. Дальнейшая борьба уже не потребует от тебя столько усилий, но ты ни в коем случае не должен сдавать завоеванных позиций, и надо постоянно следить, чтобы шпионы и КВАГИ не ожили или не заслали своих союзников. Счет позиций, внимание и контроль, а также text-control в момент письма – решают.

    Давай определимся в темах, которые нам предстоит рассмотреть в этой части. Тебе сейчас покажется, что их очень много; их перечисление тебе напомнит оглавление в учебниках по грамматике, но обещаю тебе, что это первое впечатление, а на самом деле все будет совсем не так: заучивать и запоминать там ничего не придется и, более того, запоминать что-либо запрещено. Эти темы тебе раскроются с другой стороны, чем в грамматике, и усвоятся легко, без усилий и без изнурительных и скучных упражнений и диктантов.


    Это следующие темы:

    1) о/е после шипящих;

    2) «н»/«нн» (опора на речь!);

    3) «ь» после шипящих;

    4) полуслитные (т. е. дефисы);

    5) «пары» типа «тоже/то же», «также/так же», «чтобы/ что бы», «зато/за то», «поэтому/по этому» и т. д.;

    6) «предлоги-братья» (алгоритм «Сауз парк»);

    7) «не» с причастием;

    8) окончания слов (опора на речь);

    9) «приставки» – опора на речь!

    После того как обе генеральные позиции противника нами успешно взяты, подавить все остальные («рядовые») ошибки – вопрос несложных тактических действий с предельно минимальным опять-таки количеством усилий[6]. Это легко сделать в течение нескольких занятий безо всяких усилий, так как мы будем постоянно двигаться в сторону сокращения позиций, точно определяя для себя, где позиции «легко», а где надо применять алгоритм.

    Глава 5

    «О» или «Ё» после шипящих

    Проверь себя: трущ(о/е)ба, чеч(о/е)тка, вооруж(о/е)н, старуш(о/е)нка, луч(о/е)м, холщ(о/е)вый, толч(о/е)ный, ч(о/е)-порный, ш(о/е)пот, крыж(о/е)вник, ш(о/е)рох, зажж(о/е)нный, пораж(о/е)н, изображ(о/е)н ный, ноч(о/е)вка, струч(о/е)к, окруж(о/е)нный, разреш(о/е)нный, туш(о/е)н ка, душ(о/е)нка, боч(о/е)нок, напряж(о/е)нка, лаж(о/е)вый, грош(о/е)вый, деш(о/е) вый, стаж(о/е)р, массж(о/е)р, погруж(о/е)нный, береж(о/е)т, жж(о/е)т, отч(о/е)тливый, пересеч(о/е)н, реш(о/е)тка, ж(о/е)лудь, ж(о/е)сткий, отреш(о/е)нный, одеж(о/е)нка, отмеж(о/е)ван, увлеч(о/е)нный, ж(о/е)лтый, каблуч(о/е)к, свеч(о/е)й, уж(о/е)м, лиш(о/е)нный, камыш(о/е)вый, ш(о/е)лк, раздраж(о/е)н, переж(о/е)г.

    В ШП в самом названии темы, рассматриваемой в этой главе, заявлена лишняя позиция, которую договоримся сразу снять. Тема называется так: «О/Ё после шипящих и Ц». Так вот насчет «Ц» и надо договориться. Достаточно прочесть вслух примеры:



    Понятно, что так, как во второй колонке, слова можно написать только чтобы пошутить. Первая колонка – варианты отсутствуют, трудности нет, позиция легко.

    Поэтому рассматриваем «о/е» только после шипящих (то есть «ж», «ш», «ч» и «щ»).

    Делим все слова на две группы[7].



    Это крайне простой алгоритм. В нем применяется уже хорошо знакомый и отработанный навык проверки «скажи иначе». Здесь она нам необходима для того, чтобы сократить количество позиций и множество самых разных слов привести в одну: в позицию «действия».

    Лишний раз хочу напомнить, что делать проверку «скажи иначе» надо так, как мы договорились еще в главе «Слитность», – начиная ее словами: «это то, что…» или «это значит…» (а не тупым подбором слов: «сушеный» – «сушить»). Отраженный – это тот, что отразился. Я разлучен с другом – значит мы с ним расстались (или разлучились). Я был поражен ее поступком – я сильно удивился или этот поступок меня поразил и т. д. В «действиях» всегда и везде может быть только одна позиция: только «Ё». Варианты отсутствуют. А вот в «чистых» надо сделать одно простое действие: посмотреть, где трудность: она может быть либо в корне, либо за ним! Хорошо, когда «за ним»: там только «о»! Никаких проверок и правил не применять!

    Если в корне – делать проверку по типу «шепот/шептать». Напомню: любая проверка, если она есть, приходит в голову сразу – легко и без усилий Если ее надо искать – значит там проверки нет! «Шелк/шелка», «желудь/желудей», «жесткий/жесть». А вот к «трущобе» и «чопорный» никак ничего не подобрать – так потому что там проверки нет, шорох – там оро, его вообще не надо проверять, блоки не проверяют.

    Разгрузим алгоритм от примеров (то был рабочий вариант) и еще раз на него посмотрим.

    Делим все слова на две группы.



    А теперь вопрос: еще раз посмотри на алгоритм. Здесь три позиции: 1) глаголы, 2) чистые в корне и 3) «за ним».

    Какая из них не содержит ничего нового и давно известна всем чуть ли не с начальной школы?

    Конечно, вторая («чистые в корне»), это такая же «новость», как про «не» с глаголом. На эту позицию у учащихся старших классов практически ошибок нет! К тому же здесь есть простая проверка. Значит, позицию № 2 можно смело снять с контроля как позицию «легко». Так мы и поступим. Это важно для того, чтобы все свое внимание сосредоточить на фланговых позициях: № 1 и 3! Именно здесь как раз и кроются все ошибки (до обучения по программе «БП», разумеется). Причины все те же: из-за школьных правил. Не буду их сейчас напоминать и оспаривать. У нас другая задача: 1) сократить количество позиций до необходимого минимума и 2) не делать ошибок при письме.

    Ну, еще уметь делать верный выбор в решении тестов ЕГЭ, но эта задача как раз-таки не требует никаких дополнительных усилий и легко решается попутно.


    Задача. Слова из «Проверь себя» (в самом начале главы) просеять на колонки по образцу, заодно – попутно – исправляя свои ошибки (прямо в книге). Делать text-control.


    Только после этого (но никак не раньше!) можешь сверить свои решения с ответом (в приложении).

    В качестве «бонуса» к этому алгоритму прилагается регулярный блок «чет». Можешь подставлять к нему разные приставки и тогда его увидишь.



    Глава 6

    «н» и «нн» во всех словах

    Проверь себя: серебря(н/нн)ый век, большая гости(н/нн)ая, ране(н/нн)ый боец, фарширова(н/нн)ый перец, кожа(н/нн)ый ботинок, неестестве(н/нн)ые манеры, краше(н/нн)ая блондинка, изолирова(н/нн)ая комната, рва(н/нн)ый в драке воротник, груже(н/нн)ая тачка, вяза(н/нн)ая шапочка, беше(н/нн)ая антилопа, обалде(н/нн)ый фильм, перекраше(н/нн)ые волосы, бедстве(н/нн)ое положение, в гости к имени(н/нн)ице, родстве(н/нн)ые связи, муче(н/нн)ик учебы, замороже(н/нн)ое шампанское, хочу мороже(н/нн)ого, дра(н/нн)ая кошка, дря(н/нн)ая девчонка, заброше(н/нн)ый дом, конопля(н/нн)ое поле, Гости(н/нн)ый Двор, отмороже(н/нн)ый чувак, прибра(н/нн)ая комната, пря(н/нн)ый глинтвейн, кури(н/нн)ая слепота, жаре(н/нн)ые крылышки, обкуре(н/нн)ый гость, воспита(н/нн)ый племя(н/нн)ик, груже(н/нн)ая гастарбайтерами тачка, стра(н/нн)ый милиционер, вяза(н/нн)ая бабкой шапка, мыши(н/нн)ый хвост, маши(н/нн)ое масло, стриже(н/нн)ый пудель, мече(н/нн)ые краской куры, гаше(н/нн)ая известь, гране(н/нн)ый стакан, психова(н/нн)ый контролер, искустве(н/нн)ый шелк, броше(н/нн)ый мяч, лише(н/нн)ый внимания, обдолба(н/нн)ая публика, плете(н/нн)ая корзинка, смоля(н/нн)ое чучело, ноше(н/нн)ая куртка, купле(н/нн)ый свидетель, паре(н/нн)ая репа, выполне(н/нн)ое обещание, посвяще(н/нн)ая другу песня, ворова(н/нн)ый чемодан, кваше(н/нн)ая капуста, стриже(н/нн)ый под ноль парень, голуби(н/нн)ая почта, исти(н/нн)ая правда, дикови(н/нн)ый зверь, отпечата(н/нн)ый текст, горта(н/нн)ая речь, балова(н/нн)ый кот, некоше(н/нн)ая трава, содра(н/нн)ая афиша, безукоризне(н/нн)ая работа.[8]


    Сразу перейдем к алгоритму.

