|
||||
|
Часть III ПАУЗНАЯ РЕЧЕВАЯ ПУНКТУАЦИЯ (ПРП) Глава 14 Правый оборот Пауза правильная и ложная Если ты – учащийся 8-го или 9-го класса (или был им), то ты, конечно, знаешь такие слова как «обособления», «придаточные предложения», «сложноподчиненные и сложносочиненные предложения» и так далее. В нашей программе ничего подобного нет. Когда люди говорят, произносят вслух фразу, в речи возникают паузы: иначе быть не может – так устроен речевой аппарат. Паузы бывают правильными (те, которые надо подтвердить знаком – запятой) и ложными, где нельзя ставить никаких знаков (запятых)[18]. Вопрос в том, как их различить. Самое главное – соблюдать порядок действий. Многие взрослые (родители, которые привели на консультацию своих чад – учащихся 9-11-х классов), увидев результат тестирования на запятые, очень недовольны таким итогом и тут же начинают стыдить своих детей, ставя себя в пример: я не помню правил, но ставлю знаки на слух, потому что «у меня врожденная грамотность». Они не правы. Возможно, они слышат паузы (в отличие от учащихся школ – учащиеся ничего не слышат, а пытаются вспомнить правила – это и ведет к ошибкам). Но слышать паузу – это только первое действие. А второе действие – это проверка паузы: пауза бывает правильная и ложная. Для того чтобы это определить, нужны четкие инструкции и точные проверки. Пауза правильная и ложная Прочти вслух эту фразу и посчитай, загибая пальцы, сколько здесь пауз (точка – конец фразы – не в счет). Речь – это слова и паузы. Ты, конечно, обычно слышишь слова, а на паузы и внимания не обращаешь, потому что это тебе ни к чему. Они настолько естественны, что о них и не думает никто. Но вот я попросила тебя их сосчитать в этом предложении – и ты сразу определился: здесь 4 паузы. (Заодно договоримся: знак «пауза» – это Простой вопрос: (напоминаю: все мои вопросы простые! И я люблю простые ответы: самый правильный ответ – это самый быстрый и, следовательно – простой ответ): – Что это за первые три паузы? Скажи первое, о чем ты подумал: – Это перечисления! Правильно! Так оно и есть. Перечисления подтверждаем запятыми (правильные паузы) и снимаем их с контроля! – позиция «легко». В программе «БЕЗ ПРАВИЛ» (БП) в разделе «Паузная речевая пунктуация» (ПРП) мы снимаем с контроля все виды перечислений, а также тему «прямая речь». Перечисления и прямую речь для особо «продвинутых» читателей мы оставляем для самостоятельного осмысления. Четвертая пауза: где она? Там уже есть ответ: конечно, между подлежащим и сказуемым. Вот это и есть самая главная ложная пауза. Там она часто бывает, но никогда не подтверждается запятой. Об этом тебе напомнит кот: Правый оборот Все запятые, которые встречаются на твоем пути, делим на 2 группы (а не на 122, как в учебниках): Правый оборот держит под контролем примерно половину пауз из всех, что есть. Самый первый оборот в ПРП – это правый. Вот алгоритм на поиск правого оборота (соблюдать точный порядок действий!) По этой модели отрабатываем алгоритм. Соблюдаем порядок действий: 1. Ищем «слово»: «знакомый» – слово? – Нет. «Попугай» – слово? – Да. 2. Смотрим вправо. 3. Задаем вопрос «какой?». Попугай какой? 4. Отвечать всей фразой: ответ – в рамку! Говорящий по-турецки. Рамки попали в паузы! Запятые ставь на рамке! Проследи: не рядом, а на них. Это был правый. Проверка: убираем его из предложения и смотрим остаток («голова-хвост»): Знакомый попугай сидит на лампе. Еще пример. – Сколько здесь пауз? 1. Ищем «слово». «Попугай» – «слово». 2. Смотрим вправо. 3. Задаем вопрос «какой?». Попугай какой? 4. Отвечать всей фразой! Не тормозить! Довольно прилично говорящий по-турецки о футболе. Ответ – в рамки! Рамки попали в паузы! Рамки мы ставим для того, чтобы на них поставить запятые. Проверка: убрать правый, смотри остаток («голова-хвост»). Попугай задумчиво сидит на лампе. С этой позицией связана главная «системная» ошибка на запятые! – Сколько здесь пауз? Ищем «слово»: «мы» – слово? – Да. «Мы» – какие? Есть ответ? – Нет. «Встретили» слово? – Нет. «Попугая» – слово? – Да. Попугая какого? (отвечать всей фразой, не тормозить): сидящего на ветке и говорящего по-турецки. Рамки попали в паузы. Ставь на рамках запятые: раз! – и особенно – два! Особенно следи вторую запятую! Первую ставят почти все, а вот вторую далеко не все: боятся союза «и». А зря! Это и есть та самая «системная» ошибка: отсутствует вторая запятая перед союзом.
Опасный момент: непопадание рамки в паузу. Это довольно редко бывает, но это надо учесть. – Сколько здесь пауз? 1. «Самолетик» – слово? – Да. 2. Самолетик какой? 3. Отвечать всей фразой: пригибаемый лучом. Ответ в рамки! Рамка попала в паузу только в одном месте: после слова «лучом». А после слова «задымился» осталась пустая пауза. Пауза – союз – рамка. Рамка важнее паузы: она для этого и ставится, чтобы на ней ставить запятые. А паузу эту мы сейчас легко проверим, заодно проверив остаток («голова-хвост»): уберем правый. Типы правых (сокращение количества позиций). «Дом» – слово? – Да. Дом какой? Который скоро пойдет на капремонт. Проверка: Дом расселили «Город» – слово? – Да. Город – какой? Где родился писатель. Проверка: город стоит на Волге. «Мы» – слово? Да. Мы какие? – нет ответа. «В рощу» – слово? – Да. В рощу какую? Влажную от дождя. «Хозяйское» – слово? – Нет. «Дочка» – слово? – Да. Дочка какая? Девочка лет 16. Проверка: хозяйская дочка принесла чай. «Короткая» – слово? – нет. «Борода» слово? – да. Борода какая? Немного темнее волос Проверка: короткая борода украшала его лицо: и т. д. В грамматике ШП все эти модели – разные: 1 – сложноподчиненные предложения с придаточным определительным; 2 – тоже придаточное определительное; 3 – обособленное согласованное определение; 4 – обособленное распространенное приложение; 5 – обособленное несогласованное определение и т. д. Неважно. Все это – правые обороты. Здесь решают: 1. Паузы! и 2. Вопрос типа «какой?». И главное: правый (от «слова») едет жестко вправо – то есть вперед! У него нет заднего хода! Задача I. Счет на слух всех правых. Задача П. 1. Считать паузы. 2. Писать, ставить паузы и рамки в момент письма. (Текст «Придорожная сторожка».) Глава 15 Деепричастный оборот (ДОБ) Для контроля пауз тебе очень понадобится ДОБ. В программе БП и в ПРП мы разделили все запятые на 2 группы: правый оборот и все остальные. Так вот: «все остальные» отличаются от правого, но между собою ведут себя одинаково: так, как ДОБ. Значит, он нам очень важен. И прежде всего тем, что там есть паузы! Не было бы пауз – не было бы и ДОБов.
ДОБ в предложении легко обнаружить, во-первых, на слух, во-вторых, зрительно. Внимание на паузы! Быстро задай вопрос к ДОБу: Река утихла как? Или что сделав? – пошумев. Она шла по улице как? Или что делая? – негромко напевая. Договоримся о вопросах: мы выберем вопросы «что сделав»/«что делая», а вот «как?» мы не будем задавать. ДОБы, так же, как и правый, легко убрать из предложения и прочитать остаток. Река утихла. Она шла по улице. А теперь внимание – важный момент!
