|
||||
|
Занятие 1 Язык и речь – чудо из чудес Язык – это система словесного выражения мыслей, знаний, представлений о мире, служащая средством общения людей. Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами – устно или письменно. Ежедневно мы получаем информацию посредством написанных где-либо слов – читаем книги, газеты и журналы, тексты на дисплее, объявления, вывески, рекламу и т. д. Гораздо чаще мы пользуемся устной речью – когда слушаем кого-либо или когда говорим сами. Это наш звучащий язык. Каждый человек начинает учиться понимать и произносить слова значительно раньше, чем ходить, и с речью не расстается на протяжении всей своей жизни. Для людей это обычное дело – говорить, разговаривать. Так же естественно, как совершать движения, смеяться, петь… Мы и не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем. Землю населяют разные живые существа, от мельчайших до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. Слова состоят из звуков. Сами по себе звуки ничего не обозначают. Произнесите звуки [о], [м], [д]. Никто ничего не поймет. Но достаточно эти же звуки произнести в другом порядке – [д], [о], [м], как всякий (говорящий по-русски) поймет, что вы сообщаете о строении, в котором живут люди. Почему так происходит? Много тысяч лет назад звуки, произносимые древними людьми, постепенно становились звуками речи – складывались в определенном порядке, в слова, приобретая определенное значение, называя какой-либо предмет или процесс, какое-то свойство. Каждый звук в слове занимает свое место. Например, в слове кот на первом месте звук [к], на втором – [о], на третьем – [т]. Если мы изменим порядок звуков (ток, кто), заменим хотя бы один из звуков (бот, кол) или исключим (от, ко), или прибавим (скот), то вместо первоначального слова будем иметь совершенно новые слова (или ничего не получится, кроме набора звуков). Вот почему очень важно правильно произносить, а также правильно, грамотно писать слова. Нужно помнить и о том, что в каждом языке какое-либо понятие обозначается «своим» словом, состоящим из других звуков сравнительно с русским языком. Получается, что понятие одно, а слова разные. Так возникает разнообразие языков.
Кто больше? Ведущий (учитель) произносит вслух односложное или двусложное слово и предлагает заменить в нем тот или иной звук так, чтобы получилось новое слово (имя существительное). Выигрывает тот, кто подберет наибольшее количество слов. дом – варианты: том, ком, лом, сом, ром, жом; дым; дол, дог, Дон, дот гора – варианты: кора, пора, нора; горн, горе бок – варианты: кок, док, рок, сок, ток, шок; бак, бук, бек; боб, бог, бор, бот кочка – варианты: дочка, бочка, мочка, ночка, почка, точка; качка; кошка, конка, корка Звуки речи Каждый язык имеет сравнительно небольшое количество звуков – типов, называемых в науке фонемами. В русском языке 41 фонема. Звуки делятся на две неравные группы: большую из них образуют согласные, а меньшую – гласные. Их роль в слоге различна: гласные – это звуки, состоящие из голоса и шума и образующие слог; согласные – это звуки, встречающиеся в слоге только с гласными, о чем свидетельствует и их название: согласный, то есть вместе с гласным (как и соавтор, соученик, собеседник). Различно и их произношение. Как произносятся гласные и согласные звуки? Представьте, что из трубы выливается вода. Попробуйте у края трубы создать препятствие – напор воды усилится. То же происходит и при произнесении согласных звуков. Когда образуются гласные, воздух проходит свободно, без препятствий. Проверить это легко: достаточно на тупой конец карандаша положить маленькую, согнутую в виде буквы г бумажку, поднести карандаш ко рту на расстоянии 7-10 сантиметров и произнести гласный звук, например [а] или [о]. Бумажка не шелохнется. А вот при произнесении согласных, например [б] или [ф], воздух встречает препятствие – бумажка падает. Кто важнее? Однажды поспорили между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее. – Мы, конечно, важнее! – закричали гласные. – Без нас никто и рта не раскроет! – Ну, это мы еще посмотрим! – дружно возразили согласные. – Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится! – А вот и получится! Например, [м]. – Да, только [м], а больше ничего! – И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог. – Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами! – О… е… и… а, – пролепетали гласные и смущенно умолкли. – Вот видите! А если мы скажем фнтк, так всякий догадается, что это фонетика. – Ну, хорошо. А вот вы попробуйте произнести без нас такие слова, как яма, ухо, ёлка, если и сотни других. Согласные произнесли что-то невнятно и тоже умолкли. А вы как думаете, ребята? Кто из них важнее и нужнее? Кто быстрее? Ведущий (учитель) предлагает каждому участнику игры написать в столбик все буквы алфавита. Задание: слева и справа от каждой буквы дописать еще по одной букве, чтобы получились слова (желательно имена существительные) – со всеми буквами алфавита в середине. Будет интереснее, если провести эту игру на время и определить победителя (победителей). Зачитать слова. Предпочтение – тем, у кого существительные. Редкая буква В русском языке редкой считается буква э. Ведущий (учитель) зачитывает краткие толкования значений различных слов, которые начинаются с э. Всякий раз называет слово тот из учеников, кто первым поднимет руку. За каждый правильный ответ – одно очко (или одну карточку с написанной фломастером буквой, или просто цветную карточку). 1) Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете. 2) Вид соревнования в беге. 3) Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота. 4) Широко распространившаяся заразная болезнь. 5) Команда корабля, самолета, танка. 6) Организованный вывоз людей, имущества в безопасное место. 7) Себялюбивый человек. 8) Посещение, поездка, путешествие группы лиц со специальной целью. 9) Очень срочный, спешный, неотложный. 10) Упругий, гибкий. 11) Изысканный, изящный. 12) Изображение, условно обозначающее какое-нибудь понятие (например, голубь обозначает мир). 13) Научное справочное пособие по всем отраслям знаний. 14) Сокращенное название эскадренного миноносца. 15) Железнодорожный состав для массовых дальних перевозок. 16) Помост для казни. 17) Мировое пространство, в котором распространяются радио-волны. 18) Отражение звука от предметов. 19) Белая поверхность, на которой демонстрируются фильмы. 20) Вывоз товаров за границу. 21) Отдельный предмет (в коллекции, на выставке). 22) Научный опыт. 23) Проверочное испытание по учебному предмету. 24) Предварительный набросок рисунка, картины. 25) Короткое сатирическое стихотворение. 26) Мороженое, глазированное шоколадом. 1) этикетка 2) эстафета 3) эскадра 4) эпидемия 5) экипаж 6) эвакуация 7) эгоист 8) экскурсия 9) экстренный 10) эластичный 11) элегантный 12) эмблема 13) энциклопедия 14) эсминец 15) эшелон 16) эшафот 17) эфир 18) эхо 19) экран 20) экспорт 21) экспонат 22) эксперимент 23) экзамен 24) эскиз 25) эпиграмма 26) эскимо Задание на дом. Вспомните или найдите в словаре как можно больше слов на букву э, чтобы на следующем занятии можно было провести короткое соревнование – игру «Кто больше?». В качестве домашнего задания можно предложить ребятам определить слова на э по толкованиям из игры «Редкая буква» (то есть не проводить игру на этом занятии) или по другому (подобному) списку – если есть возможность подготовить ксерокопии. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|