    Делим все слова на

    Это опять наше фирменное деление. И, как обычно, первое действие. Идем дальше, начнем с «чистых».

    Чистые

    Решают суффиксы!

    Ты думаешь, что ты их не знаешь, но на самом деле это не так! Сейчас ты их вспомнишь.

    Все позиции по чистым по порядку – на простых примерах.


    1)

    баня;

    истина;

    карман;

    машина.


    Вопрос: что у всех этих слов общего? Они все заканчиваются на «н»! (Мы же сразу договоримся, что «хвосты» не будем замечать.) Значит, одна «н» здесь уже есть. Сейчас прибавится еще одна, и будет простейшая позиция:

    «1 + 1 = 2».

    Баня – банный.

    Истина – истинный.

    Карман – карманный.

    Машина – машинный.

    н + н = нн

    2)

    серебряный;

    полотняный;

    кожаный;

    ржаной.


    Это суффиксы «ан» – «ян» = 1 н!


    Внимание: в «чистых» только эта позиция является опасной. Больше всего ошибок делается именно здесь. То есть многие пишут эти слова с двумя «н» («серебрянный», «кожанный»). Тому есть причина – она в трех (!) словах, которые знают все: уверена, что и ты не исключение!

    Если ты понял, что я имею в виду, значит, я правильно навела тебя на мысль: «исключения» – вот это как раз те три слова, которые сразу всем приходят в голову[9]. Я здесь не хочу их называть, потому что ты и так уже их, конечно, вспомнил. Это очень вредные слова: слова-сорняки. Они, как репей, крепко застревают в памяти – надолго, и даже на всю жизнь. Но вот что с ними делать и к чему они – уже мало кто помнит, но зато они крайне плохо влияют на все остальные позиции. Поэтому в нашей программе все «исключения» под запретом.

    Но это еще мягко сказано: все «исключения» ШП – это вредоносные вирусы[10], сами по себе бесполезные и бессмысленные, но стремящиеся, если и не сломать нашу программу (это им, конечно, не по силам), то сильно ей навредить.

    Сразу же их игнорируем и исключаем из наших программ. Это мелкие паразиты, и их не следует воспринимать всерьез.


    3)

    воробьиный;

    пчелиный;

    львиный;

    змеиный.


    Это суффикс «ин», как видишь.


    Пожалуйста, допиши сюда еще 3–4 слова с этим суффиксом. И пока ты будешь думать, какие бы еще сюда слова можно было бы дописать, ты уже поймешь, что ничего другого, корме как «муравьиный», «ослиный», «журавлиный» и «мышиный» («крысиный», «соловьиный», «пчелиный») ты придумать не можешь! А ты хотел бы, наверное, придумать какие-то другие слова – а эти, которые тебе приходят в голову, тебе почему-то кажутся какими-то глупыми! (Со зверями связанными, со всякой живностью.) А вот бы – «машинный», «жасминный», «истинный», «диковинный», «старинный»… Но «машинный», «истинный», «диковинный» – это мы уже проехали: это 1 + 1 – не подходит сюда! Потому что эта позиция называется «суффикс “ин” – жив», то есть «живой»; он имеет отношение только к миру животных. И ничего другого выдумывать не надо: «лошадиный», «шмелиный», «козлиный». Этот суффикс

    принадлежит живым, одушевленным существам. Сравни: «мышиный» и «машинный». На слух – похоже. Но «мышиный» – это «живое», а «машинный» – нет! (К тому же «машинный» – это 1 + 1.) Итак,


    мышиный хвост;

    комариный писк;

    змеиный укус;

    лебединая песня;

    большая гостиная;

    новая гостиница;

    Гостиный Двор;дядина шляпа.


    Вопрос: как ты считаешь, 4 последних примера – это слова того же ряда или они случайно сюда попали?

    Обычно после этого вопроса возникает пауза: все начинают искать ответ, думая, что это какой-то трудный вопрос или провокация.

    ВНИМАНИЕ: ЕСЛИ СРАЗУ НЕТ ОТВЕТА, ДЕЛАЙ ПРОВЕРКУ «СКАЖИ ИНАЧЕ» – БУДЕТ ОТВЕТ!

    Гостиная – это комната для гостей.

    Гостиница – это дом для гостей.

    Гостиный Двор – это двор для гостя[11].

    Дядина шляпа – шляпа дяди – тоже «жив».


    Гость – одушевленное, живое, как правило, существо. И дядя тоже. Так что ничего особенного: это слова того же ряда. Это суффикс «жив». То есть «ин». Самая простая позиция в ряду «чистых».

    Но там, выше, есть еще суффиксы «ан»–«ян» = 1.

    Обобщим: «ан» – «ян» – «ин» («жив») = 1.


    4)

    традиционный;

    естественно;

    безветренный;

    родственный.

    Это суффиксы «онн»–«енн» = нн.

    Действия

    Суффиксы под запретом!


    1)

    сушить – сушеный (1);

    стричь – стриженый (1);

    парить – пареный (1);

    плести – плетеный (1);

    красить – крашеный (1);

    клеить – клееный (1);

    грузить – груженый (1);

    носить – ношеный (1);

    учить – ученый (1);

    морозить – мороженый (1).


    Вопрос: посмотри на второй ряд слов и скажи – а почему в «действиях» ни в коем случае нельзя опираться на суффиксы? Ответ у тебя есть. И, более того, можно сказать, перед носом. Посмотри, чем закончилась последняя позиция по чистым: суффиксами «онн»–«енн», где 2 н («мгновенный», «естественный»). А «крашеный», «бешеный», «пареный», «стриженый» – здесь тоже «ен», но без удвоения! Суффикс «енн» в чистых («лиственный») сюда никакого отношения не имеет! И он остался в другой позиции – в чистых. А здесь у нас – действия.

    Многие учащиеся (и взрослые) вообще не видят разницы между «чистыми» и «действиями», вот из-за этого у них нет опоры и правильного ориентира. Чрезвычайно распространены ошибки типа «бешенный», «крашенный», «паренный». (В то время как в «чистых» – «естественный», «медленный» – ошибок практически не встречается.)

    Вернемся к «действиям»! Суффиксы – под запретом! Во время выполнения тренировочных задач выделять их категорически запрещено. Они здесь ничего не решают. Здесь решают приставки.


    сушеный (1) – высушенный (2);

    стриженый (1) – подстриженный (2);

    пареный (1) – запаренный (2);

    плетеный (1) – сплетенный (2);

    крашеный (1) – перекрашенный (2);

    клееный (1) – расклеенный (2);

    груженый (1) – погруженный (2);

    ношеный (1) – изношенный (2);

    ученый (1) – выученный (2)

    мороженый (1) – отмороженный (2).

    Итак,

    крашеный (1) – покрашенный – некрашеный (1)

    стриженый (1) – подстриженный – нестриженый (1)

    «Не» не работает. Это неработающая недействующая псевдоприставка (на самом деле это не приставка, а частица – работают только приставки).


    Позиция, где решает приставка, – основная. Чаще всего мы имеем дело именно с ней! Она лучше всего усваивается, легко различается при письме. Следующие нам попадаются гораздо реже.


    2)

    вязаная шапочка;

    груженая тачка;

    раненая птичка.


    Скажем более подробно о предмете. Добавим чуть больше информации: вязаные шапочки бывают разные. Например, крючком можно связать; спицами; вручную; шапочку может связать кто-то: ты сам; подруга; бабушка.

    Скажем более подробно и проследим, что изменилось:



    Изменилось то, что из-за этих «подробностей» прибавилось «н»! Теперь их два! (Такие «подробности», детали, называются в грамматике «зависимые слова» – если ты о них слышал и это название для тебя привычно – можешь так их и называть. Здесь это не принципиально. Я же называю их просто «подробности» – мне кажется, так понятней.)

    Итак,



    Это «плохая» позиция. Почему – скажу в конце главы. Но и вовсе не трудная. Она отлично усваивается и различается – без усилий и тренировок. Она встречается намного реже предыдущей (где решала приставка).


    3)

    А вот это «хорошая» позиция. Здесь есть регулярный блок. Мы любим регулярные блоки: ведь их не надо ни проверять, ни учить.



    Это блок «ованн» (2 н) Напоминаю: все это – «действия»! Сделаем проверку «скажи иначе» для тренировки и чтобы убедиться, что это «действия». Этот блок бывает только в «действиях».

    Балованный кот – тот, которого балуют, любят;

    психованный гражданин – тот, который орет и психует;

    фаршированный перец – тот, в который положили фарш;

    изолированная комната – та, которую отделили от других;

    бракованный товар – тот, который забраковали, который не соотвествует требованиям.