Алгоритм на поиск ДОБа (4 позиции). На все вопросы отвечать всей фразой! Здесь надо на все вопросы отвечать всей фразой! Самое главное – отвечая на все вопросы быть предельно точным, не тормозить. 1) Кто здесь главный? Мой приятель Петя Гриф. 2) Что он делает? Целый день бродит по городу. 5) Что делая? Таская на спине тяжелый рюкзак. В остатке – ДОБ. Результат этих простых действий выражает не менее простая формула:
Где П – предложение; 1 + 2 – первая и вторая позициb. То есть из предложения мы вычли сумму первых двух вопросов – в остатке ДОБ. Особенности «Особенностью» здесь снова является союз «и», если он вдруг появился рядом с ДОБом. О том, как себя при этом вести (ППП). мы уже договорились, когда познакомились с правым оборотом. Все остается в силе! 1. Внимание на паузы: их здесь две. 2. Работать по действиям: – Кто здесь главный? – Попугай. – Что он сделал? – Задремал и увидел сон. – Что сделавши? – Усевшись на плечо хозяина. Ответ в рамку! Рамка попала в паузы: Запятые – на рамках! Их должно быть две! Особенно следить вторую! Тем более перед «и»! Проверка: убираем ДОБ, смотрим остаток «голова-хвост»: Попугай задремал и увидел сон. Внимание на паузы! Их две. – Кто здесь главный? – Он. – Что он сделал? – Разбудил хозяина. – Что сделав? – Захлопав крыльями. Ответ – в рамку! Рамка попала в паузу только в одном месте: после слова крыльями. А слева – непопадание: пауза – союз «и» – рамка. Но рамка важнее паузы! Запятая – на рамке! 2. – Кто здесь главный? – Господин. – Что он сделал? – Нахмурился и молча взял Ушастого за шиворот. – Что сделав? – Сурово сдвинув брови. Ответ – в рамку! Рамка попала в паузы: запятые – на рамках. Их должно быть две! Особенно следить вторую! Тем более перед «и»! Проверка: убратьДОБ,смотретьостаток(«голова– хвост»). Господин нахмурился и молча взял Ушастого зашиворот. Внимание на паузы: (их четыре). Проверь первую паузу: что это? Это правый: Аркадий Иванович какой? Подоспевший на помощь. Правый сразу убираем. – Кто здесь главный? – Аркадий Иванович. – Что он сделал? – Извинился для порядка и разжал пальцы злодея. – Что сделав? – Применив болевой прием. Ответ – в рамку. Рамка попала в паузу только в одном месте: после слова прием. А слева – непопадание: пауза – союз и – рамка. Рамка важнее! Запятые – на рамке! Проверка: правый мы уже убрали, теперь уберем ДОБ и посмотрим остаток «голова-хвост». Аркадий Иванович извинился для порядка и и разжал пальцы злодея. Задача 1. Громко читая вслух, ставить паузы, рамки (естественно, и запятые на них). 2. Читать вслух остаток (без ДОБов). 3. Одновременно делать контроль всех известных нам позиций. 4. Написать текст. Паузы и рамки ставить обязательно! Контроль всех позиций! Сверить с ответом на сайтах[19]. Еще не успев забыть Федула Козявкина мы сочтем своим долгом поведать всем и о других его изобретениях. Все обитатели коммунальных квартир узнав про мыло «Не воруй!» сразу выстроились в очередь. Вторая половина населения дружно выбросив в мусорное ведро устаревшие открывашки записалась на очередь к агрегату Е. К. Н. Федул Козявкин приободрившись от такого успеха развил дальше свои изыскания и изобрел нечто новое. Ящик антиалкогольный. Все люди потратив деньги на выпивку вскоре после этого начинают сожалеть об уплывших денежках. Автор этого проекта потратив много бессонных ночей нашел решение как прекратить это безобразие. Итак если вы с женой получив получку за три месяца решили потратить часть денег на выпивку то этот номер у вас не пройдет. Приняв решение бежать к ларьку или в магазин все желающие выпить обязаны взять в руки нужную сумму и подойти к ящику антиалкогольному. Подойдя к нему вплотную вы или ваша жена а иногда и соседи гости друзья медленно и торжественно опускаете деньги в специальную щель. Результат мгновенный. Ящик захлопывается. Вам уже нечего тратить на выпивку – ваши деньги опущенные вами в ящик надежно защищены от ваших вредных и недостойных привычек. Они лежат в ящике надежно закупоренном а вам следует попить чаю и идти поспать. А гости которые к вам приперлись преклоняясь перед чудом технической мысли раскланяются с вами и уберутся восвояси. Это изобретение Федула Козявкина направленное на укрепление семьи и семейного бюджета является прекрасным подарком вашим знакомым к Новому Году. Правда автор Федул Козявкин не решив пока задачу как изъять обратно из ящика сэкономленные вами деньги решил отложить решение этой мелкой проблемы на ближайшие лет пятнадцать-двадцать. Глава 16 Союзный оборот В учебниках одни только названия тем навевают тоску. От слов «сложноподчиненное предложение» сразу веет скукой: это что-то сложное (то есть трудное и непонятное) и вдобавок кому-то еще (или чему-то) подчиненное (подчиняться – это плохо). Вот такие безрадостные мысли вызывает главная тема учебников в 9-м классе. Грустно! И скучно. А главное действительно сложно. И к тому же долго, мучительно долго длится изучение «проблемы» сложноподчиненных предложений. В 9-м классе русский язык у нас вела уже не Солдафон, а одноглазый завуч школы по кличке Циклоп. Циклоп заходил в класс, садился за стол, открывал журнал. Наступала тишина. В полной тишине он открывал учебник на странице, где была таблица разрядов придаточных предложений, и, глядя туда, вдруг резко называл чью-то фамилию: тот, кого вызывали, должен был сразу привести пример того, что вычитал Циклоп в учебнике: – придаточное изъявительное/ Увы, эта задача не имела решения: никаких изъявительных придаточных-то нет! Есть какие-то изъяснительные. Но об этом я узнала намного позже: когда уже училась в университете и нанялась в школу учителем: в 9-й класс. Бедный Циклоп: учить всем этим «придаточным» оказалось еще даже намного скучнее, чем учиться. В программе «Без правил» нет никаких сложносочиненных и сложноподчиненных предложений! Нагла цель – правильно ставить все запятые! Продвигаясь к этой цели, надо пройти еще один квест. Мы пройдем его легко, а главное – быстро. Союзный оборот Он бывает везде (как ДОБ), но всегда В этом алгоритме новой является лишь первая позиция: если слово может быть вопросом (чего? куда? кто? у кого? и т. д.) – значит, это союз и это сигнал: начало союзного оборота! Позиция («к нему легко задать вопрос») намного лучше, чем в «правом» и «ДОБе»: там надо помнить вопросы. (В правом обороте – «типа какой», а в ДОБе – «что делая»/«что сделав»). Здесь же ничего помнить не надо: вопрос возникнет сам: любой, какой подойдет. Третья позиция – в точности такая же, как в «правом» и «ДОБе»: отвечать на вопрос надо всей фразой, не тормозить. Это и будет союзный оборот. Вот и все. Четвертого действия нет, и только чтобы запомнить четвертую позицию и сэкономить место, мы вписали туда то, что всегда остается в силе: запятых должно быть две. Особенно следи вторую. Тем более перед «и». Внимание на паузы! Они здесь есть, поэтому есть и союзный оборот. Не было бы пауз – не было бы никакого союзного оборота. Паузы есть? – Есть: их две. Союзный оборот начинается с союза. Это – любой вопрос. «Когда?» – есть такой вопрос? Да! Значит, это – союз, и вот он – союзный оборот. К нему легко задать вопрос: – Аркадий Иванович и Ушастый выходили из дома когда? Отвечать всей фразой (не тормозить!) – Когда все население уже ложилось спать. Ответ – в рамку. Рамка – в паузах. Запятые – на рамках. Их должно быть две! Особенно следить вторую. Тем более перед «и»! Проверка: смотри остаток («голова–хвост»). Аркадий Иванович и Ушастый выходили из дома и сдирали афиши крупного формата. Союзный оборот начинается с союза. Это – любой вопрос. «Почему?» – есть такой вопрос? Да! – Значит, это союз и это – союзный оборот. К нему легко задать вопрос. Ушастый долго соображал что? (или чего?) Отвечать всей фразой (не тормозить!) – Почему Аркадий Иванович не хочет ни с кем из людей иметь дела и не обращает внимания на их мелкие вороватые пакости. – Ответ в рамку. Рамка – в паузах. Запятая – на рамках. Их должно быть две! Особенно следить за второй! Тем более перед «и»! Проверка: смотри остаток («голова–хвост»). Ушастый долго соображал и наконец догадался. Посчитай, сколько в этом предложении всех позиций. Оборот будем считать еще одной позицией (плюс-пози ция). Итак: оборот – раз; соображал (блок «раж») – два; «не хочет ни с кем» (z3 + «не» с глаголом) – три-четыре! «не обращает внимания» («не» с глаголом + «ращ»+ «има») – пять-шесть-семь! «вороватые» – «оро» – восемь! «наконец» (много нельзя – слитно) – девять! Сразу же перейдем к более «сложным» моделям. Наши действия все те же: 1. Счет пауз (их здесь 6). 