|
||||
|
27. Языковые средства создания эмоциональности и оценочности речи Помимо лексического значения, каждое слово содержит еще и другие компоненты. Слова, таким образом, могут отличаться по стилистической окраске, они могут быть возвышенными, нейтральными и сниженными ( очи, глаза, гляделки ). Слово может обозначать как нейтральное явление ( собрание ), так и давать ему оценку ( сборище ). Слова с эмоциональной окраской могут быть двух видов: 1) с положительной оценкой: возвышенные, одобрительные, торжественные, ласкательные слова ( зодчий, молодец, миленький ); 2) с отрицательной оценкой: неодобрительные, укоризненные, пренебрежительные, презрительные слова, обычно они стилистически снижены ( ротозей, скряга, сквалыга, трепач ). Стилистическая оценка и окраска очень важны в ораторском выступлении. Нет практически ни одной ораторской речи, не содержащей элемента оценочности. Оценку могут передавать различные части речи, но чаще всего – имена прилагательные. Прилагательные выражают открытую положительную или отрицательную оценку независимо от контекста. Языковые средства контакта – это специальные слова и выражения, активизирующие внимание и мышление слушателей. Посредством них устанавливается обратная связь. Благодаря ей в свою очередь видно, как аудитория реагирует на слова оратора (возглас, одобрительный кивок, заинтересованный, живой взгляд, одобрительная или неодобрительная реплика и т. п.). К средствам языкового контакта относится использование местоимений 1-го и 2-го лица. Я – это оратор, Вы – слушатели, Мы – собственно оратор и относящиеся к нему люди. В сочетании с предлогом с и творительным падежом других местоимений и существительных Мы означает группу лиц во главе с оратором (мы с вами), что создает взаимодействие оратора и аудитории, эффект общения и личного контакта. Глагольные формы передают движение, выражают отношение к лицу, указывают на субъективность высказывания, т. е. активизируют слушателей, способствуют объединению оратора с ними. Контактоустанавливающее значение имеют подобные фразы: «Давайте вместе с вами разберемся в причинах…»; «Мы с вами еще вернемся к поставленной проблеме…»; «Нам нужно признать, что эта гипотеза несколько спорна…» Наиболее употребимы следующие глаголы и глагольные сочетания: прошу вас, считаем, отметим, оговоримся, поясним, скажем прямо, попробуем понять, обратите внимание, поясним, отметьте себе, подумайте, считаем, думаем и т. п. К синтаксическим средствам контакта относятся обращения к слушателям, они помогают укрепить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание: дорогие мои, уважаемые слушатели и т. д. Средствами контакта служат также конструкции с изъяснительными придаточными: известно, что …; ясно, что …; можно предположить, что…; уверен, что …; конструкции с вводными словами: на мой (на ваш) взгляд . Воздействует на аудиторию и вопрос. Вопрос – это разновидность высказывания, цель которого – вызвать реакцию. Вопрос предполагает ответное побуждение. Риторический вопрос от собственно вопроса отличается тем, что он сам дает на себя ответ. В ораторской речи риторические вопросы утверждают ответы для большего привлечения внимания. Риторические вопросы придают информации большую убедительность, а в результате – действенность. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|