    4)

    Самая редко попадающаяся позиция, в которой и так никто не ошибается.

    Ею можно было бы и пренебречь, но у тебя могут возникнуть вопросы, и лучше на них ответить сразу, сколь бы несущественной ни была эта позиция.



    У тебя может возникнуть вопрос: что это за колонка № 2? С первой-то все ясно: это «действия», нет приставки – 1 н. Но во второй колонке – те же «действия», без приставок. Но «нн» тут две.

    Восстановим глаголы, поставим к ним вопросы:



    Видишь разницу? Во второй колонке в вопросе есть приставка: «с» (есть приставка – 2 н, как мы уже знаем). И все. Теперь об этой позиции можно забыть: все равно мы ее переведем в позицию «легко».


    Итак, обобщим опыт наших наблюдений: 1 н или 2 н?

    Наши действия: делим все слова на


    Мы выстроили алгоритм. В нем учтены все позиции. Но пользоваться им надо будет только в том случае, если у тебя возникнет неуверенность и сомнение. А это будет очень редко.

    Потому что сейчас я покажу тебе простейший мгновенный способ проверки без всякого алгоритма. Ты будешь пользоваться этим способом всегда, а алгоритмом – только в крайних случаях, когда этот способ не действует ( это бывает крайне редко).


    Внимание: ОПОРА НА РЕЧЬ!


    синий – осенний

    пьяный – постоянный

    драный – дрянной

    бараний – ранний

    рваный – странный

    львиный – полынный

    ослиный – длинный

    мышиный – машинный

    веник – племянник

    вареник – родственник


    Простейший речевой прием. Сейчас смотри на колонку № 2. Как можно более внятно и четко, без спешки, скажи слово «осенний». Все внимание на то, где был твой язычок на звуке «нн». Где? Ответь как можно проще: он был наверху.

    Еще раз скажи «осенний» и задержи язычок на звуке «нн» подольше: язык прижат! И более того: его ты можешь так держать – там, где он есть, – сколько хочешь: и он не устает! «Осеннннннний»! Вот так можно говорить это слово – будет долгий, длинный, певучий звук: «нннн»… Отлично! Попробуй сейчас сделать наоборот: говори, но не прижимай, не задерживай язык: наблюдай, что будет.

    «Осений». Видишь? Крайне неудобно языку, и подбородок куда-то вперед выпирается, и вообще все плохо. Да и звук такой, будто у тебя каша во рту или ты язык ошпарил чем-то перед этим.

    Короче, нормально, когда язычок плотно прижат к небу, там он долго и хорошо держится – и слово звучит красиво и певуче!

    Попробуй делать так и с другими словами из этой колонки: 1) сначала держи язык долго в прижатом виде: это нормально; 2) а теперь не прижимай его и наблюдай, и слушай, что будет.



    Понятно? Правда, понимать тут особо нечего. Где язык можно долго прижимать (он сам прижимается) и держать, сколько хочешь, там 2 н.

    Теперь влево посмотрим, на первую колонку: «синий» – язык не прижат, слово произносить легко. «Пьяный» – то же самое.

    Прижмем: «синннний»; «пьяннннный»; «драннннный»; «баранннннний». Думаю, комментарии излишни: все ясно. Все равно, надо обязательно проговорить все эти слова:

    Здесь очень важно, хоть и так все ясно, обязательно проделать эту минимальную речевую работу! Проговорить – обязательно вслух и внятно оба варианта – и из 2-й колонки, и из 1-й. Тогда навык такой проверки будет работать безотказно и естественно.

    Поведение при письме: 1. Обходись этим способом – он работает почти всегда. Не пользуйся алгоритмом без особой необходимости. Скорее всего, до него дело не дойдет. 2. Если дойдет – тогда, пожалуйста: пользуйся.

    Кстати, стоит сейчас вернуться к нему и посмотреть, как наша речевая проверка будет действовать в рамках алгоритма.


    ЧИСТЫЕ



    ДЕЙСТВИЯ



    Отлично мы поступили! Вначале построили подробный алгоритм, а затем сняли с контроля почти все позиции. Зачем же тогда так долго и тщательно мы прорабатывали все позиции – и по «чистым», и по «действиям»?

    Мы это сделали не зря. Наш труд даром не пропадет: во-первых, теперь у тебя есть безусловная и надежная опора в выборе своих действий; во-вторых, ты сумеешь правильно решить любой тест ЕГЭ по теме «н»–«нн».


    Задачу «проверь себя» теперь надо будет решить так: 1) не писать; 2) просеять все слова на две колонки: «действия» и «чистые»; 3) исправить свои ошибки (прямо в книге); 4) сверить с ответом.[12]

    Глава 7

    Позиция «полуслитно» (дефисы)



    В этом алгоритме первой идет самая часто встречающаяся позиция и она же – самая простая и всем хорошо известная (кое-либо-то-нибудь – черточку не позабудь – это мы знаем с детства).


    Проверь себя:

    (кое)(с)(кем) поговорил, (кое)(у)(кого) одолжил, (как) (нибудь) справимся, (у)(кого)(нибудь) спишу, (с)(чего)(бы) это, (куда)(бы) податься, поехали (куда)(либо), (кое)(кого) встретил, у (кого)(то) попросил, с (кем)(то) договорился, (кое)(где) побывал, с (кем)(нибудь) познакомлюсь, пойдем (куда)(нибудь), (что)(бы) такого еще придумать, скорее (бы) каникулы, чаю (что)(ли) попить или (же) кофе, ты (же) мне обещала, знал (бы) ушел (бы), где (бы) время провести, вылез (из)(под) стола (из)(за) страха темноты, (по)(доброму) лицу дяди Васи покатилась скупая мужская слеза, молодежь одета (по)(нынешнему), я поступил (по)(мужски), учусь (по)(хорошему) конспекту, они расстались (по)(доброму), вышивка (по)(черному) бархату, раньше дядя Вася пил (по)(черному), у них все (по)(старому), все будет (по) (нашему), иду (по)(нашему) двору, мама училась (по)(старому) учебнику, у них любовь (по)(настоящему), трамвай полз (по)(черепашьи), у кого есть вопросы (по)(научному) докладу, поступил (по)(жабьи), не люблю выражаться (по) (научному), (внук)(придурок), (придурковатый)(дедушка), (бабка)(пенсионерка), (контролер)(бык), (господин) (Козлов).


    Раньше ты об этом не думал, но теперь знай: подавляющее большинство всех дефисов в тексте (любом) – это дефисы, знакомые тебе из первой позиции (она же поэтому и главная).

    На втором месте – слова, которые начинаются на «по» и заканчиваются на «ому», «ему», «цки», «ски», «ьи» (жив)!

    Для сокращения количества позиций сравним примеры и снимем ненужную проблему парности.



    Никакой «парности» нет: первая колонка – это позиция «легко» (снято с контроля, ошибиться нельзя). В остатке – одна, вторая колонка: то есть позиция № 2. Выбирать нечего!

    И все же не могу удержаться, чтобы не задать тебе вопрос-тест на поиск простых решений. Найди разницу между примерами слева и справа! Если бы нам потребовалось сделать «проверку», как бы ты поступил? (Ответы типа: здесь такая-то часть речи, а здесь такая-то – не принимаются!) Мы любим простые и быстрые проверки! Не нашел? Тогда показываю. В первой колонке можно легко убрать слово, а во второй – нет:



    (Примеры «минус-слово» во второй колонке всегда вызывают дружный смех.)

    Эту проверку показал мне на занятии один ученик; до того я сама ее не видела и предлагала нашу универсальную проверку одну из двух (у нас же всего две проверки на весь курс: одна – «скажи иначе», но она здесь не действует, зато действует другая – «много можно и нельзя»):



    Поиск подобных простых решений тренирует ум и наблюдательность, а также, что немаловажно, сокращает количество позиций и способствует разоблачению многих вредных заблуждений.

    Первая и вторая позиции – самые главные и при этом самые простые и узнаваемые.

    Живые и мертвые.

    Числитель позиции №3 («повторы») можно смело снять с контроля! Простые повторы типа «еле-еле», «чуть-чуть», «далеко-далеко» – это позиция «легко». «Повторы» в кавычках (похожие на них слова) предлагаю прочесть вслух и ответить на вопрос: часто ли ты и твои друзья употребляют их в своей речи? Вот, например, выходишь ты на улицу, там стоят твои знакомые, и на вопрос: «как жизнь» – вдруг ты бы начал:

    – День-деньской сижу дома, мало-помалу готовлюсь к экзаменам. Провожу время все больше один-одинешенек, подругу отправил далеко-далеко, вот она и свалила подобру-поздорову: а нечего было шуры-муры разводить со всеми и всякий шахер-махер устраивать. Вот такие вот елки-палки, друзья-товарищи, – скорее бы уж наступила зимушка-зима… и так далее.