2. Задаем вопросы к союзным оборотам и ставим рамки. Его спросили о чем? откуда он идет и он ответил что? что он идет из зоопарка а почему? потому что он не хотел а чего не хотел? чтобы все знали а чего знали? откуда он идет на самом деле. Проверка: убрать обороты, смотри остаток («голова-хвост»). Его спросили, и он ответил. А теперь – внимание! Эту модель мы решили всего в два (!) действия. (Проверку «голова-хвост» можно считать третьим действием, но лучше не считать: проверка – это контроль правильности действий, а их все-таки – два.) На практике (то есть во время занятия) все это занимает времени ровно столько, сколько его уходит на чтение предложения вслух, – и не более того. То есть вообще всего-ничего. Более того: все это к тому же еще и является последовательным подчинением (не параллельным и однородным!) то есть данная модель – это сложное предложение с разными видами связи (сочинительной и подчинительной, где подчинительная связь является последовательной. Состоит из стольких-то частей и так далее. К такимпредложениям ШП движется годами. Чтобы освоить такую модель, надо понять все то, что было написано выше курсивом. Нарисовать схему (или она уже нарисована, и тогда в ней надо разобраться, что к чему) СТОП! Все это не для нас. Мы занимаемся альтернативной паузной речевой пунктуацией, и все (любые) предложения мы решаем в 2 действия (третье – проверка). То, что написано выше курсивом, следует зачеркнуть. У нас другая программа. И сейчас у нас такая задача: предотвратить общие «системные» ошибки, которые делают многие из тех, кто пытается следовать правилам из учебников. Учимся на простых примерах – на элементарных моделях. Ничего нового: все те же уже известные действия. Правильные действия Внимание на паузы. 1. Есть ли тут паузы? Если есть, то сколько? Есть – их две. 2. На паузе – зададим вопрос, ответим на него все фразой и поставим рамки. – Аркадий Иванович вернулся в город когда? – Когда лето подходило к концу. Рамка попала в паузы – запятые на рамке – и поставим цифры – номера запятых: раз – и особенно – два! Запятых должно быть две! Особенно следить вторую! Тем более перед «и»! Все остается в силе! И проверка («голова-хвост»): убрать союзный оборот, смотри остаток. Аркадий Иванович вернулся в город и сразу же позвонил знакомому директору школы. Внимание на паузы: есть ли паузы? Если есть, то сколько? Есть: одна. – Аркадий Иванович вернулся в город когда? Отвечать всей фразой! Не тормозить! – Когда везде ввели запрет на курение и когда с улиц уже исчезли все табачные ларьки. (Одна запятая) Проверка: Аркадий Иванович вернулся в город. Внимание, вопрос к тебе: покажи место, где ошибка возможна: там – системная ошибка (характерная для большинства). Напоминаю: все мои вопросы очень простые, правильный ответ – это быстрый ответ! Конечно, ты сразу понял, о чем идет речь. Вот это место: после слова «курение»! Именно здесь ставят неправильную запятую: «Проверка»: Аркадий Иванович вернулся в город и когда с улиц уже исчезли все табачные ларьки. Проверка «голова-хвост» не срослась – фраза корявая, проверки нет. – В чем ошибка и из-за чего? – А в том, что отвечать на вопрос надо всей фразой – не тормозить! А они затормозили. Вот и повис хвост. – Из-за чего? Из-за правил, конечно. Все системные ошибки возникают из-за правил – особенно, если где-то рядом союз «и». Посмотрим на следующую пару примеров. При этом следим все известные нам позиции. Сколько тут пауз? нул в хозяйский рюкзачок. (Две паузы). Вопрос: Ушастому нисколько не хотелось оставаться дома почему? Ответ: потому что у него были другие планы. Ответ – в рамку; рамка – в паузах; запятые на рамках – и цифры! Номера запятых: раз, и особенно – два! Проверка: смотри остаток («голова-хвост»). Ушастому нисколько не хотелось оставаться дома, и он ловко запрыгнул в хозяйский рюкзачок. Ничего нового: обычная, известная нам модель: Запятых должно быть две. Особенно следи вторую Тем более перед «и». Сколько тут пауз? Проверка: Ушастый не хотел оставаться дома один. – Где нельзя ставить запятую, которую обычно ставят здесь? – После слова «скучно»! Нет проверки: «голова-хвост» не срослись! – В чем ошибка? – В том, что нельзя тормозить! Надо отвечать на вопрос всей фразой! – Ушастый не хотел оставаться дома один – почему? – Потому что ему было скучно и все время хотелось пива! Опасное место обозначим: Ноль знака! Нет паузы. Нет паузы – нет проблемы. Главное – не тормозить! Проверка: Дом и сад купил какой-то банкир. А тут сколько пауз? Проверка: Дом расселили. – Где опасное место? – После слова «капремонт»! «Проверка»: Дом и которому уже 100 лет, расселили. Опять не срослось! В чем ошибка? – Опять затормозили. Хвост повис. Нельзя тормозить! Ноль знака! Нет паузы. Нет паузы – нет проблемы. Не тормозить! ППП: 1. Правильно посчитать и обозначить все паузы! 2. Правильно поставить рамки, отвечая на вопросы всей фразой – не тормозить! 3. Делай проверку: смотри остаток («голова–хвост»). Стык союзов Учить их не надо, да и смотреть на них тоже особенно нечего. Когда два – любых – союза стоят рядом (мелкие тоже участвуют: «и», например), то ставь между ними запятую, невзирая на отсутствие паузы. – Сколько в этих фразах пауз? – Две! А запятых сколько? – Три! – Вот это и есть главная новость. К тому же еще один сомнительный «бонус» к этой теме. Правило: на стыке союзов ставь запятую, но если дальше нет указательного местоимения «то» и местоименного наречия «так». То есть: В программе БП момент наличия «то» или «так» мы игнорируем. Мы приняли решение им пренебречь. Это – яркий пример синтаксического идиотизма. Он настолько очевиден, что следовать за ним мы предоставим педантам – пусть они объяснят, какой в этом смысл. Продолжаем наблюдение на простых моделях и элементарных примерах. Счет пауз: сколько? (Две). На стыке союзов всегда ставь рамку! Это важно не для того, чтобы между ними поставить запятую (об этом мы уже договорились заранее) – а для того, чтобы не пропустить следующую! Есть рамка – делай проверку: Убирай оборот (союзный) – проверишь не только остаток («голова–хвост»), но и паузу: Правильная пауза: брат уходил / я посылал – две фразы (о разном). Ноль знака! (Не посещал и отвечал.) И ноль знака – в предложении: ложная пауза. Это были так называемые «сложные конструкции» – предложения с разными видами связи (сочинение с подчинением). Наши действия остаются прежними: 1. Правильно считать и обозначить паузы. 2. Правильно поставить рамки. 3. Делать проверку, смотреть остаток. Глава 17 Вводный оборот Опора на речь! Решают паузы! До того все обороты мы легко узнавали по вопросам: правый – типа «какой?»; ДОБ – «что делая/что сделав», союзный – любой, какой подойдет. К вводному вопрос задать нельзя. Вместо «похоже» можно до бесконечности вставлять любые другие вводные – и с тем же успехом избавиться от них и убрать из предложения. Они не несут никакой информации: их роль чисто паразитическая: это все – эмоции, неважные ссылки на чье-то мнение и не более того. Эта модель – про родителей – будет выполнять роль «болванки» для проверки вводных. Если это вводный оборот – он интонационно встроится в эту модель и будут паузы. Нет – никаких пауз не будет: значит, это не вводный оборот. Наиболее частые ошибки: не являются вводными слова: «ведь», «вот», «даже», «однажды», «вдруг», «как бы», «наконец», «типа» (в смысле «наподобие»). Проверим заодно действие «болванки»: Длинный вводный оборот Заключай в скобки. Опора на речь! Вводный оборот всегда интонационно обособлен – ошибиться нельзя! Однажды мой дядя (он был крупным криминальным авторитетом) решил все бросить и разводить кроликов. Проверка: убери вводный, смотри остаток «голова– хвост». Однажды мой дядя решил все бросить и разводить кроликов. Внимание! Скобок достаточно! Запятых дополнительно ставить не надо! (Вместо скобок еще можно поставить тире с двух сторон – они взаимозаменяемы. Мы остановимся на скобках для сокращения количества позиций.) Скобки ставят тогда, когда нужно срочно еще что-то добавить к сказанному, перебив самого себя. Вот там, где мы сами себя перебили посреди фразы, и есть вводный (скобочный) оборот. Если присмотреться – это позиция «легко». Глава 18 Обзорный алгоритм Правый, ДОБ, союзный, вводный нам известны. Местоименный оборот Позиция «легко». Выраженная пауза: ошибиться нельзя. Усталая мама не могла снять шубу. Оборот можно убрать или передвинуть – но тогда он станет правым: Это правый! Сравнительный оборот (сравнение) Пауз может не быть, но сравнение ни с чем не перепутаешь. Запятых должно быть две! Сравнение легко убрать или передвинуть. Это позиция «легко»! Рядом со сравнением ходит одна малоприятная проблема: запятая перед «как». Договоримся правилами не пользоваться и предельно сократить количество позиций. Сразу появится опора и исчезнет неуверенность. Мы любим минимальное количество позиций – у нас другие задачи, чем у авторов учебников и справочников. «Врезки» Их придется заучить! К ним нельзя задать вопрос, как ко всем другим оборотам. Поэтому ты должен эти слова видеть (и слышать) – так же, как союз (он же вопрос) в союзном обороте. Несмотря Благодаря согласно Вопреки за исключением Кроме Будучи Хотя Опора на речь! Внимание на паузы: «Врезку» так же легко можно убрать и посмотреть остаток («голова-хвост»): Погода к ночи наладилась. А вот к ней самой – врезке – вопрос задать нельзя: погода к ночи наладилась. – Как? Почему? Когда? И т. д. Никакой вопрос не подходит, ни один не годится. Если бы это было возможно, это получилось бы сразу. (Только не делай одну очень распространенную ошибку в задавании вопроса: погода наладилась несмотря на что? – на мрачные прогнозы водителя. Это вопрос не от остатка к врезке, а вопрос внутри самой врезки. Вопрос надо задавать, не выходя за рамки врезки: от остатка. То есть прочти остаток, а следующее слово сразу должен быть вопрос.) Внимание на паузы: Убрать врезки, проверить остаток «голова-хвост». У врезок – выраженные паузы; они легко проверяются; врезки легко убрать, проверив остаток. С полным основанием причислим их к позиции «легко» при одном условии: их надо написать на листочке и примагнитить к холодильнику – рядом с «магнитами». Через неделю можешь снять и то и другое. Уточнение. Пауза правильная и ложная Внимание на паузы! Есть или нет, если есть, то сколько? Опора на речь! Интонационной разницы нет. Одинаковые паузы есть в обеих фразах. Но в одной она правильная, а в другой – ложная. Проверка: Разные вопросы (вопрос не равен вопросу): ложная пауза – нет запятой (ноль знака). Смотрим дальше. Сколько здесь пауз? Проверим их. На берегу реки («где») = недалеко от воды («где»)
Правильная пауза: подтвердим запятой. Вопрос: а со второй паузой что делать? – Ничего! Запятых должно быть две! Правильно: вторую паузу подтверждаем запятой автоматически.
Еще пример: сколько здесь пауз? Уже после полудня («когда») знакомыми улицами («как»). Вывод: ложная пауза! Нет запятой (ноль знака). – Вторую паузу будем проверять? Нет: она ведет себя точно так же (отпала вместе с первой).
Знай: сейчас ты вполне готов проверить любую паузу. Напоминаю: перечисления у нас сняты с контроля как позиция «легко» – они не в счет. Сложносочиненные предложения (запятая перед «и») (взошло солнце, и туман рассеялся) вспомним чуть позже и переведем их в позицию «легко». Практическая корректура. Работа над чужими реальными ошибками. Проверка пауз Я коллекционирую ошибки. Не ученические, а те, которые попадаются в городе, – в объявлениях, рекламе, печатных изданиях. Вот над этими «народными» ошибками мы сейчас и поработаем. На занятиях эта деятельность проходит очень оживленно: мало что позволяет так почувствовать собственное превосходство, как чужие промахи. (Все ошибки – реальные.) 1. В середине XIII века, китайский театр теней проник в Европу. 2. На следующий день, кухарка принялась за дело. 3. Они вышли из города, который быстро погружался в темноту и резко свернули вбок, в сторону леса. 4. В небольшом помещении примитивного парника, уютно зеленели огурчики. 5. Не оставляйте без контроля, свои сумки и кошельки! В торговом зале магазина, участились случаи краж. 6. Траттория – это простецкая итальянская едальня, где свою вечернюю тарелку макарон, заглатывают голодные трактористы. 7. Родители выселяемых учеников, не поленились объехать несколько зданий, где раньше находились детские сады и предоставили нам интересные факты. 8. Сразу после активации, вы сможете зайти на сайт. 9. Все пельмени, мы жарим за 20% от их стоимости. 10. Не нужно объяснять, что такой концерт, пропустить просто нельзя. 11. Это не только портит облик, нашего города, но и является административным правонарушением, которое ведет к ответственности в установленном порядке. 12. Если вы так и не заметили, грибные шляпки, торчащие из травы, можете переходить к следующему снимку – на нем, грибы отмечены стрелками. 13. Каждый гол, забитый «Зенитом» отмечаем рюмкой холодной водки. 14. Через игру детей, легко проследить ролевой «расклад» внутренней семьи ребенка, так как игра детей это зеркало «забав» родителей. 15. Для получения, сданной в камеру хранения, ручной клади пассажир обязан явиться заблаговременно. 16. А еще, уличный термометр, подскажет, пора надевать тепленькую кофточку или можно еще погулять полураздетыми. 