    Надо ли говорить, друзья-товарищи, что подобные обороты речи давным-давно устарели, елки-палки, и в нашем активе если и используются, то скорее в ироническом контексте (а в письменной речи, я думаю, и вообще не используются; ну а если где и пролезут – то смело отнесем их к позиции «легко» и снимем с контроля!). Эта позиция – «мертвая».

    Другое дело знаменатель позиции № 3! 2 = 1 – это парадоксальное равенство – просто символ, знак того, что оба слова, написанные через дефис, означают одно понятие («бабка-пенсионерка», «болельщики-гопники», «контролер-бычара», «депутат-ворюга»).

    Этот ресурс – знаменатель позиции № 3 (2 = 1) – практически неисчерпаем (в отличие от числителя, который исчерпал себя практически полностью). Подобные «живые» сочетания слов всегда были чрезвычайно активны («осетин-извозчик», «старик-горемыка», «дядя-интеллигент», «пионер-герой» – уже довольно устаревшие темы, но узнаваемые). А вот новые возникают постоянно: они вспыхивают и гаснут, оживляя нашу речь и характеризуя среду и текущий момент, будучи как бы маячками, по которым легко можно установить контекст и времени, и событий, и социально-лексического и оценочного пространства.

    Важно, что практически всегда они произрастают из обыденной речи (то есть из самой что ни на есть живой!), поэтому в них много экспрессии: сатиры и негатива – и точно подмеченных характеристик (как правило, нелицеприятных).

    Эту позицию мы не будем снимать с контроля! Наоборот, будем активно использовать ее в своей речи, дополняя новыми – собственными оттенками (и оценками).

    Предлагаю тебе продолжить (оставь нужное):

    пенсионер-(горемыка, лох, бедняга, бедолага, профессор, мастер спорта, маньяк, доносчик, дебошир);

    милиционер-(псих, примерный семьянин, герой, придурок, интеллектуал, беспредельщик, добряк);

    подруга-(красотка, умница, гопница, обманщица, панк, старшеклассница, студентка);

    экскурсовод-(историк, зануда, затейник, старикан, любитель, переводчик);

    одноклассница-(отличница, двоечница, жаба, всезнайка, зазнайка, тупица);

    дворник-(татарин, кавказец, американец, пьяница, интеллигент, доходяга, бомж).

    продавец-(консультант, болтун, эксперт, стажер, нелюдим, шутник);

    профессор-(склеротик, жиртрест, старичок, пушкинист, пенснарь, пенсионер);

    администратор-(тупица, зануда, начальник, весельчак, редактор, дебил);

    гастарбайтер-(трудяга, азиат, каменщик, альпинист, коротышка).

    Независимые слова

    Здесь имеет место парность – то есть различение двух позиций. Сравним простые примеры.



    Первое действие: проверка «скажи иначе». (Не «тупым подбором слов», а как положено: то есть подробно объясни смысл выражения.)



    Гарант независимости – это союз «и». Там будет дефис. Главное – это правильная проверка «скажи иначе».


    Проверь себя. Просеять на две колонки:

    (железно)дорожный узел, (сельско)хозяйственные товары, (садово)огородный инвентарь, (садово)парковая культура, (деревенско)сельские жители, (красно)кирпичное здание, (кисло)молочные продукты, (сердечно)сосудистые болезни, (варено)копченая колбаса и (сыро)копченая колбаса, (воздухо)плавательный парк, (птице)фабрика, (грязе)лечебница, (трамвайно)троллейбусный парк, (англо) русский словарь.

    (Ответ: дефисов – 7.)


    Если бы это было учебное пособие, то здесь, в главе про дефисы, мы обязаны были бы подробно рассмотреть частичку «пол»! Но это не учебник, и у нас другие задачи! Частичка «пол» («полпетуха» и «пол-индюка») здесь не рассматривается: написание частички «пол» радикально решено в главе «Слитность» – это базовая позиция нашей программы. У нас есть опора: где трудно – там слитно! Это касается частички «пол». О дефисе там помнить запрещено: он сам появляется там, где надо (и это является позицией «легко»).

    Итак: 1) дефис – это промежуточная позиция, стремящаяся к слитности. Процесс не закончен, и пока она является полуслитной. Это значит, что, выбирая правильный вариант, ты всегда (и это обязательно) выбираешь между «полуслитно» и «слитно»! (О «раздельно» и речи быть не может: помни, что эта позиция снята с контроля!);

    2) в алгоритме на дефисы важны первая и вторая позиции: самые простые и – самые главные по частотности. Третья у нас теперь уже практически снята с контроля как позиция «легко», а на четвертую решает проверка «скажи иначе» – красная кнопка и скорая помощь, как всегда, если вдруг возникают проблемы с русскими словами. Наш алгоритм учел все, что тебе необходимо, мы предельно сократили количество позиций. Никогда не ставь дефисов навсякий случай! Я имею в виду частицы, не учтенные этим алгоритмом («бы», «ли», «же»). Там – позиция «легко», и «рука пишет сама». Мы уже об этом договорились (см. главу «Пары»).

    Напомню: пиши не думая, наблюдай за процессом:



    По моим наблюдениям, здесь ставят дефис неуверенные в себе люди, у которых нет опоры. Они не знают, что все подобные позиции – это позиция «легко».

    А ты, надеюсь, уже понял, что большинство проблем – это проблемы правил. Вот поэтому мы так их не любим.

    Глава 8

    Предлоги-братья (алгоритм «Сауз-парк»)

    Умеешь ли ты правильно писать слова типа:

    учился (в) течение/и каникул; беседа длилась (в) продолжение/и часа; Москва (в) отличие/и от Питера; (в) заключение/и приведу цитату; (в) завершение/и своего сочинения сделаю вывод; опоздал (в) следствие/и пробки?

    Ни один вопрос не вызывает столько разногласий, как по поводу этих слов. Ведь здесь сразу две позиции: начало (в) – слитно или нет; и конец – и или е! И варианты! Как же тут не запариться!

    По системным ошибкам эти слова – в хит-параде. Причем не только у школьников (то есть у тебя), но и у студентов, клерков, офисных трудящихся и – у родителей. Среди учащихся ни разу не встретился тот, кто бы уверенно, без сомнений, решил обе позиции всех предложенных наугад примеров. И тому есть причина! Сейчас я ее тебе «артикулирую»: в двух-трех словах объясню, в чем тут дело и почему люди разных поколений (не побоюсь этого обобщения) не умеют пользоваться этими словами, – а ведь без них обойтись невозможно! Они постоянно встречаются в текстах, которые необходимо писать.

    Это предлоги. А опробуй обойтись без предлогов. На всех занятиях происходит одно и то же (варианты отсутствуют!). Как только звучит слово «в течение» («учимся в течение каникул») и следует мой вопрос: что скажете?, в ответ обязательно кто-то бодро восклицает фразу «в течении реки!».

    Вот на этом месте сделаем остановку. Я училась по старым учебникам, но и там было то же самое. Прекрасно помню эту тему – «Производные предлоги». Страница поделена пополам: в первой колонке шли примеры типа тех, что у нас были в начале главы (учился в течение каникул, опоздал вследствие пробки), а во второй – ты и так уже понял какие: в течении реки построили плотину, следователь ошибся в следствии по делу. Вот так это выглядело – и выглядит – тогда и сейчас в учебниках по русскому языку для 6-го класса.



    Конечно, там были не эти примеры, но по сути такие же.

    И вот такая подача материала была (и остается до сих пор) очень неправильная! Ни в коем случае нельзя рядом ставить эти слова – они не имеют ни малейшего отношения друг к другу!

    Если тебе 12 лет и ты нормальный человек (а не идиот, не понимающий смысла слов), и ты – не иностранец (не различающий смысла русских слов), то ты и без учебника понимаешь разницу, где «течение реки», а где – «в течение урока». И здесь учебник тебе только мешает. Какой-то дядя тебе пытается упорно доказать, что «он опоздал на работу вследствие пробки» и «произошла ошибка в следствии по делу об ограблении магазина» – это не одно и то же, поскольку смысл разный. Ничего себе – доказал.

    Я долго ошибалась в этих словах сама и очень долго наблюдала за процессом, за ошибками учащихся. Вывод следующий:


    1) правилами не пользоваться;

    2) про «течение реки» забыть навсегда!


    Задача: как не перепутать между собой в написании: (в) течение/и, (в) продолжение/и, (в) следствие/и, (в) обличие/и, (в) довершение/и, (в) завершение/и, (в) за ключение/и и т. п.

    Еще раз внятно поставим задачу: как нам правильно писать именно эти слова. А очень легко. Как это делаю я и все мои учащиеся – кто на радость, а кто и назло своим учителям.



    Первая позиция: Кайл – чувак в ушанке! Раз в ушанке, то два уха гарантированы. Левое ухо означает: «в» – раздельно. А правое – пиши «е»!

    в течение (левое ухо – в, правое ухо – е)

    Все остальные слова (сколько бы их ни было) пишутся так же. Один в один. Чувак в ушанке за это отвечает. Запоминать эти слова не надо. Образец – «в течение». Все слова из первой позиции – «родные братья». Поэтому они все пишутся одинаково.

    Двоюродный: слово «вследствие». «Е» в конце, как у всех братьев: правое ухо у него есть. А левого нет! «Вследствие» – слитно.

    Друган – это другой: не брательник, но друган. Это Кенни: у него вообще нет никаких ушей, он же весь замотан в капюшон. Слово «впоследствии» – другое, те были предлоги, а это – наречие. Но это неважно.

    Итак, делим все слова на 3 группы:



    Вывод: 1) последнее слово (впоследствии) здесь лишнее. У Кенни и ушей не видно, да и его опять убили. Позицию 3 снимаем с контроля!

    В остатке: только слово «вследствие» отличается от всех остальных. У него одна позиция «е» в конце (одно ухо), а у всех остальных – «родных братьев» – две! (2 уха): «в» – раздельно, «е» – в конце.


    Попроси своих родных (или кого-то, кроме них) читать эти слова, а ты будешь их писать! Следи обе позиции (начало слова – «в» и конец «е»). Ставь цифры: номера позиций. Ты никогда больше не ошибешься в написании этих слов!

    Учился в течение каникул, беседа длилась в продолжение часа, Москва в отличие от Питера, в заключение приведу еще один важный факт, в завершение своего сочинения я сделаю одно предположение, мой брат еще и двойку по физкультуре получил в довершение ко всему, я сегодня опоздал вследствие пробки, впоследствии поступил в институт и учился там в течение полсеместра, пока не выгнали вследствие неправильного поведения, я в отличие от всех вел себя нормально, в заключение скажу, что все идет по плану, в завершение своего сочинения я хочу привести цитату из произведения Н. В. Гоголя.

    Глава 9

    «Ь» после шипящих в конце слов (все позиции)

    Один из самых легких и простых алгоритмов, не требующих особой проработки. Усваивается сразу, закрепляется в две задачи, при этом он решает проблему довольно радикально и неожиданно.

    Вначале вопрос к тебе: отвечать быстро, долго не думать (самый правильный ответ – это простой и быстрый ответ). Быстро назови любых 2–3 слова с мягки знаком после шипящих на конце!

    После этого ты можешь подглядеть внизу следующей страницы, какие слова всем приходят в голову, и сверить со своими. Скорее всего – нечто подобное вспомнил и ты. Это не случайно – к этому мы еще вернемся.


    Проверь себя:

    Муж…, объелся груш…, чай горяч…, отреж…те булоч… ку, улич…ный скрипач…, гаеч…ный ключ…, шел мимо дач…, вышли из училищ…, много встреч…, туч…, остров сокровищ…, овощ… колюч… и свеж…, рассеч… бровь, пересеч… улицу, волосы до плеч…, контролер злющ… и бесстыж…, у него на носу прыщ…, родная реч…, реч…ной вокзал, ты гонщ…ик и обманщ…ик, надо отвлеч… учителя, до новых встреч…, застен…чивая жен…щина, упал навзнич…, двери настеж…, намаж…ся не отмоеш…ся, не еш…те мухоморы, в чем престиж….


    Рабочий алгоритм: «ь» после шипящих (все позиции) см. в таблице на следующей странице.

    Комментарии к позициям:

    1. В глаголах формально – 3 позиции:

    начальная форма: «жечь», «беречь»



    – второе лицо: ты учишь(ся), паришься. «Хвосты» – в сторону!

    «просьба»: не ешьте, намажься (специально даются примеры с «хвостами», чтобы их отбросить!).

    Вывод: что за позиция – неважно. В «действиях» (глаголах) мягкий знак есть всегда! (невзирая на «хвосты»).

    2. В наречиях (позиция «много нельзя», плюс словечки «лишь» и «ишь») – он тоже есть всегда[13]!

    Этот алгоритм точно делится пополам, на две части. Мягкие знаки закончились! Дальше – в позициях 3 и 4 они отсутствуют!

    4. В существительных – три позиции.

    Внимание, вопрос к тебе:

    Внимательно посмотри на них. Скажи: в какой именно из них (в 1-й, 2-й или 3-й) легче всего ошибиться? Разумеется, во второй! Первая (плащ, товарищ, шалаш, врач) – это позиция «легко». Третья (стык согласных с «ч» и «щ») – это первый класс (как «чу»-«щу» и «жи»-«ши») тоже ничего «трудного»: это безусловно позиция «легко».

    А вот вторая – это уже серьезно. Именно здесь делается наибольшее количество ошибок – не только учащиеся, но и многие взрослые пишут с «ь»: шел мимо «дачь»; съел много «грушь»; темно от «тучь».

    Вопрос: из-за чего? Тому есть причина. Так в чем же она?

    Правильно: груша-туча-дача-лужа – это женский род. В голове образовалась устойчивая связь (женский род – «ь»), но здесь она начинает работать неверно, порождая ошибку. Не вдаваясь в подробности (эта книга не учебник!), снова нарисуем алгоритм, разгрузив его от примеров – окончательный вариант.

    «Ь» после шипящих

    Все позиции этого алгоритма чрезвычайно просты и закрепляются в два действия.

    1. Исправить свои ошибки в задаче «проверь себя».


    1 Теперь понятно, почему тебе пришлось назвать три простых слова, где есть «ь» после шипящих (в начале занятия), и ты вспомнил именно их: мышь, ночь, дочь, рожь.


    2. Просеять все эти словосочетания на 4 колонки по образцу, посчитать ответ.

    3. Ты можешь проверить свои ответы.[14]

    (Все существительные надо отсеять в четвертую колонку, включая позицию «легко».

    Глава 10

    «Пары»

    (тоже /то же; также / так же; чтобы / что бы; зато / за то; поэтому / по этому...)

    Проверь себя:

    Я (так)(же) как и он не ходил в детский сад; я хочу (то)(же) мороженое, что и ты; я устал, (по)(этому) никуда не пошел; он спрятался (за)(то) дерево; я молчал, мать (то)(же) молчала; я закурил, он сделал (то)(же); слон узнал меня (то)(же); я смотрел на мать, она (то)(же) смотрела на меня; учусь (по) (этому) конспекту; (что)(бы) такого еще придумать; слон большой, (за)(то) добрый; я вышел, (что)(бы) побыть одному; (от)(того) столба до лужи – полметра; ничего нет такого, (что)(бы) могло меня заставить жениться; (по)(этому) предмету у меня одни двойки; стихи – это не (то)(же), что проза; (что)(бы) сдать экзамен – учись; (по)(этому) делу нет свидетелей; худая, (от)(того) и злая; злой, (по)(тому) и худой; мексиканские грибы – это не (то)(же), что питерские; скучаю (по)(тому) парню; блохи сильно кусают, (от)(чего) возникает желание чесаться; (что)(бы) это значило; вы – не (то)(же), что мы; в школу не ходил, (по)(тому) и умный; скорее (бы) каникулы, сдам (ли) я экзамены; а как (же), я (же) занимался; брат мне сказал (то)(же) самое; и я (так) (же) считаю; (так)(же), как и вчера, я пошел в магазин; Юра, а (так)(же) Петя и Вася (то)(же) пошли туда(же); а потом и Женя сделал (то)(же) самое (что)(бы) (то)(же) быть с друзьями, (по)(этому) они (так)(же) хорошо подготовились (по)(этому) предмету.

    Как бы тебе ни показалось это трудным, это рядовая позиция, не требующая никаких особых усилий. Ошибки здесь допускаются из-за того, что в учебниках слишком много проверок и объяснений.

    Проследим все это на простых примерах и примем решение, как будем действовать: договоримся об одной проверке – самой простой и быстрой.



    Проверка: закрой частицу пальцем – будет ответ[15].



    Ответ ясен. Это самая простая, а главное, быстрая проверка. Этого вполне достаточно («закрой частицу» – будет ответ). Наблюдаем дальше:



    Можно поступить так же: закрыть частицу. Прямо сейчас попробуй: уйдет не больше секунды. Но надо ли? Посмотри: вторая колонка – это позиция «легко» (а первая, значит, «где трудно – там слитно»: наша позиция!).

    Но и «закрыть частицу» – это тоже простая, быстрая и минимальная проверка.



    Еще раз посмотри на вторую колонку, чтобы убедиться, что это – позиция легко!

    Значит, и здесь также – проблемы нет.


    Также нет проблемы и с самостоятельными частицами: «бы», «ли», «же».

    Они узнаются и запоминаются: «были же»»! Запоминать их не недо, потому что это – позиция «легко».