17. Восхвалять артиста и приносить напитки для совместного распития, категорически одобряется. Наши действия: 1) счет пауз; 2) и их проверка. Поверка пауз: I. Проверим обороты, начиная с правого! (Важно соблюдать порядок действий!) II. Нет оборотов? Тогда проверим уточнение: I. Проверка оборотов (начиная с правого!) Правый: ищем «слово» смотрим вправо задаем вопрос типа «какой?» – «Века» – слово? – Да! – Века какого? – Китайский театр теней! Чепуха какая-то: это не правый! Тогда, может быть, ДОБ? – ДОБов нет. – Союзный? – Нет союзов! – Вводный? – Тоже нет! – Местоименный? – Нет местоимений! – Сравнение? – Ничего ни с чем не сравнивается! – Обращение? – Никто ни к кому не обращается! – Врезки? – Их здесь нет! Обороты не одтвердились. II. Проверка уточнения. Вывод: оборотов – нет! Уточнений – нет! Пауза – ложная. Запятая – неправильная. Сколько здесь пауз? (три). Проверка оборотов, начиная с правого: Ищем «слово»: – «Из города» – слово? – Да! Из города какого? Который быстро погружался в темноту. Ответ – в рамки! Рамка – в паузах. Запятых должно быть две! Особенно следить вторую! (А ее-то тут как раз и нет!) Тем более – перед «и»! Это правильная пауза: уточнение. Здесь два предложения. Начнем с первого. Внимание на паузы! Здесь их нет: «не оставляйте без контроля свои сумки и кошельки!» – ни одной паузы! А нет пауз – нет проблем! Зря запятую поставили (попробуй прочитать эту фразу и сделать паузу после «без контроля»: как-то фраза не очень по-русски начинает звучать). А вот во втором предложении пауза есть! (После «магазина».) Давай ее проверим. I. Проверим обороты (начиная с правого!). Ищем слово > смотрим вправо > задаем вопрос типа «какой?». – «Магазин» – слово? – Да! Магазина какого? Участились случаи краж! Ничего себе ответ! Правый отпадает. Дальше: – ДОБы? – Нет! – Союзный? – Нет союзов! – Местоименный? – Нет тут местоимений! – Сравнение? – Ничего ни с чем не сравнивается! – Обращения? – Никто ни к кому не обращается! – Врезки? – Отсутствуют! Итак, оборотов нет! II. Проверим уточнение: Все: ни оборотов, ни уточнений. Ложная пауза: зря запятую поставили. Следующий пример из достаточно достойного питерского глянцевого журнала. Внимание на паузы! Здесь из три. Первая (после «траттории») – это тире, ее пока не рассматриваем. Но после «едальни» и «макарон» – надо проверить. I. Проверим оборот (начиная с правого!). Ищем слово > смотрим вправо > задаем вопрос типа «какой?». – Едальня – слово? – Да! Едальня какая? (отвечать всей фразой! Не тормозить!) – Где свою вечернюю тарелку макарон заглатывают голодные трактористы. Конец ответа: рамка закрыта. Это был длинный правый оборот: Не тормозить! Отвечать всей фразой! Это главное, решающее действие во всех наших алгоритмах на паузную речевую пунктуацию. Проверим: смотрим остаток. Траттория – это простецкая итальянская едальня. У нас получилась правильная проверка. А у них? Еще раз посмотри, где стоит запятая «у них» и проверь «их» остаток («голова–хвост»). Траттория – это простецкая итальянская едальня, заглатывают голодные трактористы. А почему получилась такая чепуха? Да потому, что они затормозили посередине фразы! Вот и повис хвост: не срослась проверка! Зря запятую поставили! Остальные примеры «народных» ошибок проработай так же, как мы сейчас это сделали: в 2 действия: 1) счет пауз; 2) проверека паузы. Вот и весь синтаксис, вот и вся пунктуация. Главный алгоритм на все запятые в длинных и трудных предложениях Здесь имеются в виду всевозможные «сложные конструкции»: предложения с разными видами связи, осложненные внутри еще чем-нибудь: обособленньми согласованными определениями или обособленными обстоятельствами и так далее. Все это неважно. Мы знаем: Любая пауза – это или оборот, или уточнение. Если нет – значит, ложная. Здесь сейчас появится еще одна позиция; ее как-то по-особенному вводить не нужно. В ней нет ничего ни нового, ни особенного. Ее просто надо учитывать. Мы ее введем под номером ноль, так как ключевыми являются позиции № 1 и 2. ГЛАВНЫЙ АЛГОРИТМ. Проверка всех пауз по позициям: Это последний алгоритм на все запятые в любых предложениях (любой длины и сложности) мы отрабатываем на скучных примерах: это, как правило, какие-нибудь цитаты из старой литературы. К сожалению, в школе все имеют дело именно с такими образцами речи, несмотря на то что эта речь давно устарела. Тем не менее наши действия следующие: I. Счет пауз! Внимание: II. Проверим каждую паузу по позициям алгоритма. Рано или поздно. Это конец фразы? Мысль закончена? – Нет! Обороты есть? Проверим, начиная с правого: ищем «слово». – «Поздно» – слово? – Нет! Нет правого! – ДОБы? – Нет! – Союзные? – Нет союзов! – Вводный? – Нет! – Местоименный? – Нет местоимений! – Сравнение? – Ничего ни с чем не сравнивается! – Обращение? – Никто ни к кому не обращается! – Врезки? – Отсутствуют! Никаких оборотов нет! Проверим на уточнение: Это уточнение: правильная пауза! Запятая на паузе № 1. Запятая на паузе № 2 (вторая ведет себя точно так же). Дальше: «несбывшееся зовет нас». – Это конец фразы? Мысль закончена? – Да! – Запятая на паузе № 3! Пауза № 4 – это ДОБ. Правильная пауза. И пауза № 5 тоже правильная (запятых должно быть две!). Дальше союзный оборот (откуда? – Это вопрос, значит это – союз – надо сразу же взять в рамки, чтобы при проверке не повис хвост). В итоге: Проверка: 1) остаток «голова–хвост»; 2) проверка паузы перед «и». Еще пример. Внимание на паузы! Здесь 6 пауз. Проверим каждую паузу по позициям: – «Многие молодые люди» – это конец фразы? Мысль закончена? Нет! Проверим обороты, начиная с правого. Ищем слово > смотрим вправо > задаем вопрос типа «какой?». – «Люди» – слово? – Да! – Люди какие? – В долгие зимние вечера! Нет правого! – ДОБы есть? – Нет! – Союзные? – Нет союзов! – Вводный? – Тоже нет! – Местоименный? – Нет местоимений! – Сравнения? – Ничего ни с чем не сравнивается! – Обращения? – Никто ни к кому не обращается! – Врезки? – Отсутствуют! Обороты не подтвердились. Проверим уточнения: Это не уточнение. Вывод: 1) не конец фразы; не оборот; не уточнение. № 1 – ложная пауза – нет запятой (ноль знака). № 2 – тоже ложная (ведет себя точно так же). Проверка паузы № 3: здесь сразу виден правый. – «Сцены» – слово? – Да! – Сцены какие? – Увиденные в театре. Запятых должно быть две! Особенно следить вторую! Тем более перед «и»! Запятая на паузе № 4 (запятых должно быть две!) Поставь цифры! Номера запятых (на паузе 5 и особенно 6). В итоге: 6 пауз, 2 запятые. Внимание на паузы: I. Здесь 9 пауз. II. Проверка каждой паузы (сделаем ее в экспресс-режиме): 1-я – это ДОБ; 2-я и 3-я – это правый; 4-я – трудная пауза; 5-я – ДОБ; 6-я и 7-я – правый; 8-я и 9-я – правый. В итоге – 9 запятых. В одном месте рамка не попала в паузу: пауза после слова кабинет нуждается в проверке: Проверка: 1) остаток («голова-хвост») и 2) пауза перед «и». Ноль знака – на паузе! Ноль знака – на паузе в предложении! И остаток правильный. Итак, любое предложение, какое бы оно ни было длинное и «трудное», делаем в два действия (третье – проверка). 1. ПРАВИЛЬНО ПОСЧИТАТЬ И ОБОЗНАЧИТЬ ВСЕ ПАУЗЫ! Проверка каждой паузы по позициям главного алгоритма. 2. ПРАВИЛЬНО СТАВИТЬ РАМКИ, ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОСЫ ВСЕЙ фРАЗОЙ (НЕ ТОРМОЗИТЬ!). (3-е действие – это проверка: смотрим остаток («голова–хвост») и одновременно проверяем «трудную» паузу (если есть). Это и есть основные – и конечные – действия паузной речевой пунктуации (все запятые). Глава 19 Новая глава о паузной пунктуации Вся паузная речевая пунктуация (ПРП) делится на I. Запятые – это знаки горизонтальной пунктуации. В любом случае интонационно – это горизонтальные паузы! Голос идет ровно, монотонно, по прямой – никуда не падает и не взлетает: Вертикальная пунктуация. Знаки двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении (БСП) Перед этим маленькое, но ценное примечание. Во-первых, некоторые (и такие находятся даже среди взрослых людей) не видят особой разницы между тире и дефисом (кроме длины). Сразу определимся: дефис – это необходимый знак между словами или их частями (см. алгоритм «полуслитные. Все дефисы»), а вот тире – это знак внутри фразы (предложения), как, собственно, запятая. Во-вторых, во избежание частых (системных ошибок) сравним простые примеры. В чем разница? I. В первой колонке – нигде нет глаголов! Во второй – есть. II. В первой колонке – позиция «легко». Во второй – правые обороты.
«Системные» ошибки: «Началась физкультура – мой любимый предмет»; «Ко мне пришла Аня – моя подружка». Здесь нельзя ставить тире! Это – правые! При «спорных» позициях: запятую ставить или тире – ставь запятую. Есть знаки первого ряда (как умножение и деление) и второго (как сложение и вычитание). Также и здесь: при спорных позициях всегда выбирай запятую! (место тире будет определятся жестким алгоритмом.) Двоеточие и тире – это знаки-заместители. Они замещают отсутствие союзов. Подставив правильный союз, мы точно узнаем, какой надо будет знак поставить. Но это будет второе действие. А первое – это ОПОРА НА РЕЧЬ. «:» и «–» – это знаки вертикальной пунктуации Паузы знаков тире и двоеточие сильно отличаются от пауз, где запятые. Пауза на двоеточие выжидательная. Мы ждем продолжения, что будет дальше, и голос резко понижается («идет вниз» v). Паузы одинаковые – «голос вниз» в обеих фразах. Докажи правильность двоеточия в первой и ноль знака во второй (исходя из наших проверок, а не школьного правила про обобщающие слова!). Ответ простой: в первой есть проверка «а именно», а во второй – нет.
Три союза мы уже нашли, а больше нет. Зато есть четвертая позиция. Попробуем обойтись тем, что есть: 4. Я выглянул из кибиткиv«:» все было мрак и вихрь. Старик подошел к двери вплотнуюv«:» там негромко кто-то разговаривал. Ни один союз не подошел? Это потому, что там нет второго глагола, который легко восстановить, и проверка тогда получится: Мы часто пропускаем слова, без которых и так понятен смысл нашей фразы. Такие слова легко снова поставить на место: По сути дела, четвертая позиция – это та же третья. II. Опора на речь! Тире. Голос вверх^. На паузе голос делается более высоким и тонким, и поступить наоборот – попытаться его понизить – невозможно. Проверка – союз «а». Здесь пропущен союз в начале фразы (если он был – был бы союзный оборот, и тогда была бы запятая, а не тире). Восстановим союзы. 3. Хвалы приманчивы ^– как их не пожелать? Уже поздно ^– надо к дому двигаться. Подходит проверка «значит», «поэтому» и «следовательно». Выбери одну, на ней и остановимся. Слово «следовательно» точно указывает на отношения вывода, следствия (после тире). Союзов больше нет! 4. Быстрая смена событий (БСС). Только дядя открыл дверь сарая – ему на голову упала корзина. Я хвать за пояс – пистолета нет. Позиция «легко». Все позиции вертикальной пунктуации до крайности просты. Но и здесь необходимо строго соблюдать последовательность в своих наблюдениях и проверках. I. Вначале – опора на речь! II. И лишь затем – дополнительная проверка паузы союзом! Задача I. Опора на речь! Алгоритмом и проверками не пользоваться! Посчитать все двоеточия (голос вниз). II. Просеять на 2 колонки, вписать союзы для проверки. Глава 20 Запятые между двух определений Проверь себя: 1) старинные каминные часы, 2) длинные красивые волосы, 3) старый плюшевый диван, 4) последняя бракованная деталь, 5) гипсовая садовопарковая скульптура, 6) безобразный отвратительный концерт, 7) озлобленные обманутые вкладчики, 8) душный городской вечер, 9) знакомый говорящий попугай, 10) ужасный ночной кошмар, 11) дорогая любимая тетя Шура, 12) подозрительный пожилой дядя, 13) пыльный потрепанный чемодан, 14) примитивная противная песня, 15) великолепный стильный унитаз, 16) зеленый клубный пиджак, 17) старый больной дедушка, 18) злобный нерасторопный проводник, 19) бестолковый тупой контролер, 20) толстый внучатый племянник, 20) колючий еловый веник, 22) изобретательный безбилетный пассажир, 23) симпатичная общительная подруга, 24) беспочвенные несправедливые претензии, 25) новый спортивный костюм, 26) военный духовой оркестр, 27) быстрая правильная реакция, 28) экстренная пожарная ситуация, 30) трудная контрольная работа. Сколько из этих трудных примеров те, где есть запятая? Сверь свой ответ: их здесь 12 (2, 6, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 23, 24, 27). Чем ты руководствовался, принимая решение? Подавляющее большинство учащихся, как правило, решение принимает довольно легко и уверенно, но при этом они ни на что не опираются! То есть поддержки у них нет – только интуиция. Многие пытаются «объяснять»: вот это – однородное, а это – неоднородное определение; эти – к одному слову относятся, а эти – к словосочетанию. То есть они довольно близко к тексту пересказывают учебник. Но мы любим быстрые и правильные проверки. 1-я проверка: в ней нет ничего нового. Мне эту проверку показали во втором классе – я точно помню, так как в третьем классе я уже училась в другой школе. Вставляй союз «и»: встанет – есть запятая, нет – значит нет, ведь союз «и» – это гарант независимости! Но иногда союз «и» не работает. Или работает, но все-таки есть сомнения. На этот случай вот еще одна проверка – я ее придумала сама. Теперь все примеры «проверь себя» из начала главы проговори с учетом этих проверок: старинный – каминней, длиннее – красивее, старее – плюшевее и т. д. Глава 21 Вирусы I. Это любые исключения Исключения обладают свойствами сорняков: чрезвычайно живучи, их не надо окучивать, за ними не надо ухаживать – выживают сами по себе: никто никогда их специально не заучивает. Но знают их все. Только это никому не надо. Это такой грамматический чертополох. Мало того что он сам по себе бесполезен, но еще и вредоносен: загораживает и заслоняет полезные позиции, как растения от света, всячески мешая им проявиться, сбивает с толку. Вирусом исключений, перекочевавшим из ШОПа, должны были бы быть заражены следующие наши позиции: 1) «н» и «нн» (причем трижды): – чистые – позиция № 2, – чистые – позиция № 3, – действия – позиция № 3; 2) «ь» после шипящих – позиция № 2; 3) «о»/«е» после шипящих (чистые – позиция № 2); 4) приставки (позиция № 4). Мы это предусмотрели и сделали все, чтобы этого не случилось. Наша программа «БП» свободна от вирусов: само понятие «исключение» в ней отсутствует. Чистые – позиция № 2 Конечно же, и ты тоже, как и большинство всех учащихся, знаешь эти три слова: «оловянный», «деревянный», «стеклянный». Кто же их не знает – я вот даже не встречала такого человека. Но, во-первых, мало кто помнит, для чего он их знает, а во-вторых, и это главное – из-за них происходит абсолютное большинство всех ошибок в этой позиции. Никто не ошибается в этих словах – но не потому, что знает их наизусть, а просто это позиция «легко». Там автоматически «нн» рука пишет сама (опора на речь! Попробуй произнеси их с одной «н» – «оловяный – деревяный – стекляный»). Зато из-за них – системные ошибки в суффиксах «ан»-«ян» (которые с одним «н»): и вместо «серебряный» – пишут «серебрянный», а также «полотнянный», «кожанный». Мои утверждения небеспочвенны: я долго, а главное, постоянно «наблюдаю за процессом». Поэтому эти три слова мы сразу отправляем в позицию «легко» и снимаем с контроля. В системе нашей программы «БП» все исключения абсурдны. «Уж замуж невтерпеж», например, с точки зрения здравого смысла – это три сорняка, крепко сидящих в голове и твоих родителей, и даже бабушек. Стоят ли они того, чтобы всю жизнь их помнить? Не бывает ошибок «ужь» и «замужь», а уж слово «невтерпеж» вообще низкочастотно (как часто его приходится писать? Его частотность приближена к нулю): это просторечное, устаревшее, да и к тому же фонетически неприятное слово. Ценность всех остальных исключений точно такая же. Зато вред очевиден. II. Вредные проверки Вот самые распространенные ошибки: «вернусь на утро», «свернул в бок», «до школы не далеко», «у друга был не веселый вид». Люди так пишут даже не задумываясь, потому что у них уже давно сложился и действует неверный стереотип: «вставь слово». «Вернусь на следующее (раннее, майское, новогоднее) утро»; «свернул в левый (правый, другой, тот) бок»; «до школы не очень далеко»; «у друга был не особо веселый вид». Это действует привычка с первого класса: «Налей в (большую) чашку»; «залез на (колючую) елку». Сейчас уже давно это для всех – позиция «легко» и «рука пишет сама»; но привычка-то осталась. И она, к сожалению, осталась надолго (на очень долго!) даже у многих взрослых, которые продолжают пользоваться проверками. Такие вредные «проверки» мы расцениваем как вредные привычки. А как от них избавиться – мы теперь знаем (глава «Слитность»). III. Вредные «пары» Любая пара означает, что надо выбрать одно из двух. А значит, не факт, что ты выберешь то, что надо. И даже наоборот, как показывает практика, твой выбор будет неверным. В «ШП» таким ярким примером являются пары: Из-за этого никто не умеет правильно писать производные предлоги (это слова из первой колонки). Это потому, что вторая колонка тут вообще не должна стоять рядом, потому что она здесь ни при чем. Это специально, чтобы всех сбить с толку и прибавить кучу лишних позиций. Стоит мне спросить свою аудиторию: как надо писать «учился в течение каникул» – тут же я слышу со всех сторон «В течении реки! В течении реки!» То есть это первое, что всем приходит в голову. И «течение реки» всех напрочь сбило с толку еще в 6-м классе: именно тогда в учебнике вот так же точно, как здесь, страница была поделена пополам таблицей с подобными примерами. Окончательно доконал меня «течением реки» мой собственный приятель этим летом – в обстановке, далекой от обучения: в лесу, на фестивале экспериментальной музыки. Вдруг узнав, что я обучаю грамотности «без правил» таких, как он, молодых людей, он сразу отреагировал: – Блин, я всю жизнь парюсь насчет «в течение», «в продолжение», и так далее. – И, не давая мне вставить слово, «погнал»: – «В течении реки», «в течение дня»… Я не понимаю, как все это запомнить, – никогда не понимал. Ты можешь мне это объяснить? Вот вам результат вредоносной никчемности словосочетаний. В чем их вред и как решается эта тема в полсекунды путем резекции (то есть иссечения лишнего), читай в главе «Предлоги-братья»: там об этом подробно. А здесь – в общих чертах: вторую колонку надо вообще убрать из поля зрения, выкинуть и забыть о ней! Главная ошибка всех учебников состоит в том, что везде сталкивают, ставят рядом и предлагают сравнить (!) то, что ни в коем случае не надо не то что сравнивать, но даже рядом ставить нельзя: потому что это – увеличение количества позиций и провокация. Меня сильно забесили слова «в течение реки», и поэтому я решила тут же избавить своего товарища от школьных заблуждений. На клочке от программы фестиваля я нарисовала персонажей «Сауз-парка», и вопрос был решен. А слова типа «в течении реки» и т. д. мы оторвали, свернули, набили сухой травой и подожгли. Это было ритуальное действие, вполне соответствующее такому событию, как транс-фестиваль. Идя по пути сокращения количества позиций, мы старались избавиться от парности, оставляя лишь одну позицию – чтобы не было выбора. Вот так мы радикально решили проблему «границы слов», оставив под контролем только одну позицию – «слитно», а «раздельно» запретили, переводя ее в позицию «легко». И в результате наших действий сама собой рассыпалась еще одна «вредная пара» ШП – похожих слов («в след» – «вслед», «на встречу» – «навстречу», «в бок» – «вбок», «в пустую» – «впустую» и так далее). Теперь они остались только в учебниках. «Вредные пары» в ШП в теме «приставки» мы сократили простым и естественным способом «опора на речь»: («беЗболезненный» – «беСполезный»; «раЗдавил» – «раСтаял»; «воЗглавил» – «воСпринял»; «иСчез» – «иЗвечный»; «чреЗвычайно» – «череСчур»). Эту позицию (присатвки на «з»-«с») мы перевели в позицию «легко»(остальные позиции в теме «Приставки» мы практически все сняли с контроля, потому что мы присмотрелись к ним внимательно и стало ясно, что проблема приставок существует только в учебниках и, как следствие, в твоей голове). Все ошибки на приставки – а их немало – существуют из-за правил! На самом деле, как мы это уже выяснили, проблема отсутствует). А вот еще одна «вредная пара», которую предложил тебе учебник (глава «Дефисы»): «мама училась по старому учебнику» – «у них все по-старому»; «иду по нашему двору» – «все будет по-нашему». Ты, конечно, сейчас уже понимаешь, что нет здесь никаких «пар» в системе нашей программы – «БП». «По старому учебнику» и «по нашему двору» – это же позиция «легко» и она снята с контроля. А «у них все по-старому» и «все будет по-нашему» – это позиция № 2 алгоритма «все дефисы»[20]. А вот теперь доберемся до запятых. В пунктуации ШП есть очень зловредный вирус. Он внедрился в тему «Причастный оборот» и отравляет жизнь многим поколениям школьников. Правило о причастном обороте гласит примерно следующее: «если причастный оборот стоит до определяемого слова, то он не выделяется запятыми, а если после – то выделяется». В том же духе в дальнейшем объясняется пунктуация согласованных определений через два года после «изучения» причастных оборотов. Прочти примеры из этих колонок вслух, и станет ясно: В первый же день обучения в нашей программе «БП» начинается паузная речевая пунктуация («ПРП»):
Нет пауз – нет проблем? Значит, это позиция «легко» – «снять с контроля!» Это – первая колонка. Она есть во всех учебниках ШП, но ее нет в нашей программе «БП»: потому что там нет трудности, нельзя ошибиться (там можно ошибиться только если кто-то начнет «применять правило» и вспоминать – где какое-то там «определяемое слово» и что надо делать дальше). На самом деле ничего делать не надо! Нет пауз – нет проблем. Первая колонка лишняя: это позиция «легко» (там нет пауз). А вторая – это правый оборот. (Есть паузы! Значит есть проблемы. А раз так – у нас есть алгоритм «правый оборот».) Смотри главу ПРП «Правый оборот». IV. «Детские» правила могут содержать вирус «Ранние» правила (усвоенные в самом начале обучения в школе) иногда бывают опасны. Через несколько лет они становятся носителями вирусов. Когда ты – учащийся третьего класса, то ты отлично усвоил, что: «жи»-«ши» – через «и», существительные женского рода («ночь», «дочь») пиши с мягким знаком, а «не» с глаголом пишется раздельно. Это так же ясно, как и то, что зимрй холодно, а детом тепло. Ты не поставишь мягкий знак в словах «плащ», «товарищ» и «шалаш», а твоя рука (и ручка) всегда напишет мягкий знак в словах «мышь», «дочь», «ночь». Все это теперь позиция «легко», и это не зависит от нашей программы «БП». Это частично благодаря ШП (начальная школа), а больше всего благодаря твоему личному развитию. (И практике – практическому письму: научился писать – стал видеть – и наблюдать очевидные вещи при письме). Это отлично. Но через некоторое время на тебя обрушиваются правила. Одно из них гласит следующее: «существительные женского и среднего рода родительного падежа множественного числа не имеют мягкого знака: «много туч», «дач», «встреч», «лыж», «луж», «груш», «училищ». Вот как раз здесь-то, в этих словах (и им подобных), и делается основное количество ошибок. То есть их пишут с мягким знаком: «тучь», «дачь», «встречь» и так далее. Правило, конечно, тут же забывается (такие правила вообще не усваиваются), а привычка писать в словах женского рода мягкий знак осталась! Связь «женский род – мягкий знак» очень прочная: никто не пишет «мышь», «ночь», «дочь» – «мыш», «ноч», «доч». (Такую ошибку – «ноч» – я наблюдала только один раз, когда сама еще училась в школе. Ее сделал один мой знакомый в письме к своей подруге – моей однокласснице, но дело в том, что этот приятель вообще почти не учился в школе, так как он был из неблагополучной семьи и рос на улице. А за всю мою практику сознательного наблюдения за ошибками больше такого не было ни разу.) Так что ошибки типа «тучь», «дачь», «встречь», «грушь» вполне объяснимы: «туча», «дача», «встреча», «груша» – женский род. А раз женский род – то вот вам и мягкий знак. Вот поэтому в теме «мягкий знак после шипящих» алгоритм ППП снимает с контроля легкую позицию «женский род – мягкий знак» (слова типа «мышь», «ночь», «дочь»): мы ее не только не учитываем, но даже держим под запретом, чтобы не дать вирусу «ранних правил» проникнуть в нашу программу и заразить слабые позиции (где можно ошибиться и где это действительно происходит). Смотри главу «Ь» после шипящих». V. Маргиналы Ключевая позиция нашей программы «БП» – слитность, а также слитность у нас является главной позицией в поведении при письме (ППП). Но некоторые слова закону слитности не подчиняются, они занимают маргинальную позицию, и мы назовем их маргиналами. Это – вирусы. Маргиналов мало, учить их не надо, чаще всего это позиция «легко». Например: «встал с утра пораньше», «плохо соображал со сна», «с ума сойти можно», «пришло на ум», « получил по лбу». Тут варианты отсутствуют: если написать слитно, то это будут совсем другие слова: «сутра», «сосна», «сума», «Наум» и «полбу» (кто не знает, полба – это ячменная каша). В этом стишке подобные слова выделены: надо просто учитывать, что такие слова есть, но они «погоды не делают». Поэтому мы их не рассматриваем, чтобы не отклоняться от нашего главного направления – слитности.
Глава 22 Системные (основные) ошибки учащихся До тех пор пока я работала, как большинство преподавателей и репетиторов, без системы и не занималась этимологией и анализом ошибок так, как это сейчас делаю, в течение 20 лет толку от моей работы было мало. Ошибки учащихся, многообразные (как мне казалось тогда), необъяснимые и дикие были просто неуправляемой стаей диких ос, которые меня накрывали, как туча, а я отважно кидалась в нее, чтобы с ними бороться, – с упорством, достойным лучшего применения. Это как если бы какой-то лох-дачник, любящий мед, но не знающий повадок пчел, ринулся бы в рой с целью отбить мед – то есть получить результат. Вот именно такие результаты и были налицо. Задача не имеет решения до тех пор, пока ты не контролируешь ситуацию. А она должна быть под строгим контролем и точным учетом. Это не зависит от волеизъявления: мало ли учителей, которые доблестно и честно стремятся добиться результата, а результат – ноль, потому что они действуют вслепую и на ощупь. В их действиях нет системы, и главное, опоры: чтобы это появилось, необходимо стечение ряда обстоятельств. Во-первых: надо наблюдать ошибки, которые делают ученики, на одном и том же тексте в течение длительного времени – годами (и даже десятилетиями)! Во-вторых, испытуемых должно быть очень много: не 10–40, 50– 150 человек, а сотни и даже тысячи. В обыденной школьной практике составляющие эксперимента в лучшем случае не фокусируются. Учительница N, проработавшая в школе 40 лет (перед ее глазами прошли учащиеся нескольких поколений), такой практики не имеет. Она работает с неуправляемым неограниченным количеством позиций (орфография, пунктуация – программа школ не структурируется в необходимый, но минимальный объем); у нее нет конкретного предмета для наблюдения). По простому говоря, она каждый день идет на работу, ведет занятия по учебникам и «методическим рекомендациям», или по своему собственному усмотрению: диктанты, упражнения; ответы у доски; выучи правило – получишь пять; 45 минут прошло. И впереди еще много таких минут – до пенсии. Она знает, что Таня Ш. – отличница, 8 человек из класса – с тройки на четверку, остальные 30 – это «безграмотные»: они делают ошибки через слово, а некоторые вообще пишут корову через «ять». Всю эту биомассу старая учительница делит на 2 группы: 1) это дебилы (придурки): у них и другие предметы так же отвратительно и по поведению два; 2) это умные, развитые «ребята» – они хорошо учатся по всем предметам, кроме русского. Поэтому с ними тоже все ясно: надо больше заниматься, выучить правила; словарные слова надо проштудировать: по 20 слов в день – и все будет как надо. А если нет – то репетитора надо нанять. В качестве репетитора она может назначить себя, но необязательно: другая, точно такая же может взяться за это дело, но теми же способами. ШГ (Школа грамотности) с начала 90-х годов привлекла слишком большое количество учеников. Чтобы как-то структурировать этот бум, перед зачислением проводилась консультация (она и до сих пор проводится). Все абитуриенты в течение почти 20 лет и до сих пор пишут один и тот же текст. В нем нет ничего особенного: это обычный текст из учебника, но вскоре он стал безусловным тестером типичных ошибок и показателем разных форм дисграфий. Все дело в количестве испытуемых: с 1992 до 2002 г. его написали более 30 тысяч подростков – учащихся 7–11-х классов. В период между 2002 и 2005 гг. статистика не велась так же точно, как раньше, но тем не менее каждый день приходило на консультацию около 10 человек, а проводились они 5 раз в неделю – то есть тестировалось около 2000 человек в год. Ни один учитель в школе и ни один практикующий репетитор не имеет столько исходного материала для системного наблюдения над ошибками учащихся в одном и том же тексте: то есть я в отличие от них получила бесценный материал для эксперимента. В результате обнаружилось следующее: все ошибки испытуемых типичны (одинаковы), а значит – они системны. И эта система предельно точно структурируется. I. Границы слов II. Гласные III. «н» и «нн» IV. «ь» после шипящих Здесь приводятся для сравнения лишь некоторые образцы из практических наблюдений за ошибками, чтобы стало ясно, на каком основании программа БП считает главной позицией обучения слитность и почему с первого же дня обучения вводится установка «опора на речь». В пунктуации основными системными ошибками является отсутствие второй запятой в обособлениях перед союзом «и», запятые на ложных паузах. Множество системных ошибок порождают «исключения», поэтому мы их относим к «вирусам», и в нашей программе от них есть защита. А вот как защитить саму программу от чужих неуклюжих рук? В нашем городе действует как минимум две организации, которые пытаются учить грамотности, неумело копируя старые алгоритмы методики БП. Результаты такого обучения весьма плачевны: cслепое применение алгоритмов, глубоко чуждых традиционной грамматике, наносит учащимся непоправимый вред. Какими бы вывесками ни прикрывались горе-преподаватели, родителям и самим учащимся надо знать: единственным гарантом подлинности программы и самого обучения являюсь я сама, а там, где есть только ссылки на мою фамилию и методику – фальшивка: варианты отсутствуют и задача не имеет решения. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|