    Глава 11

    Окончания существительных

    Мне, можно сказать, повезло: я училась по старым учебникам Бархударова и Крючкова. В целом они были даже очень неплохими. Там не было слов «орфограмма» и «пункто грамма», а сами правила были изложены простым языком и писались крупными жирными буквами. Все, что было написано обычными буквами, можно было вообще не читать. Так что я, не особенно себя утруждая, нормально училась на «4» и «5». Русский язык у нас вела наша классная по кличке Солдафон. На уроках она применяла к учащимся физическую силу. Но лично мне на уроках Солдафона, несмотря на страх, было интересно. Сейчас довольно трудно понять, почему: ничего особенно интересного-то не было. Русский язык под руководством Солдафона мне давался легче, чем математика и тем более физика. И только одна тема в школьной грамматике вызывала (и до сих пор вызывает) у меня чувство растерянности и досады. Это то, что я не смогла освоить тогда и уж, конечно, ни за что не освоила бы сейчас. Это окончания существительных.

    У нас в классе были развешаны большие картонные таблицы, где по горизонтали и вертикали обозначались роды, числа, падежи и склонения; на полях крупно, как на таблице окулиста, значились буквы: «И», «Е» и «Ы». Все это надо было каким-то образом заучить наизусть.

    Изучение окончаний длилось долго и мучительно. Всю неделю я шла в школу с чувством страха и вины за то, что ничего не выучила, а главное, не поняла. На уроке, когда Солдафон глядела в журнал, чтобы вызвать кого-то к доске – к этим таблицам, я надеялась, что это буду не я.

    Очень долго окончания существительных я (видимо, по детской психотравме) не включала в свою программу. Это длилось 15 лет. Я ее заранее внесла в раздел «пренебречь», зная, что задача не имеет решения.

    Разумеется, я понимала, что сама проблема не стоит выеденного яйца и существует только в таблицах и учебниках, а практически, можно сказать, отсутствует. На самом деле так и есть.

    Но не тут-то было. Когда ввели ЕГЭ, я дополнила свою коллекцию системных ошибок, которую веду всю свою жизнь. Я обнаружила множественные устойчивые ошибки в окончаниях слов, которых бы никогда не было, если бы не было всех этих таблиц, падежей, склонений, параграфов и правил.

    Перейдем к нашей программе «БЕЗ ПРАВИЛ». Делим все слова на




    Договоримся, что значит х =?

    Это те слова, что, во-первых, не на «ие/ия», во-вторых, не так легко слышны на слух, как «к мамЕ», «к бабушкЕ» и «от тетИ», «от дядИ» (то есть те, что не вошли в алгоритм). Таких слов крайне мало! Пришлось потрудиться, чтобы их вспомнить. Одно слово я вспомнила сразу, потому что я в нем сама сделала ошибку в 7-м классе. Это было слово «ущелье»: «в ущелье» или «в ущельи». Вообще-то это не очень обязательное слово. Но в рамках сдачи ЕГЭ мы с ним поработаем.


    «В ущелье/и» (трудность есть).

    Делаем так: путем подбора найдем подобное слово – и будет ответ.

    Ущелье – «оно».

    Подобное слово – например, «окно» (тоже «оно»). Или «белье» («оно»); «дно», «вино» и тому подобное.



    ПППП: Подбери похожее слово – будет ответ.


    Вывод: все школьные таблицы, где падежи, склонения и прочая чепуха, здесь ни при чем. Проблема окончательно ими не решается, потому что ее нет.

    Все окончания – это опора на речь. Я нашла учебник, в нем таблица:



    А кругом – роды, числа, падежи и склонения. Хочется спросить, а для чего? Ведь в этих словах ошибиться нельзя. Это не то что позиция «легко», а вообще тут нет никаких позиций («у рекИ», «у водЫ»). Зачем запоминать роды, падежи и склонения? А ведь надо их учить. И отвечать у доски, водя указкой. И потом всю жизнь тебе будет казаться, что окончания в словах – труднейшая из тем, которую ты так и не освоил в школе.


    Задача

    Опора на речь! Громко читай вслух (произнеси оба варианта) и выбери правильный ответ.


    «Пошел к подруге/и», «был у подруге/и», «думал о подруге/и», «у меня две подруге/и», «думаю о друге/и», «заботимся друг о друге/и», «взяли на поруке/и», «взял себя в руке/и», «в нашем Округе/и», «в нашей окрУге/и», «вышел на станцие/и», «сидел на собране/и в ожидане/и премие/и и стипендие/и», «остаюсь при своем мнение/и», «расскажите о своем впечатление/и об этом изобретение/и», «в ожидание/и поезда», «в здание/и напротив милицие/и», «учился в Англие/и», «жил в Швецие/и и Монголие/и», «играл на рояле/и»*, «суп из фасоле/и», «залез на антресоле/и», «живет в ущелье/и»*, «вылез из постеле/и», «какой сегодня день неделе/и», «иголки у еле/и», «загар на теле/и», «в этом деле/и», «увидел в зеркале/и», «встал на перепутье/и»*, «жду на выходе/и из метро», «мечты о счастье/и* в жизне/и», «вышел в ненастье/и», «учился у Наталье/и», «был у Наталие/и», «ходил к Наталье/и», «Ходил к Наталие/и»**.

    Как показывает практика наблюдения, ошибок в выборе правильного варианта в этой задаче почти не бывает[16]. У носителя языка – подростка, живущего в языковой среде (каковым и являешься ты, читатель), уже сложились речевые стереотипы. Все говорят – произносят слова -нормально. Как бы ни ругали тебя взрослые за сбивчивую речь – это их личное мнение. Все равно и они, а уж тем более твои сверстники, тебя слышат, а значит – понимают. Так что теперь научись слышать себя сам, потому что говоришь и произносишь ты правильно. И этого достаточно.


    Из наблюдений:

    * В отмеченных словах (*) ошибки возможны! Здесь поступай так, как мы договорились. Подбери похожее слово – будет ответ.

    ** Насчет Натальи. Мое имя – Наталья (а не Наталия). Видишь разницу? Второе сразу снимается с контроля (слова на «ие/ия» = «И»): «был у Наталии», «ходил к Наталии», «учился у Наталии» (варианты отсутствуют, позиция «легко»).

    По-моему, все ясно.

    Вот так вот получается: неважно, у кого ты учился: «у Натальи/е» или «у Наталии/е», но вот к кому ты ходил на занятия – «к Наталье/и» или «к Наталии/е» – это, как видишь, – две большие разницы.

    Глава 12

    Приставки

    Все так или иначе опасаются приставок. Эти опасения связаны с тем, что их – много. А также много различных правил. История приставок в школьной орфопрограмме (ШОП) довольно длинная, как и их списки.

    В нашей программе БП это, возможно, самая простая тема – поэтому она вынесена на предпоследний ДО – перед итоговой работой, и мы никогда не тратим на нее времени и сил больше, чем она того требует, особенно не заботясь о закреплении.

    Тема приставок нам нужна не столько сама по себе, сколько – как простой инструмент для быстрого принятия решений в технологии быстрого письма – для написания редких, «трудных» и зачастую малопонятных слов, если по каким-либо причинам тебе пришлось иметь с ними дело. Пойдем уже привычным путем: а) посмотрим; б) почитаем; в) оставим минимальное количество позиций; все переведем в позицию «легко»!



    Вопросов нет: все это, безусловно, позиция «легко».

    Теперь обрати внимание: сколько здесь разных приставок – и все они сразу же снимаются с контроля!

    Вывод № 1: Подавляющее большинство приставок снять с контроля! Позиция «легко».

    На то, что осталось, посмотрим повнимательнее:


    Пишем, смотрим и внятно читаем вслух, опора на речь!

    Играть – разыграть

    Искать – подыскать

    Интересный – безынтересный

    Июльский – предыюльский

    Инфаркт – предынфарктный


    Разыграть и подыскать – это вообще слова без особенностей, позиция «легко».

    Ошибиться в них нельзя. Но очень и очень много есть любителей писать «безинтересный» и «предиюльский» (а некоторые идут еще дальше: вставляют туда твердый знак! – «безъинтересный» и «предъиюльский»).

    Получаются очень смешные слова (и вычурные).

    А зачем?

    Читаем вслух! Сначала первую колонку, затем – вторую!



    Разница понятна?

    Одним словом, опора на речь!

    1-я колонка – позиция «легко»}!

    А слова из 2-й колонки прочти вслух в соответствии с их написанием, и станет все понятно без комментариев.

    Твердый знак, как гриб под деревом, – водится только под приставкой. Для того чтобы он появился, необходимо


    совпадение двух условий:

    Позиция «легко»! Опора на речь! (формально – для Ъ нет второго условия: нет «е», «е», «ю», «я»), но помнить об этом необязательно, раз это позиция легко.



    Читай вслух – громко и внятно – сначала всю первую колонку, затем – вторую.

    Видишь разницу? Не только видишь, но и слышишь.

    Обрати внимание, какие позиции в алгоритме идут первыми – те, которые мы только что рассмотрели. И тут шла речь даже не о самих приставках, а о том, что за ними. А с приставками здесь никаких забот вообще нет.

    Переходим к следующей позиции («при» и «пре»). Многие почему-то считают при и пре «трудными» – и очень ошибаются. Мы вообще их снимем с контроля, но вначале ты должен будешь убедиться, что ты о них и так все знаешь. Это так же верно, как то, что все знают, что в часе 60 минут, а в минуте 60 секунд.


    Все «ясные» при = 4

    (Ясные – это значит, что их смысл ясен и понятен.)



    Теперь впиши в кружки общий смысл тех слов, что под ними, и – я не сомневаюсь – ты это сделаешь легко! (Я бы могла сама вписать, но нет – я хочу, чтобы ты убедился, что все это ты и так давно знал!)

    Сверить свои надписи ты можешь ниже. Твои ответы могут не совпадать с моими дословно, но общий смысл их все равно будет одним и тем же. Потому что варианты отсутствуют, а значит это – позиция «легко»! Все четыре. Все – друг за другом – мы снимаем с контроля.



    Это были ясные «при» = 4 (позиция «легко»!)



    И там и там мы сделали, собственно говоря, проверку «скажи иначе» (красная кнопка и скорая помощь) и легко получили ответ.

    Обе позиции снимаем с контроля. Все, что проверяются проверкой «скажи иначе», это позиции «легко».



    Простой вопрос: где (в первой или во второй колонке) сразу ясен смысл приставок? В первой, конечно, – это позиции легко.

    Прибывать в Москву – приближение, движение (позиция № 1). Деревья приклонили свои ветки к земле – значит, чуть-чуть: не склонили и наклонили, а только приклонили – слегка, не полностью (позиция № 3). Старый привратник – при воротах (не футбол!) (позиция № 4). Приданое невесты – то, что, кроме нее (самой невесты), дают впридачу ее жениху: дом, машину, нефтяную скважину, кота в сапогах, курочку-рябу (это уж кому как повезет). Присоединение, одним словом (позиция № 3). Здесь все ясно.

    Внимание! Переходим ко второй колонке. Быстро объясняй себе смысл:

    Пребывать в Москве весь год – быть, находиться.

    Все преклоняются перед победой «Зенита» – уважают, восхищаются.

    Превратности судьбы – невзгоды, испытания.

    Старинное предание (сказка, легенда) – это то, что все передают друг другу много лет из уст в уста.


    Переходим к следующей позиции: пары на з/с



    Сразу договоримся: никаких правил про «глухие» и «звонкие» согласные не вспоминать!

    Внимание: опора на речь!

    Здесь написаны слова правильно; твоя задача: громко и внятно (но не по слогам!) читай их вслух (это обязательно!) – и все внимание на конкретный звук приставки («з» или «с»), немного – совсем чуть-чуть его фиксируя! Приставку отдельно от слова не читать, читай все слово, не по частям, слушай звук!


    Безболезненный, раздавил, изгнание, развлекался, возглавил, чрезвычайный, разбил, бесполезный, растаял, искривление, растрогался, воскрес, бесхарактерный, чересчур.

    Ну как? «З» звучит громко и назойливо – как живая муха, которая возле уха летает, и особенно, если ее отловить и держать в кулаке: «з-з-з-з-з-з». без-з-з-з-з-зболез-з-з-з-з-ненный; раз-з-з-з-з-здавил!

    А на «с» звук гаснет: расссссстаял, восссссссскресссс.

    Перепутать, где было «з-з-з-з-з-з!», а где «с-с-с-с-с» – невозможно.

    Убедись, что это так, сделав эту задачу. В первую колонку пиши слова, где «з-з-з-з-з», во вторую – где «с-с-с-с-с-с». Делать это надо только вслух! Внятно произноси, все внимание на звук. Опора на речь!


    Раздумал, растрепал, истопник, вспомнил, бестолковый, разжалобил, изменщик, исправился, бесформенный, бесчеловечный, бесхарактерный, чрезмерный, чрезвычайный, распечатал, бесполезный, бездумный, безграничный, раздался, воспитывать, расторгнуть, чересчур, безденежный, безбедный, истратил, развелся, исполнитель, бесполезный, безвольный, беспечальный, истолковать, бестолковый, возглавил, растерялся, раскаяние, изменился, беззубый, воззвание, беззащитный, раззадорился, бесследно, рассохся, бессердечный, бесстрашный, бессмысленный, безземельный, бессмертный.


    Обрати внимание на удвоение: это позиция «1 + 1» ( как «баня-банный», «карман-карманный»). Тут – или «зз» («беззубый») или «сс» («бесследный»). Никогда: «зс» и «сз»).

    Позицию «пары на «з/с» снимаем с контроля. Это безусловно позиция «легко» – опора на речь.


    Бонус: мелкая приставка «с». У нее нет пары! Везде только «с».



    Редкий случай, где опора на речь не работает. Это надо учитывать. Нет пары!

    Это одна из немногих «плохих» позиций в русской орфографии. На самом деле, никаких оснований для того, чтобы писать не «зжить», а «сжить», – ни у кого нет. Но тут уже ничего не поделаешь: такая уж у нее – у приставки «с» – судьба. Она одинокая, и у нее нет пары. Она всегда одна. Остается только посочувствовать[17].


    Радикально решив проблемы с приставками, мы пришли к следующему выводу: самая опасная из них оказалась безобидная «с». Вот уж действительно, страшнее кошки зверя нет. Все остальные для нас не то что не представляют опасности, а более того: они являются нашими союзниками. Они помогут нам в ряде тактических решений по преодолению ошибок в «трудных» и «очень трудных» словах (которые раньше надо было бессистемно и тупо учить по словарю).


    Небольшой «словарный диктант»

    (Интересно сравнение результатов: как эти слова при прочих равных условиях пишут люди без опоры и как их сейчас напишешь ты.)

    Опора на речь! Читай внятно вслух, слушай – только потом пиши.

    (сверх)естественный, (сверх)урочный, (пред)январский, (пред)июльский, (пред)февральский, (без)интересный, (без)языкий, (без/с)конечный, (без/с)форменный, (без/с)характерный, чере(з/с)чур и(з/с)чез, ра(з/с)волновался, бе(з/с)церемонный, (под)итожить, (раз)украсить, (раз)играть, (под)искать, (пред)инфарктный, (пред)юбилейный, (пред)исторический, (сверх)задача, (супер)модный, (меж)планетный, (транс)атлантический, (гиперсексуальный, (супер)маркет, (с)экономить, (пред)уведомление, (раз)искать, (раз)играть, (под)емный, (в)ехал, (у)ехал, (под)устал, (раз)узнал, (раз)ехался, (раз)улся, (об)улся, (об)емный, (вз)ерошился, (раз)ярился, (от)ехал, (меж)национальный, (меж)ведомственный), (эрц)герцог, (транс)континентальный, (экстра/о)ординарный, (супер)виртуозный, (меж)районный, (между)усобный, (микро)район, (капремонт, (сверх)способный, (меж)национальный, (меж)институтский, (пере)устройство, (псевдо)галлюцинации.


    Какими бы эти слова ни казались трудными подавляющее большинство этих слов – это позиция «легко». И ее тоже можно структурировать (см. схему на следующей странице).

    После этого можно сократить количество позиций: «нет проблемы вообще» и «опора на речь» – собственно, и то и другое – это позиция «легко». То есть мы совершили еще один виток к позиции «легко». И что же мы делаем теперь? Снимаем ее с контроля!


    В остатке – слова, которые могут сбить с толку кого угодно, хоть профессора университета.


    Кстати, далеко не каждый из них – образцовый грамотей. Профессор СПбГУ С. Чебанов – дисграфик. Надо отдатьему должное в том, что он никогда не пытался это скрывать и стыдиться. Даже наоборот – и пусть его пример станет и другим наукой: тут ему было чем гордиться. Не дисграфией, конечно, а тем, что, невзирая на нее, он добился ученых степеней, так как совершил ряд открытий в важных науках, – и в сравнении с его научной одаренностью его грамматические ошибки – это просто маленькая забавная странность, над которой добродушно подшучивали его коллеги и в свое время научные руководители. И в самом деле: без ошибок-то писать умеют многие, а толку-то что? А тут человек как-то умудрился не только в университет поступить (получив даже не одно, а несколько образований), но еще и несколько диссертаций защитить.



    Сергей – а это было уже тогда, когда он привел свою старшую дочку в нашу школу. – не стал изображать из себя ученого дядю, а честно сказал:

    – Я думаю, что у Сони это наследственное: ведь я в школе по русскому всегда учился только на одни двойки. Ничего не помогало: я все знал, но всегда писал с дикими, совершенно необъяснимыми ошибками; и с репетитором всю жизнь занимался – все было бесполезно.

    – А как же вы, Сергей, сочинение в университете написали, чтобы туда поступить? – Меня именно это интересовало в первую очередь: практический способ действий, направленных к цели, – то есть стратегический выбор ПППП (правильного поведения при письме) ради решения формальной, но важной задачи. Я готова была услышать все, что угодно, например: «я и сам не ожидал, но так получилось – мне повезло»; или – с учетом искренности респондента: «ну, помогли мне», или «я списал» (в данном случае для Сергея задача «правильно списать» также не имела решения, так как при списывании текста он все равно делал ошибки, так как он их не видел и не отдавал себе в них отчета). Его ответ меня поразил:

    – Все слова, которые нужны были для того, чтобы написать сочинение, я заранее придумал, написал на карточках, разложил по группам и заучил наизусть: какая буква за какой идет. А уж в каком порядке их строить – это для меня не было проблемой. Мне надо было только соблюдать порядок букв – вот как раз в этом и есть моя проблема. И я заучил каждое слово, которое могло мне понадобиться в порядке следования букв друг за другом (а до этого я весь алфавит переложил на цифры). Я учил порядок цифр – каждая из них соответствовала букве. И учил я ряды цифр. Это сложная, трудоемкая работа, но другого выхода у меня не было.

    Ну что тут сказать. Это была редкая практика, на грани героизма и идиотизма, подтверждающая расхожие коннотации, что, мол, «ничего невозможного нет», «ни мытьем, так катаньем» и «где наша не пропадала». Но с учетом одного условия: подобную сверхзадачу не может взять на себя – и ее решить – практически никто! Этот пример тут приводится как случай отчаянного сопротивления обстоятельствам и как единственный способ прорыва, если других способов нет и не может быть.

    Ну а что касается нас с вами, то свою сверхзадачу мы в состоянии решить куда более радикальным способом, чем заучивать порядок цифр и соответствующих им букв. У нас, в отличие от Сергея, есть инструкции и Порядок правильного поведения при письме (Порядок 4П).

    Ни в коем случае не надо пытаться заучить, как правильно писать слово! Это бессмысленно и мало чем отличается от «подвига» профессора. Мы будем слова не учить, а решать – как простой математический пример, исходя из их данных, которые у нас есть! Первое действие мы уже сделали. Отсеяли позиции «легко»и «опора на речь».



    То есть из суммы всех имеющихся у нас слов мы вычли путем сокращения количества позиций все те, где мы уже не могли ошибиться, из-за того что научились распознавать позицию «легко». В остатке – х . То есть неизвестные нам «опасные» слова, которые у всех, кто не имеет опоры (в отличие от тебя), вызывают испуг!



    Из 58 слов в остатке 14 «трудных». Сейчас мы их решим, сокращая количества позиций.


    1. (Cверх)естественный?

    CверхЪестественный (сверхестественный) – опора на речь!

    1) приставка есть? – Да;

    2) «е», «е», «ю», «я» – есть? – Да.

    Оба условия для «Ъ».


    2. (Пред)январский?

    ПредЪянварский (предянварский) – опора на речь!

    1) приставка есть? – Да;

    2) «е», «е», «ю», «я» – есть? – Да.

    Оба условия для «Ъ».


    3. (Без)языкий?

    БезЪязыкий (безязыкий) – опора на речь!

    1) приставка есть? – Да;

    2) «е», «е», «ю», «я» – есть? – Да.

    Оба условия для «Ъ».

    Отсеем и другие слова по тем же признакам:



    1. Итак, в отношении этих слов мы знаем решение.

    2. Ъ, как гриб, растет только под приставкой!

    Для счета учтем, что здесь таких слов было 10.

    Вычеркнем их из общей задачи и посмотрим, что в остатке. 58 – (44 + 10) = 4:

    (черес/з)чур, (сверх)задача, (супер)модный, (меж)планетный, (транс)атлантический, (гипер)сексуальный, (супер)маркет, (меж)национальный, (меж)ведомственный, (эрц)герцог, (транс)континентальный, (экстра/о)рдинарный, (супер)виртуозный, (меж)районный, (между)усобный, (микро)район, (кап)ремонт, (сверх)способный, (меж)национальный, (меж)институтский, (псевдо)галлюцинация.

    Сократим и здесь количество позиций.


    (через/с)чур

    Этому незатейливому слову я хочу уделить внимание. Сколько в ем известных нам позиций?

    Я насчитала их четыре!

    Во-первых: где трудно – там слитно! (и много нельзя!)

    Во-вторых: блок «ере».

    В-третьих: опора на речь: «чересчур» («с», а не «з»!)

    И в-четвертых – можно посчитать позицию «чу»-«щу» (1-й класс!)

    Маленькое слово «чересчур» является носителем четырех позиций! И мы его не «выучили» и не «запомнили, как писать», а быстро решили, исходя из всех данных, которые у нас есть!


    (сверх)задача

    1. Трудное слово? Где трудно – там слитно. «сверхзадача».

    2. Проверка – опора на речь! (читаем вслух).

    Вариант «сверх-задача» (с дефисом) исключен. В алгоритме на дефис про «сверх» ничего нет!

    (сверх)задача. Варианты:



    Теперь так же можно проработать все остальные слова. Так как у нас есть опора: «где трудно – там слитно». А если это не так – (дефисы), значит, это позиция «полуслитно», смотри раздел «дефисы», где мы предельно сократили количество позиций.

    Глава 13

    «Не» с причастием

    Частица «не» рассматривается в разделе не со всеми словами, так как оней отдельный разговор.

    Быстро напомню, что такое причастие.



    Итак, 4 позиции. Сразу вопрос: какие из них мы снимем с контроля, так как в них нет ничего нового и это позиция «легко».

    Наблюдаем за процессом:

    1. Неисследованная местность;

    2. Не___исследованная геологами местность зависимое слово («подробность»);

    3. Не___исследованная, а дикая местность;

    4. Местность не исследована.

    Конечно же, это позиция № 3 – позиция «легко» («не черный, а белый», «не Москва, а Питер», «не математика, а история»).

    Позиция № 4 (местность не исследована) теперь уже тоже позиция «легко» (ошибки не замечены, дверь не заперта, свет не выключен, пуговица не пришита, книга не прочитана – это все «действия», которые легко превращаются в простые глаголы проверкой «скажи иначе»).

    Местность не исследована = ее не исследовали.

    В этой позиции нет ничего нового: мы уже давно перевели подобные модели в позицию «легко».

    Оставляем позиции № 1 и 2.



    Как показывает практика, тема эта особой проработки не требует в системе всех наших предыдущих наблюдений и проверок (роль зависимых слов – «подробностей» – мы уже оценили в теме «н» и «нн»).

    Проверим себя в задачах № 1 и 2.


    Задача № 1

    1. Счет всех слитных позиций (без «подробностей»). (Не)освещенный лампочкой коридор, (не)оконченный

    роман, (не)вынесенный мусор, (не)замеченные в работе ошибки, (не)накормленный щенок, (не)продуманные действия, решение, (не)продуманное коллективом, (не)зависимые поступки, ни от кого (не)зависящий результат. (Ответ: 5)


    2. Просеять примеры по колонкам:



    1

    Задача № 2

    1. Счет на слух всех слитных позиций (только причастие с «не»).

    Войдя, я оглядел (не)прибранную комнату. (Не)погашенный свет средь бела дня производил (не)приятное впечатление. На столе стояла пустая, никем (не)занятая клетка. (Не)убранные хозяином коробки с книгами громоздились в углу. Вся обувь, что была в доме, валялась на полу, образуя (не)организованную свалку. На полу так(же) стояли (не)поставленные в шкаф какие (то) сковородки и канистры. (Не)застеленный диван был покрыт шубой из (не)щипа(н/нн)ого кролика. Комната, (не)ухоже(н/нн)ая хозяином, срочно требовала ремонта.

    Я хорошо знал хозяина, (не)выучившего за всю жизнь ни одного урока, (не)раскрывшего учебникF, но первого ученика в школе. Он и сейчас такой(же): (не)стриже(н/нн)ые волосы, давно (не)стира(н/нн)ая холщ…овая куртка, (не)чище(н/нн)ые шнурова(н/нн)ые боты. Он (н…)сколько (не) похож на преуспевающего человека: ему просто некогда да и н… к чему заниматься своим образом. У него (не)ограниченное количество идей и проектов. (Пол)года назад он совершил н… с чем (не)сравнимое открытие в ф…рм…к…логии, которое (в)последстви… может изменить жизнь многих людей, нуждающихся в лечении… и поддержк….

    (Ответ: слитные с «не» причастия = 9)

    2. Переписать; ставить паузы, рамки. Text-control всех позиций.

    3. Сколько здесь всех оборотов?

    4. (Ответ = 7).









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх